Научная статья на тему 'Утопия: прошлое как аксиологический антипод настоящего'

Утопия: прошлое как аксиологический антипод настоящего Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
266
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕАБСОЛЮТИЗАЦИЯ УТОПИЧЕСКОГО ИДЕАЛА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНТИПОД / УТОПИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА / ПРОШЛОЕ / НАСТОЯЩЕЕ / A UTOPIAN IDEAL / DEABSOLUTIZATION / AN AXIOLOGICAL ANTIPODE / UTOPIAN THINKING / TIME AND SPATIAL PERCEPTION / THE PAST / THE PRESENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Слуднева Людмила Валентиновна

В данной статье рассматривается проблема специфического преломления категории времени (идеализация прошлого и отрицание настоящего) в высказываниях о современном состоянии западного общества по данным периодики и интернет-блогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Утопия: прошлое как аксиологический антипод настоящего»

Днес е Рождество Христово, днес е чудото красиво, и така несравнимо. Нека го изживеем щастливо.

Самота

Има самота в този ден, който от теб е запленен.

Цял ден има самота в моята изстрадала душа.

Искам слънцето да изгрее за мен, в този мрачен ден.

Птиците пеят своята песен, а живота ми никак не е лесен.

Приятел верен няма и живота е лъжа най-голяма.

Обречена съм аз на самота, обречена съм да живея в лъжа.

Самота, самота иди си , от мен сега и моля те .

Не погубвай любовта, в моята душа.

КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЯЗЫКОВОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ Слуднева Людмила Валентиновна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 81.003 ББК 811.111

УТОПИЯ: ПРОШЛОЕ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНТИПОД

НАСТОЯЩЕГО

В данной статье рассматривается проблема специфического преломления категории времени (идеализация прошлого и отрицание настоящего) в высказываниях о современном состоянии западного общества по данным периодики и интернет-блогов.

Ключевые слова: деабсолютизация утопического идеала; аксиологический антипод; утопическое мышление; восприятие времени и пространства; прошлое; настоящее.

UTOPIA: THE PAST AS AN AXIOLOGICAL ANTIPODE TO THE

PRESENT

The article describes the specificity of time perception - idealizing the past while neglecting the present- in the utterances depicting the present state of affairs in the Western world (according to the data from periodicals and Internet blogs).

Key words: a utopian ideal; deabsolutization; an axiological antipode; utopian thinking; time and spatial perception; the past; the present.

В современной исследовательской литературе термины «утопия» и «утопический», как правило, лишены оценочного значения в противовес сложившемуся в обыденном сознании и закрепленному в естественном языке отрицательному представлению об утопии как о неосуществимой фантазии или несбыточной мечте. Безоценочные трактовки исходят из ряда философских, социологических и культурологических концепций, в соответствии с которыми утопия есть специфический способ восприятия реальности, видение мира, особое умонастроение или «состояние человеческого духа» [Аинса, 1999; Баталов, 1982; Блох, 1997; Кирвель, 2000; Мангейм, 1994; Рассел, 2001]. К основным признакам утопического относят: ориентацию на идеальное состояние того или иного аспекта мироустройства (например, человеческого общества), резко отрицательную оценку существующего положения вещей, особое осмысление категорий времени и пространства, стабильную воспроизводимость ряда мифов, например, мифа о «золотом веке» [Аинса, 1999; Слуднева, 2012; Чернышов, 1994].

Признается, что сегодня на смену классической (социальной) разновидности утопии приходят ее новые формы, такие как биологическая и феминистская. Переход к постиндустриальному обществу порождает глобальные проекты современной цивилизации («глобальная деревня»), обострение экологической ситуации - экоутопию. Практика создания виртуальных миров в ролевых компьютерных играх, Интернет-сообществах, социальных сетях вызывает к жизни компьютерную утопию. Специфической чертой «новой утопии» постне-классического периода становится ее прагматизация, стремление к материальным благам, конформизм ('The modem utopia is want-satisfying') (M. Finley), а также то, что всеобщее стремление к идеальному мироустройству уступает место отдельным альтернативным предложениям.

