УДК 159.9
Куфтяк Елена Владимировна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
УСТОЙЧИВОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ*
В статье представлен теоретический обзор понятия устойчивость в психологии. Отдельно рассматриваются подходы к изучению семейной устойчивости. Построена модель развития семейной устойчивости, включающей осуществление совладания с ситуацией и восстановление функциональности семьи с использованием факторов восстановления. Выделена типология семей с учетом способности постстрессового восстановления.
Ключевые слова: устойчивость, семейная устойчивость, факторы восстановления, типы семей.
В психологии понятие устойчивость (resilience) было операционализирова-но в рамках позитивного подхода, появившегося в ответ на негативный взгляд в изучении психологических расстройств. Смещение приоритетов от патогенеза - нацеленного на определение того, почему у некоторых людей развиваются те или иные заболевания - к салютоге-незу - системе понятий и позиций на здоровье и устойчивость к неблагоприятным обстоятельствам, позволило сосредоточиться исследователям на том, какие факторы, позволяют личности достичь успешной адаптации и благополучия.
Понятие устойчивости. В русскоязычной психологической литературе понятие «устойчивость» практически не употребляется. В словаре В.И. Даля «устойчивый», значит стойкий, крепкий, твердый, не шаткий. В зарубежной психологии под «устойчивостью» (resilience) понимается процесс, способность, результат и даже состояние успешной адаптации, несмотря на сложные обстоятельства, угрозу, стресс [4; 11; 14]. Несмотря на множество определений понятия устойчивость, существующих в зарубежной психологии, их общими составляющими являются: 1 - подверженность неблагоприятным обстоятельствам; 2 - последующая успешная адаптация [8].
Термин используется по-разному, либо как результат, приводящий к позитивному исходу, и тогда может приравниваться к устойчивости, либо как предсказуемое последствие устойчивости.
Психологически устойчивость относится к -физической способности регулировать гормональные и другие реакции на стресс, быстро возвращаться к исходному уровню, когда факторы стресса ослабевают [12]. Другими аспектами «человеческого капитала» являются: способность ре-
шать проблемы, регуляция эмоций, чувство владения ситуацией и адекватные умения.
Современные данные исследований свидетельствуют о том, что социальные и биологические составляющие устойчивости тесно связаны. По мнению Е Ozbay, социальная изоляция и низкий уровень социальной поддержки демонстрируют негативное влияние на психологическое и физическое здоровье, по силе воздействия соотносимое с ожирением или табакокурением [12]. Напротив, присутствие социальной поддержки соотносится с сокращением выделяемых гормонов стресса, что сокращает восприимчивость к негативным воздействиям.
В современных психологических работах устойчивость выступает ни универсальным, ни стабильным явлением. Отдельные личности и семьи могут быть устойчивыми в одних сферах и ситуациях, и могут не проявлять ее в других, их способность к этому может изменяться с течением времени [9]. Даже проявляя абсолютную устойчивость, отдельные личности и семьи не могут быть полностью невосприимчивыми к стрессу, они могут испытывать переживания и внутрисемейное напряжение вследствие кризисных ситуаций.
Индивидуальная устойчивость. Индивидуальную устойчивость проявляют «люди, которые адаптируются к чрезвычайным обстоятельствам, достигая неожиданного позитивного исхода перед лицом трудностей» [7, с. 136]. SJ. Wolin,
S. Wolin определяют устойчивость как способность обсуждать важнейшие проблемы, побуждающие к развитию и последовательно восстанавливать силы для завершения задач, связанных с развитием, которые облегчили бы вхождение во взрослую жизнь и ее продолжение [17].
Исследования устойчивости проводятся с акцентом на различные факторы, например неко-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-00812а).
торые авторы, делают акцент на факторах риска и защиты, которые могут вызвать или прервать устойчивость. Другие сосредоточивают внимание на внутренних / биологических и внешних / средовых факторах, связанных с устойчивостью. Что касается возрастного фактора, устойчивость на протяжении долгого времени изучается как среди детей, так и среди взрослых.
