УДК 81 '42:81 '27:81 '23 ББК Ш105.51+Ш100.6
ГСНТИ 16.21.27
Код ВАК 10.02.19
Ю. Р. Тагильцева
Екатеринбург, Россия
«В ТУ НОЧЬ, КОГДА РОЖДАЛИСЬ ВОЛКИ»,
ИЛИ «ПОЭЗИЯ» ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА
АННОТАЦИЯ. Религиозно-политический экстремизм сегодня становится достаточно опасным социальным явлением не только из-за того, что способен разрывать изнутри межнациональные и религиозные отношения, но и использовать в своих целях тактику информационного терроризма, информационно-психологических войн. Все чаще для воздействия на сознание индивида стали использоваться в религиозно-политическом экстремизме не только информационно-психологические, но и художественные приемы, создающие более сильные эмоциональные образы и ориентированные на долгосрочную эмоциональную память. В статье рассматриваются основные приемы информационно-психологического воздействия, используемые в поэзии чеченского барда и участника Первой чеченской войны Тимура Муруцаева. В представленных для исследования текстах в отношении национальной группы «русские» автором используется стратегия устрашения, репрезентируемая через манипулятивные и пропагандистские приемы, а также через художественные образы. Своеобразие такого информационно-психологического воздействия через художественное слово заключается в том, что именно через воображение, рисующее различные образы, манипулятор старается воздействовать на мышление и чувства индивида. Поэтому сочетание двух составляющих психики человека — воображения и чувств, которые достаточно подвижны, — обусловливает уязвимость перед манипуляцией. Все это приводит к тому, что порог критичности психики индивида снижается, он не в полной мере может «отфильтровать» ложную информацию от истинной, а значит манипулятор достигает ожидаемого результата.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационно-психологическое воздействие; манипуляция, пропаганда; экстремизм; религиозно -политический экстремизм; экстремистские материалы; поэтические произведения.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Тагильцева Юлия Ринатовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный педагогический университет; адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 402; e-mail: [email protected].
Современному миру присущ крайне сложный и запутанный характер социально-политических отношений между государствами и их коалициями, национальными и этническими сообществами различных типов и уровней, а также различными транснациональными группами. Разнообразные формы взаимодействия, а нередко скрытого и явного противостояния порой (и всё чаще) приводят к активизации политического экстремизма на международной арене как формы политической борьбы. В свете трагических событий последних лет на Северном Кавказе, Ближнем Востоке, Украине экстремизм становится неотъемлемым фактором политической жизни, угрожающим государствам, становясь таким образом одной из глобальных проблем безопасности.
Как отмечает С. Шаракшанэ, «политический экстремизм представляет собой социальное явление в области политической борьбы, для которого характерно систематическое, всестороннее и организованное использование насилия, противоречащего моральным и правовым установкам общества для достижения политических целей» [Шаракшанэ 1999]. Исходя из этого, можно утверждать, что политический экстремизм — сложное социально-политическое явление, причинами которого становятся:
- упадок государственных традиций;
- кризисное состояние общественных отношений;
- социально-экономические и экологические факторы;
- духовный кризис в обществе;
- снижение жизненного уровня населения;
- рост безработицы. Все это приводит к активизации деятельности оппозиционно настроенных групп или инди-
Статья написана в рамках работы по гранту Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (проект МК-1644.2014.6 «Методика комплексного (лингвистического, психолингвистического, психофизиологического) анализа экстремистского текста и его воздействия на адресата»).
© Тагильцева Ю. Р., 2015
видов, стремящихся через захват и удержание политической власти привести к дестабилизации существующего неугодного политического строя, власти, используя для этого:
- экстремистскую идеологию;
- экстремистскую деятельность;
- политическое и информационное насилие.
Характерной чертой данного явления, как отмечают исследователи, является идеология, которая и задает вектор направленности и интенсивности деятельности той или иной социальной группы. Именно идеология и является критерием выделения форм и видов политического экстремизма.
На сегодняшний день исследователями выделяются следующие виды:
- «левый» экстремизм (или ультралевый);
- «правый» экстремизм;
- националистский (сепаратистский) экстремизм;
- религиозно-политический экстремизм;
- ситуативный экстремизм.
