Научная статья на тему 'Устойчивое управление лесами Беларуси в соответствии с европейскими стандартами'

Устойчивое управление лесами Беларуси в соответствии с европейскими стандартами Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
601
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Атрощенко Олег Александрович, Зорин Валентин Павлович, Атрощенко Наталия Олеговна

В Беларуси осуществляется устойчивое управление лесами. Критерии и показатели устойчивого лесоуправления разработаны в соответствии с европейскими стандартами. Министерство лесного хозяйства ввело в практику технические кодексы установившейся практики (ТКП) по различным видам лесохозяйственной деятельности и основные требования системы технического нормирования и стандартизации технические нормативные правовые акты (ТНПА).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Атрощенко Олег Александрович, Зорин Валентин Павлович, Атрощенко Наталия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое управление лесами Беларуси в соответствии с европейскими стандартами»

6

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 1. Лесное хозяйство

УДК 630*6

О. А. Атрощенко, доктор сельскохозяйственных наук, профессор (БГТУ);

В. П. Зорин, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор (БГТУ);

Н. О. Атрощенко, кандидат экономических наук, старший преподаватель (БГТУ)

УСТОЙЧИВОЕ УПРАЛЕНИЕ ЛЕСАМИ БЕЛАРУСИ В СООТВЕТСТВИИ С ЕВРОПЕЙСКИМИ СТАНДАРТАМИ

В Беларуси осуществляется устойчивое управление лесами. Критерии и показатели устойчивого лесоуправления разработаны в соответствии с европейскими стандартами. Министерство лесного хозяйства ввело в практику технические кодексы установившейся практики (ТКП) по различным видам лесохозяйственной деятельности и основные требования системы технического нормирования и стандартизации - технические нормативные правовые акты (ТНПА).

The sustainable forest management there is in Belarus. Criteria and indicators had created in Belarus according with European standards. Ministry of Forestry have confirm and introduced in practice the technical codes and technical standards lawful acts. The responsibility application in practice are the director and others managers of forest enterprises. On the practice of forestry many facts about the breaks to forest cuttings, reforestation, guard of forest, accounting of timber, wood drain, clearing up the cutting area.

Введение. Лес и лесные ресурсы являются важнейшим возобновляемым природным ресурсом Беларуси, одним из основных факторов эколого-экономической безопасности страны.

Леса занимают 39,1% территории республики и составляют 9,47 млн. га с общим запасом 1,6 млрд. м3. Неравномерная возрастная структура лесов (молодняки занимают всего 19,2% лесопокрытой площади; преобладают средневозрастные насаждения - 47,4%), нерациональный породный состав лесов (37% площадей мягколиственых пород), несовершенные экономические отношения в лесопользовании и ценообразовании на лесопродукцию являются основными причинами недостаточных доходов лесного хозяйства.

Лесная политика белорусского государства направлена на рациональное использование, сохранение, расширенное воспроизводство лесных ресурсов. Она основывается на международных принципах и соглашениях по устойчивому управлению и защите лесов, сохранению их биологического разнообразия, выполнению лесами экономических, экологических и социальных функций (Страсбург, 1991; Хельсинки, 1993; Лиссабон, 1998; Вена, 2002) [1].

Хельсинкский процесс - непрерывный политический процесс разработки и практической реализации принципов, правил, критериев и индикаторов устойчивого управления лесами и развития лесного хозяйства. На первой конференции министров по защите лесов Европы (Страсбург, 1990) и второй конференции (Хельсинки, 1993) были выработаны соглашения по лесам Европы.

Хельсинкские резолюции утверждают совместную ответственность стран Европы по решению международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЦКСЕБ) в отношении лесов Европы.

Резолюция Н1 - общие принципы и правила по управлению лесами Европы.

Резолюция Н2 - общие правила по сохранению биоразнообразия лесов Европы.

Резолюция Н3 - сотрудничество и кооперация в лесном хозяйстве стран переходного периода к рыночной экономике.

Резолюция Н4 - стратегия процесса долгосрочной адаптации лесов Европы в связи с изменениями климата.

Далее на конференции в Лиссабоне в 1998 г. были разработаны и приняты критерии и индикаторы устойчивого управления лесами. На совещании министров лесного хозяйства в Вене (2002 г.), были приняты дополнительные соглашения по социальным функциям лесов, сохранению памятников природы, особо ценных лесов и т. д.

Беларусь активно участвует в европейских процессах устойчивого управления лесами и лесной сертификации, в постепенном переходе к рыночной экономике.

