Н.А. Кухарская
ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
Наиболее сложной функциональной составляющей современной мировой экономической структуры является международная валютно-финансовая
система. В условиях расширения рыночных отношений роль этой сугубо экономической сферы мировой хозяйственной жизни неизмеримо усиливается, увеличиваются масштабы и объемы международных финансово-кредитных операций, растет количество субъектов валютно-финансовых отношений.
Важным механизмом не только валютно-финансовой системы, но и развития всей экономики страны, является валютное регулирование, заключающееся в деятельности государства и уполномоченных им органов, направленной на регламентацию международных расчетов и порядка осуществления операций с валютными ценностями.
До сих пор основополагающим документом, регламентирующим валютно-финан-совую сферу, остается устаревший декрет Кабинета Министров Украины «О принципах валютного регулирования и валютного контроля», который был принят ещё в 1993 г.
В основе валютного законодательства Украины лежат принципы ограничения использования иностранной валюты в хозяйственном обращении государства. В соответствии с гражданским
законодательством Украины иностранная валюта и валютные ценности принадлежат к вещам, ограниченным в гражданском обороте, и для них установлены особенные правила. Кроме того, использование иностранной валюты в денежных обязательствах также ограничено. Денежные обязательства должны быть выражены и подлежат оплате в украинской валюте (гривнях). Выражение и оплата денежных обязательств в иностранной валюте разрешаются лишь в случаях, установленных
законодательством Украины [1, 40].
Однако спецификой нашей страны является то, что иностранная валюта циркулирует внутри страны параллельно с национальной. Такой ситуации нет ни в одном западном государстве. Украинская гривня на собственной территории постоянно вступает в конкуренцию с гораздо более сильной и ликвидной валютой -американским долларом, а в последние годы
- и с евро. Чтобы в таких условиях национальная валюта могла удерживать позиции и полноценно выполнять функции денег, в том числе и средства накопления, национальный рынок должен быть стабилен и предсказуем.
Специфика Украины заключается и в том, что 30% денежной массы находится в наличной форме. Для сравнения: в денежной массе Великобритании доля наличности составляет 2-3%, Чили - 3-4, Австралии и Канады - 4-5, США - 6-7, стран еврозоны -7,
Венгрии, Чехии, Эстонии - 10-11, Гватемалы, Боливии, Парагвая, Перу, Колумбии - 13-16, Ганы, Сенегала - 23-24% [2, 5].
В 2008 г. валютно-финансовый рынок Украины «встряхнули» как резкая ревальвация национальной валюты, так и её резкая девальвация. Первое создало проблемы для украинского экспорта, в основном продукции металлургической и химической промышленности, что привело к жесткому дефициту валюты в стране, второе
- к возможному невыполнению заемщиками своих обязательств по кредитам в валюте.
Проблемам включения Украины в международную валютно-финансовую
систему, а также специфике
функционирования инструментов валютного рынка большое внимание в своих трудах уделяли такие украинские ученые-экономисты, как О.И. Береславская,
© Кухарская Наталья Александровна - кандидат экономических наук.
Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, Одесса.
ISSN 1562-109X
С.Я. Боринец, Т. Вахненко, П.И. Гайдуцкий, А.С. Гальчинский, В.М. Геец, А.И. Данилен-ко, А.Д. Данилов, Р.С. Кузнецова, В. Корнеев, А.А. Мазараки, В.Е. Новицкий, В.В. Оскольс-кий, О.В. Пернавский, О.Ю. Ромашко, Л.В. Ру-денко, А.С. Филиппенко и другие специалисты, изучающие этот сегмент финансового рынка. Однако в условиях мирового валютно-финансового кризиса пути решения проблем, существующих на валютно-финансовом рынке Украины, требуют дальнейшего изучения, что и обусловливает актуальность данной статьи.
В период 1992-1994 гг. в результате роста инфляции, последующего спада производства, роста цен на энергоносители, отсутствие как внешнего, так и внутреннего равновесия денежного обращения проблемы, связанные с использованием "временной" валюты - карбованца, привели к резкому падению курса карбованца относительно иностранных валют (в 1992 г. инфляция превысила 2000%, в 1993 г. составила 10256%, в 1994-1995 гг. -240 и 72,5% соответственно).
