УДК. 37.035.461
ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ - ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ И СПОСОБНЫХ СТУДЕНТОВ
В.С Глухов, Р.А. Галустов, И.В. Дикая, А.А. Дикой
Статья публикуется при финансовой поддержки Министерства образования и науки РФ, номер проекта
6.850.2011
В статье исследуются важнейшие аспекты деятельности педагогических вузов по выявлению и развитию талантливых и способных студентов. Описывается опыт работы Армавирской государственной педагогической академии по поиску. развитии и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи. Приведены данные, показывающие эффективность данной работы.
Ключевые слова: выявление и развитие талантливых и способных студентов, педагогические вузы.
В новом законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих способностей одаренных детей, творческой молодежи.
Талантливый студент выделяется яркими, очевидными, иногда, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития таланта определяется сложным комплексом природных задатков и социокультурной среды, опосредованного деятельностью студента (игровой, учебной, творческой, трудовой).
В связи с этим особое значение для проявления и развития таланта и способностей имеют условия для собственной активности талантливых студентов.
Типичные причины отсутствия условий для реализации таланта - «неадекватное» социокультурное окружение и недостаток материальных и финансовых ресурсов семьи или местного сообщества.
В некоторых случаях причиной, задерживающей становление таланта, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные особенности развития студента, например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения, нестандартное поведение и т.п.
Частой причиной подавления таланта на уровне системы профессионального образования является невозможность модификации стандартной образовательной траектории (дефицит норм, регулирующих образование, недостаточная квалификация профессорско-преподавательского состава) [1].
Социальная значимость таланта обучающейся молодежи связана с профессиональной деятельностью. Признаком таланта, как правило, является достижение выдающихся результатов в сфере профессиональной деятельности. Одаренность вне сферы профессионального образования и профессиональной деятельности, как правило, не получает общественного признания
Ключевой задачей для государства и общества становится организация такой системы отбора программы профессионального образования, которая основывалась бы на максимально полном выявлении способностей и интереса к определенному направлению деятельности.
В проекте концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему сформулированы проблемы, препятствующие эффективной работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью [1]:
1 Высокая степень методологической неопределенности в раннем распознавании таланта детей и молодёжи. Субъективизм в оценках таланта со стороны педагогов.
2 Неразвитость механизмов выявления одаренности и таланта, форм и методов поиска, воспитания и поддержки талантливых детей школьного возраста, студенческой молодежи и молодых профессионалов.
3 Низкая психологическая и педагогическая компетентность и мотивация учителей и педагогов в выявлении и поддержке одаренных (талантливых) детей школьного возраста, студенческой молодежи и молодых профессионалов.
4 Отсутствие в образовательных организациях системной работы по выявлению и поддержке одаренных (талантливых) детей школьного возраста, студенческой молодежи и молодых профессионалов. Ограниченность ресурсных возможностей, в создании условий для реализации одаренности (развитии таланта) детей и молодежи в различных сферах человеческой деятельности. Финансирование дополнительного образования из муниципального бюджета
приводит к созданию разных условий поддержки одаренных (талантливых) детей и молодежи в зависимости от политики и ресурсных возможностей муниципальных образований.
5 Отсутствие системной деятельности по поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи на региональном и федеральном уровнях.
Опыт работы Армавирской государственной педагогической академии показал, что в настоящее время можно сформулировать несколько проблем работы с одарёнными и талантливыми детьми и студенческой молодёжью.
Во - первых, в школах практически отсутствует совершенная система профессиональной ориентации старших школьников, а педагогические вузы в основном занимаются профагитацией будущих абитуриентов.
Во - вторых, в регионах практически отсутствует системная поддержка одарённых и талантливых детей и молодёжи.
В - третьих. Во многих педагогических вузах отсутствуют организационные и кадровые возможности для поддержки интеллектуально одаренных и талантливых студентов.
Для решения перечисленных проблем, в Армавирской государственной педагогической академии (АГПА) разработана программа по выявлению, развитию и поддержки одарённых школьников и талантливой обучающейся молодёжи, которая предусматривает следующие направления работы с одарёнными школьниками и талантливыми студентами:
1 Вовлечение школьников в научно - техническое творчество, с целью профессиональной подготовки и развития их творческих способностей.
