Научная статья на тему 'Утверждение общественного здоровья в Татарстане: межрегиональное и международное измерения'

Утверждение общественного здоровья в Татарстане: межрегиональное и международное измерения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / алкоголь / профилактика / опыт / традиция / праздник / музей. / region / alcohol / prevention / experience / tradition / holiday / museum

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ловчев Владимир Михайлович

В статье представлены достижения региона Республика Татарстан в сфере профилактики потребления легальных и не-легальных наркотиков, утверждения трезвого и здорового образа жизни. Рассматриваются социально ценные традиции, уста-новившиеся в конце позапрошлого века. У их истоков находится Казанское общество трезвости (1892–1917 гг.), чьи многооб-разные проекты были столь эффективны, что были отмечены даже Большой премией на Всемирной промышленной выставкев Турине в 1911 году. К взаимодействию с Казанским обществом трезвости тяготели социально активные граждане различныхрегионов: от Дальнего Востока до Петербурга. Многие дореволюционные профилактические наработки оказались безвозврат-но утраченными в годы советской власти. С 1976 года в столице Татарстана возрождается трезвенническое движение. Первойего организованной ячейкой стал клуб трезвости «Маяк». В постсоветском Татарстане социально ценные традиции развивают-ся и укрепляются. Международные и межрегиональные связи трезвенников сыграли важную роль в оздоровлении региона. Ониспособствовали возрождению в 1995 году праздников трезвости, появлению в 2005 году улицы, носящей имя трезвенника Н.Ф.Катанова, закреплению с 2003 года практик регулярных выставок символики общественного здоровья в казанских музеях.Межрегиональное взаимодействие помогло устранить из жизни Татарстана одиозные «праздники пива» в 2002 году. Междуна-родные и межрегиональные связи оснащают татарстанские силы общественного здоровья передовым опытом, информацией,уникальными методическими материалами. С другой стороны, сама постсоветская Казань уже уверенно заявила себя в мас-штабах России как уникальная экспериментальная площадка по внедрению трезвого здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOPTION OF PUBLIC HEALTH IN TATARSTAN: INTERREGIONAL AND INTERNATIONAL DIMENSIONS

The article examines the achievements of the Republic of Tatarstan in the field of prevention of consumption of legal and illegal drugs, approval of a sober and healthy lifestyle. There are considered socially valuable tradition, established in the late nineteenth century. Their origins are Kazan temperance society (1892–1917 years.), whose diverse projects have been so effective that even were awarded the Grand Prize at the World Industrial Exhibition in Turin in 1911. Socially active citizens of different regions from the Far East to St. Petersburg interact with the Kazan Society of sobriety. Many of the pre-revolutionary preventive developments appeared irretrievably lost during the Soviet era. Since 1976, in the capital of Tatarstan the temperance movement was reborn. There was organized the sobriety club "Mayak". In post-Soviet Tatarstan socially valuable traditions developed and strengthened. International and interregional relations of abstainers has played an important role in improving the region. They contributed to the revival of the sober holidays in 1995, the emergence of the street that bears the name of teetotaler N. F. Katanov in 2005, the consolidation of the practices of the regular exhibitions of the symbolism of public health in Kazan museums since 2003. Inter-regional cooperation has helped to eliminate from the life of Tatarstan odious "beer festivals" in 2002. International and interregional communication equip Tatarstan force of public health with best practices, information, unique teaching materials. On the other hand, the post-Soviet Kazan with confidence manifested itself in the scale of Russia as a unique experimental platform for the introduction of sober, healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Утверждение общественного здоровья в Татарстане: межрегиональное и международное измерения»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 249-253. УДК 316.752

УТВЕРЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В ТАТАРСТАНЕ: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ИЗМЕРЕНИЯ

ADOPTION OF PUBLIC HEALTH IN TATARSTAN: INTERREGIONAL AND INTERNATIONAL DIMENSIONS

В.М. Ловчев V.M.Lovchev

Казанский национальный исследовательский технологический университет Kazan National Research Technological University

Статья поступила в редакцию 8 июля 2015 г.

