Научная статья на тему 'Вальдорфская педагогика и дети, нуждающиеся в коррекционном обучении'

Вальдорфская педагогика и дети, нуждающиеся в коррекционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1659
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА / WALDORF PEDAGOGY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / АНТРОПОСОФИЯ / ANTHROPOSOPHY / ЭВРИТМИЯ / ДЕТИ / НУЖДАЮЩИЕСЯ В КОРРЕКЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATION NEEDS / EURYTHMIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамовска Лена

В первой половине ХХ века Рудольф Штайнер, идеологический создатель вальдорфской педагогики, представил свою философию образования полную воспитательнообучающую систему, предназначенную для дошкольного, начального и среднего образования детей. На сегодняшний день эта модель образования, которая считается оригинальной по многим своим характеристикам, общепризнана и применяется на практике во многих странах мира. В рамках вальдорфской педагогики дети, нуждающиеся в коррекционном обучении, получают необходимое внимание и помощь c учетом их особенностей, пользуются уважением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Waldorf pedagogy and children with special education needs

N the first half of the 20th century, with the opening of the first Waldorf School in 1919, Rudolph Steiner who is the ideological creator of the Waldorf pedagogy presented his own philosophy of education before the scholars. This was done by presenting a complete educational system designed for preschool, elementary school and high school children. To date, this educational model that is thought to be original by many of its characteristics, is successfully established and being practiced in many countries throughout the world. Within the framework of the Waldorf Pedagogy, children with special education needs are given the required attention and particularities that result from the needs of a concrete category of children are being respected.

Текст научной работы на тему «Вальдорфская педагогика и дети, нуждающиеся в коррекционном обучении»

Далловска Лена - профессор, факультет философии, Университет Св.Кирилла и Мефодия (Скопье, Македония), [email protected].тк

В первой половине ХХ века Рудольф Штайнер, идеологический создатель вальдорфской педагогики, представил свою философию образования - полную воспитательно-обучающую систему, предназначенную для дошкольного, начального и среднего образования детей. На сегодняшний день эта модель образования, которая считается оригинальной по многим своим характеристикам, общепризнана и применяется на практике во многих странах мира. В рамках вальдорфской педагогики дети, нуждающиеся в коррекционном обучении, получают необходимое внимание и помощь с учетом их особенностей, пользуются уважением.

Ключевые слова: вальдорфская педагогика, образование, антропософия, эвритмия, дети, нуждающиеся в коррекционном обучении.

Л. Дамовска

Вальдорфская педагогика и дети, нуждающиеся в коррекционном обучении

Waldorf pedagogy and children with special education needs

Lena Damovska,

Professor, Faculty of Philosophy, "Ss Cyril and Methodius" University (Skopje, Macedonia), [email protected]

In the first half of the 20th century, with the opening of the first Waldorf School in 1919, Rudolph Steiner who is the ideological creator of the Waldorf pedagogy presented his own philosophy of education before the scholars. This was done by presenting a complete educational system designed for preschool, elementary school and high school children. To date, this educational model that is thought to be original by many of its characteristics, is successfully established and being practiced in many countries throughout the world. Within the framework of the Waldorf Pedagogy, children with special education needs are given the required attention and particularities that result from the needs of a concrete category of children are being respected.

Keywords: Waldorf pedagogy, education, anthroposophy, eurythmia, children with special education needs.

По мнению Рудольфа Штайнера, чтобы изменить что-то в мире в позитивном направлении, нужно начать с воспитания молодежи. Такая идея была оживленно принята рабочими фабрики «Вальдорф-Астория», а ее владелец, Эмиль Мольт, способствовал

* Damovska L. Waldorf pedagogy and children with special education needs // Psychological and Pedagogical Survey Journal of Special Education and Rehabilitation, 2005; 1-2: 35-42. Публикуется с любезного разрешения журнала Psychological and Pedagogical Survey Journal of Special Education and Rehabilitation.

открытию первой вальдорфской школы. С того времени штайнеровская философия образования медленно распространялась, и на сегодняшний день существует много последователей вальдорфской педагогики, в основном в странах Западной Европы.

