Научная статья на тему 'Вариативные формы обеспечения доступности качественного дошкольного образования'

Вариативные формы обеспечения доступности качественного дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2751
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславская Т. Н.

В статье рассматриваются вариативные формы обеспечения доступности дошкольного образования в России и основные способы предоставления качественного дошкольного образования. Представлена типология вариативных форм обеспечения доступности качественного дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариативные формы обеспечения доступности качественного дошкольного образования»

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

VARIATIVE FORMS OF PROVIDING ACCESSIBILITY TO HIGH-QUALITY PRESCHOOL EDUCATION

Богуславская Т.Н.

Ведущий научный сотрудник лаборатории управления образовательными системами Института управления образованием РАО, доцент кафедры управления дошкольным образованием Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]

Boguslavskaya T.N.

Leading research fellow of the Laboratory of Educational Systems Management of the Institute of Education Management of the RAE, Associate Professor at the Department of Preschool Education Management of the Moscow City Pedagogical University, Candidate of science (Education).

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вариативные формы обеспечения доступности дошкольного образования в России и основные способы предоставления качественного дошкольного образования. Представлена типология вариативных форм обеспечения доступности качественного дошкольного образования.

Annotation. This article examines variative forms of accessibility to preschool education in Russia and the main ways of providing high-quality preschool education. The author presents the typology of variative forms of providing access to high-quality preschool education.

Ключевые слова: образовательная система, вариативное образование, дошкольное образование, доступность дошкольного образования, качество дошкольного образования, управление развитием образования.

Keywords: educational system, variative education, preschool education, accessibility to preschool education, quality of preschool education, management of education development.

Возникновение и постепенное усугубление на протяжении последних двух десятилетий проблемы обеспечения доступности качественного дошкольного образования является феноменом постсоветского периода развития отечественной системы образования. Во многом такое положение обусловлено процессами нарастающей социальной дифференциации российского общества.

В Советском Союзе острота образовательного неравенства в целом была невысока: существовали эффективные механизмы выравнивания доступа обучающихся к образованию. Разумеется, они не были совершенны: перспективы получения качественного образования были выше для детей из элитных и наиболее благополучных социальных групп, однако в дошкольном образовании равенство доступа к стандартному набору услуг в целом обеспечивалось [2, с. 11].

В настоящее время дошкольное образование в Российской Федерации получают 5,5 млн детей в возрасте от трёх до семи лет. По данным Росстата, дошкольное образование получают 60 процентов детей в возрасте от 1 до 6 лет. Однако этот показатель ниже уровня 1991 г., когда дошкольным образованием было охвачено 78 процентов детей соответствующего возраста [1, с. 54].

В решении проблемы доступности качественного дошкольного образования государство основное внимание уделяет сокращению очереди на получение мест в детских садах для детей от 3 до 7 лет. В 2013 г. было предусмотррено введение не менее 205 тыс. дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях. За счет использования вариативных форм дошкольного образования намечалось сокращение очереди еще на 50 тыс. мест [1, с. 48].

К 2016 г. руководством государства поставлена задача обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Планируется также ликвидировать очередность в детские сады для детей от 2 месяцев до 3 лет

[1, с. 11].

Достижение данной стратегической цели может стать осуществимым благодаря реализации системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы дошкольного образования. Для обеспечения качественного дошкольного образования, его равной доступности для всех граждан за последние годы была проведена институциональная перестройка системы дошкольного образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда.

По данным, которые приводит И.М. Реморенко, для реализации региональных программ (дорожных карт) ликвидации очередности на федеральном уровне созданы финансовые механизмы ликвидации очередности: бюджетные кредиты, предоставляемые субъектам Российской Федерации с целью строительства и реконструкции зданий дошкольных учреждений; субсидии из федерального бюджета на оснащение дополнительно созданных мест. Средства в объеме 8 млрд рублей поступили в региональные бюджеты 41 субъекта Российской Федерации [1, с. 135].

Для равенства доступа населения к образовательным услугам также были:

• разработаны и внедрены прогрессивные модели дошкольного образования;

• созданы новые образовательные программы и пр.

В современных условиях необходимыми и взаимообусловленными требованиями к системе дошкольного образования являются:

• вариативность - способность соответствовать различным образовательным потребностям родителей и детей;

• единство (системность) - способность обеспечить единый уровень качества образования для всех дошкольников.

Данные требования предполагают осмысление двух ведущих категорий: вариативность дошкольного образования и доступность дошкольного образования, находящихся между собой в сложном и противоречивом диалектическом единстве. Такое положение обусловлено тем, что вариативность - это требование к разнообразию предоставляемых услуг в системе дошкольного образования, а доступность образования -требование к широте сети, ее возможностям охватить максимальное число детей дошкольного возраста.

