Научная статья на тему 'В поисках новых смыслов [Рец. На:] И. И. Евлампиев. Неискаженное христианство и его первоисточники (Соловьёвские исследования. 2016. Вып. 4 (52); 2017. Вып. 4 (56))'

В поисках новых смыслов [Рец. На:] И. И. Евлампиев. Неискаженное христианство и его первоисточники (Соловьёвские исследования. 2016. Вып. 4 (52); 2017. Вып. 4 (56)) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В поисках новых смыслов [Рец. На:] И. И. Евлампиев. Неискаженное христианство и его первоисточники (Соловьёвские исследования. 2016. Вып. 4 (52); 2017. Вып. 4 (56))»

УДК 14:27 ББК 86.37:87.3

В ПОИСКАХ НОВЫХ СМЫСЛОВ [РЕЦ. НА:] И.И. Евлампиев. Неискаженное христианство и его первоисточники (Соловьёвские исследования. 2016. Вып. 4 (52);

2017. Вып. 4 (56))

К.Л. ЕРОФЕЕВА

Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина ул. Рабфаковская, д. 34, г. Иваново, 153003, Российская Федерация E-mail: xenia.erofeeva@mail.ru

IN SEARCH OF NEW MEANINGS Review of I.I. Evlampiev's «Undistorted christianity and its sources» (Solovyov studies. 2016. Issue 4 (52); 2017. Issue 4 (56))

K.L. EROFEEVA

Ivanovo State Power Engineering University 34, Rabfakovskaya Str., Ivnaovo, 153003, Russian Federation E-mail: xenia.erofeeva@mail.ru

«Всякая жизненная истина, долженствующая служить руководством поведения людей, если и проявляется в сознании святых людей сразу, во всей полноте своей, в большинстве людей проявляется медленно, постепенно, незаметно, порывами, иногда как будто совершенно скрываясь и вновь проявляясь новыми усилиями, подобными потугам родов. Так было, так и теперь еще происходит с христианством».

Л.Н. Толстой «Круг чтения»

Представляется, что монография И.И. Евлампиева «Неискаженное христианство и его первоисточники»1 - явление глубоко закономерное в отечественной научной жизни. Именно сейчас, когда российское общественное сознание в самых разных своих формах настойчиво ищет собственные пути к вере, ученые-гуманитарии должны были сказать (и еще, без сомнения, неоднократно скажут) свое слово. О соотношении ортодоксальной церковной доктрины и духа подлинного христианского учения спорят почти так же долго, как существует само христианство. Нередко эти споры стоили жизни и свободы «еретикам», но страстное стремление постичь подлинное учение Христа и очистить его от последующих искажений вело все новые поколения смельчаков по этому опасному пути. И сегодня, хотя еретиков уже не сжигают, тема, которую разрабатывает И.И. Евлампиев, остается небезопасной для исследователя.

1 См.: Соловьевские исследования. Вып. 4 (52), 2016. Вып. 4 (56), 2017.

192

Соловьёвские исследования. Выпуск 2(57) 2018

Как известно, находки Мертвого моря (Кумранские рукописи2), сделанные в 40-50-х годах прошлого века, дали новый импульс исследованиям апокрифической христианской литературы. (На западе эти исследования породили такие явления массовой культуры, как роман Д. Брауна «Код да Винчи», роман Г. Голда «Тайна кода да Винчи» и др.)3 Некоторые западные источники И.И. Евлампиев в какой-то степени использовал и упоминает. Однако - и в этом, думается, одно из главных достоинств работы Игоря Ивановича - основное содержание монографии составляет собственный, оригинальный, зачастую спорный текстологический анализ самих источников: в основном Апокрифа Иоанна и Евангелия от Филиппа. С интересом читая монографию, зная ее автора не только по публикациям, но и непосредственно, по выступлениям на конференциях и в Соловьевском семинаре (в Иванове), я вижу в нем страстного полемиста, берущегося в своих исследованиях лишь за те вопросы, которые его живо волнуют. Порой эта страстность приводит к чересчур категоричным суждениям и выводам. Таким, например, мне кажется итоговый вывод о том, что все богатство европейской философии обеспечивалось тем, что в ней «продолжало жить подлинное христианство» .

