ПРОБА ПЕРА
ВАШИНГТОН - ЭР-РИЯД: У ИСТОКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
А.С. Дербенев
Кафедра новой и новейшей истории Московский педагогический государственный университет ул. Малая Пироговская, 1, Москва, Россия, 119992
Статья посвящена анализу развития американо-саудовских контактов в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Особое внимание автор уделяет первоначальным формам сотрудничества и генезису дипломатических отношений двух государств.
Ключевые слова: США, Королевство Саудовская Аравия, дипломатические отношения.
Соединенные Штаты Америки и Королевство Неджд и Хиджаз не имели дипломатических связей до начала 1930-х гг. На государственном уровне стороны поддерживали контакты через американского консула в британской колонии Аден. Саудовская Аравия в 1920-х гг. мало интересовала Соединенные Штаты Америки, поскольку Вашингтон полагал, что Аравия находится в зоне британской военной ответственности. Вплоть до Второй мировой войны в Саудовской Аравии не было дипломатического представительства США. Однако американский посланник в Египте Стюарт Джонсон поддерживал контакты с Ибн Саудом [4]. Королевство Хиджаз и Неджд имело своих полномочных представителей в СССР, Великобритании, Франции, Египте, Италии, Турции, Афганистане [16]. В июле 1927 г. известный американский бизнесмен Джон Уотсон изложил свои взгляды на ситуацию, касающуюся Аравии в письме на имя госсекретаря США. «По моему мнению, сейчас для нас становится все более необходимым улучшить отношения с эмиром государства Неджд — Ибн Саудом». Американский дипломатический представитель в Адене, указывая на наличие нефтяных запасов в Аравии, сообщал в Вашингтон: «Необходимо использовать англо-итальянское соперничество в Красном море для установления контроля над нефтью Восточной Аравии» [11. С. 23, 25].
Спустя два дня после подписания пакта Бриана-Келлога (27 августа 1928 г.) министр иностранных дел Королевства Хиджаз и Неджд Ф. Хамза направил письмо Государственному секретарю США Фрэнку Келлогу. Хамза писал, что королевское правительство высоко оценивает вклад Соединенных Штатов в укрепление международного мира. «Ваше правительство сделало исторический шаг в этом направлении», — писал Хамза. После этого арабы обратились к правительству Соединенных Штатов Америки с предложением об установлении официальных дипломатических отношений [5. С. 91]. Государственный департамент поручил американскому послу в Египте встретиться с саудовским правительством и «воздать должное» усилиям арабского монарха и его правительству в этом вопросе [9. С. 64]. «Установление дипломатических отношений между нашими странами принесет огромную экономическую выгоду», — говорилось в меморандуме
на имя короля Саудовской Аравии [9. С. 70]. Американский посланник в Адене в связи с этим в мае 1930 г. писал в Вашингтон: «Правительство Ибн Сауда проявляет заинтересованность в укреплении экономических и политических контактов с Америкой» [8. С. 16]. Заместитель руководителя отдела ближневосточных дел госдепартамента П. Аллинг, приняв во внимание рекомендации американских дипломатов в Египте и Адене, направил меморандум американскому президенту. В документе говорилось, что король Саудовской Аравии Абдул Азиз Ибн Сауд «пользуется большим авторитетом в исламском мире и арабская нефть представляет серьезный интерес, ее невозможно использовать без тесного сотрудничества с арабским королевством» [13. С. 36—37].
Спустя несколько месяцев руководитель отдела ближневосточных дел госдепартамента Уоллес Мюррей направил госсекретарю меморандум, в котором затронул вопрос о необходимости установления дипломатических отношений с королевством Ибн Сауда. Мюррей поручил американскому послу в Великобритании проинформировать саудовского посланника в Лондоне о том, что «американское правительство рассматривает вопрос о признании правительства Ибн Сауда». «Однако прежде чем двигаться дальше в этом вопросе, — писал Мюррей, — правительство США надеется получить «соответствующие гарантии того, что правительство Ибн Сауда готово вести переговоры с США и заключить договор о дружбе, торговле и обеспечить режим наибольшего благоприятствования» [8. С. 19]. Кроме того, Мюррей рекомендовал американскому послу в Лондоне получить от официального представителя Ибн Сауда всю возможную информацию о внешнеполитической деятельности Королевства Хиджаз и Неджд. Госсекретарь потребовал от Мюррея подготовить доклад об экономической ситуации в Аравии. Вскоре документ был готов. Он основывался на информации, предоставленной американским атташе по экономике на Ближнем Востоке, который посетил Джид-ду в марте 1930 г., и отмечал, что Соединенные Штаты Америки потеряли десятки тысяч долларов из-за отсутствия дипломатических и торгово-экономических договоров с Ибн Саудом [15. С. 83]. Кроме того, американский атташе, понимая важность укрепления отношений с Ибн Саудом, направил в Госдепартамент меморандум, в котором суммировался потенциал для развития двусторонних отношений: 1) реконструкция и расширение Хиджазской железной дороги (от Дамаска до Медины), модернизация соответствующего оборудования и инфраструктуры; 2) строительство дорог и шоссе; 3) строительство портов, причалов и складов; 4) создание телеграфной сети; 5) решение проблем водоснабжения, канализации и т.п.; 6) выработка общих позиций в отношении американских поставок продуктов питания, транспортных средств, самолетов, шин, оружия и боеприпасов для арабской армии; 7) подписание государственных контрактов на разработку американскими компаниями нефтяных месторождений Аравии [15. С. 84—85].
