Научная статья на тему 'Вебинар как форма повышения квалификации'

Вебинар как форма повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вебинар как форма повышения квалификации»

СТАТЬ ГРАЖДАНИНОМ И ПАТРИОТОМ

ВЕБИНАР КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Д. А. Залазаев, преподаватель обществознания ГОУ НПО «ПУ № 17» В. А. Трофимов, канд. ист. наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин ГОУ «КРИРПО»

Все более востребованной становится сегодня такая нетрадиционная форма обсуждения проблем организации, содержания образования и воспитания, коллегиальной выработки способов их разрешения, как проведение вебинаров (on-line семинаров) разного уровня и содержания. Вебинар утверждается и как новая форма повышения квалификации.

Сотрудники ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» в текущем 2010/2011 учебном году не только участвуют в работе вебинаров, в т. ч. федерального уровня, но и сами начали практиковать эту интересную и перспективную форму обучения.

Каковы очевидные плюсы, в том числе отмечаемые участниками вебинаров? Это возможность, не покидая рабочего места, в режиме реального времени не просто общаться с коллегами из других учреждений профессионального образования и обсуждать выносимые на семинар актуальные, назревшие проблемы (стать некоторым образом их внешними экспертами), но и оперативно предлагать свои проекты возможных решений, дистанционно делиться своим опытом и в прямом эфире, и в чате, приобретая новую компетенцию нетрадиционного публичного выступления. Федеральный уровень вебинара расширяет эти возможности до масштабов всех регионов страны. В пространстве вебина-ра через оперативную связь с ведущими учеными, специалистами, авторами учебников и современных методик, участвующих в вебинарах, сразу получаем ответы на волнующие вопросы. Информация, полученная по итогам вебинара, быстрее становится достоянием педагогического сообщества. Очень важно, что у участников совершенствуются навыки интернет-общения посредством специализированных программных и аппаратных средств, что позволяет использовать их более эффективно. Не секрет, что определенная часть участников регистрируется только для того, чтобы обозначить свое присутствие и в надежде услышать от других «готовые рецепты» решения проблем. Но даже в этом случае у вебинара сохраняется позитивный обучающий и побудительный эффект.

Из недостатков очевидным является то, что и на федеральном, и на региональном уровне не удается пока наладить устойчивую полноформатную связь между всеми участниками вебинара. Думается, это явление временное. Но пока невольные технические паузы заставляют ведущих вебинара либо тянуть одеяло на себя и обсуждение переходит в монолог, либо активизировать не тех участников, которым есть что сказать и показать, а тех, чьи технические возможности позволяют в

данный момент быть в эфире. Некоторых участников пугает сам факт нахождения в прямом эфире (от неумения быстро реагировать на ситуацию, до сугубо житейского «а как я там буду выглядеть»). Следовательно, этому необходимо предварительно обучать.

В феврале текущего года нами был проведен очередной плановый вебинар по теме «Формирование гражданской, этнокультурной, общечеловеческой и патриотической идентичности обучающихся начального и среднего профессионального образования». Круг участников - руководители УПО, педагоги и воспитатели, методисты и руководители музеев.

Обсуждая возможные и необходимые шаги по формированию гражданина и патриота в новых условиях, участники акцентировали внимание уже не на агитационной констатации, что «без единой государственной идеологии мы ничего хорошего не добьемся» и давно назрела «необходимость государственной национальной идеи, которая объединила бы людей разных поколений и социальных уровней», а о месте и роли самих учреждений начального и среднего профессионального образования области в этом процессе. Какие реорганизационные меры оправданы и должны быть приняты? На какие направления подготовки профессиональных рабочих и специалистов, востребованных на рынке труда, необходимо сконцентрировать внимание всех коллективов УПО? Ибо быть профессионалом - значит, быть патриотом своей Родины. Любовь к Родине начинается с любви к семье, улице, школе, училищу, колледжу. От хорошо зарекомендовавших себя прежних форм и приемов работы, традиционных мероприятий, как считают участники, не нужно отказываться, а необходимо активнее искать и находить новые, менять методические подходы и приемы.

Формирование гражданских позиций гораздо успешнее осуществляется в практической деятельности обучающихся, поэтому в кузбасских учреждениях профессионального образования сегодня гораздо шире стали практиковать деятельностный подход в воспитании через непосредственное участие молодежи в гражданско-патриотических акциях, социально значимых проектах, особенно в волонтерском движении, поисковой работе и т. п. Многочисленные примеры такой работы приводились участниками вебинара. Шла речь и о том, что необходимо «ориентировать процесс воспитания на нравственные ценности с широким привлечением представителей религиозных конфессий», что активизируется работа музеев УПО, возросла роль музейной педагогики. Как отметили участники вебинара, это связано и с тем, что ГОУ

«КРИРПО» уделяет серьезное внимание вопросам повышения квалификации руководителей музеев УПО.

