Научная статья на тему 'В помощь абитуриентам (Рец. На кн. : Логинова Н. Н. , Пресняков В. Н. Сотова Л. В. География: учеб. Пособие для слушателей фак. Довуз. Подготовки. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2000) '

В помощь абитуриентам (Рец. На кн. : Логинова Н. Н. , Пресняков В. Н. Сотова Л. В. География: учеб. Пособие для слушателей фак. Довуз. Подготовки. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2000) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В помощь абитуриентам (Рец. На кн. : Логинова Н. Н. , Пресняков В. Н. Сотова Л. В. География: учеб. Пособие для слушателей фак. Довуз. Подготовки. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2000) »

ком автономном округе и других регионах. Осуществлены глубокие исследования материалов Центрального государственного архива Республики Мордовия.

Во введении излагаются представления автора об особенностях развития мордовского этноса и характеризуются основные источники исследования. В разделе „Дохристианские религиозные верования и обряды мордвы" с большой научной глубиной описываются верования и обряды, связанные с лесом, землей, водой, ветром, огнем, животным миром, жилищем, небесными телами и явлениями, а также особенности возникновения веры в верховного бога. Таким образом, в этом разделе раскрываются сложные связи мордовского народа с окружающим ландшафтом.

Особенности функционирования мордовского этноса характеризуются в разделах „Магические колдовские обряды" , „Дохристианские религиозные праздники (озкс) мордвы", Значительный интерес для читателя представляет сравнительный анализ религиозных верований и обрядов мордвы и других финно-угорских народов Поволжья (марийцев, удмуртов).

Глубокий исторический анализ большого объема фактического матери-

ала, проведенный Н. Ф. Мокшиным, раскрывает процессы христианизации мордвы, свободомыслие в мордовском фольклоре, особенности функционирования религии в советское время и эт-ноконфессиональные ситуации у мордвы на современном этапе.

Нам представляется важным подчеркнуть один из выводов, изложенный Н. Ф. Мокшиным в заключении: „Осознавая, что мордовское язычество — во многом пройденный этап истории народа и возврат к нему был бы равнозначен возврату к сельской общине как его основной социальной базе, тем не менее было бы недальновидным искусственное торможение инициатив по использованию некоторых сторон в практике обрядовой жизни народа, особенно тех сторон, которые нацелены на воспитание рационального отношения к экологии, чувства коллективизма, этнической солидарности, толерантности, добрососедства, упрочение общественных и семейных традиций, устоев народной жизни...", Исследованные процессы и явления — важнейшие компоненты современного культурного ландшафта Мордовии.

А. А. ЯМАШКИН, доктор географических наук

В ПОМОЩЬ АБИТУРИЕНТАМ

(РЕЦ. НА КН.: ЛОГИНОВА Н. Н., ПРЕСНЯКОВ В. Н., СОТОВА Л. В. ГЕОГРАФИЯ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАК. ДОВУЗ. ПОДГОТОВКИ. — САРАНСК: ИЗД-ВО МОРДОВ. УН-ТА, 2000)

Создание разветвленной системы подготовительных курсов и других форм довузовской подготовки школьников довольно остро поставило вопрос о необходимости учебной литературы для слушателей. К тому же если раньше программы вступительных испытаний

были стандартными, едиными, то в последние годы вузы получили право их модифицировать с учетом своей специфики. Естественно, что средняя школа не может учесть требований всех вузов, в которые собираются поступать ее выпускники. Да и сами средние об-

щеобразовательные школы работают по

разным учебным планам, вариативным

программам и альтернативным учебникам.

Выход видится в создании каждым крупным вузом своих учебно-методических комплектов по отдельным предметам для поступающих с учетом особенностей региональной системы образования и подготовки специалистов в вузе, прежде всего для слушателей курсов. Примером такого рода издания является учебное пособие „География" для слушателей подготовительных курсов, подготовленное кандидатами географических наук, доцентами Мордовского государственного университета Н. Н. Логиновой, В. Н. Пресняковым и преподавателем Л. В. Сотовой. Справедливости ради нужно отметить, что специально для поступающих уже выпущены учебные пособия по географии: Баринов И. И., Дронов В. П., Ром В. А. Готовимся к экзамену по географии. Физическая и экономическая география России. М., 1998; Родионова И. А., Бунакова Т. М. Экономическая география. М., 1998. Пособия с тестами и справочными материалами подготовили С. И. Болысов, Г. И. Глад-кевич, Н. В. Зубаревич, А. С. Фетисов, В. А. Торбанов, В. Г. Глушкова и др. Указанные учебные пособия могут использоваться в учебном процессе на подготовительных курсах. Но нет уверенности, что экзаменаторы будут ориентированы на какие-то из них. А к тому же география — не математика, на многие вопросы однозначных ответов просто нет. Н. Н. Логинова, В. Н. Пресняков и Л. В. Сотова учли и то обстоятельство, что курс географии России изучается в 8 — 9-м классах, к 11-му классу полученные знания и умения оказываются почти полностью забытыми, а география зарубежных стран в отдельных школах вообще не изучается. Поэтому в свое учебное пособие авторы вместили содержание трех школьных курсов (физической, экономической и социальной географии России и мира), которые существенно дополняются и уточняются, и в то же время снимаются противо-

