Научная статья на тему 'Валоризация республиканских символов Франции на Олимпийских играх 2024 года'

Валоризация республиканских символов Франции на Олимпийских играх 2024 года Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
символ / французский язык / история Франции / Олимпийские игры / эстетика / интерпретация образа / межкультурная коммуникация / symbol / French language / French history / Olympic Games / aesthetics / image interpretation / intercultural communication

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — М Ю. Авдонина, Н И. Жабо, Е С. Шафикова

Цель работы – выявление в оформлении Олимпийских игр в Париже 2024 года символов, характерных для французской культуры. Материалами исследования послужили государственные интернет-ресурсы и СМИ, раскрывающие идеи Пьера де Кубертена, остающегося и в XXI веке противоречивой фигурой, образы Сеятельницы, галльского петуха, фригийского колпака, эмблематичный для французского флота парусник «Белем», а также внесение в символику наград изображения Эйфелевой башни на лицевой стороне медали, симметрично с античным храмом, и шестиугольника из железа башни 1889 года на оборотной стороне. В статье показано, как власти Франции обеспечивают понимание и валоризацию республиканских идей на новом витке истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valorization of Republican Symbols of France at the Olympic Games Paris 2024

The aim of the study is to identify symbols characteristic of French culture in the design of the Paris 2024 Olympic Games. The materials of the study are state Internet resources and mass media, revealing the ideas of Pierre de Coubertin who still remains a controversial figure in the XXI century, images of the Sower, the Gallic rooster, the Phrygian cap, the Belem sail boat emblematic for the French Navy. The article explains the meaning behind featuring the Eiffel Tower on the obverse side of the medal, placed symmetrically with the ancient temple, and the hexagon-shaped piece of iron extracted from the 1889 original Tower embedded in the center of Olympic medals on the reverse side. The article shows how the French authorities provide understanding and valorization of republican ideas at a new turn of history.

Текст научной работы на тему «Валоризация республиканских символов Франции на Олимпийских играх 2024 года»

CuIturoIogy

Научная статья

УДК [811.133.1+342.228]+796.032

Валоризация республиканских символов Франции на Олимпийских играх 2024 года

М. Ю. Авдонина1, Н. И. Жабо2, Е. С. Шафикова

1,3Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия 2Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия,

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. Цель работы - выявление в оформлении Олимпийских игр в Париже 2024 года символов, харак-

терных для французской культуры. Материалами исследования послужили государственные интернет-ресурсы и СМИ, раскрывающие идеи Пьера де Кубертена, остающегося и в XXI веке противоречивой фигурой, образы Сеятельницы, галльского петуха, фригийского колпака, эмблематичный для французского флота парусник «Белем», а также внесение в символику наград изображения Эйфеле-вой башни на лицевой стороне медали, симметрично с античным храмом, и шестиугольника из железа башни 1889 года на оборотной стороне. В статье показано, как власти Франции обеспечивают понимание и валоризацию республиканских идей на новом витке истории.

Ключевые слова: символ, французский язык, история Франции, Олимпийские игры, эстетика, интерпретация образа, межкультурная коммуникация

Для цитирования: Авдонина М. Ю., Жабо Н. И., Шафикова Е. С. Валоризация республиканских символов Франции на Олимпийских играх 2024 года // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2024. Вып. 11 (892). С. 154-160.

Original article

Marina Avdonina1, Natallia Zhabo2, Elena Shafikova3

1,3Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia

2Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Moscow, Russia 1 [email protected] [email protected] 3 [email protected]

Abstract. The aim of the study is to identify symbols characteristic of French culture in the design of the Paris

2024 Olympic Games. The materials of the study are state Internet resources and mass media, revealing the ideas of Pierre de Coubertin who still remains a controversial figure in the XXI century, images of the Sower, the Gallic rooster, the Phrygian cap, the Belem sail boat emblematic for the French Navy. The article explains the meaning behind featuring the Eiffel Tower on the obverse side of the medal, placed symmetrically with the ancient temple, and the hexagon-shaped piece of iron extracted from the 1889 original Tower embedded in the center of Olympic medals on the reverse side. The article shows how the French authorities provide understanding and valorization of republican ideas at a new turn of history.

