Научная статья на тему 'Устройство погребальных камер курганов эпохи кофун на территории центральной части района Кансай, Япония'

Устройство погребальных камер курганов эпохи кофун на территории центральной части района Кансай, Япония Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
552
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ЯМАТО / ЭПОХА КОФУН / ПОГРЕБЕНИЯ / КОНСТРУКЦИЯ / ПОГРЕБАЛЬНАЯ КАМЕРА / АРХЕОЛОГИЯ / JAPAN / YAMATO / THE KOFUN PERIOD / BURIAL MOUND / CONSTRUCTION / BURIAL CHAMBER / ARCHAEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гнездилова И. С.

Период кофун Японии (III-VII вв. н.э.) получил свое название от курганов-«кофунов», создававшихся в качестве погребений представителей родоплеменной элиты. Среди основных типов курганов, отличающихся по внешнему строению, крупные квадратно-круглые курганы считаются погребениями императоров. Для высших сановников, местных вождей, представителей кланов также создавались курганы, но других форм и размеров. Отличаются также внутреннее строение курганов и используемые для погребения колоды или саркофаги. Истоки традиции создания каменных погребальных камер кофунов находят в погребениях (функюбо) позднего периода эпохи яёй. На разных этапах периода кофун наблюдается трансформация устройства погребальных камер. В начальный период создавались вертикальные погребальные камеры (татэана сэкисицу) с глиняным основанием, на котором устанавливали деревянную колоду. Для стен использовались каменные плиты, которые плотно подгонялись друг к другу. Сверху камера также закрывалась плитами. Для герметичности отверстия засыпались грунтом либо запечатывались глиняной массой. В целях предотвращения попадания воды на колоду внутри камеры создавались водоотводные каналы. На следующем этапе для погребения в вертикальных камерах начали использовать каменные саркофаги. Создание горизонтальных каменных камер связывают с заимствованием данной традиции с Корейского полуострова в конце IV начале У в. Горизонтальная погребальная камера (ёкоана сэкисицу) сооружалась в круглой части квадратно-круглого кургана. В поздний период эпохи кофун, когда квадратнокруглые кофуны перестали возводить, такие камеры создавались в круглых и квадратных курганах. Для погребения в горизонтальных камерах использовались каменные саркофаги. При создании горизонтальных камер на поздних этапах применялись мегалиты. Прекращение практики строительства кофунов стало следствием принятия буддизма и применения практики кремации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гнездилова И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BURIAL CHAMBERS OF THE KOFUN PERIOD MOUNDS IN THE CENTRAL AREA OF THE KANSAI REGION, JAPAN

The Kofun period is named after the tomb mounds or kofuns that were built for the members of the ruling class of that time in the 3-7 centuries AD. Among the main types of tumuli differing in their external structure, the large square-round mounds were supposedly built for the Emperors. Mounds of various shapes and sizes were constructed for the high-ranking officials, local chieftains, and clan representatives. There is a certain difference in the structure of the mounds and in the sarcophagi used for buring. The origins of stone cist construction in kofuns can be traced back to the funkyubo burials in late period of the Yayoi era. The transformations of burial chamber structure can be observed at different stages of the Kofun period. On the initial stage, “tateana sekisitsu” or vertical burial chambers with a wooden coffin fixed on a clay floor were constructed. The walls were made of stone slabs tightly fit together. Ceiling rocks were laid to close the chamber. Then the holes were filled with soil or hermetically sealed with clay mass. Drainage channels were constructed inside the chamber to prevent the ingress of water on the coffin. On the next stage, stone sarcophagi were used in the vertical burial chambers. The tradition to construct horizontal stone chambers is thought to have been borrowed from the Korean peninsulat the end of the 4th beginning of the 5th century. The horizontal burial chamber (“Yokoana sekishitsu”) was constructed in a round part of the square-round mounds. In the late Kofun period, when square-round kofuns were not constructed any more, such chambers were built in round and square tumuli. Stone sarcophagi were used in the horizontal burial chambers. On the late stages, megaliths were used in the construction of horizontal chambers. The introduction of Buddhism and strengthening of the cremation practice stopped the practice of Kofuns construction.

Текст научной работы на тему «Устройство погребальных камер курганов эпохи кофун на территории центральной части района Кансай, Япония»

ШК 2307-2539

№2 (14) • 2016

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Главный редактор:

A.А. Тишкин, д-р ист. наук, профессор

Редакционная коллегия:

B.В. Горбунов (зам. главного редактора), д-р ист. наук, доцент;

C.П. Грушин, д-р ист. наук, доцент; Н.Н. Крадин, д-р ист. наук, чл.-кор. РАН; А.И. Кривошапкин, д-р ист. наук;

А.Л. Кунгуров, канд. ист. наук, доцент; Д.В. Папин (отв. секретарь), канд. ист. наук; Н.Н. Серегин (отв. секретарь), канд. ист. наук; С.С. Тур, канд. ист. наук; А.В. Харинский, д-р ист. наук, профессор; Ю.С. Худяков, д-р ист. наук, профессор

Редакционный совет журнала:

Ю.Ф. Кирюшин (председатель), д-р ист. наук, профессор (Россия); Д.Д. Андерсон, Ph.D., профессор (Великобритания);

А. Бейсенов, канд. ист. наук (Казахстан);

У. Бросседер, Ph.D. (Германия);

А.П. Деревянко, д-р ист. наук, профессор,

академик РАН (Россия);

Е.Г. Дэвлет, д-р ист. наук (Россия);

Иштван Фодор, д-р археологии, профессор

(Венгрия);

И.В. Ковтун, д-р ист. наук (Россия); Л.С. Марсадолов, д-р культурологии (Россия); Д.Г. Савинов, д-р ист. наук, профессор (Россия);

А.Г. Ситдиков, д-р ист. наук (Россия); Такахама Шу, профессор (Япония); Чжан Лянжэнь, Ph.D., профессор (Китай); Т.А. Чикишева, д-р ист. наук (Россия); М.В. Шуньков, д-р ист. наук (Россия); Д. Эрдэнэбаатар, канд. ист. наук, профессор (Монголия)

Адрес: 656049, Барнаул, пр-т Ленина, 61, каб. 211, телефон: 8 (3852) 291-256. E-mail: tishkin210@mail.ru

Журнал основан в 2005 г. Выходит 4 раза в год

Учредителем издания является Алтайский государственный университет

Утвержден к печати Объединенным научно-техническим советом АГУ

Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя

Печатное издание «Теория и практика археологических исследований» © Алтайский государственный университет, 2005-2016. Зарегистрировано Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации ПИ №ФС 77-65056. Дата регистрации 10.03.2016.