В данной работе остановимся на религиозно-политическом экстремизме, который характеризуется прежде всего религиозно мотивированной и камуфлированной деятельностью, целью которой является «насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти» [Старосветский 2008: 188]. В основе идеологии данной разновидности лежит подавление инакомыслия, жесткое утверждение системы политических и религиозных взглядов, а также противопоставление себя существующему государственному строю. Нередко (хотя далеко не всегда) ре-
лигиозно-политический экстремизм может сопровождать религиозный фундаментализм, который характеризуется возвращением религиозным структурам господствующей роли в обществе. В связи с этим дополнительную опасность данному явлению придает возможность использования тактики информационного терроризма, информационно-психологических войн. Развитие информационных технологий предоставляет возможность экстремистским группировкам не только управлять информационными потоками в информационном пространстве, но и превращать страты, находящиеся под воздействием, в психологические мишени. Поэтому сегодня все чаще экстремистами избираются средства и приемы ведения информационно-психологических войн, которые могут привести, во-первых, к долговременным изменениям в социально-политическом строе общества, во-вторых, к обострению политической борьбы и использованию прямых форм насилия, в-третьих, к частичному изменению или поражению центральной нервной системы человека.
Все чаще для воздействия на сознание индивида стали использоваться в религиозно-политическом экстремизме не только информационно-психологические, но и художественные приемы, создающие воздействующие на эмоции образы и ориентированные на долгосрочную эмоциональную память. В качестве примера рассмотрим поэтические произведения экстремистской направленности Тимура Муруцаева, чеченского барда и участника Первой чеченской войны.
Основная идея его текстов заключается в том, что Россия ведет жестокую кровопролитную войну на протяжении нескольких сотен лет (начиная с конца XVIII в. — народно-освободительного движения горцев Северного Кавказа под предводительством Мансура в 1785—1791 гг. — и до наших дней — Первая и Вторая чеченские войны) против Чечни с целью покорения ее «воинственного народа». Поэтому в отношении национальной группы «русские» используется в его поэзии стратегия устрашения, репрезентируемая через различные манипулятивные и пропагандистские приемы. Остановимся на них подробнее.
Эксплицитная угроза священным джихадом (военным походом) в отношении России через устойчивые обороты и глаголы повелительного наклонения, призывающие к осуществлению экстремистских деяний.
Держись, Россия, мы идем!
Молись, Россия, мы идем! («Держись, Россия! Мы идем!»)
Приведем данные из «Большого толкового словаря» [Словари]:
ДЕРЖАТЬСЯ, держусь, держишься; нсв. 1. за кого-что. Сохранять какое-л. положение, ухватившись, уцепившись. Д. за перила. Держитесь за меня.
2. (за кого-что). Дорожить кем-, чем-л.; стараться сохранить, удержать. Д. за должность. Д. за хорошего работника.
3. только 3 л. Быть укреплённым на чём-л., удерживаться при помощи чего-л. Люстра держится на крюке. Пуговица держалась на одной нитке.
4. (кем-чем, на ком-чём). Основываться на чём-л.; существовать благодаря чему-л. Армия держится дисциплиной. Школа держалась энтузиастами.
5. Находиться в каком-л. положении, состоянии. Д. на воде. При ветре мошка не может д. в воздухе.
6. (как). Вести себя, поступать каким-л. образом. Д. просто. Д. уверенно.
7. только 3 л. Быть, сохраняться (какое-л. время). Неделю держалась высокая температура. Держались морозы.
8. Оставаться в прежнем положении, состоянии; не сдаваться, не подчиняться (чему-л. отрицательному). Все больны, но я держусь.
9. чего, за кем-чем. Двигаясь, придерживаться определённого направления. Д. правой стороны. Д. фарватера.
10. чего. Следовать чему-л., поступать сообразно чему-л. Д. строгих правил. Д. своего мнения. Д. различных взглядов. ◊ В чём душа (только) держится (см. Душа). (Только) держись, держитесь! Употр. как угроза или предупреждение о чём-л. трудном, неприятном. Теперь ты держись, я тебе покажу! Как начнётся шторм, только держитесь!
