«В целях укрепления и развития в детях любви к родному краю»
(Зарождение детского туризма в ТАССР)
В декабре 1940 г. был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме». Это был первый официальный документ, обязавший школы включить туризм в педагогические средства воспитания1. В начале 1941 г. была объявлена Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников по малым рекам и маршрутам боевой славы. В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу.
В послевоенные годы органы народного образования продолжали уделять большое внимание детскому туризму. На Всероссийском совещании по народному образованию (1945 г.) была создана специальная внешкольная секция. В опубликованных ею материалах подчеркивалось огромное значение внешкольной работы по туризму. Дворцам и Домам пионеров, детским домам, школам и другим, школьным и внешкольным детским учреждениям было рекомендовано широко использовать туристско-краеведческую деятельность как средство познавательной и оздоровительной работы с учащимися2. Так, в марте 1946 г. на страницах газеты «Пионерская правда» появилось известие об инициативе пионеров отряда имени Миклухо-Маклая одной из московских школ, призывающей к путешествию по родному краю. Десятки тысяч юных пионеров по всей стране откликнулись на это письмо. Готовиться к путешествию начали и учащиеся ТАССР. О своей готовности к походу в редакцию газеты «Комсомольская правда» сообщили учащиеся школ № 39, 10 г. Казани, а также Арской, Дубъязской и других школ республики3.
«В целях укрепления и развития в детях любви к родному краю, расширения и закрепления знаний у учащихся, полученных в школе, и привития им необходимых оборонно-туристических навыков», Республиканская детская экскурсионно-туристическая станция и Государственный музей Татарской АССР объявили массовый поход пионеров, комсомольцев и школьников по изучению родного края4. Несмотря на трудности послевоенного времени, в ТАССР движение по изучению родного края приняло широкий размах. Публикуемые ниже документы из фонда Татарского обкома ВЛКСМ Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан дают некоторое представление о формах и масштабах этой работы.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Останец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Методическое пособие. - М., 2001. - 81 с. [Электронный адрес]. — Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/ostapec.htm.
2. Там же.
3. ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 27, д. 158, л. 3.
4. Там же, л. 65.
Туристический поход учащихся средней школы № 54 г. Казани. ЦГА ИПД РТ, оп. 2ф, д. 29, л. 21 об.
ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 28, д. 191, л. 70.
Туристический поход учащихся средней школы № 54 г. Казани. ЦГА ИПД РТ, оп. 2ф, д. 29, л. 21 об.
№ 1. Из Положения о походе пионеров и школьников Татарской АССР по
изучению родного края
Ранее 15 ноября 1946 г.*
Задачи похода."
1. Закрепить и расширить знания учащихся, полученные в школе, на живом, конкретном материале.
2. Широко привлечь местный материал в школьное преподавание.
3. Дать элементарные знания и навыки исследовательской работы, а также навыки сбора краеведческих материалов, их обработки и изготовления наглядных пособий для школ.
4. Приобрести навыки походной жизни.
Участники похода.
В походе могут участвовать школы, отряды, классы, звенья, кружки и отдельные школьники.
Участники похода изучают.
1. Историю своего района, исторические и историко-революционные события, исторические памятники, историю населенных пунктов, колхозов, участие местного населения в Отечественной войне, жизнь и деятельность знатных людей.
2. Хозяйство района, местную промышленность (по договоренности с руководителями предприятий), кустарные промыслы, сельское хозяйство.
3. Культуру и просвещение — работу местных культурно-просветительных учреждений, жизнь и деятельность отдельных видных людей. Собирают народное творчество (фольклор).
4. Природные богатства родной местности — реки, озера, растительный и животный мир, почвы, полезные ископаемые. [...]***
Премирование за лучшие работы. За лучшие работы в походе юных краеведов-исследователей устанавливаются: первых премий — 3, вторых премий — 10, третьих премий — 50.
Первая премия: поездка на экскурсию в столицу нашей Родины — г. Москву или Крым.****
Вторая премия: путевка в тур[истический] лагерь или поездка в столицу нашей республики — Казань.
Третья премия: библиотечка туриста или художественной литературы. Все участники похода, получившие премии, получают грамоты. Первую премию получает группа школьников-участников похода, выполнившая к указанному в Положении сроку следующую работу:
1. Грамотно написанный, аккуратно и художественно оформленный походный дневник.