ISSN 2307-2539

№2 (14) • 2016

THEORY AND PRACTICE OF ARCHAEOLOGICAL RESEARCH

Editor in Chief:

A.A. Tishkin, Doctor of History, Professor Editorial Staff:

V.V. Gorbunov (Deputy Editor in Chief), Doctor

of History, Associate Professor;

S.P. Grushin, Doctor of History, Associate Professor;

N.N. Kradin, Doctor of History, Corresponding

Member, Russian Academy of Sciences;

A.I. Krivoshapkin, Doctor of History;

A.L. Kungurov, Candidate of History;

D.V. Papin (Assistant Editor), Candidate of History;

N.N. Seregin (Assistant Editor), Candidate

of History;

S.S. Tur, Candidate of History;

A.V. Kharinsky, Doctor of History, Professor;

J.S. Khudyakov, Doctor of History, Professor

Associate Editors:

J.F. Kiryushin (Chairperson), Dr. Sci. (Hist), Professor (Russia);

D.D. Anderson, Ph.D, Professor (Great Britain); A. Beisenov, Candid. Sci. (Hist.) (Kazakhstan); U. Brosseder, Ph.D. (Germany);

A.P. Derevianko, Dr. Sci. (Hist.) Academician, Russian Academy of Science (Russia);

E.G. Devlet, Dr. Sci. (Hist.) (Russia);

Ishtvan Fodor, Dr. Sci. (Archaeology), Professor (Hungary);

I V. Kovtun, Dr. Sci. (Hist.) (Russia); L.S. Marsadolov, Dr. Sci. (Culturology) (Russia); D.G. Savinov, Dr. Sci. (Hist.) (Russia); A.G. Sitdikov, Dr. Sci. (Hist.) (Russia); Takhama Shu, Professor (Japan); Zhang Liangren, Ph.D, Professor (China); T.A. Chikisheva, Dr. Sci. (Hist.) (Russia); M.V. Shunkov, Dr. Sci. (Hist.) (Russia); D. Erdenebaatar, Cand. Sci (Hist), Professor (Mongolia)

Address: office 211, Lenin av., Barnaul, 656049, Russia, tel.: (3852) 291-256. E-mail: tishkin210@mail.ru

The journal was founded in 2005. The journal is published 4 a year.

The founder of the journal is Altai State University

Approved for publication by the Joint Scientific and Technical Council of Altai State University

All rights reserved. No publication in whole or in part may be reproduced without the written permission of the authors or the publisher

Print Edition of "The Theory and Practice of Archaeological Research" © Altai State University, 2005-2016 Registered with the RF Committee on Printing. Registration certificate PI №FS 77-65056. Registration date 10.03.2016.

УДК 903.53

И.С. Гнездилова

Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск, Россия

УСТРОЙСТВО ПОГРЕБАЛЬНЫХ КАМЕР КУРГАНОВ ЭПОХИ КОФУН НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ РАЙОНА КАНСАЙ, ЯПОНИЯ*

Период кофун Японии (Ш-УП вв. н.э.) получил свое название от курганов-«кофунов», создававшихся в качестве погребений представителей родоплеменной элиты. Среди основных типов курганов, отличающихся по внешнему строению, крупные квадратно-круглые курганы считаются погребениями императоров. Для высших сановников, местных вождей, представителей кланов также создавались курганы, но других форм и размеров. Отличаются также внутреннее строение курганов и используемые для погребения колоды или саркофаги. Истоки традиции создания каменных погребальных камер кофунов находят в погребениях (функюбо) позднего периода эпохи яёй. На разных этапах периода кофун наблюдается трансформация устройства погребальных камер. В начальный период создавались вертикальные погребальные камеры (татэана сэкисицу) с глиняным основанием, на котором устанавливали деревянную колоду. Для стен использовались каменные плиты, которые плотно подгонялись друг к другу. Сверху камера также закрывалась плитами. Для герметичности отверстия засыпались грунтом либо запечатывались глиняной массой. В целях предотвращения попадания воды на колоду внутри камеры создавались водоотводные каналы. На следующем этапе для погребения в вертикальных камерах начали использовать каменные саркофаги. Создание горизонтальных каменных камер связывают с заимствованием данной традиции с Корейского полуострова в конце IV - начале У в. Горизонтальная погребальная камера (ёкоана сэкисицу) сооружалась в круглой части квадратно-круглого кургана. В поздний период эпохи кофун, когда квадратно-круглые кофуны перестали возводить, такие камеры создавались в круглых и квадратных курганах. Для погребения в горизонтальных камерах использовались каменные саркофаги. При создании горизонтальных камер на поздних этапах применялись мегалиты. Прекращение практики строительства кофунов стало следствием принятия буддизма и применения практики кремации.

Ключевые слова: Япония, Ямато, эпоха кофун, погребения, конструкция, погребальная камера, археология.

DOI: 10.14258/фш(2016)2(14).-06

Введение

Курганы периода кофун, давшие название эпохе раннего железного века Японии, представляют собой внешнее «проявление» традиций погребальной обрядности, сформировавшейся к началу IV в. н.э. на территории Японского архипелага (за исключением островов Рюкю и Окинава).

Сооружение кофунов (прежде всего это относится к сооружению гигантских «императорских» кофунов) стало возможным в силу изменения экономической и политической ситуации на архипелаге. К началу IV в. наблюдалась интенсификация земледелия (рисоводства) за счет применения железных орудий и создания ирригационных систем, охватывающих значительные территории, что, с одной стороны, позволяло прокормить большее количество населения, а с другой - способствовало формированию сложной социальной организации. Происходил процесс образования протогосударственных структур, сопровождавшийся социальной дифференциацией и усилением контроля над населением, что позволяло привлекать большие группы людей для строительства огромных сооружений, таких как кофуны [Мещеряков, Грачёв, 2010, с. 86].

* Исследование выполнено за счет гранта Российского гуманитарного научного фонда №15-01-00018а «Время великих вождей и каменных гробниц: древние культуры Тихоокеанского бассейна на рубеже эр».

По внешнему строению выделяются 12 основных типов курганных насыпей. Самые крупные квадратно-круглые курганы считаются погребениями представителей высшей власти: императоров, высших сановников, членов влиятельных кланов, местных вождей и т.п. Для представителей более низких ступеней также строились крупные погребения, но других форм и размеров.

