УСТОЙЧИВОСТЬ, ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ И АДАПТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Г. И. ХАНАЛИЕВ
Представлена концепция оценки сбалансированности развития региональной социально-экономической системы, включающая три составляющие: устойчивость, пропорциональность, адаптивность.
Ключевые слова: региональная социально-экономическая система, сбалансированность, устойчивость, пропорциональность, адаптивность.
Концепция устойчивого развития объединяет три основные точки зрения: экономическую, социальную и экологическую. На современном этапе перехода к устойчивому развитию создаются условия, обеспечивающие возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады - природа, общество, экономика.
Сегодня концепция устойчивого развития как никогда актуальна для России. Потеряв значительную часть своих ресурсов, особенно интеллектуальных, наша страна одновременно преодолевает внутренние последствия системного кризиса и входит в мировое сообщество, почти не имея запаса прочности и необходимых знаний для успешной конкуренции на мировых рынках товаров и услуг. Фактически, энергетические ресурсы для нее являются чуть ли не единственным гарантом товарообмена с другими странами. По ряду других многочисленных товарных позиций приходится преодолевать барьеры, в том числе и в торговых отношениях.
Несмотря на все различия субъектов экономики, существуют общие методологические принципы формирования концепции устойчивого развития региональных экономических систем.
К числу основных методологических принципов познания относят [3]:
- принцип единства процессов устойчивого развития экономики региона и реформирования экономики страны. Данный принцип весьма сходен с принципом целостности финансово-экономического пространства РФ при осуществлении мероприятий по развитию региональной экономики;
- принцип разграничения сторон, характеризующих процесс устойчивого развития субъекта экономики. Осуществление процесса управления ресурсами региона следует рассматривать, с одной
стороны, как процесс, осуществляющийся во времени и пространстве, обладающий определенными качественными параметрами, движущей силой которого является деятельность субъектов регионального экономического пространства. С другой стороны, это совокупность форм и методов, посредством которых осуществляется на практике процесс стабилизации региональных систем;
- принцип причинности означает утверждение объективной, закономерной обусловленности одного явления другим. Например, реформа местного уровня власти в РФ является стимулом для законодательных органов, чтобы внедрять в жизнь необходимые нормы права в соответствии с новыми условиями, для работы органов власти по привлечению доходов с целью реализации своих полномочий. В свою очередь, хозяйствующие субъекты стремятся более активно участвовать в инвестициях и т. д.;
- принцип объективности рассмотрения. Объективный анализ создаст условия для более конкретных выводов и предложений по реформированию региональных экономических систем с учетом современных условий;
- принцип всесторонности рассмотрения. Чем больше сфер и элементов будет задействовано в анализе, тем точнее будет прогноз результатов реформ, проводимых в субъектах РФ и муниципальных образованиях для расширения источников их ресурсов;
- принцип конкретности предполагает, чтобы теоретический анализ обязательно сочетался с анализом конкретной обстановки, который покажет правомерность теоретического вывода по отношению к данной экономической ситуации. Этот принцип проверяется на основе отражения в исследовании динамики показателей экономи-
ческого развития регионов и местных территорий России в течение ближайших нескольких лет;
- принцип обоснованности выводов науки фактами - выводы надо обосновать на анализе и обобщении фактов. Но при рассмотрении факторов, влияющих на какой-либо экономический процесс, важно анализировать только те из них, которые оказывают самостоятельное непосредственное воздействие на его протекание. Например, одним из основных факторов будет повышение инвестиционной привлекательности региона, а дополнительным - рост числа предприятий с участием иностранного капитала;
- принцип рассмотрения предмета (объекта) в его движении, развитии - изучаемый объект надо рассматривать в динамике от низшего к высшему, от простого к сложному [3]. Этот принцип означает, что региональные экономические системы надо рассматривать в динамике от анализа составных элементов к реформированию механизма управления ими. В результате анализа развития различных элементов региональных систем: региональных и местных бюджетов, ресурсного потенциала, механизма осуществления инвестиций в российских регионах, кредитной политики территорий РФ возможно рассмотрение путей совершенствования управления региональными экономическими системами в России.
Реализация концепции устойчивого развития требует применения определенных адекватных ее целям и задачам механизмов. В настоящее время механизмы устойчивого развития только разрабатываются, хотя в ряде сфер отечественной экономики уже проводятся масштабные эксперименты по их отработке в режиме реализации национальных проектов и программ.
