Научная статья на тему 'Уязвимая экономика. Стратегия перехода к устойчивому развитию'

Уязвимая экономика. Стратегия перехода к устойчивому развитию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
823
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЯЗВИМОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ЭКСПОРТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ИМПОРТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ФАКТОРЫ НЕУСТОЙЧИВОСТИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / VULNERABILITY OF NATIONAL ECONOMY / EXPORT DEPENDENCE / IMPORT DEPENDENCE / INSTABILITY FACTORS / ANTI-CORRUPTION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баскин Аркадий Соломонович

Анализируются составляющие стратегической неустойчивости (уязвимости) экономики России и условия перехода к устойчивому развитию, инновационному типу экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vulnerable economy. Strategy of transition to a sustainable development

The paper prsents a detailed analysis of the components of strategic instability (vulnerability) of economy of Russia and the conditions ensuring the transition to a sustainable development and innovative type of economic growth.

Текст научной работы на тему «Уязвимая экономика. Стратегия перехода к устойчивому развитию»

Экономика

УДК 330.34 (045)

А.С. Баскин

УЯЗВИМАЯ ЭКОНОМИКА. СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

Анализируются составляющие стратегической неустойчивости (уязвимости) экономики России и условия перехода к устойчивому развитию, инновационному типу экономического роста.

Ключевые слова: уязвимость национальной экономики, экспортная зависимость, импортная зависимость, факторы неустойчивости, антикоррупционная стратегия.

Россия, в отличие от таких европейских стран, как Греция, Италия, Испания, Португалия, относительно легко, без особых потрясений перенесла мировой финансовый и экономический кризис 2008-2009 гг. Значительную роль сыграли накопленный Резервный фонд и отсутствие высоких социальных обязательств государства, что характерно для западноевропейских стран. Однако при этом темпы падения объема выпуска в 2009 г. были самыми высокими среди развитых стран, и самыми высокими были темпы инфляции. Так, при снижении в 2009 г. мирового ВВП на 2,2% (США - на 2,6%) ВВП России сократился на 7,9%. Это самый низкий показатель среди «группы восьми». Инфляция в России была в том же году самой низкой за все постсоветские годы (ИПЦ = 8,8%), но это более чем в шесть раз выше среднеевропейского уровня: 1,4% в среднем по ЕС.

В 2010 г. в Российской Федерации возобновился экономический рост: ВВП вырос на 4,3%, а промышленное производство - на 8,2%. В 2011 г. ВВП вырос на 4,2%, а промышленное производство на 4,7%. В 2012 г. (оценка) рост ВВП - 3,3%, промышленное производство - 3,6%. Наблюдается положительная динамика по таким показателям, как рождаемость и смертность, величина средней заработной платы, уровень бедности, безработица, инвестиции в науку, образование, здравоохранение. В

2010 г. Россия заняла шестое место среди крупнейших экономик мира. Все это говорит о позитивных социально-экономических сдвигах1.

Таблица 1

Товарная структура внешней торговли России (в процентах к итогу)

1995 2000 2005 2010

экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 1,8 28,1 1,6 21,8 1,9 17,7 2,3 15,9

минеральные продукты 42,5 6,4 53,6 6,3 64,8 3,1 68,8 2,6

продукция химической промышленности, каучук 10, 10,9 7,2 18,0 6,0 16,5 6,3 16,3

кожевенное сырье, пушнина 0,4 0,3 0,3 0,4 0,1 0,3 0,1 0,5

древесина и целлюлознобумажные изделия 5,6 2,4 4,3 3,8 3,4 3,3 2,5 2,6

текстиль, обувь 1,5 5,7 0,8 5,9 0,4 3,7 0,2 6,2

металлы, драгоценные камни 26,7 8,5 21,7 8,3 16,8 7,7 13,0 7,6

машины, оборудование и транспортные средства 10,2 33,6 8,8 31,4 5,6 44,0 5,7 44,5

прочие товары 1,3 4,1 1,5 4,1 1,0 3,7 1,1 3,8

Примечание. Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2011. С. 712-713.

1 Данилин П. Политика в цифрах и фактах. Объективная оценка 2008-2011 годов для России однозначна - это успешное президентство успешного президента //Рос. газ. 2012. 15 нояб.

Однако объективная оценка России, ее места в мире и перспектив развития далеко не такая радужная. Со стратегических позиций, и этим мы отличаемся от большинства стран «группы двадцати», экономика Российской Федерации является неустойчивой, уязвимой к внешним и внутренним шокам, двоякозависимой. Это экспортно- и импортнозависимая экономика с соответствующей неэффективной отраслевой структурой производства и занятости, с ярко выраженной сырьевой ориентацией. За 1995-2010 гг. доля минеральных ресурсов в экспорте страны выросла (в действующих ценах) в 1,6 раза, а доля машин, оборудования, транспортных средств и металлов упала почти в 2 раза. Также сильно упала доля в экспорте других промышленных изделий: химических продуктов, текстиля и обуви и др. При этом значительно изменилась структура импорта. Доля машин, оборудования и транспортных средств выросла в 1,3 раза, химических продуктов - в 1,5 раза. Выросла доля в импорте других промышленных изделий (табл. 1).

Как пишет директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности (США) Николай Злобин, «глобальный научно-технический прогресс разделяет страны на две группы: страны с передовой инновационной экономикой и страны, обслуживающие первую группу, поставляя энергетические и трудовые ресурсы, полезные ископаемые, транспортные пути и рынки вторичного сбыта. Объективно эти страны не могут претендовать на экономический и политический суверенитет. Россия, хотя и не находится в конце списка, относится ко второй группе стран»2.

Стратегическая задача России - стать одним из звеньев мирового технического и инновационного развития, как этого успешно добивается КНР и некоторые другие страны БРИКС. Мировой кризис - время перестройки глобальной экономики. По его окончании она будет другой. Модернизация -шанс для страны и жертва, которую она должна принести ради своего будущего.

Экспортная зависимость. Прежде всего, у России высокая для развитых стран экспортная квота: отношение экспорта к ВВП - 27% (в США - 9%). Такая же экспортная квота у КНР. Высокие экспортные квоты у ФРГ, Японии. Но они вывозят высокотехнологическую продукцию обрабатывающих производств. Россия же экспортирует сырье, преимущественно углеводороды (нефть и газ). Доля России 3% мирового ВВП (2010 г.), доля США - 22-25%, Китая 13-15%. Ее возможности влиять на мировую экономику, на уровень мировых цен более чем ограничены. Доля России в мировом экспорте (2011 г.) 2,7%, Китая - 10,8%, США - 8,6%, Германии - 8,5%, Японии - 5,2%. Доля России в мировом импорте - 1,5%, Китая - 9,3%, США - 13,1%, Германии - 7,1%, Японии - 4,6%.

Таблица 2

Показатели развития экономики отдельных стран (2000 г. = 100%)

ВВП 2010 г. (в постоянных ценах) ВВП 2010 г. (в постоянных ценах) на душу населения Индекс промышленного производства в 2010 г. Валовое накопление основного капитала, 2009 г.

