Научная статья на тему 'ВЕДОМСТВЕННЫЕ СМИ РОССИИ (на примере газет «Гудок» и «Московский железнодорожник»)'

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СМИ РОССИИ (на примере газет «Гудок» и «Московский железнодорожник») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / советская печать / ведомственные СМИ / железнодорожная газета / темы / этика / media / Soviet press / departmental media / railway newspaper / topics / ethics

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чикиркина Дарья Олеговна

В статье исследуется история развития ведомственных средств массовой информации в России. Они появились еще во времена Российской империи в 1802 г. В основном все издания издавались в Санкт-Петербурге и не пользовались большой популярностью, и там редко публиковались материалы о жизни ведомств. Все изменилось после Октябрьской революции. В то время практически каждое ведомство выпускало свою газету, где рассказывало о своей работе и достижениях. Ярким примером ведомственного СМИ стала газета «Гудок», которая была создана в 1917 г. В настоящее время газета продолжает свою работу, но постепенно ее тираж сокращается. На данный момент выходит 32 тыс. экземпляров бумажной газеты по всей стране. Постепенно бумажная газета становится «премиум-продуктом». Также стоит отметить, что в бумажном виде в основном выходят ведомственные и корпоративные издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENTAL MEDIA OF RUSSIA (using the example of “Gudok” and “Moskovsky Zheleznodorozhnik” newspapers)

The article examines the history of the development of departmental media in Russia. They appeared during the time of the Russian Empire in 1802. Basically, all publications were issued in St. Petersburg and were not very popular and materials about the life of departments were rarely published there. Everything changed after the October Revolution. At that time, almost every department published its own newspaper, where it talked about its work and achievements. A striking example of departmental media was the newspaper “Gudok”, which was created in 1917. Currently, the newspaper continues its work, but its circulation is gradually decreasing. Nowadays 32 thousand copies of the paper edition are published throughout the country. Gradually, the paper version is becoming a “premium product”. Also, it is worth noting that the paper format is characteristic mainly of departmental and corporate publications.

Текст научной работы на тему «ВЕДОМСТВЕННЫЕ СМИ РОССИИ (на примере газет «Гудок» и «Московский железнодорожник»)»

УДК 070.1 ББК 76.02

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-4-76-81

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СМИ РОССИИ (на примере газет «Гудок» и «Московский железнодорожник»)

Д. О. Чикиркина

Аннотация. В статье исследуется история развития ведомственных средств массовой информации в России. Они появились еще во времена Российской империи в 1802 г. В основном все издания издавались в Санкт-Петербурге и не пользовались большой популярностью, и там редко публиковались материалы о жизни ведомств. Все изменилось после Октябрьской революции. В то время практически каждое ведомство выпускало свою газету, где рассказывало о своей работе и достижениях. Ярким примером ведомственного СМИ стала газета «Гудок», которая была создана в 1917 г. В настоящее время газета продолжает свою работу, но постепенно ее тираж сокращается. На данный момент выходит 32 тыс. экземпляров бумажной газеты по всей стране. Постепенно бумажная газета становится «премиум-про-дуктом». Также стоит отметить, что в бумажном виде в основном выходят ведомственные и корпоративные издания.

Ключевые слова: СМИ, советская печать, ведомственные СМИ, железнодорожная газета, темы, этика.

Для цитирования: Чикиркина Д. О. Ведомственные СМИ России (на примере газет «Гудок» и «Московский железнодорожник») // Наука и школа. 2024. № 4. С. 76-81. Б01: 10.31862/1819-463Х-2024-4-76-81.

© Чикиркина Д. О., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

DEPARTMENTAL MEDIA OF RUSSIA

(using the example of "Gudok" and "Moskovsky Zheleznodorozhnik" newspapers) D. O. Chikirkina

Abstract. The article examines the history of the development of departmental media in Russia. They appeared during the time of the Russian Empire in 1802. Basically, all publications were issued in St. Petersburg and were not very popular and materials about the life of departments were rarely published there. Everything changed after the October Revolution. At that time, almost every department published its own newspaper, where it talked about its work and achievements. A striking example of departmental media was the newspaper "Gudok", which was created in 1917. Currently, the newspaper continues its work, but its circulation is gradually decreasing. Nowadays 32 thousand copies of the paper edition are published throughout the country. Gradually, the paper version is becoming a "premium product". Also, it is worth noting that the paper format is characteristic mainly of departmental and corporate publications.

