Научная статья на тему 'Устойчивое развитие современных городов'

Устойчивое развитие современных городов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4166
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СITY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIO-ECOLOGY-ECONOMIC SYSTEM / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хуснутдинова С. Р.

Статья посвящена изучению устойчивого развития городов. Город рас-сматривается как сложная социо-эколого-экономическая система. Достиже-ние устойчивого развития города предполагает объединение усилий всех сек-торов: общества, власти и бизнеса, например, в рамках создания государст-венно-частных партнерств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Хуснутдинова С. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to research the basic aspects of sustainable devel-opment of city. It is supposed consideration the city as socio-ecology-economics system. It is supposed consideration of Public-Private Partnership as a modern method of territory development.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие современных городов»

С. Р. Хуснутдинова

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ

Ключевые слова: город, устойчивое развитие, социо-эколого-экономическая система, государственно-частное партнерство. dty, Sustainable Development, Socio-Ecology-Economic

System, Public-Private Partnership.

Статья посвящена изучению устойчивого развития городов. Город рассматривается как сложная социо-эколого-экономическая система. Достижение устойчивого развития города предполагает объединение усилий всех секторов: общества, власти и бизнеса, например, в рамках создания государственно-частных партнерств.

The article is devoted to research the basic aspects of sustainable development of city. It is supposed consideration the city as socio-ecology-economics system. It is supposed consideration of Public-Private Partnership as a modern method of territory development.

Глобальные процессы, отличающиеся высокими темпами - рост численности населения, развитие индустрии и научно-техническая революция, появление и быстрое распространение новых видов производства и услуг, вовлечение в промышленное производство и расширение добычи природных ресурсов все большего количестве стран, высокие темпы потребления и, наконец, как результат высокие темпы деградации окружающей среды являются важнейшей отличительной чертой второй половины ХХ - начала ХХ1 века. Как ответная реакция предпринимаются поиски путей стабильного, безопасного и сбалансированного развития в системе «человек-природа-экономика». На глобальном уровне обсуждается и принимается концепция устойчивого развития, в которой подчеркивается, что человечество больше не может безоглядно использовать природно-ресурсный потенциал планеты и не учитывать пагубного воздействия производства, транспорта и иных видов деятельности на окружающую среду. Удовлетворение современных нужд человечества не должно ставить под сомнение благополучие будущих поколений.

Поиски пути стабильного долгосрочного территориального развития занимают все более важное место в системе государственных приоритетов во всем мире. В настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации разработан проект «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации», где в качестве базовой цели региональной политики обозначено «обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Это предполагает, с одной стороны, сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, снижение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, создание равных возможностей для граждан Российской Федерации независимо от места их проживания в реализации своих социальных и экономических прав. С другой стороны - обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала каждого субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования и обеспечением комфортной среды обитания для жителей соответствующих территорий» [1].

Важно отметить, что решение задачи устойчивого развития и поиска баланса между экономическим ростом и качеством жизни особенно остро стоит перед городами, где сконцентрирована большая часть населения индустриально развитых стран. Кроме того, рост численности городского населения будет продолжаться и в других регионах мира.

Так, по прогнозам Фонда ООН по народонаселению к 2030 году число горожан в мире достигнет почти пяти миллиардов. Причем основной прирост городского населения в период с 2000 года по 2030 год ожидается в Азии (с 1,36 миллиарда человек до 2,64 миллиарда), Африке (с 294 миллионов до 742 миллионов) и Латинской Америке (с 394 миллионов до 609 миллионов). Кроме того, рост городского население будет проходить не за счет мегаполисов, население которых превышает 10 миллионов человек, а за счет средних и крупных городов - более половины горожан живут в городах, численность населения которых составляет 500 тысяч человек или менее. Помимо роста населения городов происходит и рост площади территории, занимаемой городскими поселениями. По данным ООН к 2030 году площадь городов увеличится в 3 раза в развивающихся странах и в 2,5 раза в промышленно развитых странах.

Более 73% населения нашей страны также проживает в городах. Причем в двух городах - субъектах федерации - Москве и Санкт-Петербурге проживет более 10% населения страны или почти 15% городского населения. В настоящее время насчитывается 11 городов с населением более миллиона человек - Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа. Причем численность населения растет не во всех городах этой группы, а только в Москве, Екатеринбурге и Казани, а также в Челябинске наметился рост в 2008 году (табл. 1). Более 160 городов России насчитывают численность населения более 100 тысяч человек.

