важнейший объективный механизм функционирования, сохранения стабильности и новообразования, прорыва систем к высшему уровню, в том числе появления и развития психических систем.
Литература:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер,
2008.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - СПб: Издательство «Союз», 2006
3. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. Монография. - М., Изд-во РАГС, 1999.
4. Дятлов С.А. Принципы информационного общества. - Информационное общество, 2000, вып. 2, с. 77 - 85
5. Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. - М.: НИИ школьных технологий, 2010.
© Цымбаленко С.Б., 2011
З.А. Аксютина
ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Ключевые слова: социальное воспитание, будущий специалист, профессиональная подготовка
Keywords: social education, future specialist training
Быстро растущая потребность в многообразных социальных службах выдвинула в нашей стране подготовку профессионалов для социальной сферы на одно из приоритетных мест в системе социального образования. Особую значимость приобретает тот факт, что представители этой профессии работают в настоящее время в сфере семьи, общины, социальной защиты и поддержки различных групп населения; в учреждениях здравоохранения, культуры и образования; в сфере безопасности и правоохранительных органов; на производстве и в службах трудоустройства; в центрах реабилитации, в пенитенциарных учреждениях; в религиозных и общественных организациях и др.
Становится очевидным, что социальный работник, социальный педагог, специалист по работе с молодежью, педагог-психолог нужен и в детских больницах и санаториях; и в медицинских реабилитационных центрах для детей и молодежи с ограниченными возможностями, а также центрах различной направленности (сегодня они во множестве создаются по инициативе общественных и религиозных организаций, частных лиц, родителей детей-инвалидов); и в наркологических диспансерах для несовершеннолетних; и в исправительных учреждениях, значительную часть контингента которых составляет молодежь; и во многих других учреждениях и организациях, которые уже существуют или появятся в ближайшем будущем в ответ на потребности активно развивающейся социальной сферы.
Таким образом, реальная и перспективная область профессиональной деятельности специалистов социальной сферы чрезвычайно широка и многообразна. Она включает множество специфических разновидностей профессиональной деятельности, в зависимости от объекта, на который она направлена (учащиеся общеобразовательных
58
школ или воспитанники детских домов и школ-интернатов, дети и молодежь с ограниченными возможностями или с отклоняющимся поведением, имеющие психологические проблемы во взаимоотношениях с окружающими или лишенные элементарных условий для полноценного развития и т. д.). И каждый из этих столь разных видов профессиональной деятельности должен быть обеспечен соответствующими, адекватными содержанию работы методами, методиками, технологиями.
Широкий диапазон профессиональных функций диктует необходимость их подготовленности к продуктивному выполнению своих профессиональных обязанностей в определенной, очень конкретной, а подчас и весьма специфичной области деятельности. Учитывая определенную инерционность любой образовательной системы, следует принимать во внимание прогностические оценки развития социальных проблем региона и соответственно работать на перспективные потребности конкретного региона в специалистах. Наиболее типичными проблемами для большинства стран является нужда и бедность, инвалидность и одинокая старость; этнические и национальные конфликты, кризисные стрессовые ситуации; алкоголизм и наркомания; безработица, профессиональная и социальная дезадаптация; бездомность; преступность и правонарушения, жестокость, девиантное и делинквентное поведение.
Для стран с хорошо отлаженной системой подготовки специалистов социальной сферы характерна достаточно узкая специализация будущих профессионалов, позволяющая отследить практически все болевые точки в социальной проблематике отдельных категорий клиентов, разноуровневых социумов, общества в целом. Однако, как признают представители сферы практической деятельности США, такое дробление по направлениям деятельности кроме неоспоримых плюсов (например, высокая квалификация специалистов) имеют и свои минусы - специалисты одного профиля, одной специализации слабо ориентируются в проблематике даже пограничных сфер деятельности.
Наиболее актуальным вопросом углубленной профессиональной подготовки является содержательная ее сторона. В социально-педагогической науке идут дискуссии относительно подходов выделения наименований программ углубленной подготовки. Этой проблемой в рамках социальной педагогики и социальной работы занимается ряд исследователей: В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Ю.Г. Грибанова, Р.А. Литвак и др. Поэтому рассмотрим вариативность содержания профессиональной подготовки к социальному воспитанию в условиях многоступенчатого образования на примере социальных педагогов и социальных работников.