Япония 108 108 96 82

ФРГ 108 109 112 95

Франция 112 105 92 115

Нидерланды 112 110 105 100

Великобритания 116 109* 90 107

Норвегия 118 109* 89* 145

США 119 106* 96 91

Финляндия 120 113* 100 108

Россия 159 163* 147 217

Молдова 165 168 139 196

Узбекистан 195 171 239 -

Беларусь 203 214 217 363

Индия 211 181 187* -

Таджикистан 218 176 198 239

Казахстан 221 202 205 256

Китай 270 232* - -

Азербайджан 403 359 326 580

Примечания: Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2011. С.754, 755, 761. * 2009 г.

2 Злобин Н. Спасение в цифрах //Рос. газ. 2009. 25 нояб.; Модернизация в минималистском стиле // Рос. газ. 2010. 24 марта.

Темпы роста российской экономики значительно выше, чем в высокоразвитых странах, где они не могут быть высокими по определению. Но они существенно ниже, чем в других странах с формирующимися рынками (табл. 2).

Доходы от экспорта энергоносителей составляют половину доходов федерального бюджета Российской Федерации. Нефть, газ - конкурентоспособные продукты. На рынок этих продуктов не влияет членство в ВТО. Иная ситуация с углем. Спад европейской экономики привел к сокращению спроса на уголь Кузбасса. Шахтеры все больше работают на склад (2012 г.), что чревато нарастанием финансовой неустойчивости угледобывающих компаний со всеми вытекающими последствиями. Кемеровский губернатор А. Тулеев сообщил, что при росте угледобычи на складах накопилось 16 млн. тонн угля, вместо 4 млн. тонн по нормативу, «грохнулась» и металлургия3.

Обеспечивают ли нефть и газ стратегическую устойчивость российской экономики? Обладая крупными запасами нефти - 7-е место в мире (2011 г.), Россия занимает 1-е место по ее добыче. При этом соотношение доказанных извлекаемых запасов к добыче у Саудовской Аравии (1-е место по запасам) равно 78, у Канады (2-е место) - 213, у России 18-е4. Это означает, что канадцам разведанных запасов хватит на 216 лет, саудовцам на 78 лет, россиянам на 18 лет. При этом по затратам на добычу нефть Саудовской Аравии одна из самых дешевых, а российская - одна из самых дорогих, и будет дорожать по мере перемещения регионов ее добычи на Север и Восток, с суши на арктический шельф по мере ухудшения качества месторождений. Данные табл. 3 свидетельствуют: в последние десятилетия произошли существенные неблагоприятные изменения в нефтедобыче в Российской Федерации.

Сегодня мы почти полностью перешли к более дорогостоящему насосному методу добычи. Падение среднесуточного дебита скважины означает, что выбытие одной скважины 1970 г. требует освоения трех скважин 2010 г. В то же время объем разведочного бурения упал в 3,3 раза в сравнении с 1970 г. и в 5,8 раза по сравнению с 1990 г.

Таблица 3

Динамика показателей нефтедобычи в Российской Федерации

1970 1980 1990 2000 2005 2010

Добыча нефти по способам эксплуатации скважин, % от общего объема добычи: насосный 47,6 44,6 81,0 89,6 93,0 91,6

компрессорный 0,5 2,3 7,0 1,5 0,8 0,7

фонтанный 51,9 53,1 12,0 8,5 6,2 7,7

Среднесуточный дебит одной скважины, т 27,9 27,6 11,6 7,5 10,3 10,0

Объем разведочного бурения на нефть, млн.м 3,0 3,6 5,2 1,5 0,9 0,9

Примечание. Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2011. С. 391.

Напомним, что одной из причин краха СССР было резкое падение мировых цен на нефть в 80-е гг. ХХ в.

Увеличение нефтегазовых доходов России в 2000-е гг. произошло не столько за счет роста ее добычи и экспорта, сколько за счет роста мировых цен на углеводороды. Индексы добычи нефти (включая газовый конденсат) составили (в процентах к предыдущему году): 2006 г. - 102,2; 2007 г. -102,2; 2008 г. - 0,99; 2009 г. - 101,3; 2010 г. - 102,2. В эти же годы произошло существенное увеличение доходов от добычи углеводородов (табл. 4, 5). В нынешний и прогнозируемый на ближайшие десятилетия период нельзя рассчитывать на существенное увеличение нефтегазовых доходов.

По запасам и добыче природного газа Россия занимает первое место в мире, извлекая ежегодно 1,3% разведанных запасов. В то время как Иран извлекает лишь 0,3% запасов, а Катар менее 0,2%. На мировом газовом рынке происходят существенные изменения. Конкурентом российского газа, поставляемого по действующим, строящимся и проектируемым трубопроводам, является сжиженный газ, поставки которого наращивают Иран, Катар и др. Новые технологии позволили начать массовую добычу сланцевого газа в Европе, США. За счет него Соединенные Штаты планируют стать через несколько десятилетий главным экспортером газа и добиться полностью газовой независимости к 2020 г.

3 Рос. газ. 2012. 24 марта.

4 Вопр. экономики. 2011. №12. С. 109-110.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО Таблица 4

Экспорт Российской Федерацией основных энергоносителей

2000 2005 2010 2010 в % к 2000

Уголь каменный, млн. долл. США 1163 3762 9184 789,7

Нефть сырая, млн. долл. США 25284 83438 134757 533,0

Нефтепродукты, млн. долл. США 10938 33808 70085 640,7

Г аз природный, млн. долл. США 16644 31374 47579 285,8

Уголь каменный, млн. т 44,1 79,8 116 263,0

Нефть сырая, млн. т 145 253 247 170,3

Нефтепродукты, млн. т 62,7 97,1 133 212,1

Г аз природный, млрд. м3 194 207 174 89,7

Средняя стоимость, долл.: 1 т угля 26,4 47,1 79,2 300

1т нефти 174,4 329,8 545,6 313

1 т нефтепродуктов 174,4 348,5 526,9 302

3 1 м газа 0,085 0,151 0,273 388,7

Примечание. Составлено и рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2011. С. 716.

Таблица 5

Динамика экспорта Российской Федерацией основных энергоносителей за 2000-2010 гг.

Уголь каченный Нефть сырая Нефтепродукты Г аз природный

Стоимость в 2000 г., млн. долл. США 1163 25284 10938 16644

Стоимость в 2010 г., млн. долл. США 9184 134757 70085 47579

Увеличение стоимости, млн. долл. США 8021 109473 59147 30935

Стоимость в 2000 г. в ценах 2010 г., млн. долл. США 3062 43052 23195 14790

Увеличение стоимости за счет роста цен, млн. долл. США 6122 91705 46890 32789

Увеличение стоимости за счет увеличения цен, процентов 66,6 68,0 66,9 68,9

Примечание. Рассчитано по данным табл. 4.

Импортная зависимость. Долгосрочная экономическая устойчивость страны определяется в значительной мере долей импорта в структуре потребления. Чем выше доля импорта, тем уязвимее экономика к внешним шокам. Это не означает, что страна должна полностью быть самообеспеченной. Закрытость экономики порождает нищету (Северная Корея). В более выгодном положении оказываются страны, экспортирующие продукцию с высокой добавленной стоимостью (Германия, США, Китай и др.). Более зависимы страны-экспортеры сырья - продукта с низкой добавленной стоимостью. Обмен такими продуктами приводит не только к финансовым потерям, но и делает экономику подверженной воздействиям колебаний конъюнктуры мирового рынка, политической конъюнктуры.

