IV. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК: 304.9:141.2:061.3
С. Л. Андреева (Магнитогорск, Россия) В. О. Хвостикова (Ростов-на-Дону. Россия)
УТОПИЧЕСКИЙ ТИП СОЗНАНИЯ И ПОИСКИ ИДЕАЛЬНОГО ЛОКУСА: НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ К 450-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Т. КАМПАНЕЛЛЫ
Аннотация. Утопический тип сознания имеет множественные проявления в истории и культуре. Утопия может рассматриваться как форма реализации социального прогнозирования, как, безусловно, позитивное и прогрессивное явление для развития человеческой цивилизации; или как форма социальной ограниченности, приводящая к идеологии тоталитаризма, вселяющая бесплодные надежды, формирующая ложные ценности и идеалы. Технические и технологические возможности современного человечества укрепили идею достижимости рая на земле и мечту о создании идеальных общественных отношений. Вопрос «Как обустроить жизнь?» неотделим от поиска идеального пространства. Найти место (идеальный локус) значит запустить время и приблизить мечту. Об утопии написаны не сотни, а десятки тысяч научных трактатов, однако точка в этом вопросе еще не поставлена. Это доказала II Всероссийская (с международным участием) междисциплинарная научная конференция «Утопические проекты в истории культуры на тему "Город Солнца": в поисках идеального локу-са», которая прошла в Ростове-на-Дону 6-8 декабря 2018 г. на площадке Южного федерального университета (при финансовой поддержке РФФИ1). Научный форум был приурочен 450-летию со дня рождения Т. Кампанеллы - итальянского философа, революционера, социалиста-утописта, теолога, автора культовой утопии «Город солнца». Материалы статьи содержат обзор интересных и разноплановых докладов, а также общих результатов конференции.
Ключевые слова: утопия, утопический тип сознания, Томазо Кампанелла, междисциплинарная научная конференция, философия, культурология, филология, история, социология.
Ученые не собираются закрывать тему утопии! Настолько неоднозначно, по-новому и злободневно она звучит для современных философов, историков, филологов и культурологов всего мира. В этом можно было убедиться 6-8 декабря 2018 г. в Ростове-на-Дону, где на площадке Южного федерального университета прошла II Всероссийская (с международным участием) междисциплинарная научная конференция «Утопические проекты в истории культуры на тему "Город Солнца": в поисках идеального локуса», организованной при финансовой поддержке РФФИ.
Междисциплинарность данной научной конференции не следует трактовать как смелость или прихоть организаторов. Такой подход к изучению утопического назрел давно. Как отметили многие участники конференции, только мультидисциплинарность позволяет добиться синергетического эффекта в исследовании утопии - столь противоречивого, сложного и глубокого явления в истории и культуре.
Декабрьская конференция 2018 г. - это уже второй научный форум по утопическому типу сознания в Ростове-на-Дону. Первая конференция состоялась 2 года назад также в ЮФУ [3]. Доктор права и социальных наук, испанско-уругвайский философ и писатель Фернандо Аинса справедливо заметил тогда, что рано предрекать «смерть утопии», потому что ее расцветы сменяются падениями, из которых она всегда выходит «наученной горьким опытом, но не побежденной». Следы этих трансформаций мы находим «сегодня в образе жизни, языке, музыке, живописи и литературе; в раскрепощенном сексуальном поведении, в новых проблемах человечества: формах прямой демократии, экологии, феминизме, требованиях защиты прав человека и меньшинств, обсуждении идей о "возможности иного мира"» [1, с. 6].
'Конференция подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 18-01120114).
нимлштлылк ЛЫБ РЕБЛООО1СЛЬ ЯЕВЕЛЯСН. 2018. Уо1. 2. N0. 4
В 2018 году исполнилось 450 лет со дня рождения Томмазо Кампанеллы, итальянского мыслителя, автора утопического трактата «Город Солнца», фигуры неоднозначной, но, безусловно, культовой. Интерес к данной теме обусловлен не только влиянием указанного произведения на развитие утопической мысли и не только оригинальными взглядами Кампанел-лы на развитие государства и общества; а также и тем, что «Город Солнца» четко обозначил в структуре утопического типа сознания концепт-локус - город, который стал ценностью и символом идеального пространства для идеальной жизни.
Полезно ли изучать утопии? Авторы каждого нового утопического проекта - это внимательные критики современной им эпохи, они «демонстрируют качества диагностов, выявляющих разные социальные болезни и их причины» [П, с. 28]. Так считает «душа» декабрьской конференции доктор философских наук, профессор ЮФУ Т. С. Паниотова, благодаря энергии которой и умению увлечь идей исследования утопического сознания, второй всероссийский форум оказался столь представительным.