В статье представлены достижения региона Республика Татарстан в сфере профилактики потребления легальных и нелегальных наркотиков, утверждения трезвого и здорового образа жизни. Рассматриваются социально ценные традиции, установившиеся в конце позапрошлого века. У их истоков находится Казанское общество трезвости (1892-1917 гг.), чьи многообразные проекты были столь эффективны, что были отмечены даже Большой премией на Всемирной промышленной выставке в Турине в 1911 году. К взаимодействию с Казанским обществом трезвости тяготели социально активные граждане различных регионов: от Дальнего Востока до Петербурга. Многие дореволюционные профилактические наработки оказались безвозвратно утраченными в годы советской власти. С 1976 года в столице Татарстана возрождается трезвенническое движение. Первой его организованной ячейкой стал клуб трезвости «Маяк». В постсоветском Татарстане социально ценные традиции развиваются и укрепляются. Международные и межрегиональные связи трезвенников сыграли важную роль в оздоровлении региона. Они способствовали возрождению в 1995 году праздников трезвости, появлению в 2005 году улицы, носящей имя трезвенника Н.Ф. Катанова, закреплению с 2003 года практик регулярных выставок символики общественного здоровья в казанских музеях. Межрегиональное взаимодействие помогло устранить из жизни Татарстана одиозные «праздники пива» в 2002 году. Международные и межрегиональные связи оснащают татарстанские силы общественного здоровья передовым опытом, информацией, уникальными методическими материалами. С другой стороны, сама постсоветская Казань уже уверенно заявила себя в масштабах России как уникальная экспериментальная площадка по внедрению трезвого здорового образа жизни.

The article examines the achievements of the Republic of Tatarstan in the field of prevention of consumption of legal and illegal drugs, approval of a sober and healthy lifestyle. There are considered socially valuable tradition, established in the late nineteenth cen-tury.Their origins are Kazan temperance society (1892-1917 years.), whose diverse projects have been so effective that even were awarded the Grand Prize at the World Industrial Exhibition in Turin in 1911. Socially active citizens of different regions from the Far East to St. Petersburg interact with the Kazan Society of sobriety. Many of the pre-revolutionary preventive developments appeared irretrievably lost during the Soviet era. Since 1976, in the capital of Tatarstan the temperance movement was reborn. There was organized the sobriety club "Mayak". In post-Soviet Tatarstan socially valuable traditions developed and strengthened. International and interregional relations of abstainers has played an important role in improving the region. They contributed to the revival of the sober holidays in 1995, the emergence of the street that bears the name of teetotaler N. F. Katanov in 2005, the consolidation of the practices of the regular exhibitions of the symbolism of public health in Kazan museums since 2003. Inter-regional cooperation has helped to eliminate from the life of Tatarstan odious "beer festivals" in 2002. International and interregional communication equip Tatarstan force of public health with best practices, information, unique teaching materials. On the other hand, the post-Soviet Kazan with confidence manifested itself in the scale of Russia as a unique experimental platform for the introduction of sober, healthy lifestyle.

Ключевые слова: регион, алкоголь, профилактика, опыт, традиция, праздник, музей.

Key words: region, alcohol, prevention, experience, tradition, holiday, museum.

Введение. Татарстан - один из успешных регионов в современной Российской Федерации. Его власть позиционирует Казань как «Мировую столицу татар», «Спортивную столицу России», «Третью столицу России» и т. п. И хотя данные устремления порой встречают критику местных скептиков, есть сфера, где положительные социальные достижения по праву выделяют часть России, называемую некогда Царством Казанским,

Казанской губернией, Татарской Автономной Советской Социалистической Республикой, а ныне - Республикой Татарстан. Достижения региона в сфере профилактики потребления легальных и легальных наркотиков, утверждения трезвого и здорового образа жизни действительно велики. Опыт трудолюбивой, благополучной Республики, находящейся на перекрестье путей между Западом и Востоком, Севером и Югом, заслужи-

© В.М. Ловчев, 2015

250

В.М. Ловчев

вает изучения и распространения по всей необъятной России.

Обзор литературы. В прямой постановке проблема не представлена ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Цивилизационные аспекты утверждения общественного здоровья изучены С.Н. Шеверди-ным (Московская область) [1]. Взаимодействие сибирских и казанских трезвенников в начале ХХ в. отражено в фундаментальной монографии томского историка А.Л. Афанасьева [2]. В многочисленных статьях и монографиях И.Е. Алексеева, посвященных право-монархическими силам Казанской губернии, отражены отношение последних к проблемам алкоголизации населения [3-5]. Кульминация международного признания казанских проектов - премирование на Всемирной промышленной выставке 1911 г. - освещена в статье М.М. Соловьева [6].