В настоящее время, по экспертным оценкам, Россия ввозит примерно половину потребляемых населением благ. Ввозятся не только заморские фрукты, но и мясо, особенно говядина, ткани, одежда, обувь, бытовая техника, химические товары, бытовая электроника, медикаменты, парфюмерия и др. По данным Минсельхоза Российской Федерации, в 2008 г. доля импорта в потреблении мяса и мясопродуктов ставила 32,7%, в 2009 г. - 30,3%, в 2010 г. - 27,1%; в потреблении молока и молочных продуктов доля импорта в 2008 г. - 18,4%, 2009 г. - 17,5%, 2010 г. - 20,0%. При этом рентабельность сельхозорганизаций составила (с учетом госсубсидий/без учета госсубсидий): 2009 г. 9,4%/-3,2%,

2010 г. 8,3%/-5,4%, 2011 г. 10,8%/-0,4%. Итак, повышение устойчивости работы сельхозорганизаций

- важная задача страны, особенно с учетом членства в ВТО. По данным Минпромторга, Россия ввозит 100% хлопкового волокна, 60% химических волокон и нитей, 100% мериносной и тонкой шерсти, значительную часть льна. В целом доля отечественных предприятий легкой промышленности на

внутреннем рынке - 25%. К этому добавляется 40% легального импорта, 35% - нелегальный импорт и нелегальное производство5.

30 января 2010 г. Указом Президента утверждена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», определяющая показатели, критерии и пороговые значения продовольственной безопасности. За счет собственного производства должна удовлетворяться потребность: в зерне - 95%, сахаре - 80%, растительном масле - 80%, мясе и мясопродуктах - 85%, молоке и моло-копродуктах - 90%, рыбной продукции - 80%, картофеле - 95%, соли пищевой - 85%. Достижение заданных параметров сопряжено с рисками: зависимость сфер экономики от внешней конъюнктуры, технологические риски, агроэкологические риски, внешнеторговые риски.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще более опасна со стратегических позиций зависимость страны от поставок извне машин, оборудования, транспортных средств и др. Станочный парк в промышленности изношен физически и морально. А нового оборудования у нас производится в 80 раз меньше, чем в Японии, в 30 раз меньше, чем в Китае6. Авиаперевозки в основном обеспечиваются подержанными самолетами иностранного производства. По данным директора ГосНИИ гражданской авиации В. Шапкина, в России всего 83 самолета отечественного производства (8% общей численности). Самолетов зарубежного производства 600 единиц. Новые модели отечественных самолетов находятся или в процессе доводки (SSJ-100) или проходят испытания (Ту-204 СМ), или пребывают в стадии проектирования (МС-21), или в стадии изучения рынка (ШФ БСМС, АН-140) и др. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. не согласуется с программой развития «Объединенной авиастроительной корпорации»7.

Товарная структура ввоза отражает импортную зависимость страны (табл. 6).

Таблица 6

Товарная структура импорта РФ (в фактически действующих ценах)

1995 2000 2005 2010

млн. долл. США в % к итогу млн. долл. США в % к итогу млн. долл. США в % к итогу млн. долл. США в % к итогу

Импорт - всего, 46709 100 33880 100 98708 100 229045 100

в том числе: - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 13152 28,1 7384 21,8 17430 17,7 36482 15,9

- минеральные продукты 3001 6,4 2137 6,3 3034 3,1 5914 2,6

- продукция химической промышленности, каучук 5088 10,9 6080 18,0 16275 16,5 37232 16,3

- кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 167 0,3 126 0,4 275 0,3 1244 0,5

- древесина и целлюлознобумажные изделия 1104 2,4 1293 3,8 3290 3,3 5897 2,6

- текстиль, текстильные изделия и обувь 2644 5,7 1991 5,9 3619 3,7 14221 6,2

- металлы, драгоценные камни и изделия из них 3956 8,5 2824 8,3 7652 7,7 17568 7,6

- машины, оборудование и транспортные средства 15704 33,6 10649 31,4 43436 44,0 101823 44,5

- прочие товары 1893 4,1 1394 4,1 3697 3,7 8663 3,8

Примечание. Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2011. С. 713.

Увеличение в структуре импорта удельного веса машин и оборудования и сокращение сельскохозяйственных товаров можно рассматривать как позитивные сдвиги: растет собственное производство сельхозпродуктов, растут инвестиции в основной капитал в промышленности. Но быстрыми темпами увеличивается стоимость импорта. Если в целом за 10 лет (2000-2010 гг.) она выросла

5 Рос. газ. 2012. 11 дек.

6 Примаков Е. Достижения не должны заслонять проблемы // Рос. газ. 2011. 14 янв.

7 Рос. газ. 2012. 10 дек.

в 6,7 раза, то стоимость химических продуктов выросла в 6,1 раза, текстиля, обуви - в 7,1 раза, машин и оборудования - в 9,6 раза.

С учетом сказанного перед Россией стоят три стратегические задачи, которые необходимо решать одновременно:

1) уменьшение импортной зависимости,

2) обновление основного капитала (новая индустриализация),

3) инновационное развитие (прорыв в экономику знаний).

12 мая 2009 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.». Цель стратегии - создать условия для превращения России в одну из лидирующих держав мира «по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы». Для этого надо обеспечить устойчивое развитие, добиваясь снижения уровня социального и имущественного неравенства населения, обеспечения продовольственной безопасности в значительной мере за счет импортозамещения, повышения производительности труда, уменьшения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры за счет экономического роста на базе развития науки, технологий, оборудования. Национальная безопасность предполагает технологическую безопасность, энергетическую безопасность, продовольственную безопасность и др.

Правительство одобрило энергетическую стратегию России «на период до 2030 г.». Приоритеты в ней - энергоэффективность экономики, экономическая (бюджетная) эффективность, экологическая безопасность энергетики. Эти задачи предполагается решить в три этапа: на первом нужно обеспечить обновление основных фондов, на втором ТЭК должен вырасти в абсолютных показателях, на третьем этапе обеспечить технологический прорыв в энергетике.

При всей важности разрабатываемых правительством стратегий, от стратегий до их реализации огромный разрыв. Через 10-20 лет за их выполнение часто никто не спрашивает, а за невыполнение просто некому нести ответственность.

Уязвимой экономике соответствует неэффективная структура производства. Академик Е. Примаков приводит подготовленную Институтом мировой экономики и международных отношений РАН сравнительную структуру экономик развитых стран (без учета государственных услуг - оборона, полиция, госаппарат, транспорт, ЖКХ, строительство, сельское хозяйство)8. Отсталость экономики России характеризует высокая доля внутренней торговли - 27%. Для сравнения, ее доля в Китае 9,4%, в США - 16,8%. Доля добывающей промышленности (5,7%) значительно выше, чем в США (0,9%), но ниже, чем в Норвегии (8,8%). Доля обрабатывающего сектора в России 14,1%, в США - 15,4%, в Китае -32,8%. Наименее развитый сектор экономики России - здравоохранение, образование, социальные услуги - 6,5%. Для сравнения, доля этого сектора в США - 14,6%, в Китае - 15,3%, в Норвегии -13,6%. Доля обрабатывающей промышленности в России близка к доле США, Канады, Индии, Бразилии, что можно объяснить ее высокой эффективностью в США, Норвегии и других развитых странах и переносом многих производств в страны с более дешевой рабочей силой (Катай, Индия, страны ЮВА и др.). Из рассмотренного Е. Примаков делает вывод: России нужна новая индустриализация, что предполагает активную промышленную политику государства. Е. Примаков осторожно относится к проблеме «ресурсного проклятия», приводя в пример Норвегию - страну, богатую нефтью, но являющуюся одним из лидеров по Индексу человеческого развития. Объяснение этому содержится в исследованиях академика В. Полтеровича и его группы: месторождения нефти в Норвегии были открыты тогда, когда в ней уже сложилась высокоэффективная институциональная среда.

