/ art
163
ЛЕТ
Кадирова Сарвиноз Мухсиновна,
профессор, доктор искусствоведения Государственный институт искусств и культуры Узбекистана,
Республика Узбекистан, г.Ташкент РР1: 10.24411/2520-6990-2019-10965 УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ВОЕННОГО ПЕРИОДА
Kadirova Sarvinoz Mukhsinovna
Professor, Doctor of art State Institute of Arts and Culture of Uzbekistan, Republic of Uzbekistan, Tashkent
UZBEK THEATER OF THE MILITARY PERIOD
Аннотация
В период Второй мировой войны Узбекистан стал одним из культурных очагов. Во время войны в нашей республике многие театры из западных республик нашли себе убежище и соответствующие условия для творческой работы. В Ташкенте находились украинский, белорусский столичные театры, Московский Государственный еврейский театр и имели возможность творить. Деятели сцены, драматурги всячески помогали друг другу и советом и делом. В данной статье речь идет о развитии узбекского театра периода войны и в частности, о творческой деятельности режиссёра С.М.Михоэлса.
Abstract
During the Second World War, Uzbekistan became one of the cultural centers. During the war in our republic, many theaters from the western republics of the country found refuge and appropriate conditions for creative work. There were Ukrainian, Belarusian capital theaters, the Moscow State Jewish Theater in Tashkent and had the opportunity to create. Evacuation theaters, directors and actors of these theaters, as well as Uzbek stage figures, fought against fascism in their own way with their creativity and created stage images. Figures and dramatists in every possible way helped each other with advice and deed. This article is about the development of the Uzbek theater of the war period and, in particular, about the creative activity of the director S.M. Mikhoels.
Ключевые слова: театр, сцена, историческая драматургия, актёрское искусство, перевоплощение, массовка, мизансцена, режиссёр, бутафор, музыка.
bywords: theater, stage, historical drama, acting, reincarnation, extras, mise-en-scene, director, props, music.
В период Второй мировой войны Узбекистан стал одним из культурных очагов. Во время войны в нашей республике многие театры из западных республик нашли себе убежище и соответствующие условия для творческой работы. В Ташкенте находились украинский, белорусский столичные театры, Московский Государственный еврейский театр и имели возможность творить. Эвакуированные театры, режиссеры и актеры этих театров, а также узбекские сценические деятели своим творчеством и создаваемыми сценическими образами по-своему боролись против фашизма. Деятели сцены, драматурги всячески помогали друг другу и советом и делом.
Государственный еврейский театр во главе с народным артистом Соломон Михайловичем Михоэлсом начал свою деятельность в Ташкенте в 1942 году со спектаклем «Тевье - молочник» по пьесе Шолом-Алейхема (постановка С.Михоэлса, сам играл заглавную роль). Под руководством С.Михоэлса в еврейском театре ставились пьесы узбекских авторов. К примеру, драма К.Яшена и А.Умари «Хамза» (режиссер Э.Б.Лойтер, художник
А.Г.Тышлер) ставилась еврейским театром с воодушевлением и с проникновением в национальную самобытность узбекского народа. Хотя, спектакль играли на иврите.
За полтора года пребывания в Ташкенте С.Михоэлс оставил неизгладимый след в развитии узбекского театра - драматического и оперного искусства. С.Михоэлс очень много разъезжал, а в Ташкенте театры находились далеко друг от друга. Общественного транспорта не хватало. Как свидетельствует А.Дейч: «Михоэлсу предоставили фантастический экипаж - дряхлую бричку с большими колесами, запряженную унылой клячей и управляемую не менее унылым кучером» [1]. С.Михоэлс рано утром садился в этот экипаж и объезжал все театры, в которых его ждали с нетерпением, внимательно вслушиваясь в его советы. Он никогда не жаловался на большой объем работы, или же на проблемы, возникшие в труппе, или на условия быта. Его мысли были заняты другим - творчеством.
Театры не могли сразу откликнуться на события происходящие, на фронте или в тылу. Так и в
164_
узбекской драматургии и театре еще не была написана и поставлена ни одной оригинальной пьесы на тему войны. Ставили переводную классику, пьесы на тему гражданской войны, революции, обращались в историю, к историческим личностям.
