Научная статья на тему 'Варвары северного Причерноморья в античной традиции (к проблеме образотворчества)'

Варвары северного Причерноморья в античной традиции (к проблеме образотворчества) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
509
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козулин Вячеслав Николаевич

Статья посвящена проблеме формирования образов Северопричерноморского края и народов, его населявших, в античной литературной традиции. В античной литературе сложились две противоречивые тенденции, влиявшие на создание соответствующих образов, с одной стороны, тенденция к идеализации этих народов, а с другой стороны, тенденция к сгущению негативных красок при их описании. Некоторые из античных стереотипов описания варваров Северного Причерноморья и их региона, сформировавшиеся на основе этих двух тенденций, прочно вошли в дальнейшую литературную традицию (вплоть до нового времени).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Козулин Вячеслав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The barbarians of Black Sea region in the ancient tradition (to the problem of the formation of literary stereotypes)

The article is dedicating to the problem of the formation of the images of Black Sea region and the peoples that lived there in the ancient literary tradition. There are two opposite tendencies in the ancient literature that influenced on the creation of the appropriate images the tendency to the idealizing of these peoples, on the one hand and on the other hand the tendency to the condensation of the negative colours in their description. Some of the ancient stereotypes of description of the Black Sea region barbarians and their country which were formed on the basis of these two tendencies firmly entered in the following literary tradition (up to the New Age).

Текст научной работы на тему «Варвары северного Причерноморья в античной традиции (к проблеме образотворчества)»

В. II. Козу лип

Варвары Северного Причерноморья в античной

ТРАДИЦИИ (к ПРОБЛЕМЕ ОБРАЗОТВОРЧЕСТВА)

В широком спектре устойчивых образов тех или иных предметов или явлений особенно выделяются устойчивые образы чужих народов и стран. На протяжении всей

человеческой истории эти образы влияли на

-

ше, чем сами являлись продуктом этих

-

--

ных народов и регионов. Одним из наиболее

-

морского края и варваров, его населявших. Говоря о Северном Причерноморье, мы в

данном случае подразумеваем не одни лишь

-

---

ствовало Древнерусское государство. Ведь и

древние племена, о которых пойдет речь

-

ный, особенно в древнегреческой традиции,

народ Северного Причерноморья) обитали

-

-----

ской империи она называлась азиатской Сарматией.

Именно этот северо-восточный регион и населявшие его мнимые и реальные народы

приобрели в античной традиции характер

-

-

ных в литературе и фольклоре. Страна эта

-

--

вость которого сильно преувеличивалась.

-

ло и не менее устойчивое представление о Крайнем Севере, располагавшемся в самых недостижимых частях описанного региона, как, напротив, о баснословно благодатных краях, обладавших на удивление мягким и

ласковым климатом. Эта страна чаще всего называлась Гипербореей.

Что касается античных образов жителей северопричерноморского региона, скифов и прочих варваров, то они так же, даже еще более антагонистичны. С одной стороны, все они представляются злобными и невежественными дикарями. А с другой стороны, не

менее ярким в античной традиции был образ

-

----

мифические народы наделялись подобными чертами; эти черты подчас приписывались и реально существующим народам.

-

диции эти противоречивые и вместе с тем одинаково устойчивые образы одного и того же региона и его обитателей?

-

венный историк, специалист по древностям

-

дящего столетия выделил две отчетливые

-

----

ванное изображение их дикости и грубости, так называемая идеализация со знаком минус

[1,с. 182]; (см, также [2, с. 138]). В даль-

-

ной литературной традиции о варварах.

Первая - идеализаторская - тенденция в

-

ной, научной литературе давно по праву считается частью так называемого примитивизма, или примитивистских идей, которые,

-

--

ный процесс» [3, с. 7]. Примитивистские

-

ного («примитивного», англ. primitive) образа жизни. Причем эти идеи могут носить

-

рактер: в первом случае создается образ идеального прошлого, а во втором - идеального настоящего чужих народов, до которых

-

лизации.

Примитивизм в отношении к варварским

-

сти - «мягкий» и «жесткий» примитивизм

(soft and hard primitivism), «Мягкий» прими-

-

пример, гиперборейцев, В данном случае

-

-

обычным долголетием и безболезненной смертью, их жизнь изображается абсолютно безмятежной и благополучной, природа сама

дает им все необходимое для беззаботной

-

лочное и вегетарианское питание, они часто

-

ных» и т.п.

Самым популярным подобным народом в античной традиции были знаменитые гиперборейцы (от uper 1Ш boreaj - «за Бореем»), т.е. «живущие по ту сторону северного

ветра Борея», на Крайнем Севере. Миф о

-

можно, общеарийские корни [4, с. 151].