В данном контексте глагол «держись» реализуется в устойчивом выражении и употребляется как угроза в сторону конкретного объекта — России.
Удар готовит нам Россия.
Ну что ж, держись тогда, Моздок!
Все обещанья наши в силе.
Кто в трудный час нам руку протянул,
Тому мы с радостью поможем.
А кто на верность России присягнул,
Того с Россией уничтожим («Держись, Россия! Мы идем!»).
Приведем статью из того же «Большого толкового словаря» [Словари]:
УНИЧТОЖИТЬ, -жу, -жишь; уничтоженный; -жен, -а, -о; св. кого-что.
1. Разрушая, убивая, истребляя и т. п., прекратить существование кого-, чего-л. У. насекомых-вредителей. У. письма. У. завещание.
2. Ликвидировать что-л. У. безработицу. У. заговор. У. добрые отношения. // Разрушить, прекратить какое-л. состояние кого-, чего-л., проявление каких-л. чувств, мыслей. У. надежды, сомнения. У. веру в лучшее.
3. Разг. Съесть или выпить что-л. без остатка. У. две порции котлет. У. полностью обед.
4. Унизить, подавить кого-л., поставить в безвыходное положение. У. язвительным замечанием соперника. У. словом клеветника.
В данном контексте глагол «уничтожить» реализуется в своем первом значении, поскольку есть указание на непосредственные объекты воздействия — Россию и тех субъектов, которые ей присягнули на верность, прежде всего г. Моздок.
Еще не раз, в атаке яростной врага
Мы будем бить, сил наших ни щадя («Чечня»).
«Большой толковый словарь» [Словари] поясняет:
БИТЬ, бью, бьёшь; бей; битый; бит, -а, -о; (устар.) бия; нсв.
1. чем во что, по чему. Ударять, колотить. Б. молотом по наковальне. Б. ногой в дверь.
2. (св. побить). кого (чем, по чему). Наносить удары, побои; избивать, наказывать. Б. слуг. Б. лошадь кнутом. Б. по щекам.
3. (св. разбить). кого-что. Наносить поражение, побеждать; одерживать верх над кем-л. в чём-л. (обычно во время военных действий, спортивных состязаний, игр и т. п.). Б. вражеские полки. Б. фашистов.
4. кого (чем). Убивать выстрелом или ударом какого-л. оружия; резать (домашний скот, птицу). Б. тюленей каждую зиму. Б. кур.
5. (по кому-чему). Стрелять. Б. из зениток. Б. по деревне.
6. что (чем). Разбивать, раскалывать на куски, повреждать (бросая, роняя или ударяя). Б. посуду. Б. лампочки в подъезде.
7. во что. Ударами производить звуки (стук, звон и т. п.). Б. в чугунную доску. Б. в барабан
8. (св. пробить). только 3 л. (что). Издавать звуки, отбивать удары. Часы бьют полночь. Колокол бьёт двенадцать раз. Барабаны били глухо.
9. С силой вырываться откуда-л., вытекать стремительной струёй (о жидкости, паре и т. п.). В саду били фонтаны. Здесь бьёт родник.
10. только 3 л. кого. Сотрясать всё тело, вызывать дрожь (в состоянии болезни, сильного волнения и т. п.). Солдата била лихорадка. Каждую ночь меня бьёт кашель.
11. что. В некоторых ремёслах, производствах: изготовлять, делать что-л. особым образом. Б. масло (сбивать сливочное масло; выжимать из семян растительное масло). Б. шерсть (трепать).
Исходя из контекста, глагол «бить» реализуется в своем третьем значении, поскольку есть объект воздействия — враг (Россия) — и очерчены условия реализации данного процесса — военные действия.
И мы развеем в прах последний Рим («Шейх Мансур»).
Функционирование синтаксической единицы — фразеологизма «в пух и (в) прах» в данном тексте характеризуется акциональным типом пропозиции, содержащей в предложении обязательные элементы данного типа: акциональный предикат, два актанта — агенс (Мы — чеченцы) и объект (Россия), а также инструмент. Данная пропозиция реализуется со значением воздействия, приводящего к уничтожению объекта, где используется глагольный предикат «развеять» в своем втором значении, согласно «Большому толковому словарю» [Словари]:
РАЗВЕЯТЬ, -ею, -еешь; св. что.
