Научная статья на тему 'Увеличение физической работоспособности студенток - первокурсниц, имеющих разный тип телосложения, на фоне занятий легкой атлетикой'

Увеличение физической работоспособности студенток - первокурсниц, имеющих разный тип телосложения, на фоне занятий легкой атлетикой Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
первокурсницы / студентки / физическая работоспособность / физическая подготовка / легкая атлетика / типы телосложения. / first-year female students / physical performance / physical fitness / athletics / body types.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Сибгатуллина Ф. Р., Медведев И. Н., Ермолина Н. В., Крупнов В. А.

Весьма важным представляется оценка воздействия регулярных занятий легкой атлетикой в условиях секции и самостоятельно на физическую работоспособность студенток-первокурсниц с разным типом телосложения. Цель исследования: оценить изменения в уровне физической работоспособности студенток-первокурсниц, приступивших к занятиям легкой атлетикой. Научная новизна. Были выяснены особенности уровня физической работоспособности студенток-первокурсниц, начавших заниматься легкой атлетикой. Практическая значимость. Обнаруженное у первокурсниц-гиперстеников, занимающихся легкой атлетикой, наибольшее увеличение уровня их аэробной работоспособности указывает на возможность достижения ими наиболее выраженных результатов. Для достижения более высокой работоспособности у студенток первого курса астенического и нормостенического телосложения, видимо, необходим более плотный график тренировок. Материалы и методы. Наблюдение велось в двух группах студенток-первокурсниц: контрольной (18 человека) и легкоатлетической (22 человека). Контрольная группа посещала академические занятия по физической культуре. Легкоатлетическая группа студенток дополнительно к ним проходила занятия по легкой атлетике по 30-40 минут в день пять раз в неделю. У девушек оценивался тип телосложения и определялась физическая работоспособность по уровню PWC170 в начале и в конце первого курса университета. Данные обсчитаны критерием Стьюдента. Результаты исследования. В случае легкоатлетических тренировок, параллельно с занятиями по физической культуре у студенток первого курса удалось добиться роста уровня PWC170. Полученные результаты указывали у юных легкоатлеток на нарастание у них аэробной работоспособности в ходе занятий легкой атлетикой. Невключенность в спортивную деятельность сопровождалось у их сверстниц контрольной группы сохранением стабильно низкой физической работоспособности. Заключение. Легкоатлетические тренировки способствуют у студенток первого курса росту аэробной работоспособности, степень которого максимальна при наличии гиперстенического телосложения и превосходят динамику этого показателя у астеников и нормостеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Сибгатуллина Ф. Р., Медведев И. Н., Ермолина Н. В., Крупнов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase in physical performance of first-year female students with different body type on the background of athletics activities

It is very important to evaluate the impact of regular athletics in the conditions of the section and independently on the physical performance of female first-year students with different body types. Aim of the research. To evaluate changes in the level of physical performance of female freshmen students who started athletics. Scientific novelty. The peculiarities of female first-year students’ physical performance level who started to engage in athletics were found out. Practical significance. The greatest increase in aerobic capacity found in first-year female hyperstenic athletics students indicates that they can achieve the most pronounced results. To achieve higher performance in first-year female students of asthenic and normosthenic physique, apparently, a denser training schedule is necessary. Materials and methods. The observation was conducted in two groups of first-year female students: control (18 people) and athletics (22 people). The control group attended academic physical education classes. The athletic group of female students additionally took athletics classes for 30-40 minutes a day five times a week. The girls' body type was assessed and physical performance was determined by PWC170 at the beginning and at the end of the first year of the university. The data were calculated using Student's t-test. Results. In the case of athletics training, in parallel with physical education classes in first-year female students it was possible to achieve an increase in the level of PWC170. The obtained results indicated in young female track and field athletes an increase in their aerobic capacity during athletics. Non-involvement in sports activity was accompanied by the preservation of stably low physical efficiency in their peers of the control group. Conclusion. Athletics training contributes to the growth of aerobic efficiency in female students of the first year, the degree of which is maximum in the presence of hyperstenic physique and exceed the dynamics of this indicator in asthenics and normostenics.