Valorization of Republican Symbols of France at the Olympic Games Paris 2024

Keywords:

symbol, French language, French history, Olympic Games, aesthetics, image interpretation, intercultural communication

For citation:

Avdonina, M. Yu., Zhabo, N. I. Shafikova, E. S. (2024). Valorization of Republican Symbols of France at the Olympic Games of 2024. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 11(892), 154-160. (In Russ.)

Культурология

ВВЕДЕНИЕ

Международное событие самого высокого уровня - Олимпийские игры - осуществляет связь культур и поколений. Цель исследования - выявление прагматического плана использования в оформлении Олимпийских игр в Париже 2024 года образов, характерных для французской культуры.

В рамках исследования были поставлены следующие задачи:

1) познакомиться со взглядами на спорт французского педагога и спортсмена Пьера де Кубертена, основателя современного олимпийского движения;

2) рассмотреть идеологические основы олимпийского движения;

3) провести сбор медиаданных и выделить в оформлении игр 2024 года наиболее значимые единицы национальной символики Франции;

4) провести анализ приемов валоризации культуры Франции в контексте Олимпийских игр в Париже 2024 года.

Новизна работы состоит в том, что впервые проведен анализ взаимосвязи концепта большого спорта и принципов и основ государственности на примере Олимпийских игр и национальных символов Франции как организатора всего комплекса мероприятий, стремящегося повысить значимость национальной культуры на национальном и мировом уровнях. Актуальность исследования состоит в выявлении значимых для всей французской нации средств воздействия на сознание граждан с целью формирования патриотических чувств.

Практическая ценность заключается в использовании результатов исследования в лекционных и практических занятиях по межкультурной коммуникации, истории страны изучаемого языка, формирования языковой и лингвострановедческой компетенций.

Материалами послужили интернет-ресурсы1: образовательные порталы2; статьи в центральной прессе Франции 2023-2024 годов; словари3; мемуары4 и архивы исторических обществ5.

ПЬЕР ДЕ КУБЕРТЕН

Пьер де Фреди, барон де Кубертен (Charles Pierre Frédy de Coubertin, 1863, Париж -1937, Женева) в русской культуре воспринимается именно как

1URL: https://www.elysee.fr/, https://www.gouvernement.fr/; Gallica

2URL: https://www.tv5monde.com/, https://www.arte.tv/,

3URL: www.larousse.fr/; Centre National de Recherches Textuelles et Lexicales (CNRTL).

4URL: https://www.cheminsdememoire.gouv.fr/

5URL: http://www.gaullistelibre.com

реноватор Олимпийских игр, однако его образ во французской культуре более сложен. Биографы выделяют несколько основных характеристик: историк, педагог, исследователь английской культуры, реформатор школьной программы, боровшийся за введение спорта во французских школах, основатель современных Олимпийских игр [Durry, 1997].

Род Фреди имел владения в Риме, расположенные на месте античных садов Нерона. В 1506 году там была найдена скульптурная группа Лаокоона, признанная тем самым произведением искусства, которое Плиний Старший считал одним из прекраснейших творений древности. Имя нашедшего статую - Феличе де Фреди - записано в официальном документе, в котором папа Юлий II в обмен на статую пожаловал ему доход от платы за проезд через ворота Сан-Джованни. В ту же эпоху была основана и французская ветвь семьи Фреди.

П. де Кубертен в 1894 году основал Международный олимпийский комитет, президентом которого он был с 1896 по 1925 год. Он разработал дизайн олимпийских колец и предложил проводить зимние Олимпийские игры, первые из которых состоялись в Шамони в 1924 году [CLastres, 2024].