1. Разнести, унести в разные стороны (ветром, дуновением ветра). Ветер развеял облака. Струя воздуха развеяла семена.
2. Рассеять, уничтожить. Р. грусть, печаль. Р. свои сомнения.
Что касается актанта-объекта, то в роли него выступает Россия, обозначенная иносказательно («последний Рим»). Этот образ восходит к письму старца Филофея псковского Елеазарова монастыря, формально адресованному великокняжескому дьяку Михаилу Мисюрю, однако фактически предназначавшемуся для князя Василия III («Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть»). Согласно наиболее популярной в исторической науке теории, изложенной в трудах В. С. Иконникова, мысль о том, что Москва — это третий Рим, впервые была высказана именно в посланиях Филофея. Идея «Москва — III Рим» была очень популярна на Руси, которую считали наследницей Византии. Она стала главной политической концепцией Российского государства XV—XVI вв.
Россию всколыхнем огнем сражений
С нами Аллах, Чечня, вставай на газават <..>
Пока в нас силы есть, мы будем бить врага
Уже над нами брезжит луч победы («Аллаху Акбар»).
Приведем данные «Большого толкового словаря» [Словари]:
ВСКОЛЫХНУТЬ, -ну, -нёшь; св. что.
1. Заставить колыхаться, колебаться. Катер всколыхнул воду.
2. Привести в состояние возбуждения, волнения; побудить к деятельности. В. коллектив, народные массыI. В. душу, сердце (взволновать, встревожить). Громкий политический скандал всколыхнул страну.
Исходя из контекста, глагол «всколыхнуть» реализуется в своем втором значении, скорее в варианте «побудить к деятельности», поскольку есть указание на вид и инструмент воздействия — «огнем сражений».
ВСТАТЬ, -тану, -танешь; встающий; встань; св.
1. Принять стоячее положение, подняться на ноги. В. со стула.
2. Подняться с постели (проснувшись или выздоровев). В. рано. В. с петухами (очень рано). В. не с той ноги (разг.; подняться в плохом настроении).
3. Подняться на борьбу, выступить за кого-, что-л. или против кого-, чего-л. В. на защиту родины. В. на стражу своих интересов (тщательно оберегать). В. на чью-л. сторону (поддержать кого-л.; разделить чьи-л. взгляды, позицию и т. п.). В. грудью, горой, стеной; в. насмерть (подняться на защиту кого-, чего-л. горячо, страстно, не щадя жизни).
4. Занять какое-л. место, положение и т. п.; расположиться где-л., каким-л. образом. В. в дверях. В. у стены.
5. (перед кем-чем). Возникнуть, появиться, предстать. Встали новые трудности. Встал неожиданный вопрос.
6. Разг. Приступить к какой-л. работе, деятельности и т. п. В. к станку.
7. Разг. Занять место, разместиться где-л. В. в дверях, у стены, посреди комнатыI. Шкаф встал в простенок.
8. Разг. Перестать действовать или двигаться; остановиться. Лошадь встала как вкопанная. В. на якорь (о судах).
9. Разг. Обойтись в какую-л. цену. Это тебе дорого встанет.
<Вставать, -таю, -таёшь; вставай; вставая; нсв.>
В вышеприведенном контексте глагол «вставать» реализуется в третьем значении, поскольку характеризуется целенаправленным действием — борьбой против врага, названной существительным «газават». Согласно «Исламскому энциклопедическому словарю», газават (или газа) — это «поход против врагов. В исламской терминологии это слово часто употребляется в отношении военной экспедиции против язычников, в которых участвовал пророк Мухаммад, независимо от того, крупным был этот поход или нет. Различные же походы мусульманских отрядов, в которых он лично не участвовал, называют „сария". В более поздние времена газами иногда называли вообще все войны мусульман против своих врагов. Например, турецкий историк Мура-ди назвал свою работу, посвященную великому флотоводцу Османской империи Хайр ад-Дину Барбароссе „Газават-и Хайр ад-Дин-паша". Слово газа упоминается в кораническом аяте: „Вам предписано сражаться с врагами Ислама, а это вам ненавистно" (2: 216). Всего известно 27 сражений, в которых пророк Мухаммад принимал непосредственное участие» [Газават].