Гипотезы и методы исследования. Основная гипотеза заключается в оценке международных и межрегиональных связей как важнейшего фактора внутрирегиональной политики в сфере общественного здоровья. Для проверки гипотезы используются следующие подходы и методы. Диалектический подход в двух его ипостасях: представление о непрерывной изменчивости (отражено в эволюции сил общественного здоровья) и о всеобщих связях (воплощено в тесной взаимосвязи внутренней и внешней политики в регионе). Сравнительный метод позволял сопоставлять особенности трезвеннического движения Татарстана и дальнего зарубежья. Культурологический подход акцентировал внимание на деятельности культпросветучреждений региона.

Результаты исследования. Силы общественного здоровья, консолидировавшиеся в регионе, заявили о себе как общеимперская величина, в конце XIX в. В 1892 г. было зарегистрировано Казанское общество трезвости (далее - КОТ), на четверть века охватившее своими успешными социальными проектами целый ряд регионов нынешней Российской Федерации. Опубликованная на заре бурного ХХ в. карта «Казанское общество трезвости и его 61 отдел» [7] показывает представительство социальной деятельности казанских трезвенников на территории как минимум трех будущих регионов Российской Федерации: Татарстане, Республики Мари Эл и Чувашии. «Общество, - сообщалось в одном из годовых отчётов о деятельности КОТ, -известно во всех концах России не только своею благотворительною деятельностию,

но и просветительною, так как никто из обращающихся к нему не получал отказа в изданиях Общества, и они рассылаются по всей России и Сибири. К Обществу обращаются за советами со всех концов России - об устройстве больниц, так как первая в России больница для лечения пьяниц была открыта Казанским Обществом Трезвости. Почти все благотворительные общества в Казани, кроме детских приютов, открыты при содействии Казанского Общества Трезвости и отделы Общества существуют не только в Казанской губернии, но и в других городах России, включительно до Сибири» (цит. по: [5, с. 9]).

Современные ученые установили наличие отделов КОТ в Волынской, Вятской, Симбирской, Таврической, Томской и Уфимской губерниях, изучают судьбу инициатив по открытию отделов КОТ в губерниях Московской и Нижегородской [5, с. 9-10]. Индивидуальные члены КОТ имелись на территории от Читы до Петербурга и Кавказа [5, с. 11].

Еще шире была просветительская работа КОТ, его печатный орган - журнал «Деятель» - обменивался в начале ХХ в. почти на полторы сотни газет и журналов Российской империи. Достигал он и дальнего зарубежья. «Деятель» рассылался в Берлин, Лозанну, Нью-Йорк, Париж, Софию, Токио и другие города [4, с. 10].

Такие усилия пользовались признанием российской и международной общественности. В 1909 г. КОТ участвовало в Московской выставке комитета грамотности и получило почетный отзыв. В 1911 г. деятельность общества была представлена на Всемирной промышленной выставке в Турине, там оно получило «большую премию», а председатель общества Александр Титович Соловьев был награжден именной серебряной медалью [6].

После 1917 г. надолго наступил разрыв связей между адвокатами общественного здоровья. Во время «Большого террора» был казнен руководитель одного из казанских отделов КОТ священник Николай Михайлович Троицкий. Организатору самой первой трезвеннической ячейки в губернии (еще в 1889 г., т. е. до создания КОТ), священнику Владимиру Ивановичу Веселицкому в ходе гражданской войны оторвали голову. Туринскую медаль потомки А.Т. Соловьева несколько десятилетий прятали под крыльцом на даче среди мусора.

Многие социальные наработки оказались безвозвратно утраченными.

Утверждение общественного здоровья в Татарстане: межрегиональное и международное измерения 251

Возрождение традиций общественного здоровья в регионе началось в 1976 г., когда в пригороде Казани был создан клуб трезвости «Маяк». Значимость события подчеркивается его датой. Большинство россиян уверены, что организованные трезвенники появились в ходе горбачевской антиалкогольной кампании 1985 г. Национал-патриотическое крыло трезвеннического движения ведет отсчет возрожденного антиалкогольного движения с 1981 г. (так называемое «Пятое трезвенническое движение»). Казанское возрождение произошло на девять лет раньше первой и на пять лет раньше второй даты.