Вальдорфская педагогика основана на антропософском духовном взгляде на мир. Это уникальный подход к образованию детей, который практикуется в вальдорфских школах и детских садах во всем мире.

Основные аспекты вальдорфской педагогики

Ключевым словом в вальдорфской педагогике является свобода. Однако свобода не относится только к свободной воле учителя или ребенка и не заключается просто в отсутствии препятствий. Свобода подразумевает право всех и каждого человека на развитие и совершенствование в том, кем они хотят быть. Это также подразумевает право каждого ребенка развивать и осуществлять идеал, который дан им только жизнью и который страна или общество определяет им как задачу.

Вальдорфская педагогика рассматривает человека как совокупность трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера). Ребенок, прежде чем достичь зрелости, проходит через различные этапы развития сознания.

Согласно принципам вальдорфской педагогики, детям необходимо создавать условия для распознавания и развития их способностей, для подготовки всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума) в абсолютно необычных обстоятельствах, нетипичных ситуациях.

Образ ребенка в вальдорфской педагогике

Вальдорфская педагогика, основываясь на концепции гармоничного развития личности, предлагает практические ответы, как структурировать образовательное и воспитательное содержание, чтобы они удовлетворяли потребности детей в нормальном развитии в любом возрасте. Можно добавить, что эта педагогика поощряет развитие не только интеллектуального, социального и этического, но также и духовного потенциала ребенка.

Вальдорфская педагогика видит цель образования не в приобретении фактов и знаний, а в развитии способностей и выборе деятель-ностей, которые вносят большое разнообразие в жизнь. Практическое применение этих идей особенно актуально в детских садах и школах, которые посещают дети, нуждающиеся в кор-рекционном образовании. По этой причине, независимо от того, какая патология выявлена у детей, для них существуют образовательные учреждения, начиная от дошкольных центров до вальдорфских начальных и средних школ.

С момента основания и до сегодняшнего дня вальдорфская школа соблюдает следующие принципы: открытый учебный план, связь

между школьными предметами, индивидуальный подход к учащимся. Обучающие и воспитательные методы и содержание меняются в зависимости от возраста ребенка, а также его физических и духовных потребностей и возможностей. Главная педагогическая идея, которая вплетена в философию Штайнера, состоит в утверждении, что вальдорфская педагогика должна быть основана не на системе правил, а на желании получить образование и пробуждении человеческой сути.

Основные характеристики вальдорфской педагогики

Антропософия

Термин «антропософия» переводится как человеческая мудрость. В большом количестве книг и лекций Рудольф Штайнер представляет свою философию, которая известна как антропософия. Он пытается сделать понятной мысль, что наша обычная повседневная жизнь основана на духовном мире. Целью всего антропософского учения является, по сути, мотивация внутренней деятельности, определенного человеческого фактора, который может быть активным даже тогда, когда другие чувства погибли, и только мысль продолжает функционировать.

Философские и теоретические антропософские положения являются основой для методов обучения, используемых на практике в вальдорфских школах. Эти идеи применяются в практической воспитательной работе с детьми, нуждающимися в коррекционном обучении.

Эвритмия

Эвритмия - это искусство движения, которое основано на закономерностях речи и музыки и воплощает их в видимой, образной форме. Эвритмия опирается на мотивацию к обучению, которая пробуждает художественную чувствительность так же эффективно, как и развитие осознания пространства.

Эвритмия является составляющей программы всех вальдорфских школ. Кроме педагогической эвритмии существует также терапевтическая и сценическая эвритмия. Благодаря художественному формированию движений, эвритмия уравновешивает духовное и физическое, оказывая при этом всестороннее терапевтическое воздействие на детей, нуждающихся в коррекционном обучении. Поэтому ей уделяется особое внимание в школах для детей с особенностями развития. Занятия эвритмией проводятся в специально приспособленных помещениях.

