ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 329.3:28 (430) ХДC «1945/1952»
В.К. Гуськов
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Б.В. Петелин
В РЯДАХ «СТРОИТЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗМА»: ПЕРСПЕКТИВЫ ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ В 1945 - 1950 ГОДАХ
Данная статья посвящена истории становления и роли Христианско-демократического союза в социально-политическом развитии Восточной Германии в 1945 - 1950 гг. Политика советского руководства строить новое немецкое государство по социалистическому образцу поддерживалась не только коммунистами и социал-демократами, но и представителями других партий. Христианские демократы, несмотря на свою буржуазную сущность, разделяли эти идеи, которые во многом совпадали с «христианским социализмом», и стремились также войти в круг творцов новой Германии.
Христианство, демократия, политика, Христианско-демократический союз (ХДС), советская оккупационная зона, репрессии, строительство социализма.
This article is devoted to the problem of formation and the role of the Christian Democratic union in socio-political development of Eastern Germany in 1945 - 1950. The policy of the Soviet leadership to build a new German state in a socialist way was supported not only by the communists and social democrats, but out also by the representatives of other parties. However the Christian democrats accepted these ideas, which were rather close to the “Christian socialism” and wanted to join the creators of new Germany.
Christianity, democracy, policy, Christian Democratic union, Soviet occupation zone, repression, building of socialism.
Как известно, 6 июня 1945 г. на территории Восточной Германии была создана Советская военная администрация (СВАГ) [1, с. 65]. Одним из первых приказов СВАГ было разрешение деятельности политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, а также демократических органов самоуправления (Приказ № 2) [1, с. 68]. Предпочтение отдавалось Коммунистической партии Германии (КПГ) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ). ХДС и Либерально-демократическая партия (ЛДП) изначально были поставлены в неравные условия по сравнению с другими партиями. Левые партии уже на начальном этапе не избежали раскола на западные и восточные организации (объединение КПГ и СДПГ в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ) в апреле 1946 г. в советской оккупационной зоне принципиально ничего не изменило). Тем самым КПГ и СДПГ не стали той политической структурой, вокруг которой могла бы формироваться государственность будущей единой Германии [3, с. 50].
Эту миссию мог бы взять на себя Христианско-демократический союз как межконфессиональная партия, объединившая в себе католиков и протестантов на западе и востоке Германии. В 1945 - 1952 гг. ХДС был одним из факторов внутренних перемен в восточной и западной оккупационных зонах. На это указывали в своих работах такие российские историки, как А.Ю. Ватлин, А.И. Патрушев, Б.В. Петелин, А.М. Филитов и др.
ХДС был третьей партией, зарегистрированной 26 июня 1945 г. в советской оккупационной зоне Германии как самостоятельная, христианская, общегерманская партия. 14 июля 1945 г. с разрешения
оккупационной администрации в Берлине был создан блок четырех партий: КПГ, СДПГ, ХДС и ЛДПГ. В программном заявлении, которое от ХДС подписали Андреас Гермес и Якоб Кайзер, говорилось об очищении Германии от пережитков гитлеризма и перестройки страны на антифашистско-демократических основах. Создатели ХДС в Берлине рассчитывали на общее руководство в партии. Именно здесь она была названа как «Христианско-демократический союз» (“CDUD”)1 [11, с. 35 - 36].
Христианско-демократический союз можно считать преемником католической партии Центра, созданной еще в 1870 г. в южно-германских землях. Однако само понятие «христианская демократия» появилось несколько позже, в опубликованной в 1901 г. энциклике римского Папы Льва XIII “Graves de communi”.
Система политических ценностей христианских демократов базировалась на таких понятиях, как «свобода», «справедливость», «солидарность». Исходным пунктом христианско-демократического понимания свободы стало представление о естественных, данных Богом, правах каждого человека. Основной идеологический упор основатели новой партии делали на возрождении забытых немецким народом христианских ценностей. Главным политическим лозунгом ХДС стала идея христианского социализма, выдвинутая одним из председателей партии -Я. Кайзером. Христианский социализм рассматри-
1 Создатели посчитали, что термин «союз» в названии предпочтительней, чем «партия»: «Христианско-демократический союз Германии». Это должно было означать, что партия создается для всей Германии [11, с. 35 - 36].