С 1976 г. в изучаемом регионе существует непрерывная трезвенническая традиция. Клуб «Маяк» передал клубу «Феникс» (1983), а тот в свою очередь Казанскому отделению МНАТ часть своего актива, символов и успешных наработанных социальных проектов. Перечисленным организациям удалось возродить традиции межрегионального и международного сотрудничества. Представитель Казани был избран председателем Международной независимой ассоциации трезвости (МНАТ). С 1996 г. центральным органом МНАТ является информационный бюллетень «Феникс», своим названием подчеркивающий укорененность в региональной трезвеннической традиции. Со второго года своего существования «Феникс» обрел двуединую форму: собственно бюллетень и приложение к нему, названных «Эйфория» (к лету 2015 г. вышло более 250 номеров первого и 125 номеров второго). Ведущими темами «Эйфории» стали историко-культурные аспекты отрезвления и творческое самовыражение трезвеннического актива. Начинали создавать приложение к «Фениксу» казанцы, при поддержке коллег из Киева и Петрозаводска. Позднее к работе подключились представители других регионов. С 1996 г. авторами отдельных брошюр «Эйфории» выступили трезвенники Абакана, Ельца, Запорожья, Ир-шавы (Закарпатская Украина), Киева, Крас-нокаменска (Читинская область), Москвы, Нижнего Новгорода, Нижнекамска, Петрозаводска, Орла, Твери, Томска, Череповца [4].

С 2001 по в 2005 г. был осуществлен проект, объективизировавший одно из наиболее сильных влияний трезвеннической традиции на столицу Татарстана. Весной 2001 г. представитель Казани был ознакомлен с достижениями сил общественного здоровья в легендарном городе Бремене, где две улицы были названы в честь руководительниц «Жен-

ского союза Германии за безалкогольную культуру», а одной из них - Оттилии Гофман - был установлен памятник в центре вольного города. По аналогии в тот же год была развернута кампания в Казани по переименованию «Школьного переулка» в «Ка-тановский переулок». Успех акции вдохновил ее участников на инициативу, выходящую за пределы одного населенного пункта. В 2005-2010 гг. трезвенники двух крупнейших городов Республики Татарстан выдвинули лозунг «Казани - улицу Соловьева, Нижнекамску - улицу Морозова!», обозначивший начало общерегионального проекта, продолжающегося в настоящее время.

Дореволюционные силы общественного здоровья оставили нашим современникам неформальный завет: возродить успешное профилактическое мероприятие начала ХХ века: праздники трезвости. В Российской империи проходили с 1911 г. региональные, а с 1913 г. Всероссийские праздники трезвости. Данное мероприятие разрывало эмоциональную связь между употреблением алкогольных изделий и радостными впечатлениями, которые обычно несут нам праздники. Данная форма работы была органично вписана в систему профилактических и реабилитационных мероприятий КОТ.

Не случайно, что именно в годы наивысшего подъема праздников трезвости в России был установлен так называемый «сухой закон». Показательно, что решительные антиалкогольные запреты 1914 г. были встречены доброжелательно большей частью россиян, в том числе жителей Казанской губернии (по сравнению со значительно более робкими мерами 1985 г., которым изначально стало оказываться массовое противодействие).

К концу советского периода данная форма работы была настолько прочно забыта, что стала восприниматься согражданами и сотрудниками СМИ как нелепая лингвистическая конструкция.

Впервые на постсоветском пространстве в 1995 г. в Казани были возрождены праздники трезвости. Дальнейшее развитие проекта присвоило им определение «осенние», ибо с 1999 г. они были дополнены праздниками весенними.

К концу первого десятилетия возрожденных праздников трезвости была осознана острая необходимость утверждения красоты трезвого образа жизни. Ответ был найден в привлечении к профилактической работе казанских музеев.

252

В.М. Ловчев

Перечень выставок профилактической символики в казанском музее Е.А. Боратынского (2003-2015 гг.).