Гимнастика Ботмера

Гимнастика Ботмера - еще одна составляющая вальдорфской педагогики. На практике она выглядит как группа упражнений, которые относятся к трем противоположностям пространства (верх-низ, лево-право, вперед-назад). Через движения формируется своя собственная геометрическая система, осознание в отношении пространство - человек - движение. Движение не заканчивается с завершением человеческого тела (например, кончики пальцев), а продолжается в пространстве.

Гимнастика Ботмера может быть включена в урок физкультуры (в физкультминутку) или использована для терапевтических целей.

Терапия для детей, нуждающихся в коррекционном обучении

Согласно принципам вальдорфской педагогики, дети с проблемами в развитии обучаются в коррекционных школах.

Одной из таких школ является Фридель-Эдер-школа, которая создана в большом частном владении в окрестностях Мюнхена. В здании есть детский центр, начальная и средняя школы, а также школа-интернат, где живет часть детей и работников школы. Дети посещают эту школу до окончания среднего образования.

Не важно, какого рода патология у детей или с какими проблемами они сталкиваются, при поступлении в эту школу они проходят все ступени начальной и средней школ.

Каждый ребенок развивается индивидуально - так, как он может. После окончания школы некоторые выпускники трудоустраиваются, другие переселяются в вальдорфские коммуны для взрослых.

Программа курса для этой школы, в общем, не отличается от образовательной модели, которая практикуется в обычных вальдорфских школах. Учебный план реализуется через привлечение большого числа учителей, волонтеров и массы других людей. Число детей в группах и классах никогда не превышает 10-15.

Существуют специальные лаборатории, оснащенные необходимым оборудованием и инструментами и приспособленные к нуждам каждого вида деятельности с детьми. Такое положение позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, независимо от того, посещает он детский сад, начальную или среднюю школу. Большая часть мероприятий связана с коллективной практической работой с детьми разного возраста (например,

на уроке эвритмии присутствуют дети из третьего, а также из седьмого классов).

Школа предоставляет детям удобное и приятное место для пребывания в течение дня, хорошее качество образования и средства для подготовки детей к самостоятельной жизни. Для осуществления образовательного процесса необходимо следовать основным принципам вальдорфской педагогики. Целью этой педагогики является не приобретение знаний и фактов, а понимание, что все возможные мероприятия в школе только облегчают развитие интеллектуальных, коммуникативных, этических и духовных способностей каждого ребенка. ■

Источники

1. Beli A. Rudolf Stajner. Beograd: BRIMO, 2003.

2. Damovska L. Kompatibilnosta na predu-cilisnoto so osnovnoto vospitanie i obrazovanie. Skopje: KRUG, 2001.

3. Stajner R. Inicijacija; Kako se sticu saznan-ja visih svetova. Beograd: Knjizevna zajednica Novog Sada, 1987.

4. Stajner R. Most izmedu univerzalne spir-itualnost i fizicke konstitucije coveka. Zemun: ARION, 1988.

5. Stajner R. Pedagoski kurs za mlade; Duhovne delatne snage u sazivotu starih i mladih generacuja. Pancevo: SUPRA LIBROS, 1996.

6. Stajner R. Filozofija slobode. Panchevo: SUPRA LIBROS, 1996.

7. Seitz M. & Hallwachs U. Montessori ili Waldorf. Zagreb: EDUCA, 1996.

8. Leber S. (Herasugegeben von) (3 Aufl.) Waldorfschule heute; Einführung in die Lebensformen einer Pädagogik. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 2001.

9. Von Heydebrand C. (Bearbeitet von) (8. Aufl.) Vom Lehrplan der Freien Waldorfschule. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 1986.

10. http://www.rudolfsteiner.de

11. http://www.rudolf-steiner.de

12. http://www.steinerwaldorf.org

13. http://www.openwaldorf.com

14. http://www.waldorfschule.info

15. http://www.waldorfcritics.org

16. http://www.waldorf-cro.com

17. http://www.waldorf-z g.hr

18. http://www.antroposophy.com

19. http://www.awsna.org

Перевод: Елена Кононова Статья поступила в редакцию 08.06.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.