В качестве еще одной особенности современной утопии можно назвать и то, что большинство из них представляют собой «не модели совершенства, а либо альтернативы настоящему, с высоты которых оно судится, либо попытки представить себе реализованными последствия определенных теорий, моделей, проектов» [Чаликова, 1991, с. 7]. В литературе, посвященной изучаемой проблеме, данная трансформация обозначается как «деабсолютизация утопического идеала» (Е.С. Маслов). Результатом деабсолютизации становится то, что под утопиями начинают понимать «любые представления о лучшем» по сравнению с имеющимся (наличным) (Н. Осадчий). В этом еще одно отличие от классиче-

ской социальной утопии, обращенной к идеалам в абсолютной форме их выражения.

В рамках данной статьи мы придерживаемся расширительной трактовки, в соответствии с которой утопия ассоциируется не только с такими жанровыми формами как государственный роман, трактат, эссе и пр., но и в качестве отдельных элементов, мотивов, тенденций может «проникать» в любые тексты и высказывания. Проанализируем ряд высказываний о современном состоянии западного общества, заимствованных из периодики и интернет-блогов, которые, по нашему мнению, содержат в себе черты утопического, а именно: ориентацию на деабсолютизированный идеал, специфическое осмысление времени (отрицание настоящего и идеализация прошлого), наличие прагматического (утилитарного) компонента:

'Times have changed. In the '60s we didn't really worry about getting a job, about finding health insurance or about saving for retirement. We weren't fearful of crime walking our city streets. We felt free to demonstrate, protest and work inside and outside the system for our idealistic goals. Today, we no longer believe that anything is possible. We no longer expect to achieve peace, democracy or justice in our lifetime...' [Reality and Propaganda, 1989].

'Although reality never matched the propaganda, people were better off, they had plenty to eat, the housing shortage was less critical, the atmosphere more relaxed... the real country people were better disposed towards each other ... richer in consideration and manners. We no longer have ‘beliefs ’...' [Simpson, 2007].

В приведенных высказываниях совмещаются два образа - образы «реального» и «желаемого» миров. Данное совмещение становится возможным за счет пересечения модусов времени по линии «настоящее-прошлое». Его особенность заключается в том, что он конструирует образ «лучшего мира», выдвигая его в качестве альтернативы настоящему, воссоздавая объекты, связи и отношения между ними по известному ранее образцу. В результате происходит не простое увеличение «объема» совмещаемых сущностей (ср. «Утопия как бы удваивает мир, надстраивая над реальным миром ирреальный мир мечты») [Баталов, 1982, с. 28], но их сравнение и установление ценности относительно друг друга.

Традиционно структура сравнения рассматривается как состоящая из объекта, который подвергается сравнению; объекта, с которым его сравнивают; нормы, на основании которого происходит сравнение. В ряде работ первые два элемента получают другие наименования - «объект» и «референт» (Р.М. Фрумкина) или «объект» и «эталон» сравнения (Е.В. Гулыга, Е.И. Шендельс). Область норм, как отмечает А.А. Ивин, весьма разнородна -между нормами и тем, что ими не является, нет ясной границы [Ивин, 2002]. В общем виде нормы подразделяются на правила (правила игры, логики, ритуала, пр.); предписания, нормы относительно того, что должно быть сделано для достижения определенного результата. Промежуточное положение между названными выше (главными) видами норм занимают обычаи и моральные принципы. В качестве еще одной разновидности норм выступает т.н. «правило идеала»

(«Солдат должен быть стойким») [Там же]. Поскольку в основу большинства утопических построений положен некоторый идеал, хотя и в деабсолютизиро-ванной форме, логично предположить, что именно он лежит в основе сравнения мира прошлого и настоящего и предопределяет структуру высказывания со встроенным модальным оператором «должно быть»: «Мир должен быть устроен таким образом, чтобы обеспечить этот идеал (совершенство)». Сказанное не противоречит мнению большинства теоретиков утопии, в соответствии с которым проблема утопического идеала отражает противоречие между реальностью «как она есть и какой она должна быть согласно нашим представлениям». (И.И. Кравченко) (Ср. утопии свойственно осмысление реального мира с позиций «должного», «никогда несводимого к эмпирически наличному») [Александер, 2002, с. 4].