В этом году конференция собрала видных ученых со всей России и 10 стран мира: Великобритании, Испании, ФРГ, Бразилии, Молдовы и др. Среди российских участников 76 человек представляли 40 городов РФ, в том числе Москву (МГУ, МГИМО, РУДН, ВШЭ, и др.), Санкт-Петербург (Европейский Университет), Казань, Севастополь и Симферополь, Екатеринбург, Магнитогорск, Астрахань, Иркутск, Вологду, Мурманск, Нальчик и др. Особенно много участников было из Ростова-на-Дону и области. Нельзя не отметить большое количество студентов, магистрантов и аспирантов, посетивших конференцию. Многие из них выступили с докладами, где изложили современные, свежие взгляды на утопию. Всего на сайте конференции зарегистрировалось свыше 140 участников. Часть исследователей приняли участи в конференции заочно. Их тезисы тоже войдут в сборник материалов конференции, планируемый к изданию в начале 2019 г.
Открытие столь масштабного мероприятия предварял мастер-класс (на испанском языке) Рикардо Иглесиаса (профессора факультета искусств Университета Барселоны) на тему «Искусство и робототехника: технология как эстетическое экспериментирование» и
лекции профессора Грегори Клей-са (Университет Лондона, Роял Халлоуэй) на темы «Аcademic Skills» и «Contemporary Culture of Great Britain» (на английском языке). Желание познакомиться с западной академической культурой собрало молодых исследователей со всего Южного федерального университета.
Рис. 1. Участники конференции «Утопические проекты в истории культуры на тему "Город Солнца": в поисках идеального локуса»
Торжественное открытие конференции «Утопические проекты в истории культуры» состоялось 7 декабря в зале заседаний Ученого совета ЮФУ. С приветственным словом к участникам конференции обратились и.о. проректора по научной и исследовательской деятельности Анатолий Викторович Метелица, председатель программного комитета, директор Института философии и социально-политических наук Елена Владимировна Сердюкова,
научный руководитель ИФиСПН, заслуженный деятель науки Геннадий Владимирович Драч.
На пленарном заседании с докладами выступили: председатель европейского общества исследователей утопии, профессор Лондонского университета Грегори Клейс, профессор факультета искусств университета Барселоны Рикардо Иглесиас, профессора ЮФУ доктора философских наук: Г. В. Драч, Т. С. Паниотова, В. Д. Бакулов.
Рис.2. Приветственное слово и.о. проректора ЮФУ А. В. Метелицы
Стоит: А. В. Метелица. Сидят (слева направо): Е. В. Сердюкова, Т. С. Паниотова.
Грегори Клейс в своем докладе «Marx for Twenty-First Century» охарактеризовал влияние теории К. Маркса на утопическую мысль XXI века, подчеркнув актуальность его учения. Основное внимание профессора Клейса было сосредоточено на той части марксисткой теории, которая касалась связи концепта «Труд» и утопической мысли о всестороннем развитии
Идея универсализма работников привела, по мнению докладчика, к таким явлениям, как индустриальное рабство, вытеснение с предприятий узких специалистов, автоматизация производства. Роботы стали все больше походить на людей, а характер труда современных рабочих и служащих все больше напоминает действия робота.
Рис. 3. Профессор Г. Клейс (Великобритания) с переводчицами.
Близким, с точки зрения внешних проявлений утопической идеи совершенного человека, но другим, с точки зрения подходов к исследованию, стал доклад испанского коллеги Рикардо Иглесиаса на тему «Cuerpo, estética y utopia technológic». Круг рассматриваемых вопросов касался эстетики технологической утопии. По мнению исследователя, идеальным «локусом» для утопической идеи всестороннего развития индивидуума стало человеческое тело. Сегодня под влиянием технодарвинизма, проективного и трансформационного сознания тела людей стали рассматриваться как объекты постоянного, небывалого, часто нарушающего естество усовершенствования (пластическая хирургия, трансплантология, протезирование, клонирование, вживление микрочипов и т. д.). Однако тело - пустая оболочка, и поэтому другим направлением развития современной культуры и техники, причем порожденным той же утопической идеей, с точки зрения Р. Иглесиаса, стало совершенствование человекоподобных роботов - попытки наделить киборгов не только интеллектом, но и душой. И снова тот же вывод: роботы стали все больше похожи на людей, а люди - на роботов.
