Научная статья на тему 'Устойчивость социально-экономического развития регионов'

Устойчивость социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / INDEXES / INVESTMENT EFFICIENCY / SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехин Валерий Ильич, Суковатова Ольга Павловна

Инвестиции являются основным фактором роста уровня социально-экономического развития региона. Эффективность инвестиций определяется их вкладом в прирост показателя социально-экономического уровня развития, измеряемого на основе стоимостного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stability of regional socio-economic development

Investments are the main factor of region's social and economical development growth level. Investments efficiency is determined by its contribution into the improvement of the parameter of social and economical development level measured in comparison of the approach cost.

Текст научной работы на тему «Устойчивость социально-экономического развития регионов»

К КБ

димые значения показателей 1 и 1 , а

также объема текущих продаж @, определяются исходя из данных статистики маркетинговых исследований, а для определения

прогнозируемого объема продаж ^ нами разработана специальная методика, материалы которой будут предметом последующей публикации.

1.

2.

Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. М., 2004. С. 236.

Радионов С.П., Радионов Н.В. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий (инновационный аспект). СПб., 2001. С. 144.

3. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черем-ных Ю.Н. Математические методы в экономике. М., 1997. С. 352.

Поступила в редакцию 17.02.2009 г.

Chajnikov V.N. The optimum parity of forecasting level of competitiveness and sales volume of production. The results of calculations of predicted level of competitiveness of production are quoted. The search model for definition of an optimum parity of forecasting level of competitiveness of output production and a sales volume is offered.

Key words: search model of forecasting of level of competitiveness of production, production sales volume, an indicator of competitiveness of production.

УДК 339.31

УСТОЙЧИВОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

© В.И. Терехин, О.П. Суковатова

Инвестиции являются основным фактором роста уровня социально-экономического развития региона. Эффективность инвестиций определяется их вкладом в прирост показателя социальноэкономического уровня развития, измеряемого на основе стоимостного подхода.

Ключевые слова: регион, показатели, эффективность инвестиций, социально-экономическое развитие.

Социально-экономическое развитие регионов - комплексная проблема, решение которой относится к стратегическим целям политики федерации и регионов. Однако региональная политика центра и регионов и как следствие структура экономики страны в настоящее время несовершенны. Сохранение и воспроизводство значительных различий субъектов федерации по уровню и темпам социально-экономического развития порождает конфликты и снижает темпы развития страны. Одним из ключевых факторов повышения качества региональной политики является совершенствование системы планирования социально-экономического развития регионов.

Анализ программ социально-экономического развития ряда регионов ЦФО1 позво-

1 Владимирская область (http://u-ekom.avo.ru/ соп-tent.php?menu=11&page_id=3), Калужская область

лил выделить их основные закономерности и типичные недостатки. Закономерности:

- запланированный темп роста ВРП лишь незначительно дифференцирован. Минимальный годовой темп роста - 3 % (в Костромской области), максимальный 6 % (в Московской области). Остальные регионы -3,5-5,5 %;

- примерно одинаковый уровень «оптимистичности» стратегических планов

(темп роста в 2010-2015 гг. выше темпа роста 2006-2010 гг. на 0,5-1 %).

Эти закономерности определяются и определяют следующие недостатки программ развития:

(http://www.ekonomy.gov.ru//UnidjcFileservlet/), Мос-

ковская область (http://metal.antax.ru/librari/kontcep_ soush.htm), Ярославская область (http://www.adm.yar. ru/invest/inv_pol/strategyQ.4.doc) и др.

- непроработанность условий обеспечения устойчивости развития, игнорирование наличия «порогов» традиционных технологий, товаров систем управления и др.;

- недостаточный уровень обоснованности проявляется в слабой проработанности приоритетов развития [1], требуемых для развития ресурсов и ограничений по источникам их получения;

- блоки инновационного и экономического развития в стратегических планах городов и регионов не увязываются, что ведет к недооценке роли инновационного роста в социально-экономическом развитии;

- несогласованность целей экономического развития бизнеса и социального развития территорий.

Отмеченные выше закономерности программ дают основание предположить низкую значимость программ для управления развитием региона. Программы подготовлены по еще советскому принципу: запланировать чуть больше достигнутого.