В следующем высказывании ^относимый с «консервативным» утопическим идеалом тезис «Все хорошее - позади!» [Чаликова, 1991] находит выражение в виде риторического вопроса 'Are America's best days behind us?', вынесенного в заголовок статьи. Наличное состояние общества оценивается как перешедшее в новое, «худшее» качество». Поскольку ценности априори понимаются «как нечто такое, что «хорошо» и «правильно» [Стернин, 1996, с. 108], утрата или угроза их существованию в настоящем, оценивается отрицательно:

'Are America's best days behind us?'... U.S. remains the world's largest economy, and we have the largest military by far, the most dynamic technology companies and a highly entrepreneurial climate. But these are snapshots of where we are right now. The decisions that created today's growth — decisions about education, infrastructure and the like — were made decades ago. What we see today is an American economy that has boomed because ofpolicies and developments of the 1950s and '60s: the interstate-highway system, massive funding for science and technology, a public-education system that was the envy of the world and generous immigration policies. Look at some underlying measures today, and you will wonder about the future' [Za-karia, 2010].

В следующем случае смысл «утраты существовавшего ранее» объективируется наречием темпоральной семантики no longer, содержащим признак связи прошлого и настоящего и служащим индикатором их совмещения: no longer (at present and continuing from a point in the past) [No longer, 1956].

'The welfare state has been in decline for more than 30 years now. The embrace of classical liberalism or nediberalism corrodes social solidarity. Each of us is an investor, seeking the best return on our money, our energies, our relationships, indeed our lives. We no longer count on government, which is often perceived as the enemy' [May, 2013].

В приводимом далее примере рассматриваемое противопоставление актуализируется за счет суперлатива, сигнализирующего об абсолютной степени оценочного признака, соотносимого с прошлым. Усиление оценки происходит за счет эмоционального дейксиса (R. Lakoff), функция которого заключается в экспликации эмоционального состояния говорящего (В.И. Шаховский):

'Life was the best in the 50's and 60's! We had rules and regulations that ourpar-ents and teachers made us adhere to and we had boundaries to live within without this massively materialistic America! I was raised well - had lots of rules! and it was good and safe!' [Tex, 2010].

'Those were the days when people were not waiting on the Government to build schools, they were taking the initiative to build facilities to educate the young. ... the schools were not those 'fancy private for profit schools'; these were regular schools for poor people children...' [Там же].

В отдельных случаях сравнение актуализируется за счет наращивания отрицательного признака по линии: «сейчас плохо», «в прошлом было лучше», «в более отдаленном прошлом - еще лучше». Поскольку лексемы better и worse связаны отношением конверсии, следствием убывания признака «лучше» становится нарастание признака «хуже». Этим имплицируется существование некоторого совершенного или, во всяком случае, «более положительного, чем теперь» состояния мира, развивающегося по принципу прогрессирующей деградации. Представленность положительной и отрицательной оценок в виде указанных континуумов свидетельствует о том, что наличное состояние дел оценивается как результат их последовательного удаления от идеального состояния:

‘As someone who came of age in the 1970's, I can tell you that it was a much better time to grow up. And people of my parents' generation will generally tell you that their time was even better. I feel very sorry for kids today, and those that are trying to raise them' [Tex, 2010].

'Women seem to get disrespected more and more as the days go by. Chivalry is dead. It has been shot and sent to Heaven. Maybe one day it can be resurrected... when women were respected domestic violence was very little. Now a female opens her mouth or goes against her male counterpart and she is slapped... When women were respected they got a say in the household. Now let a woman open her mouth to say something about the household and it is war... When women were respected I was either little or I wasn't born' [Crazile, 2010].

Существенно, что осмысление прошлого в терминах настоящего и наоборот, а также способность человека наделять время ценностными свойствами существует и вне утопического измерения (М.М. Бахтин). Однако спецификой последнего становится интенция выделять «только добро» и «только зло» по схеме «или-или» [Шацкий, 1990, с. 143]. Данный признак выделяется в качестве одного из индикаторов утопического и обусловливает особенность свойственного ему осмысления времени: «вопреки обычному представлению о времени как о чем-то, безусловно непрерывном, утописты кроят его поперек, вычленяя из него хорошее и плохое время» [Там же, с. 81] (Ср. утопист наделяет время «либо абсолютно негативным, либо абсолютно позитивным смыслом») [Кир-вель, 2000, с. 85].