В 1942 году в театре Оперы и балета им. А.Навои была поставлена опера «Мирзо Улугбек» (либретто Г.Геруса-Козловской, музыка А.Козловского). Постановку осуществили режиссеры Э.И.Каплан и С.Михоэлс, дирижер М.Ашрафи. В спектакле движущая сила - любовь и ревность, а социальный мотив отодвинут на второй план. Великий мыслитель, ученый с мировым именем, философ, правитель умирал из-за любви к девушке, а не из-за разногласия взглядов - мракобесия и прогрессивных устремлений. Хотя в первом варианте постановки больше внимания было уделено на любовные интриги, чем на социальные конфликты, послужившие истинной причиной гибели Улугбека. Спектакль получился ярким, впечатляющим, масштабным. Даже музыка, как составная часть оперы, не могла до конца передать трагедию Улугбека -ученого, человека, мыслителя, оказавшегося в кругу мракобесов и фанатиков. И в музыке упор был сделан на любовные перипетии Улугбека.
В спектакле были заняты знаменитые актеры -певцы того периода Мухиддин Кары-Якубов, Карим Закиров - Улугбек, Х.Насырова - китаянка, возлюбленная Улугбека. Нам кажется, режиссер С.Михоэлс в основном работал с актерами заглавных ролей. Благодаря тому, Кары-Якубов создавал монументальный образ Улугбека, он был скуп в движениях, его взгляд, мимика, жесты были очень выразительны и многозначительны. Актер при создании образа уделял большое внимание глобализации, обобщениям, чем детализация, скрупулезной разработке. Это был величественный образ правителя и ученого. Сила и разум в образе дополняли друг друга. Актер представляет Улугбека по-восточному темпераментного воина, как человека с ясным умом и большим сердцем. Благодаря таланту актеров и кропотливой работе режиссеров-постановщиков, спектакль, несмотря на неправильный акцент в трактовке исторических событий, шел целых пять лет и радовал зрителей.
В 1943 году два крупных режиссера - С.Михо-элс и Маннон Маджидов-Уйгур поставили на сцене академического театра драмы им. Хамзы драму Х.Алимджана «Муканна». Вновь в поле зрения С.Михоэлса оказалась историческая драма. Это не случайно. Именно в исторических драмах можно было показать волю и самоотверженность народа, его дух и самобытность. Спектаклю «Муканна» было присуще масштабность в обрисовке характеров. Хотя в пьесе и спектакле события происходят в середине VIII века в Мавераннахре, когда повстанцы во главе с Муканной вели борьбу против арабских завоевателей, заставивших простой люд изменить своей вере, принять ислам, подчиняться, но по сути своей, по духу они были современны и близки зрителям тех лет. В спектакле основное внимание было уделено ни на религиозно-философ-
ART /
ский аспект, а на созвучность событий, изображенных в пьесе с реальной военной действительностью.
Самое замечательное то, что режиссеры С.Михоэлс и М.Уйгур нашли полное взаимопонимание в решение спектакля. Своеобразие спектакля - в правильном решении образов с точки зрения историчности и художественного вымысла. Сама пьеса давала возможность разносторонне показать образ народного героя Муканны. Спектаклю характерны темпераментность, эффектность сцен, переживания героев наполнены яркой образностью. «В исторических постановках той поры, - как справедливо отмечает И.Мухтаров,- героизация и элементы идеализации исторических личностей, продиктованные обстоятельствами времени, оформлялись в традицию узбекского театра. Эта традиция прочна закрепилась, во-первых, благодаря выдающимся качествам самих личностей, ставшими героями пьес, и во-вторых, в силу особенности исполнительского искусства, тяготевшего к героико-ро-мантическому укрупнению характеров» [2].
Еще одним достоинством данного спектакля является значительный актерский ансамбль. Режиссеры работали с каждым актером индивидуально. В этом проявилась их актерская натура. Режиссерский подход к пьесе был во многих случаях актерским. И С.Михоэлс и М.Уйгур большое внимание уделяли актерскому искусству. Однако в спектакле «Муканна» М.Уйгур работал с автором Х.Алим-джаном над текстом пьесы, а С.Михоэлс - с актерами над каждым словом, над каждой мизансценой.
