логике развивающейся практики как социального инструмента запуска, поддержки и модификации самих процессов развития управления.
В связи с этим мотивационная деятельность относительно сверхурочной работы -это конечный результат внедрения политики, приводящий к изменению кадровой работы как объекта управления и получению экономического, социального или другого вида эффекта. Внедрение методов мотивации и стимулирования приводит к повышению эффективности в сфере ее применения, экономии затрат или созданию условий для получения дополнительного управленческого эффекта.
Подводя итог можно сказать о том, что современная система управления персоналом организации должна включать в себя ряд мотивирующих и стимулирующих методов, сформированных вокруг сверхурочной деятельности. Собственно, развитие стимулирующего воздействия на персонал может стать важным фактором эффективного управления на современном этапе развития организационной структуры.
Список литературы
1. Власюк Г.В. Ресурсы социальной организации. Преподаватель XXI век. Выпуск № 2. Том 2, 2013. М.: АСВ, 2010.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (в редакции от 5 октября 2015 г.) // Российская газета, 2001. 31 декабря. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.04.2017).
3. Власюк Г.В. Мотивация. М.: МИИТ, 2011.
4. Ершова Ю. Компенсационный пакет. [Электронный ресурс]: Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru Электрон. дан. Библиотека ресурсов интернет индустрии - 12Я. 2000 - 2015. Режим доступа: http://www.i2r.ru/static/363/out_16346.shtml/ (дата обращения: 29.01.2017).
5. Власюк Г.В. Демотивация персонала как фактор снижения организационной эффективности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, 2015. № 7-8. С. 58-64.
6. Управление персоналом: теория и практика. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. М.: Проспект, 2012. С. 43.
ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ
Заруба Е.А.
Заруба Екатерина Александровна - магистрант, специальность: международные экономические отношения, факультет международного бизнеса, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
Аннотация: целью статьи явилось изучение валютной политики в условиях финансово-экономической нестабильности банка России.
Гипотеза исследования заключается в том, что ослабление курса национальной валюты в период глубокого финансового кризиса, пик которого еще не пройден, несмотря на ряд значительных изменений в экономико-политической сфере страны (рост курса иностранной валюты по отношению к рублю, падение цен на нефть и т. д.) - все это приводит к стагнации и падению экономики страны. Чрезмерное ослабление российского рубля на фоне доллара и евро создает значительные сложности для национальной экономики и для всех государственных институтов, вносит разлад в их функционирование, включая судебную систему,
правоохранительные органы, СМИ, общественный контроль над государством. Валютная политика Центрального банка РФ как инструмент зависит от того, насколько стабильно и эффективно будет развиваться экономика РФ. В статье рассмотрены причины кризисных явлений в экономике, проведена оценка валютной политики в условиях финансово-экономической нестабильности банка России. Ключевые слова: ВВП, инфляция, рубль, волатильность, ЦБ Российской Федерации.
Неустойчивость банковской системы особенно заметно начинает проявляться в кризисные времена. Так, в условиях современного кризиса экономики России, начавшегося в 2014 году в процессе обострения политического конфликта на международном уровне, вновь особо актуальной стала проблема развития и обеспечения финансовой устойчивости банковской системы Российской Федерации.
В настоящее время проведение эффективного валютного регулирования позволяет не только лишь решить совокупность проблем, связанных со стагнацией роста экономики России, но и преодолеть кризисное положение страны, возникшее вследствие экономических санкций и значительного снижения мировых цен на газ и нефть. Таким образом, изменения в государственном регулировании валютной политики являются крайне необходимыми.
Следует отметить, что лишь использование иностранного опыта в решение вышеприведенных проблем невозможно из-за определенных факторов, являющихся специфичными для валютной системы Российской Федерации. К ним относят значительную территориальную протяженность страны, негативно воздействующую на скорость процесса развития грамотного валютного регулирования, частичную конвертируемость национальной валюты, которая не дает возможности использования рубля как полноценного средства международных расчетов, достаточно низкий уровень юридической и экономической грамотности как простого населения, так и участников международной торговли, низкий уровень развития рыночных механизмов, влияющий на сбалансированное развитие экономики РФ, политическая нестабильность в государстве [1].
