На Таймыре умеют организовывать праздники с размахом и неподдельной искренностью всех участников. Так было и на этот раз. С раннего утра красиво украшенный посёлок был наполнен музыкой и старательными приготовлениями к приёму гостей. В чумах и палатках готовили традиционные угощения представители каждого из 10 посёлков муниципального района.
Впервые было представительство диаспор - азербайджанской, калмыкской, хакас-
ской, таджикской, украинской - и русского подворья.
Был показан прекрасный многочасовой концерт, в котором участвовали представители коренных народов Таймыра и от каждой диаспоры. Их яркие самобытные национальные одежды подчёркивали особенности их национальных культур.
Концерт и весь праздник показал, что жить и праздновать вместе могут все народы - и России, и соседних государств.
1B1
С.М. Виноградова, Д.А. Рущин
V МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ГЛОБАЛЬНОЕ, РЕГИОНАЛЬНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ - PMF-2016»
Санкт-Петербург, 20-23 июля 2016 г.
© Виноградова Светлана Михайловна - доктор политических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Рущин Дмитрий Александрович - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
20-23 июля 2016 года в Смольнинском кампусе Санкт-Петербургского государственного университета состоялся V международный форум «Политический маркетинг в меняющемся мире: глобальное, региональное и национальное измерение». Председателем форума была профессор СПбГУ Светлана Виноградова. Членами оргкомитета: профессор СПбГУ, координатор международных связей по направлениям международные отношения, политология, социология и экономика Константин Панцерев, доцент СПбГУ, председатель Экспертного совета Международного общественного движения «Гражданский Мир» Дмитрий Рущин, профессор СПбГУ, эксперт по публичной дипломатии США Наталья Цветкова.
Участниками форума стали представители Италии, Китая, Латвии, Польши, России, США, Турции, ФРГ, Швеции, Эстонии и других стран - в общей сложности 55 человек. Они выступали на пленарном заседании и трех секциях: «Политические кампании и избирательные технологии в мировой практике» (модераторы - профессор СПбГУ Наталья Цветкова и известный исследователь из Университета Упсалы, Швеция, доцент Грегори Саймонс); «Информация, пропаганда и публичная дипломатия: мягкая сила или политический инструмент?» (модераторы - профессор Дипломатической академии МИД РФ Евгений Пашенцев и профессор
СПбГУ Константин Панцерев); «Социальное и экономическое измерения политического маркетинга» (модератор - профессор СПбГУ Светлана Виноградова).
В качестве ведущего спикера на форум был приглашен крупный специалист в области теории и практики политического маркетинга, профессор Университета Де Пола (Чикаго, США), советник администрации президента Билла Клинтона во время его избирательной кампании 1996 г., редактор профессионального издания «Journal of Political Marketing», автор книг и многочисленных статей по обозначенной проблематике Брюс Ньюман.
По мнению профессора Б. Ньюмана, мир переживает маркетинговую революцию, важнейшим признаком которой является осознание политическими партиями, а также отдельными кандидатами того, что преуспеть в политике невозможно без опоры на маркетинг. Существенные перемены затронули и сами маркетинговые технологии. Сегодня политический маркетинг представляет собой сложную систему: это во-первых, различные интеллектуальные и организационные формы политической коммуникации, обмен и взаимодействие, которые осуществляются на политическом рынке в целях создания и продвижения особого «продук- s та» (имиджа и бренда политических деяте- g лей и партий, а также политических идей и о
о
3 ю О
ценностей и т.д.) в целях удовлетворения запросов потребителей; как междисциплинарная область исследований (теории среднего уровня и прикладные исследования); во-вторых, учебная дисциплина.