Экзогенный (из человека в машины) и эндогенный (из машины в человека) векторы современной культуры, обозначенные профессором из Барселоны, не только фокусирует на себе всеобщий праздный и научный интерес, но и мировые деньги фундаментальных научных исследований.
Рис. 4. Справа налево: профессора Т. С. Паниотова и Р. Иглесиас (Испания), переводчик.
Тема совершенного человека в самых разных аспектах не раз потом будет подниматься на конференции, например, в докладе доктора философских наук М. А. Богдановой об олимпийском проекте П. де Кубертена.
Глубокий историко-философский анализ утопического наследия Томмазо Кампанеллы прозвучал в докладе Г. В. Драча, доктора философских наук, заслуженного деятеля науки РФ, профессора ЮФУ. Неоднозначный, но многое объясняющий исторический портрет итальянского утописта XVI в. Т. Кампанеллы был составлен на фоне разбора аристотелевского традиционализма, пантеизма, рационализма, сенсуализма, органицизма и других философских учений. Трактат «Город Солнца» подарил социальной теории безграничность человеческого энтузиазма. Начиная с Кампанеллы природа стала восприниматься как бесконечное, а не как гармоничное самодостаточное целое (по Аристотелю). Социальная идея Кампанеллы раздвинула человеческие горизонты в постижении мира, с одной стороны, но с другой - она, как и другие утопии, по убеждению докладчика, является «страшной вещью в своей целеустремленной прямолинейности».
Доктор философских наук, профессор ЮФУ Т. С. Паниотова посвятила свое выступление и яркую презентацию архетипу города в истории утопической мысли. Город смог воплотить в себе идеал античного совершенства - симметрию. Эстетика геометрического порядка прочно вошла в структуру утопического идеала и стала знаком, неотъемлемым признаком идеального локуса в утопии. Но город-эталон сохранил не только эстетические идеалы античности, но и стал приобретать функциональные характеристики, необходимые для реализации ключевых утопических идей. Доклад Таисии Сергеевны задал один из векторов общего обсуждения на конференции.
Завершал пленарное заседание доклад доктора философских наук из ЮФУ В. Д. Бакулова «Теоретико-методологические основы сравнительного анализа утопии и утопизма». Утопия ответственна за накопление идеалов. В фокусе внимания докладчика оказались смысловые метаморфозы идей, формирующих утопии, и механизмы появления превращенных форм утопических идеалов. В свете указанных трансформаций понятия «утопия» и «утопизм» не тождественны, их нужно разводить, что подтверждается теоретико-методологическим анализом, проведенным профессором В. Д. Бакуловым.
После дискуссий, которые продолжались и в кулуарах конференции, участники разделились на сформированные заранее секции. В связи с большим количеством желающих выступить было организовано пять секций и молодежный форум.
В секции № 1 «Утопия и современные утопические практики» было представлено 8 докладов. Модераторами выступили доктор философских наук, профессор Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина Л. Е. Яковлева и кандидат философских наук, доцент ЮФУ Е. А. Благородова, Ведущим аспектом анализа утопического в докладах этой секции стала тема образования в утопиях и проблема передачи и популяризации утопических идей (доклады Л. Е. Яковлевой, К. В. Савельевой (ЮФУ), Л. М. Ретинского (МГИМО)) Особенный интерес и бурную дискуссию вызвал доклад
Е. А. Благородовой, посвященный приложению «Instagram» как реализованной сегодня утопической практике. Вообще тема трансляции утопического в цифровую эпоху в пространстве компьютерных игр и социальных сетей активно обсуждалась на секции (доклады С. В. Тихоновой, Д. С. Артамонова). Другим аспектом, раскрывающим проблему передачи утопического образа жизни, стали доклады Д. А. Рубана, Т.К. Молчановой (ЮФУ) «Современная гостиница - городская утопия» и А. В. Хорунжего «"Идеальный строй жизни": социальная утопия К. Э. Циолковского» (РУДН).
Вторая секция (модератор кандидат исторических наук, доцент ЮФУ А. В. Кореневский) была сфокусирована на проблеме идеального общества в политической истории. Здесь было заслушано 10 докладов.
Участники раскрывали исторические аспекты утопии, начиная с Византии (Н. Д. Николаева, ЮФУ) и заканчивая идеальной теорией справедливости Джеральда Коэна (С. В. Виноградов, НИУ «ВШЭ»). Интересен географический охват анализируемого политического дискурса (Россия, Европа, Южная Америка и др.) и спектр исследуемых общественно политических течений.
