ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
APPLIED RESEARCH
УДК 378
В «ГОД ЭКОЛОГИИ»: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ (АКТУАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ, ИНТЕГРАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ, УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ)
Гагарин Александр Валерьевич — доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Очевидно, что в интересах устойчивого развития любому современному специалисту, сфера деятельности которого так или иначе связана с окружающей средой, важно не только быть экологически грамотным и знать о современных экологических проблемах, но и уметь правильно поставить и решать разного рода экологичес-
кие задачи в разных сферах жизнедеятельности.
Сегодня экология вообще, и социальная экология (экология человека) [5] в частности, весьма тесно связаны со многими научными и прикладными направлениями. Это — экологическая социология [12; 13]; экологическая культурология [1]; экологическая педа-
гогика [1]; экологическая психология [3; 4]; экологическая экономика [15]; экологический дизайн [2] и даже экологическая полиция [6].
Это далеко не полный перечень «экологического» в гуманитарной сфере.
Однако и естественные науки не миновала данная проблематика: экологическая биология [14], экологическая
РЕЗЮМЕ
Показана актуальность экологической составляющей в профессиональном обучении современных студентов в вузе, а также её роль в деятельности специалистов самого разного профиля (принципиальная, содержательная, технологическая). Утверждается, что данная составляющая изначально: а) обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом, способствует развитию студентов в общекультурном, профессиональном, социально-личностном отношении; б) предполагает интегративный характер обучения и способствует подготовке «умелого» практика, обладающего не только фундаментальной (в плане осмысления), но и реальной практической базой; в) направлена на осмысление и принятие студентами важной роли в будущей профессиональной деятельности экологического содержания, которое может и должно стать стержневым в условиях современного экологического кризиса. Определена роль экологической составляющей обучения студентов как «интегративного вектора» в содержании различных учебных дисциплин, что может быть отражено в рассмотрении: а) разных случаев взаимодействий человека (экологических, социальных, виртуальных, профессиональных и др.) в разных «средах» его обитания (природной, антропогенной, информационной, трудовой и др.); б) роли таких взаимодействий в эволюционном и культурном становлении человека как особой формы жизни (разумного существа), системной в строении и развитии, но весьма противоречивой в поведенческих проявлениях; в) амбивалентной значимости такого поведения в отношении окружающего природного мира. Показано, что для успешной «адаптации» указанной составляющей в содержание разных учебных дисциплин важна психолого-дидактическая поддержка учебной деятельности студентов. Определена ведущая роль рефлексивных технологических форм и методов эффективной реализации экологической составляющей профессионального обучения студентов. Обозначены важные качества и характеристики личности, которые могут свидетельствовать о готовности к эффективной реализации такой составляющей собственно в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: экологическое образование студентов, экологическая составляющая профессионального обучения, интегративное содержание обучения, инновационные технологии обучения, экологические задачи профессиональной деятельности.
физиология [10], экологическая биотехнология [8], экологическая химия [11], экологическая антропология [7] и даже экологическая математика [9].
И это не дань времени, но реальная и объективная потребность общества, а слово «экологическая» не какая-то формальная «приставка», взятая в кавычки. В большинстве случаев это действительно актуальные и востребованные, активно развивающиеся, «стыковые» направления науки и практики.
Очевидно, что экологическое образование современных студентов самых разных направлений и специальностей, а также уровня обучения сегодня очень важно, а собственно экологическая составляющая в профессиональном обучении в самых разных её сферах необходима на фоне усугубляющихся экологических проблем.
С другой стороны, такая экологическая составляющая в деятельности специалистов самого разного профиля (и принципиально, и содержательно, и технологически) изначально обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом, способствует лич-ностно-профессиональному развитию студентов и в плане общекультурном, и собственно в профессиональном, и в социально-личностном. В этой связи сегодня стал актуальным вопрос об освоении современными студентами соответствующих компетенций на этапе их обучения в вузе.