Коренной парижанин, маленького роста (162 см), Кубертен три года изучал систему образования Англии, он считал спорт одной из причин могущества этой нации. Он занимался всеми англосаксонскими видами спорта (гребля, бокс, верховая езда и фехтование). Вернувшись во Францию, он начал проводить линию на внедрение спорта в систему среднего образования. Многократно он становится чемпионом Франции по стрельбе из пистолета. Жак Тибо цитирует его строки: «возрождение французской расы посредством физического и морального перевоспитания будущих элит страны, пережившей поражение 1870-х го-дов»6 [Thibault, 1987, с. 45]. Барон присоединился к Республике, ее ценностям. Он посещает Либеральную школу политических наук (ныне Сьянс По) в качестве слушателя, приобретает свой интернационализм, этику «gentlemen républicains», которую эта школа стремилась привить будущим лидерам новой Франции [Carpentier, 2004]. И в наше время студенты Сьянс По под знаком Кубертена участвуют во всех межвузовских соревнованиях по футболу, волейболу, гандболу, теннису, плаванию, верховой езде и легкой атлетике7.

В 1937 году Пьер де Кубертен умер от сердечного приступа. Его тело похоронено в Лозанне на кладбище Буа-де-Во, а сердце - возле святилища

6Зд. и далее перевод наш. - Авт.

7Un corps sain dans un esprit sain. SciencesPo. 29.07.2021. URL: https:// www.sciencespo.fr/fr/actualites/corps-sain-dans-esprit-sain/

CuIturoIogy

Олимпии в Греции. Его двое сыновей умерли бездетными, оба племянника погибли на фронтах Первой мировой войны. С 2007 года род Фреди продолжается через двоюродную ветвь Куберте-нов, живущих в Бретани [Valette, 2007].

В XXI веке Кубертен остается спорной и противоречивой фигурой. В 2024 году многие надеялись на положительное решение о его перезахоронении в Пантеоне. Проект существовал, два года назад его инициаторами выступили Ги Дрют, олимпийский чемпион в беге на 110 метров с барьерами, и Эрик Орсенна, писатель, лауреат Гонкуровской премии, член Французской академии. Как писал Ги Дрют, работающий в МОК с 1996 года, он «предоставил проект во время олимпийской сессии, все члены МОК были в восторге» [Hube, 2024]. Но никакого ответа на запрос не последовало. Мы видим ключ к пониманию этой ситуации с точки зрения морали нашего времени в самой личности Пьера де Кубертена. Он был убежденным сторонником колониализма, исповедовал расизм и женоненавистничество.

CITIUS, ALTIUS, FORTIUS!

Традиционно человечество считает Кубертена автором олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее» (Citius, Altius, Fortius). Однако автором, указанным сразу в 1894 году на Олимпийском конгрессе, был его соратник, французский монах-доминиканец Анри Дидон (1840-1900).

Кубертен действительно произнес «l'important, c'est de participer» (в русской трактовке: «Главное - не победа, главное - участие»), фразу, которая также легла в основу Олимпийского движения [Charpentier, Boissonnade, 1997]. Однако эту мысль он взял из проповеди епископа Пенсильвании Этельберта Талбота (1848-1928) в соборе Святого Павла по случаю Олимпийских игр в Лондоне 1908 года.

ТРАКТОВКА СООТНОШЕНИЯ ТЕЛА И ДУХА

Большинство людей цитируют латинское выражение «Mens sana in corpore sano« ошибочно, трактуя его так, будто бы здоровье тела само по себе ведет к душевному здоровью. Неверное цитирование, искажения смысла в массовой культуре связаны с широким включением элементов «высокой культуры» в тексты постмодернизма, где цитирование становится повседневной практикой [Krivosheeva at al., с. 83]. Ювенал (Децим Юний Ювенал, ок. 60 -после 127) не собирался выявлять причинно-следственной связи между двумя частями предложения. Вот как он писал (Сатира Х, 356):

Orandum est ut sit mens sana in corpore sano. Fórtem pósc(e) animúm, mortis terróre caréntem... - Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом. Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью... (пер. Ф. А. Петровского).

Традиционное понимание этого крылатого выражения является полной противоположностью изначально вкладываемого в него смысла.

