Научная статья на тему 'В статье раскрывается потенциал ансамблевой формы музицирования в обогащении духовно-нравственных и творческих сторон личности педагога-музыканта в процессе профессионального обучения в вузе'

В статье раскрывается потенциал ансамблевой формы музицирования в обогащении духовно-нравственных и творческих сторон личности педагога-музыканта в процессе профессионального обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полюшкин Владимир Георгиевич, Полюшкина Катарина Владимировна

В статье раскрывается потенциал ансамблевой формы музицирования в обогащении духовно-нравственных и творческих сторон личности педагога-музыканта в процессе профессионального обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В статье раскрывается потенциал ансамблевой формы музицирования в обогащении духовно-нравственных и творческих сторон личности педагога-музыканта в процессе профессионального обучения в вузе»

^ "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (63), 2016

УДК 78.071.4

В.Г. ПОЛЮШКИН, К.В. ПОЛЮШКИНА

ОБОГАЩЕНИЕ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ АНСАМБЛЕВОГО

МУЗИЦИРОВАНИЯ

Полюшкин Владимир Георгиевич, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), polivov@yandex.ru,

Полюшкина Катарина Владимировна, педагог дополнительного образования Межшкольного эстетического центра г. Краснодара (Краснодар, ул. Тюляева, 33), polivov@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрывается потенциал ансамблевой формы музицирования в обогащении духовно-нравственных и творческих сторон личности педагога-музыканта в процессе профессионального обучения в вузе.

Ключевые слова: музыкально-исполнительское творчество, ансамблевое музицирование, духовно-нравственный потенциал.

UDC 78.071.4

V.G. POLUSHKIN, K.V. POLUSHKINA

ENRICHMENT OF SPIRITUAL AND CREATIVE POTENTIAL OF THE TEACHER-MUSICIAN IN THE COURSE OF ENSEMBLE PLAYING MUSIC

Polyushkin Vladimir Georgievich, Full professor of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), polivov@yandex.ru

Polushkina Katarina Vladimirovna, teacher of additional education interschool esthetic centre in Krasnodar (Krasnodar, Tyulyaeva str., 33), polivov@yandex.ru

Abstract. In article the potential of an ensemble form of playing music in enrichment of the spiritual and moral and creative parties of the identity of the teacher-musician in the course of vocational education in higher education institution is realized.

Keywords, musical and performing creativity, ensemble playing music, spiritual and moral potential.

Важнейшей задачей профессионального обучения педагога-музыканта в высшем учебном заведении является воспитание его личности, обладающей широким художественным кругозором и вкусом, творческим и духовно-нравственным потенциалом. Практическое решение данной задачи главным образом осуществляется в классах индивидуальных занятий. Однако в системе профессиональной подготовки педагога-музыканта функционирует не менее значимая для успешного выполнения обозначенной задачи такая форма обучения, как игра в ансамбле, которая содержит огромный художественно-дидактический и воспитательный потенциал.

Данный вид музицирования оказывает положительное влияние на развитие всего комплекса способностей будущего специалиста: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Под воздействием этой деятельности развивается интеллект педагога-музыканта, воспитываются и формируются его способности чувствовать и понимать стиль, содержание и форму исполняемого произведения.

Особая ценность данной формы музицирования состоит в том, что она оказывает благотворное влияние на развитие профессионально-психологических качеств педагога-музыканта, таких как наблюдательность, критичность, стремление к рационализации профессиональных игровых движений, слуховая активность, обеспечивающая достижение выразительности в исполнении музыки. На этой основе мобилизуются мотивационные

№ 4 (63), 2016

"Теория и история искусства" ^

ресурсы будущего специалиста, обогащается личностно-смысловой аспект занятий, приходит ощущение успешной самореализации, которое приводит в движение внутренние духовно-творческие силы его личности.

Исполнение в ансамбле является предельным случаем диалогичности в системе музыкальной коммуникации. Импульс для развития системы музыкальной коммуникации дает творческая деятельность композитора, связанная с появлением музыкального образа как некого нового бытия [1, с. 37-84]. Основные характеристики совместного музицирования обнаруживают свою тождественность тем критериям категории диалога, которые выявлены в работах современных исследователей [2, с. 74-75; 3, с. 187-189].

С учетом специфики музыкальной деятельности из их числа можно выделить следующие: уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу; различие и оригинальность их точек зрения; ориентация каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнером; ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; взаимное сближение позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога.

Ансамблевая музыка способна моделировать диалог в его буквальном смысле как направленное на развитие и реализацию единой, общей для всех мысли «собеседования» партнеров, которое образует «единый текст общения» [4, с. 106]. В этих условиях каждый из музыкантов-партнеров имеет возможность полноценно высказаться на своем инструменте, а любое малейшее душевное движение одного всегда ждет понимания и ответа другого. При этом атмосфера истинного музыкального «собеседования» может возникнуть лишь в том случае, если партнеры будут обращены друг к другу, если их взаимодействие действительно будет основано на другодоминантности [5].