Текст научной работы на тему «Увеличение физической работоспособности студенток - первокурсниц, имеющих разный тип телосложения, на фоне занятий легкой атлетикой»

УДК 796

Увеличение физической работоспособности студенток-первокурсниц, имеющих разный тип телосложения, на фоне занятий легкой атлетикой

Сибгатулина Ф.Р.1*, Медведев И.Н.2, Ермолина Н.В.3, Крупнов В.А.4

1 Российский университет транспорта (МИИТ) г. Москва, Россия ОЯСЮ: 0009-0005-6779-8795, [email protected]* 2Российский государственный социальный университет г. Москва, Россия ОЯСЮ: 0000-0002-9263-2720, [email protected] 3Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева

г. Астрахань, Россия ОЯСЮ: 0000-0001-9728-748Х, tomara-72 [email protected] 4Пензенский государственный университет г. Пенза, Россия ОЯСЮ: 0009-0002-3282-6547, [email protected]

Аннотация: Весьма важным представляется оценка воздействия регулярных занятий легкой атлетикой в условиях секции и самостоятельно на физическую работоспособность студенток-первокурсниц с разным типом телосложения. Цель исследования: оценить изменения в уровне физической работоспособности студенток-первокурсниц, приступивших к занятиям легкой атлетикой. Научная новизна. Были выяснены особенности уровня физической работоспособности студенток-первокурсниц, начавших заниматься легкой атлетикой. Практическая значимость. Обнаруженное у первокурсниц-гиперстеников, занимающихся легкой атлетикой, наибольшее увеличение уровня их аэробной работоспособности указывает на возможность достижения ими наиболее выраженных результатов. Для достижения более высокой работоспособности у студенток первого курса астенического и нормостенического телосложения, видимо, необходим более плотный график тренировок. Материалы и методы. Наблюдение велось в двух группах студенток-первокурсниц: контрольной (18 человека) и легкоатлетической (22 человека). Контрольная группа посещала академические занятия по физической культуре. Легкоатлетическая группа студенток дополнительно к ним проходила занятия по легкой атлетике по 30-40 минут в день пять раз в неделю. У девушек оценивался тип телосложения и определялась физическая работоспособность по уровню PWCl70 в начале и в конце первого курса университета. Данные обсчитаны критерием Стьюдента. Результаты исследования. В случае легкоатлетических тренировок, параллельно с занятиями по физической культуре у студенток первого курса удалось добиться роста уровня PWCl70. Полученные результаты указывали у юных легкоатлеток на нарастание у них аэробной работоспособности в ходе занятий легкой атлетикой. Невключенность в спортивную деятельность сопровождалось у их сверстниц контрольной группы сохранением стабильно низкой физической работоспособности. Заключение. Легкоатлетические тренировки способствуют у студенток первого курса росту аэробной работоспособности, степень которого максимальна при наличии гиперстенического телосложения и превосходят динамику этого показателя у астеников и нормостеников.

Ключевые слова: первокурсницы, студентки, физическая работоспособность, физическая подготовка, легкая атлетика, типы телосложения.

Для цитирования: Сибгатулина Ф.Р.*, Медведев И.Н., Ермолина Н.В., Крупнов В.А. Увеличение физической работоспособности студенток-первокурсниц, имеющих разный тип телосложения, на фоне занятий легкой атлетикой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .

Increase in physical performance of first-year female students with different body

type on the background of athletics activities

Failya R. Sibgatulina1*, Ilya N. Medvedev2, Natalia V. Ermolina3, Victor A. Krupnov4

1Russian University of Transport Moscow, Russia ORCID: 0009-0005-6779-8795, [email protected]* 2Russian State Social University Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-9263-2720, [email protected] 3V.N. Tatishchev State University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-9728-748X, tomara-72 [email protected] 4Penza State University Penza, Russia ORCID: 0009-0002-3282-6547, [email protected]