Keywords: media, Soviet press, departmental media, railway newspaper, topics, ethics.

Cite as: Chikirkina D. O. Departmental media of Russia (using the example of "Gudok" and "Moskovsky Zheleznodorozhnik" newspapers). Nauka i shkola. 2024, No. 4, pp. 76-81. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-4-76-81.

В России первые ведомственные средства массой информации появились еще во времена Российской империи. В 1802 г., согласно Манифесту «Об учреждении министерства», было создано Министерство внутренних дел Российской империи. Спустя два года, в 1804 г., стало издаваться первое ведомственное СМИ -«Санкт-Петербургский журнал». Его целью было воспитание добропорядочности и законопослушности среди граждан империи [1, с. 23].

По прошествии семи лет также началось издание «Северной почты, или Новой Санкт-Петербургской газеты». Первый номер вышел в августе 1809 г. Издание выпускалось при Почтовом департаменте. Газета просуществовала вплоть до 1819 г., еженедельно предлагая читателям по два номера. Что касается содержания, в издании были как политические тексты, так и материалы о работе правоохранительных структур, развитии промышленности в империи, сельского хозяйства, ремесел, торговли и финансов. Более того, в газете периодически появлялись новости, охватывающие международную повестку, что выгодно отличало ее от подавляющего большинства других печатных изданий. Несмотря на все вышеперечисленные достоинства и особенности, газета была вынуждена закрыться. Основной причиной этому стал тот факт, что Почтовый департамент перестал находиться непосредственно в структуре Министерства внутренних дел. В связи с этим все последующие сообщения и новостные материалы данного учреждения стали направляться в другое издание, а именно - в газету «Санкт-Петербургские ведомости» [2, с. 25-30].

Еще одним ведомственным печатным СМИ в истории отечественной журналистики были «Санкт-Петербургские Коммерческие ведомости». Издание было создано в 1811 г. Газета представляла собой два листка, где были опубликованы главные новости Российской империи - «указам по сей части относящиеся». С 1825 по 1860 г. газета числилась при Департаменте внешней торговли.

В 1829 г. был создан «Журнал Министерства внутренних дел». Он просуществовал до 1861 г. Его особенность была в том, что он не публиковал ведомственных материалов, которые были бы посвящены деятельности полиции. В нем было много статей о культуре, истории, краеведении, статистике, здравоохранении и церковном быте. Считается, что это издание стало прототипом многих церковных изданий. В декабре 1907 г. появляется журнал «Вестник полиции». Он освещал деятельность правоохранительных органов [3].

Во время Октябрьской революции ситуация с ведомственными изданиями меняется. Они начинают набирать популярность. Практически каждое ведомство или сообщество начинает издавать свое СМИ. К примеру, в это же время появилась газета «Голос трудового крестьянства». Это была еженедельная газета крестьянского отдела ВЦИК. Ее тираж составлял 60 тыс. экземпляров, и она раздавалась всем крестьянам бесплатно. В 1918 г. в молодом государстве начал издаваться еженедельник Народного комиссариата по делам национальностей «Жизнь национальностей». Он был создан с целью освещения проблемы промышленности и сельского хозяйства, культуры и истории для просвещения национальных регионов [4].

Железнодорожная газета «Гудок» появилась в декабре 1917 г. Ее появление связано с проблемами транспортной системы страны. В начале ХХ в. численность работников на железных дорогах России достигала 1,3 млн. Сама работа на стальных магистралях была очень трудна. К примеру, чтобы провести поезд от Москвы до Рязани, в его топку нужно было накидать 10 т угля. Также был повышенный уровень травматизма. Было много аварий и крушений. Продолжительность рабочего дня составляла 10-11 часов в день, а летом доходила до 12-14 часов. В 1905 г., чтобы как-то исправить ситуацию, был создан Всероссийский железнодорожный союз (в настоящее время - «Роспрофжел»). Благодаря ему положение железнодорожников стало меняться к лучшему, но началась Первая мировая война и изменения прекратились [5].