СИМВОЛИКА ЭСТАФЕТЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОГНЯ 2024 ГОДА

Эстафета олимпийского огня стартовала в Олимпии 16 апреля 2024 года. Первым факелоносцем стал олимпийский чемпион по гребле С. Дускос, передавший огонь французской пловчихе Л. Ма-ноду. В Марсель огонь приплыл на корабле «Бе-лем». В этом акте символично всё: корабль был построен в Нанте в 1896 году, в год первой Олимпиады в Афинах; его девиз: «Favet Neptunus eunti» («Нептун благоволит к путешествующим»); он принимал участие в праздновании столетия статуи Свободы (1987), 400-летия города Квебек (2008), в юбилее королевы Елизаветы II и Олимпийских играх в Лондоне (2012).

Далее олимпийский огнь пронесли через 67 городов Франции и пять заморских территорий: Французскую Гвиану в Атлантическом океане, Новую Каледонию в Тихом океане, Реюньон в Индийском океане, Французскую Полинезию, Гваделупу и Мартинику в Атлантическом океане. 14 июля огонь был на национальном празднике Франции в Париже. Эта эстафета была названа Le parcours du relais1. Маршрут огня 2024 года был подчинен символике четырех направлений: история Франции, природное наследие, творческие достижения, эмоции. Были перекинуты мосты между эпохами: от пещеры Ласко (палеолитического памятника с наскальными рисунками), монастырь Мон-Сен-Мишель, замки долины Луары, Версаль до пляжей высадки союзников. Весь мир увидел передачу эстафеты в местах, связанных с именами Жанны д'Арк, Шарля де Голля и др. Экологи выбрали лучшие национальные парки и гору Мон-Блан. Творческий прорыв воплотили Гвианский космический центр (фр. Centre spatial de Kourou), виноградники, музеи. Сопереживание в эстафетах серфинга в Биаррица и Теахупо'о, в подъеме велосипедистов на гору Монт-Венту, являющейся частью маршрута велогонки «Тур де Франс».

1Le parcours du relais de la flame olympique. https://olympics.com/fr/ paris2024/relais-de-la-flame-olympique/

Языкознание

СИМВОЛИКА НАГРАД

Оргкомитет Игр представил медали, изготовленные фирмой «Шоме» (Chaumet), самой по себе являющейся символом эстетических достижений Франции. Основатель этой ювелирной фирмы спас однажды молодого Наполеона, когда его лошадь понесла по Вандомской площади. В каждую из 5 084 медалей был вставлен подлинный фрагмент Эйфе-левой башни, откованный в форме шестиугольника, отражая форму Франции, которая часто так и называется «L'Hexagone». На строго кодифицированной лицевой стороне медали, в правом углу была добавлена Эйфелева башня. Именно это сооружение стало самым главным символом Игр в 2024 году. Школьникам были розданы, например, коллекционные памятные монеты достоинством в два евро с веселым карикатурным изображением Эйфелевой башни.

РЕСПУБЛИКАНСКИЕ СИМВОЛЫ ФРАНЦИИ

Портал правительства Франции «Символы Французской Республики»1, который мы отслеживаем в течение многих лет, беспрестанно меняется, в соответствии с изменением политической картины современного мира [Авдонина, 2024а]. К тому же стройной структуры в нем не наблюдается [Pinoteau, 1998]. Творческие послетекстовые задания нашего пособия «La France dans Le monde moderne» позволяют обучающимся обсуждать эти семантические изменения [Авдонина, 2024b].

Трехцветный флаг

Цвета флага (синий, белый, красный)- национальной эмблемы Пятой республики переосмыслены. Прежде всего, приобрел новую интерпретацию синий цвет, получивший новое название - Bleu France2. В практике модной одежды или цвета автомобилей, духов «BLeu Roi Thary» 2020 года он продолжает называться королевским синим (bLeu roi3). На Олимпийских играх это цвет национальной футбольной команды Франции (с галльским петухом на левой части груди).

Марианна

Первая аллегория Французской республики в виде женщины во фригийском колпаке4 относит-

1Les symboles de la République Française. https://www.

gouvernement.fr/charte/charte-graphique-les-fondamentaux/

les-symboles-de-la-republique-francaise

2Le drapeau français, sur le site officiel de la présidence de la République

française. https://www.elysee.fr/la-presidence/le-drapeau-francais

4url: https://www.fragrantica.ru/html

4Marianne. https://www.elysee.fr/en/french-presidency/marianne

ся к эпохе Французской революции [Rouge-Ducos, 2008]. В этом образе, как значится на портале, подчеркивается человечность власти.