Согласно пункту 2 ст. 75 Конституции РФ, основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он должен осуществлять независимо от других органов государственной власти [1].
В связи с этим, прямой задачей Центрального банка было сохранить устойчивость рубля во время кризисных моментов. Как справился он с этой поставленной задачей, мы сейчас и проанализируем.
Также в Федеральном законе в ст. 3 прописана аналогичная задача - защищать и обеспечивать устойчивость рубля [2].
Вторая половина 2008 года наглядно показала, что Россия была не готова к мировому кризису, проявилась уязвимость нашей страны к внешним факторам. Начало 2009 года для российской экономики стало фазой рецессии, которая сопровождалась кризисом доверия, обесценился рубль и резко сократились инвестиции.
В 2009 году ВВП во время кризиса упало на 7.9%, на 10% промышленное производство. Что касается положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса, то оно сократилось практически в 2 раза. Если в 2008 году оно было 6.2%, то в 2009 - составило 3.9%. Помимо этого, наблюдался масштабный отток капитала -$183 млрд за 2008 - 2009 годы. Кроме этого на 68% упали индексы фондового рынка.
В настоящее время наблюдается рыночная нестабильность, волатильность, чрезвычайная неопределенность, перекрытие рынков капитала. В связи с этим принято было решение банками нашей страны с целью снижения рисков выдавать кредиты на меньший срок. Например, предприниматели малого и среднего бизнеса год назад могли получить кредит сроком 5-7 лет, со ставкой 11-13%. Сейчас же банки выдадут подобный кредит на 3 года, при этой по повышенной ставке - 15-17%.
Если год назад большинство средних предприятий имели долю процентных расходов от операционной прибыли около 35-40%, то сейчас она может возрасти до 70% (так как снижена прибыль и наблюдается рост процентных ставок). Это все свидетельствует о практически нулевой способности дальнейшего инвестирования, ведь фактически весь доход будет уходить на погашение долгов.
В отличие от принятой мировой практики, когда всеми центральными банками в условиях кризиса происходит смягчение условий получения ликвидности, снижение процентных ставок, Центральный Банк РФ действует совершенно противоположно -происходит ужесточение условий получения ликвидности и повышение ставок.
Рост инфляции в настоящий момент вызван такими обстоятельствами:
- масштабной девальвацией рубля, которая сказывается на ценах. С учетом высокой доли импорта в потреблении населения, а также закупок у компаний, это прямым образом находит отражение на совокупности инфляции;
- ведением санкций и контрасанкций, которые спровоцировали искусственный дефицит товаров, а, следовательно, и рост цен.
Тенденции также являются дефляционными, потому что происходит снижение доходов населения рекордными темпами, начиная с 2008 года.
Инфляция растет вследствие издержек бизнеса и роста цен на импортные потребительские товары из-за падения стоимости рубля (почти на 40%).
То, что ставки ЦБ РФ повысились с 5.5% до 8% в июле 2014 года не помогло стабилизации инфляции и рубля. Таким образом, то, что в очередной раз произошло повышение ставок до 9.5%, опираясь на полученный опыт, не окажет никакого влияния на рубль.
Как мы уже выяснили, ЦБ РФ не справляется с главной своей задачей, возложенной на нее Конституцией и Федеральным законом. Никакой устойчивости российской валюты не наблюдается. Например, в 2014 году с января по декабрь на 81% вырос американский доллар по отношению к российской валюте с 32.5 до 58.5 рубля за американскую валюту. Так как произошло резкое изменение ценовых пропорций, скачкообразный рост процентных ставок, и ужесточился дефицит денег, это все привело к парализации производственных и инвестиционных процессов и сделало рентабельным видом деятельности валютные спекуляции. Произошел хаос во внутреннем валютном рынке, парализация финансовой системы, масштабы внутридневных колебаний рубля достигали 6-10%, дезориентируя хозяйствующие субъекты и подавляя экономическую активность.