Более агрессивный посыл имеют высказывания, содержащие милитарную лексику, типа «сражаться», «покорить», «жечь», «уничто-
жить» и «джихад», «бой», «война», «ярость»,
«кровь», «враг». Использование милитарных образов является примером явного призыва к активным действиям экстремистского характера, нарушающим свободы российских граждан.
Пропагандистский «образа врага» в лице российских военнослужащих, да и в России в целом, в текстах реализуется и за счет приема «навешивания ярлыков», заключающегося в выборе оскорбительных эпитетов, метафор, названий, вызывающих у аудитории эмоционально негативное отношение за счет ассоциаций с низкими поступками.
И до сих пор, Волчицей раненой Чечня.
Земли своей, шакалов ты гнала... («Чечня»)
В «Большом толковом словаре» [Словари] приводятся следующие дефиниции слова «шакал»:
ШАКАЛ, -а; м. [тюрк. шакал из перс.]
1. Хищное животное сем. псовых, питающееся преимущественно падалью. Вой шакала. Налетели, как шакалы (стремглав, с жадностью).
2. Презрит. О жадном, хищном человеке.
В данном контексте существительное «шакал» реализуется в своем первом значении, поскольку субъект действия — Чечня — представлен через образ «раненой волчицы», являющейся для чеченского народа символом мужества и стойкости, олицетворением свободы и жизни. Поэтому во многих текстах стенограмм аудиозаписей постоянно встречаются образы «волка» и «волчьей стаи», символизирующие чеченских боевиков.
Черных дней череда, трудный час наступил,
На чеченскую землю враг-безбожник вступил («Пламя войны»).
В этом высказывании имплицитно репрезентируется превосходство исповедующих ислам и живущих по законам шариата над всем неисламским миром через существительное «безбожник», которое имеет следующую дефиницию в «Большом толковом словаре» [Словари]:
БЕЗБОЖНИК, -а; м. Разг.
1. Человек, отрицающий существование Бога; неверующий.
2. Бранно. О бессовестном, бесчестном человеке. < Безбожница, -ы; ж.
В ряде высказываний образ России, создающийся с помощью милитарной метафоры, связывается с порабощением, смертью, разрушением, вследствие чего усиливается негативная оценка характеризуемой через метафору страны. Не случайно в цитируемом далее высказывании выбран образ ветра как стихии, обладающей разрушительной силы, способной разрушить жизни и судьбы людей.
Большими снарядами, железом гремя,
Вскрыли нарыв твой, Россия!
Ворвавшись в мой край, губя мирный люд,
Губительным ветром прошлась ты («Даймохк»).
Дефиниция «Большого толкового словаря» [Словари]:
ГУБИТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Способный привести к гибели, несущий гибель; пагубный. Г-ое влияние наркоманов. Г-ые последствия чернобыльской аварии.
В следующем высказывании тоже создается образ порочно-воинственной России, несущей в себе разрушение не только милитарного характе-
ра («армада», «орда»), но и духовного («деньги», «наркота», «спиртное»). Прилагательное «двуглавая» создает аллюзию на герб России — двуглавого орла.
Ахудова неверная орда В которой нет и малости Иммана Любовь к деньгам, спиртное, наркота Оно же сотворение Шайтана Восстанем же муслимы на джихад С армадою сразимся двухголовой («Братья мусульмане»).
Здесь же имплицитно репрезентируется и превосходство исповедующих ислам над «неверными» через прилагательное «неверная», существительное «шайтан».
Приведем данные толковых словарей: НЕВЕРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна, -рно.
1. Не соответствующий истине, действительности; неправильный. Н-ая мысль. Н-ые сведения. Слухи неверны.
2. Неточный, ошибочный. Н-ые вычисления. Сделать в шахматах н. ход.
3. Такой, которому нельзя верить, доверять; изменяющий своему долгу, обязательствам; вероломный. Н. друг, союзник. Н-ая жена; н. муж (нарушающие супружескую верность).