Устойчивое управление лесами Беларуси предполагает целенаправленное управление и использование лесов и земель лесного фонда в целом и на таком уровне, который направлен на повышение продуктивности лесов, их экологической устойчивости, многоцелевое, непрерывное и неистощительное лесопользование, сохранение ландшафтов и биологического разнообразия лесов, выполнение ими в настоящем и будущем экологических, экономических и социальных функций в глобальном, национальном и местном масштабах без нанесения ущерба другим экосистемам.

Экологический подход устойчивого управления лесами предусматривает экологическую безопасность лесного хозяйства и охрану окружающей среды, повышение устойчивости лесов

Управление лесами, лесоустройство и информационные системы в лесном хозяйстве

7

к неблагоприятным факторам, сохранение ландшафтного и биологического разнообразия лесов, переход к экологически ориентированному ведению лесного хозяйства.

Экономический подход к устойчивому управлению лесами предусматривает экономический и экологический баланс рационального использования лесных ресурсов, расширенное воспроизводство лесов, развитие рентного дохода (земельного, экологического, лесного) от эксплуатации лесов и лесных ресурсов, непрерывное и неистощительное лесопользование, сохранение лесов, их защитных и социальных функций, обеспечение экономической безопасности лесного хозяйства и устойчивого управления, переход в лесном хозяйстве к рыночной экономике и самофинансированию.

Социальный аспект устойчивого управления лесами предусматривает экологическую безопасность лесного хозяйства и охрану окружающей среды, повышение устойчивости лесов к неблагоприятным факторам, сохранение ландшафтного и биологического разнообразия лесов, переход к экологически ориентированному ведению лесного хозяйства.

Устойчивое управление лесами осуществляется с учетом критериев и показателей, научных знаний, опыта и оценки возможных воздействий на лесные экосистемы, законодательных и нормативных актов, правил и рекомендаций ведения лесного хозяйства.

В соответствии с европейскими резолюциями, критериями и индикаторами в Беларуси разработаны критерии и показатели устойчивого управления лесами [1]. К ним относятся: развитие лесных ресурсов; повышение продуктивности лесов и их вклада в глобальный круговорот углерода; поддержание нормального санитарного состояния лесов и усиление их защитных функций; сохранение биологического разнообразия лесов; развитие социально-экономических функций лесов. Система критериев и показателей устойчивого лесоуправления и лесопользования обеспечивает сохранение и защиту лесов, ведение лесного хозяйства в соответствии с экологическими, экономическими и социальными требованиями, установленными международными соглашениями, законодательством Республики Беларусь, стандартами устойчивого ле-соуправления и лесопользования.

Основная часть. Основополагающим стандартом, устанавливающим критерии и показатели устойчивого лесоуправления и лесопользования в Республике Беларусь, является государственный стандарт «Устойчивое лесоуправление и лесопользование. Основные положения» [2].

Устойчивое лесоуправление и лесопользование в нашей стране осуществляется в рамках

мировых и общеевропейских процессов, в которых участвует Республика Беларусь, и основывается на соблюдении соответствующих положений Конвенции ООН о биологическом разнообразии.

Устойчивое лесоуправление и лесопользование осуществляется юридическими лицами, ответственными за ведение лесного хозяйства и лесопользование, на добровольной основе во взаимодействии с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь.

Требования к ведению лесного хозяйства, обеспечивающие высокую продуктивность и устойчивость лесных экосистем, повышение их биологического разнообразия, минимизацию или исключение отрицательного воздействия лесохо-зяйственного производства на окружающую среду, неистощительность лесопользования, экономическую эффективность лесохозяйственного производства, его социальную ориентацию, изложены в СТБ 1360, СТБ 1361, СТБ 1582, СТБ 1592, СТБ 1625, СТБ 1627, СТБ 1688, СТБ 1715.

На основании СТБ 5.1.10-2002 «Национальная система сертификации РБ. Подсистема лесной сертификации. Основные положения» Мин-лесхозом были утверждены и введены в действие технические кодексы установившейся практики (ТКП) по различным видам лесохозяйст-венной деятельности (всего 38): ТКП 047-2009 (02080) «Наставления по лесовосстановлению и лесоразведению в Республике Беларусь», ТКП 143-2008 (02080) «Правила рубок леса в Республике Беларусь», ТКП 060-2006 (02080) «Правила отвода и таксации лесосек в лесах Республики Беларусь» и др. Все технические нормативные правовые акты рассылаются предприятиям (лесхозам), осуществляющим ведение лесного хозяйства. ТКП 198-2009 (02080) устанавливает порядок применения технических нормативных правовых актов в организациях Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь.