Рис. 4. Работа секций конференции
Одновременно с работой 1-й и 2-ой секций шли дискуссии и выступления в зале заседаний Ученого совета, где работала третья секция «Идеальные пространства в архитектуре, искусстве и литературе» (модератор - старший преподаватель ЮФУ Е. А. Чичина). Наиболее представительная секция (2 сессии, 27 участников) была посвящена утопическим проекциям в художественном творчестве. Предметом исследовательского интереса докладчиков стали литературные, архитектурные образы, а также кино-образы, наполненные утопическим содержанием. Важно отметить, что секция стала не только площадкой для дискуссий и обмена идеями уже состоявшихся ученых, но и своеобразной «пробой пера» для молодых исследователей - магистрантов и аспирантов (М.А. Романенко, Д.А. Алекандрович, П.А. Антоненко и др.).
В выступлении Е. А. Чичиной (ЮФУ) затрагивались фундаментальные вопросы связи утопии и искусства. Большинство докладов было посвящено литературному творчеству -«Контаминация жанровых признаков утопии и антиутопии в литературы ХХ века» М. В. Покотыло (РГУПС), «Утопизм античных пасторалей: «тоска по золотому веку»» Ю. С. Малик (ВГУ), «Дискурсивные практики противостояния угнетенных в антиутопии Маргарет Этвуд «Рассказ служанки»» А. В. Мальцев (ЮФУ) и «Модели реализации мифа в современной утопической литературе» Д. А. Александрович (ЮФУ). Ряд исследователей обратился к кинематографическим образам. Так, О. А. Джумайло (ЮФУ) анализировала репрезентацию идеализированного прошлого в фильме «Между рядами»; М. А. Романенко (ЮФУ) рассматривал трансформации утопической идеи в образах кино периода оттепели и перестройки. Доклад В. Е. Барышевой и Л. В. Желондиевской (МГХПА им. С. Г. Строганова) затрагивал вопрос о манифесте как стратегическом инструменте формирования визуальной системы. Авангардистские манифесты начала ХХ в., заключающие в себе утопические идеи, существенным образом повлияли на формирование реальности, прежде всего художественной. Выступления Т. Б. Батыр Тараклийский госуниверситет, Молдова) и П. С. Антоненко (ЮФУ) касались преломления утопический идеи в реальности: в первом случае речь шла об экспериментальном городе-общине «Город Рассвета» (Индия), во втором - о влиянии диктаторских режимов правления на формирование визуального об-
раза города.
Четвертая секция, также заявленная в 2-х сессиях (28 участников), была посвящена философским аспектам утопизма (модератор доктор философских наук, профессор Е. В. Золотухина). Тематика докладов подтверждает, что утопия в целом, отдельные утопические идеи, утопический тип сознания и мышления - это широчайшее поле для философского анализа, Безусловно, во многих докладах отправной точкой были произведения Т. Кампанеллы. Так, связь трудов Т. Кампанеллы и Э. Фромма стала предметом исследования Е. В. Золотухиной, представления Т. Кампанеллы о равенстве представлены Т. Н. Самсоновой в свете гуманистического антропологизма и натурфилософии.
Аспекты реализации социального утопизма освещались в докладе профессора ЮФУ И. Г. Палий. Доктор социологических наук Н. В. Литвак (МГИМО), говоря об актуальности для научного исследования философских аспектов «Утопии», обратил внимание слушателей на логические противоречия между предлагаемыми подходами и их результатами в утопических произведениях, а также на актуальности внешнеполитического дискурса и самих основ «утопической» внешней политики. Судьба утопического жанра в России представлена в интерпретации доктора философских наук, доцента РУДН А. М. Орехова.
Пятая секция «Утопические идеи и эксперименты в истории культуры» была не менее представительной: в две сессии было заявлено 36 докладов. Модератором являлась кандидат философских наук, доцент ЮФУ Е. Ю. Липец.