Названная особенность находит отражение в проанализированных выше примерах и выражается в том, что прошлое и настоящее представляются в них как аксиологические антиподы. В качестве эталона, в отношении которого ус-

танавливается ценность настоящего, выступает прошлое. Прошлое, таким образом, становится одновременно и объектом и стандартом сравнения. Этим обусловливается неравнопоставленность сравниваемого, поскольку прошлое изначально концептуализируется как «лучшее время» - 'the past was better than the present'. Еще одна особенность подобных высказываний заключается в отсутствии эксплицитно выраженного субъекта, с позиций которого производится сравнение. Этим обусловливается отсутствие предикатов мнения и категоричность оценочных суждений, исключающих иные оценки (Ср. «утопическое общество безличностно («социоцентрично»)) (А.Н. Воробъева); коллективное «мы» утопий (Э.Я. Баталов).

'Retirement and old age is typically associated with stability and relaxation. But after the mortgage meltdown, many seniors have found just the opposite ...Americans over 50 are facing unprecedented financial hardship ... Retirement is a thing of the past. Housing is out of reach for many ' [ Grace, 2012]. Представление говорящего о том, что «лучшее чем теперь» положение дел существовало в прошлом, а настоящее есть лишь результат его последовательной деградации, предопределяет еще одну особенность утопического, а именно - специфическое осмысление будущего. Мысленное конструирование будущего представляет собой одну из особенностей человеческого восприятия времени. К числу наиболее типичных относится одна из следующих его моделей: позитивная - совершенствование настоящего при переходе в будущее, абсолютная - наступление идеального будущего и катастрофическая - крах будущего и принципиальная невозможность его реализации. Две последние модели могут быть оценены как утопические.

Будущее всегда проецируется из настоящего, поскольку в перспективе будущего осмысляются многие из происходящих в нем (настоящем) событий. Будущее «предсуществует» в настоящем, и, в этом смысле, «мы живем уже в грядущем, а значит, его можно усмотреть умственным взором... По сути оно есть описание сегодняшнего времени...» в его прогностическом аспекте [Соло-пова, 2007, с. 85]. Введение дополнительной перспективы - осмысление будущего не через собственно настоящее, но через настоящее как итог деградации прошлого, придают ему черты «нежелаемой реальности»:

'The rich are getting richer at a staggering rate. Once upon a time, the United States had the largest and most prosperous middle class in the history of the world, but now that is changing at a blinding pace... The big global corporations have greatly benefited by exploiting third world labor polls over the last several decades, but middle class American workers have increasingly found things to be very tough... Many people probably regret having children now as the kids have a tough road ahead for them in what was the best country in the world ’ [Snyder, 2010].

Формирование образа настоящего как движение от «лучшего» прошлого к неопределенному будущему обусловливает включение классического эскапи-сткого элемента, поскольку «инаковость утопической территории с необходимостью побуждает к бегству из реальной действительности и к преодолению ее границ в поисках альтернативы» [Аинса, 1999, с. 49-50].

В следующем примере данный элемент актуализируется предикатами движения continue on our present path, rove:

'If we continue on our present path, Americans will become a roving tribe of poor people trying to find a better place to live. We will no longer be a country of immigrants, but a country of emigrants. ’ [Tex, 2010].

Библиографический список

1. Аинса, Ф. Реконструкция утопии [Текст] / Ф. Аинса - М. : Наследие, 1999.

- 206 с.

2. Александер, Дж. Прочные утопии и гражданский ремонт [Текст] / Дж. Александер // Социологические исследования. - 2002. - № 10. - С. 3-11.

3. Баталов, Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США [Текст] / Э. Я. Баталов. - М. : Просвещение, 1982. - 336 c.

4. Блох, Э. Тюбингенское введение в философию [Текст] / Э. Блох; пер. с нем. Т. Ю. Быстровой, С. Е. Вершинина, Д. И. Криушова. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 1997. - 394 с.