Квадратно-круглые курганы создавались от небольших (длиной около 10 м) до гигантских. Самый большой - кофун Дайсэн (район Дайсэнтё, г. Сакаи, преф. Осака) -считается усыпальницей императора Нинтоку, его общая длина 486 м. Все большие курганы с длиной основания более 200 м - только квадратно-круглой формы [Хиросэ, 2015, с. 64].

Помимо квадратно-круглых курганов (дзэнпо:ко:энфун), в период кофун сооружались также квадратно-квадратные курганы (дзэнпо:ко:хо:фун), квадратные (хо:фун), круглые (энфун), парные (двойные) круглые (со:энфун), парные (двойные) квадратные (со:хо:фун), курганы, круглые сверху квадратные снизу (дзё:энкахо:фун), курганы в форме морского гребешка (хотатекайгата кофун), парные квадратные с круглой средней частью курганы (со:хо:тё:энфун), парные квадратные с квадратной средней частью (со:хо:тё:хо:фун), курганы в форме шестиугольника (роккакуфун), в форме восьмиугольника (хаккакуфун).

Помимо внешнего строения, ранжировалось также внутреннее устройство погребения. Наличие каменной погребальной камеры, размеры, форма и материал колоды, инвентарь, форма и расстановка ханива (глиняных цилиндрических предметов, глиняных сосудов либо скульптур зооморфных, антропоморфных форм, в форме предметов быта и т.д. [История..., 1998, с. 57]) также свидетельствуют о социальном статусе. Погребальный инвентарь включал в себя короны, бронзовые зеркала, металлическое оружие, доспехи, орудия труда и украшения (бусы, подвески-жагатама, браслеты) [Мещеряков, Грачёв, 2010, с. 2]. В период кофун строго определенной системы устройства погребения в зависимости от статуса не существовало, однако размеры погребения, сложность внутреннего устройства и представительность инвентаря могут служить маркером социального положения в обществе. В простых погребениях деревянную колоду, обмазанную глиной, или (начиная со среднего периода кофун) каменную колоду устанавливали на подготовленный глиняный пол погребения и затем засыпали землей. Только для людей высокого социального статуса в погребении создавались каменные комнаты [Хиросэ, 2015, с. 82].

Для обозначения каменной конструкции, создаваемой внутри погребения, в японской научной литературе применяется несколько терминов.

Различия в терминах связаны с тем, что каменная кладка, с помощью которой создавалась комната на ранних этапах периода кофун, возводилась вокруг колоды. И заходить как в комнату (как мы представляем в обычном смысле) невозможно, поэтому некоторые исследователи предлагают именовать эту конструкцию как «вертикальный каменный внешний саркофаг», «внешняя погребальная камера» или «вертикальная каменная комната». Однако, начиная примерно с конца начального периода кофун, стали создаваться каменные комнаты в полном смысле этого слова, они имели пол, потолок, стены и каменный коридор со входом. Такие строения именуются как «каменная комната с боковым входом» или «горизонтальная каменная комната» [Окабаяси, 2006, с. 25]. Учитывая преемственность горизонтальных каменных комнат, которые пришли

на смену вертикальным, и тот и другой тип представляет собой разновидность каменной погребальной камеры, и правильнее будет применять термины «вертикальная погребальная камера» и «горизонтальная погребальная камера».

Об устройстве погребальных камер курганов в отечественной историографии известны описания строений некоторых кофунов (например, кофун Цукинова) [Воробьев, 1958, с. 76].

В рамках данной работы планировалось уделить внимание археологическому материалу, который в меньшей степени представлен в работах, посвященных периоду кофун Японии, охарактеризовать устройство погребальных камер, а также применяемых деревянных и каменных гробов в курганах периода кофун на материалах исследований групп кофунов в центральной части района Кансай, и ограничиться анализом именно погребальных камер, не затрагивая проблем применяемого инвентаря, ханива, типов внешнего устройства погребений (рвов, мостов, сопроводительных насыпей и т.п.).

Происхождение традиции создания погребальных камер кофунов находят в трансформации данного типа устройства от погребений, именуемых функюбо, второй половины позднего периода яёй. В областях Окаяма и Кинки (побережье Внутреннего Японского моря) создавались функюбо с круглой или квадратной формой насыпи и с одним или двумя квадратными выступами [1татига, 1996, с. 191].

При строительстве курганов в период позднего яёй на данной территории стали использовать двойные конструкции погребений. Деревянная колода устанавливалась внутри каменного ящика. Подобная конструкция известна среди погребений яёй только в этот период и на данной территории. Более распространенным способом погребения было использование только деревянной колоды. Погребения в двойных конструкциях строились более крупными, и каменные саркофаги стали создавать большими. Например, длина каменного саркофага из функюбо Татэцуки (преф. Окаяма, о. Хонсю) составляет 3,6 м, ширина - 1,6 м [Окабаяси, 2006, с. 25]. Применение каменного материала для создания погребения здесь тоже отмечается впервые.

Формирование элементов погребальной обрядности периода кофун можно проследить по памятникам, встречающимся вдоль побережья Внутреннего Японского моря. Окончательное оформление традиции кофунов и дальнейшая их трансформация происходили на территории равнины Нара, которая и считается местом формирования протогосударственного образования Ямато, откуда традиция распространялась на другие регионы древней Японии. Материалы исследований курганов разных этапов периода кофун в центральной части района Кансай и прежде всего в группе курганов Ооямато - Янагимото (преф. Нара) позволяют рассмотреть основные конструктивные особенности внутреннего строения курганов представителей элиты.

К концу III - IV в. относятся крупные курганы, расположенные на юго-востоке равнины Нара, куда входит и курган, считающийся погребением императора Судзина (кофун Ондонъяма, г. Тэнри, преф. Нара). В IV в. местом захоронения императоров стал район Саки (северо-западная окраина современного г. Нара). Но самые масштабные курганы, относящиеся к V в., сооружались в районах северного Идзуми и южного Кавати [Мещеряков, Грачёв, 2010, с. 131]. Сюда входят группы курганов Модзу и Фу-руити. Так, в районе г. Сакаи (преф. Осака) расположен самый крупный курган в Японии - кофун Дайсэн, считающийся погребением императора Нинтоку.

Археологические исследования «усыпальниц императоров» крайне ограничены, они находятся под охраной Агентства императорского дворца Японии. В некоторых случаях проводятся необходимые восстановительные работы либо изучаются находки из окружающих курганы рвов. Возможны исследования так называемых дополнительных курганов и насыпей (байтё), практика сооружения которых получила широкое распространение примерно с V в., и особенно в курганах групп Модзу и Фуруити. Среди дополнительных кофунов встречаются погребения, а также насыпи без погребений, содержащие оружие, орудия, украшения [Pearson, 2009, с. 525]. Возможно, погребения в таких кофунах предназначались для приближенных, входящих в сформировавшийся к V в. разветвленный административный аппарат.