С апреля до июля 1993 г. была осуществлена попытка установления рыночного (плавающего) курса
национальной валюты относительно иностранных валют. Одновременно с существованием этого валютного курса НБУ определял официальные обменные курсы национальной валюты, а на межбанковском валютном рынке устанавливались обменные курсы для банковской системы. Таким образом, в Украине придерживались системы множественных курсов, что привело к оттоку капиталов за пределы Украины и бартеризации внешней торговли.
Галопирующие темпы инфляции привели к тому, что остро встал вопрос о невозможности дальнейшей деятельности большинства предприятий Украины из-за полного «вымывания» инфляционными процессами собственных оборотных средств, нарастания их дебиторско-кредиторской задолженности и возникновения на этой основе кризиса неплатежей.
Во второй половине 1993 г. для сдерживания инфляции НБУ осуществляет
жесткую фиксацию обменного курса национальной валюты (карбованца) к доллару США, немецкой марке и российскому рублю. Официальный обменный курс применялся к обязательной продаже 50% валютных поступлений и периодически пересматривался (обязательная продажа 50%-й валютной выручки была отменена в апреле 2005 г.).
В дальнейшем, при регулировании внешнеэкономических и валютных отношений, использовались рыночные механизмы. Указом Президента от 22 августа 1994 г. «О совершенствовании валютного регулирования» был предусмотрен ряд мероприятий по либерализации валютного рынка в Украине: с 1 октября 1994 г. возобновлялась работа валютной биржи НБУ, была разработана система мероприятий по унификации официального и рыночного курсов, установлению валютного курса карбованца по результатам торгов на валютной бирже. В 1994-1995 гг. девальвация национальной валюты соответственно составила 240 и 72,5%.
Мероприятия по усовершенствованию валютного регулирования в 1995-1996 гг. способствовали позитивным тенденциям: значительному росту роли Украинской межбанковской валютной биржи (УМВБ) как центра проведения валютных операций, активизации валютных операций не только на биржевом, но и внебиржевом валютных рынках, а также созданию основных резервов в иностранной валюте.
В 1996 г. была достигнута относительная стабилизация национальной валюты, инфляция которой снизилась до 5,5%, что дало возможность НБУ в сентябре осуществить денежную реформу. Карбованец был заменен на гривню в соотношении 1 грн.=100 тыс. купоно-карбо-ванцев и установлен ее официальный обменный курс. Всего за период 1992-1996 гг. доллар в Украине подорожал в 880 раз.
В результате валютного кризиса 19982000 гг. вновь произошла резкая девальвация гривни (в 1998 г. - на 80%, в 1999 г. - еще на 52%), и отечественная продукция оказалась на 20% дешевле зарубежных аналогов. В
1999 г. экспорт товаров впервые превысил их импорт. В результате торговый баланс Украины оказался положительным, составив 240 млн. дол. США. В 2000 г. он утроился, достигнув 780 млн. дол.
Заявлением правительства и НБУ от 22 февраля 2000 г. в Украине вводится режим плавающего валютного курса, который в большей степени отвечал состоянию интеграции Украины в мировую экономику, способствовал сохранению валютных резервов, сбалансированности спроса на иностранную валюту с ее предложением, обеспечивал компенсацию внутренней инфляции, поддерживал
конкурентоспособность украинских товаров. В результате на протяжении 2000 г. происходит незначительная девальвация гривни - на 4,25% [3, 314-315].
Коррекция валютного курса позволила резко расширить рынки сбыта украинской продукции. Её производство в 2000 г. выросло на 5,9%. Курсовая динамика, безусловно, сыграла немалую роль в прекращении затянувшегося спада и возобновлении экономического роста.