Abstract: It is very important to evaluate the impact of regular athletics in the conditions of the section and independently on the physical performance of female first-year students with different body types. Aim of the research. To evaluate changes in the level of physical performance of female freshmen students who started athletics. Scientific novelty. The peculiarities of female first-year students' physical performance level who started to engage in athletics were found out. Practical significance. The greatest increase in aerobic capacity found in first-year female hyperstenic athletics students indicates that they can achieve the most pronounced results. To achieve higher performance in first-year female students of asthenic and normosthenic physique, apparently, a denser training schedule is necessary. Materials and methods. The observation was conducted in two groups of first-year female students: control (18 people) and athletics (22 people). The control group attended academic physical education classes. The athletic group of female students additionally took athletics classes for 30-40 minutes a day five times a week. The girls' body type was assessed and physical performance was determined by PWC170 at the beginning and at the end of the first year of the university. The data were calculated using Student's t-test. Results. In the case of athletics training, in parallel with physical education classes in first-year female students it was possible to achieve an increase in the level of PWC170. The obtained results indicated in young female track and field athletes an increase in their aerobic capacity during athletics. Non-involvement in sports activity was accompanied by the preservation of stably low physical efficiency in their peers of the control group. Conclusion. Athletics training contributes to the growth of aerobic efficiency in female students of the first year, the degree of which is maximum in the presence of hyperstenic physique and exceed the dynamics of this indicator in asthenics and normostenics.

Keywords: first-year female students, physical performance, physical fitness, athletics, body types.

For citation: Failya R. Sibgatulina*, Ilya N. Medvedev, Natalia V. Ermolina, Victor A. Krupnov. Increase in physical performance of first-year female students with different body type on the background of athletics activities. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .

Введение

Процесс обучения в вузе является непростым испытанием для организма. Он предъявляет перед молодыми людьми высокие требования в отношении эмоциональной устойчивости, целеустремленности и физического развития [1]. Наличие большой учебной нагрузка в сочетании с началом самостоятельной жизни может быть успешно перенесено при задействовании резервных возможностей организма. Комплексно оценить функциональный статус молодого организма, находящегося в условиях длительного психоэмоционального

напряжения, связанного с непрерывным усвоением большого объема информации возможно, путем определения имеющегося уровня физической работоспособности [2].

Данный параметр имеет большую важность для формирования физического потенциала, что диктует необходимость его развития. Это можно достичь при помощи средств физического воспитания [3]. Особое значение это имеет для студенток, обладающих от природы более скромными физическими возможностями по сравнению с их сверстницами. Результативность разных видов физической активности для увеличения физической работоспособности оценивается разными авторами [4,5]. Решить данную задачу возможно путем вовлечения студенток в занятия созданных при вузе спортивных секций во внеурочное время, без ущерба для педагогического процесса [6]. Для этого очень важно учитывать личное предпочтение студенток и возможность гибкого графика занятий по избранному виду спорта и без посещения секции в случае наличия небольшого количества свободного времени [7]. Таким условиям может удовлетворять легкая атлетика, заниматься которой студентка может самостоятельно. В этой связи большой интерес вызывают воздействия регулярных занятий легкой атлетикой в условиях секции и самостоятельно на физическую работоспособность студенток-первокурсниц с разным типом телосложения.

Цель исследования - оценить изменения в уровне физической работоспособности студенток-первокурсниц, приступивших к занятиям легкой атлетикой.

Материалы и методы

В исследование были привлечены студентки юношеского возраста (18,1±0,5 лет), поступившие на первый курс бакалавриата гуманитарных направлений подготовки, в Российский университет транспорта, г. Москва, Россия. Все они регулярно посещали свои академические занятия, в т.ч. по физической культуре. Общее число наблюдавшихся студенток составило 137. Из них образовали экспериментальную группу легкоатлеток (75 девушек) и контрольную группу (62 девушки). Группа легкоатлеток в дополнение к академическим занятиям по физической культуре занималась легкой атлетикой по 30-40 минут в день, пять раз в неделю в легкоатлетической секции или самостоятельно в зависимости от текущей академической загруженности. В их число входило 26 девушек астенического телосложения, 32 девушки нормостенического телосложения и 17 девушек гиперстенического телосложения. Группа контроля состояла из первокурсниц, не интересующихся физическими нагрузками и нерегулярно приходивших на занятия в университете по физической культуре. В состав контрольной группы входило 18 девушек астенического телосложения, 25 девушек нормостенического телосложения и 19 девушек гиперстенического телосложения.

Уровень физической работоспособности оценивался у всех наблюдавшихся студенток при помощи стандартного теста PWCl70 в начале первого курса и в его конце. Выполнялась обычная статистическая обработка на основе лицензионных программ.