Как показало проведенное сравнительно-сопоставительное исследование, в городской местности обеспечение доступности качественного дошкольного образования определяют три основные характеристики:

1) достаточность сети (хватает ли мест в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО) для всех желающих и есть ли у детей с особыми потребностями по здоровью возможность получить дошкольное образование);

2) эффективность (однородность) размещения ДОО (насколько равномерно распределяются ДОО различных видов и типов в пределах одного города/района, все ли дети имеют возможность посещать тот детский сад, который им нужен);

3) уровень качества различных ДОО (насколько различается качество предоставляемых услуг в ДОО одного города, имеют ли возможность родители выбрать тот детский сад, уровень которого кажется им приемлемым).

Основными причинами снижения охвата детей дошкольным образованием на селе являются материальное неблагополучие семей и сокращение числа дошкольных организаций, то есть разрушение сети.

Недостаточность сети порождает прямое неравенство доступа к дошкольному образованию, а низкий уровень эффективности сети и качества деятельности отдельных ДОО - относительное неравенство.

Реализация принципа доступности при построении вариативной сети учреждений, реализующих различные дошкольные образовательные программы, означает необходимость создавать сеть таким образом, чтобы оптимально учесть разнообразные образовательные потребности детей и их родителей, но вместе с тем достигать пространственной близости ДОО к месту проживания детей.

Необходимость вариативности дошкольного образования обусловлена следующими факторами:

• многообразием детских образовательных потребностей, связанным с разным уровнем развития детей, специфичными потребностями в компенсации нарушений их здоровья, различными познавательными возможностями детей;

• развитием современного образовательного пространства в РФ, появлением инновационных проектов, различающихся как направленностью деятельности, так и формами работы с детьми.

Указанным принципиальным и взаимосвязанным требованиям должна отвечать вариативная сетевая структура системы дошкольного образования, включающая образовательные организации разного типа. В целом создание вариативной сети образовательных институтов, реализующих различные программы дошкольного образования, направлено на достижение следующей цели: обеспечить доступ к качественному дошкольному образованию максимальному количеству детей дошкольного возраста, учитывая их разнообразные образовательные потребности, способности, состояние здоровья и материальную обеспеченность семей.

Вариативность образовательных услуг в сети образовательных организаций реализующих программы дошкольного образования, воспринимается как необходимый фактор, обеспечивающий качество образования. В условиях создания и функционирования такой сети вариативность содержания программ и многообразие форм работы с детьми создает благоприятные условия для обеспечения максимального количества дошкольников образовательными услугами, соответствующими их запросам. При этом необходимо учитывать, что образовательные услуги предоставляют не только традиционные детские сады, но и другие образовательные организации, реализующие дошкольные образовательные программы. Так, например, разработан проект Федерального закона «О культуре в РФ», которым предполагается, что в России будут созданы многофункциональные культурные и образовательные комплексы. Подобные территориальные (многоуровневые) образовательные комплексы, могут включать в себя и вариативные модели дошкольного образования [8].

Создание гибкой системы образовательных услуг позволило охватить дошкольным образованием значительное число детей. В связи с этим проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе за счет более гибких режимов пребывания детей в ДОО.

С 1999 г. в практике работы дошкольных образовательных организаций используются группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных организаций полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных организаций (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей) начиная с 2000 г. используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общео-

бразовательных организаций, дошкольные группы на базе организаций дополнительного образования.

Создание гибкой системы образовательных услуг (группы неполного дня при дошкольных организациях или школах) в перспективе позволит охватить дошкольным образованием значительное число детей, в ином случае лишенных необходимой подготовки к школьному обучению. Создание сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, также позволит обеспечить достаточный уровень предлагаемых образовательных услуг большему количеству дошкольников.

Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть достигнуто путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различных уровней и типов. Развитие сети учреждений дошкольного образования предполагает появление малых детских садов, надомных групп, родительских групп и т. д.

Таким образом, построение вариативной сети дошкольных образовательных организаций предусматривает институционализацию наряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов, как:

• группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа»), организованные на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагоги-ческих центрах;

• группы надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик»), созданные родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;

• группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду или в другой образовательной организации, где реализуется программа дошкольного образования;

• адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев и др.

Таким образом, сложились следующие вариативные формы дошкольного образования:

• дошкольные группы в общеобразовательных школах (их количество увеличилось за четыре года почти вдвое);

• семейные детские сады;

• встроенные детские сады;

• надомные или гувернерские группы;

• семейные клубы;

• начальные школы - детские сады и прогимназии (сохранились лишь в ряде регионов);

• группы присмотра и ухода;

• социальные игровые комнаты как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОО, которые обеспечивают организации указанных форм кадрами, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение и контроль.

