Научная статья на тему '«Вчерашний человек в каждом из нас»: размышления о месте концепции Э. Дюркгейма в философии культуры'

«Вчерашний человек в каждом из нас»: размышления о месте концепции Э. Дюркгейма в философии культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
195
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЧЕРАШНИЙ ЧЕЛОВЕК / YESTERDAY'S MAN / ВООБРАЖАЕМОЕ СООБЩЕСТВО / IMAGINED COMMUNITY / СОЛИДАРНОСТЬ / SOLIDARITY / АМНЕЗИЯ / AMNESIA / АНАМНЕЗИС / ANAMNESIS / Э. ДЮРКГЕЙМ / DURKHEIM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рейфман Борис Викторович

В статье выдвигается идея внутренней противоречивости концепции социальной солидарности Э. Дюркгейма. Автор акцентирует внимание на истоках целостного понимания культуры и на его кризисе, обнаружив в новых подходах к культурной памяти иное, чем в предшествующей традиции, соотношение сознательного и бессознательного, амнезии и анамнезиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Yesterday’s man into everyone of us”: the considerations about the location of Durkheim’s concept in the philosophy of culture

In the paper is put forward the idea of the internal contradiction of the Durkheim’s concept of social solidarity. The author focuses attention on origins of holistic understanding of culture and its crisis, detecting the different ratio between conscious and unconscious, amnesia and anamnesis into new approach to the cultural memory, than into preceding tradition.

Текст научной работы на тему ««Вчерашний человек в каждом из нас»: размышления о месте концепции Э. Дюркгейма в философии культуры»

Б.В. Рейфман

«ВЧЕРАШНИЙ ЧЕЛОВЕК В КАЖДОМ ИЗ НАС»:

РАЗМЫШЛЕНИЯ О МЕСТЕ КОНЦЕПЦИИ Э. ДЮРКГЕЙМА В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

В статье выдвигается идея внутренней противоречивости концепции социальной солидарности Э. Дюркгейма. Автор акцентирует внимание на истоках целостного понимания культуры и на его кризисе, обнаружив в новых подходах к культурной памяти иное, чем в предшествующей традиции, соотношение сознательного и бессознательного, амнезии и анам-незиса.

Ключевые слова: вчерашний человек, воображаемое сообщество, солидарность, амнезия, анамнезис, Э. Дюркгейм.

В своей книге «Эволюция педагогики во Франции» Эмиль Дюркгейм писал:

В каждом из нас в той или иной пропорции живет вчерашний человек. И это тот самый вчерашний человек, который силой вещей главенствует в нас, поскольку настоящее только в малой части сравнимо с долгим прошлым, в котором мы сформировались и откуда мы происходим. Однако мы не чувствуем этого человека прошлого, поскольку он инвертирован в нас, он составляет бессознательную часть нас самих1.

Эти слова знаменитого социолога с сегодняшней вековой дистанции воспринимаются как выражение его амбивалентной позиции относительно «правильного» социального поведения. С одной стороны, его высказывание выглядит констатацией нашей исторической незрелости, требующей преодоления. С другой стороны, ха-

© Рейфман Б.В., 2013

рактеристика «вчерашнего человека» в данной цитате указывает на неотъемлемое человеческое свойство, не имеющее никакого отношения к его историческому возрасту. Получается, что это свойство необходимо не оспаривать, а культивировать, поддерживая те или иные формы «воображаемого сообщества» (понятие, введенное Б. Андерсоном).

На мой взгляд, это противоречие связано с одной важной особенностью целостного мировоззрения Дюркгейма, которая просматривается во многих его текстах. В частности, в ранней работе социолога «О разделении общественного труда» говорилось:

В нас есть два сознания. <...> Одно содержит только состояния, свойственные каждому из нас... между тем как состояния, обнимаемые вторым, общи всей группе. Первое представляет и устанавливает только нашу индивидуальную личность, второе представляет коллективный тип и, следовательно, общество. <...> Но эти два сознания... связаны друг с другом, так как в итоге составляют только одно. <...> Они, следовательно, солидарны2.