2003 - выставка обобщающего характера (отечественная и зарубежная символика) «Возродим добрые казанские традиции»;

2004 - выставка трезвеннических календарей;

2005 - выставка, посвященная Казанскому обществу трезвости 1892-1917 гг.;

2006 - выставка трезвеннических значков;

2007 - выставка трезвеннических открыток;

2008 - выставка профилактических ручек;

2009 - выставка профилактических брелоков;

2010 - выставка, посвященная трезвеннической книжной культуре;

2011 - выставка профилактических наклеек;

2012 - выставка, посвященная культуре трезвого застолья;

2013 - выставка, посвященная истории возрожденного Праздника трезвости в Казани [8, с. 154-155];

2014 - выставка, посвященная трезвенническим портфелям, рюкзакам, сумкам, пакетам.

На 2015 г. запланирована новая выставка. Она отразит трезвенническую одежду (футболки, куртки, регалии, шевроны и т. д.).

Выставки пользуются неизменным успехом у социально активной аудитории. Однако прохладное отношение общественного мнения к сохранности отечественной символики общественного здоровья позволяет накопить очень скромную местную базу экспонатов. На помощь приходят межрегиональные и международные связи, особенно большую роль играет сотрудничество с музеями Интернациональной организации гуманизма и трезвости из Берлина и Милдштедта. Например, на выставке трезвеннических значков в Казани в 2006 г. старейшим экспонатом являлся значок 1926 г. из Германии. Старейший отечественный материал, представленный значком казанского клуба «Феникс», был почти на шестьдесят лет моложе. Лучше складываются судьбы печатных изданий, на выставках можно было увидеть российские книги, журналы, газеты и почтовые открытки более чем столетней давности. Однако перечисленные экспонаты являются плоскостными и производят меньшее влияние на публику, чем объемные артефакты: посуда,

брелоки, авторучки и т. п. Здесь неоценима дружеская помощь зарубежных коллег.

По имеющейся у автора данной статьи информации, именно казанские музеи опережают своих коллег из других городов СНГ в систематической деятельности по пропаганде трезвого образа жизни.

Краткое и точное резюме проекта составила Надежда Дружинина из Калуги, постоянный корреспондент казанского бюллетеня «Феникс»:

Славной дорогой сегодня идет

Город Казань, Татарстана столица.

«Празднику» пива объявлен бойкот,

Праздником трезвости будем гордиться!

Международные и межрегиональные связи сыграли важную роль не только в позитивных (т. е., утверждающих некое социально ценное явление), но и в негативных (стремящихся устранить отрицательные явления) действиях. 25 мая 2002 г. под давлением общественности был отменен так называемый «Праздник» пива, массовый рекламный ход питейного капитала, направленный на охват сотен тысяч казанцев, в первую очередь молодежи. Устранение социально опасного мероприятия в Казани не было само собой разумеющимся. Аналогичные действия проходили в Москве еще в 2010 г.

Исключительно важную роль в победе сил общественного здоровья в Казани в 2002 г. сыграли межрегиональные связи: обмен информацией, идеями, опытом.

Существенным материалом, разоблачающим опасности «пивных праздников», стала страстная статья абаканского публициста Е. Батракова «Никто не виноват!» о событиях в Минске [10]. С тех пор она регулярно распространялась в электронном виде в прессрелизах, выпускаемых казанскими мнатов-цами, в том числе в пресс-релизе к празднику пива.

Значительный вклад в антипивное просвещение внесла брошюра Т. Андреевой и К. Красовского «Все, что вам НЕ нужно знать о пиве, если вы собираетесь его пить» (2001 г., вскоре понадобилось и второе издание).

Очень существенную роль сыграли информация, предметы и образы, характеризующие зарубежный опыт профилактики. В решающие дни мая 2002 г. питейный капитал через электронные СМИ попытался раскрутить сильный пропагандистский ход: «Молодежь и прогрессивная местная власть мечтают подарить городу праздник и веселье. Твердолобые мусульманские фундаменталисты хотят лишить нас радости. Возьмем

Утверждение общественного здоровья в Татарстане: межрегиональное и международное измерения 253

пример с Запада, там такие праздники проходят на широкую ногу, и никто ими не возмущается». Западнические антипивные аргументы и образы были взяты на вооружение мнатовцами, они распространялись в непосредственном общении, через пресс-релизы, увидели свет в большой печати, в том числе изображение закладки с английской надписью «Это только пиво» (подробнее [8, с. 157— 161]). Особенно хорошо работал образ Праздника цветов, проведенного трезвенниками Берлина в самом начале мая 2002 г. [11].

