В. II. Козу лип
Варвары Северного Причерноморья в античной
ТРАДИЦИИ (к ПРОБЛЕМЕ ОБРАЗОТВОРЧЕСТВА)
В широком спектре устойчивых образов тех или иных предметов или явлений особенно выделяются устойчивые образы чужих народов и стран. На протяжении всей
человеческой истории эти образы влияли на
-
ше, чем сами являлись продуктом этих
-
--
ных народов и регионов. Одним из наиболее
-
морского края и варваров, его населявших. Говоря о Северном Причерноморье, мы в
данном случае подразумеваем не одни лишь
-
---
ствовало Древнерусское государство. Ведь и
древние племена, о которых пойдет речь
-
ный, особенно в древнегреческой традиции,
народ Северного Причерноморья) обитали
-
-----
ской империи она называлась азиатской Сарматией.
Именно этот северо-восточный регион и населявшие его мнимые и реальные народы
приобрели в античной традиции характер
-
-
ных в литературе и фольклоре. Страна эта
-
--
вость которого сильно преувеличивалась.
-
ло и не менее устойчивое представление о Крайнем Севере, располагавшемся в самых недостижимых частях описанного региона, как, напротив, о баснословно благодатных краях, обладавших на удивление мягким и
ласковым климатом. Эта страна чаще всего называлась Гипербореей.
Что касается античных образов жителей северопричерноморского региона, скифов и прочих варваров, то они так же, даже еще более антагонистичны. С одной стороны, все они представляются злобными и невежественными дикарями. А с другой стороны, не
менее ярким в античной традиции был образ
-
----
мифические народы наделялись подобными чертами; эти черты подчас приписывались и реально существующим народам.
-
диции эти противоречивые и вместе с тем одинаково устойчивые образы одного и того же региона и его обитателей?
-
венный историк, специалист по древностям
-
дящего столетия выделил две отчетливые
-
----
ванное изображение их дикости и грубости, так называемая идеализация со знаком минус
[1,с. 182]; (см, также [2, с. 138]). В даль-
-
ной литературной традиции о варварах.
Первая - идеализаторская - тенденция в
-
ной, научной литературе давно по праву считается частью так называемого примитивизма, или примитивистских идей, которые,
-
--
ный процесс» [3, с. 7]. Примитивистские
-
ного («примитивного», англ. primitive) образа жизни. Причем эти идеи могут носить
-
рактер: в первом случае создается образ идеального прошлого, а во втором - идеального настоящего чужих народов, до которых
-
лизации.
Примитивизм в отношении к варварским
-
сти - «мягкий» и «жесткий» примитивизм
(soft and hard primitivism), «Мягкий» прими-
-
пример, гиперборейцев, В данном случае
-
-
обычным долголетием и безболезненной смертью, их жизнь изображается абсолютно безмятежной и благополучной, природа сама
дает им все необходимое для беззаботной
-
лочное и вегетарианское питание, они часто
-
ных» и т.п.
Самым популярным подобным народом в античной традиции были знаменитые гиперборейцы (от uper 1Ш boreaj - «за Бореем»), т.е. «живущие по ту сторону северного
ветра Борея», на Крайнем Севере. Миф о
-
можно, общеарийские корни [4, с. 151].
---
роды. Их имена впервые назвал в одной из
-
нувший про
...дивных мужей гиппемолгов, Галактофагов и абиев, из смертных что всех справедливей. (II., XIII, 56)
-
дилоеь гадать о том, какие из слов в этом
-
етвенно этническими наименованиями. К
-
ги» вполне можно рассматривать в качестве
-
водятся они, соответственно, как «доители
-
ется и некоторых других слов этого отрывка
-
анте [5, с. 121-123].
Позднее, после так называемой Великой
-
альной этнической ситуацией в Северном Причерноморье, некоторые авторы стали отождествлять гомеровских «гиппемолгов» со скифами, например, поэт Гесиод и древнейший трагик Эсхил (&. 55 ЛгасЬ и £г. 198 Каик).
--
метно влияли различные философские идеи.