Технические кодексы (ТКП) применяют на практике путем включения их требований в техническую документацию, а также в процессы разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации продукции.

Применение ТКП и СТБ в системе Мин-лесхоза осуществляется и проводится на принципах согласованных действий всех структурных подразделений.

Организационно-методическое руководство проведением работ по применению ТКП в системе Минлесхоза и их координацию осуществляют управления и отделы Минлесхоза, республиканская головная организация по стандартизации в отрасли лесного хозяйства - УП «Бел-гипролес», отделы ГПЛХО по направлениям и видам деятельности.

8

^БЫ 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 1. Лесное хозяйство

Ответственность за применение технических нормативных правовых актов (ТНПА) в организации несет ее руководитель, а также главные специалисты, к профилю деятельности которых относится используемый ТНПА (ТКП). Если производитель или поставщик продукции в добровольном порядке применял ТНПА и заявил о соответствии ему своей продукции, использовав обозначения этого документа, а также если продукция производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям ТНПА, то соблюдение данных требований для них становится обязательным.

Контроль за применением ТНПА в организациях Минлесхоза проводится органами Госстандарта, специалистами Минлесхоза, УП «Бел-гипролес», ГПЛХО по направлениям и видам деятельности. В лесхозах контроль за применением ТНПА осуществляют главный лесничий, главный инженер, инженер по стандартизации и метрологии с привлечением специалистов по направлениям (инженер по лесным культурам, по лесному хозяйству и т. д.).

В то же время породная и возрастная структура лесов Беларуси значительно ухудшилась. В 1933 г. спелые леса занимали 27% лесопо-крытой площади. Ввиду значительных перерубов расчетной лесосеки к 1988 г. площадь спелых лесов Минлесхоза уменьшилась до 2,4%.

Основной лесообразующей и устойчивой древесной породой является сосна обыкновенная. Она в 1978 г. занимала почти 60% лесопо-крытой площади, а березовые леса в 1945 г. составляли всего 12,1%. В настоящее время сосняки занимают 50,2% лесопокрытой площади, а березняки - 23,2%.

Выводы. 1. В Беларуси осуществляется устойчивое управление лесами и лесопользование в соответствии с международными и европейскими стандартами. Разработаны критерии и показатели устойчивого управления лесами на основании европейских резолюций, критериев и индикаторов. Эти критерии и показатели используются в национальной системе устойчивого управления лесами Беларуси и при проведении сертификации лесов и лесопродукции.

2. Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь были утверждены и введены

в действие технические кодексы установившейся практики (ТКП) по различным видам лесо-хозяйственной деятельности.

Технические нормативные правовые акты разрабатываются с участием всех заинтересованных сторон в соответствии с требованиями системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Все ТНПА и ТКП предоставляются лесхозам для использования на практике.

Организационно-методическое руководство проведением работ по применению ТКП в системе Минлесхоза и их координацию осуществляют управления и отделы Минлесхоза, ГПЛХО, УП «Белгипролес».

При разработке государственных стандартов и нормативной базы в лесном хозяйстве республики выполняются требования системы технического нормирования и стандартизации - технические нормативные правовые акты, обеспечивающие возможность разнообразить стандарты с участием всех заинтересованных сторон в соответствии с существующими нормативными правовыми актами и техническими регламентами.

3. В структурных подразделениях Мин-лесхоза, лесничествах и лесхозах проводится недостаточная работа по изучению и контролю применения ТКП и ТНПА в практике лесного хозяйства. На коллегиях Минлесхоза неоднократно указывалось на нарушения Правил рубок леса, лесовосстановления, лесозащиты и охраны лесов, учета и отпуска древесины.

4. Следует усилить контроль за соблюдением требований ТКП и ТНПА. В должностных инструкциях и функциональных обязанностях указывать пункты технологических процессов, за выполнение которых несет ответственость определенное должностное лицо.

Литература

1. Зорин В. П. Стратегические цели и критерии устойчивого управления лесами Беларуси // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хоз-во. 2007. Вып. XV. С. 12-14.

2. Устойчивое лесоуправление и лесопользование. Основные положения: СТБ 1708-2006. Введ. 01.06.2007. Минск: БелГИСС, 2007. 82 с.

Поступила 20.01.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.