Принципиальным и наименее проработанным для формирования стратегии региона является обеспечение устойчивости развития. В теории и практике планирования и управления социально-экономическим развитием регионов преобладают сформировавшиеся еще в условиях плановой экономики попытки обосновать необходимость и возможность стабильных или растущих темпов развития. Но и практика, в т. ч. финансовый кризис сентября 2008 г., и теория системного анализа рассматривают динамику развития системы как процесс, отличный от монотонного. В теории системного анализа [2], в частности, динамика системы увязывается с возникновением качественно отличного поведения элементов системы при количественном изменении их свойств. В момент приобретения качественно новых, ранее отсутствующих свойств (в точке бифуркации) поведение системы становится неустойчивым, непрогнозируемым. Можно допустить, что система утрачивает свойство целостности. Перерождение системы и приобретение ею свойства эмерджентности после прохождения точки бифуркации означает формирование устойчивой системы с новыми свойствами. Ее поведение становится прогнозируемым. Но при этом вновь формируются усло-

вия для возникновения состояния, определяемого как точка бифуркации.

Состояние нестабильности системы может инициироваться трансформацией как внутренней, так и внешней сред. Выделим две группы факторов трансформации внешней среды для региона. Во-первых, международные, федеральные и региональные акты, оказывающие существенное влияние на факторы социально-экономического развития. В состоянии приобретения качественно новых свойств Россия и ее регионы находились в период системного кризиса 90-х гг. прошлого века. Качественно новые свойства регионов как социально-экономических систем были осознаны руководителями регионов на разных этапах кризиса. Наряду со структурой промышленности это стало одной из ключевых причин различных темпов падения регионов. Предстоящий период качественных изменений региональных систем РФ мы связываем с переходом страны от опоры на добывающую промышленность к инновационному развитию, предполагающему принципиальные изменения в качестве жизни населения. Точка бифуркации может также сформироваться в связи с проблемой продовольственной безопасности России и состояния сельского хозяйства регионов ЦФО. За 1991-2007 гг. доля сельского населения РФ практически не изменилась, а объем производства сельскохозяйственной продукции за это время снизился примерно на четверть. Эти тенденции не могут сохраняться длительный период. Следовательно, в средне-или долгосрочном периоде неизбежно перерождение этой системы.

Во-вторых, внешняя среда может привести к перерождению экономической системы региона вследствие радикальных изменений рыночной ситуации. Настоящий финансовый кризис приведет к формированию принципиальных изменений в мировой финансовой системе. Можно также ожидать попадание в точку бифуркации многих предприятий после вступления РФ в ВТО. К этим же факторам мы относим радикальные технологические и процессные инновации, затрагивающие бюджетообразующие предприятия регионов.

Факторы внутренней среды мы делим на две группы. Первая группа инициируется

действиями органов управления регионами. Можно, например, назвать совокупность мер представительных и исполнительных органов Калужской области в 2006-2008 гг.1, которые сделали область инвестиционно привлекательной и позволили перейти из состояния неопределенности 2004-2005 гг. в устойчивое развитие 2006-2008 гг. Вторая группа факторов внутренней среды - это инновационное развитие бюджетообразующих предприятий регионов, обеспеченное действиями бизнес-сообщества.

Планирование социально-экономического развития региона должно предусматривать возможность формирования точек бифуркации на основе оценки индикаторов и выявления приоритетов развития, их анализ как порогов традиционных путей развития и точек концептуальных инноваций, включать систему мер для трех временных горизонтов: краткосрочного (1-3 года), среднесрочного (3-7 лет) и долгосрочного (свыше 7 лет).

Показатели краткосрочного периода определяют, преимущественно, достигнутый уровень «здоровья региона» и основываются на подконтрольных органам управления регионом факторах2 [3].

«Здоровье региона» в краткосрочном периоде определяется сложившимися мультипликаторами эффективности инвестиций, неизменной структурой экономики, ожидаемыми темпами роста инвестиций и др. Регион - сверхкрупная система, характеризующаяся совокупностью инерционных показателей. В краткосрочном периоде (при отсутствии форс-мажорных ситуаций в стране) «здоровье» определяется, в первую очередь, эффективностью использования потенциала развития, поскольку существенные отклонения от достигнутого уровня материальной базы производства, качества человеческого капитала и других факторов роста маловероятны. Но при этом развитие регионов должно описываться не детерминированными, а сто-

1 Инвестиционная деятельность в Калужской области. Обзор на основе публикаций в Интернете.

2Термин «здоровье региона» мы вводим по аналогии с термином «здоровье компании», используемым директором McKinsey Ричардом Доббсом (Лондон) и его партнером Тимом Коллером (Нью-Йорк) в анализе будущего компании. Представление региона как квазикорпорации формирует возможность такого подхода при соответствующей адаптации использованных упомянутыми специалистами методов и моделей.

хастическими переменными. В краткосрочном периоде формируются условия для развития региона в средне- и долгосрочном периодах, в т. ч. для использования возможностей роста в точках бифуркации. «Здоровье региона» в краткосрочном периоде может быть признано хорошим только при условии формирования на этом горизонте условий устойчивого инновационного развития в среднесрочном периоде.

