Section 15. Economics and management
5. Придбане медобладнання мае запрацювати. Рахункова палата Украши. К., 2013. [Електр. ресурс] - Режим доступу www.ac-rada.gov.ua http://portal. rp.int/control/main/uk/publish/article/16742498.
6. Радiонов Ю. Д. OcnoBni види та суть бюджетних порушень//Економiка Украши. - 2012. -№ 8. - с. 55-63.
7. Рад1онов Ю. Д. Управлшськ р1шення як фактор неефективного використання бюджетних кошт1в//Економ1ка Украши. - 2012. - № 12. - с. 41-51.
Ruzmetov Baxtiyar, professor, Egamov Baxtiyor, P, h.d, Ruzmetov Sherzod, P, h.d, Named after Al-Xorazmiy Urgench state university, Economics Faculty, Economic sub-faculty E-mail: [email protected]
Important attractive direction economic program of Uzbekistan
Abstract: Hot only the results of realization of social-economic reforms in Uzbekistan, but also the analyze of economic development of Uzbek model and its effectiveness are given in the article.
Keywords: region economics, economic developing of Uzbek model, comfortable investition climate.
Рузметов Бахтияр, д. э.н., проф., Эгамов Бахтиёр, к. э.н., доц., Рузметов Шерзод, к. э.н., доц,, кафедра «Экономика», Ургенчский государственный университет имени Ал-Хорезмий E-mail: [email protected]
Важнейшие приоритетные направления экономической программы Узбекистана
Аннотация: В статье рассматриваются результаты реализации социальноэкономических реформ в Узбекистане. Приводится анализ эффективности узбекской модели экономического развития.
Ключевые слова: региональная экономика, узбекская модель экономического развития, комфортный инвестиционный климат.
226
Секция 15.Экономика и управление
Высокие показатели роста и успешная реализация социально-экономических реформ в Узбекистане являются результатом взвешенной, всесторонне продуманной, рассчитанной на длительную перспективу политики по либерализации и модернизации экономики страны, диверсификации её структуры.
Высокую оценку представителей авторитетных финансовых организаций получает заслужившая известность в мире «узбекская модель» развития, лучшим подтверждением эффективности которой стал рост экономики республики как в разгар кризиса, так и в более болезненный для многих стран период выхода из него.
Как отмечается в докладе Президента страны на заседании правительства, взятый курс обеспечения высоких устойчивых темпов развития экономики с ее поэтапной модернизацией и диверсификацией стал основой для роста в 2013 году валового внутреннего продукта страны на 8 процентов, объема производства промышленной продукции — на 8,8 процента, сельскохозяйственной — на 6,8 процента, объема розничного товарооборота на 14,8 процента [1, 1-2]. Руководством Узбекистана реализуются глубоко продуманные и взвешенные подходы к привлечению иностранных инвестиций и в целом иностранных займов. По итогам минувшего года, внешний государственный долг республики составил лишь 17 процентов к ВВП. Эта цифра является одной из самых низких среди стран планеты, и по международным критериям при среднемировом уровне соотношения госдолга к валовому внутреннему продукту в 49-50 процентов причисляется к категории «менее чем умеренная» задолженность.
При этом благодаря созданному комфортному инвестиционному климату, надежным гарантиям защиты вложений растет число желающих вести бизнес совместно с компаниями Узбекистана, инвестировать в развитие нашей промышленности, сферы услуг, туризма. Это свидетельствует об эффективности курса на повышение конкурентоспособности, обновление и модернизацию экономики, совершенствование правовых основ, закрепляющих приоритет права предпринимательских субъектов, о растущем доверии международного сообщества к процессам реформирования и модернизации страны, ее будущему.
В рамках реализации Инвестиционной программы 2013 года освоено в эквиваленте 13 миллиардов долларов США капитальных вложений с ростом на 11,3 процента по сравнению с 2012 годом. Здесь половину общего объема освоенных капитальных вложений (47 процентов) составили частные инвестиции — за счет собственных средств предприятий и населения.
Основная часть инвестиций направлена в производственное строительство, в том числе на приобретение современного новейшего оборудования. Освоение инновационных и высокоэффективных технологий — одна из целей расширения деятельности созданных в Узбекистане специальных индустриальных зон. Мощным импульсом для роста промышленности и эффективного использования
227
Section 15. Economics and management
сырьевого и кадрового потенциала регионов стало расширение деятельности свободной индустриально-экономической зоны «Навои (2009 г.)», специальных индустриальных зон «Ангрен (2012 г.)» и «Джизак (2013 г.)», где в короткие сроки уже реализованы первые масштабные проекты и созданы новые рабочие места, в том числе для сельчан.
В соответствии с постановлением Президента «О дополнительных мерах по расширению масштабов строительства жилья в сельской местности» с каждым годом растут объемы строительства современных домов по типовым проектам. Только в минувшем году десять тысяч семей справили в них новоселье. Деньги на строительство от его начала до окончания по льготным долгосрочным ипотечным кредитам выделяются государством. Так, только в 2013 году на эти цели было направлено в эквиваленте около 650 миллионов долларов США.
Наряду с развитием промышленности и инфраструктуры ростет благосостояния населения, что, как следствие, выражается в увеличении покупательской способности граждан. Только за последние 13 лет число владельцев легковых машин в стране возросло вдвое, а каждая десятая семья сегодня имеет по два автомобиля.