2. Созданный на основе изученных фактов по теме похода художественный очерк, рассказ, стихотворение или записи фольклорных материалов.
3. Наличие изготовленного из собранного в походе материала, наглядного пособия (макеты, гербарии, коллекции, отдельные экспонаты и т. д.), которое может быть использовано в качестве иллюстрационного материала на уроке. [...]
Особое вознаграждение выдается группе, сделавшей открытие или находку, имеющую большое народно-хозяйственное или научное значение.
* Датируется по содержанию документа (здесь и далее подстрочные примечания автора вступительной статьи).
** г,
Здесь и далее выделение чертой соответствует выделению в документе.
*** Далее опущены пункты: «Порядок проведения похода», «Функции "Совета краеведов"», «Информация о походе».
**** Дописано от руки.
Педагоги и пионервожатые-руководители тех групп, которые получат право на первую или вторую премию, премируются путевкой в г. Москву или Крым.
Поход начинается 15 ноября 1946 года. Итоги зимней работы подводятся штабом похода 1 апреля 1947 г. Поход завершается Республиканским слетом путешественников по родному краю в августе 1947 года. [...]*
Штаб похода.
ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 27, д. 158, л. 65-66, 68-69. Машинопись.
№ 2. Из справки секретаря Татарского обкома ВЛКСМ по школам Р. Поповой в Татарский обком ВКП(б) о руководстве обкома ВЛКСМ работой школьных комсомольских и пионерских организаций
28 декабря 1946 г.
[...] Летом этого года обком ВЛКСМ совместно с Министерством просвещения, детской экскурсионно-туристической станцией, Государственным музеем организовал в пионерских дружинах республики изучение родного края по примеру московских пионеров отряда имени Миклухи-Маклая.
К разработке маршрутов путешествий и методических пособий для пионерских отрядов были привлечены профессор Казанского гос[ударственного] университета тов[арищ] Баранов, доцент Элиаш и ряд научных работников пед[агогического] института и Государственного музея.
В течение летнего периода было совершено более 120 походов по самым разнообразным местам. Различными экскурсиями было охвачено свыше 23 тысяч школьников.
В результате этих походов дети закрепили навыки топографии, природоведения, умения ориентироваться на местности.
Особый интерес школьники проявили к вопросам изучения ленинских мест, исторических мест г. Казани, мест боев гражданской войны, природных богатств нашей Родины.
Школьники и пионеры деревни Мендели Дубъязского района в результате экскурсии отыскали ключ и население получило питьевую воду.
Пионеры Арского района отыскали побелочный материал.
Пионеры школы N° 39 г. Казани совершили интересные экскурсии по маршрутам Казань — Кокушкино — Казань и Казань — Ульяновск — Казань.
Лучшие юные путешественники и организаторы этой работы отмечены обкомом ВЛКСМ и Центральным комитетом комсомола. [...]
Секретарь Татарского Обкома ВЛКСМ по школам Р. Попова (подпись).
ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 27, д.152, л. 63-64. Машинопись.
№ 3. Из отчета Республиканской детской экскурсионно-туристической станции Министерства просвещения Татарской АССР за период с 12 января по 31 марта 1947 г.
Не ранее 31 марта 1947 г.**
[...] Объявленный РДЭТС*** совместно с Госмузеем ТАССР массовый поход пионеров и школьников по изучению родного края, как известно, получил одобрение и поддержку со стороны Министерства просвещения и ОК ВЛКСМ Татарии. За отчетное
* Опущены приложения «Примерная тематика», «Хозяйство», «Культура и просвещение», «Природное богатство», «Примерная тематика для участников похода в город Казань».
Датируется по содержанию документа.
*** Здесь и далее имеется в виду Республиканская детская экскурсионно-туристическая станция.
время РДЭТС широко популяризировала цели и задачи похода, положение о походе, приказы Министерства просвещения ТАССР, директивное указание ОК ВЛКСМ.
[...] РДЭТС организовывала экскурсии пионеров и школьников города на разнообразные темы по музеям и пром[ышленным] предприятиям.
Для подготовки туристического актива при РДЭТС организован и работает туристический кружок с секциями: биологическая, историческая и географическая, состоящие из учащихся разных школ города.