-
фагорейских учений (а позднее для киников
-
--
раза жизни и т.д. Так, например, одним из
важнейших положений орфического (как и
-
-
гов - «доителей кобылиц» - и галактофагов
- «млекоедов» - мы как раз видим зримое
-
---
женных», куда отправляются после смерти
-
вольной жизни. В представлении орфиков
эти острова «располагались», как правило,
-
да о них, таким образом, как нельзя лучше
-
родах далекого севера.
-
зей и в результате более тесного знакомства
-
морского края у древних авторов возникает
понимание того, что настоящие варвары
-
вых условиях. Про этих дикарей, конечно, нельзя было сказать того, что говорилось о
мифических блаженных народах Севера.
-
-
мени уже настолько популярной, что даже
-
ли под ее влияние. Так возникает вторая
-
ваемый жесткий примитивизм, «Жесткий» тип примитивизма характерен при описании реальных варварских племен, например,
скифов и гетов, позднее германцев, которые,
-
-
кам значении), характеризуются как грубые
«выносливые люди, к которым природа отнюдь не благосклонна, как к мифическим племенам «блаженных» [3, с. 10].
---
мненно, открывающего собой новый этап в
идеализации варваров [6]. Сочинение Эфора
-
-
лению, не сохранилось. Но его концепцию
описания северных варваров, высказанную
-
--
черкивает в своем сочинении, что его целью
-
шие качества дикарей, которые ему хорошо известны, а на их противоположность, т.е.
идеализировать скифов ради наставления
-
шении современников.
Эфор выдвигает идею о том, что среди
диких причерноморских варваров имеются
-
-
стью» (и которых, очевидно, и имеет в виду
-
ведливейшим» племенам принадлежал, по
-
----
ли в идеальный и морализующий образ. Так,
-
ложные «Письма Анахарсиса», в которых он сам и вообще все скифы преподносятся как философы и мудрецы, ведущие крайне скромный, неприхотливый образ жизни, в гармонии с природой. Предание о печальной
участи Анахарсиса, якобы убитого скифами
-
--
действовали созданию еще одного образа
-
-
ного.
---
ствующих философских идей. В Древней Греции критика пороков цивилизации (и,
следовательно, идеализация нецивилизованных народов) усиливается в эпоху ее кризиса после Пелопоннесской войны (431 - 404 г. до н.э.) Тогда-то, в IV в. до н.э., возникает
философия киников (а чуть позднее -
-
теризовавшиеся отрицанием современной
-
-
ве.
Киники, основателем учения которых
-
тали, что надо жить «подобно собаке», т.е.
-
но относились к частной собственности и
-
ватель же Стой Зенон из Китиона (ок. 335 -ок. 262 гг. до н.э.) разработал утопическое
учение о всемирном государстве, в котором
-
ры, богатые и бедные, мужчины и женщины. В этом государстве, по мнению Зенона и других стоиков, живут мудрецы, ведущие
жизнь в соответствии с законами природы.
-
-
варов.
Лучше всего влияние утопических идей античности на идеализаторскую традицию в отношении варваров можно проследить на примере описания скифов у Помпея Трога -автора первой латинской всеобшей истории (Historiae Philippicae, libri 44). В вопросе об
отношении к варварам этого автора можно
-
ции. Скифы у Помпея Трога представлены живущими «коммунистической» жизнью, пребывающими в так называемом натуральном состоянии права, т.е. при таком укладе, где народ управляется собственным умом (и нравственностью), а не законами; их жизнь чрезвычайно проста и добродетельна (Just., II, 1, 4).
-
ва, на наш взгляд, несомненно, связана с
-
-
ческой психологии, для которой, в общем,
-
----
го образа жизни и самих дикарей, мы можем
найти повсюду на протяжении человеческой
-
пример, идеями Ж.-Ж. Руссо и некоторых других философов нового времени (ср.: [3, с. 7-11]).
Что же касается конкретных факторов,
-
-
ции по отношению к народам Северного
Причерноморья (а отчасти и ко всем вообще
-
----
вавших созданию определенного образа
-
кумены философских построений и идеалов; 4) в условиях глубокого и разностороннего кризиса цивилизации, который Древняя Греция переживала после Пелопоннесской войны (кризис полиса), а Древний Рим, в свою очередь, нечто подобное переживал в период гражданских войн (I в. до н.э.), когда и там как раз появляются идеализаторские описания варваров у Горация и даже Цезаря (в дальнейшем эта тенденция была наиболее развита в произведениях философа-стоика Сенеки и Корнелия Тацита) (ср.: [3, с. 362367; 7, с. 480]).