Подготовка современного специалиста изначально предполагает интегратив-ный характер, а ключевая миссия её состоит в том, чтобы «получить» в конечном итоге «умелого» практика, обладающего как специалист не только фундаментальной (в плане осмысления), но и реальной практической базой. Такая подготовка может и должна быть направлена на осмысление и принятие студентами важной роли в будущей профессиональной деятельности экологической составляющей, которая в основе содержания обучения (в данном случае даже не имеет значения в рамках какой дисциплины) может стать стержневой, как то:
♦ в отражении разных случаев1 взаимодействий человека (экологических, социальных, виртуальных, профессиональных и др.) в разных «средах» его обитания (природной, антропогенной, информационной, трудовой и др.);
♦ в рассмотрении роли таких взаимодействий в эволюционном и культурном становлении человека как особой формы жизни (разумного существа), системной в строении и развитии, но весьма противоречивой в поведенческих проявлениях;
♦ в определении значимой роли такого поведения в отношении окружающего природного мира — как в позитивном плане (сохранение среды своего обитания), так и в негативном (в «собственноручном» её разрушении).
Данные позиции могут быть интегрированы и в разной мере расширены при дидактической разработке, а также в процессе реализации того или иного учебного курса. И тогда сама идея о необходимости решения в профессиональной деятельности и экологических задач может выступить ключевой и на её развитие может быть сделан акцент в разных видах учебной деятельности: и в моделировании на занятиях элементов профессиональной (исследовательской и практической) деятельности, и при выполнении тематических домашних и аудиторных практических заданий, и при подготовке индивидуальных творческих работ, и т.д. И в данном случае будущая специальность (направление) не имеет значения, экологическая составляющая в профессиональном обучении современных студентов призвана стать «надпрофес-сиональной» и/или «межпрофессиональной». А в цикле фундаментальной и/или прикладной подготовки в вузе близкими по содержанию и по возможности реализации экологической составляющей могут стать самые различные учебные дисциплины.
Очевидно, что для успешной «адаптации» указанной составляющей в содержание разных учебных дисциплин важна психолого-дидактическая поддержка учебной деятельности студентов.
Обусловлено это, с одной стороны, тем, что разные учебные дисциплины читаются на разных этапах и уровнях обучения, когда студенты могут не иметь представления о системной и междисциплинарной специфике экологического знания и о его роли для дальнейшего самоопределения в профессии и разработки собственной стратегии для успешного его использования.
С другой стороны, необходимо понимать, что осмысление современным студентом той или иной актуальной для его будущей профессиональной практики именно экологической проблематики как междисциплинарный и интегратив-ной по характеру может быть затруднено в связи с недостаточным уровнем базовой естественнонаучной подготовки.
Поэтому важно, что реализация целой системы психолого-дидактической поддержки учебной деятельности студентов должна постепенно (от первого к заключительному занятию, от первого к выпускному курсу) вести их от хаотичного и интуитивного к системному и рефлексивному планированию и организации (к самоорганизации) разных видов самостоятельной учебно-познавательной деятельности в экологической сфере. Такой поддержке студентов следует придать ключевое значение: она изначально должна быть направлена на создание условий для эффективного самоанализа студентами собственных учебных и практических достижений (ранних и актуальных) и возможных перспектив.
В этой связи на первый план сегодня выступают рефлексивные методы преподавания, и прежде всего «рефлексия» как метод обучения (устная и письменная, индивидуальная и групповая). При условии соответствующей подготовки и готовности преподавателя к применению данного метода, к доступной для студентов «подаче» содержания данных дисциплин (и содержательно, и методически сложных в преподавании), к дидактической его (содержания) проработке, рефлексивные методы обучения позволяют и самому преподавателю выстроить такую оптимальную логику реализации дисциплины, которая способствует освоению каждым студентом содержания дисциплины на повышенном уровне погружения в ту или иную проблему.