Результаты и обсуждение

Показатели физической работоспособности студенток, которые начали легкоатлетические занятия (легкоатлетическая группа) и у студенток, нерегулярно посещавших физкультурные занятия, согласно расписанию суммированы в приведенной ниже таблице с учетом имеющегося у них типа телосложения.

Таблица 1

Изменения мышечной работоспособности у студенток

Телосложение Группа легкоатлетов, M±m Группа контроля, M±m

начало наблюдения конец наблюдения начало наблюдения конец наблюдения

Астенический тип телосложения, кг/м/мин 452,4±14,54 498,6±13,26*+ 466,5±16,08 448,2±16,91Л

Нормостенический тип телосложения, кг/м/мин 478,5±18,12 539,1±18,72* 480,5±21,33 481,8±17,72Л

Гиперстенический тип телосложения, кг/м/мин 491,6±21,15 567,8±31,61* 495,5±19,81 497,2±22,87Л

Примечание. Исходной достоверности различий между группами обнаружить не удалось. При завершении работы значимость изменений показателя - *, различия с гиперстениками - +, различия между группами - Л.

Исходный уровень PWCl70 у девушек легкоатлетической и контрольной групп аналогичных типов телосложения значимых различий не имел. В начале исследования лишь имелась наибольшая тенденция к превалированию работоспособности у девушек-гиперстеников над таковой у девушек с другими типами телосложения. Так, в легкоатлетической группе у девушек-нормостеников на 2,7% и превалирующая над уровнем у девушек-астеников на 8,2%. При первом наблюдении в контроле данные значения были аналогичными. Найденная склонность может быть связана с наличием конституциональных особенностей организма обследованных, основанных на разной исходной развитости мышечной системы в соответствии с типом телосложения.

Среди девушек легкоатлетической группы наиболее выраженная динамика показателя PWCl70 отмечена у имевших гиперстеническое телосложение. У них данный показатель возрос на 15,5% и достиг к концу исследования максимального уровня. У девушек легкоатлетической группы с нормостеническим телосложением рассматриваемый показатель увеличился на 12,6% и вышел на несколько более низкий уровень, чем у гиперстеников. У дополнительно занимавшихся легкой атлетикой девушек-астеников работоспособность повысилась на 10,2%, достигнув к концу наблюдения наименьшего уровня в легкоатлетической группе. Полученные различия в достигнутой динамике работоспособности при сравниваемых условиях тренировочного процесса следует связывать с различиями в потенциале развития их поперечнополосатой мускулатуры. Наибольшим его следует считать у девушек-гиперстеников, средним -у девушек-нормостеников и самым низким - у девушек-астеников.

У девушек контрольной группы, имеющих разные типы телосложения, учитываемый показатель в ходе наблюдения не подвергся значимой динамике, оставаясь на уровне исхода. При этом к концу наблюдения различия между девушками одного типа телосложения разных групп наблюдения оказались достоверны. Так, между девушками-гиперстениками сравниваемых групп в конце исследования различие составило 14,2%. Между девушками-нормостениками они оказались 11,8%, а отличия между девушками-астениками при завершении наблюдения достигли 11,2%.

По всей видимости, заложенный природой потенциал развития мышечной системы реализуется в ходе регулярных тренировок, обеспечивая рост физической работоспособности в случае регулярных занятий легкой атлетикой. Это связано с понижающейся в этом ряду белоксинтетической активности мышц с общим понижением интенсивности анаболических процессов в них и с ослаблением явлений генерации в них макроэргов. В этой связи легкоатлетические тренировки следует считать одним из предпочтительных дозируемых нагрузок на организм девушек-первокурсниц, способных его стимулировать в рамках конституционных возможностей организма. В случае потребности повышения работоспособности у студенток-первокурсниц нормостенического и особенно астенического телосложения имеет смысл рассматривать вопрос об увеличении физической нагрузки за счет легкоатлетических тренировок при условии достаточности и полноценности питания и адекватности отдыха.

Заключение

В ходе занятий легкой атлетикой у студенток было достигнуто значительное увеличение уровня PWC170, максимально выраженное у гиперстеников, что указывало на существенное увеличение их аэробной работоспособности. Невключенность в спортивную деятельность

сопровождалась у их сверстниц контрольной группы сохранением стабильно низкой физической работоспособности.