ГОС ВПО рекомендует определять наименование специализаций путем выделения категории детей (одаренные, педагогически запущенные и т. д.), целей деятельности (социальная изоляция, воспитательная работа в семье и др.), видов социальных институтов (социальные службы, детские дома и т. д.).
Ф.А. Мустаева пишет о том, что специализация может определяться региональноэтническими особенностями, потребностями конкретного социума (города, района, села), а также личностными и профессиональными возможностями специалиста. Она полагает, что можно различать специализации по профилю деятельности социального педагога: социальный педагог по работе с семьей, социальный педагог-руководитель детских объединений и организаций, социальный педагог-валеолог, социальный педагог-дефектолог, социальный педагог-эколог, социальный педагог-этнолог, социальный педагог - организатор культурно-досуговой деятельности, социальный педагог -организатор физкультурно-оздоровительной деятельности, социальный педагог -организатор технического творчества и др.
По мнению автора, основанием специализации может служить определенная категория людей, на работу с которой сориентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют, например, специализации: социальный педагог по работе с подростками-девиантами, социальный педагог по работе с инвалидами, социальный
педагог по работе с сиротами, социальный педагог по работе с беженцами, социальный педагог - геронтолог и др.
Специализация может быть связана и с местом работы. В зависимости от этого определяют специализации: школьный социальный педагог, социальный педагог
учреждения дополнительного образования, социальный педагог в детском доме и т. д. [7, с. 8].
Ю.Г. Грибанова выделяет следующие критерии специализаций:
1. Профиль деятельности: социальный педагог - семейный педагог; социальный педагог-руководитель детских объединений, социальный педагог - этнолог, социальный педагог-эколог, социальный педагог -геронтолог, социальный педагог - аниматор.
2. Отдельная категория населения, на работу с которой сориентирован социальный педагог, например, на работу с инвалидами, сиротами, беженцами, наркоманами и т. д.
3. Обостряющиеся социальные проблемы (детская беспризорность, алкоголизм и
др.).
4. Возрастная группа, с которой работает социальный педагог (дети, молодежь, престарелые и т. д.).
5. Место работы: лицей, гимназия, детский дом, жилой дом и микрорайон, армия, милиция, исправительно-трудовая колония, центр досуга и т. д. [6].
Позиции Ю.Г. Грибановой и Ф.А. Мустаевой близки относительно выделения профиля деятельности социального педагога. Однако оба автора выделяют такие специализации, которые определяются как специальности.
В.Г. Бочарова, рассматривая родственную социальной педагогике сферу -социальную работу, выделяет спектр специализаций по следующим показателям:
1. По определенному профилю: социальный педагог - психолог семейного профиля, этнолог, специалист по социальной работе в сфере управления, социальный юрист, эколог, валеолог, культуролог и др.
2. В определенных учреждениях: школьный социальный работник, социальный работник в службе занятости, учреждениях культуры, спорта.
3. По определенной возрастной группе: социальная работа с молодежью, детьми, пожилыми людьми.
4. В специфических сферах микросреды: социальный работник в общине, на селе, в военной среде, в местах заключения [2].
При выявлении ведущего критерия выделения специализации может произойти ситуация, при которой в разных обстоятельствах основополагающим может быть любой из вышеперечисленных критериев. Данные критерии недостаточны для выделения специализаций и требуют дальнейшего осмысления и дополнения.
К настоящему моменту в России сложился определенный спектр специализаций социальных педагогов, обусловленный многими основаниями: возрастом клиентов, которым требуется социально-педагогическая поддержка (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры), спецификой проблем клиентов (отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркомания, утеря личностной ориентации при безработице и вынужденной миграции и др.); производственно-территориальными аспектами работы этих специалистов (работа в микро- и макросоциумах, в школе, приюте, службах психологической поддержки и др.), особенностями конкретного региона.
