Научная статья на тему 'Уточненный расчет характеристик ТРДД на базе замкнутой математической модели'

Уточненный расчет характеристик ТРДД на базе замкнутой математической модели Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
217
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / РАДИАЛЬНАЯ НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ПОТОКА / ЗАМКНУТАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / DOUBLE-CIRCUIT GAS TURBINE ENGINE / RADIAL NON-UNIFORMITY OF STREAM / CLOSED LOOP MATHEMATICAL MODEL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Климов Виталий Николаевич

Статья посвящена выводу уравнений параметров потока, учитывающих радиальную неравномерность потока за вентилятором ТРДД, для последующих расчетов высотно-скоростных, климатических и дроссельных характеристик на основе замкнутой математической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Климов Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definite double-circuit gas turbine engine characteristics calculations on the basis of the closed loop mathematical model

This article deals with stream parameters equations derivation taking into account radial non-uniformity of stream after low pressure compressor of double-circuit gas turbine engine. It is supposed to be used for future calculations of altitude-speed, climatic and throttle characteristics on the basis of the closed loop mathematical model.

Текст научной работы на тему «Уточненный расчет характеристик ТРДД на базе замкнутой математической модели»

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (113) 2012

156

УДК 621.4582.3

В. Н. КЛИМОВ

Омский государственный технический университет

УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ТРДД НА БАЗЕ ЗАМКНУТОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ__________________________________

Статья посвящена выводу уравнений параметров потока, учитывающих радиальную неравномерность потока за вентилятором ТРДД, для последующих расчетов высотноскоростных, климатических и дроссельных характеристик на основе замкнутой математической модели.

Ключевые слова: двухконтурный турбореактивный двигатель, радиальная неравномерность потока, замкнутая математическая модель.

Математические модели ГТД используются для решения широкого круга задач: выполнения проектного расчета двигателя, для оптимизации параметров его рабочего процесса, расчета высотно-скоростных, дроссельных и других эксплуатационных характеристик двигателя при известной геометрии его проточной части, для расчета неустановившихся, переходных режимов и многих других. В связи с этим математическая модель ГТД должна наиболее точно описывать процессы, протекающие в двигателе.

Известная математическая модель ТРДД не замкнута, а следовательно, без дополнительных условий не имеет решений [1]. Одним из таких условий является равенство:

Т = Т

1 КНД I 1 КНД II ■

(1)

Ас = и-

закрутка воздуха в колесе;

са — осевая скорость воздуха на выходе из рабочего колеса;

Р2 — угол выходной кромки лопатки рабочего колеса.

АІКНД (®г)

^2

(4)

Таким образом, работа, подводимая к воздуху на данном радиусе вентилятора, зависит от окружной скорости колеса, его геометрии и осевой скорости потока на выходе из рабочего колеса.

Тогда изменение энергии потока первого и второго контуров за КНД равно:

То есть при решении такой математической модели не учитывается неравномерное распределение подводимой к потоку воздуха энергии Дг вдоль радиуса рабочего колеса компрессора низкого давления (вентилятора). Данная неравномерность зависит от режима работы двигателя и связана с изменением окружной скорости потока по высоте лопатки вентилятора и неизменной геометрией элементов КНД.

Более точный расчет параметров потока за вентилятором, учитывающий радиальную неравномерность потока, становится возможным при использовании замкнутой математической модели ГТД [2].

Задачей данной работы является вывод уравнений параметров потока, учитывающих радиальную неравномерность потока за вентилятором ТРДД для последующих расчетов высотноскоростных, климатических и дроссельных характеристик на основе замкнутой математической модели.

Энергия воздуха в КНД увеличивается за счет механической работы, подводимой к потоку в рабочем колесе Ь„„:

АІКНД I = (®Гср1)

2cpI

АІКНД II ((0ГсрП )

(5)

(6)

2ср II

где гср I — радиус точки приложения равнодействующей силы, действующей на поток воздуха, идущего в первый контур, со стороны вентилятора; гср п — радиус точки приложения равнодействующей силы, действующей на поток воздуха, идущего во второй контур, со стороны вентилятора.