Докладчики представляли самые разные попытки реализации утопических проектов в истории культуры. Одни проекты изначально (до момента реализации) опирались на стройные целостные утопические системы взглядов. Им посвящен ряд интереснейших докладов, например, выступления кандидата исторических наук А. В. Хорунжего (соавтор -А. Ю. Герасина, РУДН) «От "Покорения космоса" к "Построению счастья": коммунитарный эксперимент Виктора Куассака»; доктора философских наук М. А. Богдановой (ЮФУ) на тему «Утопизм олимпийского проекта П. де Кубертена»; кандидата философских наук А. Н. Раевского (ЮФУ) «Утопия будущего в эсхатологии движения Нью-Эйдж»; кандидата философских наук, доцента ЮФУ А. Ю. Браерской «Женская идентичность в контексте утопического дискурса: концепция С. де Бавуар»; аспиранта ЮФУ В. О. Хвостиковой «Дезурбанизм М. Охитовича в контексте градостроительных дискуссий 1920-30-х гг.». Другая часть докладов была посвящена проектам, которые получили утопическую идеологическую окраску в процессе реализации. Об этом доклады: аспиранта А. В. Козловой (Европейский университет в Санкт-Петербурге) «"Ребячий город солнца": ретроспективное перепроизводство утопических проектов советских пионерских лагерей "Артек" и "Орленок" в интерпретации их участников (1957-1991)»; кандидата филологических наук, доцента МГТУ им. Г.И. Носова С. Л. Андреевой «Хрустальный дворец для всеобщего счастья: объективация идеи идеального дома для идеального будущего»; кандидата философских наук, старшего преподавателя ЮФУ О. С. Кирилловой «Утопическая Россия»: проекты музеефикации и конструирования туристических маршрутов» и др.
Судьбы реализованных утопических экспериментов разные. Первые либо заканчиваются неудачей, как эксперимент Виктора Куассака; либо полностью отклоняются от первоначальной утопической идеи, как олимпийский проект П. де Кубертена. Вторая категория экспериментов - проекты, окрашенные в утопические тона, намного удачнее (экономически состоятельнее) первых (Crystal Palace; офисы-утопии; лагеря «Артек»; «Орленок»; коммерческие туристические маршруты по несуществующим историческим объектам и т.д.). И те и другие проекты рождены утопическим сознанием и/или паразитируют на нем, однако в любом случае они заслуживают изучения. С этой мыслью были согласны все участники секции № 5. Вновь согласимся с Ф. Аинса: «Изучение различных моделей и утопических интенций, лежащих в основе истории идей, позволяет нам обнаружить в "энциклопедической" перспективе все начато и незавершенное в мыслях, политике и культуре. Это богатая панорама позволяет почувствовать силу, которой обладает утопическая функция в различных формах
своего выражения, от философии до искусства, от политических платформ до альтернативных опытов, осуществляемых в пространстве политики» [1, с. 8]
Параллельно с секциями проходило заседание молодежного форума, где начинающие исследователи говорили об оппозиции утопии и дистопии в современной культуре. Форумом руководили М. С. Желтикова (аспирант, СКГИИ) и А. О. Зуева (студент ЮФУ). Все доклады были посвящены утопическим и антиутопическим аспектам в современном кинематографе, литературе и архитектуре. По завершении конференции были подведены итоги конкурса лучших научных студенческих докладов молодежного форума «Утопия vs дистопия в современной культуре». Вручены дипломы I, II, и III степени А.« Зуевой («Мечтают ли андроиды об электроовцах?»), А. Манюхину («Утопии в культуре Китая. Мифы или проекты будущего») и А. Носовой («Тема ликвидации насилия в антиутопиях («Заводной апельсин» и «Возвращение со звезд»).
Несмотря на научный статус конференции, был проведен ряд тематических культурно-просветительских мероприятий. В их число вошли - экскурсия и выставка работ студентов Академии архитектуры и искусства «Идеальный город» (руководитель профессор Е. С. Логоватовская). Конференция завершила работу подведением итогов модераторами секций и вручением сертификатов участников. Однако дискуссии и обмен мнениями не закончился.
Актуальность тематики и продуктивность конференций 2018 и 2016 гг. наводит на мысль, что в стенах гостеприимного Южного федерального университета междисциплинарные научные исследования утопического сознания нашли свой «идеальный локус».
ЛИТЕРАТУРА
1. Аинса Ф. Кризис и воскрешение утопии (пер. с испанского Т.С. Паниотовой) // Утопические проекты в истории культуры : сб. материалов Всероссийской (с международным участием) междисциплинарной научной конференции «Утопические проекты в истории культуры (к 500-летию утопи Т. Мора». Ростов-на-Дону : Изд-во «Фонд науки и образования», 2017, С. 6-13
2. Паниотова Т. С. «Утопия» между фактом и вымыслом // Утопические проекты в истории культуры : сб. материалов Всероссийской (с международным участием) междисциплинарной научной конференции «Утопические проекты в истории культуры (к 500-летию утопи Т. Мора». Ростов-на-Дону : Изд-во «Фонд науки и образования», 2017. с.26-31.