Сложившаяся ситуация разрешается в рамках национальной и региональной программ, причем в сферу компетенции социальных педагогов входит осуществление воспитательных, реабилитационных компонентов этих программ. На их долю выпадает морально-этическая, воспитательная, духовная работа, проводимая среди семей как единого целого и в разных возрастных параллелях клиентов (пенсионеры, трудоспособные взрослые, молодежь, дети). Готовность к такой деятельности должна предусматривать овладение различными формами и методами работы, включающими широкий спектр мероприятий и программ (от проведения индивидуальной работы до
создания клубов, посредничестве при поиске места работы, переквалификации или повышении квалификации, организации вечеров встреч и отдыха и т. д.). При этом социальный педагог выступает как проводник духовного совершенства, умеющий снять стрессовые состояния, как помощник в преодолении чувства безысходности и неуверенности, посредник между клиентом и новой для него инфраструктурой психологической, социальной, юридической, медицинской помощи.
Необходимо отметить, что социальным педагогам приходится считаться с суровой реальностью, в которой живут их клиенты, участвовать в решении практически всего спектра возникающих у них проблем. Поэтому при выборе конкретных специализаций социальных педагогов, важно, чтобы выбор этот при имеющемся в регионе арсенале экономических, этнических, профессиональных ресурсов, выступил в качестве оптимального.
В ряде работ, связанных с исследованием различных аспектов специализации, приводится классификация специализаций по таким критериям, как административный, возрастной, проблемный и деятельностный (Ю.Н. Егорова, М.Ф. Черкасова, Е.Б. Балыдина, Е.Н. Сорочинская).
Однако необходимо обратить внимание на то, что данные классификации в полной мере не отражает истинное состояние дел с критериями выделения специализаций. Анализ наименований специализаций позволяет кроме критериев, выделенных ранее, обозначить и новые.
Среди специализаций можно выделить те, которые включают в себя вопросы теории, практики и методики чего-либо. Например: «Теория и методика социальнопедагогической работы», «Теория и практика социальной педагогики», «Теория и методика нравственного воспитания школьников». По-нашему мнению, такие специализации можно классифицировать как путь познания.
Критерий «сфера воздействия» определен в связи с необходимостью выделения тех сфер жизнедеятельности, которые оказывают влияние на социализацию личности. Так, в перечне специализаций, имеются специализации, связанные с досуговой, деловой, социальной и др. сферами. Эти две условные единицы нами выделены как дополняющие критерии выделения специализаций.
Относительно выделения статусного критерия хотелось бы отметить, что под статусом нами понимается «положение человека в системе внутригрупповых отношений...» [8, с. 490]. Поэтому данный критерий предполагает выделение не только школьников и семьи, но и других субъектов социально-педагогического взаимодействия. Классификация критериев выделения специализаций отображена в таблице 1.
Деятельность социального педагога имеет ярко выраженную направленность на защиту прав несовершеннолетних, на развитие и реализацию внутреннего потенциала ребенка и подростка, на оказание им помощи и поддержки в процессе адаптации в социуме и интеграции в общество, на раскрытие, мобилизацию и использование педагогического потенциала окружающей ребенка среды.
Однако в помощи социального педагога нуждаются люди любого возраста и особенно инвалиды, беженцы, отбывающие или отбывшие срок наказания лица, престарелые, наркоманы.
Таблица 1
Критерии выделения специализаций в профессиональной подготовке
социальных педагогов
Критерий Практическое наполнение наименования специализации
Проблемный Дети с недостатками развития
Дети с девиантным и делинквентным поведением
Дети, оставшиеся без попечения родителей и т. д.
Возрастной Молодежь
Взрослые
Пожилые и т. д.
Административный Тип учреждения
Министерство, ведомство
Деятельностный Защита
Профилактика
Коррекция и т.д.
Сфера воздействия Социально-педагогическая
Социально-психологическая
Социальная
Досуговая
Деловая
Статусный Школьники
Семья и т. д.
Путь познания Теория
Практика
Методика
Нельзя отрицать роль социального педагога в организации воспитательной работы с детьми в самых разнообразных формах ее проявления. Но главное, на чем должно быть сосредоточено внимание социального педагога, работающего с детьми, — это социальная защита личности ребенка, изучение его психических и физических особенностей, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении несовершеннолетних и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки [5, с. 119].