Фригийский колпак

Фригийский колпак, символ Революции и Французской Республики, символизирует свободу на флагах Сальвадора, Никарагуа, Боливии, Парагвая, Кубы и на флаге штата Нью-Йорк.

На рисунке 1 на карикатуре Марианна - веселая, сильная и немолодая в отличие от образа Эжена Делакруа («Свобода, ведущая народ», 1830, Лувр). На голове у нее уже не фригийский колпак как символ свободы, а фриж - талисман Олимпийских игр 2024 года (см. рис. 2).

Рис. 1. Символы власти, ведущие команду Франции к победе (верхняя часть карикатуры, автор Р. Катлен5)

Рис. 2. Фриж - талисман XXXIII летних Олимпийских игр 2024

Название талисмана - Phryge - является укороченной формой второго слова словосочетания bonnet phrygien, «фригийский колпак», символ Революции и Французской Республики.

Фрижу придана антропоморфность. Для каждого вида спорта придумана соответственная эмблема: фриж на старте забега, на серфе на волне, на коне, с клюшкой для гольфа, с баскетбольным или футбольным мячом, в костюме единоборца, с одной ногой и протезом вместо второй (для па-ралимпийских игр) и др.6

5Cattelain R. pour Urtican.net. 2024. URL: https://www.urtikan.net/ dessin-du-jour/paris-2024-les-phryges-en-forme-de-bonnet-phrygien-sont-les-mascottes-des-jeux-olympiques/

6Paris 2024 : et voici la tribu des Phryges, mascottes des Jeux olympiques. (2022). URL: https://www.leparisien.fr/sports/JO/paris-2024/ paris-2024-et-voici-la-tribu-des-phryges-mascottes-des-jeux-olympiques-14-11-2022-AAL6L3JHP5GRRCL5W6JXDEERM4.ph

Linguistics

Свобода, равенство, братство

Разнообразны и способы валоризации великих республиканских ценностей «Свобода, равенство, братство» («Liberté, égalité, fraternité»), воплощенных в монументе на площади Республики в Париже. Понятия свободы, равенства и братства были введены до Революции 1789 года. Понятия свободы и равенства часто объединялись в эпоху Просвещения, например, Руссо и Локком. Однако только во время Французской революции к этим понятиям присоединили братство, и они были объединены в триединство1. Братство понимается неоднозначно, это понятие на портале объясняют как нечто, объединяющее членов любого сообщества, даже кружка по вышиванию, но именно олимпийское движение прославляет братство спортсменов всех стран.

Петух, солнечный и боевой

Петух несет в себе два мощных символа: встречу солнца на рассвете и храбрость. Стремительная походка, надутая грудь, плюмаж хвоста и острые когти придают петуху воинственный вид. В Галлии латинское слово gallus означало одновременно «галльский» и «петух». Для римлян эта омонимия стала предметом насмешек по отношению к галлам. Во время Французской революции петух заменил королевскую лилию. Во времена Третьей Республики (1870-1940) изображения петуха чеканили на печатях, золотых монетах, пуговицах различных ведомств, петух был водружен на ворота Елисей-ского дворца. На плакатах Первой мировой войны петушок противостоял немецкому орлу. На стеллах мемориалов погибшим скульптура петуха - это символ воинской доблести. Петух, установленный на шпиле собора Парижской Богоматери хранит реликвии, в том числе фрагмент тернового венца.

Петуха это эмблема французской олимпийской сборной. В 2024 году образ был изменен: это уже не изображение фигуры в профиль, а атакующая голова в фас, его гребень уподоблен олимпийскому пламени.