вался как третий путь между капитализмом и советским социализмом, а ХДС как народная христианская партия становился его носителем в противовес КПГ и социал-демократам, которые следовали марксистской доктрине.
Эти программные положения ХДС нашли свое отражение в документе «Социализм из христианской ответственности». В нем, в частности, подчеркивалось, что партия отвергает социализм в марксистском понимании и отрицает «революционный путь классовой борьбы и диктатуры как средство достижения социализма» [13, с. 63]. Тем самым ХДС отмежевывался от научного социализма. Под «социализмом» ХДС понимает «борьбу, которую ведет рабочий класс за признание человеческого достоинства и полного равноправия». Кроме того, в этом документе ХДС указывал и цель своего социализма: это «... развертывание насколько возможно независимого существования во всех областях социального строительства, а также внутри самого рабочего класса» [13, с. 63]. Таким образом, советские оккупационные власти, как это ни парадоксально, в лице буржуазной, оппозиционной партии получили своеобразную поддержку и даже относительного союзника в деле создания немецкого социалистического государства.
Обращаясь к становлению Христианско-демократического союза в Восточной Германии, необходимо учитывать, на наш взгляд, следующие обстоятельства. В условиях советской оккупации Восточной Германии ХДС создавался при активном участии СВАГ. Немецкий исследователь Франк Беш отмечал: «ХДС был дитем оккупационного времени. Без послевоенной специфики создание и организационное развитие такой межконфессиональной партии, как ХДС, было бы невозможным [8, с. 51]. Политическим центром новой партии стал Берлин, что до определенного момента признавалось и христианскими союзами в западных оккупационных зонах.
Наряду с этим, несмотря на некоторую идейную солидаризацию с советским режимом, социализм христианских демократов имел свою трактовку и не был калькой с советского социализма. Однако цели и задачи у ХДС и советской оккупационной администрации были в целом схожи: построить новое справедливое государство, создать свободное немецкое общество. Вместе с тем различия взглядов на одну проблему неизбежно вели к конфронтации между ХДС и СВАГ. Позиция СВАГ по отношению к христианским демократам была определена следующим образом: «. превратить Христианско-демократический союз советской зоны оккупации Германии в такую партию, которая прочно шла бы в блоке с другими партиями, прежде всего с СДПГ, по принципиальным вопросам строительства демократии в нашей зоне оккупации и во всей Германии, выступала бы за необходимость тесного экономического и политического сотрудничества со странами новой демократии и с Советским союзом, а позднее и за политическую и экономическую ориентировку Германии на Советский союз, а также и такую партию, которая могла бы повлиять в нужном нам направлении на ХДС / ХСС западных зон, а в случае необходимости могла бы противостоять таким партиям» [3, с. 109].
Согласно установленному правилу, политические решения в партийном блоке, созданном СВАГ, могли приниматься только на единогласной межпартийной основе. Поэтому какое-либо коалиционное образование против интересов КПГ, а позднее СЕПГ с самого начала было исключено [4, с. 217]. Однако идиллия «единства» вскоре переросла в клубок противоречий. Поводом к этому стала земельная реформа, проводимая СВАГ. Инициатором конфликтной ситуации стали христианские демократы, которые требовали большей справедливости и равноправия в этом процессе. Деятельность партии не укладывалась в общие рамки политики оккупационных властей и становилась постоянным очагом напряжения в Восточной Германии. В качестве примера, отражающего результаты этого противостояния, можно привести выдержку из отчета начальника Управления пропаганды СВАГ полковника С.И. Тюльпанова на заседании комиссии ЦК ВКП(б) по проверке состояния работы Управления пропаганды СВАГ: «Мы прекрасно понимаем, что политическую комбинацию враждебных классов не повернешь и что эту партию просоветской не сделаешь. Но лишить ее возможности антисоветских выступлений, двусмысленных выступлений, усилить демократические элементы в этой партии, которая очень разношерстна -эту задачу мы ставим. Поэтому, когда эта партия стала явной угрозой и. синонимом всех реакционных элементов, мы приняли эту комбинацию со смещением Гермеса [первый председатель ХДС] и привлечением Кайзера» [10, с. 193].