По мнению Тюменских ученых, существуют самые разнообразные направления деятельности социальных педагогов: социальный педагог — организатор культурнодосуговой деятельности, социальный педагог — организатор спортивно-оздоровительной деятельности, социальный педагог — специалист по художественному и техническому творчеству, по физкультурно-оздоровительной работе, художественному воспитанию, социальный психолог, педагог — руководитель педагогического класса и др. По существу
многие обязанности социального педагога разделяет с ним в школе администрация, классный руководитель, педагог — воспитатель групп продленного дня, педагог — воспитатель детских учреждений [5, с. 119].
По мнению В.Г. Бочаровой и М.П. Гурьяновой, практика показывает, что сфера социальной работы в России расширяется год от года. И хотя социальная работа — единая профессия, ей свойствен широкий спектр специализаций. Наиболее сложившиеся специализации социальных педагогов в стране, как показывает анализ В.Г. Бочаровой и М.П. Гурьяновой, следующие: социальный семейный педагог или работник семейного профиля; общинный (сельский) социальный педагог или социальный работник; специалист по социальной работе с детьми и молодежью (молодежный социальный работник); специалист по организации культурного досуга; валеолог, специалист по охране здоровья; медицинский социальный работник; социальный эколог; социальный работник, специализирующийся на проблемах занятости; социальный этнолог; социальный педагог-дефектолог; социальный работник, специализирующийся по вопросам работы с инвалидами (в том числе с детьми, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, их родителями); социальный работник-геронтолог; школьный социальный педагог; социальный педагог (работник), специализирующийся на оказании разносторонней помощи подросткам, склонным к правонарушениям; специалист социальной службы или административный (муниципальный) социальный педагог [9, с. 19 - 23].
Рассматриваемый перечень специализаций, разработанный В.Г. Бочаровой и М.П. Гурьяновой, не имеет подтверждения в списке зарегистрированных УМО специализаций и не отвечает современным подходам к организации социальной и социально-педагогической помощи населению. Отметим, что приведенный перечень имеет некоторое смешивание профессиональной деятельности социального работника и социального педагога. Подтверждением этого является перечень специализаций для специальности социальная педагогика.
М.В. Шакурова отмечает, что могут быть выделены, например, социальные педагоги — организаторы социально значимой работы с детьми и молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации культурного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельности, совместного отдыха детей и взрослых, семейного досуга. В ряде регионов выделяются отдельно социальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог и др.
По мнению М.В. Шакуровой, в нынешних условиях наиболее востребованы обществом специалист по социальной работе с семьей, оказывающий разностороннюю помощь вне стен какого-либо учреждения, а также сельский социальный педагог.
Составляющими «семейной» специализации социального педагога являются:
- планирование семьи, укрепление семейных взаимоотношений, воспитание, развитие, образование, социальная защита детей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведение домашнего хозяйства, организация семейного досуга, повышение культурного и образовательного уровня родителей;
- помощь в преодолении семейных конфликтов, в оформлении опекунства, усыновления, в заботе о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;
- вмешательство в случае жестокого обращения с детьми, физического или психического насилия над ними;
- работа с неблагополучными семьями;
- помощь семьям в кризисных ситуациях (развод, воспитание в неполной семье, повторный брак, появление нежеланного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, пьянство, наркотическая зависимость, проституция, рэкет в отношении семьи, принуждение неблагополучной семьи к продаже квартиры за долги);
- помощь семьям, имеющим межэтнические, межпоколенные проблемы, проблемы на религиозной почве.
Специфика работы сельского социального педагога, как полагает М.П. Гурьянова, определяется той ролью, которую он играет в жизни села, набором требований, предъявляемых к нему сельским сообществом, особым механизмом решения воспитательных и социальных проблем, основанным на традициях сельской, во многом общинной жизни, условиями жизни сельского населения [4, с. 384 - 387].