«Солидарность» в приведенной цитате, по-видимому, следует понимать одновременно и как согласованность, и как согласие личных и коллективных установок внутри индивидуального сознания. Подобное субъективное состояние не ведает глубокой рефлексии и уж точно абсолютно «не трагедийно». В данном высказывании Дюркгейма оно предстает в качестве психологической истины или, по крайней мере, определенного идеала психической жизни. Однако этот смысл вступает в непростые отношения с другими важнейшими направлениями мысли социолога. Так, «солидарность», понимаемая как полное совпадение согласованности и согласия «двух сознаний», не является для него ни однозначно-позитивным, ни, тем более, бесспорным свойством субъективности. Дело в том, что психические установки, «общие всей группе» («коллективные представления»), Дюркгейм подразделил на свойственные либо механической, либо органической социальной солидарности. Механическая солидарность исключает даже потенциальную возможность конфликтов между индивидуумом и коллективом, тогда как «ценностная природа» органической солидарности ориентирует индивидуума на «личностность»3. Это понятие означает умение «критически воспринимать социальные нормы и правила, во всяком случае, не окружать их особым пиететом»4. И если механическая солидарность действительно подразумевает согласованность

личных и коллективных установок индивидуума в форме их абсолютного согласия, то с органической солидарностью дело обстоит гораздо сложнее.

Дюркгейм, явно отдававший предпочтение именно органической солидарности, связывал ее с неизбежной рефлексией своих истоков каждым индивидуумом. Эта рефлексия у него являлась и следствием, и причиной анамнезиса «вчерашнего человека в каждом из нас» (говоря метафорическим языком самого социолога). Веривший в прогресс ученый видел в органической солидарности залог будущего «общества различий», для которого характерно множество вариантов критического отношения к миру на основе той или иной «профессиональной этики» (а не обобщенной морали). Таким образом, «органическая солидарность» Дюркгейма соотносится с тем типом «коллективных представлений», который обладает потенциальной энергией критической ценностной ориентации, не забывая о «вчерашнем человеке в каждом из нас».

Однако отношение социолога к несогласию между личным и коллективным сознаниями все-таки остается двойственным. Вопрос можно сформулировать так: должны ли установки культуры настраивать личность на припоминание, атакующее сами эти установки в процессе предельной («философской») рефлексии? В этом случае доля неосознаваемого «вчерашнего человека» в нас будет непрерывно уменьшаться. Или же, наоборот, установкам культуры надлежит всячески содействовать припоминанию ограниченному (в частности, специализированно-профессиональному), подтверждающему их «воображаемый» статус?

В социологии Дюркгейма мы обнаруживаем, как уже было сказано, стремление к такой амбивалентности, которая не дает преимущества ни одному из этих походов. Но вскоре после смерти Дюркгейма, верившего в будущее общество специалистов, произошла утрата воли (по-видимому, неизбежная) к консенсусу частично-рефлективной профессиональной амнезии и предельно-рефлективного философского анамнезиса. В гуманитарном творчестве лучших учеников Дюркгейма и его последователей «профессионально-критический» приоритет начал претендовать на полное доминирование. Возникли понятия «социальные рамки памяти» и «ментальность», исходящие из ценностей «частного человека», живущего своим конкретным делом; так на передовые позиции вновь был выдвинут «простец» - как в его средневековых, так и современных обличьях. Позже появились концепты «забвения», которое «как на индивидуальном, так и на коллективном уровне отнюдь не

является дефектом, негативной стороной» человеческого существования5. Все это было откликом на происходившие в самой социальной реальности изменения статуса «человека массы», превращавшие его в человека «массового общества». Эти понятия при их «отнесении к ценности»6 как раз и раскрываются как варианты частично-рефлективной позиции, утратившей интерес к «хитрости мирового разума». С другой стороны, сами эти базовые установки содействовали возвышению уже не человека-«творца», склонного к предельной рефлексии, а человека-«криэйтора». С «рациональным» энтузиазмом отдаваясь своему конкретному делу, «криэй-тор» совсем не стремится к философскому, научному или художественному поиску целостности, к выходу к границам культуры.