---

роды. Их имена впервые назвал в одной из

-

нувший про

...дивных мужей гиппемолгов, Галактофагов и абиев, из смертных что всех справедливей. (II., XIII, 56)

-

дилоеь гадать о том, какие из слов в этом

-

етвенно этническими наименованиями. К

-

ги» вполне можно рассматривать в качестве

-

водятся они, соответственно, как «доители

-

ется и некоторых других слов этого отрывка

-

анте [5, с. 121-123].

Позднее, после так называемой Великой

-

альной этнической ситуацией в Северном Причерноморье, некоторые авторы стали отождествлять гомеровских «гиппемолгов» со скифами, например, поэт Гесиод и древнейший трагик Эсхил (&. 55 ЛгасЬ и £г. 198 Каик).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

--

метно влияли различные философские идеи.

-

фагорейских учений (а позднее для киников

-

--

раза жизни и т.д. Так, например, одним из

важнейших положений орфического (как и

-

-

гов - «доителей кобылиц» - и галактофагов

- «млекоедов» - мы как раз видим зримое

-

---

женных», куда отправляются после смерти

-

вольной жизни. В представлении орфиков

эти острова «располагались», как правило,

-

да о них, таким образом, как нельзя лучше

-

родах далекого севера.

-

зей и в результате более тесного знакомства

-

морского края у древних авторов возникает

понимание того, что настоящие варвары

-

вых условиях. Про этих дикарей, конечно, нельзя было сказать того, что говорилось о

мифических блаженных народах Севера.

-

-

мени уже настолько популярной, что даже

-

ли под ее влияние. Так возникает вторая

-

ваемый жесткий примитивизм, «Жесткий» тип примитивизма характерен при описании реальных варварских племен, например,

скифов и гетов, позднее германцев, которые,

-

-

кам значении), характеризуются как грубые

«выносливые люди, к которым природа отнюдь не благосклонна, как к мифическим племенам «блаженных» [3, с. 10].

---

мненно, открывающего собой новый этап в

идеализации варваров [6]. Сочинение Эфора

-

-

лению, не сохранилось. Но его концепцию

описания северных варваров, высказанную

-

--

черкивает в своем сочинении, что его целью

-

шие качества дикарей, которые ему хорошо известны, а на их противоположность, т.е.

идеализировать скифов ради наставления

-

шении современников.

Эфор выдвигает идею о том, что среди

диких причерноморских варваров имеются

-

-

стью» (и которых, очевидно, и имеет в виду

-

ведливейшим» племенам принадлежал, по

-

----

ли в идеальный и морализующий образ. Так,

-

ложные «Письма Анахарсиса», в которых он сам и вообще все скифы преподносятся как философы и мудрецы, ведущие крайне скромный, неприхотливый образ жизни, в гармонии с природой. Предание о печальной

участи Анахарсиса, якобы убитого скифами

-

--

действовали созданию еще одного образа

-

-

ного.

---

ствующих философских идей. В Древней Греции критика пороков цивилизации (и,

следовательно, идеализация нецивилизованных народов) усиливается в эпоху ее кризиса после Пелопоннесской войны (431 - 404 г. до н.э.) Тогда-то, в IV в. до н.э., возникает

философия киников (а чуть позднее -

-

теризовавшиеся отрицанием современной

-

-

ве.

Киники, основателем учения которых

-

тали, что надо жить «подобно собаке», т.е.

-

но относились к частной собственности и

-

ватель же Стой Зенон из Китиона (ок. 335 -ок. 262 гг. до н.э.) разработал утопическое

учение о всемирном государстве, в котором

-

ры, богатые и бедные, мужчины и женщины. В этом государстве, по мнению Зенона и других стоиков, живут мудрецы, ведущие

жизнь в соответствии с законами природы.

-

-

варов.

Лучше всего влияние утопических идей античности на идеализаторскую традицию в отношении варваров можно проследить на примере описания скифов у Помпея Трога -автора первой латинской всеобшей истории (Historiae Philippicae, libri 44). В вопросе об

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отношении к варварам этого автора можно

-

ции. Скифы у Помпея Трога представлены живущими «коммунистической» жизнью, пребывающими в так называемом натуральном состоянии права, т.е. при таком укладе, где народ управляется собственным умом (и нравственностью), а не законами; их жизнь чрезвычайно проста и добродетельна (Just., II, 1, 4).