Сельский социальный педагог работает в условиях жесткого социального контроля, локальной, довольно замкнутой социальной общности, на виду у всей общественности. Люди оценивают его не только как специалиста, эксперта в своей области знаний, но прежде всего как человека, семьянина, труженика. В силу постоянно существующего дефицита квалифицированных специалистов социальной сферы социальный педагог вынужден быть многопрофильным и универсальным специалистом, совмещая в большинстве случаев обязанности социального педагога и социального работника [10, с. 12 - 14].
Мы согласны с мнением Р.М. Куличенко, высказанном в диссертационном исследовании «Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России» (1998 г.): «При подготовке социальных педагогов нельзя
"зашориваться" делением их всех по специализациям, необходимо, во-первых, предусмотреть подготовку специалистов широкого профиля, во-вторых, всем дать свободу выбора сферы приложения сил, так как каждый регион имеет свои особенности и они должны быть учтены при формировании социального заказа».
А.М. Панова и Е.И. Холостова описали профессиональные роли социального работника, которые по нашему мнению в полной мере подходят и для социального педагога. При этом данные роли могут стать отправной точкой и для наименования углубленной подготовки или выделения объекта и предмета его углубленной подготовки. Перечислим их:
- определить клиента (Outreach Worker): устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель - обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;
- брокер (Broker): направляет людей в существующие службы, решающие проблемы клиента. Цель - скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал;
- посредник, буфер (Mediahion): находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель - снять разногласия и научить людей работать продуктивно вместе;
- адвокат, защитник (Advocate): борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель - повысить качество обслуживания, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;
- оценивать (Evaluator): собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель - помощь в принятии решений для действия;
- мобилизатор (Mobilizer): организует действие уже существующих или новых групп людей для решения проблем;
- учитель (Teacher): передает людям информацию и знания. Цель - помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;
- корректор поведения (Behaviour Change): вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп;
- консультант (Consultant): оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель - помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;
- проектант сообществ (Commynity Plannet): помогает планированию групп, агентств, служб, правительства в разработке и реализации программ их деятельности;
- менеджер информации (Data Manager): собирает, классифицирует и анализирует полученные о клиентах данные;
- администратор (Administrator): обеспечивает конкретную, постоянную
физическую, бытовую, финансовую. Помощь учреждению или сообществу [11, с. 17 - 18].
Перечень специализаций будет расширяться в связи с развитием социальной педагогики как науки и как практики. В настоящее время в научных исследованиях нашли отражение не все специализации. Работ, раскрывающих особенности специализаций, весьма недостаточно. Описание специализаций, которые используются в практике подготовки социальных педагогов, можно найти в трудах Е.Б. Балыдиной (социальный педагог семейного типа), Ю.Н. Егоровой (социальный педагог в учреждениях дополнительного образования), Е.Б. Кириченко (работа с детьми-сиротами), Е.Н. Сорочинской (теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений), М.Ф. Черкасовой (социальный педагог в физкультурно-оздоровительных учреждениях).
Как показала Р.М. Куличенко в своем диссертационном исследовании «Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России», выполненном в 1998 г., при формировании пакета конкретных специализаций, необходимо учитывать специфику экономической, этнической, экологической и других ситуаций того региона, для которого эти специалисты готовятся, его "болевые" точки. Не может быть оставлено без внимания и то, для каких именно учреждений (то есть для работы с какими категориями клиентов, какими проблемами) готовятся специалисты. Также следует принимать во внимание насыщенность социальной сферы специалистами смежных специальностей (педагогов, медицинских работников, юристов), степенью их невостребованности по основной специализации и готовность переквалифицироваться по одной из дефиниций социальной педагогики.
Анализ ГОС ВПО первого поколения показал, что в обязательном минимуме содержания образовательно-профессиональной программы в блоке предметной подготовки под индексом ПР 12 указывалось: «Дисциплины специализации (включают вопросы организации внеучебной деятельности с детьми, обучения с учетом конкретных возрастных периодов развития личности, а также связанные с психофизическими и социальными факторами, например, девиантное поведение и др.)» [3].
Выбор специализации - достаточно сложная и многоаспектная задача. Несомненно, что в основу специализации по какому-либо конкретному направлению должен быть положен приоритет определенных личностных качеств, овладение которыми необходимо для успешного выполнения профессиональных задач.
