АРХИТЕКТУРА
УЗБЕКИСТАН - СТРАНА ДРЕВНЕЙ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ
И АРХИТЕКТУРЫ Асадуллаева М.Ю.
Асадуллаева Муштарий Юнусжон кизи — студент, строительный факультет, Ферганский политехнический институт, г.Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится об Узбекистане - стране древней высокой культуры, давшей миру прекрасные образцы архитектуры. Приводятся примеры расцвета градостроительной культуры Средней Азии в эпоху Темуридов, при правлении Амира Темура, а также правлении его внука -знаменитого учёного Улугбека. Даётся характеристика архитектурных достопримечательностей ХУШ-ХХ веков. Идёт описание стилей, характерных эпохе того времени, отражающий локальные особенности отдельных районов и городов республики. Ключевые слова: древняя архитектура, усыпальницы, дворцы, мечети, среднеазиатское зодчество, градостроительство, исторические города.
Узбекистан - страна древней высокой культуры, давшая миру прекрасные образцы архитектуры. В описаниях восточными авторами застройки древних городов (Бухара, Самарканд, Хива и др.) упоминаются дворцы правителей, жилища знати, рынки, мечети, медресе, мавзолеи, загородные дворцы, утопающие в зелени садов. Пример оригинальной загородной усадьбы 1Х-Х вв. Кырк-Кыз в Термезе. До наших дней сохранился мавзолей Саманидов в Бухаре, памятник монументальной архитектуры, который воплотил в себе лучшие достижения архитектурного творчества раннего средневековья. В Х1-Х11 вв, происходит бурный рост Самарканда. Велось интенсивное строительство жилых домов, гражданских и культовых сооружений. Рост городов, увеличение городского населения, расширение внутренней и международной торговли вызвали строительство многочисленных караван-сараев вдоль караванных дорог. Рядом с современным городом Навои сохранился караван-сарай Рабат-и-Малик. Это было крупное сооружение подобного типа - постоялый двор, который мог принять и накормить одновременно несколько караванов. Среди культовых сооружений многочисленные мечети: главная соборная городская (джума-мечеть), загородная (намазгох) и внутриквартальная (гузарная), медресе и мавзолеи. Простота архитектурного замысла и величие его воплощения отличает мавзолей Хакима ат-Термези. Для многих мавзолеев характерен геометрический узор, который отличается большим разнообразием и богатством, применялись фигурные кирпичные кладки, терракотовые плиты с богатой орнаментальной резьбой и др. Почти столетие, начиная с XIII в,, Средняя Азия претерпевала завоевание ордами Чингисхана. Лишь в первой половине XIV в. началось постепенное возрождение разрушенных городов и селений, что способствовало подъему архитектурно-строительной деятельности. Архитектура темуридского города - зримое воплощение его общественного бытия: крепостные твердыни - это выражение государственной мощи, дворцы - блеска власть имущих, культовые здания ислама - торжества мусульманской идеологии, рыночные строения - роль ремесла и торговли, а густая жилищно-бытовая застройка кварталов - это плоть и кровь самой жизни сложного городского организма. Расцвет градостроительной культуры Средней Азии продолжался на протяжении всего Х в., особенно в период правления внука Амира Темура -знаменитого Улугбека. Среди наиболее значительных зданий, созданных при Амире Темуре и Улугбеке, - фамильная усыпальница Темуридов Дорус-Сиадат и дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе, мечеть Биби Ханым, Гур Эмир и большая часть построек Шахи-Зинды, медресе
Улугбека в Самарканде. В эпоху Темуридов большое развитие получило садово-парковое искусство, в котором органически сочетались зеленые насаждения, вода и архитектура. В XVI-XVIII вв. архитектурно-строительная деятельность была сконцентрирована в крупных городах -Бухаре, Самарканде, Кармане, Ташкенте и др. Дальнейшее развитие получили типы жилых домов, дворцов, рынков и караван-сараев и т.д. Мировую известность получили хорошо сохранившиеся ансамбли среднеазиатского зодчества XVI-XVП вв.: Регистан в Самарканде, ансамбль площади Калян с минаретом Калян и Ляби Хауз, Кош-медресе, медресе Улугбека и Абдулазизхана в Бухаре и др. В середине XVIII в. своеобразным городом-заповедником, где сосредоточились архитектурные достопримечательности этого периода, стала Хива. Среди архитектурных памятников этого города выделяются дворец Ташхаули (1830-38 гг.), медресе Мухаммада Аминхана (1851-55 гг.), минарет Кальтаминор (1855 г.). Интересна архитектура узбекского народного жилища XIX - нач. XX вв. В ней воплотился многовековой опыт народа, выработанный в сложных природно-климатических условиях и отражающий локальные особенности отдельных районов и городов республики. Так, бухарский жилой дом, расположенный в скученных, лишенных зелени центральных районах города, имеет замкнутый характер, изолирован от уличного шума и пыли, Его жилые комнаты располагаются вокруг замощенного дворика, в котором возникает свой микроклимат и даже в жару прохладно. Для ферганских домов были характерны раздвижные стены и ставни, декоративные стенные ниши, резьба по ганчу, росписи потолков и др. Народные мастера из поколения в поколение бережно передавали свои знания и опыт [1]. Во второй половине XIX в. в зодчество Узбекистана стали внедряться принципы европейского регулярного градостроительства, Появились новые типы зданий - банки, школы, гимназии, училища, универсальные магазины и т.п. Строили в основном из обожженного кирпича с толстыми стенами и контрфорсами, что придавало устойчивость при землетрясении. Архитектура в большинстве случаев была эклектичной. В современном Узбекистане сохранились памятники материальной культуры более 40 столетий. Сформирована своя реставрационная школа, сложились определенные принципы и традиции, приемы консервации, инженерного укрепления, реставрации памятников и благоустройства прилегающей к ним территории. В проектировании и строительстве заметно использование мотивов монументального архитектурного наследия (стрельчатые арки, восточные порталы, купола) [2]. Значительно реконструированы такие исторические города -Самарканд, Бухара, Хива. Всемирно известные неповторимые памятники зодчества этих древних городов. С обретением независимости в республике созданы новые предпосылки для развития национальной архитектуры и градостоительства. Выход в мировое сообщество обусловили развитие новых градостроительных тенденций в модернизации автодорог, рынков, строительстве спорткомплексов. Важным актом государственной политики стало восстановление памятников архитектуры в исторических городах.
Список литературы
1. Арапов А. Исторические памятники Узбекистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.slideshare.net/alexeyarapov/ss-13620986/ (дата обращения 12.06.2018).
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centralasia-travel.com/ru/countries/uzbekistan/places (дата обращения 10.06.2018).