4. Слабый, тусклый, дрожащий (о свете, лучах и т. п.). Н. свет луны. Н-ое мерцание звёзд. О Фома неверный. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-л., убедить в чём-л. (из евангельского сказания об апостоле Фоме, не поверившем сообщению о воскресении Христа). <Неверно, нареч. Н. записать телефон. Спеть мотив н. Свет горит н. Неверный, -ого; м.; Неверная, -ой; ж. Устар. О человеке, исповедующем чужую, по сравнению с чьей-л., веру, религию; об иноверце. Неверность, -и; ж. Упрекать в неверности кого-л. [Словари].
Шайтан — сатана, лишившийся Божьей милости, далекий от истины, наносящий вред. Его зовут Иблис. Существуют и другие его имена: Карур, Васвс, Ханнас, Кяфир, Сагир, Марид, Таиф, Фатин, Мал'ун, Маз'ум, Мадхур, Макзу, Кафр, Хазул, Адувв, Мудилл, Марид. В Исламе шайтаном называется один из джиннов, который отказался поклониться первому человеку Адаму и был проклят за это Аллахом: „[Вспомни, Мухаммад,] как Мы сказали ангелам: „Падите ниц перед Адамом!" Все поклонились, кроме Иблиса. Он был из джиннов и ослушался воли своего Господа" (18:50) [Шайтан].
В результате говорящим имплицитно утверждается природное превосходство одной религии — ислама — и порочность других.
Навешивание ярлыка происходит и за счет намеренного «осмеяния», направленного на создание уничижительного образа врага. Пустынны улицы аварского села Молчаньем грозным ночь сюда пришла Но знает, знает русская орда Что ждет их там жестокая беда («Аварское село»).
Процитируем «Большой толковый словарь» [Словари]:
ОРДа, -ы; мн. орды, орд; ж. [от тюрк. о^и — лагерь, дворец хана]
1. Ист. Название крупных тюркских и монгольских феодальных государств и союзов кочевых племён в эпоху средневековья; местопребывание их правителей. Золотая о. Крымская о. Ногайская о.
2. Пренебр. Вражеское войско; полчище. Фашистские орды. Разгром вражеских орд.
3. кого или какая. Разг. Многолюдная, беспорядочная и шумная толпа, сборище кого-л. Пёстрая о. Шумная о. О. ребятишек.
В данном контексте существительное «орда» реализуется во втором значении, поскольку есть отсылка к последствиям военных действий.
Для усиления «образа врага» в лице российских солдат («миротворцев») в тексте неоднократно используется образ «убийц мусульман», подкрепляемый манипулятивным приемом «экспрессивный удар», заключающимся в намеренном транслировании ужасов, совершаемых силовыми структурами в отношении чеченцев, с целью вызвать желание наказать виновных и выйти на джихад.
Боль, убивают и старых и млад.
Боль, и рыдают опять матеря... («Добро пожаловать в АД»)
В Самашках убиты старики, женщины, дети.
Предсмертные крики младенцев...
Четыреста жизней смерть с села забрала —
Мы не забудем... («Даймохк»)
«Большой толковый словарь» [Словари] поясняет:
УБИТЬ, убью, убьёшь; убей; убитый; убит, -а, -о; св.
1. кого. Лишить жизни, умертвить. У. из ружья, из винтовки, из пистолета. У. наповал.
2. что. Уничтожить, погубить, разрушить. У. надежду, любовь. У веру в лучшее будущее, в справедливость. В ребёнке убили талант.
3. Сильно расстроить, привести в отчаяние, в подавленное состояние. Вся наша семья убита горем. Это известие ошеломило и совершенно убило меня.
4. Разг. Сильно поразить кого-л.; сразить. Ты совершенно убил меня этим неожиданным признанием!
5. что. Разг. Израсходовать, истратить нерасчётливо, неразумно, расточительно, напрасно (деньги, средства, время и т. п.). Сколько денег убили на это строительство!
6. В карточных играх: покрыть карту. У. валета. У. даму. У. туза.
Ни в одном из перечисленных значений у глагола «убить» нет положительной коннотации. Исходя из контекста слово используется в первом своем значении, поскольку есть непосредственные «одушевленные» объекты воздействия — «стар», «млад», «старики», «женщины», «дети».