Но большинство идей и выводов монографии хочется принять и поддержать. К таковым относится, прежде всего, тема Марии Магдалины. Если западные авторы видят во взаимоотношениях Христа и Магдалины повод для произвольных измышлений, зачастую поверхностных и не существенных, то И.И. Евлампиев добросовестно и подробно анализирует те фрагменты источников, которые касаются сути вопроса о роли Марии Магдалины в распространении христианства. Поэтому его выводы о том, что эта роль была первостепенной, выглядят весьма убедительно.

Действительно, современному вдумчивому исследователю христианства, как и простому верующему, если он сознательно не отказывается от размышлений на подобные темы, очевидна одна странность. По своей сути христианское учение гораздо ближе и понятнее для женского сознания и душевного склада. Главные его принципы - любовь, милосердие, отказ от формализма в вопросах веры - значительно проще и органичнее для усвоения женщиной. То, что для мужчин выглядит как парадокс (требование прощать врагов, отказаться от насилия), для большинства женщин является жизненным принципом, зачастую даже не осознанным, не подверженным рефлексии. Между тем как западная (католическая), так и восточная (православная) церковь в своей доктрине и

2 Переводы этих рукописей публиковались с 1955 года издательством «Discoveries in the Judaean Desert». В настоящее время опубликовано около 40 томов (см: https://dikc.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/153782#.D0.9F.D1.83.D0.B1.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.8 6.D0.B8.D1.8F_.D1.82.D0.B5.D0.BA.D1.81. Дата обращения: 11.03.2018.

3 См.: Браун Д. Код да Винчи / пер. с англ. Н. Рейн. М.: АСТ, 2004; Голд Г. Тайна кода да Винчи / пер. с англ. Е. Измайлов. СПб.: Изд. дом «Нева», 2005.

4 Евлампиев И.И. Неискаженное христианство и его первоисточники // Соловьевские исследования. Вып. 56, с.187.

практике многие века подвергали женщину явной дискриминации. Ей запрещалось принимать сан священника, ее поведение в храмах регламентировалось многочисленными «частными» запретами. Такое положение сохраняется даже сейчас, когда светская мораль и социальная жизнь, казалось бы, требуют пересмотра этой тенденции. Поэтому представляется, что работы, подобные монографии Евлампиева, могли бы принести пользу и самой церкви. Они способствуют тому, чтобы ее представители учитывали духовные поиски той части верующих или стремящихся обрести веру, которая способна критически мыслить, анализировать, сомневаться.

Разумеется, анализ апокрифических текстов с научной точки зрения - задача почти невыполнимая. Кроме трудностей, связанных с неполнотой корпуса таких книг, с утратой контекста, есть много трудностей внутри каждого документа. Это и неточности, накопившиеся в результате переводов, и лакуны из-за повреждения временем. ... Таким образом, субъективизм любого автора, который занимается подобной тематикой, неизбежно оказывается «помножен» на объективный дефицит достоверной информации. Поэтому любое изыскание, подобное тому, которое предпринял автор, уязвимо для критики и полемично. Мне не хотелось бы вносить в эту полемику свою лепту. Во-первых, я не являюсь специалистом ни по рукописям Красного моря, ни по богословским вопросам вообще. Во-вторых, и для меня это значительно важнее, ценность работы Евлампиева мне видится не в степени адекватности его интерпретаций тех или иных фрагментов апокрифических христианских текстов, а совершенно в ином.

В современной культурной ситуации он не только демонстрирует сам, но и актуализирует и инициирует духовный поиск тех, кого волнует эта тема. Этот поиск может принимать форму герменевтических «раскопок» старых и новых смыслов в богословских сочинениях. Он может проявляться в стремлении перечитать Евангелие и другие священные тексты. Наконец, возможно, кого-то монография побудит обратиться к рассуждениям о религии с позиций атеизма -сочинениям Л. Фейербаха, Ф. Ницше, З. Фрейда и др. В любом случае работа Евлампиева может способствовать духовному самоопределению личности. Она написана не отстраненным исследователем, пытающимся с помощью холодного ratio открыть в христианском учении некую объективную истину. В ней в лучших традициях отечественной философской мысли бьется живое сердце автора, стремящегося убедить читателя, «заразить» своей верой в правильность собственной интерпретации.

У меня нет сомнений в том, что монография И.И. Евлампиева найдет заинтересованный отклик у думающих молодых читателей. И это будет еще одним подтверждением, что цивилизация, которую часто именуют постхристианской, продолжает питать живой интерес к учению Христа и находить в нем необходимую духовную пищу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.