Приведем слова Л.Е. Никитиной из диссертационного исследования «Развитие социальной педагогики в России», выполненного в 2001 г., где она пишет: «В различных вузах России введены различные специализации по профессии «социальный педагог», что зависит прежде всего от социального заказа на региональном уровне».
^циальный заказ это определенная, имеющая внутреннюю иерархию система разнообразных социально-педагогических задач по социализации и профессионализации различных групп населения, поставленных перед образовательными институтами социальными субъектами различного ранга, в качестве которых выступает и социум в целом, и государственные институты, и, практически, любые (социальнодемографические, производственно-экономические, территориальные, этнокультурные, профессиональные, сословные, общественно-политические) сообщества и индивиды. Опираясь на иерархию социального заказа образованию, можно выделить три основных уровня социального заказа в образовании: государственный, общественный (социальногрупповой) и индивидуальный .
Социальный заказ всегда существует в двух ипостасях: во-первых, в виде декларируемых лозунгов и ценностей («все для человека, все во имя человека», «от каждого по способностям, каждому по труду», «народ - движущая сила общества, а бюрократия - слуги народа» и т. д.) и, во-вторых, в виде предлагаемой системы реальных, фактических действий. От того, как сформулирован социальный заказ, зависит быстрота, точность и полнота его выполнения.
Социальные заказы в образовании в действительности всегда противоречивы и многоплановы, как и спектр социальных интересов в конкретном обществе. Такая многоплановость связана с множественностью источников заказа. Ими могут служить и государственные, и территориальные, и групповые, и индивидуальные интересы. Но в любом случае в этом многообразии, так или иначе, выделяется ведущий социальный заказ, выражающий в большей степени либо интегральный (национальный) интерес, либо интерес доминантных социальных групп. Именно ведущий социальный заказ служит основным ориентиром для концептуализации и практического руководства общественной системой образования.
Изучение социального заказа в социально-педагогическом контексте включает:
- рассмотрение в теоретическом аспекте специфики возникновения социального заказа системе образования;
- осмысление его роли как в истории общества, так и в функционировании системы образования, вплоть до конкретного учебного заведения и любого другого субъекта образовательной политики;
- анализ механизмов формирования, структуры и способов его презентации системе образования;
- педагогическую интерпретацию и конкретизацию социального заказа;
- анализ его соотношения с содержанием образования и технологией обучения и воспитания;
- исследование деятельности разных субъектов педагогического процесса.
Такой подход позволяет составить более четкое представление о том, какие изменения необходимо внести в программы углубленной подготовки, ориентированные на новый качественный уровень в соответствии с современным социальным заказом и предполагающие: развитие педагогического творчества и инициативы; изменение
содержания подготовки и повышения компетентности будущих специалистов.
Обновление социального заказа происходит в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программой развития народного образования и «Конвенцией о правах ребенка». В этих документах образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
Общий кризис современного образования заключается в медленной адаптации к динамике социальных условий, несоответствии качества конкретного продукта образовательного процесса во всем его пространстве (на федеральном, региональном и других уровнях) ожиданиям и заказам личности, общества, государства, т. е. в отставании системы образования от динамично меняющегося социума, замыкании образования в рамках устаревшей парадигмы механизма передачи знания от поколения к поколению.
Переход образования на новую, социально-педагогическую парадигму, государственно-общественную систему управления предполагает расширение самостоятельности субъектов управления образованием на различных уровнях. В то же время не утрачивается значимость осуществления единой стратегии в управлении образованием. Демократические процессы обусловили обострение противоречия между проявляемой субъектами управления образованием самостоятельностью и необходимостью обеспечения единства образовательного пространства. Образование всегда выполняло и продолжает выполнять ключевую роль в истории человеческих
цивилизаций. Вместе с этим проблемы образования, в том числе и социальнопедагогического, его качественного развития детерминированы социальными, социокультурными условиями, процессами модернизации общества в целом.