В 2014 году предусматривается добиться роста ВВП страны в размере 8,1 процента, промышленности - на 8,3, сельского хозяйства - на 6 процентов, рыночных услуг - на 16,2 процента [1, 2-3]. Увеличится на 10,1 процента в сравнении с прошлым годом общий объем капитальных вложений и составит по всем источником финансирования в эквиваленте 14,3 миллиарда долларов США. Такие темпы роста в нелегкие для мировой экономики времена можно отметить лишь среди немногих стран.
В опубликованном докладе «Мировое экономическое положение и перспективы на 2014 год», подготовленный Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН (ООН ДЭСВ), Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) и пятью региональными комиссиями Организации Объединенных Наций, где указано, что Узбекистан в 2014 и 2015 годах зафиксирует один из самых высоких темпов роста экономики среди стран СНГ. Значимость этих данных возрастает, если учесть, что в среднем мировая экономика в минувшем году продемонстрировала рост в скромные 2,1 процента.
Поэтому в Узбекистане будет продолжен взятый ранее курс на формирование полноценной конкурентной среды, что является ключевым фактором технического и технологического обновления и модернизации производства, выхода на мировые рынки, укрепляется роль малого бизнеса и частного предпринимательства.
Поэтому в рейтинге из 189 стран Узбекистан поднялся на 66 позиций по условиям регистрации бизнеса. Согласно докладу экспертов Всемирного банка, в Узбекистане эта процедура происходит почти в два, а то и в три раза быстрее,
228
Секция 15.Экономика и управление
чем, к примеру, в некоторых странах СНГ. В сфере кредитования бизнеса рейтинг страны возрос на 24 позиции. А главное, условия ведения бизнеса в 2014 году будут еще более улучшаться.
Государство выделяет огромные средства и ресурсы на обеспечение вопросов занятости. Особенно эта высокая установка впечатляет на фоне глобальных проблем с трудоустройством в других, даже в самых развитых странах. Согласно данным ООН, уровень безработицы в ряде государств зоны евро достиг 27 процентов, как, скажем, в Греции и Испании. Что касается занятости молодежи, ситуация здесь еще плачевней — работы в вышеназванных странах не имеет каждый второй из ее представителей.
В свою очередь в Узбекистане в соответствии с утвержденной парламентом программой в 2014 году будет создано около полумиллиона рабочих мест для выпускников колледжей, готовых реализовать свои глубокие знания и навыки в профессии.
По инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова 2014 год объявлен годом здорового ребенка. Как и предшествующие годы, будет разработана и реализована государственная программа «Год здорового ребенка» [2; 3].
В программе основное внимание уделяется таким вопросам, как охрана материнства и детства, укрепление здоровой атмосферы в семье, её экономических и духовно — нравственных основ, укрепление материально-технической базы сферы здравоохранения, оснащению её современным оборудованием, обеспечения квалифицированными кадрами медицинских учреждений, занимающихся охраной здоровья матерей и детей, скрининговых и перинатальных центров, женских медицинских консультаций, родильных комплексов, гинекологических и патронажных служб, сельских врачебных пунктов.
Реализуется конкретные мероприятия по повышению качества начального образования, совершенствованию образовательных стандартов, учебных программ, учебников и пособий, широкого внедрения в практику передовых педагогических и информационно — коммуникационных технологий, активной пропаганде здорового образа жизни, привить детям, особенно девочкам, любовь к физической культуре и спорту.
Особое значение придается изучению и внедрению в стране передового международного опыта, касающегося воспитанию здорового ребенка, в том числе практики развитых стран.
Осуществление этой программы, несомненно, создает реальные предпосылки для дальнейшего укрепления здоровья населения Узбекистана.
Предусмотрены также огромные вложения средств в образовательные учреждения, здравоохранение. В длинном перечне новостроек особым пунктом выделено запланированное строительство не имеющей аналогов в странах СНГ
229
Section 15. Economics and management
специализированной многопрофильной детской клиники самого высокого международного уровня, а также более ста новых объектов детского спорта.
Узбекистан идет по пути благополучия, процветания и прогресса, стремится занять достойное место в мировом сообществе.
Список литературы:
1. Доклад президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседания кабинета министров, посвящённом итогам социально-экономического развития Узбекистана в 2013 году и важнейшим приоритететным направлениям экономической программы на 2014 год. Газета «Народное слова», 18 января 2014 г., стр. 1-3.
2. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uza.uz.
3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.press-service.uz.
Tkachuk Iryna Jaroslavivna, Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University, Assistant of the Finance and Credit Department, Faculty of Economics E-mail: [email protected]
Peculiarities of interaction between the State and NGOs in Ukraine
Abstract: The models of public sector development in Europe are regarded in the article. The peculiarities of these models functioning are defined. The institutionalization level and independence level of Ukrainian civil sector are analyzed. It is defined, that according to these criteria the development of civil sector is found in the intersection of the Continental and the Mediterranean models. It is noticed that the main reason of Ukrainian civil society underdevelopment is critical lack of financial resources for nongovernmental organizations projects and events realization. It is summed up that the best way to change situation is to use such methods of NGOs funding which are not common in Ukraine.
Keywords: public sector, civil society, nongovernmental organizations, funding, the institutionalization level.
Today the character of interaction between public sector and the State defines the peculiarities of NGOs functioning. So it is very important for Ukrainian NGOs funding investigators to understand which model of public sector development is the most congruous for them.
230