2 Введение в рабочие учебные планы по направлениям подготовки будущих бакалавров курсов по выбору студентов и факультативов, направленные на изучение проблем поиска, развития и поддержки одарённых детей и талантливой обучающейся молодежи.
3 Разработка образовательных ресурсов для организации изучения курсов по выбору студентов и факультативов.
4 Разработка эффективных моделей и механизмов консолидации усилий научно-педагогических работников по выявлению, развитию и адресной поддержки интеллектуальной и творческой деятельности одарённых детей и молодёжи в условиях многоуровневого вузовского комплекса
5 Организация в академии систематической работы по изучению международного опыта работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью.
6 Разработка системы поощрения и вознаграждения профессорско -преподавательского состава, добивающихся высоких результатов в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.
В академии, с целью координации и совершенствования работ по поиску. развития и поощрения одарённых и талантливых студентов, создан «Центр выявления, развития и поддержки одарённой и талантливой студенческой молодёжи».
С целью вовлечения школьников в научно-техническое творчество в академии создана «Техническая малая академия школьников», в которой школьники приобретают пропедевтические знания и практические навыки по 3Б моделированию, мехатронике и робототехнике и современным средствам измерения.
Академия организует и проводит Всероссийские, региональные и зональные олимпиады школьников по технологии.
В период весенних каникул академия проводит региональные конкурс -фестивали: по научно-техническому творчеству детей и молодёжи по механотронике и робототехнике «Создай свою мечту!» и творческим дизайн - проектам детей и молодёжи по интерьеру, дизайну костюма и ландшафтному дизайну «Юные дизайнеры Кубани».
В период летних каникул в академии работают кружки:3Б моделирования, мехатроника и интеллектуальные роботы, современная измерительная техника
В рабочие учебные планы введены курсы по выбору студентов «Поиск, развитие и поддержка одарённых детей и талантливой обучающейся молодежи». Преподавателями академии разработан учебное пособие (курс лекции) «Поиск, развитие и поддержка одарённых детей и талантливой молодежи».
Коллектив профессорко - преподавательского состава кафедры технологии и дизайна АГПА работает над выполнением научного проекта по заданию Министерства образования и науки РФ «Эффективные модели и механизмы консолидации усилий научно-педагогических работников по выявлению, развитию и адресной поддержки интеллектуальной и творческой деятельности одарённых детей и молодёжи в условиях многоуровневого вузовского комплекса».
Целью настоящего проекта является обеспечение благоприятных условий создания в вузе
эффективной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
В процессе выполнения проекта в течение 2011-2014 годов будут решены следующие
задачи:
- создание в Армавирской государственной академии системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей и молодежи в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
- выявления и поддержки одаренных детей и молодёжи, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от г. Армавира.
- координация деятельности образовательных учреждений и центров работы с детьми и молодёжью г. Армавира по работе с одаренными детьми и их поддержка;
- оказание консультационной помощи родителям и научно- педагогическим работникам образовательным учреждений и центров г. Армавира и прилежащих к нему районов, работающим с одаренными детьми.
Задачи подпрограммы:
- создание государственной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки;
- координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка;
- оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми».
Научная значимость данного проекта состоит в том, что в процессе выполнения НИР будут созданы научно- обоснованные эффективные модели и механизмы консолидации усилий научно-педагогических работников по выявлению, развитию и адресной поддержки интеллектуальной и творческой деятельности одарённых детей и молодёжи в условиях многоуровневого вузовского комплекса.
Практическая значимость состоит в практическом внедрении разработанных моделей и механизмов в жизнь.
В процессе выполнения научного проекта научным коллективом написаны и опубликованы в 2012-2013гг.:
- более 30 научных статей и тезисов в отечественных журналах, из них 3 статьи в рецензируемых, рекомендованных ВАК [2,3,4 ];
-три статьи в зарубежных изданиях (Украина и Белоруссия) [5,6,7];
- одна монография [8];
- два учебных пособия [9,10];
- получено четыре свидетельства о защите электронных образовательных ресурсов [11,12,13,14].