В годы Гражданской войны железные дороги продолжали переживать не самое лучшее время. Каждый третий паровоз был негоден для эксплуатации. Большие надежды были связаны со Всероссийским исполнительным комитетом железнодорожного профсоюза. Но у него не получилось исправить ситуацию, и тогда ряд транспортных профсоюзов взбунтовались и организовали свою Конфедерацию профессиональных железнодорожных союзов.

Состояние железнодорожного хозяйства после Октябрьской революции продолжало ухудшаться. Железнодорожная среда была расколота. Новые власти пытались восстановить порядок на железной дороге. Рабочие на своих собраниях требовали, чтобы новое правительство положило конец разрухе и навело порядок. В этот момент появляется газета «Гудок». Ее создал Всероссийский железнодорожный союз. Само название было выбрано не случайно. Оно отражало ожидание трудового народа. Гудок паровоза служил сигналом к действию, бдительности и был призывом к возрождению [6].

Над первым номером газеты работали сразу четыре редактора, которые сами писали материалы. Часть публикаций первого номера была похожа на раздробленный манифест о революции. В первом номере газеты имелось несколько рубрик. На первой полосе был раздел «Наши задачи», в котором был опубликован призыв к объединению железнодорожников «под знаменем трудовой революции и лучших заветов международного трудового движения». Также были рубрики «Рабочий класс и текущий момент», «Рабочий контроль» и «Наш союз и безработица» [6].

Второй номер «Гудка» был выпущен 16 января 1918 г. В нем опубликованы материалы, посвященные III Съезду советов, материалы о забастовках в стране, о си-

туациях на железных дорогах и работе по охране труда. Появилась новая рубрика под названием «Хроника». Редактором был назначен А. А. Хаин. В таком формате газета просуществовала два года. Работа шла не очень хорошо, за это время вышло всего 9 номеров [6].

Весной 1920 г. Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) поменял формат газеты. Издательство переехало из Петрограда в Москву, и сама газета стала выходить ежедневно. Был издан приказ от 28 мая 1920 г., опубликованный в издании «Известия ВЦИК». В нем говорилось, что ежедневная газета «Гудок» создается совместно с политическим управлением комиссариата путей сообщения, Главода и профессиональными организациями железнодорожников и водников. Они считали, что все транспортные работники (железнодорожники и водники) должны обращать внимание на газету - так называемое «новое орудие поднятия нашего транспорта». Издание было обязано выявлять и освещать на своих страницах общее состояние транспорта, его недостатки, достоинства, новые победы и завоевания. Главная цель газеты - стать верным орудием в борьбе за возрождение российских железных дорог, и помочь в этом могут только сами работники. «Нужно через посредство газеты оповещать весь путейский мир и всю страну о жизни нашего транспорта - каждой дороги, каждого участка, мастерской, области, реки, района, затона и пр. С другой стороны, руководящие работники железнодорожного и водного транспорта должны внимательно следить за информацией "Гудка", проверять в сфере своей компетенции все указания на сколько-нибудь серьезные упущения и недостатки, принимать меры к их устранению и тем устанавливать твердую связь между словом и творческим делом» [7].

Новая газета быстро стала известной среди не только железнодорожников, но и обычных граждан. Корреспонденты редакции общались с работниками стальных магистралей и принимали письма рабочих, которые после редактирования публиковались в газете. Поддерживало газету и руководство Наркома Путей сообщения. Особенно Л. Д. Троцкий, который в 1920 г. был назначен Наркомом Путей сообщения. Он следил за каждым номером и давал оценку практически каждому материалу в газете. Вскоре «Гудок» стал центральным органом ЦК транспортных рабочих, а в 1925 г. тираж газеты составлял 305 тыс. экземпляров [6].

Стоит отметить, что «Гудок» не был единственной железнодорожной газетой в России. Еще во времена Российской империи появилась железнодорожная газета «Московский железнодорожник».