5. Ивин, А. А. Логика [Текст] : учебник для гуманитарных факультетов / А. А.Ивин. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 320 с.

6. Кирвель, Ч. С. Парадоксы утопического сознания [Текст] / Ч. С. Кирвель // Философский век: Альманах. Вып. 13. Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма. - СПб. : Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000. - С. 84-89.

7. Мангейм, К. Идеология и утопия [Текст] / К. Мангейм; пер. с нем. М. И. Левиной. - М. : Юрист, 1994. - 276 с.

8. Рассел, Б. История западной философии. [Текст]. В 3 т. Т. 3. История западной философии / Б. Рассел - Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. -992 с.

9. Слуднева, Л. В. Утопия: «мир возможных действий» // Magister Dixit

[Электронный ресурс] : электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири / Л. В. Слуднева. - 2012. - № 3. - URL :

http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya sludneva v.m. 18.07.12.pdf (дата обращения: 15.01.2013).

10. Солопова, О. А. Врата грядущего: утопия и реальность [Текст] / О. А. Солопова // Политическая лингвистика : сб. статей. - Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2007. - С. 49-61.

11. Стернин, И. А. Коммуникативное поведение в составе национальной культуры [Текст] / И .А. Стернин // Этнокультурная специфика языкового сознания. - М. : Просвещение, 1996. - С. 97-112.

12. Чаликова, В. А. Предисловие [Текст] / В. А. Чаликова // Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. - М. : Прогресс, 1991.

- C. 7.

13. Чернышов, Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме [Текст] / Ю. Г. Чернышов. - Новосибирск : Изд-во Новосибирского университета, 1994. - 176 с.

14. Шацкий, Е. Утопия и традиция [Текст] / E. Шацкий. - М. : Прогресс, 1990. - 456 с.

15. Crazile, M. When Women Were Respected // Gspoetry : [Electronic resource]

: website / M. Crazile. - 2010. - URL : htpps: // gspoetry. com (дата обращения: 14.01.2013).

16. Editorial Material. Reality and Propaganda // BNC [Electronic resource] : British National Corpus / Editorial Material. - 1989. - URL: http: / bnc.bl.uk (дата обращения: 14.01.2013).

17. Grace, P. For many retirement is a thing of the past // CareConnection [Electronic resource] : website / P. Grace. - 2012. - URL : http: // awgcareconnec-tion.blogspot (дата обращения: 14.01.2013).

18. May, T. Is American Nonviolence Possible? // New York Times [Electronic resource] : website / T. May. - 2013. - URL : http:// opinionator.blogs.nytimes,com (дата обращения: 14.04.2013).

19. No longer [Text] / ed. J. B. Sykes // The Concise Oxford Dictionary of Current English. - Oxford : Clarendon Press, 1956. - P. 856.

20. Simpson, D. Can We Revive ’60-s Era Ideals // Chicago Sun Times [Electronic resource] : website / D. Simpson. - 2007. - URL : newspapers.suntimes.com (дата обращения: 12.01.2013).

21. Snyder, M. The Middle Class is Radically Shrinking // SodaHead [Electronic resource] : website / M. Snyder. - 2010. - URL : http://ww.sodahead.com (дата обращения: 12.01.2013).

22. Tex. Was Life Better in the 50’s 50’s 70’s? // Yahoo! Answers [Electronic resource] : blog / Tex. - 2010. - URL : http: answers.yahoo.com/question (дата обращения: 27.03.2010).

23. Zakaria, F. Are America’s Best Days Behind Us? // Time Magazine [Electronic resource] : website / F. Zakaria. - 2011. - URL :

http://www.time.com/time/magazine/article (дата обращения: 27.03.2011).

КОГНИТИВНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ Основа Дарья Сергеевна

Магистрант международного факультета ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия

УДК 81-114.2 ББК 81.032

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПТА ПИАР В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ

МИРА

Настоящая статья нацелена на основании анализа словарных статей и данных ассоциативного эксперимента выявить концептуальные признаки лексемы пиар, определить ее семантические изменения в процессе функционирования в современном русском языке.

Ключевые слова: концепт; пиар; картина мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.