Исследования «императорских» кофунов ограничены, однако активно изучаются остальные курганы, которые относятся к погребениям высших сановников, представителей влиятельных кланов, местных «вождей». Результаты археологических исследований позволяют сделать выводы о внутреннем устройстве кофуна, которое представляет собой собственно гроб (деревянная колода или каменный саркофаг), куда помещали тело, и погребальный инвентарь. Гроб устанавливался внутри погребальной камеры. Порядок создания погребальной камеры зависел от ее конструкции. Вертикальная погребальная комната сооружалась частично при подготовке погребения, а окончательно закрывалась и засыпалась уже после проведения погребального обряда. Горизонтальные каменные камеры строились заранее и представляли собой каменную комнату или искусственную пещеру внутри кофуна, у которой вход при необходимости мог открываться.

Для погребения в кофунах использовались деревянные, каменные колоды или саркофаги. Следует учитывать, что четкого разделения в специфике применяемого материала нет. В вертикальных каменных камерах устанавливались как деревянные колоды, так и каменные саркофаги, так же, как и в горизонтальных камерах.

Деревянные колоды и каменные саркофаги

В начальный период эпохи кофун для погребения использовались деревянные колоды, по форме они близки к цилиндру, в японской научной литературе именуются как «деревянный гроб в форме разрезанного бамбука». Из дерева изготавливались и колоды других форм. На смену деревянным колодам пришли каменные саркофаги, которые повторяли форму деревянных (рис. 1).

Деревянная колода в форме разрезанного бамбука. Изготавливалась путем распиливания круглого цельного ствола дерева и выдалбливания внутренней части. Встречается в курганах начального периода эпохи кофун.

Деревянная колода в форме лодки. По форме близка к предыдущему типу, но торцы колоды имеют выступы. Также была распространена в курганах начального периода кофун.

Деревянный саркофаг в форме ящика. Изготавливался путем соединения нескольких досок. Встречается в курганах начиная со среднего периода кофун.

Каменный саркофаг в форме ящика. Каменный саркофаг изготавливался из подготовленных плит. Находят на курганах всего периода кофун.

Каменная колода в форме разрезанного бамбука. Появляется с IV в. н.э. Выступы на торцах саркофага использовались для привязывания веревки.

Рис. 1. Типы деревянных колод и каменных саркофагов эпохи кофун (илл. по: [Хиросэ, 2015, с. 83])

Каменная колода в форме лодки. Повторяет форму деревянных колод в форме лодки. Находят в кофунах конца IV - 1-й половины VI в.

Каменный саркофаг в форме сундука (ящика для домашних вещей). Имеет выступы на каменной крышке, длинных сторонах и на дне; название получил вследствие схожести с формой домашних сундуков. Появляется в курганах V в. в центральной части региона Кансай (Осака, Киото, Нара).

Каменный саркофаг в форме дома. Крышка саркофага имеет форму, похожую на шатровую крышу. Использовался длительное время со среднего до позднего периода эпохи кофун [Хиросэ, 2015, с. 83].

Только для людей высокого социального статуса было принято создавать каменные погребальные камеры, куда и помещались колоды; среди рядовых захоронений нет примеров погребений с камерами, но встречаются погребения в колодах без создания камеры. Наличие камеры в погребении, для строительства которой требовались существенные трудозатраты, может свидетельствовать о достаточно высоком статусе человека, который мог позволить себе выделить людей, а также материалы на создание такого монументального сооружения.

Вертикальные погребальные камеры

Наиболее ранним примером создания вертикальной каменной камеры является ко-фун Хокэнояма, который находится в окрестностях современного города Сакураи (преф. Нара), имеет классическую для Японии квадратно-круглую форму. Общая длина кофу-на - около 80 м. В круглой части кургана была создана яма и сделано каменное основание, на котором находилась деревянная колода. Колода огорожена деревянной оградой. За ней выложены каменные плиты. Деревянная колода изготовлена в форме лодки из целого ствола дерева Sciadopitys verticillata (японская зонтичная пихта, вечнозеленое дерево с пирамидальной кроной; произрастает только в Японии), длиной примерно 5,3 м, шириной в самой широкой части - 1,3 м. В результате раскопок стали понятны размеры внутреннего деревянного саркофага (деревянной ограды) и внутренние размеры внешнего саркофага (каменный): деревянный саркофаг длиной примерно 5,5 м, шириной 2,6 м; каменный саркофаг (по внутренним параметрам) длиной 6,7 м, шириной 2,7 м, предположительная высота камеры достигала 1,5 м [Окабаяси, 2006, с. 27].

Строение погребальной камеры кофуна Хокэнояма можно отнести к переходному этапу к классической форме погребения начального периода эпохи кофун. Здесь, помимо сооружения камеры из каменных плит, была создана деревянная ограда, за которой сделано каменное ограждение. В то же время, в отличие от размеров деревянных колод и погребальных камер с курганов функюбо периода яёй, длина которых обычно не превышает 2-3 м, здесь примечательно увеличение размера колоды. Типичные деревянные колоды начального периода кофун, как правило, в длину могут достигать 5-6 м, и по этому параметру колода из кофуна Хокэнояма уже отвечает требованиям.

Классический вариант устройства погребальной камеры, распространенный примерно до второй половины среднего этапа эпохи кофун, представляет собой вертикальную каменную комнату (татэана сэкисицу) (рис. 2).

На вершине круглой части кургана делалось углубление, куда на подготовленный глиняный пол устанавливали деревянную колоду. Затем вокруг колоды плотными рядами выкладывались каменные плиты. Сверху камера также закрывалась плитами. Затем погребальная камера засыпалась землей. Погребальный инвентарь располагали как внутри колоды, так и снаружи (в погребальной камере) [Хиросэ, 2015, с. 82].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устройство погребения на кофуне Накаямаооцука в г. Тенри (преф. Нара) имело уже более близкое к классическому варианту строение. Это квадратно-круглый курган из группы курганов Ооямато. Общая длина кургана составляет 130 м, диаметр круглой части - 67 м, высота - 11,3 м, круглая насыпь выстроена тремя ступенями. Общие размеры погребальной камеры: с севера на юг - 17 м, с востока на запад - примерно 12 м; внутренние параметры: длина - 7,51 м, ширина северной стены - 1,42 м, ширина южной стены - 1,26 м, высота камеры - примерно 2,05 м. Считается, что большие параметры северной стены связаны с традицией погребения головой на север, распространенной

в районе Кинай. Стены каменной камеры выстроены при помощи наложения каменных плит. В нижней части примерно до высоты 0,4-0,6 м плиты выложены практически вертикально полу, затем стены имеют наклон внутрь камеры. На дне погребальной камеры располагалась деревянная колода в форме лодки, примерные размеры которой составляют в длину 6,3 м, в ширину - 1,1 м. Для обеспечения герметичности на кофуне Накая-маооцука с внешней стороны каменной комнаты отверстия между каменными плитами засыпали землей. В отличие от более поздних курганов, в данном случае при постройке погребальной камеры не была устроена дренажная канава, и здесь создан незначительный подъем в центральной части на дне погребения, а для расположения колоды устроено глиняное основание, на котором она и располагалась [Окабаяси, 2006, с. 28].