Более детально структуру экономики и ее динамику характеризуют данные табл. 7. В ней виды экономической деятельности структурированы по секторам: первичный; вторичный; третичный, объединяющий посредническую деятельность, услуги; социальный. Более трети экономики приходится на посредническую деятельность, а доля реального сектора, производящего товары, примерно равна 40%, что с учетом низкой ее эффективности слишком мало, и отражает произошедшую деиндустриализацию экономики.

Еще точнее отсталость экономики характеризует тот факт, что в предкризисный период 40% ВВП России создавалось за счет экспорта сырья9.

Стратегическая неустойчивость экономики проявляется и в высокой степени износа основных фондов, особенно в промышленности (табл. 8).

8 Примаков Е. Нам нужна новая индустриализация // Рос. газ. 2012. 9 июня.

9 Рос. газ. 2011. 14 янв.

Данные табл. 8 говорят о том, что инвестиции в основной капитал увеличивают действующие фонды. Но при этом не происходит выбытия изношенных, что приводит к увеличению степени износа основных фондов и к падению эффективности экономики. Так, степень износа основных фондов (по полному кругу организаций, на конец года, процентов) составила: в 1990 г. - 37,6, 1995 г. - 39,5, 2000 г. - 39,3, 2005 г. - 46,2, 2007 г. - 46,2, 2010г. - 47,110.

Таблица 7

Структура экономики Российской Федерации (валовая добавленная стоимость в процентах к итогу)*

2003 2007 2009 2010

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, добыча полезных ископаемых (первичный сектор) 12,87 14,47 13,58 14,20

Обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа, воды, строительство (вторичный сектор) 25,95 26,38 24,81 26,70

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных и других средств, гостиницы и рестораны, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда (третичный сектор) 37,01 36,47 36,37 35,00

Образование, здравоохранение, предоставление социальных и прочих услуг 7,86 7,87 9,12 8,32

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 5,61 5,16 6,52 6,18

Транспорт и связь 10,70 9,65 9,60 9,60

Валовая добавленная стоимость в основных ценах 100,0 100,0 100,0 100,0

Примечания: Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2011. С. 310-311. *Цифры округлены.

Таблица 8

Степень износа, коэффициент обновления и выбытия основных фондов промышленности

на конец 2010 года

Виды экономической деятельности Степень износа, процентов Коэффициент обновления Коэффициент выбытия Количество лет, необходимых для полного обновления действующих фондов

Добыча полезных ископаемых 51,1 7,2 1,2 83,3

Обрабатывающие производства 46,1 5,8 1,0 100,0

Производство и распределение

электроэнергии, газа, воды 51,1 4,2 0,3 333,0

Примечание. Составлено и рассчитано: Российский статистический ежегодник. 2011. С. 333-334.

Динамика структуры инвестиций в основной капитал показывает (табл. 9), что стратегическая неустойчивость и зависимость экономики нарастают. Прежде всего, удручает низкая доля инвестиций в производство машин и оборудования, менее 1%. Такая структура инвестиций при других позитивных процессах (инвестиции в транспорт и связь, в добычу полезных ископаемых) реальная угроза национальной безопасности страны. За 2004-2010 гг. наиболее быстро росли инвестиции в основной капитал, в гостинично-ресторанный бизнес, в транспорт и связь, в образование и здравоохранение (реализуются национальные проекты), в торговлю (табл. 10). Неравномерная динамика инвестиций вызывает негативные изменения в их структуре. Сокращается доля машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса и других видов деятельности, определяющих промышленный потенциал и национальную безопасность страны.

10 Российский статистический ежегодник. 2011. С. 331.

Таблица 9

Структура инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности

(в процентах к итогу)

Виды экономической деятельности 1995 2000 2007 2010

Инвестиции в основной капитал, всего, в том числе: Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, 100 100 100 100

рыболовство, рыбоводство 3,9 3,2 5,1 3,4

Добыча полезных ископаемых из нее: 14,2 18,1 13,8 15,1

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 13,0 16,7 12,5 13,9

Обрабатывающие производства из них: металлургическое производство и производство готовых 14,8 16,3 14,7 14,2

металлических изделий производство машин и оборудования 2,6 3,1 3,1 2,7

(без производства оружия и боеприпасов) 0,7 0,8 0,9 0,8

Производство и реализация электроэнергии, газа, воды Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорт- 7,6 6,0 6,9 9,9

ных и других средств 2,0 2,7 4,3 3,3

Транспорт и связь Государственное управление и обеспечение внешней 12,6 21,2 22,2 26,7

безопасности, социальное страхование 3,2 1,5 1,7 1,5

Образование 1,8 1,3 2,2 1,9

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,5 2,8 2,5 2,3

Примечание. Составлено и рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2011. С. 661.

Таблица 10

Динамика и структура инвестиции в основной капитал

Виды экономической деятельности Индексы физического объема инвестиций в основной капитал Структура инвестиций в основной капитал (в действующих ценах, в процентах к итогу)

в 2010 г. (2004 г. - 100) 2000 2010

Инвестиции в основной капитал, всего, 156,3 100 100

в том числе: Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство,

рыболовство, рыбоводство 140,5 3,0 3,3

Добыча топливно-энергетических ресурсов 153,8 16,7 13,9

Металлургическое производство и производ-

ство готовых металлургических изделий 127,7 2,7 2,4

Производство машин и оборудования

(без производства оружия и боеприпасов) 131,4 1,6 0,7

Производство электрооборудования, элек-

тронного и оптического оборудования 125,5 0,6 0,4

Оптовая и розничная торговля, ремонт

автотранспортных и других средств 157,5 2,6 3,3

Гостиницы и рестораны 234,6 0,8 0,5

Транспорт и связь 204,6 21,1 26,7

Образование 182,6 1,4 1,9

Здравоохранение и предоставление

социальных услуг 181,0 2,5 2,3

Примечание. Составлено и рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2011. С. 660-661.

С точки зрения стратегической устойчивости страны огромную роль играют инновации и инновационность инвестиций. Инновационная активность российского бизнеса крайне низка. Статистическая служба относит к инновациям любое улучшение продукта, любое внедрение импортных технологий. Все это важно и значимо. Но со стратегических позиций решающее значение имеют технологические прорывы - создание и внедрение инноваций, находящихся на «технологической границе».

В Российской Федерации за последние годы (табл. 11) сократилось число организаций, выполняющих исследования и разработки, сократилось число исследователей, особенно в области естественных и технических наук. При этом увеличилось финансирование науки и затрат на исследования и разработки, в том числе и в процентах к ВВП. Но удручающе мало число созданных передовых технологий, особенно принципиально новых (на технологической границе).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На заседании Совета Федерации, специально посвященном проблемам инноваций, отмечалось, что за последние 10 лет бюджетные вложения в науку выросли в 10 раз, а число заявок на патенты практически не растет. Вообще, патентуется лишь 10% НИОКР, из которых коммерциализируется лишь 2,2%. В общей сумме международных патентов 82% приходится на США, Японию и Китай11. На первом заседании Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России отмечалось, что в большинстве случаев оплаченные бюджетом результаты интеллектуальной собственности «пылятся на полке и не запускаются в хозяйственный оборот» (В. Путин)12. Сложившуюся ситуацию В. Путин объясняет тем, что государство, финансируя порядка 70% затрат на НИОКР, закрепляет за собой права на результаты интеллектуальной деятельности.