Список литературы

1. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Marinina N.N., Skorosov K.K., Kumantsova E.S., Belyakova E.V. Possibilities of regular physical culture lessons in restoring the functional status of students. Journal of Biochemical Technology. 2021; 12(2) : 62-66.

2. Воробьева Н.В., Завалишина С.Ю., Кичигина Е.В., Уколова Г.Б. Влияние регулярных занятий в секции общей физической подготовки на функциональные возможности дыхательной системы студентов-первокурсников. Теория и практика физической культуры. 2024; 3 : 40.

3. Аленуров Э.А., Завалишина С.Ю., Болдов А.С., Светличкина А.А. Развитие физического потенциала студентов-первокурсников, занимающихся рукопашным боем. Теория и практика физической культуры. 2024; 5 : 72-73.

4. Порубайко Л.Н., Завалишина С.Ю., Ионова О.В., Фокина Н.Ю. Общие функциональные возможности студентов первого курса университета, осваивающих плавание. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024; 6 (232) : 98-102.

5. Михайлова О.Н., Завалишина С.Ю., Луткова И.Н., Письменская Э.И. Особенности физической работоспособности у студентов-первокурсников, имеющих разный стаж занятий легкой атлетикой. Культура физическая и здоровье. 2024; 2(90) : 267-270.

6. Бушма Т.В., Миронова О.В., Шаронова А.В., Бондарчук И.Л. Телосложение как фактор индивидуализации занятий по физической культуре студентов вузов. Теория и практика физической культуры. 2022; 7 : 32-34.

7. Karpov V.Y., Zavalishina S.Y., Romanova A.V., Pozdnyakova I.R., Kozjakov R.V., Sharagin V.I. Effects of regular exercise on functional activity of cardio-vascular system. International Journal of Pharmaceutical Research. 2021; 13(1) : 408-412.

References

1. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Marinina N.N., Skorosov K.K., Kumantsova E.S., Belyakova E.V. Possibilities of regular physical culture lessons in restoring the functional status of students. Journal of Biochemical Technology. 2021; 12(2): 62-66.

2. Vorobyeva N.V., Zavalishina S.Yu., Kichigina E.V., Ukolova G.B. Influence of regular classes in the general physical training section on the functional capabilities of the respiratory system of freshmen students. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2024; 3: 40 [In Russ., In Engl.].

3. Alenurov E.A., Zavalishina S.Yu., Boldov A.S., Svetlichkina A.A. Development of physical potential of first-year students engaged in hand-hand combat. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2024; 5: 72-73 [In Russ., In Engl.].

4. Porubayko L.N., Zavalishina S.Yu., Ionova O.V., Fokina N.Yu. General functional capabilities of first year university students mastering swimming. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2024; 6 232): 98-102 [In Russ.].

5. Mikhailova O.N., Zavalishina S.Yu., Lutkova I.N., Pismenskaja E.I. Peculiarities of physical performance in freshmen students with different length of athletics experience. Kul'tura fizicheskaya I zdorov'e. 2024; 2(90): 267-270. [In Russ.].

6. Bushma T.V., Mironova O.V., Sharonova A.V., Bondarchuk I.L. Body as a factor of individualization of physical education lessons of university students. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2022; 7: 52-55 [In Russ., In Engl.].

7. Karpov V.Y., Zavalishina S.Y., Romanova A.V., Pozdnyakova I.R., Kozjakov R.V., Sharagin V.I. Effects of regular exercise on functional activity of cardio-vascular system. International Journal of Pharmaceutical Research. 2021; 13(1): 408-412.

Статья поступила в редакцию: 04.11.2024

Сибгатулина Фаиля Равильевна - кандидат педагогических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), 127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, дом 9, строение 9, e-mail: [email protected]

Медведев Илья Николаевич - доктор медицинских наук, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, 129226, Россия, г.Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, e-mail: [email protected]

Ермолина Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет им.В.Н. Татищева, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, e-mail: [email protected]

Крупнов Виктор Алексеевич - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет, 440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная. Дом 40, e-mail: KRupnov54@list. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.