Рис. 2. Устройство вертикальной погребальной каменной камеры первой половины эпохи кофун (илл. по: [Хиросэ, 2015, с. 80])

Типичным примером устройства погребальной камеры первой половины эпохи кофун является устройство погребения на кофуне Симоикэяма (г. Тэнри, преф. Нара).

Кофун Симоикэяма представляет собой квадратно-круглый курган, общая длина которого 120 м. Вертикальная погребальная камера кофуна Симоикэяма имеет размеры: с юга на север - примерно 18 м, с востока на запад - 12 м; ее внутренние параметры: длина - 6,8 м, ширина северной стороны - 1,3 м, ширина южной стороны - 0,9 м, высота - 1,8 м. На основе датирования погребального инвентаря примерное время строительства кофуна - 1-я половина IV в. н.э. [Окабаяси, 2006, с. 29].

Наблюдается совершенствование техники создания погребальных каменных камер, и они приобретают форму, близкую именно погребальной камере (комнате), а не внешнему саркофагу.

В результате исследований кофуна Симоикэяма стали известны важные моменты, указывающие на изменения в технике строительства. Прежде всего, это устройство основания. Дно погребения полностью было покрыто мелким гравием, в центральной части сделано небольшое возвышение высотой примерно 30 см и шириной около 1 м. В конструкции кофуна предусмотрена дренажная канава, которая выводила дождевую воду в наружную часть кургана. Длина канавы составляет 46 м. Дождевая вода, попадавшая на курган, не проникала внутрь камеры благодаря плотному слою покрытия и (по направляющим) уходила на дно погребения. Глиняный пол построен на вершине высокого основания, вода могла временно скапливаться на полу погребения, но деревянная колода не подвергалась ее воздействию. Далее вода протекала сквозь щели в гравии и собиралась, вытекая по дренажной канаве в сторону передней квадратной части [Окабаяси, 2006, с. 29]. Подобное устройство водосбора является показателем высокого мастерства древних строителей. Данная технология получила широкое распространение при строительстве вертикальных каменных камер. По всей видимости, важным считалось, чтобы деревянная колода с останками была защищена от воздействия воды.

Потолок вертикальных камер, как правило, представлял собой плиты крупнее по размеру, нежели плиты, используемые для стен. Отверстия между плитами стен и потолка также для герметичности закрывались глиной или грунтом.

При характеристике устройства курганов с вертикальными погребальными камерами следует обратить внимание на конструкции применяемых колод.

На кофуне Симоикэяма сохранились останки деревянной колоды в форме разрезанного бамбука длиной примерно 5,2 м. Изначально длина колоды превышала 6 м, внутренняя часть колоды была выдолблена не полностью, а только на длину примерно половины общей длины в центральной части. Глубина также не превышала примерно 20 см, и стало очевидным, что колода большая и длинная, но пространство для погребения небольшое.

Среди кофунов района Кансай подобную конструкцию деревянной колоды, как на кофуне Симоикэяма, имела деревянная колода кофуна Куроцука (г. Тенри). В результате исследований 1997-1999 гг. была раскопана деревянная колода в форме разрезанного бамбука. Длина составляла примерно 6,2 м, диаметр в самой широкой части достигал 1 м, размер пространства в центральной части - примерно 2,8 м [Каваками и др., 1999, с. 99].

Также на кофуне Яматотэндзинъяма (г. Тенри) внутри вертикальной каменной комнаты сохранилась часть деревянной колоды длиной примерно 2,7 м. Изначально это была деревянная колода в форме разрезанного бамбука длиной 5 м, диаметром

примерно 70-90 см. Внутри колоды сохранились деревянные перегородки, которые разделяли ее на три части, в одной из частей (центральной) находились останки. Предполагается, что такая конструкция трехчастной колоды среди деревянных колод начального периода была одной из установленных форм [Окабаяси, 2006, с. 29].

Для изготовления колод на кофунах Симоикэяма, как и на кофуне Тэндзинъяма, использовали целые стволы дерева Sciadopitys. При изготовлении колод применялись гигантские деревья, возраст которых достигал 400-500 лет. Деревянные колоды из Sciadopitys встречаются и на погребениях периода яёй, а с наступлением эпохи кофун применение этого материала получило широкое распространение на территории района Кансай. Кроме этого, редки случаи применения Cryptomeria Japónica (суги, криптомерия японская), Chamaecyparispisifera (савара, кипарисовик горохоплодный), Cinnamomum camphora (кусуноки, камфорное дерево), Japanese zelkova (кэяки, дзель-ква японская), Castanea crenata (кури, японский каштан). Примечателен случай на кофуне Куроцука, где в качестве материала для деревянной колоды использовали Morus (кува, шелковица) [Окабаяси, 2006, с. 30].

Остается открытым вопрос о причинах создания колод больших размеров для погребения. Японские ученые высказывали некоторые теории по этому поводу. Прежде всего, это теория необходимости свободного пространства в колоде для размещения многочисленного погребального инвентаря. Другая теория гласит, что свободное пространство необходимо было для проведения особого ритуала по передаче духа вождя, когда внутри колоды кандидат на место нового вождя запирался вместе с умершим на определенное время [Окабаяси, 2006, с. 30]. Однако при ближайшем рассмотрении обращает на себя внимание тот факт, что колоды имеют большие только внешние параметры, внутри колоды выдалбливалось небольшое углубление (как, например, у колоды на кофуне Симоикэяма). Внутри колоды не помещался весь сопроводительный инвентарь. Трехчастные колоды (кофун Тэндзинъяма) невозможно было применять для проведения ритуала, потому что места для размещения еще одного человека нет. Но, если учитывать стремление древних строителей при создании курганов сделать их как можно более герметично закрытыми, устраивая водоотводные каналы и запечатывая отверстия между каменными плитами, то вполне возможно, что при создании колоды основной целью было защитить тело от внешнего воздействия.