Ликторский жезл

В Древнем Риме ликторский жезл, или фасции (лат. Fasces), - это пучок прутьев-розог, перевязанных красным шнуром или связанных ремнями, символизирущий право ликтора (магистрата) давать приказы и наказывать (высекать этими розгами) за их неисполнение. Видео 2023 года

1 Gallica - BnF.fr. URL: https://gallica.bnf.fr/.

«Explique-moi: Le faisceau de Licteur»2 в живой форме дает историческую справку о том, что означали компоненты этого символа в Римской Республике, как он был переосмыслен во время Великой Французской Революции: розги и топор стали интерпретироваться как символ объединения для защиты свободы; показывает, на каких документах используется ныне этот сложный символ.

Лотарингский крест

В 2018 году президент Эммануэль Макрон произнес речь, стоя за кафедрой, на которой была закреплена табличка с неофициальной эмблемой президентской власти - ликторским жезлом, неожиданно дополненным лотарингским крестом (Croix de Lorraine) наверху щита. Генерал Де Голль принял лекторский жезл в качестве эмблемы движения Сопротивления. В 1990 году 18-метровый крест установлен на том пляже Нормандии, где высадились войска Де Голля 14 июня 1944 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Древо свободы

Древо свободы на фоне шестиугольника, обрамленное девизом «Свобода, Равенство, Братство» изображено на аверсе монет евро Франции.

Сеятельница

Картина «Сеятельница» (La Semeuse3), написанная Оскаром Роти (Louis Oscar Roty, 1846-1911) в 1887 году, стала одной из знаковых фигур национальной мифологии и самым распространенным образом Республики. Картина воспроизведена на марках Франции и на монетах, начиная с 50 сен-тимов 1897 года. Это один из трех символов, выбранных Францией для аверса евро. Это аллегория республиканских идей, духа и свободы. Семена, которые сильная молодая женщина щедро бросает в землю, «представляют собой бесчисленные идеи, которые, возможно, однажды прорастут и прорастут, когда нас уже не будет»4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Символика в современном обществе осуществляет связь культур и поколений.

2«Explique-moi : le faisceau de licteur» : Video. URL: https://www.youtube. com/watch?v=lvEFovg_O18

3 La Semeuse. Musée d'Orsay. URL: https://www.musee-orsay.fr/en/ artworks/la-semeuse-55299

4Les symboles de la République Française. URL: https://www.gouverne-ment.fr/charte/charte-graphique-les-fondamentaux/les-symboles-de-la-republique-francaise

Культурология

Включая в оформление Олимпийских игр в Париже 2024 года образы своей национальной культуры (галльский петух, Сеятельница, Марианна, фригийский колпак, триединство ценностей «Свобода, равенство, братство» и др.), власти Франции имеют целью воздействовать на чувства спортсменов и зрителей;создавать и менять их отношение к действительности; обеспечивать понимание республиканских идей на новом

витке истории. Предложенные формы действительно привлекательны и отражают творческий порыв современных французских культурологов, историков, лингвистов. Создается сложная интертекстуальность в рамках межкультурной коммуникации. Наше исследование показывает, что власти Франции проводят осознанную политику по актуализации и валоризации символов Французской Республики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Durry J. Le vrai Pierre de Coubertin. Préf. J. A. Samaranch. Paris: UP Productions, 1997.

2. CLastres P. Pierre de Coubertin ou La paix par Le sport. Poche. Broché: Presses universitaires de Rennes, 2024.

3. ThibauLt J. Sport et éducation physique 1870-1970: L'infLuence du mouvement sportif sur L'évoLution de L'éducation physique dans L'enseignement secondaire Français, étude historique et critique. Paris: Vrin, 1987.

4. Carpentier F. Le sport est-iL éducatif? Rouen: Presses universitaires de Rouen et du Havre, 2004.

5. VaLette R. CataLogue de La nobLesse française / éd. R. Laffont, 2007.

6. Hube V. Pierre de Coubertin, personnage controversé et grand absent des JO de Paris 2024 // L'équipe. 29.02.2024. P. 4-5.

7. Charpentier H., Boissonnade E. 100 ans de Jeux oLympiques : Athènes 1896 - AtLanta 1996. Préf. G. Drut. Paris: Éditions France-Empire, 1996.