В среднесрочном периоде при современных темпах прогресса в экономике и социальных условиях могут сформироваться качественно новые условия развития и описывающие их факторы. К ним относятся показатели риска и ожидаемых темпов роста. Потенциальное «здоровье региона» определяют уже перспективы роста конкурентоспособности региона как социальной системы и возможности наращения экономического потенциала на основе инновационного развития бизнесов, изменения отраслевой структуры экономики, ее инвестиционной привлекательности и др. На величине потенциала и уровня социально-экономического развития будет сказываться влияние качества региональной политики, реализованной в предыдущем периоде. Естественно, что значительно возрастает неопределенность будущей динамики, понимание стабильности как устойчивого роста становится труднодостижимым, появление точек бифуркации весьма вероятным. Они определяются появлением новых рыночных сегментов, новых эффективных систем управления и технологий, изменением требований к профессиональному уровню персонала и др.

Ключевым звеном принятия решений по факторам развития в долгосрочном периоде должны быть экспертно устанавливаемые приоритеты повышения конкурентоспособности региона. Ими могут быть оптимальная отраслевая структура региона, уровень инновационности, инвестиционная привлекательность, включая развитую инфраструктуру, социально-политическую стабильность,

культуру и ментальность населения. Органы управления регионом призваны не только помочь бизнесу в защите от вероятных угроз, но и способствовать выявлению новых возможностей роста и развития. Выявление потенциальных акселераторов и ориентация бизнеса на их освоение - главная задача ор-

ганов управления в обеспечении экономического развития в долгосрочной перспективе.

Изложенное выше представлено на рис. 1 в виде схемы развития региона и проблем управления в ключевых точках роста (точках бифуркации). Приведенная схема имеет принципиальное отличие от традиционного кратко-, средне- и долгосрочного планирования. Устойчивое социально-экономическое развитие региона обеспечивается только при поддержании баланса действий по всем направлениям, при параллельном управлении по всем горизонтам.

Параллельное управление [4] - это развитие и защита направлений, генерирующих текущее развитие региона и одновременное создание условий для формирования нового потенциала экономического и социального развития, которые станут основой развития региона в последующем.

Применительно к показателю социальноэкономического развития, выраженному

стоимостью денежных потоков, генерируемых экономической системой региона [5], это отражается в снижении риска и повышении темпов ожидаемого роста региона в средне- и долгосрочном периодах.

Выделим такой важный для регионов РФ аспект параллельного управления как обоснование необходимости смены сложившейся специализации экономики региона. Этот аспект непосредственно связан с рассматриваемыми ранее вопросами генезиса асимметрии социально-экономического уровня регио-

нов и инновационной ориентации производства как условия обеспечения их саморазвития в средне- и долгосрочном периодах. Основное условие радикального изменения специализации регионов заключается в совместном участии в его проведении федеральных, региональных и муниципальных органов управления и бизнеса, в согласовании их интересов при приоритете интересов государства.

Соответствие интересов бизнеса и региона - условие результативности совместных действий. Поэтому анализ приоритетности бизнесов (в укрупненном виде - отраслей производства) для социально-экономического развития региона является исходным уровнем параллельного управления.

Приоритетным является бизнес, во-первых, имеющий максимальные перспективы развития и конкурентоспособности. Для настоящего времени - это наукоемкий бизнес; во-вторых, бизнес, обеспечивающий максимальную добавленную стоимость в расчете на одного занятого. Это также наукоемкий бизнес; в-третьих, инновационное развитие традиционных для региона бизнесов, обеспеченных производственными мощностями и квалифицированным персоналом. В частности, специализация промышленности регионов ЦФО по объемам производства и темпам роста объемов производства показывает приоритетность развития машиностроения, пищевой промышленности и электроэнергетики.

СЭУР - социально-экономический уровень региона

Кратко-

срочный

период

ч- - точки бифуркации - динамика СЭУР -------возможные направления развития

Среднесрочный период

Долгосрочный период

Годы

Рис. 1. Схема системного планирования СЭУР региона

Анализ стартовых условий социально-экономического развития региона (БШОТ-анализ)

Планирование критериев эффективности управления социально-экономическим развитием региона

1...1

Прогноз внешней среды для региона (БТЕР-анализ)

I

Цели и показатели социального развития региона

і

Обоснование интегральных Система показателей Формирование

количественных показателей целей стратегического плана механизма

социально-экономического развития * реализации

региона стратегии

і

і

Система мероприятий Оценка ресурсного Оптимальная структура

по обеспечению обеспечения требуемого источников

стратегических заданий экономического роста (инвестиции) инвестиционных ресурсов

Рис. 2. Схема формирования стратегии развития региона

Эти отрасли имеют наибольшее значение добавленной стоимости в расчете на одного занятого. Тем самым задача выращивания новых бизнесов сводится к задаче выбора приоритетных инновационных направлений развития традиционных отраслей и производств.