--
ванном обществе, то противоположная ей
-
шаяся, напротив, в сгущении негативных красок при описании варварских народов, по всей видимости, имеет еще более глубокие
психологические корни. Неприятие всего
-
раза чужого в образ врага было характерным для первобытного человеческого сознания. В исследованиях на эту тему отмечается, что
на «ранних стадиях исторического развития
-
-
ют противостоящие им иные коллективы и
-
-
изведанное, а потому опасное, как царство враждебных сил» [8, с. 108-109]. А кое-кто
из исследователей, стремясь подчеркнуть
-
--
следственным недугом» человечества, до
-
нию народов» [9, с. 12, 17].
Конечно, и древним грекам, и древним римлянам, особенно на ранних этапах их исторического развития, было свойственно
такое первобытное восприятие чужих краев
-
ных северопричерноморских территорий,
-
ется уже в «Одиссее» Гомера, где говорится о северных народах, обитающих у пределов Океана (киммерийцах) как о «жалких смертных», никогда не видящих солнца
(Обув., XI, 12 - 19). В позднейшие времена
-
вицу у древних как обозначение дикой и
-
ности.
-
жетов об опасностях, которые таят в себе отдаленные неведомые земли, о чудовищах,
которые там якобы обитают (стоит только
-
сею»!) Из северопричерноморских земель
особый страх древним внушала Таврида
-
обычайной жестокости местных жителей (земцев. Об этом повествуется в мифе об
-
нитым трагиком Еврипидом), брат которой Орест (и его друг Пилад), да и она сама, как известно, будучи в Тавриде, подвергались опасности стать такой жертвой. Судя по другому мифу - мифу об аргонавтах, обычай
приносить в жертву пристающих к берегу
-
-
ца Ээта) и мать Кирки и Медеи.
Не только вышеупомянутые мифы, но и
-
-
дания о трагических судьбах скифского
-
-
го образа причерноморских варваров как
-
странное. Ко временам географа Страбона стереотип «негостеприимных и жестоких по
отношению к иностранцам варваров» уже
-
-
ми племенами вроде тавров, как было раньше (cf. Strabo, VII, 3, 7).
--
венном знакомстве с ними представителям
цивилизации бросались в глаза также другие
-
венность, тупоумие. Эти черты тоже быстро
-
причерноморских дикарей. В таком духе описываются скифы-рабы (которых древние греки использовали на родине в качестве полицейских) в комедиях Аристофана (ок. 445 - ок. 386 гг. до н.э.) - «Лисистрате» и «Женщинах на празднике Фесмофорий». Помимо комического образа «скифов-дураков», который очень напоминает образ турок в европейской литературе позднего средневековья - начала нового времени, в этих комедиях живо отразилось в целом презрительное и насмешливое отношение к северным дикарям.
-
разов скифского варвара в древнегреческой
литературной традиции, занимающим чуть
-
реотипе, являлся образ неблагоразумного
-
-
дящего себя, таким образом, до буйства и безумия. В формировании этого стереотипа
вновь, как и в некоторых других случаях,
-
мен Геродота предания. В одном из них описывается поражение скифов в Азии, произошедшее, вероятно, на рубеже VII - VI вв. до н.э. Для того, чтобы расправиться с
непобедимыми в бою скифами, индийский
-
-
бил их, когда скифы - большие любители вина - сильно опьянели (Her., I, 106). В другом предании говорится о том, как скифы
-
мена (кон. VI в. до н.э.), тесно общавшегося, к своему несчастью, со скифскими послами,
приучив его пить неразбавленное вино. С
-
на покрепче, они говорили: «Налей по-скифски (под-скифь)!» (Her., IV, 84).