В целях наибольшего вовлечения пионеров и школьников в краеведческую работу и для культурного занятия досуга ребят, РДЭТС организовала «туристическую однодневку». Это мероприятие поддержали профессиональные союзы города Казани, финансируя РДЭТС и распространяя путевки среди школьников, снабжая в первую очередь детей, родители которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны. [.]
РДЭТС проводит туристические однодневки по выходным дням и в каникулярное время, в среднем участвуют до 100 человек в день.
В содержание каждой «туристической однодневки» входит: 1) лекция на краеведческую тему; 2) экскурсия; 3) культмассовые мероприятия; 4) обед. [.]
За отчетный период «туристической однодневкой» охвачено 1 195 чел[овек]. [...]
Директор РДЭТС: Садыков.
ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 28, д.191, л. 14-16. Машинопись.
№ 4. Отчет по проведению «туристической однодневки» для школьников в
майские праздники
Не ранее 9 мая 1947 г.*
Во всех трех однодневках участвовало 650 школьников с охватом 200-250 школьников в день.
Ввиду праздничных дней дети были обслужены особо:
1) 2 и 3 мая был организован поход в Большой государственный театр, где просмотрели роман** [А.] Фадеева «Молодая гвардия». После театра был дан вкусный праздничный обед. Дети остались очень довольны проведенным днем.
2) 9 мая — в День Победы — «туристическая однодневка» была проведена в Доме ученых, где дети до начала лекции под руководством двух массовиков организовали массовые игры, танцы, затем была лекция «О победе над фашистскими захватчиками»; лекция детям очень понравилась, слова лектора о победе сопровождались несмолкаемым громким «ура».
После лекции был дан праздничный обед во вновь открытой столовой при Доме ученых.
Затем дети посетили кино[театр] «Пионер», где был дан кинофильм «Похождение Хужа Насретдина».
Ребята от проведенных мероприятий уходили с большим радостным подъемом, веселые, отдохнувшие и сытые. Большинство детей в день 9 мая выразили пожелание, чтобы и в дальнейшем практиковать такие замечательные туристические однодневки.
Ст[арший] педагог (подпись).
ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 28, д. 191, л. 31. Машинопись.
* Датируется по содержанию документа.
**
Так в документе
№ 5. Из отчета Республиканской детской экскурсионно-туристической станции об экскурсионно-туристических мероприятиях, проведенных в период летних каникул 1948 г. пионерами и школьниками Татарии
Главной особенностью этого года является то, что в организации и проведении экскурсионно-туристских мероприятий приняло участие, кроме школ, значительное количество школьных и внешкольных учреждений: детские дома, р[айонные] о[тделы] н[ародного] образования], Дома пионеров, детские парки культуры и отдыха, профсоюзные организации и др.
В Казани в организации и проведении экскурсионных мероприятий участвовали почти все средние и семилетние школы, Казанский дом пионеров (директор т. Егоров), р[айонные] о[тделы] н[ародного] о[бразования] Свердловского и Ленинского и др[угих] районов, детский парк культуры и отдыха. Они приняли участие в проведении таких мероприятий, как многодневные (от 2 до 10 дней) путешествия по изучению родного края, путешествия на пароходах по Волге от Казани до Астрахани и обратно, создании туристских лагерей в городе и т. д.
Широко развернул экскурсионно-туристскую работу Зеленодольский дом пионеров (директор Кондратьева). Достаточно указать, что прогулками, экскурсиями и походами им было охвачено 1 371 пионеров и школьников. [...] Шесть средних и семилетних школ г. Чистополя, два детдома, Чистопольский дом пионеров организовали и провели около 50 экскурсий и походов, в которых участвовало не менее 1 000 человек учащихся. [...]
Активное участие приняли Н[абережно]челнинский, Р[ыбно]-Слободский, Первомайский, Бол[ьше]тархановский и другие районы. По имеющимся в РДЭТС сведениям, в проведении экскурсионно-туристских мероприятий приняло участие свыше 25 районов республики.
А всего в республике, по неполным данным, за время летних каникул экскурсионно-туристскими мероприятиями охвачено 62 276 человек. [...]
По примеру прошлых лет, на период летних каникул РДЭТС организовала базу юных путешественников для приема приезжающих школьников из районов Татарии и других республик и областей на 50 мест.