речия, существующие между школьными учебниками и современной географической наукой.

Пособие сосредоточено на основополагающих вопросах отечественной и мировой географии и не столько дает факты (с этим хорошо справляются школьные учебники), сколько объясняет их, основываясь на соответствующей теоретико-методологической базе, устанавливая причинно-следственные связи в обширном материале географии материков и океанов. Содержание пособия достаточно объемно и включает краткое изложение наиболее существенных и важных элементов географического курса: „Земля как планета (литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера)", „Природа России", „Население России", „Народное хозяйство России" , „Экономическое районирование России", а также „География населения мира" и „Политическая карта мира" Кроме того, в учебном пособии содержится достаточно большой массив методического материала, который слушатели могут использовать при повторении в начале изучаемого раздела или после прохождения определенного объема курса. Материал подобран с учетом не только уже сложившихся научных представлений, но и современных направлений развития науки, общества, экономики страны и мира. Собранный в отдельные „специализированные" разделы, он позволяет выделить те из них, которые вызывают наибольшие затруднения при подготовке к вступительным испытаниям на экономические и географические специальности университета. Ценным является включение в учебное пособие типовых планов характеристик объектов природы, хозяйства и территории.

Пособие снабжено словарем, содержащим базовые понятия географической науки. Кроме того, авторы предусмотрели возможность контрольной

проверки знаний с использованием специально подготовленных тестов. Следует отметить их высокий научный и методический уровень и хорошее согласование с требованиями школьной программы по географии, а также то, чтс

тесты полно отражают основное содержание предмета. Задания сбалансированы таким образом, чтобы обеспечить равносложность различных вариантов тестов.

Рецензенты учебного пособия — кандидаты географических наук доценты Н. П. Федорцов, Н. А. Кильдишова и заведующий кабинетом географии РИПКРО А. Г. Кочетова — высоко оценили научно-теоретический и методический уровень учебного пособия. Они также отмечают доступность изложения материала и согласованность со школьной учебной программой.

В то же время следует указать на неполное использование в учебном пособии межпредметных связей при раскрытии отдельных тем — с историей, физикой, химией, биологией. Особенно это необходимо для понимания принципов основных производственных процессов в электроэнергетике, черной металлургии, химической промышленно-

сти и животноводстве. Дело в том, что

абитуриенты часто затрудняются реально представить принципы размещения предприятий соответствующих отраслей народного хозяйства. К тому же в программах содержится указание на установление межпредметных связей.

Несмотря на это, учебное пособие Н. Н. Логиновой, В. Н. Преснякова, Л. В. Сотовой будет весьма полезно не только для слушателей подготовительных курсов, но и для абитуриентов, закончивших школу несколько лет назад. Пособие, несомненно, должно вызвать интерес у школьных учителей географии и преподавателей, занимающихся репетиторской подготовкой к поступлению в вузы. Оно может достаточно эффективно использоваться в качестве учебного пособия для студентов негеографических факультетов при изучении предметов географического цикла.

М. И. ЛОМШИН, доктор педагогических наук,

Н. А. КИЛЬДИШОВА, кандидат географических наук

АНАЛИЗ ОБРАЩАЕМОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ВНЕ ПРЕДЕЛОВ ТЕРРИТОРИИ СТРАХОВАНИЯ В 1999 ГОДУ

С. Е. КАЛЕНОВ, Федеральный фонд ОМС, Ю. И. МАШКОВ, Территориальный фонд ОМС

Республики Мордовии

Обязательное медицинское страхование является составной частью социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств системы обязательного медицинского страхования. Права граждан в этой области определены ст. 6 Закона Российской

Федерации „О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Получение медицинской помощи на всей территории страны, в том числе за пределами постоянного места жительства, является одним из прав, гарантированных гражданам.

В 1999 году 2 857 граждан, застрахованных в Республике Мордовия, получили медицинскую помощь за пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.