В. С. Бочаров
ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО АНДЕГРАУНДА*
V.S. Bocharov Features of the Soviet literary underground
Под андеграундом (также известным как «другое искусство», «альтернативное искусство», «нонконформистское искусство», «подпольное искусство», «неофициальное искусство») советского периода в наиболее общем смысле можно понимать представителей различных художественных течений в искусстве СССР 1950-1980-х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни. Однако зачатки того, что впоследствии назовут андеграундом, можно обнаружить уже в 30-40-е годы, а с 1950-х годов он стал уже самодостаточным явлением в советской культуре.
Советский андеграунд, как и его вариант на Западе, возникший несколько ранее, стал эстетической реакцией на господствующие художественные направления в искусстве. Но если на Западе андеграунд был добровольной попыткой ухода от коммерческого мейнстрима в область независимого экспериментального творчества, то в Советском Союзе неприятие единственного одобряемого властями стиля - со-
* Бочаров В. С. Особенности советского литературного андеграунда // Челябинский гуманитарий. - Челябинск, 2017. - № 1(38). - С. 28-33.
Особенности советского литературного андеграунда
циалистического реализма - смыкалось с появлением социального протеста у некоторой части деятелей искусства, что придавало культуре андеграунда оттенок политической оппозиционности. Западный андеграунд, возникнув изначально как направление в американском киноискусстве, позже распространился и на другие жанры. Причем схожие культурные явления наблюдались почти одновременно и в других странах западного мира.
Художественная оппозиция Запада в своей основе имела открытый характер, поскольку находилась в условиях либеральной политики государства. Что касается советского варианта андеграунда, то здесь ввиду существенного ограничения творческой свободы через идеологию, деятельность большинства участников действительно становилась подпольной со всеми присущими этому элементами (вынужденное сокрытие созданных произведений, особые условия допуска к личному знакомству, четкое разделение на «свой» - «чужой» и др.). Одним из выходов для попавших под давление системы становилась так называемая «геттоизация» (от «гетто»), которая была связана с формированием для инокультурной группы особой «своей» территории.
На представителей андеграунда постоянно осуществлялось давление «сверху» и не только посредством прямых действий, к примеру, тюремных заключений, ссылок, показательных процессов, но и путем активного использования властью механизма стигматизации, в данном контексте социокультурной. Стигматизация в этом контексте означает определение социального статуса группы на основе тех или иных ее отклонений от принятых в данной социальной общности норм.
Через средства периодической печати (в виде разоблачительных публикаций) деятелям андеграунда присваивался статус «маргиналов», живущих вне закона государства, неблагонадежных, едва ли не «прокаженных». Это влияло не только на возможность публиковаться или еще каким-то способом знакомить аудиторию со своими трудами, но и затрудняло жизнь на бытовом уровне, например в таких вопросах, как трудоустройство. Ввиду нелегального существования неофициальное искусство в СССР тесно смыкалось с неформальными молодежными движениями (например, московскими концептуалистами, хиппи, митьками, рокерами и т.д.). «Лианозовская» или «барач-
В.С. Бочаров
ная» школа (группа поэтов и художников андеграунда), такие авторы, как И. Холин, Е. Кропивницкий, Г. Сапгир) сознательно в своем литературном творчестве занимались демифологизацией советской действительности, отражая темную, неприглядную сторону советского быта.
Однако не все действия участников «подпольных» объединений носили протестный характер и были направлены в сторону вызова «системе». В герметичной литературно-художественной среде андеграунд мог существовать вне политики, в отсутствие активной гражданской позиции сосредоточившись на работе прежде всего «для себя» и близкого круга посвященных, обитая в своем собственном мире, со своими ценностями. Примерами таких авторов могут служить Павел Улитин, Леон Богданов, Евгений Харитонов, Борис Кудряков. Сходные своим радикальным подходом к форме художественного текста, приведенные авторы сочетали в своих произведениях сразу несколько значительных линий русской прозы XX в. вкупе с модернистскими традициями Джойса, Пруста и Беккета в мировой литературе.
Со временем андеграунд, несмотря на получение его деятелями ранее неосуществимой возможности свободной реализации творческих замыслов, не исчез как культурный феномен. Условия нового времени лишили его ряда негативных черт, которые остались в советском прошлом, отчего на сегодняшний день андеграунд приобрел особый элитарный характер, при этом оставшись площадкой для самых смелых экспериментов в сфере искусства.
Фетисова Т.А.