Как видно, своеобразие информационно-психологического воздействия через художественное слово заключается в том, что именно через воображение, рисующее различные образы, манипулятор старается воздействовать на мышление и чувства индивида. Как отмечает С. Г. Кара-Мурза, «эмоции — основные деятели в психическом мире, а образы — строительный материал для эмоций» [Кара-Мурза]. Поэтому сочетание двух составляющих психики челове-
ка — воображения и чувств — является особенно подвижным и уязвимым перед манипуляцией. Все это приводит к тому, что при восприятии художественного текста порог критичности психики индивида снижается, он не в полной мере может «отфильтровать» ложную информацию от истинной, а значит манипулятор достигает запланированного результата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.
2. Амирокова Р. А. Политический экстремизм в современном политическом процессе России : дис. ... канд. полит. наук. — Черкесск, 2006.
3. Большой толковый словарь русского языка / ред. С. А. Кузнецов. — СПб. : Норинт, 2000.
4. Газават // Исламский энциклопедический словарь. URL: http://slovar-islam.ru/books/g.html.
5. Гертц Р. Н. Политический экстремизм: позиция видения в современной научной литературе // Грамота. 2011. № 4 (10). С. 43—47.
6. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. URL: http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul_content.htm.
7. Карапетян А. А., Тагильцева Ю. Р. Игры с разумом, или Приемы и и средства информационно-психологического воздействия в практике религиозно-политического экстремизма // Вестн. Пятигор. гос. лингвист. ун -та. 2015. № 1. С. 270—272.
8. Коран / пер. с араб. и коммент. М.-Н. О. Османова. — СПб. : ДИЛЯ, 2009.
9. Лабунец М. И. Политический экстремизм: этнонацио-нальная регионализация : дис. . канд. полит. наук. — Ростов н/Д, 2002.
10. Морозов И. Л. Политический экстремизм в современной России — новые тенденции // PolitBook. 2012. № 3. С. 97—107.
11. Сергеева Е. В. Проблема выявления речевого манипулирования при проведении лингвистической экспертизы «экстремистских» сайтов Интернета (на примере файла «LEZGГNKA.flv»). URL: www.ling-expert.ru/ то^е^ ence/langlaw2/sergeeva.html.
12. Словари // Грамота.ру. иБЬ: http://www.gramota.ru/slovari.
13. Старосветский Е. А. Экстремизм в современном российском обществе // Науч. ведомости Белгор. гос. ун -та. 2008. № 5. С. 187—192.
14. Хуако З. Ю. Политический экстремизм: информационный аспект по материалам социологического исследования // Вестн. Адыгейск. гос. ун-та. 2012. № 2. С. 114—120.
15. Шайтан // Исламский энциклопедический словарь. URL: http://slovar-islam.ru/books/sh.html.
16. Шаракшанэ С. Ислам и политический экстремизм // Религия и право. 1999. № 4—5. С. 26.
17. Щербатых Ю. В., Ноздрачев А. Д. Физиология и психология страха // Природа. 2000. № 5. С. 61—67.
18. Экстремистский текст и деструктивная личность : мо-ногр. / Ю. А. Антонова, Л. Е. Веснина, М. Б. Ворошилова, К. В. Злоказов, Ю. Р. Тагильцева, А. А. Карапетян. — Екатеринбург, 2014.
Y. R. Tagiltseva
Ekaterinburg, Russia
"ON THE NIGHT WHEN THE WOLVES WERE BEING BORN" OR THE "POETRY" OF INFORMATION-PSYCHOLOGICAL IMPACT OF RELIGIOUS-POLITICAL EXTREMISM
ABSTRACT. Today, religious-political extremism is becoming a really dangerous social phenomenon not only because it is capable of breaking international and religious relations from within, but also because it can use the tactics of information terrorism and information-psychological wars to its own end. More and more often, for deeper influence on the person's mind, religious-political extremism resorts not only to information-psychological, but also artistic means, creating more powerful emotional images and being oriented towards long-term emotional memory. The article deals with the main methods of information-psychological impact in the poetry of the Chechen bard and participant of the First Chechen War Timur Murutsaev. In the texts under research the author uses the strategy of in timidation of the ethnic group "the Russians ". This strategy is represented through manipulative and propaganda techniques and through artistic images. The peculiarity of such information-psychological impact through literary text consists in the fact that it is through imagination producing various images that the manipulator seeks to influence the mind and feelings of a person. That is why the combination of the two constituents of the human psyche — imagination and feelings, which are mobile enough — explains the vulnerability of the people by manipulation. All this
leads to the fact that the critical threshold of individual psyche is being lowered; it cannot "filter " false information from the true one; and it means that the manipulator reaches the expected result.