Но еще большее значение имеет инновационная пассивность бизнеса, который преимущественно склонен покупать за рубежом и перепродавать продукцию, покупать патенты и лицензии на уже опробованные технологии и продукты. Главной причиной этого является неразвитость конкуренции во многом как результат чрезмерной активности государства в экономике и борьбе бизнеса за бюджетные ресурсы, а не за позиции на глобальных рынках.

Таблица 11

Показатели инновационной деятельности в Российской Федерации

1995 2000 2005 2010

Число организаций, выполнявших исследования

и разработки, всего, 4059 4099 3566 3482

в том числе: в предпринимательском секторе 2345 2278 1703 1405

Численность персонала, занятого исследованиями и

разработками, тыс. чел., 1061 888 813 736

в том числе: исследователи 519 426 391 369

из них по областям науки

естественные 114 100 91 89

технические 343 275 249 224

медицинские 17 15 15 16

сельскохозяйственные 18 14 14 13

общественные и гуманитарные 26 21 21 25

Финансирование науки из средств федерального

бюджета, млрд. руб. - 17 77 237

в процентах к ВВП - 0,24 0,36 0,57

Внутренние затраты на исследования и разработки,

млрд. руб. 12 76 230 523

в процентах к ВВП 0,85 1,05 1,07 1,16

Число созданных передовых производственных тех-

нологий, всего, - 688 637 864

из них: новые для России - 569 528 752

преимущественно новые - 72 60 102

Объем инновационных товаров, работ, услуг в промышленности, в процентах от общего объема пере-

численных товаров - - 5,0 4,9

Примечание. Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2011. С. 545-567.

11 Рос. газ. 2012. 26 апр.

12 Рос. газ. 2012. 26 окт.

Мировой опыт однозначно свидетельствует: условием инновационности экономики является зрелая конкурентная среда. Я. Корнаи, проанализировав 87 революционых инновации ХХ в. (с 1917 г.), создавших современную экономику (от холодильников до застежек-«липучек» и от банкоматов до интегральных микросхем, портативных ЭВМ и т.д.), констатирует, что большинство открытий сделано в США - стране с высокоразвитой конкурентной средой. Нет ни одной инновации в гражданской среде, созданной в социалистических странах. Всякой инновации предшествует изобретение. Превращение его в инновационную продукцию обеспечивают бизнес-компании - новаторы13. Неразвитая конкурентная среда, возможность получения высоких доходов без значительных рисков, что свойственно инновационной деятельности, главное препятствие на пути к инновационной экономике.

Определяя стратегию инновационного развития и соответствующие пути модернизации, России необходимо опираться на оценку состояния и перспектив мировой экономики. Начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис открыл этап растущей неустойчивости, когда слабо кратковременное оживление сменяется новой рецессией. Предположительно, эта неустойчивость продлится десятилетие. Найти объяснение сложившейся ситуации можно, опираясь на концепцию больших экономических циклов (экономических волн Кондратьева). Каждый новый цикл вызывает возникновение нового технологического уклада. Продолжительность цикла 40-60 лет. Пятая волна возникла на рубеже 80-90 гг. ХХ в. в результате формирования пятого технологического уклада, основой которого являются информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии зародились на спаде четвертой волны (микропроцессоры - 1974 г., лазерный принтер - 1976 г., модем - 1978 г., жесткий диск - 1980 г., поисковая система в Интернете - 1994 г. и др.). Массовое освоение этих технологий обеспечило высокие темпы роста мировой экономики в 80-90-х гг. ХХ в. Соответственно, бурно росли компании-пионеры ИКТ. Рост этого рынка был подстегнут крушением системы социализма, что вызвало увеличение спроса на соответствующие товары и услуги в России, Украине, Китае.

Информационно-коммуникационные технологии прошли период бурного развития. Возникла инновационная пауза. В соответствии с гипотезой инновационной паузы14 возникновение нового технологического уклада связано с появлением новой «технологии широкого применения» (ТТТТП). Появление таких технологий принципиально меняет структуру экономики, структуру занятости, сдвигает вправо кривую убывающей отдачи факторов производства и обеспечивает долговременный экономический рост. Паровая машина, электродвигатель, автомобиль и трактор, компьютер и Интернет

- примеры таких технологий. Отдача от новых технологий постепенно снижается, циклические кризисы углубляются и удлиняются. Возникшие в период бурного развития ТТТТП «финансовые пузыри» сдуваются, падает стоимость компаний (в 2008 г. на 40-50%). Новые ТТТТП возникают не так часто. Их развитие нуждается в потоке рисковых инвестиций, к чему бизнес в условиях возникшей неопределенности не готов. В этом случае импульс развитию может дать мудрое правительство, но при этом есть опасность попадания в коррупционную ловушку. Как правило, в число стран-технологических лидеров вырываются те, кто: 1) умело использует опыт лидеров на прежнем этапе; 2) проводит либеральную политику; 3) делает упор на качество и массовость образования.

Основными претендентами на ТШП шестого технологического уклада являются био- и нанотехнологии, композиционные материалы. Это скорее технологии будущего. Но инновации, способные оказать влияние на экономику отдельных стран и регионов, имеют место и сегодня. А. Дынкин, директор Института мировой экономики и международных отношений РАН выделяет две крупные инновации последних лет: сланцевые технологии и планшетники. И то и другое востребовано рынком. Инновации рождаются в точке пересечения технологий и спроса15. Задача России - найти те ниши в формирующемся новом технологическом укладе, те технологии и продукты, которые обеспечат завоевание внутреннего рынка и выход на мировой рынок. Формирование инновационной экономики должно стать национальной идеей страны, целью значительной части населения.

Для того чтобы инновационная экономика стала реальностью, надо сформулировать долгосрочную стратегию развития страны.

Формирование стратегии социально-экономического развития должно опираться на прогнозы развития мировой экономики. Иначе наши программы останутся только программами, как это уже произошло с принятой в 2008 г. «Концепцией 2020». Концепция не только не учла возможность ми-

13 Корнаи Я. Инновации и динамизм: взаимосвязь систем и технического процесса // Вопр. экономики. 2012. №4.

14 Полтерович В. Г ипотеза об инновационной паузе и стратегии модернизации // Вопр. экономики. 2009. №6.

15 Рос. газ. 2012. 30 нояб.

рового кризиса, но и делала упор на формирование госхолдингов как главных институтов развития, что также показало свою несостоятельность. Главной проблемой «Концепции 2020» является то, что она не содержала механизма достижения заданных целей, о чем мы писали в 2009 г.16

Институт мировой экономики и международных отношений РАН разработал и опубликовал в

2011 г. «Глобальный стратегический прогноз - 2030». В соответствии с ним доля России в 2030 г. в мировой экономике составит 2-3%, сохранится высокая зависимость от мировых цен и спроса на сырье. ВВП Российской Федерации к ВВП США составит 10-11%. (Для сравнения: ВВП России (в нынешних границах) в 1913 г. составлял к ВВП США 27-30%, в 1973 г. - 24,7%, в 1990 г. - 19,8%, в

2011 г. - 12,3%.) Иные показатели развития демонстрируют новые индустриальные страны: в 1961 г. ВВП Южной Кореи составил 0,4% к уровню США, в 2011 г. - 7,4%. ВВП Китая составил в 1980 г. 7,2% к уровню ВВП США, в 2011 г. - 48%. Это вторая экономика мира. Но не по среднедушевым показателям, не по инновационным17. Положение России без решительных изменений в области экономической политики при благоприятной внутренней и внешней ситуации не ухудшится, но и значительно не улучшится.