8. Krivosheeva E. N. et aL. Language Features in Modern SociaL and CuLturaL Space and PersonaL Dimension / E. N. Krivosheeva, N. I. Zhabo, M. Yu. Avdonina, A. S. Bobunova // Wisdom. 2023. VoL. 25(1). P. 78-84.

9. Авдонина М. Ю., Жабо Н. И., Чернышева И. Б. Система символов Французской республики как рабочий элемент политической картины современного мира // Россия и Запад: диалог культур: сборник материалов XXVI Международной конференции. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2024. C. 58-71.

10. Pinoteau H. Le chaos français et ses signes: Étude sur La symboLique de L'État français depuis La révoLution de 1789. Paris: Editions PSR, 1998.

11. Авдонина М. Ю., Жабо Н. И. Франция в современном мире: учебное пособие. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2024.

12. Rouge-Ducos I. LArc de triomphe de L'ÉtoiLe: panthéon de La France guerrière, art et histoire. Dijon: Editions Faton, 2008.

REFERENCES

1. Durry, J. (1997). Le vrai Pierre de Coubertin. Préf. Juan Antonio Samaranch. Paris: UP Productions.

2. Clastres, P. (2024). Pierre de Coubertin ou la paix par le sport. Poche. Broché: Presses universitaires de Rennes.

3. Thibault, J. (1987). Sport et éducation physique 1870-1970: l'influence du mouvement sportif sur l'évolution de l'éducation physique dans l'enseignement secondaire Français, étude historique et critique. Paris: Vrin.

4. Carpentier, F. (2004). Le sport est-il éducatif ? Rouen: Presses universitaires de Rouen et du Havre.

5. Valette, R. (2007). Catalogue de la noblesse française. Ed. by R. Laffont.

6. Hube, V. (2024). Pierre de Coubertin, personnage controversé et grand absent des JO de Paris 2024. L'équipe (4-5).

7. Charpentier, H., Boissonnade, E. (1996). 100 ans de Jeux olympiques : Athènes 1896 - Atlanta 1996. Préf. G. Drut. Paris: Éditions France-Empire.

8. Krivosheeva, E. N., Zhabo, N. I., Advonina, M. Yu., Bobunova, M. Yu. (2023). Language Features in Modern Social and Cultural Space and Personal Dimension. Wisdom, 25(1), 78-84.

9. Avdonina, M. Yu., Zhabo, N. I., Chernysheva, I. B. (2024). The symbol system of the French Republic as a working element of the political picture of the modern world. In Russia and the West: Dialogue of Cultures (pp. 58-71): collection of articles of the XXVI International Conference. Moscow: Center for the Study of Interaction of Cultures.

10. Pinoteau, H. (1998). Le chaos français et ses signes : Étude sur la symbolique de l'État français depuis la révolution de 1789. Paris: Editions PSR.

Culturology

11. Avdonina, M. Yu., Zhabo, N. I. (2024). France in the modern world: Textbook. Moscow: Moscow State Linguistic University.

12. Rouge-Ducos, I. (2008). LArc de triomphe de l'Étoile : panthéon de la France guerrière, art et histoire. Dijon, éditions Faton.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Авдонина Марина Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент

доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

факультета заочного обучения Московского государственного лингвистического университета

Жабо Наталья Ивановна

кандидат филологических наук

доцент кафедры иностранных языков Медицинского института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Шафикова Елена Сергеевна

кандидат филологических наук, доцент

доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

факультета заочного обучения Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Avdonina Marina Yurievna

PhD (Psychology), Associate Professor

Associate Professor at the Department of Linguistics and Intercultural Communication Faculty of Distance Learning and Part-time Education Moscow State Linguistic University

Zhabo Natallia Ivanovna

PhD (Philology)

Associate Professor of the Department of Foreign Languages

Medical Institute of the Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba Shafikova Elena Sergeevna PhD (Philology), Associate Professor

Associate Professor at the Department of Linguistics and Intercultural Communication Faculty of Distance Learning and Part-time Education, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации

05.07.2024 01.08.2024 06.08.2024

The article was submitted approved after reviewing accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.