Приверженность ЦБ РФ борьбе с инфляцией методами, разгоняющими эту самую инфляцию, закономерно приводит к выходу инфляции из-под контроля - растут процентные ставки и дорожают кредитные ресурсы, что провоцирует увеличение производственных издержек, которые перекладываются бизнесом на плечи потребителей. Темпы потребительских цен ускорились с 6.5% в 2013 году до 9.1 в ноябре 2014 года, продуктовая инфляция достигла в 2014 году 13%.
Разрушена устойчивость национальной валюты была в угоду публично заявленному курсу ЦБ РФ на дерегулирование валютного рынка и переход к рыночному курсообразованию, что является немыслимым и недопустимым для стран с маломощной и плохо регулируемой финансовой системой, высокой степенью долларизации сбережений, избыточно высокой степенью зависимости экономики и платежного баланса от экспорта минерального сырья, подверженных рискам внешних шоков. Развивать и поддерживать устойчивость банковского сектора, платежной системы и финансового рынка становится невозможным в ситуации хаотизации валютного рынка, кредитно-денежного сжатия, двукратного роста процентных ставок, долларизации экономики, перетока капитала из реального сектора в спекулятивные сферы финансового рынка.
С целью перехода к режиму таргетирования инфляция ЦБ РФ затеял процесс отказа от регулирования валютного курса, отменил операционный и технический коридоры бивалютной корзины, отказался от регулярных и систематических
36
валютных интервенций и завершил переход к свободному плаванию (точнее обвалу) российского рубля в конце 2014 года. Руководство ЦБ РФ указывает об этом в ОНДКП: «Необходимым условием эффективного управления процентными ставками является отказ от регулирования курса рубля к иностранным валютам».
После этого ЦБ РФ дает оценку своих достигнутых результатов: «Помимо повышения управляемости ставок денежного рынка переход к режиму плавающего курса приведет также к уменьшению чувствительности экономики к внешним шокам, адаптация к которым будет проходить за счет изменения валютного курса» [4].
На самом деле все вышло совсем наоборот. Внешние шоки в виде падения цен на нефть и санкций Запада стали гораздо более чувствительными; американский доллар укрепился на 81% по отношению к российскому рублю; внутридневные колебания на валютном рынке достигли беспрецедентных масштабов, парализуя финансовую систему; процессы долларизации и вывоза капитала существенно интенсифицировались; дефицит денег усугубился; процентные ставки в экономике выросли в два раза, достигнув максимальных отметок с кризисного 2009г.; производственные и инвестиционные процессы оказались парализованы хаосом на валютном рынке; инфляция вышла из под контроля в связи с ростом цен на импортные товары и услуги на 30-50%; покупательная способность сбережений и доходов россиян упала на 15-20%.
На протяжении всего кризисного периода такой вид валютного ограничения, как использование ЗВР претерпел серьезные изменения. Изначальной главной целью проведения мер по использованию резервов страны было поддержание курса национальной валюты и снижение темпов ее падения. Первоначально (в период с 1 января 2014 года по 1 марта 2014 года) объемы интервенций составляли в среднем 350-400 млн долларов США [5]. Переломным моментом в данной ситуации являлось 4 марта 2014 года, когда объемы валютных интервенции за один только лишь день составил 11272 млн долларов США. По подсчетам экспертов без данного вмешательства снижение курса рубля могло составить до 10%.
