О. В. Сагинова, Ю. Л. Сагинов, А. И. Гришин
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА
Ключевые слова: устойчивое развитие, зеленый университет, Университет здорового образа жизни, умный университет, образование для устойчивого развития, социальное и культурное разнообразие, историко-культурное наследие.
Статья анализирует составляющие устойчивого развития применительно к высшим учебным заведениям и формулирует основные элементы концепции «устойчивого университета».
Keywords', sustainable development, green university, smart university, healthy lifestyle university, education for sustainable development, social and cultural diversity, historical and cultural heritage.
The paper analyses the main elements of sustainable development as applied to higher education and formulates the main elements of’ sustainable university" concept.
Все чаще происходящие в последние годы социальные конфликты, экономические кризисы и природные катастрофы наглядно демонстрируют хрупкость нашей среды обитания и ответственность людей, компаний, организаций, правительств за ее состояние. Эта ответственность описывается самыми разными понятиями: социальная ответственность,
корпоративное ответственность, триединый итог, устойчивое развитие и т.д. От граждан, компаний и организаций общество требует не вредить окружающей среде, справедливо относиться к сотрудникам, быть честными с потребителями, ответственно относиться к участникам своей цепочки создания ценности, способствовать повышению уровня образования и профессиональной компетенции в своей отрасли, внимательно относиться к общественным нуждам и запросам, способствовать стабильности национальной и глобальной экономики, работать на уменьшение пропасти между богатыми и бедными, не допускать нарушения прав человека, поддерживать благотворительные и социально значимые проекты, решать социальные проблемы в своей отрасли, регионе, стране, мире. Сегодня уже нет сомнений по поводу того, что бизнес организации должны демонстрировать поведение ответственных граждан. Однако практически нет формализованных свидетельств соответствующих требований к образовательным учреждениям, а ведь именно из их стен выходят специалисты и лидеры бизнеса, призванные демонстрировать общественно
ответственное отношение к глобальным проблемам. В данной статье предпринята попытка сформулировать основные составляющие концепции устойчивого развития применительно к вузу.
Концепция устойчивого развития
Концепция устойчивого развития
формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние среды обитания человека [3]. Это конструктивная реакция общества на наблюдаемые и активно освещаемые в научных публикациях и средствах массовой информации процессы ухудшения качества среды обитания под влиянием человеческой деятельности. Идеи о необходимости устойчивого развития еще в начале XX века высказывал В.В.
Вернадский, выдвинув концепцию ноосферы, в основе которой лежала идея гармонизации взаимодействия общества и природы и первичности разума как управляющей силы. Началом массового обсуждения концепции устойчивого развития послужила выдвинутая в начале 1970-х гг. Д. Форрестером, Д. Медоузом [2] теория «пределов роста», предсказывающая как следствие увеличения загрязнения окружающей среды и истощения ресурсов планеты наступление «глобальной катастрофы». Сам термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», известный как доклад Г. Х. Брундтланд [1].
Определение устойчивого развития, сформулированное в докладе Брундтланд, признано наиболее точным, поскольку оно коротко и просто передает основные цели устойчивого развития -удовлетворять потребности нынешних поколений, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворить свои потребности1. Устойчивость развития достигается в результате развития трех взаимосвязанных направлений, описываемых моделью «трех корзин» или «триединого итога» (triple bottom line или моделью трех «пи» - люди, планета, прибыль - People, Planet, Profit) -экономического, социального и
экологического [4]. Экономическое направление связано с созданием организацией потребительской ценности и укреплением финансовых показателей своей деятельности, Социальное направление включает эффективное управление социальным и национальным разнообразием, равные права гендерных, социальных и национальных групп и социальную справедливость, а экологическое направление традиционно связывается с вопросами утилизации отходов и сохранения так называемого природного капитала [6].