Очевидно, что в этой ситуации возрастает роль структур, задачей которых является методическое, психологическое обеспечение работы с дошкольниками и их родителями. На муниципальном уровне создаются такие ресурсные центры дошкольного образования, оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным организациям соответствующей территории.

При создании вариативной сети дошкольных образовательных организаций деятельность территориальных органов управления дошкольным образованием должна быть направлена на:

• повышение профессионального уровня педагогических кадров ДОО;

• внедрение прогрессивных механизмов формирования заработной платы педагогов ДОО, обеспечивающих ее существенный рост при одновременном учете результатов педагогической деятельности;

• формирование нового типа руководителя ДОО - менеджера образования;

• осуществление возрастной ротации кадров ДОО, привлечение новых кадров и их закрепление в системе дошкольного образования;

• улучшение морально-психологического климата в педагогических коллективах ДОО и др.

К сожалению, появление новых организационных форм в сети дошкольного образования, организация дошкольных групп при школах приводят к вовлечению в сферу дошкольного образования людей, не имеющих специального образования.

Реализация принципа многообразия и ориентации на гражданский заказ в области дошкольного образования, стремление вовлечь в дошкольное образование как можно большее количество детей предполагают наличие в этой вариативной сети различных образовательных программ, направленных на подготовку и переподготовку руководителей дошкольных образовательных организаций, региональных и муниципальных органов управления образованием для осуществления управленческой деятельности в условиях сети. Переподготовка педагогов ДОО должна быть направлена на изучение ими основных принципов дошкольного образования, специфики детей дошкольного возраста, возможностей амплификации детского развития.

Как с этим обстоит дело на практике? В качестве эмпирического материала проанализируем основные результаты рейтинга муниципальных детских садов России, проведенного в 2013 г. В рейтинг вошли 3536 ДОО из 14 регионов России: г. Москва, Красноярский край, республики Коми, Мордовия и Удмуртия, Волгоградская, Калужская, Курская, Новосибирская, Рязанская, Самарская, Тамбовская и Ульяновская области, Еврейская автономная область.

По данным рейтинга, в категории «Педагоги, работающие с детьми» произошло снижение показателей. По результатам исследования 2012 г. оценке «хорошо» соответствовали девять детских садов, по результатам исследования за 2013 г. - только один детский сад. На период 2012 г. оценку «неудовлетворительно» получили 7,5 процента дошкольных организаций, на 2013 г. - 25,6 процента. Основная масса детских садов в обоих исследованиях соответствует оценке «удовлетворительно».

Увеличилось количество детских садов, не укомплектованных педагогами с высшим педагогическим образованием: на период 2012 г. они составили 7,4 процента, на 2013 г. -

уже 11,2 процента. Возросла доля детских садов, не имеющих педагогов первой категории (9,9% на 2012 г. и 13% на 2013 г.) и педагогов высшей категории (40,1% на 2012 г. и 45,3% 2013 г.). Приведенные данные также свидетельствуют о недостаточном притоке в детские сады молодых специалистов, которые могли бы компенсировать естественное сокращение числа воспитателей ДОО в связи с выходом на пенсию.

Противоречивые данные получены по кластеру «Повышение квалификации». К 2013 г. повышение квалификации прошло больше сотрудников ДОО, чем к 2012 г.: лишь 10,1 процента. дошкольных учреждений не затронул этот процесс, тогда как в 2012 г. таких было 12,2 процента. Вместе с тем общий процент педагогов, прошедших курс повышения профессиональной квалификации, остается недостаточным - он колеблется между 19 и 20 процентами [2].

В связи с этим при организации системы повышения квалификации в сети дошкольного образования целесообразно опираться на потенциал инновационных образовательных учреждений и создаваемых ресурсных центров.

В заключение выделим основные зоны рисков, возникающих при осуществлении вариативного дошкольного образования.

1. В настоящее время детские сады вошли в территориальные образовательные комплексы, холдинги, что обусловливает сведение деятельности ДОО лишь к присмотру за детьми и подготовке к школьному обучению.