Министерство экономического развития Российской Федерации в 2012 г. опубликовало «Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г.». В прогнозе рассматриваются два основных сценария: инновационный (1пп) и консервативный (Еп), энерго-сырьевой.

Инновационный сценарий предполагает среднегодовые темпы роста ВВП в 2012-2030 гг. на уровне 4,4%, без учета эффекта возможных кризисных шоков в мировой экономике, что позволит повысить долю России в мировом ВВП до 3,7% (2010 г. - 3,0%). Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.

Консервативный сценарий предполагает средние темпы роста не более 3,6% в год. Доля России в мировой экономике сохранится на нынешнем уровне. Оба сценария исходят из умеренного роста цен на нефть и другие сырьевые товары в среднем около 1% в год (табл. 12).

Таблица 12

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2030 гг. (среднегодовые темпы прироста, %)

Сценарии 2011- 2016- 2021- 2026- 2011-

2015 2020 2025 2030 2030

Валовой внутренний продукт їди Еп 4,1 3,8 4,8 3,6 4.4 3.4 4.3 3.3 4,4 3,6

Промышленность їди Еп 3,9 3,6 4,0 3,4 4,1 3,3 3,8 3,1 4,0 3,4

Инвестиции в основной капитал їпп Еп 7,3 6,5 7,0 5,9 6,0 4,6 5.3 4.3 6,4 5,3

Реальная заработная плата їпп Еп 5,7 5,1 5,6 4,3 4,9 4,2 4.7 3.7 5.2 4.3

Инновационный, предпочтительный сценарий, тем не менее, предполагает более низкие темпы роста, чем предполагавшийся Концепцией долгосрочного развития - КДР (табл. 13).

В рассматриваемый период развитие мировой экономики будет характеризоваться умеренными позитивными сдвигами, сокращением разрыва в уровне доходов между развитыми и развивающимися странами.

Прогнозируется замедление темпов роста экономики КНР, но при этом уже в 2018 г. Китай станет первой экономикой мира.

Одним из определяющих развитие экономики параметров является темп роста производительности труда. В настоящее время производительность труда в Российской Федерации составляет 34,5% к уровню США. По инновационному сценарию она вырастет до 55% к 2020 г. и до 87% к 2030 г. В основном это должно произойти за счет модернизации традиционных секторов и развития новой, инновационной экономики.

16 Баскин А.С. Стратегия модернизации и институциональные ловушки // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2009. Вып. 1. С. 10-16.

17 Миркин Я. Проект «Россия 3.0» // Рос. газ. 2012. 20 нояб.

Таблица 13

Сравнение основных макроэкономических параметров долгосрочного прогноза

с параметрами КДР

2010 2020 2030

Доля России в мировом ВВП, % КДР їди 3,5 3,0 4,3 3,2 5,5 3,7

ВВП на душу населения по ППС, тыс. долл. КДР їпп 18 16 34 24 54 36

ВВП, в процентах к 2007 г. КДР 123 227 378

їпп 101 157 240

Инвестиции, в процентах к 2007 г. КДР їпп 151 98 397 196 719 340

Отношение производительности труда КДР 37 65 95

в РФ к США, % ї-пп 34,5 44 68

Энергоемкость, в процентах к 2007 г. КДР 86 98 60 72 53

В прогнозах Минэкономразвития рассматриваются и сценарии, учитывающие возможные циклические кризисы, структурные сдвиги на мировом рынке углеводородов и др. Но, как и в Концепции долгосрочного развития 2008 г., здесь нет ответа на вопрос о том, как добиться желаемых целей, как обеспечить формирование в России новой экономики.

Разрабатывая стратегию своего развития, необходимо исходить из того, что мир «вступает в эпоху кардинальных перемен, а может быть и потрясений. Глобальное развитие становится все более неравномерным»18. Чтобы в этих условиях совершить рывок, надо перевести экономику «в режим форсажа» (Я. Миркин). Для нас приемлем рост 6-7% в год, пишет академик Виктор Ивантер, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. У нас ничем не оправданный импорт. Мы проедаем заработанные на нефти, покупая продовольствие, оборудование и комплектующие даже для оборонных предприятий19.

В отличие от правительственных прогнозов в итоговом докладе о результатах экспертной работы по проблемам социально-экономического развития до 2020 г., подготовленном большой группой ученых (более 1000 человек) под руководством ректора Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Владимира Мау упор делается на факторы, определяющие стратегию развития. «Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика» исходит из констатации того факта, что российская экономика - это экономика с относительно дорогим трудом и относительно плохими институтами. Это важнейшая причина инвестиционной непривлекательности страны и оттока капиталов. При высокой норме сбережений в ВРД у нас относительно низкая норма накопления. А без инвестиций не может быть и инноваций. Для выхода на траекторию устойчивого развития нужны два основания - новая модель экономического роста и новая социальная политика.

Новая модель роста предполагает упор не на «экономику спроса» как сегодня, а на «экономику предложения», что требует снятия институциональных барьеров для роста экономики, улучшения делового климата. Последнее включает: устранение чрезмерного неравенства прав рыночных агентов, избыточного и неэффективного госрегулирования, коррупции, репрессивной по отношению к бизнесу судебно-правовой системы, формирование высококонкурентной деловой среды. Новая социальная политика должна полнее учитывать интересы тех слоев общества, которые способны реализовать потенциал инновационного развития - креативного класса (по своему социальному положению

- это средний класс).

«Стратегия 2020» рассматривает три группы сценариев развития: инерционный сценарий (институты и бюджетные условия меняются мало); сценарий жесткой реформы (повышение жесткости бюджетных ограничений; воздействие на интересы групп влияния); сценарий оптимальных изменений, учитывающий интересы широких социальных групп и игнорирующий сопротивление элит.

При рассмотрении общих условий выхода на траекторию устойчивого развития в «Стратегии 2020» делается вывод: российская экономика сегодня по многим параметрам не соответствует выходу на желаемую траекторию роста.

18 Послание президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ // Рос. газ. 2012. 13 дек.

19 Рос. газ. 2012. 11 дек.

Переход к устойчивому развитию требует изменения денежно-кредитной и бюджетной политики, улучшения делового климата и инвестиционной привлекательности страны и др.

Ключевая проблема - низкое качество государственного управления. Почти ни одно нововведение 2000-х гг. не было реализовано в полном объеме либо не дало ожидаемого эффекта. «Стратегия 2020» предлагает меры по оптимизации функций государства и, соответственно, «дорожную карту» до 2020 г. Среди них важная роль отводится гражданскому контролю и общественной экспертизе принимаемых органами власти решений.