В 1946 - 1948 гг. развитие Христианско-демократического союза в советской зоне оккупации (СЗО) определялось в целом новыми председателями ХДС Я. Кайзером и Э. Леммером. Особой активностью отличался Кайзер, последовательный сторонник христианского социализма и идейный противник К. Аденауэра [председатель западно-германского ХДС]. Популярность Кайзера объяснялась его близостью к профсоюзному и рабочему движению, а также его антифашистской деятельностью в годы войны. На муниципальных выборах в сентябре 1946 г. и на выборах в ландтаг и рейхстаг 20 октября 1946 г. ХДС в целом набрал четверть всех голосов. Успех ХДС по сравнению с СЕПГ был очевиден. К концу 1947 г. количество членов ХДС достигло 218 000. Это был наивысший период развития в истории восточногерманского ХДС [14].
В западной историографии по этому поводу имеются различные точки зрения. Например, немецкий историк Г. Каак считал, что Я. Кайзер стремился создать некий симбиоз консервативного христианства и социализма [12, с. 171]. По мнению Р. Спенсера, Я. Кайзер, хотел устранить проблему выбора между Западом и Востоком [9, с. 44].
Во второй половине 1947 г. руководством СВАГ была организована прямая акция по дискредитации Кайзера и снятию его с поста председателя ХДС. Для большей убедительности Управлением пропаганды СВАГ был озвучен лозунг «Кайзер - враг единства Германии» [5, с. 550].
Последней каплей, переполнившей «чашу терпения» СВАГ, стало выступление Кайзера на заседании руководства ХДС в Берлине 11 декабря 1947 г. На
нем Кайзер решительно выступил против Немецкого конгресса и участия в нем представителей ХДС. Однако единогласной поддержки он не получил. Более того, с критикой позиции Кайзера выступил другой член руководства союза Отто Нушке и предложил ему уйти в отставку. Инициатива Нушке была поддержана всеми председателями земельных правлений ХДС. Однако Кайзер не смирился с решением правления, написанным под диктовку СВАГ, и продолжал и дальше оказывать влияние на деятельность ХДС. Ситуация еще более усложнилась. Стараниями СВАГ в ХДС произошел раскол, сопровождавшийся репрессиями оккупационных властей против некоторых членов партии. Кайзер вынужден был уехать в Западную Германию. Вместе с ним из советской зоны оккупации выехало еще 600 функционеров среднего звена партии.
Таким образом, усилиями советских оккупационных властей Христианско-демократический союз подвергся партийной чистке и был примерно наказан. Теперь ХДС, как оппозиционная партия, должен был отречься от собственной точки зрения на процесс построения немецкого социализма, перестроить свою партийную политику в угоду руководству СВАГ и перестать быть неким инородным телом в общем «политическом организме» Восточной Германии. Для решения этих задач нужен был новый лидер партии. По мнению СВАГ, наиболее подходящей кандидатурой был Отто Нушке.
Сам Нушке, как гибкий политик, с одной стороны, был готов к лояльному восприятию советских стратегических инициатив. Определенную роль в этом сыграли его прагматизм, подразумевавший под собой возможность спокойной работы и дальнейшего существования его партии, а также его русофильская направленность. С другой стороны, Нушке был обеспокоен стремлением СВАГ подвергнуть унификации Христианско-демократический союз как самостоятельную и оппозиционную партию и придать ей статус вассала по отношению к СЕПГ. Он открыто требовал следовать принципам правового государства, свободных выборов, в которых станет возможной легитимная победа гражданских партий, стремился осуществить свою главную политическую цель -объединение Германии. Впоследствии ему, как заместителю премьер-министра правительства ГДР, был подчинен главный отдел по связям с религиозными конфессиями, где он, как мог, пытался смягчить остроту коммунистической церковной политики. Несмотря на это, СВАГ и руководство СЕПГ никогда не сомневались в лояльности Нушке и его политической надежности.
Свою точку зрения по отношению к новому режиму он выражал так: «Для немцев в советской зоне оккупации есть только три возможности: либо Вы кончаете жизнь самоубийством, либо Вы уходите на Запад, либо если Вы не хотите этого, то должны договариваться с властью» [6, с. 44]. Нушке прекрасно понимал, что открытым неприятием новой власти, протестами и сопротивлением проводимой ею политике ничего не добьешься. Ему были чужды непримиримость и прямолинейность предыдущих председателей ХДС Гермеса и Кайзера.