В последние годы проблемы политического маркетинга стали предметом углубленного внимания теоретиков и практиков, специализирующихся в области массовой коммуникации и политических технологий. Об этом свидетельствует опыт ежегодного проведения международных форумов, посвященных политическому маркетингу (Political Marketing Forum). На двух первых - они состоялись в 2012 (Чикаго, США) и в 2013 гг. (Будапешт, Венгрия) - тематика выступлений была связана с Россией, а также со странами Восточной Европы и Евразийского региона. Следующая встреча, прошедшая в 2014 г. в Бухаресте (Румыния), была посвящена взаимодействию теории и практики политического маркетинга. Целью четвертого форума 2015 г. (Упсала, Швеция) явилось расширение спектра исследований в сфере политического маркетинга. Перед организаторами и участниками форума стояло несколько взаимосвязанных задач: выявить соотношение старого и нового в современных маркетинговых технологиях, проанализировать модели политического маркетинга, возникшие не только на Западе, но и в других регионах планеты, а значит, освоить новые пространства функционирования этого феномена и рассмотреть перспективы его дальнейшего изучения на академическом уровне. В докладах участников форума в Упсале была представлена развернутая характеристика избирательных кампаний, проходивших в разных странах мира, и выявлены региональные особенности политического маркетинга. Выступавшие раскрыли проблемы взаимодействия «производителей» и «потребителей» политического продукта, а также проследили взаимосвязь политического маркетинга, связей с общественностью, политического менеджмента и «мягкой силы».
Пятый международный форум в Санкт-Петербурге (PMF-16) стал подлинно дискуссионным форумом. С пленарным докладом перед собравшимися выступил профессор Брюс Ньюман. Американский исследователь акцентировал внимание на использовании маркетинговых технологий в президентской кампании 2016 г. в США, а также их влиянии на предвыборные стратегии ведущих кандидатов. Кроме того, он высказал свои предположения о том, как результаты предстоящих выборов могут сказаться на внутренней и внешней политике Соединенных Штатов. По мнению Б. Ньюмана, успех политичес-
кии маркетинга зависит от того, насколько хорошо мы видим будущее: чем дальше мы сможем в него заглянуть, тем лучше оно будет спланировано.
Результатам изучения того, какое влияние американские электоральные модели оказали на политические кампании в Италии, было посвящено глубокое и содержательное выступление Россаны Сампуньяро и Франчески Монтеманьо «Профессионализация политических кампании в Италии: наступает будущее?». Рассматривая изменения в цифровой платформе электоральных практик, итальянские исследователи продемонстрировали взаимосвязь эволюции электронных технологии и совершенствования методов политического консалтинга.
Небезынтересным представляется сравнение «коммуникационного стиля» наиболее популярных политиков Италии и Эстонии в условиях изменения коммуникационнои среды этих стран. Эта тема была развернута в докладе Улле Тодде (Эстония) «Политичес-кии лидер в перспективе развития СМИ: от "старого" к "новому"«.
Политический маркетинг рассматривался участниками форума не только в контексте электоральной проблематики. «Время глобальных информационных войн: что дальше?» - так назывался доклад К. Панце-рева, считающего, что бурное развитие современных политических технологий таит в себе две основные угрозы. Одна связана с природой сетевых медиа, которые, расширяя доступ к информации, одновременно обладают большими ресурсами управления общественным мнением. Другая, обусловлена влиянием западных медиа, часто отражающих позицию внешнеполитических структур своих стран.
В выступлении доцента Г. Саймонса «Некоторые аспекты политического маркетинга в "гуманитарных интервенциях": ситуация в Ливии» были прослежены тенденции в применении политических технологий в ходе «гуманитарных интервенций». Шведский исследователь исходит из того, что указанный тип войн нуждается в солидной информационной поддержке, чтобы «узаконить» правомерность тех или иных действий и доказать, что они нацелены на достижение «блага человечества». В арсенал «гуманитарных интервенций» входят брендинг, связи с общественностью, имиджмейкерство и политический маркетинг, с помощью которых создается эмоциональный фон, способствующий манипуляции массовым сознанием и «вбрасыванию» в него лозунгов «защиты демократии» и «предотвращения возврата диктаторов к власти».