По мнению участников вебинара, необходимо продолжение и, возможно, изменение формы проведения. Временные рамки одного вебинара не позволяют вовлечь в обсуждение всех зарегистрировавшихся, найти ответы на все вопросы, заслушать и обсудить все предложения. Высказанные в ходе вебинара предложения найдут практическое воплощение в разработке спецкурсов и модулей образовательных про-

СТАТЬ ГРАЖДАНИНОМ И ПАТРИОТОМ -

грамм курсов повышения квалификации, методических рекомендаций по решению обсуждаемых вопросов в помощь профессионально-педагогическим работникам УПО. В самих учреждениях профессионального образования, о чем говорили участники вебинара, предстоит (и уже начата) работа по пересмотру форм, способов, методов и технологий воспитательной работы, приведению их в соответствие целям и задачам современной государственной политики в данном вопросе.

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

О. С. Корнеева, социальный педагог ГОУ СПО «ЮТАиС»

Эффективным средством формирования личной активной позиции молодых людей во всех видах общественно полезной деятельности является широкое развитие волонтерского движения.

Волонтерское движение в ГОУ СПО «ЮТАиС» существует давно. Ранее оно было в виде тимуровского и комсомольского движения, однако современное развитие волонтерское движение получило в результате растущих социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры не заменимы. В нашем учреждении много активных ребят, которые добровольно тратят свои силы и время на пользу конкретным людям, нуждающимся в их помощи. Кто такие волонтеры - это добровольцы, лидеры, общественные помощники, внештатные сотрудники. Общее, что их объединяет, - добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). На базе ГОУ СПО «ЮТАиС» действует волонтерское объединение молодежи под названием «Next», что означает «следующие»: следующее поколение, способное и готовое помогать предшественникам.

Целью объединения является стимулирование интереса к истории родного края и формирование патриотизма и гражданственности. В связи с этим был создан социальный проект «Связь поколений», автор -студент первого курса группы СМ1 Дмитрий Больша-нин. Завершающим этапом проекта является создание экспозиции для будущего музея. В настоящее время ведется поисковая работа, накопление материала для ее организации. Подростки взаимодействуют со старшим поколением, ветеранами Великой Отечественной войны и профтехобразования, в результате мы воспитываем в них толерантность и уважение к старшим. Используем новые формы самоутверждения в труде. Благоустраиваем служебные помещения и их территории, помогаем детским домам, школам-интернатам - вот далеко неполный перечень форм общественно полезной деятельности участников проекта. Особое внимание уделяется заботе о пожилых людях (помощь в быту, уборка снега).

Идея создания волонтерского объединения пришла через тесное сотрудничество с Молодежным центром г. Юрги и постоянное участие в акциях различного уровня. Помогая другим, мы общаемся, налаживаем социальные связи, копим базу данных, одновременно формируя в ребятах чувство принадлежности к обществу, в котором они живут. Волонтерское объединение «Next» работает как независимое агентство, которое время от времени организует мероприятия, привлекая активистов и общественность.

Есть у нас свои лидеры по направлениям: М. Стрельников, С. Макаренко, Л. Федоренко, М. Дмитриев - лидеры трудового отряда; Я. Чернов, А. Стрельников, А. Мас-ленкин - координаторы движения поисковых творческих работ; Т. Медведев - информационный спонсор. Всего в объединении - 80 студентов. Чтобы волонтерское движение было эффективным, необходимо в организации и работе соблюдать следующие принципы:

• принимать в волонтеры на основе доверия и ответственности;

• конкретизировать дело, где каждый участник может быть и организатором, и исполнителем идей;

• принцип доброжелательной требовательности к качеству работ;

• самоорганизация;

а также использовать методы:

• стимулирования, активизирующие студентов на основе здорового общественного мнения и поощрения, побуждающие их к активной творческой деятельности;

• методы контроля, которые предполагают анализ и оценку выполненного, сравнения, обобщения результатов деятельности.

О результатах работы педагога узнаешь спустя годы через встречи выпускников, через желание бывших учащихся зайти в родное училище, поделиться своими проблемами и радостями, посоветоваться.

Будущее нашей страны, региона, города и училища, как бы громко не звучали эти слова, зависит от личности учителя, от учащегося, от желания обеих сторон сделать что-то полезное для себя и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.