Мюррей использовал эту информацию при обсуждении экономической ситуации в Аравии с коллегами из Белого дома. Арабский импорт по состоянию на 1929 г. оценивался в 400 000 долларов США. Эксперты внешнеполитического ведомства США заявили, что после установления дипломатических отношений
с Ибн Саудом и подписания экономических договоров между двумя государствами арабский импорт вырастет как минимум на 63% и составит более 1 миллиона долларов США. В это время, по меньшей мере, 10 американских компаний, включая Дженерал Моторс, Форд, Крайслер, Пэккард, Файрестон, Гуд Еар, Чемпион Спак-паг, Стэндарт ойл оф Нью-Йорк и др., имели свои представительства в Джидде.
Мюррей отмечал, что подавляющая часть населения Аравии ведет кочевой образ жизни, однако благодаря усердной деятельности Ибн Сауда и его правительства арабскому народу удалось добиться некоторых хозяйственных успехов. Благодаря арабскому монарху Аравии удалось избежать масштабных кровопролитных столкновений. Королевство Ибн Сауда сильно нуждалось в насосах, современных ирригационных системах, машинах. В феврале 1930 г. министр финансов Королевства Хиджаз и Неджд обратился к президенту Соединенных Штатов Америки Г. Гуверу с просьбой прислать опытных геологов и инженеров для разведки недр центральной и восточной части Хиджаза [12. С. 14]. Примечательно, что это обращение символизировало готовность арабской стороны следовать и дальше по пути интенсификации двусторонних отношений. Письмо было передано в Государственный департамент для «консультации с соответствующими службами». Между тем в американском внешнеполитическом ведомстве подготовили внушительный список инженеров и геологов, в которых нуждались власти Хиджаза и Неджда. Список был направлен американскому послу в Египте, который передал его официальному представителю Ибн Сауда в Каире. Соответствующих специалистов оказалось немного. Самым ярким из них был известный американский геолог Карл Твитчелл, занимавшийся разведкой нефтяных запасов Йемена по поручению американского промышленника и дипломата Чарльза Крейни [3. С. 46]. Английский дипломат Дж. Филби направил госсекретарю письмо, в котором отметил: «Саудовская Аравия имеет хорошие торговые связи с Персией и Турцией. Арабы активно выражают свою заинтересованность и готовность к экономическому сотрудничеству с США. Что касается американских властей, то президент Гувер заинтересован в развитии отношений между США и арабским королевством. Таким образом, Соединенным Штатам следует признать Саудовскую Аравию».
Государственный департамент поручил своему финансовому эксперту Чис-бро посетить Саудовскую Аравию летом 1930 г. чтобы получить всю необходимую информацию из первых рук и подготовить подробный доклад о заключении перспективных коммерческих проектов с королевством. Проведя несколько недель в Джидде, Чисбро представил доклад под названием «Экономические ресурсы и коммерческая деятельность Королевства Хиджаза и Неджда». В нем американский эксперт отмечал, что 43% от общего импорта королевства приходится на США. Чисбро сообщил, что королевское правительство высоко оценивает американские автомобили, и подчеркнул, что американскому правительству следует признать саудовское королевство и открыть консульство в Джидде. В докладе также отмечалось, что в последние два года Ибн Сауд ограничил закупку американских автомобилей, отдавая предпочтение английским автомашинам, поскольку между США и королевством Ибн Сауда не были установлены официальные ди-
пломатические отношения. Чисбро отмечал продуманность политики Ибн Сауда, для которого «внутренние проблемы не представляли особых трудностей». Чисбро пришел к выводу, что «правительство Ибн Сауда проводит серьезные государственные реформы. Ведущие европейские державы уже признали Ибн Сауда. Есть все основания для того, чтобы Соединенные Штаты Америки официально признали арабское королевство» [10. С. 59].