Э. Вернер и Р. Смит одни из первых прояснили структуру устойчивости и рассмотрели проявление устойчивости в период взрослости в соотношении с пережитым в детстве высоким риском неблагоприятного исхода [16]. В своей работе исследовательницы выделили 4 фактора, влияющие на различия между детьми группы риска, которые сумели успешно адаптироваться и теми, которые адаптироваться не смогли: 1) активное решение проблем; 2) способность воспринять травмирующие обстоятельства конструктивно; 3) способность стимулировать позитивное взаимодействие с другими; 4) способность принять и увидеть значимость событий посредством веры. Связанные с устойчивостью исходы проявляются во взрослой жизни как: личное удовлетворение, успех в работе, семейные и общественные жизненные характеристики, отсутствие конфликтов с законом, присутствие близких людей, готовых на поддержку из числа взрослых.
Исследования устойчивости индивида фокусируется на индивидуальных особенностях характера.
У взрослых акцент делался на жизнестойкости (hardiness) или «чувстве значимости жизни, выборе собственного будущего и интерес перемен» [6, с. 131]. P.T. Bartone доказывает, что жизнестойкость (hardiness) тесно связана с тем, как люди трактуют то, что произошло с ними. Жизнестойких людей исследователь описывает как «трактующих стрессовые и травматические события как нормальный аспект существования, как часть своей жизни, которая все же несмотря ни на что интересна; верящих в то, что в их силе справиться с трудными обстоятельствами и активно пытающихся это сделать» [6, с. 137].
У детей характеристиками, связанными с устойчивостью являются: хорошие познавательные способности и легкость темперамента, что способствует качественным социальным связям.
Детская устойчивость оказывается социально обусловленной, в первую очередь, под влиянием родителей. Это осуществляется посред-
ством нескольких механизмов, включая образец уверенного поведения, а также демонстрацию эффективного решения проблем в трудной ситуации [15]. Родители формируют поведение детей через установление теплых отношений и регламентирование ограничений, тем самым обучая детей, как управлять своими эмоциями и взаимодействовать с другими. Неотзывчивые, непоследовательные, враждебно настроенные родители подрывают детскую устойчивость, учат детей не доверять другим, чувствовать себя неуверенными в отношениях и выбирать неэффективные стратегии для поиска социальной поддержки [15].
Ряд исследователей доказывают, что на развитие и становление устойчивости оказывают влияние как факторы, относящиеся к окружающей обстановке, так и биологические факторы. Так, В. МаМ1есо, J.C. Реегу (2000) исследовали внутренние и внешние факторы, которые способствуют или препятствуют проявлению жизнестойкости на индивидуальном уровне и косвенно на семейном уровне [10]. Внутренние или наследственные факторы описываются как факторы биологической и психологической природы: они присущи индивиду и им порождаются. С точки зрения внутренних факторов, устойчивые дети обладают хорошим физическим здоровьем, редко болеют, не страдают бессонницей и отсутствием аппетита. Напротив, внешние или относящиеся к окружающей среде факторы, порождаются вне личности и зачастую отражают качество отношений или с членами семьи, или с людьми, не входящими в семейный круг. Факторы, в пределах семейного окружения включают в себя: родителей, их стиль воспитания, сиблингов, традиции и культуру. Факторы вне семейного окружения, которые играют роль в проявлении устойчивости, включают в себя отношения и ресурсы социального окружения - общественные организации и сообщества, и их членов - взрослых и ровесников.
Устойчивость изображается в условиях факторов риска и защиты для детей, а также и взрослых. Факторы риска определяются как факторы, повышающие вероятность того, что человек столкнется с трудностями в детстве или на протяжении своей жизни [4]. Так, развод родителей, бедность, физические и умственные заболевания являются общими факторами риска. Факторы защиты помогают человеку избежать или защититься от неприятных последствий травмы. Темперамент, выносливость, социальная поддержка
и присутствие взрослого, заинтересованного делами ребенка и наставляющего его выступают факторами защиты [8; 15; 16]. Невозможно переоценить важность значимых отношений ребенка и взрослого в ситуации травмы или стресса.