Полная энергия потока первого и второго контуров за КНД:

* КНД I С РвТ н + А І КНД I ;

* КНД II С РвТ н + А І КНД II .

(7)

(8)

Аікнд = ЬрК ;

ЬрК = иАси ,

(2)

(3)

Полная температура потока первого и второго контуров за КНД:

где и=(ог — окружная скорость колеса на данном радиусе г;

'-КНД I

С„.

(9)

с

а

а

®Гср!Са.

КНД I

1 КНД II

кнд II

CP„

(10)

Степень повышения давления потока первого и второго контуров за КНД:

на различных режимах работы, находить оптимальные программы управления и необходимые ограничения, что приведет к созданию более совершенных двигателей.

Условные обозначения

' kha I

кнд I

1 КНД I

C Т *

Рв 1 я

*КНД II

КНД I

k в -1

1КНД II

C Т *

^ Рв1 я

k в -1

КНД II

k в -1

(11)

k в -1

(12)

Полное давление потока первого и второго контуров за КНД:

P КНД I — ря pV p КНД Is вх р КНД II — ря pV p КНД IIs вх

Расход воздуха через первый контур:

q(lКНД I )

GI — тврКНД IFK

(13)

(14)

(15)

Расход воздуха через второй контур:

q (l KHA II)

Gii — mвркнA iiFkha ii

Ф

КНД II

m

F q (1cp) s s

ni CP I-------- ^кая^СІІ •

iT

(16)

КНД II

Степень двухконтурности:

Gn ркнд II и & F 1 CP л1Ткнд і

Gі ркнд I q(l kha і) 1 Fkha i ■ T * V 1КНД II

°аРсП . (17)

Используя выведенные формулы, на базе замкнутой математической модели ГТД можно будет рассчитывать характеристики двигателя на всех режимах работы с учетом радиальной неравномерности параметров потока за КНД. Это позволит производить более точный расчет характеристик двигателя

ГТД — газотурбинный двигатель;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТРДД — двухконтурный газотурбинный двигатель;

КНД — компрессор низкого давления;

Т — температура, K; m — степень двухконтурности;

G — расход воздуха, кг/с;

F — площадь, м2;

s — коэффициент восстановления полного давления; i — энтальпия, Дж/кг;

L — удельная работа, Дж/кг; и — окружная скорость, м/с; w — угловая частота вращения, с-1; r — радиус, м;

са — осевая скорость воздуха, м/с;

Р2 — угол выходной кромки лопатки рабочего колеса; g(l) — газодинамическая функция;

Ср — удельная теплоемкость, Дж/кг-К; p — степень повышения (понижения) полного давления; p — давление, Па.

Индексы

I — первый контур;

II — второй контур;

СР — сопло реактивное;

КНД — компрессор низкого давления; кан — канал;

CII — сопло реактивное второго контура;

РК — рабочее колесо; н — невозмущенный поток; в — воздух;

V — набегающий поток.

Библиографический список

1. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей / под ред. С. М. Шляхтенко. -2-е изд., перераб. и доп. — М. : Машиностроение. 1987. — 568 с.

2. Кузнецов, В. И. Замкнутая математическая модель рабочего процесса газотурбинных двигателей : моногр. / В. И. Кузнецов. — Омск : Науч. изд-во ОмГТУ «Омский научный вестник», 2007. — 138 с.

КЛИМОВ Виталий Николаевич, аспирант кафедры авиа- и ракетостроения.

Адрес для переписки: КПтоу-У11аПу-а8р@уа^ех.т

Статья поступила в редакцию 26.12.2011 г.

© В. Н. Климов

р

я

я

р

я

я

m

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (113) 2012 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.