KEYWORDS: information-psychological impact; manipulation, propaganda; extremism; religious-political extremism; extremist materials; poetic works.
ABOUT THE AUTHOR: Tagil'tseva Yuliya Rinatovna, Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Advertising and Public Relations, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
REFERENCES
1. Ali-zade A. Islamskiy entsiklopedicheskiy slovar'. — M. : Ansar, 2007.
2. Amirokova R. A. Politicheskiy ekstremizm v sovremennom politi-cheskom protsesse Rossii : dis. ... kand. polit. nauk. — Cherkessk, 2006.
3. Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka / red. S. A. Kuz-netsov. — SPb. : Norint, 2000.
4. Gazavat // Islamskiy entsiklopedicheskiy slovar'. URL: http://slovar-islam.ru/books/g.html.
5. Gertts R. N. Politicheskiy ekstremizm: pozitsiya videniya v sovremennoy nauchnoy literature // Gramota. 2011. № 4 (10). S. 43—47.
6. Kara-Murza S. G. Manipulyatsiya soznaniem. URL: http:// www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul_content.htm.
7. Karapetyan A. A., Tagil'tseva Yu. R. Igry s razumom, ili Priemy i i sredstva informatsionno-psikhologicheskogo vozdeystviya v praktike re-ligiozno-politicheskogo ekstremizma // Vestn. Pyatigor. gos. lingvist. un-ta. 2015. № 1. S. 270—272.
8. Koran / per. s arab. i komment. M.-N. O. Osmanova. — SPb. : DILYa, 2009.
9. Labunets M. I. Politicheskiy ekstremizm: etnonatsional'naya regionalizatsiya : dis. ... kand. polit. nauk. — Rostov n/D, 2002.
Статью рекомендует
10. Morozov I. L. Politicheskiy ekstremizm v sovremennoy Rossii — novye tendentsii // PolitBook. 2012. № 3. S. 97—107.
11. Sergeeva E. V. Problema vyyavleniya rechevogo manipuli-rovaniya pri provedenii lingvisticheskoy ekspertizy «ekstremist-skikh» saytov Interneta (na primere fayla «LEZGINKA.flv»). URL: www.ling-expert.ru/ conference/langlaw2/sergeeva.html.
12. Slovari // Gramota.ru. URL: http://www.gramota.ru/slovari.
13. Starosvetskiy E. A. Ekstremizm v sovremennom rossiyskom obshchestve // Nauch. vedomosti Belgor. gos. un-ta. 2008. № 5. S. 187—192.
14. Khuako Z. Yu. Politicheskiy ekstremizm: informatsionnyy aspekt po materialam sotsiologicheskogo issledovaniya // Vestn. Adygeysk. gos. un-ta. 2012. № 2. S. 114—120.
15. Shaytan // Islamskiy entsiklopedicheskiy slovar'. URL: http://slovar-islam.ru/books/sh.html.
16. Sharakshane S. Islam i politicheskiy ekstremizm // Religiya i pravo. 1999. № 4—5. S. 26.
17. Shcherbatykh Yu. V., Nozdrachev A. D. Fiziologiya i psikhologiya strakha // Priroda. 2000. № 5. S. 61—67.
18. Ekstremistskiy tekst i destruktivnaya lichnost' : monogr. / Yu. A. Antonova, L. E. Vesnina, M. B. Voroshilova, K. V. Zlo-kazov, Yu. R. Tagil'tseva, A. A. Karapetyan. — Ekaterinburg, 2014.
к публикации канд. филол. наук, доц. М. Б. Ворошилова.