Во второй половине ХХ в. «человек массы» окончательно превратился из «объекта культуриндустрии» в «персону»; как писал Р. Гвардини, эта персона «не есть проявление упадка и разложения», а является новой исторической формой человека, способной «полностью раскрыться как в бытии, так и в творчестве»7. При этом амнезия как качество частично-рефлективной рациональности уже не нуждалась в каком-либо «отнесении к ценности». В различных гуманитарных дискурсах ценность такой амнезии подразумевалась или манифестировалась авторами, став очевидной для читателей, слушателей и зрителей. В философии повседневности, в cultural studies, в школе «Анналов» неосознаваемый «вчерашний человек в каждом из нас» трактовался как такое основание любой деятельности, которое по большому счету и не должно осознаваться, чтобы не разрушать необходимые рамки и «пределы» познания8.

Такое отношение раскрывалось, прежде всего, в дискурсах, синтезировавших идущую от Дюркгейма тему двух солидарностей с концепцией «социального конструирования реальности», исходившей из «феноменологии естественной установки» А. Шютца. Но именно в социологии Дюркгейма уходящая ценность универсализма, ищущего предельные основания культуры, и грядущая ценность «пределов» сосуществовали не в форме тех или иных манифестаций, а на гораздо более глубоких уровнях мысли. Именно в метафоре «вчерашнего человека в каждом из нас» просматривается научный «характер»9 той «ограниченности», которая позволяет фиксировать (или проектировать) себя и свое прошлое. Одновременно в этой метафоре содержится и философская несводимость к окончательной конкретике тех «границ», к которым можно лишь бесконечно приближаться. А смысл понятия «культура», рождавшийся на рубеже XVIII и XIX вв., как раз и неотделим от понятия

«границы», подразумевающего ценность универсалистского стремления к предельным основаниям субъективности10.

Коль скоро Дюркгейм предстает у нас в образе двуликого Януса, необходимо сказать несколько слов и об истоках его традиционной универсалистской ипостаси. Существование живой коллективной памяти, одушевляющей индивидуальное сознание, было темой философов во времена позднего Просвещения. Ее предыстория связана с понятиями «природа наций» и «мир наций» Д. Вико. Отсчет же ее истории нужно вести от И.-Г. Гердера, который оставил «естественному человеку» Ж.-Ж. Руссо его природность, инстинктивность и чувственность, но заменил вневременную руссоистскую «жизнь сердца» чередой вариантов «естественности» (как выражения определенного «народного духа»).

Гердеровское объяснение «прогресса» (от этого просвещенческого понятия он не отказался) состояло в обнаруженной им «закономерной связи... исторических явлений и событий»11, которую он считал «разумным основанием» действительности. Однако у Гердера еще не было идеи внутренней дифференциации человеческой субъективности. А.В. Карельский отмечает, что «принцип чувства», тождественный у Гердера «народному духу», не столько противопоставлялся принципу разума, сколько «призван был дополнить просветительское представление о человеке»12. Приоритет разумности «просвещенного человека» Гердер заменил принципом разумности «естественного человека». По-настоящему же конфликтные отношения между «чувством» и «разумом» складываются в мировоззрении йенских и гейдельберг-ских романтиков. А.В. Карельский полагает:

Суть романтического переворота в сознании в том, что чувство принципиально противопоставляется рассудку, разуму. Чувство их не дополняет, а замещает - как единственная надежная точка опоры

13

индивида в мире, как средство, орган ориентации и познания13.

Но это уже совсем не то «чувство», которым Руссо характеризовал «естественного человека», а Гердер - одушевленного «народным духом» субъекта. В романтическом бытийном «чувстве» в полный голос говорит то внутреннее состояние человека, которое связано с «гениальным» обнаружением и осознаванием им «народного духа» как целостного коллективного бессознательного. Ф. Шеллинг утверждал:

Когда идея целого явным образом предшествует частям, но может быть показана лишь путем своего раскрытия в частях... то ясно, что

здесь имеется противоречие, преодолимое лишь для гения, то есть путем внезапного совпадения сознательной и бессознательной де-ятельности14.

«Рассудок» же, которому противостоит это бытийное романтическое «чувство», как раз и знает только «части», отрезанный от любых путей к постижению их целостности.