Когда преподаватель реально включает студентов в непрерывную самостоятельную познавательную активность, в разные виды учебной деятельности, связанные (и на занятиях, и вне аудитории) с планированием, конструированием и моделированием отдельных элементов будущей «экологоориенти-рованной» профессиональной деятельности, то в конечном итоге это приводит студентов к принятию идеи о важности
1 Под «случаем» здесь следует понимать не что иное, как «...цепь недостаточно хорошо познанных причин и следствий» (Философский энциклопедический словарь, 2010). Речь о тех направлениях (например, экологии человека), которые актуальны и сегодня, и представляют интерес в будущем.
решения экологических задач специалистом в самых разных сферах.
Значимость этих задач может и должна актуализироваться во всех возможных видах занятий и в разных возможных вариантах и форматах, в реализации которых собственно и применяются такие технологические формы, которые обязательно и оптимально сочетают элементы как рефлексивных, так и традиционных методов обучения. Например, в такой последовательности: вводная (актуализирующая) и/или заключительная (обобщающая) лекция; аудиторно-практические занятия с применением рефлексивных методов обучения; самостоятельная внеаудиторная исследовательская деятельность; текущая аттестация в формате самооценки научного и прикладного содержания дисциплины («образовательная рефлексия»); текущая аттестация в формате совместного освоения одного из элементов будущей профессиональной деятельности («профессиональная рефлексия»).
Заметим, что профессиональная зна-ниевая составляющая обучения здесь ключевая, и применение традиционных методов обучения в данном случае так же необходимо, как и рефлексивных. При этом рефлексивные методы не могут и не должны быть «методами ради методов»; напротив, они могут и должны быть направлены на систематизацию студентом раннего профессионального опыта, уже имеющейся теоретико-прикладной подготовки, получение нового опыта и знаний в условиях определённой свободы выбора студентами видов учебной деятельности — как инновационных, так и традиционных для вуза.
Спектр организационных форм, позволяющих преподавателю сочетать рефлексивные и традиционные методы обучения, достаточно широк: творческие задания индивидуальные и в малых группах (3-5 человек); работа в парах; обучающие организационно-деятельностные игры (ролевые, имитационные, деловые); потенциал социально-природной среды (от творческих встреч с известными людьми до экскурсий и научных экспедиций); внеаудиторные методы (от социальных проектов и выступлений в средствах массовой информации до организации тематических выставок и «психологических театров»); аудиторные интеллектуальные разминки; использование интерактивных элементов обучения на лекционных, практических занятиях при обсуждении сложных и дискуссионных проблем, а также
на зачётах и в рамках промежуточной аттестации («Студент в роли преподавателя», «Лекция вдвоём», перекрёстные диалоги «Вопрос — Ответ» или «Заведомо неверное утверждение — Поиск ошибки» и т.д.); учебные дебаты, симпозиумы, конференции, кейсы, презентации и мультимедиа-сопровождение учебного процесса.
Учитывая актуальность и значимость экологической составляющей в профессиональной подготовке современного специалиста в той или иной сфере, отметим в заключение те важные качества и характеристики личности, которые могут свидетельствовать о готовности к реализации такой составляющей собственно в профессиональной деятельности:
• мировоззрение, которое отражает эко- и/или природоцентричность взглядов и убеждений личности («природа не только среда обитания человека, но и необходимое условие его личностного развития»; «природа и общество как единая и устойчиво развивающаяся система») и определяет её собственную, субъектную позицию в окружающем природном и социальном мире;
• культура, которая выражена в теоретической и практической готовности личности ответственно относиться к природе; в способности пользоваться экологическими знаниями и умениями в практической деятельности; в понимании смысла процессов взаимодействия человека и природы, возможности амбивалентного характера их последствий;
• компетентность, которая включает в себя компетенции, позволяющие применять как методы универсальные (например, исследовательские, аналитические), так и специальные (в зависимости от сферы профессиональной деятельности).