В конце 1947 г. вокруг Нушке сгруппировалась
часть руководства земельных союзов ХДС. Среди них были: Август Бах в Тюрингии, Геральд Геттинг в Саксонии-Ангальт, д-р Рейнгольд Лобеданц в Мекленбурге, пастор Людвиг Кирш в Саксонии, Ганс Пауль Гантер-Гильманс в Бранденбурге и д-р Гер-хардт Десчик в Берлине. Естественно, что такая позиция Нушке была положительно отмечена руководством СВАГ, что не замедлило сказаться на его политической карьере. В сентябре 1948 г. на 3-м съезде ХДС в Эрфурте новым председателем партии был избран Отто Нушке.
При Нушке ускорилась трансформация «Об1-СБИ» от христианского социализма к более приемлемым для СЕПГ идейным установкам. Фактически меняется сама партия. Критические замечания по этому поводу со стороны некоторых членов ХДС попросту игнорировались председателем партии.
В конце ноября 1949 г. Социалистическая единая партия Германии организовала новую чистку в рядах христианских демократов. Хотя официально курс на строительство социализма в ГДР еще не был провозглашен, выбор уже был сделан. Партия ХДС ГДР как кадровая партия должна была превратиться в управляемую и послушную организацию, полностью зависимую от Отто Нушке и Георга Дертингера [7, с. 177]. После отстранения от должности председателя ХДС в Саксонии Г. Хикмана саксонская организация полностью утратила самостоятельность. Кроме того, из партии были также уволены и партийные функционеры среднего звена. На освободившиеся места были назначены «прокоммунистические» члены ХДС. Был усилен контроль и диктат со стороны СЕПГ. Ни один кандидат от ХДС не мог вступить в должность бургомистра, не мог быть избран в районный совет или ландрат без согласия СЕПГ. Кроме того, многие члены партии были поставлены тайной полицией ГДР перед выбором: либо стать осведомителем, либо - арест и тюрьма. Результатом этих мер стало бегство на запад и массовый выход рядовых членов партии из ХДС. За 1949 - 1950 гг. было арестовано по меньшей мере 597 членов ХДС. Многие из них погибли в заключении.
С 1950 г. Христианско-демократический союз почти полностью потерял политическое влияние на руководство страны. У партии оставались еще некоторые важные функции в правительстве ГДР, но большого значения это уже не имело [2].
Таким образом, стремление советского руководства построить новое немецкое государство в своей оккупационной зоне Германии по социалистическому образцу имело поддержку в немецком обществе и отвечало интересам трудящихся слоев. Партийные сателлиты советской стороны (Коммунистическая партия Германии и Социал-демократическая партия Германии, объединившиеся в 1946 г. в СЕПГ), полностью одобряли данную политику. У Христианско-демократического союза на этот процесс был собственный взгляд и своя идея социализма. Но СВАГ могла «предложить» только советский, сталинский социализм. Однако, несмотря на эти различия, в рядах строителей социализма оказались и христианские демократы, включая лидеров.
Приход в 1948 г. к руководству в ХДС Отто Нушке изменил не только стратегию в деятельности
ХДС, но и саму партию. Вместе с тем его партийная гибкость по отношению к СВАГ и СЕПГ привела к окончательной утрате политической самостоятельности ХДС. При нем союз из оппозиционной, кадровой партии, окончательно превратился в политический придаток партийной системы ГДР. Произошла деградация ХДС. Партия, проповедующая идеи христианского социализма, трансформировалась в партию социалистических христиан, и уже в ГДР ХДС, возглавляемый Отто Нушке, под руководством коммунистов «строил социализм на немецкой земле»1 .
В последующие годы, фактически вплоть до конца 80-х гг. XX в., восточно-германский ХДС оставался на этих позициях. Но, как показала практика, соединить вместе марксистскую идеологию с христианством, даже в ограниченном виде, оказалось тщетным. Поэтому в 1989 г. первой партией, покинувшей правящий блок в ГДР, стал Христианско-демократический союз, что способствовало быстрому краху режима СЕПГ.