Во многих работах зарубежных психологов показано, что реакции ребенка на стресс, несчастье и травму в значительной степени опосредованы, если в жизни ребенка есть хотя бы один любящий родитель или один заботливый взрослый [15; 17]. По данным исследований Э. Вернер и Р. Смит все взрослые, пережившие травму или стресс в детстве и проявившие устойчивость во взрослом возрасте, могли назвать, по меньшей мере, одного значимого взрослого, проявлявшего о них заботу и принимавшего их [16]. По мнению исследователей, устойчивость проявляется там, где факторы риска были минимизированы, а факторы защиты присутствовали. Установлено, что факторы риска и защиты - постоянно изменяющиеся явления и в различные временные промежутки факторы риска могут стать факторами защиты, а факторы защиты могут выступать факторами риска.
Семейная устойчивость. Семейный стресс и копинг находятся в поле зрения исследователей с начала 80-х годов прошлого столетия. За три десятилетия исследователи расширили поле своих исследований, включив в него и устойчивость. По причине трудностей, связанных с исследованием последствий кризисных ситуаций, изучение
семей представляется более сложным, по сравнению с изучением отдельно взятого человека, что и определяет немногочисленность данных по этой проблеме.
Понимание устойчивости зарубежными психологами было расширено до уровня семейной системы, что позволило выделить два фактора -гибкость (elasticity) и способность держаться «на плаву» (buoyancy). Гибкость как свойство семейной системы, позволяет семье восстановить привычную модель действия после столкновения с факторами риска. Способность держаться «на плаву» как способность семьи быстро «подняться» от травмы или трудных событий, влекущих изменения в привычном укладе жизни семьи. Соответственно, процесс устойчивости подразумевает способность противостоять разрушительным жизненным событиям и «вставать на ноги» после них [11].
Ф. Уолш разработала теоретическую структуру семейной устойчивости, включающей три основные сферы: система семейных верований, организационная модель и процессы общения [14]. Каждая из первичных сфер содержит несколько подкатегорий: способность извлечь урок из случившегося, позитивное мировоззрение, трансцендентальность и духовность, гибкость, чувство единения, социальные и экономические ресурсы, ясность в общении, выражение эмоций и совместное решение проблем (рис. 1.).
СЕМЕЙНАЯ
УСТОЙЧИВОСТ
С
г
Система семейных верований
х О
Организационная модель
я р р
1
Общение / решение проблем
м
Извлечение опыта из несчастья ““ Л Я о X о ь '
Позитивное мировоззрение Открытое выражение эмоций
Трансцендентность и духовность Социальные ресурсы Совместное решение проблем
Рис. 1. Модель семейной устойчивости Ф. Уолш
Модель, предложенная Ф. Уолш, получила свое подтверждение в исследовании более 600 членов 216 семей беженцев из 13 стран Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Карибских островов, Северной Америки [13].
Система семейных верований в модели включает в себя ценности, отношения, склонности и заботу, которые разделяются всеми членами семьи, формируют их групповую реакцию на неблагоприятные события. Так, при исследовании семей беженцев, испытуемые описывали родителей, которые вселяли в свои семьи веру, что они смогут вернуться к цивилизованной жизни, смогут жить нормальной жизнью [13].
Согласно модели семейной устойчивости Ф. Уолш, устойчивые семьи с большей вероятностью, по сравнению с другими семьями способны сохранить определенные организационные модели, включающие совместное времяпрепровождение, повседневные бытовые дела и ритуалы. В исследовании А. Panos, Р. Panos семьи беженцев предпринимали попытки защитить членов своей семьи, сплотить их и сохранить существующие повседневные дела и ритуалы, пусть и с запозданием [16].
Открытое общение - жизненно важно для жизнестойкости семей. По мнению Ф. Уолш ясность и согласованность общения облегчает эффективное функционирование семьи. Считается, что устойчивые семьи характеризует продуктивное решение проблем, включая активное общение, эффективное регулирование поведения, четкое и гибкое распределение ответственности.
В семьях беженцев это демонстрировалось посредством способности разрабатывать творческие альтернативные планы и совместные решения, а также общаться открыто [16].
Семейная устойчивость как модель динамических процессов в семье, обладает рядом преимуществ [14]. Во-первых, она акцентируется на силах, действующих в кризисный период и являющихся необходимыми для преодоления травм и кризисов. Во-вторых, она не предписывает того, что одна и та же модель годна для всех семей, так как деятельность оценивается в рамках уникального контекста семейных ценностей, структуры, имеющихся ресурсов и жизненных процессов. В-третьих, она не рассматривает деятельность семьи как статическое явление, напротив это оптимальная деятельность, которая варьируется, развивается на протяжении времени.