Развитие готовности и способностей специалиста к выполнению экологических задач в профессиональной деятельности есть важное условие, реализация которого будет способствовать особой («экологической») мотивации его деятельности, необходимой как для правильной постановки таких задач, так и для эффективного их решения в условиях современных экологических проблем.
ССЫЛКИ
[1]. Глазачев С.Н., Игнатова В.А., Игнатов С.Б. Экологическая культурология: педагогическая адаптация. — М., 2005. — 256 с.
[2]. Глазачева А.О., Перфилова О.Е. Экологический дизайн: инструменты и критерии проектирования глобального социокультурного пространства // Социально-экологические технологии. — 2012. — Вып. № 1. — Т. № 1. — С. 27-37.
[3]. Мудрак С.А. Изменение субъект-ности человека в психологических взаимодействиях с природным объектом // Ак-меология. — 2015. — № 1. — С. 24-31.
[4]. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004.
[5]. Прохоров В.Б. Экология человека. — 5-е изд., стёр. — М., 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alleng. ru/d/ecol/ecol89.htm (дата обращения 22.10.2015).
[6]. Стране нужна экологическая полиция. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/2017/03/20/ strane-nuzhna-ekologicheskaya-policiya. html (дата обращения 11 мая 2017).
[7]. Экологическая антропология. [Электронный ресурс]. URL: http://eco-anthropology.ru/ (дата обращения 11 мая 2017).
[8]. Экологическая биотехнология и её задачи. [Электронный ресурс]. URL: http://chem21.info/info/1530088/ (дата обращения 11 мая 2017).
[9]. Экологическая математика. [Электронный ресурс]. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/1197/discussion_platform (дата обращения 11 мая 2017).
[10]. Экологическая физиология. [Электронный ресурс]. URL: http://bse. sci-lib.com/article125583.html (дата обращения 11 мая 2017).
[11]. Экологическая химия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE %D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8 %D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA %D0%B0%D1%8F_%D1%85%D0%B8 %D0%BC%D0%B8%D1%8F (дата обращения 11 мая 2017).
[12]. Яницкий О.Н. Российская экосо-циология за 50 лет. Итоги и новые вызовы // Социологические исследования. — 2008. — № 6.
[13]. Яницкий О.Н., Бондаренко Е.Б. Глобализация и индивид // Социологический журнал. — 2016. — № 4. — С. 42-59.
[14]. Ecology and Conservation Biology BSc (Hons). [Электронный ресурс]. URL: https://www.hotcourses.ru/study/course/ uk/ecology-and-conservation-biology-bsc-hons/54969840/program.html (дата обращения 11 мая 2017).
[15]. Green Economics Institute. [Электронный ресурс]. URL: http://www. greeneconomics.org.uk/ (дата обращения 11 мая 2017).
REFERENCES
[1]. Glazachev S.N., Ignatova V.A., Ig-natov S.B. Jekologicheskaja kul'turologija: pedagogicheskaja adaptacija [Ecological cultural studies: pedagogical adaptation]. — Moscow, 2005. — 256 p.
[2]. Glazacheva A.O., Perfilova O.E. Jekologicheskij dizajn: instrumenty i kriterii proektirovanija global'nogo sociokul'turnogo prostranstva [Environmental design: tools and design criteria of the global socio-cultural space] // Social'no-jekologicheskie tehnologii [Socio-environmental technologies]. — 2012. — № 1. — Р. 27-37.
[3]. MudrakS.A. Izmenenie sub#ektnosti cheloveka v psihologicheskih vzaimodejst-vijah s prirodnym ob#ektom [Changing the human subjectivity in the psychological interactions with natural object] // Akme-ologija [Acmeology]. — 2015. — № 1. — Р. 24-31.
[4]. Panov V.I. Jekologicheskaja psi-hologija: Opyt postroenija metodologii.
[Ecological Psychology: experience in building methodology]. — Moscow: Nau-ka, 2004.