Международные и национальные инициативы в области образования для устойчивого развития
1 www.un/org/documents/ga/res/42/ares42-187.htm
Во многих странах термин устойчивое развитие успешно применяется не только к государственным программам экологической безопасности, но и сфере образования. Еще в 2005 году, признавая глобальное значение образования в интересах устойчивого развития (ОУР), министры охраны окружающей среды и образования государств - членов Европейской экономической комиссии (ЕЭК) Организации Объединенных Наций приняли Стратегию ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. Цель данной стратегии заключается в поощрении государств - членов ЕЭК к развитию и включению ОУР в свои системы образования в рамках соответствующих учебных дисциплин. Общая задача стратегии заключается в предоставлении людям знаний и формировании навыков в области устойчивого развития, которые позволяют им приобретать дополнительную компетентность и уверенность в своих силах и одновременно расширяют их возможности для ведения здорового и продуктивного образа жизни в гармонии с природой и в согласии с социальными ценностями, принципами гендерного равенства и национального и культурного разнообразия. В интересах содействия решению этой задачи были обозначены следующие шесть целей:
1. обеспечение политической, нормативноправовой и организационной базы для ОУР;
2. содействие устойчивому развитию с помощью
формального, неформального и
информального2 обучения;
3. достижение в сфере образования уровня компетентности, необходимого для участия в программах устойчивого развития;
4. обеспечение доступности соответствующих
учебных средств и учебно-методических
материалов по вопросам устойчивого
развития;
5. содействие научным исследованиям в области устойчивого развития и ОУР;
6. укрепление сотрудничества в области ОУР на всех уровнях в пределах региона ЕЭК.
Кроме того, правительства стран-членов ЕЭК
разработали программу развития ОУР, состоящую из трех последовательных этапов: этап I (2005-2007): анализ проводящихся национальных мероприятий, осуществление первоначальных мер и определение приоритетов дальнейшей деятельности; этап II (20072010): начало процесса включения дисциплин,
посвященных устойчивому развитию, в учебные программы и планы, обзор прогресса, достигнутого в осуществлении национальных стратегий и, в случае необходимости, пересмотр этих стратегий; этап III
2 Формальное образование - это образование, направленное на получение или изменение образовательного уровня и квалификации в учебных заведениях с получением соответствующих документов
об образовании. Неформальное образование - это получение знаний, умений и навыков, не регламентированное местом, сроком или формой обучения. Информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер, реализующееся за счёт собственной активности индивидов через чтение, общение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д.
(2010- 2015): обеспечение значительного прогресса в развитии ОУР. Еще по завершении этапа I министры охраны окружающей среды и образования стран - членов ЕЭК подчеркнули необходимость формирования более комплексного концептуального представления ОУР, чтобы перейти от узкого экологического образования к более всеобъемлющему образованию для устойчивого развития, в рамках которого одинаковое внимание уделяется таким аспектам, как окружающая среда, экология, социальноэкономическое развитие, этические и культурные вопросы. Анализ документов, предоставленных странами участниками стратегии по окончании II этапа, однако, показал, что в ОУР по-прежнему превалирует экологический компонент. Как и на этапе I, наименьшее внимание уделялось экономической концептуализации процесса устойчивого развития: практически никогда темы "корпоративной социальной ответственности" и "развития сельских/городских районов" не включались в учебные планы и образовательные программы.
На конференции в Бергене в мае 2005 г. министры, ответственные за вопросы высшего образования в странах ЕС, приняли так называемое Бергенское коммюнике, которое впервые с начала Болонского процесса указало на необходимость строить систему высшего образования в Европе на принципах устойчивого развития. С этой целью была создана общеевропейская университетская сеть, названная COPERNICUS-CAMPUS, для мобилизации усилий различных университетов и исследовательских организаций и помощи в реализации задач ОУР. Сеть COPERNICUS-CAMPUS разработала и опубликовала в 2007 г. стратегические рекомендации по реализации принципов устойчивого развития в европейских вузах. На сегодняшний день более 320 университетов из 38 стран подписали хартию COPERNICUS, тем самым провозгласив свою приверженность целям ОУР.
