г_24 ИКТИСОДИЙ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / ч_ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА_
Абдуллаев Р.В.
д.э.н., проф.
ректор Ташкентского исламского университета при Кабинете Министров Республики Узбекистан
УЗБЕКИСТАН: ОПЫТ И ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ
Составной частью формируемой социально ориентированной рыночной экономики Республики Узбекистан и важнейшим фактором ее интеграции в мирохозяйственные связи является формирование открытой экономики, связанной во многом с развитием внешнеэкономической деятельности, широким привлечением иностранных инвестиций.
С первых лет приобретения независимости и на протяжении всего процесса реформирования, Узбекистан вырабатывал и реализовывал широкомасштабные и комплексные меры по либерализации внешнеэкономической деятельности, созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций, как собственных, так и иностранных, для решения задач структурной перестройки экономики и ее интеграции в мирохозяйственные связи.
Узбекистан выработал и последовательно реализует основные принципы внешнеэкономической политики, связанные с открытостью во внешних сношениях, вне зависимости от идеологических воззрений, равноправным и взаимовыгодным сотрудничеством, всемерным учетом взаимных интересов. установлением и развитием как двусторонних, так и многосторонних внешних связей, соблюдением общепризнанных норм международного права.
В современном мире, макроэкономическая стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, безусловно, является одним из основных приоритетов каждой страны. С выходом Узбекистана на мировые рынки товаров, услуг и
капитала, и усилением влияния глобальных экономических процессов на национальную экономику, возросла потребность в обеспечении макроэкономической стабильности и устойчивого роста экономики страны.
Особенности модели рыночных реформ в Узбекистане заключались в том, что рыночные преобразования и интеграция в мировую экономику осуществлялись параллельно со стабилизационными мерами. В результате уже во второй половине 90-х годов была решена одно из приоритетных задач, связанная с достижением макроэкономической стабильности.
Последовательно осуществляя либерализацию экономики и социальную поддержку населения, проводя политику формирования открытой экономики на основе совершенствования внешнеэкономической деятельности и широкого привлечения иностранных инвестиций, в начале 90-х годов во многом удалось избежать ухудшения макроэкономических показателей.
На основе принятия и выполнения комплекса мер по импортозамещению удалось добиться снижения импорта важнейших продовольственных и непродовольственных товаров. Во второй половине 90-х годов удалось изменить структуру импорта в пользу преобладания в импорте машин и оборудования. Характерно, что в последние годы свыше половины общего объема импорта устойчиво составляет оборудование и товары производственно-технического назначения. Существенно снизилась зависимость
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 9, 2011
ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
страны от импорта отдельных видов продовольствия и энергоносителей. Структурные изменения, осуществленные в экономике страны, позволили к середине 90-х годов достичь зерновой и топливно-энергетической независимости.
Начиная со второй половины 90-х годов, в Узбекистане отмечается стабильный рост основных макроэкономических индикаторов (ВВП, объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции, инвестиций в основной капитал), обусловленный во многом проводимой сбалансированной и взвешенной макроэкономической политикой, последовательной либерализацией экономики.
В 2004-2010 гг. темпы роста ВВП страны были устойчиво высокими и составляли 7,0 - 8,5 % в год1. Экономическому росту в республике способствовали меры по активизации инвестиционной политики, динамичное развитие внешнеэкономических связей, расширение и улучшение структуры экспорта.
Необходимым условием развития, как всей экономики Узбекистана, так и его отдельных отраслей является высокая инвестиционная активность. Привлечение инвестиций в экономику республики рассматривается как важнейший источник для создания конкурентоспособной производственно-технической базы, формирующей перспективу общего роста экономики и его экспортного потенциала.
В соответствии с Инвестиционной программой Республики Узбекистан основной объем инвестиций в последние годы направлялся в производственную сферу: нефтегазовый сектор, сферу телекоммуникаций, легкую промышленность, строительство производственной инфраструктуры (железные и автомобильные дороги, электросети).
В условиях роста уровня интеграции мировой экономики инвестиционная активность Республики Узбекистан поддерживается и усиливается участием иностранного капитала. В результате доля
1 Буюк ва мукаддассан, мустакил Ватан. Илмий-оммабоп рисола. "Укитувчи" нашриёт - матбаа ижодий уйи. Тошкент, 2011. 2011. 89 б.
иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций за 2005 - 2011 гг. выросла с 19,2 % до 25,3 %2.
Важная роль в формировании открытой внешнеэкономической политики отводилась комплексу мер по развитию транспортной инфраструктуры. Это во многом связано с выгодным геостратегическим положением Узбекистана, находящегося на перекрестке узловых дорог Центральной Евразии. Это открывает широкие возможности для развития внешнеэкономических связей и позволяет республике стать евразийским мостом для взаимного обмена и движения товаров, технологий и инвестиций.