Вопросы устойчивого развития и государственного регулирования, связанных с этим процессов в последнее десятилетие прошедшего столетия и в настоящее время, находятся в сфере системного внимания российских ученых. В научных трудах видных российских ученых - Л. Н. Абалкина, А. А. Аверченкова, Н. Н. Агапова, А. В. Антонова, Ю. Н. Аренса, О. Т. Богомолова, Е. П. Велихова, Л. Д. Гагут, В. И. Данилова-Данильяна, Н. С. Зиядуллаева, В. П. Казначеева, О. Л. Кузнецова, В. И. Кушлина, О. П. Литовка, П. Ф. Лойко,
Н. Н. Лукьянчикова, Н. М. Мамедова, П. А. Мина-кера, В. П. Орлова, И. М. Потравного, Г. С. Розенберга, Н. П. Тихомирова, В. Ф. Уколова, А. Д. Урсула, А. Н. Фоломьева, Н. В. Чепурных, А. В. Яб-локова и многих других, разработаны теоретические и методические подходы перехода экономики России на принципы устойчивого развития.
Ученые зарубежных стран К. Азар, Х. Дейли, Р. Коетанзы, Р. Норгаард, У. Оутс, К. Гамильтон и многие другие разрабатывают проблемы, касающиеся стратегии устойчивого развития в период экономических реформ в различных странах мира.
Однако, большинство из опубликованных работ зарубежных ученых не учитывает особенностей социально-экономических систем, физикогеографического расположения России, специфику национально-демографического состава населения, историко-экономические основы государственного устройства и многие другие аспекты [1].
Тем не менее, модели, методы и программные средства анализа глобальной и региональной устойчивости развития исследованы не в достаточной степени, четко не отработаны инструменты, позволяющие широко использовать системный анализ и методы моделирования устойчивого развития.
В условиях формирования экономики знаний, характеризующейся преимущественным внедрением инноваций, а также обострением экологической ситуации в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности людей, превысивших ассимиляционный потенциал природной среды, к важнейшим приоритетам регионального развития следует отнести также переход регионов России к инновационному сценарию развития. Первое приоритетное направление предполагает повышение эффективности использования научно-технического потенциала на основе формирования региональных инновационных систем, обеспечение благоприятной для возникновения, реализации и коммерциализации новых идей в регионах.
Возможности обеспечения устойчивого регионального развития, базирующегося на непротиворечивом, гармоничном функционировании, коэволюции общества и биосферы, определяются инновационной направленностью, проводимой в регионе государственной политикой, поскольку залогом повышения эффективности экологоэкономического взаимодействия выступает сформировавшийся в регионе научно-технический (инновационный) потенциал. Новые ресурсосберегающие, малоотходные и природоохранные технологии, способы организации производства, экологобезопасные товары и услуги составляют фундамент, на котором может быть построено здание «устойчивой» экономики.
Реализации в Российской Федерации и ее субъектах стратегии устойчивого и инновационного развития могут препятствовать несколько проблем, обусловленных недостаточной эффективностью сложившихся отношений федерализ-
ма: отсутствие адекватного (рационального, согласованного и взаимоувязанного) нормативноправового обеспечения реализации стратегии устойчивого и инновационного развития регионов; отсутствие четко закрепленных полномочий в области распределения государственных расходов центра и регионов, а также регионов и муниципалитетов в отношении проведения инновационной и экологической политики; недостаточная государственная поддержка научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и природоохранных мероприятий за счет региональных бюджетных средств; недостаточная децентрализация фискального механизма [2].
Для того, чтобы региону и бизнесу выжить и развиваться в условиях инновационной модели развития экономики страны, на смену устаревшим подходам должны прийти новые технологии управления региональным развитием, адаптированные под использование в обществе, основанном на знаниях и последних достижениях экономики и гуманитарных наук.
Узкоотраслевое видение экономики региона устарело. Теперь отрасль становится понятием виртуальным - нет ни объекта, ни субъекта ее развития [4].
Эти положения стали исходными позициями для разработки теоретико-методологических основ и методики оценки сбалансированности развития РСЭС, включающей три блока - вектора оценок: устойчивости (согласованность развития экономики, экологии, общества), адаптивности (соответствие изменений внешней и внутренней среды РСЭС) и пропорциональности (соблюдение отраслевых, социально-экономических и территориальных пропорций и соотношений РСЭС).
Интегрированный индекс сбалансированности можно рассчитать по следующей формуле:
1сб 1уст ^ 1ад ^ 1пр , (1)
где:
1сб - индекс сбалансированности РСЭС,
1уст - индекс устойчивости развития РСЭС,
1ад - индекс адаптивности РСЭС,
1пр - уровень пропорциональности развития.
При этом интегрированный показатель можно представить в виде координат точки сбалансированности в трехмерном пространстве, каждая их восьми областей которых характеризуется определенным набором характеристик устойчивости (У), адаптивности (Х) и пропорциональности развития (X).
Величина интегрированного индекса сбалансированности представляет собой, таким образом, часть пространства, ограниченного плоскостями (ХХ, XX, YZ). Более детально состав показателей оценки сбалансированности развития РСЭС, раскрывающих три вектора оценок: устойчивости, адаптивности и пропорциональности, представлен на рисунке 2, где отражен специфический подход к каждому вектору оценок.