Издательская группа Emerald с 2000 г. издает научный журнал «International Journal of Sustainability in Higher Education», который был первым научным изданием, рассматривавшим и распространявшим информацию по вопросам устойчивого развития в сфере высшего образования. Журнал публикует результаты исследовательских проектов, научных экспериментов, связанных с внедрением вопросов устойчивого развития в программы вузов, примеры и кейсы успешного использования принципов устойчивого развития в стратегиях университетов.
Помимо перечисленных выше
международных проектов в области ОУР в ряде стран успешно развиваются национальные инициативы. В США учреждена и успешно действует Ассоциация продвижения устойчивого развития в высшем образовании (AASHE, www.aashe.org), разработавшая программу STARS (The Sustainability Tracking, Assessment & Rating System™) для вузов США, Канады, а теперь
доступную и для вузов других стран (https://stars.aashe.org/pages/about/faqs/stars-history-and-system-development.html). Эта
программа позволяет комплексно взглянуть на вопросы устойчивого развития университета, сравнить результаты разных университетов, мотивировать вузы на повышение качества своей работы, осуществлять обмен информацией и опытом.
В Великобритании существует сеть 18 университетов и колледжей «Партнерство высшего образования для устойчивого развития» Higher Education Partnership for Sustainability3 (HEPS), сотрудничающих в анализе возможностей устойчивого развития в высшем образовании. Инициативы партнерства включают научные исследования, разработку новых учебных программ и специальные экологические проекты и мероприятия. Также организованная вузами Великобритании
«Исследовательская сеть устойчивого |)азвития» Sustainable Development Research Network (SDRN) стимулирует внедрение результатов научных исследований в области устойчивого развития в политику и стратегию вузов. Информационная рассылка этой организации - ценный информационный ресурс по вопросам устойчивого развития и ОУР.
Среди наиболее интересных публикаций по теме ОУР можно отметить отчет "Greener by Degrees: Exploring Sustainability through Higher Education Curricula"5, подготовленный К.Робертс и Дж. Робертс (Carolyn Roberts, Jane Roberts) и опубликованный Центром активного обучения университета Глостершира (Centre for Active Learning at the University of Gloucestershire). В отчете анализируются различные аспекты устойчивого развития в бакалаврских и магистерских программах. Еще один отчет Sustainable Development in Higher Education: Current Practice and Future Developments подготовлен Дж. До, Р. Джанкером и С. Мартином (G. Dawe, R.Jucker, S.Martin) для Академии высшего образования (Higher Education Academy).6 Отчет анализирует возможные разделы учебных программ, в которых следует рассматривать вопросы устойчивого развития, и методы обучения этим аспектам. Академия высшего образования также инициировала проект Education for Sustainable Development project7, в рамках которого публикуется ежеквартальный информационный бюллетень, посвященный вопросам преподавания дисциплин по вопросам устойчивого развития. Журнал Planet одного из отделений Академии высшего образования - GEES (Geography, Earth and Environmental Sciences)8 -регулярно
публикует материалы, посвященные ОУР.
Принципы устойчивого развития университета
Приведенный выше краткий обзор основных международных и национальных инициатив по
3
http://www.university-directory.eu/United-Kingdom-(UK)/Higher-
Education-Partnership-for-Sustainability-HEPS.html
4 http://www.sd-research.org.uk/
5http://resources.glos.ac.uk/ceal/resources/greenerbydegrees/
6 http://www.heacademy.ac.uk/
7 http://www.heacademy.ac.uk/education-for-sustainable-development
8 http://www.gees.ac.uk/
внедрению и распространению образования для устойчивого развития позволяет определить основные элементы концепции устойчивого развития университета. Концепция устойчивого развития образовательного учреждения как система взглядов, понятий, представлений, основывается на пяти основных принципах:
1. Включение вопросов устойчивого
развития в учебные программы университета. В университете должны преподаваться курсы дисциплин и предлагаться целые программы обучения, посвященные вопросам устойчивого развития предприятия, отрасли, региона, страны. Чем глубже университет развивает концепцию устойчивого развития, тем более специальными становятся учебные курсы, посвященные данной проблеме. Сейчас во многих экономических вузах России можно встретить в учебных программах базовые дисциплины типа «Устойчивое развитие» или «Экономика устойчивого развития», тогда как в университетах США уже нередки такие курсы как «Экологическая психология», «Экологическая
политика», «Социальное предпринимательство»,
«Справедливая торговля и устойчивое развитие» и т. п.