2. Новый кластер рисков возникает со вступлением в законную силу с 1 января 2014 г. Федерального государственного стандарта дошкольного образования. По правомерному свидетельству Т.И. Пуденко, «сейчас вектор изменения сети дошкольного образования - это увеличение вариативности, многообразия форм организации, в том числе с точки зрения времени пребывания ребенка. Эта вариативность плохо сочетается с требованиями стандарта дошкольного образования, который, как и ФГТ, очевидным образом нацелен на работу с детьми в дошкольных группах с 10-12-часовым режимом. ФГОС дошкольного образования содержит небольшой текст относительно групп кратковременного пребывания, но он не проясняет основную проблему - как в условиях работы с детьми в течение 3-5 часов обеспечить достижение целевых ориентиров, указанных в стандарте, а если это невозможно, то каковы должны быть приоритеты при разработке ДОО своей образовательной программы в части групп кратковременного пребывания?» [3, с. 36].

Проблемы введения стандарта ДОО, касаются не только психолого-педагогическо-го и программно-методического обеспечения сотрудничества детского сада и начальной школы, но и организационно-управленческого, нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения их взаимодействия в рамках территориальных образовательных комплексов.

Для снижения управленческих рисков и решения проблем, вызывающих диспропорции в доступности различных форм качественного дошкольного образования в условиях его стандартизации, необходимо:

• ежегодно проводить мониторинг потребности населения в услугах дошкольного образования;

• создавать новые организационные модели дошкольного образования особенно актуальны развивающие занятия для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;

• обеспечить доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

• ликвидировать разрыв между ДОО, обеспечивающими высокое качество дошкольного образования, и ДОО, имеющими низкий рейтинг у населения.

Список литературы:

1. Образование в России : [информационно-аналитическое издание] : федер. справ. Т. 9. - М.: Центр стратегич. партнерства, 2013. - 464 с.

2. Доступ к образованию: оценка ситуации в России // Народное образование. -2013. - № 7. - С. 11-17.

3. Пуденко, Т. И. Доступность качественного дошкольного образования: риски современного этапа / Т. И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - № 2. - С. 25-37.

4. Давыдова, Е. А. Проблемы доступности общего образования в современной России / Е. А. Давыдова // Народное образование. - 2007. - № 10. - С. 28-26.

5. Новоселова, С. Ю. Качество образования как важнейший приоритет в развитии управления общеобразовательными учреждениями и организациями / С. Ю. Новоселова // Информатика и образование. - 2011. - № 11. -С. 87-90.

6. Пуденко, Т. И. Проектирование системы оценки профессиональной деятельности учителя в условиях развития образовательной системы / Т. И. Пуденко, Т. В. Потемкина // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журнал. - 2012. - № 3 (11).

7. Смит, У. Связь между равенством и качеством в образовании / У Смит, Ч. Лу-стхаус ; пер. с англ. Е. Фруминой // Вопросы образования. - 2006. - № 2. -С. 74-89.

8. В России будут созданы многофункциональные культурные и образовательные комплексы // Современный детский сад. - 2013. - № 4. - С. 2.

Spisok literatury:

1. Obrazovanie v Rossii : [informacionno-analiticheskoe izdanie] : feder. sprav. T. 9. -M.: Centr strategich. partnerstva, 2013. - 464 s.

2. Dostup k obrazovaniju: ocenka situacii v Rossii // Narodnoe obrazovanie. - 2013. -№ 7. - S. 11-17.

3. Pudenko, T. I. Dostupnost' kachestvennogo doshkol'nogo obrazovanija: riski sovre-mennogo jetapa / T. I. Pudenko // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. -2013. - № 2. - S. 25-37.

4. Davydova, E. A. Problemy dostupnosti obshhego obrazovanija v sovremennoj Rossii / E. A. Davydova // Narodnoe obrazovanie. - 2007. - № 10. - S. 28-26.

5. Novoselova, S. Ju. Kachestvo obrazovanija kak vazhnejshij prioritet v razvitii uprav-lenija obshheobrazovatel'nymi uchrezhdenijami i organizacijami / S. Ju. Novoselova // Informatika i obrazovanie. - 2011. - № 11. - S. 87-90.

6. Pudenko, T. I. Proektirovanie sistemy ocenki professional'noj dejatel'nosti uchitel-ja v uslovijah razvitija obrazovatel'noj sistemy / T. I. Pudenko, T. V. Potemkina // Sovremennye issledovanija social'nyh problem : jelektron. nauch. zhurnal. - 2012. -№ 3 (11).

7. Smit, U. Svjaz' mezhdu ravenstvom i kachestvom v obrazovanii / U. Smit, Ch. Lust-haus ; per. s angl. E. Fruminoj // Voprosy obrazovanija. - 2006. - № 2. - S. 74-89.

8. V Rossii budut sozdany mnogofunkcional'nye kul'turnye i obrazovatel'nye kom-pleksy // Sovremennyj detskij sad. - 2013. - № 4. - S. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.