Устойчивость семьи в парадигме стресс-копинга. Понять, как под воздействием стресса семья сохраняет устойчивость или разваливается, помогает метафора К. Витакера, когда семья представляется как огромное колесо фургона: «Одна из спиц выпадает, теряется или ломается, и все колесо становится неустойчивым. Когда выпали или поломаны несколько спиц, стабильности еще меньше. Но, если ось, шина и спицы соединены равномерно, колесо продолжает вращаться» [1, с. 79]. Метафора образно помогает нам увидеть присутствие определенных факторов в семье, помогающих сохранять целостность и устойчивость под действием стрессоров и труд-
УСТОЙЧИВОСТЬ СЕМЬИ
УГРОЗА РЕЗУЛЬТАТ / ИСХОД
Рис. 2. Схема развития семейной устойчивости
ностей. Устойчивость выступает как процесс адаптации, используемый семьей для приспособления к стрессовым ситуациям. Основой для развития устойчивости служат динамические процессы, формирующие позитивную адаптацию к неблагоприятным обстоятельствам. Устойчивость является потенциальной силой в семье, активирующей гибкость в решении проблем и мобилизующей ресурсы в семье.
Способность семьи противостоять трудностям, согласно авторской концепции [2; 3; 5], включает: а) осуществление собственно попытки со-владания с ситуацией; б) группу факторов восстановления, которые в сочетании с навыками совладания играют особую роль в развитии способности семьи справляться с трудностями (рис. 2). Устойчивость семьи нами понимается как процесс, включающий динамическое взаимодействие регуляции семейного функционирования и факторов восстановления, направленный на поддержание и восстановление относительно стабильного внутреннего равновесия в семье в неблагоприятной ситуации [2; 3].
К. Витакер описал факторы восстановления, которые действуют либо как защитный буфер, либо компенсируют появившиеся нарушения в функционировании, либо помогают, поддерживают в преодолении трудных ситуаций. Факторы восстановления участвуют в адаптации семьи и облегчают ее возвращение к своей норме в кризисной ситуации. Факторы восстановления позволяют семье как «приходить в норму» (восстанавливаться) и приспосабливаться в ситуациях кризиса, так и испытывать дезорганизацию и нарушения функционирования в семье. Достижение адаптации происходит в результате сочетания копинг-усилий с факторами восстановления (индивидуальными, семейными и социо-культур-ными характеристиками). Факторы восстановления представлены тремя классами: фактор индивидуальной направленности, внутрисемейный и внесемейный факторы [2; 3].
Типологизация семей с учетом способности постстрессового восстановления. В основу типологизации семей были положены следующие критерии: уверенность в достижении цели, семейная сплоченность, гибкость, удовлетворенность существующими отношениями в семье, характер детско-родительских отношений, семейная поддержка, управление стрессором, а также восприятие жизненных событий [3; 4].
Было выделено три типа семьи: «гибкий (эластичный)», «последовательный», «уязвимый». Каждый тип семьи раскрывает как структурнофункциональные особенности и систему существующих отношений (супружеских, родительских), так и особенности реагирования в стрессовой ситуации. Каждый из типов семьи выступает показателем развития семейной устойчивости, характеризуя специфику восстановления семьи после перенесенной трудности.
Так, в семье «гибкого» типа: супруги характеризуются переживанием субъективного благополучия в отношениях с собой, супругом(ой), ребенком и окружающими; супруги имеют высокую оценку себя; принимают своего ребенка, ориентируют его на успех; члены семьи способны оказать друг другу социальную поддержку; существует убеждение, что жизнь понятна и управляема; семья отвечает изменениями в ответ на стрессор. Семьи «последовательного» типа: имеют выраженную тенденцию контролировать семейные сферы; взрослые положительно относятся к себе, но достаточно доминантны; характеризуются со-зависимыми отношениями внутри семьи; характеризуются «детоцентрированно-стью»; в стрессовой ситуации концентрируются на отношениях внутри семьи, нежели на поиске внешней поддержки. Семьи «уязвимого» типа: имеют неуверенных в себе взрослых, ожидающих внешнего контроля; характеризуются неудовлетворенностью супружескими отношениями, готовностью к открытой конфронтации; характеризуются стремлением инфантилизировать ребенка; характеризуются повышенной подверженностью риску при столкновении со стрессовыми ситуациями; в стрессовой ситуации сосредоточиваются на контактах вне семьи; воспринимают жизнь как угрожающую и неуправляемую.