В работе по поиску, развитии и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи
необходимо постоянно совершенствовать принципы и методы этой работы. В связи с этим в академии разработаны основные направления развития и совершенствования системы работы с одарёнными детьми и талантливой обучающейся молодёжью:
1 Совершенствование системы олимпиад школьников как модели интеграционного процесса, выстраивающего взаимосвязи между вузами, научными учреждениями и школами.
2 Расширение тематики интеллектуальных и научно-технических олимпиад и конкурсов по основным направлениям науки и творческой деятельности. Расширение охвата школьников интеллектуальными и творческими состязаниями, усиление ориентации олимпиад и конкурсов на учащихся средних и младших классов, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3 Расширение участия студентов АГПА в российских и международных олимпиадах и конкурсах. Включение в состав команд победителей и призеров олимпиад, конкурсов - фестивалей школьников, проводимых в академии.
4 Дальнейшее развитие «Студенческого конструкторско -технологического научного центра академии» с целью повышения качества профессионального образования и привлечения лучших будущих бакалавров в магистратуры и аспирантуры академии и государственных научных центров.
Выявление талантливых и способных студентов необходимо осуществлять уже на первом курсе обучения.
Для этого необходимо обеспечить изучение индивидуальных способностей каждого студента, их способность выражать свои мысли, особенность речи, памяти, способность
целеустремлённо и логически мыслить.
Основное внимание при выявлении таланта и способности студента следует обращать на то, как студенты относятся к получению новых знаний, их уровень мотивации ко всему новому, инновационному. Испытывают ли они при этом удовлетворение или безразличие, желание добывать новые знания.
Кроме того, необходимо провести оценку их интеллектуальных способностей, увлечений, способностей творческого мышления и практических творческих умений, познавательную активную потребность в получении новых знаний по сравнению с остальными студентами.
Авторами статьи сделана попытка сформулировать некоторые принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжьё:
1 Принцип совершенствования педагогических методов обучения. Широкое внедрение в учебный процесс электронного обучения и дистанционных технологий образования. Это позволит обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения студентов.
2 Принцип повышения роли самообразования и самостоятельной работы студентов. Создание условий для мотивации студентов заниматься самообразованием (обеспечение студентов интерактивными информационными фор-мами образовательных ресурсов, разработанными преподавателями академии, обеспечение студентов интерактивными обучающими моделями, электронными кейс - пакетами и т.п.).
3 Принцип свободного выбора студентов дисциплин и курсов по выбору, факультативов, профилей обучения.
4 Принцип создания условий совместной работы студентов при минимальном участии преподавателя.
Проведённые нами исследования позволяют утверждать, что для успешной работы с одарёнными и талантливыми студентами необходимо обеспечить:
- осознание важности этой работы каждым преподавателем вуза и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
- создание и постоянное совершенствование вузовской методической системы и учебно -методических подсистем работы с одаренными и талантливыми студентами;
- признание руководством и коллективом вуза того, что реализация системы работы с одаренными и талантливыми студентами является одним из приоритетных направлений в работе вуза;
- включение в работу с одаренными и талантливыми студентами в первую очередь преподавателей, обладающих определенными качествами:
- постоянную работу по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки студентов.
In article the most important aspects of activity of pedagogical higher education institutions on identification and development of talented and capable students are investigated. Experience of Armavir state pedagogical academy on search is described. development and supports of exceptional children and talented youth. The data showing efficiency of this work are provided.
The key words: identification and development of talented and capable students, pedagogical higher education institutions.
Список литературы
1. Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему (проект) [Электронный ресурс]. Режим доступа. http: //www .google.ru/url)
2.Галустов Р.А., Глухов В.С., Дикой А.А., Дикая И.В. Дикая И.В. Мультимедийное моделирование в системе поиска и развития одаренных и талантливых студентов в педагогических вузах//Вестник Брянского государственного университета: Педагогика и психология. Брянск: РИО ФГБУВПО Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского,2012, №. С. 128-132
3.Галустов Р.А., Глухов В.С., Дикой А.А., Дикая И.В. Мехатроника и робототехника -инновационный механизм выявления и развития технически одаренных детей и молодежи//«Школа и производство». Чебоксары: ОООЧебоксарская типография №1.2012,№8. С.52-55.