Этот популярный в древнегреческой традиции образ скифов оказал влияние на
отечественную поэзию нового времени,
-
гого поэта - JI.A. Мея на вольный перевод стихотворения Анакреонта (точнее, его подражателя) («Что же сухо в чаше дно?..» или,
-
ше.„»)
-
нент негативного образа скифов, весьма
-
ратурной традиции, не был заимствован
древнеримской традицией. Зато в остальном
-
ских варваров достигает в древнеримской
традиции своего полного развития, точно
-
----
но суровым климатом. Рассказывали, что
снег и лед не тают в этих краях по два года
-
-
лобным образом описывается скифская зима в произведениях известных римских поэтов Горация, Вергилия и Овидия (Cf. Horat. Carm., I, 17 - 22, II, 20, 13 - 16, IV, 5, 25; Verg. Georg., III, 197, 349 - 383, IV, 517 - 518; Ovid. Her., XII, 2, Met., VIII, 787 - 791, Tr., III, 10 etc.) Напомним, что последний из них, Овидий, сам находился в ссылке в скифских краях - в так называемой Малой Скифии, а
именно в старой греческой колонии Томах
-
-
ясь на личный опыт, Овидий в своих стихах
-
талей, устрашающие описания скифской зимы у Вергилия (хотя Вергилий не был лично знаком с этой страной) (см.: [10, с. 87]).
Овидиевы оценки местных жителей,
среди которых чаще всего упоминаются
-
-
ного слова, которое бы не было применено поэтом по отношению к этим варварам. Они «грубые, дикие, жестокие, грязные, одетые в шкуры, постоянно готовые к нападению (infesti), ненадежно замиренные (male pacati)» и т.д.
-
черноморью и его обитателям отражало
наиболее распространенный в те времена в
-
тивный образ, так как стихи этого поэта
-
ные в ссылке) были призваны пробудить
чувство жалости у покинутых им друзей к
-
ское общество в свою пользу. По мнению
-
вателя северопричерноморского логоса Овидия, поэт по мере сил и возможностей старался соотносить свое изображение Том с
теми представлениями о «скифских» краях,
-
-
типными в римской ученой поэзии [10, с. 87].
-
ного Причерноморья и самого этого региона
-
нюдь не менее распространенным, чем их позитивный образ. В отличие от последнего, отрицательный образ складывался не под влиянием не разных религиозно-
философских течений, а в основном под
-
-
пулярных исторических преданий, а также
некоторых мифологических сюжетов. Но не
-
ции, точно так же, как в случае с позитивной
тенденцией, лежит психологический момент
-
му сознанию труднопреодолимая логика превращения образов чужого, неведомого в образ врага.
---
ются, скорее как исключения, и попытки их
-
торым, например, относят труд Геродота и
сочинение Псевдо-Гиппократа «О воздухе,
-
разом, в античной традиции пробивал себе
-
--
варов.
-
ских варваров и их региона, сложившиеся в
основном в древнегреческой традиции еще в
-
вечными. Их отголоски можно проследить в
дальнейшей литературной традиции по
-
эзии нового времени (вспомним хотя бы стихотворения Пушкина и Блока, в которых
упоминаются скифы). Многие авторы эпохи
-
-
рья, в том числе татар и русских, со скифами
- древними жителями тех мест. И, что более
-
вым народам и их стране в средневековой
-
которые античные литературные тенденции
-
-
следить в сочинениях таких средневековых
-
-
ский поэт Джордж Турбервиль и многие другие.
Таким образом, на примере античной
-
-
ную роль традиционного, выработанного
-
-
ритории.
Литература
1. Каллистов Д.П. Интерпретация северопричерноморских варваров в античной
-
писки. 1945. № 16.
2. Широкова Н.С. Идеализация варваров
-
тичный полис. Вып. V. Л., 1979.
3. Lovejoy A.O., Boas G. Primitivism and related ideas in antiquity. Baltimore, 1935.
4. Бонгард- Левин Г.М., Грантовс-кий Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М,, 1983.
5. Куклина И.В. "АЬю1 в античной литературной традиции // ВДИ. 1969. № 3.
6. Тахтаджян С.А. Идеализация скифов: Эфор и предшествующая ему традиция // Проблемы античного источниковедения. М,; Л, 1986.
-
го Рима. М., 1994.
8.
ранство и историческое время в культуре Древнего Рима // Культура Древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцова. Т. II. М., 1985.
9. -
век в истории. 1993. М., 1994.
10. Подосинов А.В. Овидий и Причерноморье: опыт источниковедческого анализа
-
-
следования. 1983. М., 1984.
11.
-
номорье. Киев, 1991.