В 2001-2004 гг. резервы НБУ ежегодно прирастали на 1-2 млрд. дол. США. Однако, в отличие от 90-х, их основу стали формировать не внешние государственные заимствования, а валютные поступления от обычной хозяйственной деятельности. Устойчивый приток валюты заложил фундамент независимой монетарной политики, которая обрела самостоятельность не только в части денежной эмиссии, но также её залогового обеспечения. Последнее явилось колоссальным качественным прорывом. Ведь чисто технически отечественная гиперинфляция начала 90-х годов была спровоцирована не только избыточной денежной эмиссией, но также систематическим выделением кредитов под «честное» слово многочисленным заемщикам [2, 8].
В апреле 2005 г. и в мае 2008 г. НБУ осуществил резкую ревальвацию гривни, официальный курс которой снизился с 5,32 до 5,05 грн./дол. США (украинская валюта укрепилась на 4,3%) и с 5,05 до 4,85 грн./дол.
США (укрепление на 3,4%) соответственно по годам.
Общеизвестен факт, что если национальная денежная единица укрепляется (ревальвирует), то цены на национальные товары на внешних рынках повышаются. В результате уменьшается экспорт, что приводит к сокращению производства, уменьшению доходов и поступлений в бюджет. Однако, с другой стороны, ревальвация стимулирует импорт, вызывает снижение цен на импортные товары, что ведет к снижению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и их постепенному вытеснению с национального рынка, а также ухудшает платежный баланс страны.
Валютный курс - «инструмент макроэкономический, который обычно служит долгосрочной стратегии. Попытки использовать его для дефляционных целей таят в себе риск потери многих показателей в долгосрочной перспективе». Существует аксиома: укрепление национальной валюты охлаждает внутреннюю экономику и усиливает давление импорта [4; 5]. Резкая ревальвация обменного курса национальной валюты является позитивным фактором только тогда, когда существует реальный и стабильный темп экономического роста. В таких условиях ревальвация возникает вследствие развития производства и роста продуктивности труда, а не наоборот [6, 142].
Проведя административную
ревальвацию, Нацбанк не устранил ни внешние, ни внутренние
макроэкономические дисбалансы в Украине. Основные инфляционные составляющие -высокие государственные социальные расходы, подорожание энергоносителей и продуктов питания - не могут быть «нейтрализованы» ревальвацией. Также не ограничен или приостановлен приток краткосрочных (в том числе торговых) капиталов в страну, что, как известно, является одним из весомых ревальвационных факторов. При этом недостаточно обоснованное решение о ревальвации 21 мая 2008 г. возымело для населения шоковый и конфискационный эффект: быстрая сдача
населением наличных долларов США по явно заниженному курсу.
Помимо скачков валютного курса, в 2008 г. Украина заняла одно из первых мест в Европе и в СНГ по уровню инфляции -25,5%, что значительно выше официального прогноза (9,6%). Можно допустить, что в ближайшие годы украинская экономика будет находиться в инфляционном режиме.
К факторам как внешнего, так и внутреннего характера, спровоцировавшим инфляцию в Украине, можно отнести:
стремительное подорожание продуктов питания в мире;
рост цен на энергетические ресурсы на внутреннем рынке, а также неэффективность использования этих ресурсов;
разбалансированность спроса и предложения и опережающий рост спроса на потребительском рынке;
социальная направленность госбюджета;
недальновидная кредитная социальная и ипотечная политика банков;
ухудшение качества кредитного портфеля (доля проблемных кредитов составляет от 30 до 70%);
стремительное наращивание внешней задолженности банков (только за 2007 г. сумма иностранных кредитов, привлеченных банками, выросла с 14 до 31 млрд. дол.);
продолжающиеся инфляционные
ожидания.
Мероприятиями по сдерживанию инфляционных процессов могут стать:
снижение социальной нагрузки на экономику;
стерилизация избыточной денежной массы и её преобразование в инвестиционный ресурс;
ограничение потребительского
кредитования;
усиление контроля за уровнем проблемных кредитов;
постепенный переход в среднесрочной перспективе к плавающему валютному курсу;
прекращение банками активных операций за рубежом с целью сохранения ликвидности;
рефинансирование правительством краткосрочных внешних займов банков среднесрочным фондированием из бюджетных источников.