Следующим этапом в развитии погребальной практики Ямато стало применение каменных саркофагов в вертикальных погребальных камерах.

В группе кофунов Сакитатэнами (окрестности г. Нара) существует четыре достаточно близких друг другу по времени создания больших квадратно-круглых кофуна: Госаси, Сакимисасагияма (Мисасагияма), Сакиисидзукаяма (Исидзукаяма), Хораияма, длина каждого превышает 200 м. Все они считаются погребениями представителей элиты. В древности курганы подверглись грабительским раскопкам, и в результате проведения восстановительных работ были получены данные о строении погребальных камер и установленных саркофагах.

На всех курганах в вертикальные каменные камеры были установлены каменные саркофаги. На кофуне Сакиисидзукаяма саркофаг был длиной примерно 2,1 м, шириной и высотой - примерно 1,2 м. На кофуне Хораияма саркофаг длиной примерно 1,8 м, шириной примерно 0,9 м и такой же высотой. По форме это каменные саркофаги в форме сундуков. На обоих кофунах у саркофагов на крышках были сделаны высту-

пы, образующие геометрические узоры. Такие крышки получили название «в форме черепашьего панциря» [Окабаяси, 2006, с. 32].

Вместе с появлением традиции больших квадратно-круглых курганов установилась система больших деревянных колод и вертикальных каменных комнат. В средний период эпохи кофун на смену деревянным колодам пришли каменные саркофаги, и некоторое время продолжался переходный период, когда каменные саркофаги устанавливали в вертикальные погребальные камеры.

Затем горизонтальные камеры сменили вертикальные, которые достаточно быстро распространились в период позднего кофуна. Почти полностью вытеснив вертикальные, они стали основным типом устройства погребения в кофунах знати. Однако в поздний период эпохи кофун наблюдалось расширение слоя общества, для которого возводились кофуны, что способствовало снижению (деградации) роли кофунов.

Горизонтальные погребальные каменные камеры

Горизонтальные погребальные камеры пришли на смену вертикальным примерно во второй половине периода кофун (конец IV - начало V в. н.э.).

Традиция создания погребений в боковых пещерах была заимствована с Корейского полуострова, и первые такие погребения встречаются на памятниках севера острова Кюсю. Например, своеобразное устройство одной из погребальных камер кофуна Роод-зи (преф. Фукуока) считается начальным этапом создания горизонтальных камер или «вертикальной каменной камерой с боковым входом» [Каваками, 2006, с. 35]. К наиболее ранним горизонтальным камерам также относят кофун Сукидзаки (преф. Фукуока), кофун Танигути (преф. Сага). Однако достаточно быстро данная традиция распространилась на запад Японии до районов современной преф. Аити [Хиросэ, 2015, с. 82].

Горизонтальная погребальная камера (ёкоана сэкисицу) создавалась, как правило, в круглой части квадратно-круглого кургана, а также в круглых и квадратных курганах. Состояла собственно из самой погребальной камеры, создаваемой при помощи каменной кладки, и коридора с выходом, который был сооружен при помощи каменных плит либо больших камней (рис. 3).

Возникновение данной традиции на территории Кюсю и затем заимствование вождями Ямато свидетельствует о достаточной самостоятельности региональных властей и возможности варьирования погребальной обрядности.

В качестве причин перехода к горизонтальным камерам японские ученые считают возможность вторичного использования таких камер для погребения. Вертикальные камеры после установки колоды и совершения погребального обряда плотно закрывались и засыпались землей. При создании горизонтальной камеры предусматривался вход, заложенный камнями, который при необходимости можно было открыть. В ко-фунах с горизонтальными камерами могли хоронить нескольких человек (например, родственников). И примеры курганов с несколькими саркофагами в погребальных камерах действительно встречаются [Хиросэ, 2015, с. 82].

Внедрение горизонтальных каменных комнат на территории района Кансай с конца V в. начиналось с небольших по размеру кофунов, затем уже распространилось на средние и большие курганы. Следующей ступенью стало возведение горизонтальных камер на квадратно-круглых курганах. К наиболее ранним памятникам относят погребение кофуна Минэгадзука, который является квадратно-круглым курганом среднего размера в группе кофунов Фуруити (преф. Осака).

Рис. 3. Устройство горизонтальной погребальной каменной камеры второй половины эпохи кофун (илл. по: [Хиросэ, 2015, с. 81])

Территорией создания гигантских квадратно-круглых кофунов (предположительно, императорских усыпальниц) в то время становятся прибрежные районы Осакского залива. Там находятся кофун Дайсэн (г. Сакаи, преф. Осака), считающийся погребением императора Нинтоку, кофун Такавасимаруяма (г. Хабикино, преф. Осака) - погребение императора Юряку, кофун Одатяусуяма (г. Ибараки. преф. Осака) - погребение императора Кэйтай.

В группе кофунов Ооямато наиболее ранней считается погребальная камера 28-го кургана группы курганов Терагитиосими в г. Синдзё (преф. Нара). Конструкция представляла собой горизонтальную камеру со входом, внутри которой находилась деревянная колода в форме разрезанного бамбука. На основе данных о датировании керамики время создания кургана было определено 2-й половиной - концом V в. В дальнейшем строительство горизонтальных камер продолжилось на кофунах Цубаимияямадзука (г. Хэгури) и Дзидо:коэн (г. Сакураи). Оба кофуна имеют круглую форму [Каваками, 2006, с. 35].

Горизонтальные погребальные камеры на начальных этапах их применения относятся к районам проживания натурализовавшихся кланов переселенцев, также они возводились в районах проживания родов, которые имели тесные связи с полуостровом. В VI в. такой способ стал использоваться другими кланами и высшими сановниками, активно применялся при создании курганов в группах Модзу и Фуруити (преф. Осака). Именно в тот период горизонтальные камеры стали создаваться и при строительстве квадратно-круглых кофунов.

Самым ранним квадратно-круглым кофуном с горизонтальной камерой в группе кофунов Ооямато считается кофун Итиохака (г. Такатори, преф. Нара). Кофун строился в качестве погребения одного из представителей клана Косэ. Размеры насыпи кургана - 250 м, в круглой части кургана находилась горизонтальная погребальная камера, где был установлен каменный саркофаг из вулканического туфа. Сооружался кофун в начале VI в. [Каваками, 2006, с. 35].