К настоящему времени нет официально принятой стратегии развития страны, хотя отдельные идеи «Стратегии 2020» используются. Важным является заявление В. Путина в послании Президента Федеральному собранию 12.12.2012.: «В центре новой модели роста должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм»20. Модель госкапитализма, в основе которой усиление государственного присутствия в экономике путем образования госкорпораций, госхолдингов, госкомпаний, формирование таких государственных институтов развития, как Российская венчурная компания, Внешэкономбанк, особых экономических зон и другие, стала главной моделью развития в середине первого десятилетия XXI в. Практика показала ее сомнительность.

Новая стратегия должна быть принята как официальный государственный документ и именно до 2020 г., хотя ее принятию должны предшествовать прогнозы развития до 2030 г. В стратегии должны присутствовать конкретные показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 г. (примером может быть опыт Китая трех последний десятилетий) и инструменты их достижения. К 2020 г. будет работоспособно нынешнее поколение руководителей, а к 2030 г. придут новые, которые не будут нести ответственность за ранее принятые решения.

В государственной стратегии важнейшей задачей должно стать формирование ориентированной на цель развития - инновационная экономика - институциональной среды, что позволит начать преодоление важнейших препятствий для экономического роста: сокращение оттока капитала из страны и привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, модернизацию производственного аппарата, уменьшение уязвимости экономики и др. Как решать задачи - об этом уже много говорилось и писалось. И ничего нового не придумать. Надо действовать последовательно и решительно, выделив ключевое звено.

По-нашему мнению, таким ключевым звеном является коррупция в высших эшелонах власти. Так, по оценке МВД Российской Федерации в 2011 г. мы потеряли сумму, равную примерно 10% ВВП (вывоз капитала из страны, отмывание, обналичивание денег и т.д.). В 2012 г. вывоз капитала из страны, включая с признаками коррупционности, увеличился. По международным оценкам Россия -одна из самых коррумпированных стран мира. Но по данным судебной статистики большинство осужденных за взятки - работники системы здравоохранения, образования, муниципальные служащие, чьи доходы крайне низки, суммы взяток 10-15 тыс. руб.21

Наступление на коррупцию повысит инвестиционную привлекательность России, повысит эффективность бюджетной системы и даст возможность снизить налоговую нагрузку на эффективный бизнес и т.д. Снижение коррупции в высших эшелонах власти, распространяясь по властной пирамиде вниз, приведет к снижению коррупции в регионах и муниципальных образованиях.

В этом направлении, кроме уже принятых решений (декларирование доходов и декларирование крупных расходов министров, депутатов, руководителей госкомпаний и др.), необходим ряд действий: полное исключение назначения на высшие должности родственников, обоснование назначения заслугами на прежнем месте работы, личная ответственность за неправомерные действия не только самого чиновника, но его руководителя и лиц, его назначивших. Последнее предполагает формирование своеобразной пирамиды исполнительной власти: вышестоящий руководитель отвечает за действие 8-10 подчиненных, соответствующие службы принимают жалобы и претензии, изучают декларации о доходах и расходах и даже образе жизни чиновников, а, по их представлению, вышестоящий руководитель принимает решения о соответствии/несоответствии лица занимаемой должности, не дожидаясь, когда последний нанесет часто непоправимый урон обществу. Соответственно, должно быть принято обязательное реагирование на критические выступления, затрагивающие сферу ответственности конкретного круга чиновников. Ведь сегодня Генеральная прокуратура может не реагировать на материалы, представленные Счетной палатой РФ, Следственный комитет может не реагировать на материалы, по-

20 Рос. газ. 2012. 13 дек.

21 Рос. газ. 2012. 7 марта.

ступившие от Генпрокуратуры и т.д. И никто не реагирует на расследования и заявления средств массовой информации - «четвертой власти». Нет в России и института парламентских расследований -важного, принятого в большинстве развитых стран, инструмента контроля за действиями исполнительной власти. Еще один антикоррупционный институт - общественное обсуждение важнейших долгосрочных высокозатратных проектов.

Об актуальности такого подхода к решению сложнейших задач свидетельствует интервью, которое дал Российской газете Г. Ефремов - конструктор целого ряда надежных баллистических ракет, спутников, орбитальных станций военного и гражданского назначения. Его мнение: «Амбициозные

проекты (освоение Луны, Марса) - это распотрошение денег; я, как отстаивающий проекты без отка-

22

тов и распилов, стал не нужен» .

Для обсуждения таких проектов необходимо указом Президента создавать группы экспертов из видных специалистов в соответствующих областях науки и техники. Без мнения экспертов ни один амбициозный проект не должен приниматься.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часто в публичных обсуждениях проблем коррупции ставят вопрос, что важнее: формирование антикоррупционной системы или подбор кадров. Ответ на него однозначен: без честных, высокооплачиваемых, высококвалифицированных кадров не будет функционировать самая «умная» система. Опыт не просто борьбы с коррупцией, а искоренения крупномасштабной коррупции имеет Сингапур. Две цитаты из книги Ли Куан Ю. «Сингапурская история. Из третьего мира в первый»: «Человеческая изобретательность практически бесконечна, когда дело касается конвертации власти в личную выгоду... Высшие эшелоны власти следовало очистить в первую очередь - без этого борьба с коррупцией была бы пустой тратой времени»23.

Для того чтобы такая система сложилась, необходимо реформирование всей правоохранительной системы. Что и как делать - ответы на эти вопросы можно найти в трудах наших правоведов. Нужна политическая воля. Сегодня большинство крупных компаний, включая компании с госучасти-ем, зарегистрированы в офшорах. Это еще один фактор уязвимости экономики. Перевод этих компаний под российскую юрисдикцию невозможен без реформирования законодательства и судебной системы. «Стратегия 2020» содержит перечень первоочередных мер по реформированию правоохранительной системы: амнистия осужденных предпринимателей, реформа Уголовного кодекса, уточнение и разделение функций правоохранительных органов, меры по предотвращению рейдерства и др.

Решение названных выше задач позволит сформироваться в России благоприятной конкурентной среде для ведения бизнеса. Доверие к «правилам игры», их стабильности, доверие к властным органам, уверенность в защите своих интересов создаст стимулы для инвестиций и инноваций, для вложения средств в модернизацию производственного аппарата, что будет способствовать решению задачи создания 25 млн. высокоэффективных и высокооплачиваемых рабочих мест.

Все это создаст условия для решения еще одной задачи (вместе со специальными мерами) - повысит мотивацию молодежи на получение качественного образования и на жизнь в России. Патриотизм формируется не на специальных воспитательных мероприятиях, а самой реальностью, прежде всего экономической. И опять пример Сингапура. Если в первый период возникновения государства там жили враждовавшие между собой общины китайцев, малайцев, индусов, то в результате реформ они стали сингапурцами, гордыми за свою страну.

Сегодня Сингапур признан одной из наименее коррумпированных стран. Как это удалось Сингапуру? С момента образования государства борьба с коррупцией стала приоритетом правительства, прежде всего в высших эшелонах власти. Г лавным инструментом стал БРК (Бюро по расследованию коррупции) с широкими полномочиями. Одновременно ужесточалось законодательство, повышалась оплата чиновников, упрощалась процедура принятия решений. Закон 1960 г. позволил судам трактовать то обстоятельство, что если подозреваемый располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение факта получения взятки. Полученные в результате коррупции доходы и имущество подвергались конфискации, дача ложных показаний БРК, предоставление недостоверных данных каралось крупным штрафом и тюремным заключением.