-

ва, на наш взгляд, несомненно, связана с

-

-

ческой психологии, для которой, в общем,

-

----

го образа жизни и самих дикарей, мы можем

найти повсюду на протяжении человеческой

-

пример, идеями Ж.-Ж. Руссо и некоторых других философов нового времени (ср.: [3, с. 7-11]).

Что же касается конкретных факторов,

-

-

ции по отношению к народам Северного

Причерноморья (а отчасти и ко всем вообще

-

----

вавших созданию определенного образа

-

кумены философских построений и идеалов; 4) в условиях глубокого и разностороннего кризиса цивилизации, который Древняя Греция переживала после Пелопоннесской войны (кризис полиса), а Древний Рим, в свою очередь, нечто подобное переживал в период гражданских войн (I в. до н.э.), когда и там как раз появляются идеализаторские описания варваров у Горация и даже Цезаря (в дальнейшем эта тенденция была наиболее развита в произведениях философа-стоика Сенеки и Корнелия Тацита) (ср.: [3, с. 362367; 7, с. 480]).

--

ванном обществе, то противоположная ей

-

шаяся, напротив, в сгущении негативных красок при описании варварских народов, по всей видимости, имеет еще более глубокие

психологические корни. Неприятие всего

-

раза чужого в образ врага было характерным для первобытного человеческого сознания. В исследованиях на эту тему отмечается, что

на «ранних стадиях исторического развития

-

-

ют противостоящие им иные коллективы и

-

-

изведанное, а потому опасное, как царство враждебных сил» [8, с. 108-109]. А кое-кто

из исследователей, стремясь подчеркнуть

-

--

следственным недугом» человечества, до

-

нию народов» [9, с. 12, 17].

Конечно, и древним грекам, и древним римлянам, особенно на ранних этапах их исторического развития, было свойственно

такое первобытное восприятие чужих краев

-

ных северопричерноморских территорий,

-

ется уже в «Одиссее» Гомера, где говорится о северных народах, обитающих у пределов Океана (киммерийцах) как о «жалких смертных», никогда не видящих солнца

(Обув., XI, 12 - 19). В позднейшие времена

-

вицу у древних как обозначение дикой и

-

ности.

-

жетов об опасностях, которые таят в себе отдаленные неведомые земли, о чудовищах,

которые там якобы обитают (стоит только

-

сею»!) Из северопричерноморских земель

особый страх древним внушала Таврида

-

обычайной жестокости местных жителей (земцев. Об этом повествуется в мифе об

-

нитым трагиком Еврипидом), брат которой Орест (и его друг Пилад), да и она сама, как известно, будучи в Тавриде, подвергались опасности стать такой жертвой. Судя по другому мифу - мифу об аргонавтах, обычай

приносить в жертву пристающих к берегу

-

-

ца Ээта) и мать Кирки и Медеи.

Не только вышеупомянутые мифы, но и

-

-

дания о трагических судьбах скифского

-

-

го образа причерноморских варваров как

-

странное. Ко временам географа Страбона стереотип «негостеприимных и жестоких по

отношению к иностранцам варваров» уже

-

-

ми племенами вроде тавров, как было раньше (cf. Strabo, VII, 3, 7).

--

венном знакомстве с ними представителям

цивилизации бросались в глаза также другие

-

венность, тупоумие. Эти черты тоже быстро

-

причерноморских дикарей. В таком духе описываются скифы-рабы (которых древние греки использовали на родине в качестве полицейских) в комедиях Аристофана (ок. 445 - ок. 386 гг. до н.э.) - «Лисистрате» и «Женщинах на празднике Фесмофорий». Помимо комического образа «скифов-дураков», который очень напоминает образ турок в европейской литературе позднего средневековья - начала нового времени, в этих комедиях живо отразилось в целом презрительное и насмешливое отношение к северным дикарям.

-

разов скифского варвара в древнегреческой

литературной традиции, занимающим чуть

-

реотипе, являлся образ неблагоразумного

-

-

дящего себя, таким образом, до буйства и безумия. В формировании этого стереотипа

вновь, как и в некоторых других случаях,

-

мен Геродота предания. В одном из них описывается поражение скифов в Азии, произошедшее, вероятно, на рубеже VII - VI вв. до н.э. Для того, чтобы расправиться с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

непобедимыми в бою скифами, индийский

-

-

бил их, когда скифы - большие любители вина - сильно опьянели (Her., I, 106). В другом предании говорится о том, как скифы

-

мена (кон. VI в. до н.э.), тесно общавшегося, к своему несчастью, со скифскими послами,

приучив его пить неразбавленное вино. С

-

на покрепче, они говорили: «Налей по-скифски (под-скифь)!» (Her., IV, 84).