К вопросам связи публичной дипломатии, политического маркетинга и стратегической коммуникации обратились профессор Дипломатической академии МИД РФ Евгений Пашенцев, профессор СПбГУ Наталья Цвет-кова и старший преподаватель СПбГУ Юлия Богуславская. Е. Пашенцев, доклад которого назывался «Стратегическая коммуникация и передовые технологии: новые вызовы и возможности», определил этот вид коммуникации, как процесс продвижения государством жизненно важных ценностей, интересов и целей на отечественном и международном уровне. По словам московского ученого, отличительной чертой стратегической коммуникации служит синхронизация действий участников этого процесса и использование комплекса средств информации и коммуникации. Последнее требует очень внимательного отношения экспертного сообщества, призванного выявить как позитивный, так и негативный потенциал старых и новых медиа.
Н. Цветкова в докладе «Русский мир в американской стратегической коммуникации: борьба за русскоязычную аудиторию» раскрыла механизмы, которые использует публичная дипломатия США для ограничения влияния СМИ России на русскоязычную аудиторию за рубежом. В выступлении Ю. Богуславской «Концепция стратегических коммуникаций в НАТО - "Назад к основам"?» речь шла о том, как НАТО формируют институциональную структуру стратегических коммуникаций и возвращаются к «старым» формам своей деятельности.
Внимание слушателей привлек доклад доцента СПбГУ Константина Голубева «Новостное освещение операции в Сирии 2015 г. на канале Russia Today: "Вежливые люди", а не "Высокая концепция"», в котором были показаны несомненные успехи канала: «Канал "RT" создает пространство для аудитории, желающей услышать альтернативную точку зрения на те, или иные события. Например, в Австрии его зрителями становятся высокообразованные представители среднего класса. Таким образом, "RT" принимает участие в формировании глобальной повестки дня».
Доцент СПбГУ Дмитрий Рущин в своем докладе «Европейский миграционный кризис в российской политической коммуникации и пропаганде» отметил, что в условиях информационной войны с Западом в российских СМИ все чаще используются подходы политической коммуникации и пропаганды. В СМИ подчеркивается, что европейцы опасаются за свою безопасность, европейские лидеры не могут решить проблемы миграции, европейские правящие круги зависимы от США, европейские политики сознательно
искажают информацию о масштабах проблемы. Российские СМИ зачастую фокусируются на заявлениях крайне правых политиков о вопросах миграции, таких, как лидер французской партии Национальный фронт Марин Ле Пен или представители немецкого Союза правых PEDIGA. Ангела Меркель является одной из главных мишеней для критики в российских СМИ. Тема мигрантов также важна в российском внутреннем дискурсе. Она призвана продемонстрировать нестабильность в мире, необходимость поддержки существующего строя в России и опасность стремления к переменам. В то же время против России, подчеркнул исследователь, развернута западная пропагандистская кампания, напоминающая, а иногда и превосходящая стилистику времен «холодной войны».
Большой интерес аудитории вызвали гендерные аспекты современной политики. Участница конференции, доцент СПбГУ Елена Стецко охарактеризовала исторические и современные особенности вхождения женщин в большую политику, в том числе мировую. Говоря о перспективах достижения гендерного равенства, Е. Стецко, заметила, что «прогнозы ООН на этот счет не самые оптимистичные: в странах с мажоритарной избирательной системой без каких-либо квот женщины не достигнут примерно равного представительства с мужчинами на государственной службе даже к концу века. При пропорциональной избирательной системе с применением квот для женщин это возможно к 2026 году. ... Но гендерный тренд будет находиться хотя и не на самом дальнем, но не на первом плане».
Весьма интересным был доклад профессора маркетинга Университета Хьюстон-Виктория Джозефа Бен-Ура (Виктория, Техас, США) на тему «Роль политических маркетологов в социальном прогрессе». Американский исследователь высказал мысль о том, что, несмотря на очевидное совершенствование методов и технологий политического маркетинга, во многих сферах социальной жизни сохранилось напряжение. Поэтому и маркетологи, и политики призваны опережать свое время, «быть быстрее» других, чтобы содействовать наступлению такого будущего, в котором новые поколения станут жить в здоровом и безопасном для человека окружении.
Форум вызвал интерес журналистов, отметивших высокий уровень его организации и проведения. Материалы петербургского Форума будут опубликованы в авторитетном издании «Journal of Political Marketing». Следующий форум PMF-17 решено провести в Латвии на базе Университета Туриба.