Фундаментальная идея «совпадения сознательной и бессознательной деятельности» возникла в трансцендентальной философии И. Канта и И.Г. Фихте15. Позже у Шеллинга и романтиков главным в этом «совпадении» было обретение человеком гармонии целостного «чувственного» существования в осознанных границах культуры. Но у Канта и Фихте любое состояние целостности понималось как частичное, требующее непрерывного преодоления. Принципиально незавершаемое движение в этом направлении стало ориентиром для всех будущих концепций, связанных с приоритетом предельно рефлективного анамнезиса.

Важнейшей вехой на пути этого движения стала философия Г.В.Ф. Гегеля, который превратил субъекта «совпадения сознательной и бессознательной деятельности» в Абсолютный Дух. Кульминацией же (и в то же время кризисом) универсалистской ценности стала философия культуры, возвратившая человеку «функцию» анамнезиса. Неокантианство, философия жизни, феноменология, новая социология, философия символических форм Э. Кассирера, экзистенциализм и герменевтика часто противостояли друг другу, но были едины в своей склонности к поиску коллективно-психологических целостностей и их оснований.

Именно в философии культуры «вчерашний человек в каждом из нас» попал в двусмысленную ситуацию. Связанный с предельным критическим мышлением приоритет припоминания закономерно столкнулся с проблемой «самоедства»: он оказался лицом к лицу с необходимостью преодоления своей же ценностной установки. Культурно-исторические варианты решения этой проблемы стали одним из факторов рождения, взросления и доминирования новых ценностей - ценностей амнезии.

Примечания

1 Цит. по: Бурдьë П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. Вып. 2. // URL: http://hq.soc.pu.ru/publications/ jssa/1998/2/4bourd.html (дата обращения: 12.02.2010).

2 Цит. по: Чеснокова В.Ф. Язык социологии // URL: http://www.polit.ru/article/

2008/11/05/soc/ (дата обращения: 30.11.2009).

3 «Личностность» в данном случае понимается не в психологическом, а в сугубо

культурологическом смысле, связанном с вполне определенными новоевропейскими ценностными установками, которые актуализировались на рубеже XVIII и XIX вв. Понимание личностности не как «вечной» ценности, а как нового принципа культуры, рожденного поздним Ренессансом, отстаивает Л.М. Бат-кин, постоянно уточнявший свою позицию в теоретических спорах с А.Я. Гу-ревичем. Именно такого взгляда на личностность, в отличие от многих других социологов, придерживался и Э. Дюркгейм.

4 Цит. по: Чеснокова В.Ф. Указ. соч.

5 Васильев А.Г. Культурная память/забвение и национальная идентичность: теоре-

тические основания анализа // Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке. М.: Совпадение, 2012. С. 37.

6 «Отнесение к ценности» - одно из главных понятий Баденской школы неоканти-

анства и важнейший принцип «индивидуализирующего метода» исторического познания Г. Риккерта.

7 Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 145.

8 Особенно отчетливо такая ценностная установка просматривается в габитусах

П. Бурдье. Этим термином он обозначает «принципы, порождающие и организующие практики и представления, которые, хотя и могут быть адаптированы к их цели, однако не предполагают осознанную направленность на нее».

9 С.С. Аверинцев писал: «Что это такое - личность, понятая объективно, чужое

"я", наблюдаемое и описываемое как вещь? Греки ответили на этот вопрос одним словом: "характер". <...> Слово это по исходному смыслу означает либо вырезанную печать, либо вдавленный оттиск этой печати, стало быть, некий резко очерченный и неподвижно застывший пластичный облик». См.: Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов) // Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 23, 24.

10 Конечно, нельзя забывать и о тех смыслах понятия «культура», которые подразуме-

ваются знаменитой метафорой Цицерона. Однако в данном случае я имею в виду определенную изначальность «культуры» (в утвердившем в наше время понимании).

11 Межуев В. М. Идея культуры. М.: Университетская книга, 2012. С. 87.

12 Карельский А.В. Немецкий Орфей. М.: РГГУ, 2007. С. 128.

13 Там же.

14 Цит. по: Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997. С. 113.

15 Самые ранние истоки «бессознательного» нужно искать, конечно же, в философии Платона, в его «анамнезисе». Однако ни тематизации «бессознательного» как такового, ни, тем более, его концептуализации у Платона еще не было.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.