2. Включение вопросов устойчивого развития в тематику научных исследований университета. Исследования в области устойчивого развития не только необходимы для поддержки преподаваемых дисциплин, они создают новые знания, которые затем преобразуются в конкретные акции, программы и виды деятельности. Каждый вуз развивает то направление исследований в области устойчивого развития, которое соответствует его профилю и по которому в вузе накоплено больше всего экспертных знаний. Это может быть создание энергосберегающих приборов или биоразлагаемых упаковочных материалов для инженерного вуза, управление эффективными программами здравоохранения для медицинского вуза, разработка модели прямых поставок продуктов местных фермерских хозяйств городским магазинам для сельскохозяйственного вуза и т.д.
3. Построение текущей деятельности
университета на принципах устойчивого развития. Концепция устойчивого развития университета предполагает использование принципов
устойчивого развития в текущей деятельности вуза, включая использование энергосберегающего оборудования и технологий, альтернативных источников и видов энергии, закупку местных продовольственных продуктов для столовой и кафетерия, использование экологически безопасных средств для уборки помещений, сортировку и утилизацию отходов, использование вторичных (переработанных) материалов (например, бумаги, упаковки и т.п.), экономное использование воды, развитие электронных средств коммуникации и переход на безбумажное делопроизводство, использование электронных ресурсов в библиотеке для минимизации ксерокопирования и т.д. Причем, это относится не только к административнохозяйственной деятельности, строительству и
оборудованию помещений, принципы устойчивого
развития должны лежать в основе всех функций
университета, включая отбор персонала,
финансирование, набор студентов и др.
4. Создание возможностей для студентов и
сотрудников университета приобрести навыки поведения, нацеленного на устойчивое развитие. Университет, нацеленный на устойчивое развитие, предлагает своим студентам и сотрудникам
возможность приобрести навыки «зеленого»
поведения, организуя, например, велосипедные
стоянки у своего здания, установив
специализированные урны для сортировки мусора и отходов, организуя мероприятия по озеленению территории, предоставляя места практики в
организациях, руководствующихся принципами
устойчивого развития. Студенты и сотрудники
университета получают опыт работы в условиях национального и культурного разнообразия, навыки социально ответственного поведения, принимая
участие в благотворительных мероприятиях и социальных программах.
5. Развитие программ сотрудничества и
партнерства с другими организациями для целей устойчивого развития. Вузу в одиночку трудно реализовать перечисленные выше мероприятия и программы, поэтому концепция устойчивого
университета предусматривает партнерские программы и сотрудничество вуза с коммерческими и общественными организациями. Университет должен участвовать в существующих национальных и международных организациях, пропагандирующих и развивающих принципы устойчивого развития, развивать партнерские отношения с предприятиями разной формы собственности, занимающимися программами устойчивого развития.
Устойчивое развитие вуза
Заявить приверженность принципам устойчивого развития в миссии университета и указать эти принципы среди стратегических целей развития, конечно, важно как для внешних, так и для внутренних аудиторий вуза. И хотя, как мы показали выше, даже на этом этапе пока не все вузы четко понимают и формулируют суть устойчивого развития, сводя их к ограниченному кругу «зеленых» инициатив, наиболее сложной задачей является институализация принципов устойчивого развития, т. е. проникновение принципов устойчивого развития во все сферы деятельности вуза для достижения и закрепления успешного продвижения к целям ОУР.