Формализованное выражение связи между отдельными векторами оценки и интегральным показателем степени сбалансированности РТК решено было представить в виде аддитивной модели, которая может быть получена путем преобразования (1) с использование матрицы приоритетов:
I = у11у + У21а + У31п , (2)
где:
I - комплексный показатель уровня адаптации;
1у, 1а, 1п - показатели сбалансированности, характеризующие уровень устойчивости, адаптации и пропорциональности РСЭС;
V], У2, У3, - коэффициенты весомости соответствующих показателей (0 < V < 1).
В основу формирования сбалансированной стратегии управления РТК положены алгоритмы, позволяющие провести декомпозицию всей системы по отдельным ее подсистемам (функциональным, подотраслевым и территориальным), определить основные показатели, характеризующие сбалансированность каждой из подсистем, установить взаимосвязь между показателями РТК и параметрами ее отдельных подсистем.
Таким образом, комплексный показатель сбалансированности РТК будет складываться из комплексных показателей устойчивости, адаптации и пропорциональности, помноженные на весомость соответствующих показателей. Для нахождения величин весовых коэффициентов каждого отдельного показателя вычисляется вектор приоритетов. Для этого определяются среднегеометрические по отдельным строкам, в результате чего получается вектор х. На следующем шаге полученный вектор (х) нормализуется путем деления каждой его компоненты на сумму всех компонент и получается вектор приоритетов (х’):
'0,405 > ' 0,105'
х = 2,467 , X (вектор приоритетов) = 0,637
ч1,000 V ч0,258у
В целях проверки достоверности полученных результатов вычисляется отношение согласованности (ОС). Для этого вначале необходимо определить максимальное собственное значение (Атах) и индекс согласованности (ИС).
Полученное значение ОС, равное 3,17 %, позволяет сделать вывод о достоверности проведенных расчетов. В результате экономическая модель
оценки степени адаптации предприятия в соответствии с предложенной иерархией составляющих будет выглядеть следующим образом:
I = 0,1051у + 0,6371а + 0,2581л
(3)
Анализ уровня устойчивости (1у) транспортной системы СКФО показал, что наиболее проблемными с позиций развития ее потенциала оказались 2008 и 2009 гг. Индекс адаптивности РТК (1а) имеет аналогичные тенденции и интервал изменений от 0,75 до 1,00. При этом наиболее сложным с точки зрения реакции на негативные изменения среды оказался 2007 г. Для определения индекса пропорциональности (1П^) развития региональной транспортной системы произведения оценка соблюдения научно обоснованных следующих пропорций:
1) опережающее развитие инфраструктуры;
2) опережающий рост международных перевозок по сравнению с ростом объемов перевозок внутри страны;
3) положительный тренд в изменении стоимости основного капитала;
4) опережающий рост доходов по сравнению с ростом капитала;
5) опережающий рост прибыли по сравнению с ростом доходов.
Для оценки сбалансированности по совокупности установленных пропорций определены коэффициенты Кэнделла и Спирмена, величина которых показывает нарушение большинства из них.
Интегральная оценка сбалансированности за 2005-2009 гг. приведена на рисунке 3.
Индекс устойчивости развития РТК
•■!■■■ Индекс адаптивности РТК
■ Индекс пропорциональности
■ Интегральный критерий сбалансированности развития РТК
На основе анализа показателей по предлагаемой методике строится «стратегическая карта сбалансированности», которая является инструментом управления развитием РТК.
По результатам анализа карты принимаются решения о подключении к процессу принятия корректирующих управленческих решений соответствующего критичности отклонения уровня сбалансированности от запланированного. Необходимо добавить, что возможные корректировки в реализуемых проектах делятся на несущественные и существенные. Несущественные изменения предполагают выделение дополнительных ресурсов в рамках программы развития РТК (время, затраты) без корректировки основных целевых ориентиров.
Литература
1. Захарова Е. Н. Разработка методологии решения системных задач устойчивого развития региональных социально-экономических систем на основе когнитивных технологий и анализа симплициальных структур: дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2006.
2. Золотухина А. В. Влияние федеративных отношений на реализацию стратегии устойчивого и инновационного регионального развития // Регионология. 2010. №1.
3. Русановский В. А., Колядин Н. П. Философия экономического анализа. Саратов, 2007.
4. Ялов Д. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием // Компас промышленной реструктуризации. 2004. № 1. URL: http://www.compass-r,ru/st-l-04-1.htm 163
* * *
STABILITY, PROPORTIONALITY AND ADAPTABILITY OF DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM
G. I. Khanaliyev
The estimation concept of equation of the regional social and economic system development, including its three components is presented: stability, proportionality, adaptability.
Key words: regional social and economic system, equation, stability, proportionality, adaptability.