Газета «Московский железнодорожник» была создана 16 января 1877 г. В начале она выходила под названием «Листок объявлений железных дорог третьей группы». В первом номере «Листка» было опубликовано обращение императора Александра II. В нем он выразил «признательность и всемилостивейшую благодарность всем, кто принимал участие в подготовке переброски русских войск по железным дорогам на Балканы». Данное обращение было прологом к Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В газете с конца XIX в. и начала XX в. публиковалась информация, которая была важна железнодорожникам и пассажирам. Например, были размещены сведения об изменении тарифов, новых условиях перевозок, расписания движения пассажирских поездов, распоряжения правлений и администрации железных дорог Российской империи. Вся эта информация была нужна железнодорожникам того времени и их пассажирам. После Октябрьской революции газета поменяла название на «Воля и думы железнодорожника». В 1933 г. газета называлась «Семафор», а в 1935 г. она получила свое нынешнее название «Московский железнодорожник» [8].

Также в это же время в некоторых вузах появляются свои отраслевые издания. К примеру, во Втором Московском государственном университете в 1926 г. появляется газета «За Лениным». Газета была органом ячеек ВКП(б), ВЛКСМ и Исполбюро профсекций 2-го МГУ. Она выпускалась для студентов, преподавателей и работников данного вуза. Газета выходила до 27 апреля 1930 г. В ней публиковались материалы о жизни университета, новостные заметки и письма читателей. Над газетой работали не только молодые преподаватели и аспиранты, но и сами студенты. При газете был сформирован кружок студкоров, где студентов обучали азам журналистики. Их заметки публиковались в газете [9].

В настоящее время ведомственные газеты продолжают функционировать [10], но часто как корпоративные издания [11]. У них своя специфика и как раз именно они преимущественно выходят в бумажном виде. Также ведомственные СМИ продолжают держать курс, который взяли еще в Советском союзе. Это значит, что ведомственные СМИ носят не только информационную функцию, но и воспитательный характер - формирование определенных морально-нравственных качеств. Также распространена система подписки. У многих из них нет статуса общероссийских, как у газеты «Гудок».

Газета «Гудок» существует в настоящее время. Она выходит в бумажном и электронном варианте. Ее тираж - около 30 тыс. экземпляров. Корреспонденты освещают актуальные новости железнодорожного транспорта, и газета пользуется популярностью среди железнодорожников. Газета «Московский железнодорожник» с 2020 г. входит в издательский дом «Гудок» (https://gudok.ru/zdr/). Читателями бумажной версии остаются более 14 тыс. железнодорожников.

Таким образом, ведомственные СМИ продолжают развиваться, но они существуют внутри ведомства и редко выходят на общероссийский уровень. Но также есть мнение, что будущее печатных газет видится за корпоративной и отраслевой прессой, потому что она является стабильным сегментом на российском рынке, который продолжает выпускать газеты не только в электронном виде, но и бумажном [12]. Это связано с тем, что их целевой аудитории важен именно бумажный формат газеты, который превращается в эксклюзивный продукт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варадинов Н. В. История Министерства внутренних дел / [соч.] д-ра прав и философии Н. Варадинова. Ч. 1-3. СПб.: тип. М-ва вн. дел, 1858-1862. Т. 7. С. 23.

2. Янченко И. Л., Токмачева А. Ю. Ведомственная периодическая печать в системе Министерства внутренних дел Российской империи (дореформенный период XIX в.) // Труды академии управления МВД России. 2018. № 4. С. 86-92.

3. История российской полиции: научный справочник - календарь памятных дат / В. Л. Кубыш-ко, А. Н. Конев, Н. В. Павличенко [и др.]; под общ. ред. В. Л. Кубышко. М., 1918. C. 25-30.

4. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: учеб. пособие / под ред. Я. Засурского. М.: Изд-во МГУ; 1999.

5. Аксененко Н. E. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917-1945. СПб.: ВТИ ЖДВ и ВОСО, 1997. С. 237.

6. Богатко С. А. Первый номер // Гудок. 2012. От 26.07. URL: https://www.gudok.ru/ newspaper/?ID=681936 (дата обращения: 05.09.2023).

7. Троцкий Л. Д. «Гудок». Приказ по Народному Комиссариату путей сообщения от 28 мая 1920 г. URL: https://www.marxists.org/russkij/trotsky/works/trotl605.html (дата обращения: 01.09.2023).

8. Александрова Е. От листка объявлений до отраслевых СМИ // Гудок. 2022. № 7. От 19.01. URL: https://gudok.ru/zdr/175/?ID=1592491 (дата обращения: 20. 08.2023).