Характерно, что проблема безопасности американских граждан, трудившихся в королевстве, оставалась на переднем плане американской политики. Чисбро заверял Госдепартамент в том, что «отношение к иностранным гражданам со стороны коренного населения является совершенно правильным и, в некоторых случаях, сердечным. Иностранные граждане соблюдают законы и не нарушают религиозных канонов Аравии». Чисбро рекомендовал открыть консульство в Джидде, которое бы занялось решением следующих проблем: помощь американским фирмам, которые заинтересованы в получении нефтяных концессий; развитие и укрепление американской торговли; анализ внутриполитической ситуации; осуществление паломничества из Филиппин [10. С. 60—61].
23 января 1931 г. американский дипломат ливанского происхождения Амин Рейхани на встрече с госсекретарем, анализируя достигнутый в считанные годы уровень отношений между двумя государствами, призывал положительно решить вопрос о признании арабского королевства. Рейхани высоко оценил усилия Ибн Сауда в урегулировании внутриполитической обстановки в Аравии. Американский дипломат назвал Ибн Сауда «величайшей личностью со времен ранних мусульман». После этого У. Мюррей, узнав о том, что Ибн Сауд приостановил закупки американских автомобилей и обратился к автоконцернам Англии и Франции из-за отсутствия дипломатических отношений с США, в меморандуме на имя президента отмечал, что, несмотря на эти трудности, Ибн Сауд готов поддерживать дружественные отношения с Америкой. В заключении Мюррей рекомендовал провести две процедуры в связи с признанием американской стороной королевства Ибн Сауда: «Во-первых, Госдепартамент должен получить всю необходимую информацию о системе правосудия арабского королевства, и, во-вторых, запросить информацию от МИД Великобритании по вопросу статуса иностранных граждан в этой стране» [6. С. 547]. В конце января 1931 г. на встрече госсекретаря с президентом Гувером среди всего прочего обсуждался комплекс вопросов, связанных с королевством. После нее сотрудниками Госдепартамента было принято решение о проведении переговоров с официальным представителем Ибн Сауда в Лондоне 9 февраля. Так американский посол Чарльз Дауэс начал переговоры с саудовским посланником Хафезом Вахбой, который был в курсе всех нюансов сложившейся ситуации и имел прямую связь с Ибн Саудом [6. С. 548].
В марте того же года американское посольство в Лондоне передало меморандум саудовскому посланнику Х. Вахбе с предложением установить дипломатические отношения между двумя странами. После консультации с правительством Ибн Сауда, Вахба ответил, что саудовские власти преисполнились радостью, видя, что США нашли возможность заключить важный договор. 13 апреля арабский
дипломат сообщил американским коллегам о том, что его правительство готово в ближайшее время подписать договор о дружбе и торговле. Он также заверил американцев в следующем: «Королевское правительство имеет честь сообщить американскому правительству, что действующие законы королевства Хиджаза и Неджда опираются на мусульманские традиции и законы шариата. Кроме того, при короле действует специальный совет, который контролирует пребывание иностранных подданных на территории королевства». Госсекретарь в меморандуме арабскому посланнику в Лондоне 1 мая 1931 г. писал: «Соединенные Штаты Америки выражают полное признание правительству Его Величества короля Хиджаза и Неджда Ибн Сауда... американские власти ожидают возможности для ведения переговоров с целью заключения договора о торговле между двумя странами. Американское правительство искренне радо обменяться дипломатическими нотами с вашим правительством» [6. С. 549].