Этот популярный в древнегреческой традиции образ скифов оказал влияние на

отечественную поэзию нового времени,

-

гого поэта - JI.A. Мея на вольный перевод стихотворения Анакреонта (точнее, его подражателя) («Что же сухо в чаше дно?..» или,

-

ше.„»)

-

нент негативного образа скифов, весьма

-

ратурной традиции, не был заимствован

древнеримской традицией. Зато в остальном

-

ских варваров достигает в древнеримской

традиции своего полного развития, точно

-

----

но суровым климатом. Рассказывали, что

снег и лед не тают в этих краях по два года

-

-

лобным образом описывается скифская зима в произведениях известных римских поэтов Горация, Вергилия и Овидия (Cf. Horat. Carm., I, 17 - 22, II, 20, 13 - 16, IV, 5, 25; Verg. Georg., III, 197, 349 - 383, IV, 517 - 518; Ovid. Her., XII, 2, Met., VIII, 787 - 791, Tr., III, 10 etc.) Напомним, что последний из них, Овидий, сам находился в ссылке в скифских краях - в так называемой Малой Скифии, а

именно в старой греческой колонии Томах

-

-

ясь на личный опыт, Овидий в своих стихах

-

талей, устрашающие описания скифской зимы у Вергилия (хотя Вергилий не был лично знаком с этой страной) (см.: [10, с. 87]).

Овидиевы оценки местных жителей,

среди которых чаще всего упоминаются

-

-

ного слова, которое бы не было применено поэтом по отношению к этим варварам. Они «грубые, дикие, жестокие, грязные, одетые в шкуры, постоянно готовые к нападению (infesti), ненадежно замиренные (male pacati)» и т.д.

-

черноморью и его обитателям отражало

наиболее распространенный в те времена в

-

тивный образ, так как стихи этого поэта

-

ные в ссылке) были призваны пробудить

чувство жалости у покинутых им друзей к

-

ское общество в свою пользу. По мнению

-

вателя северопричерноморского логоса Овидия, поэт по мере сил и возможностей старался соотносить свое изображение Том с

теми представлениями о «скифских» краях,

-

-

типными в римской ученой поэзии [10, с. 87].

-

ного Причерноморья и самого этого региона

-

нюдь не менее распространенным, чем их позитивный образ. В отличие от последнего, отрицательный образ складывался не под влиянием не разных религиозно-

философских течений, а в основном под

-

-

пулярных исторических преданий, а также

некоторых мифологических сюжетов. Но не

-

ции, точно так же, как в случае с позитивной

тенденцией, лежит психологический момент

-

му сознанию труднопреодолимая логика превращения образов чужого, неведомого в образ врага.

---

ются, скорее как исключения, и попытки их

-

торым, например, относят труд Геродота и

сочинение Псевдо-Гиппократа «О воздухе,

-

разом, в античной традиции пробивал себе

-

--

варов.

-

ских варваров и их региона, сложившиеся в

основном в древнегреческой традиции еще в

-

вечными. Их отголоски можно проследить в

дальнейшей литературной традиции по

-

эзии нового времени (вспомним хотя бы стихотворения Пушкина и Блока, в которых

упоминаются скифы). Многие авторы эпохи

-

-

рья, в том числе татар и русских, со скифами

- древними жителями тех мест. И, что более

-

вым народам и их стране в средневековой

-

которые античные литературные тенденции

-

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

следить в сочинениях таких средневековых

-

-

ский поэт Джордж Турбервиль и многие другие.

Таким образом, на примере античной

-

-

ную роль традиционного, выработанного

-

-

ритории.

Литература

1. Каллистов Д.П. Интерпретация северопричерноморских варваров в античной

-

писки. 1945. № 16.

2. Широкова Н.С. Идеализация варваров

-

тичный полис. Вып. V. Л., 1979.

3. Lovejoy A.O., Boas G. Primitivism and related ideas in antiquity. Baltimore, 1935.

4. Бонгард- Левин Г.М., Грантовс-кий Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М,, 1983.

5. Куклина И.В. "АЬю1 в античной литературной традиции // ВДИ. 1969. № 3.

6. Тахтаджян С.А. Идеализация скифов: Эфор и предшествующая ему традиция // Проблемы античного источниковедения. М,; Л, 1986.

-

го Рима. М., 1994.

8.

ранство и историческое время в культуре Древнего Рима // Культура Древнего Рима / Под ред. Е.С. Голубцова. Т. II. М., 1985.

9. -

век в истории. 1993. М., 1994.

10. Подосинов А.В. Овидий и Причерноморье: опыт источниковедческого анализа

-

-

следования. 1983. М., 1984.

11.

-

номорье. Киев, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.