Существенную моральную поддержку казанцам оказали письма президенту Республики Татарстан, пришедшие из других регионов. В.Д. Прохоров (Петрозаводск) возобновил издание машинописного журнала «Антабус», где в числе других материалов были опубликованы и тексты писем, отправленных из столицы Карелии в поддержку казанских мнатовцев. К.С. Красовский (Киев) внес замечания в текст письма, которые были учтены при новых изданиях обращений в адрес городской и республиканской власти. Из Хакасии пришли письма как из столицы республики - Абакана, так и из районного центра Аскиз. Р.М. Лазарев (Нижний Новгород) увязал проблему с деятельностью Гражданского форума. Н. Январский отправил М.Ш. Шаймиеву письмо, подписанное десятками граждан Удмуртии и т. д., и т. п.

В эти годы руководству республики во главе с президентом М.Ш. Шаймиевым был дорог образ Татарстана как центра российского федерализма, голоса «из-за границы Татарстана» чутко улавливались властью. В результате так называемый «Праздник» пива был отменен.

Успешный опыт борьбы казанцев с питейным капиталом изучался в дальнейшем в других регионах.

Накопившийся материал о межрегиональном сотрудничестве начинает требовать своего обобщения, взаимодействие со швейцарскими трезвенниками уже стало предметом специального доклада на ежегодных научно-практических чтениях, проходящих в рамках осенних праздников трезвости [12].

Международную значимость совместных усилий сил общественного здоровья подчеркнул один из активных читателей бюллетеня МНАТ, проживающий за пределами татарстанского региона.

Заключение. Изученный материал дает основание сделать вывод о диалектическом единстве двух сторон проблемы. С одной стороны, международные и межрегиональные

связи оснащают татарстанские силы общественного здоровья передовым опытом, информацией, уникальными методическими материалами. С другой стороны, сама постсоветская Казань уже уверенно заявила себя в масштабах России как уникальная экспериментальная площадка по внедрению трезвого, здорового образа жизни. Поэтому силы общественного здоровья Татарстана с уверенностью смотрят в будущее.

1. Шевердин С. Н. Питейная традиция и цивилизация (драма взаимности и перспективы «развода»). - Париж : ВОЗ, 1995. - 92 с.

2. Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития. 1907-1914 гг.: опыт оздоровления общества.

- Томск : ТУСУР, 2007. - 196 с.

3. Алексеев И. Е. «Во имя Христа и во славу Государеву (история «Казанского общества трезвости» и Казанского отдела «Русского Собрания» в кратких очерках, документах и комментариях к ним)». - Казань, 2003. - Ч. 1. - 304 с.

4. Алексеев И. Е. Неутомимый «Деятель» : вторые традиционные чтения // Эйфория. - 2011. - № 2 (122). - С. 6-13.

5. Алексеев И. Е. «Пьянство закрывает небо и разверзает ад». Томский след «Казанского Общества Трезвости» : пятые традиционные чтения // Эйфория. - 2014. - № 1(125).

- С. 7-32.

6. Соловьев М. М. Награда Казанского общества трезвости и ее использование в наши дни : вторые традиционные чтения // Эйфория. - 2011. - № 2 (122). - С. 23-26.

7. Казанское общество трезвости и его 61 отдел // Деятель. - 1901. - № 4. - С. 200.

8. Словарь Международной независимой ассоциации трезвости. - 5-е изд. - Казань, 2007. - 254 с.

9. Ловчев В. М. Знаки и символы в сфере потребления алкоголя: конструирование, развертывание, противодействие (наркоконфликтологический аспект). - Казань : КНИТУ, 2014. - 178 с.

10. Батраков Е. Г. Никто не виноват! // Феникс. - 1999. - № 6.

11. Lovchev W. Wie das Berliner Guttem-pler Blumenfest geholfen hat, ein Bierfest in Kazan zu besiegen // Contact actuell. - 2002. -№ 80. - S. 12.

12. Ловчев В. М. Трезвость в зеркалах: 120 лет Казанскому обществу трезвости и 120 лет ИОГТ Швейцарии : третьи традиционные чтения // Эйфория. - 2012. - № 1(123).

- С. 31-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.