Таким образом, смещение акцента на семейную устойчивость позволяет исследователям выявлять действия и поведение, которые дают возможность семьям справляться более эффективно и «вырываться» более решительно из кризисных ситуаций или непрекращающегося состояния стресса, переживаемого семьей. Важной в понимании семейной устойчивости является идея о том, что даже проблемные, неблагополучные, дисфункциональные семьи могут быть источником устойчивости. Так, модель семейной устойчивости ставит вопрос о том, как может каждая семья, столкнувшись в кризисной ситуа-
цией, справиться с ней, найдя функциональный выход, подходящий именно этой семье, с учетом ее стиля жизни, способностей и традиций?
Библиографический список
1. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М.: Класс, 1998. - 208 с.
2. Куфтяк Е.В. Исследование устойчивости семьи при воздействии трудностей // Психологические исследования: электрон. науч. журн. -
2010. - N° 6 (14) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.12.2010).
3. Куфтяк Е.В. Психология семейного совла-дания: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М.,
2011. - 46 с.
4. Куфтяк Е.В. Психология семьи: регуляция и защита. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 384 с.
5. Куфтяк Е.В. Семейная устойчивость как психологический феномен // Сибирский психологический журнал. - 2010. - N° 38. - С. 38-44.
6. Bartone P.T. Resilience under military operational stress: Can leaders influence hardiness? // Military Psychology. - 2006. - Vol. 18(Suppl.). -S. 131-148.
7. Fraser M. W., Richman J.M., GalinskyM. Risk, protection, and resilience: Toward a conceptual framework for social work practice // Social Work. -1999. - Vol. 23(3). - P. 131-143.
8. Luthar S. Resilience in development: A synthesis of research across five decades // Developmental psychopathology, Vol. 3: Risk, disorder, and adaptation / Eds. D. Chicchetti, D.J. Cohen. - Hoboken, NJ: Wiley, 2006. - P. 739-795
9. MacDermid S.M., Samper R., Schwarz R., Nishida J., Nyaronga D. Understanding and promoting resilience in military families. - West Lafayette, IN: Military Family Research Institute, 2008.
10. Mandleco B., Peery J.C. An organizational framework for conceptualizing resilience in children // Journal of Child and Adolescent Psychiatric Nursing. - 2000. - Vol. 13(3). - P. 99-111.
11. McCubbin H.I., McCubbin M.A., Thompson A.I., Han S., Allen C. T. Families Under Stress: What Makes Them Resilient // Journ. of family and Consumer Sciences. - 1997. - V 89 (3). -P 2-11.
12. Ozbay F., Johnson D.C., Dimoulas E., Morgan C.A., Charney D., SouthwickS. Social support and resilience to stress: Fromneurobiology to clinical practice // Psychiatry. - 2007. - Vol. 4. - P. 35-40.
13. Panos A., Panos P. Resiliency factors in refugee families // The family in the new millennium: World voices supporting the natural clan. Vol. 3. Strengthening families / Eds. A.S. Loveless, T.B. Holman. - Westport, CT: Praeger, 2007. - P. 192-203.
14. Walsh F. Family resilience: a framework for clinical practice // Family Process. - 2003. -Vol. 42 (1). - P. 1-18.
15. Walsh F. Traumatic loss and major disasters: Strengthening family and community resilience // Family Process. - 2007. - Vol. 46. - P 207-227.
16. Werner E.E. Risk, resilience, and recovery: Perspectives from the Kauai Longitudinal Study // Development and Psychopathology. - 1993. -Vol. 5. - P 503-515.
17. Wolin S.J., Wolin S. The resilient self. - NY: Random House, 1993.