Таким образом США признали правительство Ибн Сауда. 4 мая 1931 г. Х. Вахба отправил письмо в американское посольство в Лондоне со следующим содержанием: «Мое правительство готово обменяться нотами с правительством Соединенных Штатов. Король Ибн Сауд выразил готовность начать переговоры о торговле, мореплавании и установлении режима наибольшего благоприятствования» [6. С. 550]. В начале 1932 г. основным орудием преобразований Абдул Азиз сделал государственный аппарат, созданный им заново и на новых основах. Летом 1932 г. был образован Совет министров Хиджаза. Председателем его стал сам король, а на время его отсутствия — эмир Фейсал ибн Абдул Азиз. Были созданы министерства финансов во главе с Абдаллой Сулейманом и внутренних дел, подчиненные королю, департаменты здравоохранения и образования. В сентябре 1932 г. Неджд и Хиджаз были объединены в одно государство, которое стало называться Королевство Саудовская Аравия. Абдул Азиз стал королем Саудовской Аравии [1. С. 129]. Следовательно, прошло два года, прежде чем соглашение было подписано двумя сторонами. Столько времени понадобилось Ибн Сауду чтобы потушить недовольство панарабистов и религиозных фанатиков. Они заявили, что установление дипломатических отношений с США неизбежно приведет к «осквернению Святых Мест Родины исламской религии». Вопросы, касающиеся мусульманских святынь, не были включены в текст соглашения. Американское правительство обязало своих дипломатических посланников не посещать мусульманские святыни без специального разрешения правительства Саудовской Аравии [3. С. 50—51].
7 ноября 1933 г. посол США в Лондоне Роберт Бингх и саудовский посланник Хафиз Вахба подписали документ под названием «Временное соглашение между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией о консульских и дипломатических представительствах, юридической защите, торговле и навигации» [7. С. 986—1001]. Что касается текста соглашения, то он имел равную юридическую силу как на арабском так и на английском языках. Уместно заметить, что подписание этого документа внесло важный вклад в налаживание конструктивного взаимодействия двух государств. В то же время закладывался фундамент ситуа-
ции, при которой возрастала напряженность между странами, конкурирующими за нефтяные ресурсы в регионе.
29 мая 1933 г. министр финансов Саудовской Аравии Абдулла аль-Сулейман и технический директор Стэндарт ойл оф Калифорния (СОКАЛ — Standard Oil of California) подписали соглашение о предоставлении СОКАЛ права на нефтяную разведку 360 000 кв. м в Восточной провинции Саудовской Аравии [17]. Можно утверждать, что в начале 1930-х гг. американская бизнес-элита оперативно реагировала на любые возникающие возможности выхода на арабский рынок. В результате заметно возрос интерес крупных политических сил и деловых кругов внутри США в отношении открывающихся перспектив. При этом сама Америка, скованная законодательными путами изоляционизма, была относительно пассивна. Открытие большого количества месторождений нефти на Аравийском полуострове в 30-х гг. XX в. вынудили деловые круги США пойти на активизацию своего внешнеполитического курса в отношении ближневосточного региона, что ознаменовало повышение его статуса в структуре американской политики в начале 40-х гг. XX столетия. Важно отметить, что в феврале 1940 г. американский дипломат Берт Фиш вручил верительные грамоты Ибн Сауду в Джидде [19]. Немного позже информация об этом появилась в прессе [14; 18].
Дипломатическая миссия США в Джидде открылась 1 мая 1942 г. во главе с американским посланником Джеймсом С. Музом. В 1944 г. американское генеральное консульство открылось в Дахране [2]. Таким образом, в предвоенный период Саудовская Аравия прилагала значительные усилия для развития отношений с Вашингтоном. Для арабов это имело стратегическое значение, поскольку «подтягивало» их к политическому и хозяйственному взаимодействию с динамично развивающейся Америкой. В итоге, США повысили уровень дипломатических отношений с Саудовской Аравией, заложив основы роста экономического взаимодействия и политического диалога со «Страной двух священных мечетей».
ЛИТЕРАТУРА
[1] Яковлев А. Король Абдель Азиз: создатель Саудовской Аравии. — М., 2007.
[2] A Guide to the United States History of Recognition, Diplomatic, and Consular Relations, by Country, since 1776: Saudi Arabia. URL: http://history.state.gov/countries/saudi-arabia; http://history.state.gov/ departmenthistory/people/moose-james-sayle
[3] Brecher F. Charles R. Crane's Crusader for the Arabs 1919—39 // Middle Eastern Studies. — 1988. — Vol. 24. — № 1.
[4] Chronology of Saudi-U.S. Relations. URL: http://www.saudiembassy.net/files/PDF/Reports/ Saudi-US-chronology-08.pdf
[5] DeNovo John. American Interests and Policies in the Middle East 1900—1939. — Minneapolis, 1963.
[6] Foreign Relations of the United States (FRUS). 1931. Vol. II. Papers relating to the foreign relations of the United States.
[7] FRUS. British Commonwealth, Europe, Near East and Africa. 1933. Vol. II.