В дальнейшем кофуны представителей элиты стали традиционно создаваться с погребальными холмами квадратно-круглой формы и с погребениями в виде горизонтальных каменных комнат. Подобные кофуны в Ямато встречаются по 2-4 погребения в каждом из групп кофунов, и даже наблюдается преемственность определенных устойчивых традиций у курганов, принадлежащих отдельным кланам [Каваками, 2006, с. 36].

С наступлением VI в. на территории групп кофунов Ооямато - Янагимото намечается тенденция сокращения количества квадратно-круглых курганов, и крупные ко-фуны стали возводить квадратными или круглыми с длиной стороны или диаметром примерно 50 м. К таким кофунам относятся курган Бакуяко (уезд Китакацураги, преф. Нара), где в погребальной камере было обнаружено два каменных саркофага, курган Хамицука (г. Тэнри, преф. Нара) - квадратный кофун с длиной стороны квадрата 48 м, а также курган Цукаанаяма (г. Тэнри, преф. Нара) - круглый курган, время строительства которого конец VI - начало VII в. [Каваками, 2006, с. 36]. При возведении курганов в данный период можно отметить некоторые особенности: при упрощении и сокращении размеров курганных насыпей размеры каменных камер увеличивались. У вышеперечисленных курганов общая длина погребальных камер составляла от 12 до 17 м (с учетом коридора).

Одной из самых больших считается погребальная камера кофуна Исибутай (д. Асука, уезд Такаити, преф. Нара), где для строительства использовались гигантские мегалиты.

VII в. ознаменовался появлением кофунов, где по сравнению с размерами камеры большее значение стали уделять эстетике каменной комнаты. Теперь каменные плиты для погребальных комнат отшлифовывали (иногда только со стороны, обращенной внутрь камеры). Таким способом были построены погребальные камеры на кофунах Иваяяма (д. Асука, уезд Такаити, преф. Нара), Котани (д. Сиракаси, уезд Касихара, преф. Нара), Мондзюинниси (г. Сакураи, преф. Нара). Предполагается, что подобные кофуны были первым шагом на пути к уменьшению размеров погребений и принятию закона «Хакусо:рэй», который ограничивал размеры погребения в зависимости от статуса [Каваками, 2006, с. 40].

Простые и лаконичные горизонтальные каменные камеры, теперь и без коридора, появившиеся в начале VII в., продолжали возводиться вплоть до окончания столетия. В районе группы кофунов Ооямато подобное устройство погребения встречается, на-

пример, на кофуне Ани-но Манаита - Ани-но Сэттин и на кофуне Гобояма. Для создания погребальной камеры здесь использовались мегалиты, которые обрабатывались и приобретали форму буквы «П». Такие мегалиты устанавливались на каменное основание, и получалась достаточно лаконичная, но монументальная погребальная камера [Каваками, 2006, с. 40].

Со 2-й половины VI в. распространяется традиция росписи погребальных камер кофунов, которая первоначально применялась в погребениях районов севера и запада Кюсю (современные преф. Фукуока и Кумамото). Из наиболее ранних памятников известен кофун Оодзука (г. Кэйсэн, преф. Фукуока). На территории равнины Нара подобная практика появилась позднее - на кофунах Такамацудзука и Китора (дер. Асука, преф. Нара). Оба кофуна датируют концом VII - началом VIII в. На потолке погребальной камеры кофуна Такамацу изображено звездное небо. На восточной стене -солнце и синий дракон, окруженные четырьмя мужскими фигурами с одной стороны и четырьмя женскими - с другой. Западную стену украшают луна и белый тигр и изображения восьми фигур мужчин и женщин. На северной стене изображена черепаха, обвитая змеей. Роспись южной стороны, видимо, должна была изображать птицу [Хи-росэ, 2015, с. 57].

Окончание периода кофун и прекращение практики возведения квадратно-круглых кофунов стало следствием изменения политической ситуации.

Стремление к усилению централизованной власти и созданию прочного государственного аппарата способствовало распространению буддизма на территории Японии [Эйдус, 1968, с. 10]. Следствием усиления китайского влияния и упорядочивания государственной жизни стали регламентация и единообразие погребального обряда, в результате чего начиная с VI в. умершему правителю присваивается посмертное имя в соответствии с китайской практикой, запрещается традиция временного захоронения (могари), за исключением самого правителя и принцев крови (что тоже может считаться подтверждением возрастающего влияния правящего рода). Также стали регламентироваться размеры погребений и количество дней для постройки (за исключением гробниц правителей) [Мещеряков, Грачёв, 2010, с. 105]. В дальнейшем возрастающее влияние буддизма и принятие его в качестве государственной религии способствовали распространению обряда кремации. Однако некоторое время традиция ингу-мации продолжала сохраняться.

Заключение

Сооружение кофунов на территории Японского архипелага началось с конца III в. и продолжалось до VII в. н.э. Наиболее представительным регионом в плане археологических памятников является район Кансай. Там наблюдается наибольшее скопление крупных курганов, которые традиционно считаются погребениями представителей элиты Ямато. На ранних этапах периода кофун основными районами строительства погребений императоров были группы кофунов Ооямато - Янагимото (преф. Нара), с середины периода кофун центр сооружения гигантских кофунов переместился к побережью залива Осака, группы кофунов Фуруити - Модзу (преф. Осака). Материалы археологических исследований, проводимых на территории района Кан-сай, и прежде всего групп кофунов Ооямато, позволяют сделать некоторые выводы, характеризующие погребальные камеры курганов эпохи кофун Японии. На начальных этапах периода кофун получила распространение традиция устройства вертикальных

каменных камер на погребениях представителей высокого социального статуса. Камеры создавались при помощи каменных плит практически вокруг колоды. В то время использовались деревянные колоды различных форм и больших размеров. Среди деревянных наибольшее распространение получили колоды в форме разрезанного бамбука. В дальнейшем наблюдалась тенденция к увеличению размеров как курганной насыпи, так и колод и погребальных камер. Отсутствие строго регламентированной системы погребальной обрядности на данном этапе может служить свидетельством относительной слабости политического центра и временного выдвижения на политической арене того или иного клана.

Во второй половине эпохи кофун получила распространения традиция погребения в горизонтальных каменных комнатах. Подобные камеры имели горизонтальный проход к камере. При необходимости они использовались для размещения нескольких саркофагов. Заимствование традиции сооружения горизонтальных комнат происходило с материка через районы северного Кюсю, где встречаются наиболее ранние примеры применения данной практики. Заимствование данной практики правителями Яма-то, с одной стороны, свидетельствует о существовании развитой системы сообщения между регионами архипелага, с другой - говорит о возможности взаимного влияния и достаточной самостоятельности регионов.

