УДК 821.161.1 (470)(091) ББК Ш33(235.55)5
В поисках региональной идентичности: особенности и тенденции развития уральской агиографической литературы XVI-XVII веков
История литературы Урала. Конец Х1У-ХУШ в. / глав. ред. В. В. Блажес, Е. К. Созина. М.: Языки славянских культур, 2012. — 608 с.: с ил.
Е. Ю. Шер
Екатеринбург, Россия
Аннотация. В рецензии рассмотрен раздел первого тома фундаментальной истории Урала, посвященный уральской агиографии XVI-XVII веков, охарактеризованы основные особенности и тенденции развития агиографической литературы Урала данного периода.
Ключевые слова: Урал, региональная литература, агиография, житие, повесть.
Е. YU. SHER. In search of a regional identity: features and tendencies of development of the ural hagiofraphic literature of XVI-XVII centuries
Abstract. The review examined a section of the first volume of the fundamental history of the Urals, dedicated to the Ural hagiography of the XVI-XVII centuries, the main features and trends of development of hagiographic literature Ural this period.
Keywords: the Urals, regional literature, hagiography.
В 2012 году Институт истории и археологии УрО РАН представил вниманию читателей коллективное издание «История литературы Урала. Конец Х1У ХУШ в.», выпущенное под патронажем Уральского федерального университета (глав. ред. докт. филол. наук В. В. Блажес, докт. филол. наук Е. К. Созина). В 2013 году на это исследование уже была дана основательная рецензия докт. филол. наук Т. А. Ложковой. Рецензент вслед за авторами коллективного труда особо акцентирует внимание на важности изучения региональных литератур как для развития собственного «самосознания» края, так и для научного постижения закономерностей развития всей отечественной словесности. Т. А. Ложкова последовательно характеризует основные разделы уникального по своему содержанию издания, воссоздающего целостную полномасштабную картину исторического развития литературы Урала с конца XIV по XVIII век в единстве ее национального и художественного многообразия, прослеживает, как в процессе территориального и духовного самоопределения Урало-Сибирских земель формируется особая региональная общность, складывается специфическая литературная традиция.
Проблема культурной идентичности в современном обществе мультиэтнической России представляется нам принципиально важной, поскольку является тем базисом, на основе которого только и возможна национальная идентификация народа в целом и каждого человека в отдельности. В связи с этим особо актуально звучит вопрос формирования региональной культуры и региональной идентичности, поднятый авторами коллективного труда. Авторы тома показывают, что, хотя культурное освоение переселенцами Урала началось с конца Х1У-ХУ вв., именно ХУ1ХУП вв. обретают ведущее значение в развитии национального и регионального самосознания региона. А поскольку важнейшим механизмом трансляции духовных ценностей и знаний в этот период была церковь, то именно монастыри и храмы в условиях обретения территориями нового статуса становились не только хранителями книжных и художественных богатств, но и включались в востребованный
исторической ситуацией просветительский дискурс. Так, «духовное» начало, присущее всей литературе Древней Руси, проявляется как магистральный вектор развития русской уральской литературы ХУ1-ХУП вв.
Признавая ценность и точность наблюдений, сделанных Т. А. Ложковой, остановимся более подробно на главе, посвященной агиографическим памятникам русской литературы Урала ХУ1-ХУП вв. (авторы чл.-корр. РАН Е. К. Ромодановская, докт. филол. наук Л. С. Соболева, канд. ист. наук, прот. П. И. Мангилев).
Данная глава освещает лишь небольшую часть духовно-культурного пространства, подробно и основательно воссозданного коллективом авторов и получившего общее название «Русская книжно-рукописная традиция на Урале в ХУ1-ХУП вв.». Вместе с тем именно тексты религиозного характера в наибольшей степени призваны укреплять нравственные основы христианской жизни быстро растущего региона, а потому нам представляется несомненной познавательная и научная значимость подобного исследования. Одновременно вынесение массива агиографических памятников за пределы «тесных» рамок библиотек и книжных собраний позволяет структурировать материал по жан-рово-родовому принципу, что, в свою очередь, делает возможным рассмотрение агиографических нарративов разнообразных тематических и жанровых направлений в едином контексте. Так, вычленяя из православной логосферы те памятники, которые стали или могли стать фактом местной литературной жизни, авторы акцентируют свое внимание на двух основных литературных традициях. Это тексты, связанные с почитанием уральских святых: Житие Трифона Вятского (автор докт. филол. наук Л. С. Соболева), Житие Симеона Верхотурского (автор чл.-корр. РАН Е. К. Ромодановская), Житие Космы Верхотурского, «Известие» и вирши об основании Далматовского монастыря, икона-эпитафия «На смерть игумении Таисии» (автор канд. ист. наук, прот. П. И. Мангилев) — и повести о явленных иконах: «Сказание об иконе Богоматери Тихвинской в Чердын-ском уезде» и «Сказание об иконе Успения Богоматери в Обвинском Верх-Язвенском монастыре Соликамского уезда» и др. (авторы чл.-корр. РАН Е. К. Ромодановская, канд. ист. наук, прот. П. И. Мангилев).
Уральские агиографические памятники рассматриваются с опорой на уже существующие в древнерусской
литературе канонические предписания. Такой подход позволяет, с одной стороны, вписать уральскую ветвь житийной литературы в рамки всего русского историко-литературного процесса, а с другой — выделить те специфические черты в изображении мира и человека, наличие которых обусловливалось региональным хронотопом. Особо хочется отметить тщательный, скрупулезный анализ текстов житийной литературы, стремление соотнести их с общерусской традицией, что позволяет исследователям подчеркнуть своеобразие поэтики агиографических памятников, обусловленное в первую очередь условиями бытования текстов.
Авторы главы убедительно показывают, как православная семантика (воплощенная в системе местных сакральных локусов и культов святых) формирует идентичность региона. Способствуя сохранению культурной памяти, утверждая миф о божественной предопределенности освоения новых земель, усиливая привязку человека к своему региону, давая ему надежду на защиту в лице местных («своих») святых от различных жизненных напастей, уральская агиография начинает играть ведущую роль в процессе обретения территориального «самосознания». И вместе с тем предпринятое коллективом авторов исследование памятников уральской литературы, выполняющих агиографическую задачу, позволяет углубить наше представление о жанровых процессах в литературе всей Древней Руси.
Таким образом, материал, представленный в 4 главе III части фундаментальной истории литературы Урала, может оказаться полезен не только специалистам узко филологической направленности, но и более широкому кругу читателей, интересующихся историей родного края. Немаловажную роль может он сыграть и в формировании региональной и национально-государственной идентичности у современного школьника, что является приоритетной задачей цикла гуманитарных дисциплин, напрямую связанной с воспитанием патриотизма.
ЛИТЕРАТУРА
История литературы Урала. Конец Х1У-ХУШ в. / глав. ред. В. В. Блажес, Е. К. Созина. — М.: Языки славянских культур, 2012. — 608 с.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Шер Елена Юрьевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Уральского государственного педагогического университета.
Адрес: 620017, г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26 Эл. почта: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Sher Elena Yurievna is a Candidate of Philology, Assistant Professor of Russian and Foreign Literature Department of the Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).