[5]. Prohorov V.B. Jekologija cheloveka [Human Ecology]. Moscow, 2010. — Available at: http://www.alleng.ru/d/ecol/ ecol89.htm (accessed 22 October 2015).
[6]. Strane nuzhna jekologicheskaja policija [The country need environmental police]. Available at: https://www.pnp.ru/ social/2017/03/20/strane-nuzhna-ekolog-icheskaya-policiya.html (accessed 11 May 2017).
[7]. Jekologicheskaja antropologi-ja [Ecological Anthropology]. Available at: http://eco-anthropology.ru/ (accessed 11 May 2017).
[8]. Jekologicheskaja biotehnologi-ja i ee zadachi [Environmental biotechnology and its objectives]. Available at: http://chem21.info/info/1530088/ (accessed 11 May 2017).
[9]. Jekologicheskaja matematika [Environmental Mathematics]. Available at: https://interactive-plus.ru/ru/article/1197/ discussion_platform (accessed 11 May 2017).
[10]. Jekologicheskaja fiziologija [Ecological Physiology]. Available at: http://bse.
sci-lib.com/article125583.html (accessed 11 May 2017).
[11]. Jekologicheskaja himija [Ecological Chemistry]. Available at: https:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0% BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0% B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%8 1%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8 5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F (accessed 11 May 2017).
[12]. Janickij O.N. Rossijskaja jekoso-ciologija za 50 let. Itogi i novye vyzovy [Russian environmental sociology for 50 years. Results and new challenges] // Sociologicheskie issledovanija [Sociological research]. — 2008. — № 6.
[13]. Janickij O.N., Bondarenko E.B. Globalizacija i individ [Globalization and the individual ] // Sociologicheskij zhurnal [Sociological journal]. — 2016. — № 4. — P. 42-59.
[14]. Ecology and Conservation Biology BSc (Hons). Available at: https://www.hot-courses.ru/study/course/uk/ecology-and-conservation-biology-bsc-hons/54969840/ program.html (accessed 11 May 2017).
[15]. Green Economics Institute. Available at: http://www.greeneconomics.org. uk/ (accessed 11 May 2017).
IN THE «YEAR OF ECOLOGY»: ECOLOGICAL COMPONENT IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS (RELEVANT DEMAND, INTEGRATIVE CONTENT, TECHNOLOGICAL INNOVATIONS, AND CONDITIONS FOR EFFECTIVE IMPLEMENTATION)
Alexander V. Gagarin — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); e-mail: [email protected] ABSTRACT
The article shows the relevance of an ecological component in professional training of the modern university students, as well as its role in the activities of specialists in different spheres (principal, content, technological). It has been affirmed that this component initially: a) possesses high educational and developmental potential, facilitates development of students in cultural, professional and socio-personal respect; b) supposes integrative character of education and facilitates training of a "skillful" expert, possessing not only fundamental (in terms of thorough understanding), but real practical base as well; c) is aimed at thorough understanding and acceptance by students of an important role in their future professional activity of an ecological component, that can and must become the core one under conditions of current ecological crisis. The role of an ecological component of students' training as an "integrative vector" in the content of different educational subjects has been defined. This can be reflected in consideration of: a) different spheres of interaction of a human being (ecological, social, virtual, professional, etc.) in different "environments" (natural, anthropogenic, informational, labor and etc.); b) the role of these interactions in evolutional and cultural development of a human being as a special life form (reasonable being), consistent in structure and development, but highly contradictory in behavioral manifestations; c) ambivalent significance of this behavior in regard to the natural world around us. The importance of psychological and didactic maintenance of students' training activities for successful adaptation of the mentioned component into content of different educational subjects has been shown. The leading role of reflexive technological forms and methods of effective implementation of ecological component of students' professional training has been defined. Important qualities and characteristics of personality, which can testify to the readiness for effective implementation of this component as such in professional activity have been specified. Keywords: ecological education of students, ecological component of professional training, integrative content of education, innovative educational technologies, ecological tasks of professional activity.