При снижении инфляции без потерь в экономическом росте насыщение гривневой массой через валютный канал постепенно замедлится и значение приобретет рефинансирование и процентная политика НБУ. Это станет более действенным финансовым механизмом, позволяющим Нацбанку обеспечить оперативную и эффективную реакцию на ситуации, возникающие на денежном
рынке.
Напряженность в валютной сфере наблюдается на фоне ухудшения состояния внешнего долга Украины, который составляет более 100 млрд. дол. США (74,6% ВВП), увеличения притока краткосрочных (в том числе спекулятивных) капиталов, а также резкого ухудшения
внешнеэкономической позиции страны -роста внешнеторгового дефицита.
В условиях значительного
отрицательного сальдо внешнеторгового баланса курс доллара на межбанковском рынке в декабре 2008 г. достиг своего максимума - 9,5-10 грн./дол. США. Если бы курс продержался на этой отметке всего несколько месяцев, то большинство украинских банков, осуществляющих в основном валютное кредитование, были признаны банкротами, так как заемщики просто не смогли бы выполнять свои обязательства по кредитам в валюте в силу того, что большинство компаний, взявших валютные кредиты, не имеют источников валютной выручки. К таким категориям заемщиков относятся компании, не ведущие внешнеэкономическую деятельность, но взявшие долгосрочные долларовые кредиты либо для реализации инвестиционных проектов, либо для закупки товара или оборудования (например, девелоперы, импортеры).
Выводы и рекомендации. Для стабилизации валютно-финансовой системы Украины целесообразно использовать следующие методы и механизмы:
1. Не допускать резких колебаний валютного курса, т.к. в Украине отрицательное сальдо, как текущего счета платежного баланса, так и торгового баланса, и в случае ревальвации курса гривни эти дисбалансы могут усилиться.
2. Проводить взвешенную политику регулирования доходов населения, т.к. продолжение политики стремительного роста реальных доходов, не обеспеченных ростом реального ВВП, приведет к углублению отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса путем наращивания импорта потребительских товаров.
3. Формировать систему страхования валютных рисков (хеджирование) путем:
сокращения объемов коротких позиций в иностранной валюте;
страхования валютных сделок на рынке СПОТ;
отбора и отвода валютных рисков в целях их минимизации посредством заключения фьючерсных и опционных контрактов.
4. Улучшить структуру денежной массы, сократить её наличную составляющую. Для этого необходимо осуществить электронизацию платежей и расчетов и внедрить соответствующие информационные технологии в торговле и сфере финансовых услуг, обеспечив надежную правовую защиту сделок, совершаемых в электронной форме.
5. Провести стерилизацию избыточной денежной массы и преобразовать её в инвестиционный ресурс.
6. Сократить незаконный отток капитала и привлекать валюту в страну. Для этого необходимо:
совершенствование механизма
регулирования и контроля валютных переводов за границу в любых формах;
привлечение иностранных инвестиций в Украину за счет предоставления гарантий зарубежным инвесторам;
повышение инвестиционной
привлекательности как страны в целом, так и отдельных регионов.
Литература
1. Даншов О.Д., Пернавський О.В., Гор-банський Б.М. Мiжнароднi розрахунки та валютний контроль: Навч. пошбник. - 1ртнь: АДПС Украши, 2002. - 181 с.
2. Кораблин С. Политэкономия курса // Зеркало недели. - 2008. - № 8. - С. 1, 8.
3. Мiжнародна економша: Навч. посiбник. - Вид. 2-ге, перероб. та доп. / За ред. Ю.Г. Козака. - К.: Центр навч. лггератури, 2004. - 672 с.
4. Неелов И. Ценовой якорь // Экономические известия. - 2005. - 25 авг. -http://eizvestia.com/.
5. Харазишвили Ю. Количественный анализ возможных последствий укрепления и обесценения обменного курса гривня/доллар // Экономика Украины. - 2006. - № 2. -С. 43-49.
6. Геець В.М. Нестабшьнють та економiчне зростання. - К.: 1н-т екон. прогнозування, 2000. - 344 с.