В контексте задач модернизации образования, социальных заказов и проведенного исследования были разработаны образовательные программы углубленной подготовки социальных педагогов. Для специалистов были разработаны и реализованы программы специализаций «031334 - Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов» и «031335 - Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей», зарегистрированных в УМО по специальностям педагогического образования №01-17/140/1 и №01-17/140 от 16.02.2005 г. Реализация указанных специализаций осуществлялась вплоть до 2008 г., однако, в связи с переходом на многоуровневую образовательную модель в ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» необходимость в их реализации была исчерпана. Результаты проведенного исследования были обобщены [1].
В процессе реализации образовательных программ многоуровневой подготовки осуществляемой с 2003 г., возникла необходимость в реализации новых программ углубленной подготовки. С 2004 по 2010 гг. для бакалавров были разработаны программы, учитывающие региональные социально-педагогические проблемы. Так, ситуация связанная с устройством детей-сирот вызвала необходимость реализации программы углубленной подготовки «Социально-педагогическая поддержка детей в детских домах». Развитие детских общественных организаций в г. Омске и Омской области привело к разработке программы «Взаимодействие социального педагога с детскими общественными организациями». Необходимость совместных усилий педагогов и правоохранительных органов по профилактике нарушений поведения у детей послужило инициацией разработки программы «Взаимодействие социального педагога с правоохранительными органами при профилактике девиантного и делинквентного поведения у несовершеннолетних». Актуальность организации досуга детей способствовало разработке программы углубленной подготовки «Анимационная деятельность социального педагога».
Будет уместным привести замечание сделанное Л.Е. Никитиной в диссертационном исследовании «Развитие социальной педагогики в России», выполненном в 2001 г.: «До тех пор пока не произойдет превращение российской ведомственной службы в социальное агентство универсального типа мирового уровня и достижения определенной точности попадания профессионального обучения в вузах по профилям (специализациям) на востребованность именно этих специалистов в конкретном регионе радиуса обслуживания вузом, вопрос о технологичности должен решаться в пользу универсальности».
На этапе формирования блока дисциплин углубленной подготовки наибольшее внимание должно быть уделено выбору таких образовательных программ углубленной подготовки, выпускники которых смогли бы работать в рамках превентивных концепций.
Содержание учебных планов разрабатывалось с учетом нормативных требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для указанного профиля. Образовательные программы учебных дисциплин углубленной подготовки базировались на основных образовательных дисциплинах, обеспечивающих более глубокую профессиональную подготовку бакалавров и магистров. Разработанные дисциплины, базируются на учебном материале, изложенном в программах, и поддерживаются ранее изученными дисциплинами. Результатом реализации образовательных программ выступает ориентация на высокое качество образования. Углубленная подготовка предполагает овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми в деятельности социального педагога, а также формирование представлений о специфике своей профессиональной деятельности и профессиональных компетенций, которые требуют более пристального исследовании.
Подводя итоги, отметим, что в ряде работ (Ю.Н. Егорова, М.Ф. Черкасова, Е.Б. Балыдина, Е.Н. Сорочинская и др.) приводится классификация специализаций по таким критериям, как административный, возрастной, проблемный и деятельностный. Однако данные классификации в полной мере не отражают современное состояние педагогической науки и практики. Анализ наименований специализаций позволяет кроме критериев, выделенных ранее, обозначить и новые: путь познания, сфера воздействия и статусный критерий.
Полноценное осмысление и обоснованная педагогическая интерпретация социального заказа органично взаимосвязаны с процессами модернизации и развития образования, повышения его качества. Социальные заказы в образовании в действительности противоречивы и многоплановы, что связано с множественностью источников заказа: государство, общество, личность.
Литература:
1. Аксютина З.А., Маврин С.А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов: монография - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 152 с.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. - 208 с.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 1995. - 25 с.
4. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. - Минск, 2000. -
448 с.
5. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
6. Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: Межвузовский сб. науч. трудов. - Челябинск: Челябинский государственный педагогический институт, 1988. - 136 с.
7. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 416 с.
8. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
9. Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред.
В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. - М., 1995. - 196 с.
10. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М Пановой, Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1997. - 168 с.
11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
© Аксютина З.А., 2011