Значительные объемы продажи валюты наблюдаются в периоды сильных скачков цен на нефть и последующих спекуляций (октябрь 2014 года, первая половина декабря 2014 года). Следует отметить, что, несмотря на кажущуюся эффективность, валютные интервенции не смогли стабилизировать курс рубля в обоих периодах. Таким образом, валютные интервенции не смогли полностью справиться с нестабильностью национальной валюты и после 2 февраля 2015 года не использовались для укрепления курса рубля. Однако уже сейчас осуществляется покупка примерно 200 миллионов долларов в день для пополнения золотовалютных резервов страны и снижения курса валюты вследствие действия спекулянтов, что является разумным в настоящее время. Также логичным шагом могло бы являться и использование данных средств взамен Резервного фонда РФ.
Основными причинами увеличения ключевой ставки являются ограничение инфляционных последствий курсовой динамики и поддержание финансовой стабильности. Постепенное увеличение ключевой ставки вместе с изменением в сторону повышения мировых цен на нефть фактически должно было привести к стабилизации курса валюты. Однако, к примеру, в период с 16 декабря 2014 года по 1 февраля 2015 года (ставка 17,0% годовых) мы видим значительные колебания курса валюты [5]. Дальнейшее снижение ключевой ставки до 11,5% является разумной мерой в условиях укрепления валюты и снижения возможной инфляции. Но необходимо заметить, что главной причиной данного укрепления все же являются как возросшие цены на нефть, так и действия спекулянтов.
Более рациональной мерой будет являться уменьшение ключевой ставки до 4-5% [7], что позволит активизировать как деятельность банков, возможность получения денежных средств для которых была ограничена введением санкций, так и организаций, нуждающихся в дополнительных финансовых средствах [8].
Таким образом, для реализации эффективного регулирования валютной политики РФ следует осуществить следующие меры:
- удерживать курс доллара США в промежутке 55-57 рублей за одну единицу;
- сохранять объем покупки валюты в размере 200 миллионов долларов США в день;
- заместить использование Резервного фонда РФ поступающими средствами в золотовалютный фонд;
- постепенно снизить ключевую ставку до 4-5%.
Список литературы
1. Козырь Н.С. Подходы к определению глобальной конкурентоспособности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2015. № 26 (311). С. 39 -52.
2. Козырь Н.С., Толстов Н.С. Современные принципы формирования банковских ставок в РФ // Экономика: теория и практика, 2016. № 4 (36). С. 66-72.
3. Козырь Н.С., Лобов А.В. Конкурентоспособность кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае // Финансы и кредит, 2016. № 23 (647). С. 52-64.
4. Лепешкина К.Н. Преодоление современного финансово-экономического кризиса в России: анализ мировой практики антикризисных мер. [Текст] / К.Н. Лепешкина // Молодой ученый, 2014. № 7. Т. 1. С. 94.
5. Писарева М.В. Мировая экономика: конспект лекций, 2015. С. 106-109.
6. Блинов С. Текущий кризис, его причины и необходимые меры. Эксперт ONLINE совместно с журналом «Русский репортер». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://expert.ru/2015/02/6/tekuschij-krizis-ego-prichinyi-i-neobhodimyie-meryi/ (дата обращения: 26.04.2017).
7. Официальный сайт Центрального Банка РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 26.04.2017).
8. Мировая валютная система и валютный курс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/mvsivk/3.shtml/ (дата обращения: 26.04.2017).
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Соглаев Н.В.
Соглаев Никита Валерьевич - студент, кафедра логистики, Государственный университет управления, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные проблемы международной спортивной логистики. Приводятся логистические компании, работающие на международном уровне, раскрываются особенности их работы, а также сложности и проблемы, с которыми они сталкиваются. Делается вывод о значимости логистики в сфере проведения спортивных мероприятий. Ключевые слова: международная логистика, логистика в спорте.
Поскольку логистика как наука и практическая деятельность по организации и управлению потоками, как процессами преобразования в социальных и экономических системах проникла на региональном, национальном, трансграничном, международном уровне во все сферы и отрасли хозяйственной и социально культурной деятельности [1-6], то без сомнения она охватывает и спортивную среду, в которой также существуют свои специфические аспекты элементов логистических цепей поставок [7-8], свою миссию, цель, интегральную логику, задачи, принципы,
38