4.Галустов Р.А., Хотунцев Ю.Л., Гозман Е.С. Итоги XIII Всероссийской олимпиады школьников по технологии: номинация «Техника и техническое творчество»//«Школа и производство». Чебоксары: ОООЧебоксарск4ая типография №1.2012,№6. С.4-5
5. А. Дикой, Р. Галустов, И. Дикая, В. Глухов. Научно-технические подходы развития талантливых студентов в педагогических вузах// Проблеми шдготовки сучасного вчителя: збiрник наукових праць Уманського державного педагопчного ушверститету iменi Павла Тичини
[ред.кол. : Побрченко Н.С]. Умань: ФОП Жовтий О.О., 2013. Выпуск 7. С.333- 342.
6. В. Глухов, Р. Галустов, А. Дикой, И. Дикая. Поиск, развитие и поддержка одаренных и талантливых детей - новая парадигма образования XXI века в России//Психолого-педагопчш проблеми сшьско! школи : збiрник наукових праць Уманського державного педагопчного утверститету iменi Павла Тичини [ред.кол. : Побрченко Н.С. (гол. ред.) ]. Умань: ФОП Жовтий О.О., 2013. Выпуск 45. 329 с.
7. Галустов А.Р., Глухов В. С. Модель выявления, развития и поддержки талантливых студентов в педагогических вузах//Весшк Мазырскага дзяржаунага педагагичнага ушверштэта имя Ш. Шамякша. Мозырь:МДПУ, 2013. №1(38). 155 с.
8. Дикой А.А., Галустов А.Р. Мультимедийное моделирование - механизм выявления одаренных студентов: Монография. Армавир : РИО АГПА,2012. 295 с.
9. Галустов А.Р., Глухов В.С. Поиск, развитие, поддержка одарённых и талантливых студентов в педагогических вузах: Курс лекций. Армавир: РИО АГПА, 2012. 128с.
10.Руденко В.В., Штейнгардт Н.С., Мирчук Т. Методические рекомендации по организации Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Армавир: РИО АГПА, 2012. 88 с.
11. Галустов А.Р., Глухов В.С., Дикой А.А., Дикая И.В. Электронная лекция «Мультимедийное моделирование в системе поиска и развития одарённых и талантливых студентов в педагогических вузах дисциплины «Механизмы поиска, развития и поддержки одарённых и талантливых детей и молодёжи». М.: ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», 2012. №50201251329.
12. Галустов Р.А., Дикая И.В., Дикой А.А., Глухов В.С.. Электронная лекция «Механизм выявление одарённых студентов в процессе проектирование ландшафтного дизайна методами компьютерной графики дисциплины «Механизмы поиска, развития и поддержки одарённых и талантливых детей и молодёжи». М.: ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», 2012. №50201251257.
13.Глухов В.С., Галустов Р.А., Дикой А.А., Дикая И.В. Электронная лекция «Организация и проведение конкурсов-фестивалей научно-технического творчества одаренных детей и молодежи по мехатронике и робототехнике» по дисциплине «Механизмы поиска, развития и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи». М.: ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», 2012. №50201251328.
14.Дикая И.В. Электронная лекция «Одаренность, способность и талант молодежи: история, понятие и терминология» по дисциплине «Механизмы поиска, развития и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи». М.: ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», 2012. №50201251258.
Об авторах
Глухов В. С. -кандидат психологических наук, доцент Армавирской государственной педагогической академии.
Галустов Р. А. - доктор психологических наук, профессор Армавирской государственной педагогической академии.
Дикой А. А. - кандидат психологических наук, доцент Армавирской государственной педагогической академии.
Дикая И. В. - кандидат психологических наук, доцент Армавирской государственной педагогической академии, [email protected].