Для России было благом, если бы правящая партия провозгласила очищение своих рядов и высших эшелонов власти от коррупционеров своим приоритетом.

22 Рос. газ. 2012. 21 февр.

23 Ли Куан Ю. Сингапурская история. Из третьего мира в первый. URL: http://lib.ru/memuary SINGAPUR /singapur.txt

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2013. Вып. 3

Таблица 14

Индексы потребительских цен и процентные ставки по кредитам/депозитам

Индекс потребительских цен (2010 г. в % к 2000 г.) Процентные ставки по кредитам/ депозитам (среднегодовые), 2009 г.

Япония 97 1,72/0,44

Финляндия 117 -/1,69

Г ермания 117 -/1,62

Франция 119 -/1,92

Италия 123 4,76/-

Китай 124 5,31/2,25

США 127 3,25/0,56

Украина 287 -

Россия 325 15,31/8,59

Примечание. Составлено по: Российский статистический ежегодник. С. 777-778.

Снижение коррупции, административных барьеров повышает кредитный рейтинг страны, процентные ставки по кредитам снижаются, инвестиции в экономику увеличиваются. В России норма сбережений значительно выше нормы инвестиций. Эту тенденцию надо сменить на противоположную. Последнее требует изменений монетарной политики Центробанка, на что обращает внимание Я. Миркин: «Сверхбыстрый рост экономики невозможен без низкого процента, без подавления немонетарной инфляции., крепкий рубль и импорт разрушают несырьевое производство»24. Общепринято считать низкую ставку рефинансирования фактором роста цен и, соответственно, ухудшения условий жизни населения. Но мировой опыт это не подтверждает (табл. 14).

Данные табл. 14 свидетельствуют, что низкая процентная ставка может не быть причиной инфляции. Скорее наоборот, низкая процентная ставка при высоком качестве институтов стимулирует инвестиции, увеличение предложения, что сдерживает и рост цен. Напротив, высокая процентная ставка и высокая ставка рефинансирования (инструмент монетарной политики) укрепляет рубль, что стимулирует импорт готовой продукции и дестимулирует несырьевой экспорт, что в конечном итоге повышает уязвимость экономики.

Еще одна проблема - проблема оплаты труда. Десять лет назад был принят действующий сегодня Трудовой кодекс, предусматривавший постепенное повышение минимальной зарплаты до величины прожиточного минимума. Эта задача не решена и ее решение не запланировано на 2013 г. Сам прожиточный минимум в России - это уровень не жизни, а выживания, что не устраняется принятым в 2012 г. новым законом «О прожиточном минимуме». Если мы хотим устойчиво решать демографические проблемы, необходимо, чтобы работающий мог прокормить не только себя, но и хотя бы одного ребенка. Следовательно, минимальная заработная плата должна быть равна двум прожиточным минимумам и не облагаться подоходным налогом. Такое решение поднимет уважение к власти, престиж ряда профессий (медсестры, санитарки, нянечки, учителя начальных классов и др.), уменьшит бытовую коррупцию. Конечно, все это потребует увеличения бюджетных расходов и ужесточения контроля за ними.

Иная ситуация в сфере частного предпринимательства. Низкий уровень официально зарегистрированной безработицы (1,036 млн. чел. - 2012 г.) обеспечивается наличием огромного количества неэффективных рабочих мест, особенно в торговле, сфере услуг и занятостью в ненаблюдаемом секторе экономики. Предлагаемое в статье повышение минимальной зарплаты позволит вывести из тени часть доходов, увеличит поступление средств во внебюджетные фонды. При этом может сократиться сфера мельчайшего бизнеса, что оздоровит конкурентную среду, но потребует от региональных властей организации переобучения безработных с ориентаций на востребованные рынком профессии.

Борьба с коррупцией, реформирование правоохранительной системы, начавшись сверху, постепенно оздоровит ситуацию в обществе в целом. Декриминализация экономики снизит неофициальную нагрузку на бизнес, позволит снизить цены, увеличит спрос и предложение.

Реализация предложенных идей, последовательная и решительная, позволит уменьшить импортную зависимость, а по мере усиления инновационности промышленности позволит изменить структуру экспорта и ликвидировать экспортную зависимость, повысит устойчивость ныне крайне уязвимой к возможным шокам экономики.

24 Миркин Я. Указ. соч.

Формирование стратегии развития страны, ориентированной на инновационность экономики требует и новой экономической политики. Она не должна быть ни кейсианской, ставшей реакцией на Великую депрессию 30-х гг., ни неолиберальной - реакции на кризисные процессы 70-х гг. ХХ в. Формирование экономики, основанной на знаниях, требует постоянного вовлечения государства в процесс создания и распространения новых технологий (Т111П). Правительства должны стимулировать новые инновационные проекты. Новая экономическая политика, по мнению академика В. Пол-теровича, должна опираться на систему интерактивного планирования, основанную не на поддержке фирм, а на поддержке проектов. Как и индикативное планирование, интерактивное основано на тесном взаимодействии государства с ассоциациями бизнеса (опыт Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и др.). Проекты не заданы априори, а вырабатываются в процессе совместного анализа. Инициаторами и координаторами разработки проектов могут стать агентства по интерактивному планированию25, Минэкономразвития разрабатывает законопроекты «О промышленной политике», «О стратегическом государственном планировании». Важно, чтобы они не были кальками с советского планирования, а создали основу для форсированного роста все более открытой экономики России.

Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо, чтобы эта цель стала целью не только руководства страны, а всего общества, по меньшей мере активной его части. Необходимо массовое стремление к переменам и к жертвам. Это требует четкого определения модели общества, ориентированного на инновации. Общество, в котором мы живем - капитализм. Но капитализм не одинаков в различных странах. Известные его модели: государство благосостояния (Англия), социальная рыночная экономика (Германия) и др. Ли Куан Ю обеспечил процветание своей страны, предложив и реализовав концепцию «справедливого общества»26. Черты этой модели: конкуренция и экономическая свобода, вознаграждение в соответствии с заслугами, субсидирование государством видов деятельности, увеличивающих возможности граждан зарабатывать больше и жить лучше (образование, медицина, жилищные кредиты, пенсионная система и др.), борьба с коррупцией, единые права и обязанности для всех, «дешевое» государство и низкие налоги (с преобладанием налогообложения не доходов, а потребления), привлечение инвестиций, обеспечение чистоты, порядка и личной безопасности.

Конечно, далеко не все средства, использовавшиеся в Сингапуре, приемлемы для России. Нужна настойчивость, последовательность, новаторство в реализации модели «справедливое общество». Но сама эта концепция может быть принята населением нашей страны, пережившей социализм и «дикий капитализм», революции и войны.

Поступила в редакцию 31.05.13

A.S. Baskin

Vulnerable economy. Strategy of transition to a sustainable development

The paper prsents a detailed analysis of the components of strategic instability (vulnerability) of economy of Russia and the conditions ensuring the transition to a sustainable development and innovative type of economic growth.

Keywords: vulnerability of national economy, export dependence, import dependence, instability factors, anticorruption strategy.

Баскин Аркадий Соломонович, кандидат экономических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, Ул. Университетская, 1 E-mail: [email protected]

Baskin A.S.,

candidate of economics, professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: [email protected]

25 Полтерович В. Г ипотеза об инновационной паузе и стратегии модернизации // Вопр. экономики. 2009. №6.

26 Ли Куан Ю. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.