Основными элементами устойчивого университета, т.е. университета, работающего по принципам устойчивого развития, являются пять взаимосвязанных концепций:
1. концепция зеленого университета, заявляющего и активно использующего в своей повседневной жизни принципы экологической безопасности, защиты окружающей среды;
2. концепция умного университета, эффективно использующего все ресурсы и внедряющего современные информационные технологии для управления своими ключевыми процессами;
3. университет здорового образа жизни, предоставляющий своим студентам, преподавателям и сотрудникам условия гармоничного и всестороннего развития, здорового полноценного питания, занятий спортом, отказа от вредных привычек и т.п.;
4. концепция управления социальным и
культурным разнообразием, воспитывающая национальную, расовую, религиозную
толерантность, уважение национальных традиций, способствующая взаимодействию и взаимному обогащению культур, реализации равных прав мужчин и женщин и т. д.;
5. концепция управления историко-культурным наследием, позволяющая эффективно использовать историко-культурные ценности страны, региона, города, отрасли, университета в качестве нематериальных активов развития.
Каждая из перечисленных концепций является важным фактором устойчивого развития вуза и требует системного подхода и стратегического планирования, одновременно являясь частью общей стратегии развития университета, обеспечивающей его устойчивость. Разработка и внедрение концепции устойчивого развития университета требует глубоких знаний в различных областях, организационных навыков, которыми не может обладать один человек или узкая группа людей. Эффективность этой работы требует сотрудничества и взаимодействия многих специалистов. Для разработки новых учебных дисциплин и образовательных программ по устойчивому развитию необходимы конкретные стимулы для преподавателей, разрабатывающих эти программы или вводящих вопросы устойчивого развития в существующие программы обучения в виде грантов, дополнительной оплаты и т. п. Для активизации научных исследований в области устойчивого развития вуз должен использовать существующие научные направления и на их основе создавать новые исследовательские центры и рабочие группы. Важным направлением успешного проникновения идей устойчивого развития во все сферы деятельности университета является сотрудничество с местными или региональными властями в реализации конкретных программ устойчивого развития отрасли, региона или территории. Сотрудничество с местными предприятиями и поддержка предпринимательских инициатив, направленных на устойчивое развитие, выгодны как малым и средним предприятиям, получающим от вузовских специалистов новые идеи и подходы к ведению бизнеса, так и Вузам, накапливающим конкретный опыт для обучения будущих специалистов и руководителей бизнеса.
Литература
1. Кудряшева Л.Н. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. - 1989.
2. Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя: ИКЦ. - М.: Академкнига, 2007.
3. Сагинова О.В., Сагинов Ю.Л. Задачи подготовки предпринимателей в контексте концепции устойчивого
развития// Российское предпринимательство, № 6 (204) / март 2012, с. 176
4. Elkington, John Cannibals with forks: The triple bottom line of 21st century business, New Society Publishers, 1998
5. Filho W.L. Sustainability and university life//Peter Lang, 2000
6. Huckle, J. and Sterling, S.R. Education for sustainability. -Earthscan. 2006.
7. Kagawa, K., Selby, D., and Trier, C., (2006) Exploring Student perceptions of interactive pedagogies in education for sustainable development, No.15 p 53-56;
Magnier, K., (2006) Sustainability as a troublesome concept in the GEES disciplines, Planet No 17, p 32-33 ;
8. Martin J., Samels J.E. 7 Associates//The sustainable university. Green goals and new challenges for higher education leaders, The John Hopkins University Press, Baltimore, 2012
9. Saadatian O.,Bakhtiar B. Sustainable university, Publish.my, Amazon, 2011
10. Verbitskaya L.A., Nosova N.,B., Rodina L. Sustainable development in higher education in Russia: the case of St. Petersburg State University// Higher Education Policy (2002) 15, 177-185.
© О. В. Сагинова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. сравнительной экономики и предпринимательства, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, [email protected]; Ю. Л. Сагинов - канд. экон. наук, доцент той же кафедры; А. И. Г ришин - асп. той же кафедры.