Происходит и постепенный переход к использованию каменных саркофагов, первые из которых встречаются еще на погребениях в вертикальных камерах. Увеличение размеров погребальных камер одновременно сопровождается уменьшением размеров курганных насыпей. Следующим этапом развития кофунов стало сокращение количества квадратно-круглых курганов, которые были заменены на квадратные или круглые. При создании погребальных камер в курганах во время позднего периода эпохи кофун стали использовать мегалиты, также была заимствована традиция росписи стен погребальных камер. Окончательному завершению традиции кофунов способствовали распространение буддизма и заимствование традиции кремации.

Библиографический список

Воробьев М.В. Древняя Япония. М. : Изд-во восточной литературы, 1958. 181 с.

История Японии. Т. 1: С древнейших времен до 1868 года. М. : Изд-во Института востоковедения РАН, 1998. 659 с.

Каваками К., Идзуми Т., Мияхара С., Урабэ Ю., Окабаяси К., Нагура С. Раскопки кофуна Куро-цука в Янагимото, г. Тенри, преф. Нара // Археологический журнал = Journal of the Japanese Archaeological Association. 1999. Т. 6, №7. С. 65-104 (на яп. яз.).

Каваками К. Горизонтальные каменные комнаты и каменные саркофаги в форме дома // Кофу-ны Ямато II. Киото : Дзимбунсёин, 2006. С. 35-42 (на яп. яз.).

Мещеряков А.Н., Грачёв М.В. История древней Японии : учебное пособие для вузов. М. : На-талис, 2010. 544 с.

Окабаяси К. Колода и саркофаг // Кофуны Ямато II. Киото : Дзимбунсёин, 2006. С. 25-34 (на яп. яз.).

Хиросэ К. Справочник по кофунам. Токио : Гэнтося, 2015. 174 с. (на яп. яз.).

Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. М. : Наука, 1968. 224 с.

Imamura K. Prehistoric Japan. New Perspectives on Insular East Asia. Honolulu : University of Hawai'i Press, 1996. 246 р.

Pearson R. Fifth-century rulers of the Kawachi Plain, Osaka, and early state formation in Japan: some recent publications. Antiquity. June 2009. V. 83, I. 320 (DOI: http://dx.doi.org/10.1017/ S0003598X00098641). Pp. 523-527.

I.S. Gnezdilova

BURIAL CHAMBERS OF THE KOFUN PERIOD MOUNDS IN THE CENTRAL AREA OF THE KANSAI REGION, JAPAN

The Kofun period is named after the tomb mounds or kofuns that were built for the members of the ruling class of that time in the 3-7 centuries AD.

Among the main types of tumuli differing in their external structure, the large square-round mounds were supposedly built for the Emperors. Mounds of various shapes and sizes were constructed for the highranking officials, local chieftains, and clan representatives. There is a certain difference in the structure of the mounds and in the sarcophagi used for buring. The origins of stone cist construction in kofuns can be traced back to the funkyubo burials in late period of the Yayoi era. The transformations of burial chamber structure can be observed at different stages of the Kofun period. On the initial stage, "tateana sekisitsu" or vertical burial chambers with a wooden coffin fixed on a clay floor were constructed. The walls were made of stone slabs tightly fit together. Ceiling rocks were laid to close the chamber. Then the holes were filled with soil or hermetically sealed with clay mass. Drainage channels were constructed inside the chamber to prevent the ingress of water on the coffin. On the next stage, stone sarcophagi were used in the vertical burial chambers. The tradition to construct horizontal stone chambers is thought to have been borrowed from the Korean peninsulat the end of the 4th - beginning of the 5th century. The horizontal burial chamber ("Yokoana sekishitsu") was constructed in a round part of the square-round mounds.

In the late Kofun period, when square-round kofuns were not constructed any more, such chambers were built in round and square tumuli. Stone sarcophagi were used in the horizontal burial chambers. On the late stages, megaliths were used in the construction of horizontal chambers.

The introduction of Buddhism and strengthening of the cremation practice stopped the practice of Kofuns construction.

Key words: Japan, Yamato, the Kofun period, burial mound, construction, burial chamber, archaeology.

References

Vorob'ev M.V Drevnyaya Yaponiya [Ancient Japan]. Moscow : Izd-vo vostochnoy literatury, 1958. 181 p.

Istoriya Yaponii. Vol. 1: S drevneyshikh vremen do 1868 goda [From the Earliest Times until 1868]. Moscow : Izd-vo Instituta vostokovedeniya RAN, 1998. 659 p.

Kavakami K., Idzumi T., Miyakhara S., Urabe Yu., Okabayasi K., Nagura S. Raskopki kofuna Kurotsuka v Yanagimoto, g. Tenri, pref. Nara [Nara]. Arkheologicheskiy zhurnal [Archaeological Journal]. Journal of the Japanese Archaeological Association. 1999. Vol. 6, №7. C. 65-104 (in Japanese).

Kavakami K. Gorizontal'nye kamennye komnaty i kamennye sarkofagi v forme doma [Horizontal Stone Kitchen Rooms and Stone House-Shaped Sarcophagi ]. Kofuny Yamato II [Kofuns of Yamato 2]. Kioto : Dzimbunsein, 2006. Pp. 35-42 (in Japanese).

Meshcheryakov A.N., Grachev M.V. Istoriya drevney Yaponii : uchebnoe posobie dlya vuzov [The History of Ancient Japan: a Textbook for Colleges]. Moscow : Natalis, 2010. 544 p.

Okabayasi K. Koloda i sarkofag [Wooden Blocks and Sarcophagus]. Kofuny Yamato II [Kofuns of Yamato 2]. Kioto : Dzimbunsein, 2006. Pp. 25-34 (in Japanese).

Khirose K. Spravochnik po kofunam [Reference Book on Kofuns]. Tokio : Gentosya, 2015. 174 p. (in Japanese).

Eydus Kh.T. Istoriya Yaponii s drevneyshikh vremen do nashikh dney [The History of Japan from Ancient Times to the Present Day]. Moscow : Nauka, 1968. 224 p.

Imamura K. Prehistoric Japan. New Perspectives on Insular East Asia. Honolulu : University of Hawai'i Press, 1996. 246 p.

Pearson R. Fifth-century rulers of the Kawachi Plain, Osaka, and Early State Formation in Japan: Some Recent Publications. Antiquity. June 2009. V. 83, I. 320 (DOI: http://dx.doi.org/10.1017/ S0003598X00098641). Pp. 523-527.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.