УДК 62-593
B. М. Степанов, д-р техн. наук, проф. (4872) 35-54-50, [email protected] (Россия, Тула,ТулГУ)
C. В. Кузьмина, студент, 8-920-753-69-77, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
УСТРОЙСТВО РЕКУПЕРАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
В работе описана схема устройства рекуперации электроэнергии.
Ключевые слова: рекуперация, рекуперативное торможение, устройство рекуперации.
Рекуперативное торможение - организация торможения, при которой кинетическая энергия транспортного средства не рассеивается в виде тепла, как обычно, при реостатном торможении, а снова используется для движения. Рекуперативное торможение широко применяется на электровозах и электропоездах, где при торможении электродвигатели начинают работать как электрогенераторы, а вырабатываемая электроэнергия передается через контактную сеть либо другим электровозам, либо в общую энергосистему через тяговые подстанции.
Что касается грузоподъемных механизмов и устройств, в том числе и подъемных установок, то применение рекуперативного торможения в их области не так широко распространено, как в электропоездах. Однако здесь также встречаются различные способы экономии электроэнергии. К некоторым из них относятся: аккумулирующие устройства, конструктивные особенности установки, ступенчатое торможение, размещение непосредственно самих блоков или устройств рекуперации, а также регулирование режима рекуперативного торможения.
На рис.1 изображена устройства рекуперации электроэнергии, данная схема универсальна и может применяться во многих сферах жизни, но в конкретном случае она применяется для подъемно-транспортного механизма.
Устройство включает в себя: группу коммутирующих ключей, группу предохранителей, устройство грозозащиты, высокочастотный фильтр, а также 4 привода. Все привода идентичны, кроме последнего, он включает в себя несколько двигателей. Каждый привод обладает своей функцией. В нашем случае используются привод подъема груза, привод передвижения тележки, привод поворота стрелы и привод передвижения крана. Как видно из схемы, два привода отмечены пунктиром, тем самым показывая, что схема может включать в себя любое количество приводов.
Вся верхняя часть в основном отвечает за безопасность работы системы. В нее входит группа коммутирующих ключей, группа предохранителей, устройство грозозащиты, чтобы надежно защитить объект от воздействия любого вида перенапряжения. В вводном щите находятся рубильник и предохранители FU1-FU3. Индуктивности L1-L3 служат в качестве линий задержки для согласования работы разрядников FV1-FV3 и
варисторов ЯШ-ЯШ. Предохранители ЕШ-Шб и ¥\Л-¥1]9 устанавливаются в случае. Если ток срабатывания предохранителей БТЛ-БиЗ выше тока, рекомендованного производителем для РУ1-РУЗ и ЯШ-ЯШ соответственно. Оставшаяся часть включает в себя 4 идентичных привода. Каждый, из которых содержит группу коммутирующих ключей, группу предохранителей, рекуператор, блок накопителя электроэнергии, еще одну группу коммутирующих ключей, инвертор, двигатель, редуктор и исполнительный механизм.
Рис. 1. Схема силового питания преобразователей частоты Литературы
1. Ключев В.И., Терехов В.М. Электропривод и автоматизация общепромышленных механизмов. 1980 г. Издательство: Энергия.
2. Ключев В.И. Теория электропривода: Учебник для вузов. - М.: Энергоатомиздат, 1985. - 560 е., ил
3. Фираго Б.И., Палявчик Л.Б. Теория Электропривода Издательство: Техноперспектива 2007 г.