3. Утопические проекты в истории культуры : сб. материалов Всероссийской (с международным участием) междисциплинарной научной конференции «Утопические проекты в истории культуры (к 500-летию утопи Т. Мора». Ростов-на-Дону : Изд-во «Фонд науки и образования», 2017. 308 с.
S. L. Andreeva (Magnitogorsk, Russia) V. O. Khvostikova (Rostov-on-Don, Russia)
UTOPIC TYPE OF CONSCIOUSNESS AND THE SEARCH OF AN IDEAL LOCUS: SCIENTIFIC CONFERENCE ON THE 450TH ANNIVERSARY OF T. CAMPANELLA
Abstract. Utopian type of consciousness has multiple manifestations in history and culture. Utopia can be considered as a form of realization of social forecasting and positive and progressive phenomenon for the development of human civilization; as a form of social limitation, leading to a totalitarian ideology, inspiring fruitless hopes, forming false values and ideals. The technical and technological capabilities of modern humanity have strengthened the idea of the attainability of heaven on earth and the dream of creating ideal social relations. The question "How to arrange life?" is inseparable from the search for the ideal space. Finding a place (perfect locus) means running time and bringing the dream closer. Not hundreds, but tens of thousands of scientific treatises have been written about utopia, however, this point has not yet been reached. This was proved by the II All-Russian (with international participation) interdisciplinary scientific conference "Utopian projects in the history of culture on the theme "The City of the Sun ": in search of an ideal locus", which was held in Rostov-on-Don, 6-8 December, 2018, at the site of Southern Federal University
(with financial support from Russian Foundation for Basic Research). The scientific forum was dedicated to the 450th anniversary of the birth of T. Campanella, the Italian philosopher, revolutionary, utopian socialist, theologian, author of the cult utopia "The City of the Sun". The article contains an overview of interesting and diverse reports, as well as general results of the conference.
Keywords: utopia, utopian type of consciousness, Tomaso Campanella, interdisciplinary scientific conference, philosophy, cultural studies, philology, history, sociology.
REFERENCES
1. Ainsa F. Krizis i voskreshenie utopii (per. s ispanskogo T.S. Paniotovoi), Uto-picheskie proekty v istorii kul'tury : sb. materialov Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) mezhdistsiplinarnoi nauchnoi konferentsii «Utopicheskie proekty v istorii kul'tury (k 500-letiyu utopi T. Mora». Rostov-na-Donu, Izd-vo «Fond nauki i obrazova-niya», 2017, pp. 6-13.
2. Paniotova T. S. «Utopiya» mezhdu faktom i vymyslom, Utopicheskie proekty v is-torii kul'tury : sb. materialov Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) mezhdistsip-linarnoi nauchnoi konferentsii «Utopicheskie proekty v istorii kul'tury (k 500-letiyu utopi T. Mora». Rostov-na-Donu : Izd-vo «Fond nauki i obrazovaniya», 2017, pp .26-31.
3. Utopicheskie proekty v istorii kul'tury : sb. materialov Vserossiiskoi (s mezhdu-narodnym uchastiem) mezhdistsiplinarnoi nauchnoi konferentsii «Utopicheskie proekty v istorii kul'tury (k 500-letiyu utopi T. Mora». Rostov-na-Donu, Izd-vo «Fond nauki i obrazovaniya», 2017, 308 p.
Андреева С. Л., Хвостикова В. О. Утопический тип сознания и поиски идеального локуса: научная конференция к 450-летию со дня рождения Т. Кампанеллы // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 4. С. 62-69.
Andreeva S. L., Khvostikova V. O. Utopic Type of Consciousness and the Search of an ideal Locus: Scientific Conference on the 450th anniversary of T. Campanella, Gumanitarno-pedagogicheskie issledo-vaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no 4, pp. 62-69
Сведения об авторах
Андреева Светлана Леонидовна - доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова, г. Магнитогорск, Россия; 216zamsv@mail.ru
Хвостикова Василина Олеговна - аспирант Института философии и социально-политических наук Южного Федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия; hvos-tikovavasilina@mail.ru.
Authors:
Svetlana L. Andreeva, Associate Professor, Ph.D. in Philology, Associate Professor at the Department of Pedagogical Education and Document Management Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU),216zamsv@mail.ru
Vasilina O. Khvostikova, Postgraduate Student, Institute of Philosophy, Social and Political Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia; hvostikovavasilina@mail.ru