[8] Howart Jimmy. The United States and Saudi Arabia: a special relationship: its birth, evolution and reapportionment. — California, 1981.
[9] Iqbal Dr. Sheikh Mohammad. Emergence of Saudi Arabia (A Political Study of Malik Abd al-Aziz ibn Saud 1901—1953). — Kashmir, 1977.
[10] Jazairi Mohamed. Saudi Arabia: A Diplomatic History, 1924—1964. Ph.D. dissertation. University of Utah, 1971.
[11] Kaufman Burton. The Arab Middle East and the United States. — N.Y., 1996.
[12] Lippman T. Inside the Mirage: America's Fragile Partnership with Saudi Arabia. — Boulder, 2004.
[13] Long David. Saudi Arabia. — L., 1976.
[14] New York Times. February 6, 1940.
[15] Quandt William. United States Policy in the Middle East: constraints and choices: The Rand Corporation, 1970.
[16] Saudi-European relations 1902—2001: a pragmatic quest for relative autonomy. URL: http://www.chathamhouse.org/sites/default/files/public/International%20Affairs/Blanket%20 File%20Import/inta211.pdf
[17] Saudi-US relations. URL: http://www.saudiembassy.net/files/PDF/Brochures/DFS_us-saudi_ relations.pdf
[18] Time. February 19, 1940.
[19] U.S. Department of State Office of the Historian, Bert Fish. URL: http://history.state.gov/ department history/people/fish-bert
REFERENCES
[1] Yakovlev А. Korol' Abdel Aziz: sozdatel' Saudovskoy Aravii. — М., 2007.
[2] A Guide to the United States History of Recognition, Diplomatic, and Consular Relations, by Country, since 1776: Saudi Arabia. URL: http://history.state.gov/countries/saudi-arabia; http://history.state.gov/departmenthistory/people/moose-james-sayle
[3] Brecher F. Charles R. Crane's Crusader for the Arabs 1919—39 // Middle Eastern Studies. — 1988. — Vol. 24. — № 1.
[4] Chronology of Saudi-U.S. Relations. URL: http://www.saudiembassy.net/files/PDF/Reports/ Saudi-US-chronology-08.pdf
[5] DeNovo John. American Interests and Policies in the Middle East 1900—1939. — Minneapolis, 1963.
[6] Foreign Relations of the United States (FRUS). 1931. Vol. II. Papers relating to the foreign relations of the United States.
[7] FRUS. British Commonwealth, Europe, Near East and Africa. 1933. Vol. II.
[8] Howart Jimmy. The United States and Saudi Arabia: a special relationship: its birth, evolution and reapportionment. — California, 1981.
[9] Iqbal Dr. Sheikh Mohammad. Emergence of Saudi Arabia (A Political Study of Malik Abd al-Aziz ibn Saud 1901—1953). — Kashmir, 1977.
[10] Jazairi Mohamed. Saudi Arabia: A Diplomatic History, 1924—1964. Ph. D. dissertation. University of Utah, 1971.
[11] Kaufman Burton. The Arab Middle East and the United States. — N.Y., 1996.
[12] Lippman T. Inside the Mirage: America's Fragile Partnership with Saudi Arabia. — Boulder, 2004.
[13] Long David. Saudi Arabia. — L., 1976.
[14] New York Times. February 6, 1940.
[15] Quandt William. United States Policy in the Middle East: constraints and choices: The Rand Corporation, 1970.
[16] Saudi-European relations 1902—2001: a pragmatic quest for relative autonomy. URL: http://www.chathamhouse.org/sites/default/files/public/International%20Affairs/Blanket%20 File%20Import/inta211.pdf
[17] Saudi-US relations. URL: http://www.saudiembassy.net/files/PDF/Brochures/DFS_us-saudi_ relations.pdf
[18] Time. February 19, 1940.
[19] U.S. Department of State Office of the Historian, Bert Fish. URL: http://history.state.gov/ department history/people/fish-bert
WASHINGTON-RIYADH AT THE ORIGINS OF DIPLOMATIC RELATIONS
A.S. Derbenev
Modern and Contemporary History Chair Moscow State Pedagogical University Malaya Pirogovskaya str., 1, Moscow, Russia, 119992
The article is dedicated to the analysis of the development of Saudi-American contacts at the end of the 1920's through the beginning of the 1930's. The author pays particular attention to the first forms of cooperation and the genesis of diplomatic relations of the two states. Key words: USA, Kingdom of Saudi Arabia, diplomatic relations.