Создатели спектакля большое внимание уделяли образу главного героя Муканны. Он - лидер, обобщенная историческая личность. Но по истории больше известно о его подвигах, нежели о его личной жизни. Как выглядел Муканна в жизни неизвестно. В исторических источниках говорится, что он носил на лице вуаль. Одни писали, что он якобы был прокаженным и оттого прятал свое лицо, другие же, что он был лучезарным, похожим на бога и, чтобы не ослеплять людей, закрывал лицо вуалью. Такая таинственность давала возможность постановщикам полную свободу в решении образа Му-канны. Но постановщики не забывали и о том, что Муканна не только историческая личность, но и живой человек. Он тоже влюбляется, страдает, ошибается, колеблется. Выдающийся актер Абрар Хидоятов, основываясь на материалы драмы, создает реальный, но обобщенный образ. Муканна -А.Хидоятов появлялся на сцене с величественной осанкой, музыкально звучащим голосом, передающим внутреннюю одухотворенность героя. Зритель воспринимает Муканну таким, каким предложил актер. «Бытовая достоверность поведения Муканны - Хидоятова, - писали А.М.Рыбник и Я.С.Фельдман, - сочеталась с монументальной обобщенностью характера вождя восставших, философская глубина мысли не мешала живой страстности и горячности его речей. Муканна был прост и величественен, мудр и непосредственен. Вот отчего А.Хидоятов с первого же своего появления на сцене завладел симпатиями зрителей» [3].
/ art
В игре А.Хидоятова был оттенок сомнения. Муканна - А.Хидоятов знает, что его ждет поражение. В этом заключена трагедия Муканны. Временами это внутреннее ощущение заглушается, но вновь с большой темпераментностью, присущей актеру А.Хидоятову, всплескивается наружу. Актер создает живой образ со своими сомнениями, минутами радости. Актера интересовал внутренний мир героя.
С.Михоэлс требовал от актеров создания живого образа, поэтому много внимания уделял отработке каждого слова, каждой мизансцене. Он требовал, чтобы актер доносил до зрителя свои внутренние переживания не только путем речевой интонации, но и всеми средствами актерского искусства - эмоциями, жестами, мимикой, пластикой. Он добивался от актеров в совершенстве владеть своим телом, эффективно пользоваться выразительностью лица. Репетиции для С.Михоэлса имели большое значение. Как свидетельствует его соратники, друзья по театру, а также узбекские актеры, которые работали с ним, он уделял большое внимание декорации, костюмам, свету, освещению, всему тому, из которого слагается театр, сценическое произведение. Но в центре внимания все же находился искусство актера. Режиссура С.Михо-элса было характерна стремление к художественной целостности, собранности. Создавая образ, по его мнению, актер не должен распыляться попусту, он должен достичь минимум движений, максимум передачи внутреннего мира героя, содержательность каждого такта. В спектакле «Муканна» роль арабского священника Джалаира играл Абид Джа-лилов. Как вспоминает актер - «Михоэлс требовал от исполнителя, чтобы каждое слово, взгляд, жесты, движения губ и пальцев помогали выявлению внутреннего мира, мировоззрения образа и на сцене, чтобы не было бесцельных и бессмысленных движений, и чтобы движения были экономными и наполненные смыслом» [4]. С.Михоэлс предварительно проводил с А.Джалиловым и другими актерами много этюдов. Если актер находил в них соответствующих образу выразительное настроение,
_1_б5_
положение, состояние, вносил их в структуру спектакля.
«Муканна» стал одним из этапных спектаклей узбекского театра. Постановщики С.Михоэлс и М.Уйгур создали спектакль, рассказывающий о неподимости народного духа. В спектакле сочетались элементы драматического театра и народного зрелища, средства традиционной национальной культуры. Если образы героев трактовались в геро-ико-романтическом ключе, то массовые сцены разрабатывались в формах народного искусства. Спектакль отличался праздничностью, героикой и музыкальностью. В этом большая заслуга композиторов А.Успенского и Г.Мушеля. В этом спектакле режиссерам удалось воссоединить воедино и музыку, и хореографию, и поэзию, и праздник, то есть все, что не было присуще театру драматического направления. Это было приоритетом узбекской музыкальной драмы. Художник А.Тышлер, не увлекаясь воспроизведением архитектурных построек, сумел создать на сцене исторически достоверные и в бытовом отношении сценки, оттеняющие национальной своеобразие.
Нам, сегодняшним исследователям театра, интересно, важно знать место и значение творчества народного артиста С.М.Михоэлса в развитии узбекского театра военного периода. Несмотря на все лишения и тяготы военного периода, он активно работал, помогал и советом и делом национальным театральным деятелям. Узбекистан никогда не забудет своих друзей.
Литература:
1. Михоэлс С.М. Статьи, беседы, речи. Воспоминания о Михоэлсе. - М.:1981. С.428.
2. Мухтаров Ильдар. Узбекский театр (страницы истории и современности). Т.: San'at, 2014. С.54.
3. Рыбник А.М., Фельдман Я.С. «Узбекский театр» // История советского драматического театра. Т.5. (1941-1953гг.) - М.: Наука, 1969. С.375.
4. Жураев Ф. Обид Жалилов. - Т.: изд-во Г.Гуляма, 1968. С.163.