Навоийская свободная индустриально-экономическая зона, созданная на основе постановления Президента Республики Узбекистан «Об организации в Навоий-ской области свободной индустриально-экономической зоны» от 3 декабря 2008 года открывает благоприятные возможности не только для привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь, прямых инвестиций для организации производства, отвечающего мировым стандартам и обеспечивающим производство продукции, пользующейся спросом на мировом рынке, но и способствует созданию современной транспортно-транзитной и социальной инфраструктуры Навоийской области и формированию международного интермодального центра коммуникаций и логистики по транспортировке грузов.
Это позволило интегрировать аэропорт города Навои в глобальную логистическую сеть. Вместе с тем, завершение строительства и ввод в эксплуатацию Международного центра логистики в городе Ангрене, обеспечил гарантированную круглогодичную транспортную связь между регионами республики и областями Ферганской долины.
Своевременность принятых в Узбекистане комплекса антикризисных решений, рассчитанных на 2009-2012 годы, обеспечили устойчивую работу финансово-экономической, бюджетной, банковско-
2 Там же . с. 92.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 9, 2011
^"2б ИКТИСОДИЙ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ /
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
кредитной систем, реализацию мер по оказанию помощи предприятиям, реальному сектору экономики и социальной поддержке населению страны
Ключевым приоритетом реализации Антикризисной программы стало привлечение инвестиций, как за счет иностранных источников, так и за счет мобилизации внутренних источников, направленных на осуществление ускоренной модернизации, технического и технологического перевооружения важнейших отраслей экономики, опережающее развитие транспортных коммуникаций и строительства объектов социальной инфраструктуры1.
В рамках стратегии развития, обновления и модернизации страны, реализации Антикризисной программы удалось не только противостоять вызовам и угрозам глобального кризиса, но и обеспечить устойчивые темпы экономического и социального развития2.
В основе полученных результатов лежали меры, связанные с реализацией основных направлений Антикризисной программы, включавших:
• ускоренное проведение модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий, широкое внедрение современных гибких технологий;
• реализация конкретных мер по поддержке предприятий-экспортеров в обеспечении их конкурентоспособности;
• повышение конкурентоспособности предприятий за счет введения жесткого режима экономии, стимулирования снижения производственных затрат и себестоимости продукции;
• реализация мер по модернизации электроэнергетики, сокращению энерго-
1 Модернизация страны и построение сильного гражданского общества - наш главный приоритет. - доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан // Народное слово, 28 января 2010 года.
2 Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Ташкент.: «Узбекистан». 2009 г.
емкости и внедрению эффективной системы энергосбережения;
• поддержку отечественных производителей путем стимулирования спроса на внутреннем рынке.
В настоящее время широкомасштабное осуществление почти во всех отраслях и сферах экономики республики процессов модернизации, технического и технологического перевооружения производства расширяет возможности производства конкурентоспособной продукции.
В Указе Президента Республики Узбекистан «О Программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала» (28 ноября 2008 года, № 4058) намечена задача по обеспечению конкурентоспособности отечественных производственных предприятий путем снижения не менее чем на 20 процентов себестоимости продукции за счет эффективного использования всех ресурсов. Важное значение имели практические меры, проведенные в еще одном направлении, осуществленном в рамках Антикризисной программы мер - в деле поддержки и стимулирования предприятий-экспортеров страны, укрепления экспортного потенциала.
Вместе с тем, одним из важнейших уроков нынешнего кризиса мировой экономики является признание того, что активная инновационная политика является не только первоочередной антикризисной задачей, но и превращается в ключевой элемент долгосрочной экономической стратегии и успешной внешнеэкономической политики.
Современное экономическое развитие Узбекистана в посткризисный период и интеграция в мирохозяйственные связи связан во многом с ростом значения государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса и повышением интеллектуализации основных факторов производства, связанных с техническим обновлением и модернизацией производства.
ИКТИСОДИЙ НАЗАРИЯ ВА макроиктисодиёт / 27^
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
В целом, мерами по стимулированию инновационной деятельности могут быть формирование системы предоставления бюджетных грантов (субсидий) предприятиям по приоритетным направлениям инновационной деятельности, включая проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции. В конечном счете, реализация этих мер будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции и реализации ее на региональных и мировых рынках.
В рамках интеграции в мировое сообщество следует использовать широкий комплекс мер по созданию иностранным инвесторам не только благоприятного ре-
жима, но и выдвигать им встречные требования, касающиеся передачи технологий, лицензий, размещения в стране помимо производственных подразделений еще и исследовательских центров.
Необходимо предусматривать поэтапную локализацию выпуска современной высокотехнологичной продукции и оборудования, открытие в стране центров по прикладным исследованиям и разработкам, инжиниринговых центров с передачей им соответствующих ноу-хау и прав на интеллектуальную собственность.
Реализация указанных мер будет способствовать дальнейшей модернизации национальной экономики и успешной ее интеграции в мирохозяйственные связи.
Список литературы:
1. Буюк ва мукаддассан, мустак,ил Ватан. Илмий-оммабоп рисола. "Ук,итувчи" нашриёт - матбаа ижодий уйи. Тошкент, 2011. 2011. 89 б.
2. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества -наш главный приоритет. - доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан // Народное слово, 28 января 2010 года.
3. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Ташкент.: «Узбекистан». 2009 г.