Ансамблевое музицирование на высоком художественном уровне предполагает не единообразное унифицированное «произнесение-интонирование» (проявляющееся, например, в выборе штрихов, агогики и других средств художественной выразительности), а создание целостного эмоционально-смыслового концепта исполняемой музыки. Необходимая в этом случае толика «инаковости» не только может, но, по всей видимости, должна присутствовать в данном виде музыкально-исполнительского творчества. Само музыкальное произведение для участников ансамбля должно стать хорошо обжитым смысловым пространством, где они могут свободно проявлять творческую индивидуальность и разумную инициативу.

Психологическое понимание художественного образа как активного «партнера», наделенного субъектными характеристиками и чертами, позволяет говорить о нем не как об объекте, а как о субъекте, то есть «существе», наделенном активностью, сознанием и самосознанием, свободой воли и уникальностью.

Воссоздание музыкального произведения (сольное или коллективное) совершается в той же сфере, что и само его создание: оно захватывает всю личность исполнителя, его духовный мир, характер, техническое мастерство. Замысел композитора при этом всегда преломляется сквозь призму индивидуальности исполнителя, который в музыке слышит и выбирает то, что находится в соответствии с духовной природой каждого.

В ансамблевом музицировани и взаимопонимание, и согласие выступают основой создания единого плана интерпретации музыкального произведения. При воплощении коллективно созданной интерпретации понятие «исполнительское творческое переживание» трансформируется в родственное с ним, но не тождественное понятие «творческое сопереживание исполнителей». Естественное и яркое сопереживание возникает как результат постоянного и всестороннего контакта партнеров, их гибкого взаимодействия в процессе создания художественного образа музыкального произведения.

Своеобразие структурных компонентов данной формы музицирования условно можно систематизировать по трем основным группам.

В первую из них входят признаки, связанные с характером и формой музицирования в ансамбле. Ко второй группе относятся признаки, раскрывающие особенности музыкального искусства. В третью группу включены признаки, касающиеся специфических исполнительских приемов, свойственных данному виду музицирования.

"Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (63), 2016

Актуальные проблемы ансамблевой игры составляют возникающие в ходе реализации исполнительского замысла композитора противоречия между этим замыслом и имеющимися исполнительскими средствами, сложностью музыкального материала и профессиональным уровнем исполнителей, между самооценкой звучания, оценкой коллег и слушателей. Преодоление противоречий затрагивает как вопросы технологии, так и психологии исполнительства, осмыслению которых должно быть уделено самое пристальное внимание в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Обогащение духовно-творческого потенциала будущего специалиста в процессе ансамблевого музицирования в немалой степени зависит от научно-педагогического обеспечения процесса его профессиональной подготовки, который, как мы считаем, должен предусматривать: увеличение объема музыкального материала в учебном процессе; ускорение темпов его прохождения; увеличение теоретической емкости занятий; обоснованный подход к подбору музыкального учебного репертуара. В совокупности все это создаст благоприятные условия для обретения будущим педагогом-музыкантом стратегии и тактики собственного духовно-творческого роста в профессионально ориентированном музыкально-исполнительском творчестве.

Литература

1. Якупов А.М. Музыкальная коммуникация: дис. ... д-ра искусств. М., 1995.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

3. КаганМ.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988. С. 187—189.

4. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988.

5. Ухтомский А.А. Интуиция совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996.

References

1. Yakupov A.M. Musical communication: synopsis of the thesis ... PhD (art). Moskow, 1995.

2. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [An esthetics of verbal creativity]. Moskow, 1979.

3. Kagan M.S. Mir obschenija. Problema mezhsubjektnykh otnoshenij [World of communication. Problem of the intersubject relations]. Moskow, 1988.

4. Kuchinsky G.M. Psikhologiya vnutrennego dialoga [Psychology of internal dialogue]. Minsk, 1988.

5. Ukhtomsky A.A. Intuitsiya sovesti. Pisma. Zapisnye knizhki. Zametki na polyakh [Conscience intuition. Letters. Notebooks. Marginal notes]. Saint Petersburg, 1996.

УДК 78.072.2 Н.В. ДУДА

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ СОЛЬНЫХ ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ АНГЛИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА1

Дуда Наталья Викторовна, аспирант кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (Ростов-на-Дону, Буденновский пр-т, 23), hp1659@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы анализа взаимоотношений поэтического слова и музыки, освещаются основные направления исследований английской сольной песни периода раннего и среднего барокко, упоминаются имена ключевых композиторов и поэтов, существенно повлиявших на развитие данного жанра.

Ключевые слова: сольная светская песня, ария, поэты-кавалеры, Генри Лоз, Николас Ланье, Джон Уилсон.

1 Публикация подготовлена в рамках поддерживаемого РГНФ научного проекта № 15-04-00051 «Светское и духовное творчество Генри Перселла в музыкальной культуре Англии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.