За время летних каникул на экскурсиях в Казани побывали учащиеся средних и семилетних школ, воспитанники детских домов и учащиеся педучилищ. Базой обслужено 1 498 чел[овек] из 25 районов Татарии. [...] Из Марийской, Чувашской и Башкирской республик — 380 чел[овек]. Особенно много экскурсантов было из Марийской АССР — около 250 чел[овек], из Ульяновской, Молотовской и Горьковской областей Казань посетили 178 учащихся. А всего базой обслужено 2 056 человек.
С экскурсантами проведена большая работа по ознакомлению с настоящим и прошлым города. Экскурсанты посетили музеи и научные учреждения, ознакомились с историческими памятниками и промышленными предприятиями города, побывали в кино, театрах, парках и т. д. Всего ими сделано 21 108 посещений экскурсионных объектов. В т[ом] ч[исле] в театры, кино, парки — 5 948 человек. [...]
Самыми ценными по своему учебно-воспитательному значению являются многодневные туристские походы по изучению родного края. Они наглядно знакомят учащихся с нашим прекрасным социалистическим сегодня, они позволяют учащимся познавать наше прошлое, знакомят с природными богатствами нашей родины.
Школы города Казани провели в среднем по 2-3 похода. Одной из лучших школ по полученным результатам походов является школа № 39 г. Казани (директор т[ов.] Сорокина).
Учащиеся 5 классов под руководством преподавательницы литературы Черкасовой Т. М. и ст[аршей] пионервожатой Шайхутдиновой Р. Р. совершили 3-х дневный поход до с. Щербаковки Юдинского района по сбору образцов народного
творчества (фольклора). Из этого похода ими привезены десятки записанных сказок, частушек, поговорок, загадок. Составлен альбом.
Группа учащихся в количестве 32 чел[овек] старших классов совершили 14-ти дневный поход по маршруту Казань — Чистополь — Елабуга — Бондюга — Н. Челны-Казань на тему «Гражданская война на Каме». Походом руководили преподаватель географии Рукавицина К. А., научный работник Государственного] музея Шефтельзон Р. Н. и ст[аршая] пионервожатая Шайхутдинова [Р. Р.].
Из похода привезен ряд интересных сведений и рассказов, полученных от участников и очевидцев гражданской войны. Особый интерес представляют записные книжки партизана, листовка партизанского отряда, подаренная участникам похода быв[шим] партизаном [С. А.] Ковпака* т. Васильевым. Подарок передан Государственному музею. [.]
Ряд интересных походов проведен казанской школой № 98 (директор Потапова Н. А.). [.]
Преподавательница истории Виноградова О. А. с учащимися 7-8 классов в количестве 23 человек были в 5-ти дневном походе в с. Болгар. Там они познакомились с историческими памятниками древней Булгарии, наблюдали за производством археологических раскопок, производимых под руководством проф[ессора] Смирнова. [...]
Интересен поход, совершенный членами географической секции кружка юных путешественников, работающего при РДЭТС. По заданию Управления по транспортному освоению малых рек при Совете Министров ТАССР членами секции в количестве 25 чел[овек] под руководством преподавательницы географии Богородицкой Г. М. и инженера Куликова М. Н. произведено обследование р. Шешмы на участке от устья реки до Ст[аро]-Шешминска. Школьниками поставлено шесть створов, произведено 150 промеров глубин. По полученным результатам вычерчены профили створов. Кроме того, они произвели топографическую съемку участка, наблюдали за горизонтом воды. Поход продолжался 15 дней и получил положительную оценку со стороны Управления по транспортному освоению малых рек. [.]
От 1 до 5 туристских походов проведено в Р[ыбно]-Слободском, Кукморском, Куйбышевском, Столбищенском, Буинском, Ютазинском, Алексеевском, Дубъязском, Юдинском и др[угих] районах республики. [.]
Много туристских походов продолжительностью от 1 до 3 дней проведено в 48 пионерских лагерях г. Казани. В них приняло участие не менее 2 000 пионеров и школьников.
А всего в многодневных походах по изучению родного края приняло участие 8 277 школьников республики. [.]
Исполняющий] о[бязанности] директора РДЭТС: (Грачев). Методист: подпись (Краснов).
ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 29, д. 226, л. 69-72. Машинопись.
Публикацию подготовила Римма Садыкова, кандидат исторических наук
* Ковпак Сидор Артемьевич (1887-1967), командир Путивльского партизанского отряда и соединения партизанских отрядов Сумской области, дважды Герой Советского Союза.