Литература
1. За антифашистскую демократическую Германию: 1945 - 1949 гг. - М., 1969.
2. История Германской Демократической Республики 1949 - 1979. - М., 1979.
3. СВАГ и религиозные конфессии советской зоны оккупации Германии. 1945 - 1949. - М., 2006.
4. Советская военная администрация в Германии (СВАГ). Управление пропаганды (информации) и С.И. Тюльпанов. 1945 - 1949. - М.; СПб., 2006.
5. СССР и германский вопрос. 1941 - 1949: Документы из Архива внешней политики Российской Федерации: в 3 т. / сост. Г.П. Кынин и Й. Лауфер. - М., 2000 - Т. II: 9 мая 1945 г. - 3 октября 1946 г. - С. 550 - 557.
6. ACDP, Zentralbestand Ost-CDU VII-011-1899. fol.10/11; auch zitiert bei Siegfrid Suckut: Blockpolitik in der SBZ/DDR 1945-1949. Die Sitzungsprotokole des Einheitsfront - Ausschusses. - Koln, 1986.
7. Agethen, M. Georg Dertinger (1902 - 1968) / M. Agethen // Zeitgeschichte in Lebensbildern. - Bd. 11: Aus dem deutschen Katholiyismus des 19. und 20. Jahrhunderts. -Munster, 2004. - S. 177 - 192.
8. Bosh, F. Die Adenauer - CDU: Grundung, Aufstieg und Kriese einer Erfolgspartei 1945 - 1969 / F. Bosh. - Munchen, 2001.
9. Flenby, R. Modern German History, with two additional chapters / ed. by R. Spenser; R. Flenby. - London; N.Y., 1968.
10. Gonze, W. Politiker zwischen Ost und West 19451949 / W. Gonze, J. Kaiser. - Koln, 1985.
11. Grundung und Enwicklung der Perteien in der Sow-jetischen Desatzungszone Duetchlands 1945 - 1949. - Bonn, 1966. - S. 35 - 36.
12. Kaack, G. Geschichte und Struktur des deutschen Parteinsystems / G. Kaack. - Opladen, 1971.
13. Sozialismus aus christlicher Verantwortung // Do-kumente zur parteipolitischen Entwicklung. Bd. 3.
14. Ahnlich auch J.B. Gradl in einem Diskussionsbei-trag bei der ACDP - Tagung „Die CDU in der - SBZ/DDR 1946-1948 am 22/23.11.1982 in Walberg“ ACDPVI-015-021-S. 32F.
УДК 94(470 1/6) «19»
А.Н. Егоров
КАДЕТЫ ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ ЛЕТА 1917 ГОДА*
В статье рассматриваются муниципальные выборы лета 1917 г. в Вологодской губернии и участие в них местных организаций конституционно-демократической партии. Анализируются муниципальная программа вологодских либералов, особенности предвыборной кампании, итоги выборов, первые шаги вновь избранных органов городского самоуправления.
Конституционно-демократическая партия, выборы, политическая борьба, городские думы, муниципальная программа, революция.
The article considers the municipal elections in Vologda province in summer 1917, the participation of local organizations of the Constitutional-Democratic Party in elections. The municipal program of Vologda liberals, the features of the election campaign, election results, and the first steps of newly elected city government are analysed.
The Constitutional-Democratic Party, elections, political battle, town councils, municipal program, revolution.
В начале ХХ века на территории Вологодской губернии активно действовала основная либеральная партия России - конституционно-демократическая
1 Решение II партийной конференции СЕПГ (9 - 12 июля 1952 г.) о переходе к планомерному строительству социализма «нашло радостное понимание» ХДС ГДР, руководство которой безоговорочно признало «ведущую роль СЕПГ как партии рабочего класса», о чем было опубликовано в органе СЕПГ «Neues Deutschland» (Lukas R. Op. cit. - S.133).
(официальное название - Партия Народной Свободы (ПНС)). Важнейшей сферой деятельности кадетов были органы местного самоуправления - земства и городские думы. После Февральской революции в условиях ликвидации старой власти роль городских дум резко возросла - по сути, они превратились в основные центры власти на местах. Параллельно усиливалось и крепло влияние региональных Советов, ставших центром притяжения всех левых партий. Кадеты стремились поднять авторитет город-