В настоящее время планирование следует рассматривать как процесс преодоления последствий мирового финансового кризиса и порогов на пути перехода региона к инновационному пути развития. В этих условиях выращивание новых перспективных для социально-экономического развития региона направлений бизнесов на каждом из горизонтов планирования предполагает получение согласованных решений по следующим ключевым вопросам.

По горизонту 1.

- Каковы перспективы компании в условиях мирового финансового кризиса?

- Насколько конкурентоспособна компания и устойчивы ли показатели эффективности компании в краткосрочном периоде?

- Как изменяется рынок товара (услуг) компании в условиях кризиса и каковы перспективы его изменения в ближайшей перспективе?

- Насколько перспективны, достаточны и эффективны инвестиции в сохранение и развитие компании (новые направления бизнеса)?

- Каковы возможности компании по повышению вклада в социальное развитие региона?

По горизонту 2.

- Возможны ли принципиальные изменения бизнеса в рассматриваемом периоде (формирование точек бифуркации для существующего бизнеса)?

- Каковы направления инновационного развития компании и их прогрессивность?

- Обеспечат ли новые направления развития бизнеса эффективность компании и увеличение ее вклада в социальное развитие региона?

По горизонту 3.

- Какие принципиальные изменения бизнеса могут сформироваться в долгосрочном периоде (формирование точек бифуркации для существующего бизнеса)? В какой степени достоверны представления менеджмента компаний о перспективных направлениях бизнеса в стратегическом периоде?

- Сформирован ли в компании представительный портфель реальных опционов

для создания нового бизнеса? Каковы социальные характеристики нового бизнеса?

- Какая работа проводится компанией по подготовке нового бизнеса? Организована ли эта работа в виде конкретных планов и программ?

- Каким может быть участие органов управления регионом в подготовке новых бизнесов?

Изложенные принципы формирования планов стратегического развития региона и соответствующая им процедура представлены на рис. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Барьером решения этих вопросов в настоящее время являются, прежде всего, инвестиционные ресурсы региона. Недостаточность собственных источников инвестиций, низкая инвестиционная привлекательность региона для внешних инвестиций и низкий уровень эффективности инвестиционных проектов и программ могут сформировать в условиях финансового кризиса т. н. «круг отсталости» социально-экономического развития регионов. Рассмотренные в настоящей работе вопросы совершенствования планирования социально-экономического развития региона, представляемого в виде квазикорпорации, способны снизить вероятность и

уровень потерь в стратегическом развитии региона.

1. Приоритеты экономического развития субъектов Российской Федерации / В. А. Гуртов и др. М., 2005.

2. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике // Финансы и статистика. 2007. С. 32-40.

3. Доббс Р., Колер Т. Оценка будущего компании. The McKinsey Quaterly, 2005.

4. Baghai М., Coley С. & White D. The Alchemy of Growth. L., 1999.

5. Суковатова О.П. Оценка уровня социально -экономического развития региона на основе стоимостного подхода // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 12 (68). С. 500-504.

Поступила в редакцию 25.03.2009 г.

Terekhin V.I., Sukovatova O.P. Stability of regional socio-economic development. Investments are the main factor of region's social and economical development growth level. Investments efficiency is determined by its contribution into the improvement of the parameter of social and economical development level measured in comparison of the approach cost.

Key words: region, indexes, investment efficiency, socioeconomic development.

УДК 330.190.2

АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

© Н.И. Лыгина, И.Г. Паршутина

Деловая активность предприятий в единстве инновационной, инвестиционной, производственной и коммерческой активности является реальной основой достижения устойчивой предпринимательской деятельности, состоятельности экономических систем, их конкурентоспособности и экономического роста. Стимулирование инновационной деятельности; выработка четкой стратегии инвестирования, определение приоритетных направлений, мобилизация всех источников производства являются важными условиями устойчивого и качественного развития предпринимательской активности во всех секторах региональной экономики.

Ключевые слова: предпринимательская активность, инновационная деятельность, региональная экономика.

Для получения возрастающей прибыли все социально-экономические системы

должны иметь экономическую состоятельность их предпринимательской деятельности. Экономическая состоятельность пред-

приятий как их способность осуществлять эффективное расширенное воспроизводство и успешно функционировать в бизнесе представляет собой сложное, комплексное явление и включает ряд составляющих: рыноч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.