9. Кодола Н. В. Газета «За Лениным» 2-го МГУ: приемы формирования читательской аудитории // Медиаальманах. 2021. № 1. С. 82-86. DOI: https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.1.2021.828.

10. Лебедев А. В., Козлов А. В. Сможет ли пресса ответить на вызовы времени? Печатные СМИ в условиях информационной революции во втором десятилетии XXI века // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9, № 3. С. 472-484.

11. Козлов А. В. Ведомственные СМИ в условиях трансформации медиапространства (на примере российских военных печатных СМИ в горячих точках в 1992-2019 гг.) // Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 1999-2019 годы: материалы IX междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. 2019. С. 313-315.

12. Кодола Н. В., Глазкова В. А. Вузовская пресса в условиях трансформации медиапространства // Наука и школа. 2019. № 2. С. 68-72.

REFERENCES

1. Varadinov N. V. Istoriya Ministerstva vnutrennikh del. Part 1-3. St. Petersburg: tip. M-va vn. del, 1858-1862. Vol. 7. P. 23.

2. Yanchenko I. L., Tokmacheva A. Yu. Vedomstvennaya periodicheskaya pechat v sisteme Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy imperii (doreformennyy period XIX v.). Trudy akademii upravleniya MVD Rossii. 2018, No. 4, pp. 86-92.

3. Kubyshko V. L., Konev A. N., Pavlichenko N. V. et al. Istoriya rossiyskoy politsii: nauchnyy spravochnik - kalendar pamyatnykh dat. Ed. by V. L. Kubyshko. Moscow, 1918. Pp. 25-30.

4. Ovsepyan R. P. Istoriya noveyshey otechestvennoy zhurnalistiki: ucheb. posobie. Ed. by Ya. Zasurskiy. Moscow: Izd-vo MGU, 1999.

5. Aksenenko N. E. Istoriya zheleznodorozhnogo transporta Rossii i Sovetskogo Soyuza. T. 2: 1917-1945. St. Petersburg: VTI ZhDV i VOSO, 1997. P. 237.

6. Bogatko S. A. Pervyy nomer. Gudok. 26.07.2012. Available at: https://www.gudok.ru/ newspaper/?ID=681936 (accessed: 05.09.2023).

7. Trotskiy L. D. "Gudok". Prikaz po Narodnomu Komissariatu putey soobshcheniya ot 28.05.1920. Available at: https://www.marxists.org/russkij/trotsky/works/trotl605.html (accessed: 01.09.2023).

8. Aleksandrova E. Ot listka obyavleniy do otraslevykh SMI. Gudok. 2022, No. 7. Ot 19.01. Available at: https://gudok.ru/zdr/175/?ID=1592491 (accessed: 20.08.2023).

9. Kodola N. V. Gazeta "Za Leninym" 2-go MGU: priemy formirovaniya chitatelskoy auditoria. Mediaalmanakh. 2021, No. 1, pp. 82-86. DOI: https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.L2021.828.

10. Lebedev A. V., Kozlov A. V. Smozhet li pressa otvetit na vyzovy vremeni? Pechatnye SMI v usloviyakh informatsionnoy revolyutsii vo vtorom desyatiletii XXI veka. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2020, Vol. 9, No. 3, pp. 472-484.

11. Kozlov A. V. Vedomstvennye SMI v usloviyakh transformatsii mediaprostranstva (na primere rossiyskikh voennykh pechatnykh SMI v goryachikh tochkakh v 1992-2019 gg.). In: Rossiya i mir: razvitie tsivilizatsiy. Transformatsiya politicheskikh landshaftov za period 1999-2019 gody. Proceedings of the IX International scientific-practical conference. In 2 vols. Vol. 1. 2019. Pp. 313-315.

12. Kodola N. V., Glazkova V. A. Vuzovskaya pressa v usloviyakh transformatsii mediaprostranstva. Nauka i shkola. 2019, No. 2, pp. 68-72.

Чикиркина Дарья Олеговна, аспирант Института журналистики, коммуникаций и медиа-образования, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]

Chikirkina Darya O., PhD post-graduate student, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.10.2023 The article was received on 06.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.