Таблица 1 - Динамика численности населения крупнейших городов Российской Федерации

Города Численность населения (тыс. человек)

2001 2005 2006 2007 2008

Москва 10114,2 10406,6 10425,1 10442,7 10470,3

Санкт-Петербург 4714,8 4600 4580,6 4571,2 4568,1

Новосибирск 1431 1405,6 1397 1391,9 1390,5

Екатеринбург 1298,7 1304,3 1308,4 1315,1 1323

Нижний Новгород 1333,2 1289,5 1283,6 1278,3 1274,7

Самара 1174,2 1133,4 1143,3 1139 1135,4

Омск 1151,3 1142,8 1138,8 1134,7 1131,1

Казань 1103,9 1110 1112,7 1116 1120,2

Челябинск 1082,7 1095,1 1093 1091,5 1092,5

Ростов-на-Дону 1064,7 1058 1054,8 1051,6 1048,7

Уфа 1072,4 1036 1029,6 1022,6 1021,5

*Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru).

В современных городах сосредоточено основное производство товаров и услуг, товарные, сырьевые и финансовые рынки. Города выполняют функции управления, причем не только собственной территорией, но и столичные функции, являясь очагом, оказывающим влияние и на окружающую их территорию. Современный город находится под влиянием целого ряда факторов. К внешним факторам, играющим основную роль в социальноэкономическом развитии отечественных городов на протяжении последних 2-х десятилетий, следует отнести: глобализацию мировой экономики; обострение экологических проблем; трансформацию экономической системы, изменение институциональной среды.

Первые два фактора сказываются на большинстве городов мира, тогда как трансформация экономической системы и изменение институциональной среды касаются стран с переходной экономикой. Города объединяют усилия в поиске эффективных путей решения общих проблем. С этой целью проводятся международные конгрессы, например «Глобальный город», предполагающие встречу и обмен опытом руководителей городов, представителей частного бизнеса и научных кругов. Одним из актуальных вопросов подобных встреч является поиск эффективных механизмов управления в системе «общество-природа-экономика».

Любое производство, любая человеческая деятельность не могут существовать в отрыве как от природы, так и от общества - они формируются в сочетании с окружающей природной и социальной средой. Саму возможность человеческой деятельности создают природные условия и природные ресурсы, а природно-ресурсный потенциал территории влияет на уровень и качество жизни людей. Качество жизни населения любой территории является весьма многоплановым понятием, включающим экономические, социальные, экологические аспекты. Кроме того, "качество жизни" - категория эволюционирующая, отражающая комфортность материальной и духовной жизни человека на данном историческом этапе развития территории. В процессе взаимодействия природной и социальной сред складывается окружающая человека природно-социальная среда. Она не только воздействует на здоровье людей, но и определяет специфику жизнедеятельности, структуру хозяйства региона. Понимание все возрастающих антропогенных нагрузок на территориальную систему, их систематизацию, определение критериев, количественных показателей, механизма влияния на структуру и функционирование системы привело к определению социо-экономического ландшафта как внешней составляющей устойчивости [3, с.21].

Существует тесная функциональная связь развития и размещения производства с определенным пространством - территорией. Последняя в настоящее время рассматривается как интегральный ресурс - носитель элементарных ресурсов. Для эффективного, сбалансированного функционирования территории необходимо глубокое исследование ее ресурсных возможностей как экономико-географической, социально-экономической, административно-территориальной структурной единицы. По сути, территорию любого таксономического ранга можно рассматривать как социо-эколого-экономическую систему -будь-то государство, регион или город. Территория является категорией, характеристики которой определяются теми явлениями и процессами, которые на ней собственно и происходят. Многообразие процессов, форм и направлений деятельности любой территории определяют сложность и неоднозначность трактовки того, что же является приоритетным и собственно составляет основу потенциала территории, а, следовательно, и в определенной степени определяет ее будущее.

Любая территория обладает признаками комплексности и является системой, где реализуется в тесной взаимосвязи социальные, природные (или как чаще принято говорить экологические) и экономические процессы. Соответственно и решения, принимаемые в

столь сложно организованной системе должны иметь комплексный, межсекторальный и обобщающий характер, что является, несомненно, сложной задачей. В эпоху существенного обострения экологических проблем, заметного изменения климата, нужно особо отметить тот факт, что принятие решений, касающихся использования природно-ресурсного потенциала территории, размещения производительных сил, как правило, имеет далеко не всегда обратимые последствия. Например, исчерпание невозобновимых ресурсов или использование возобновимых ресурсов со скоростью превышающей возможности их восстановления, изменение ландшафта, за счет сооружения транспортной инфраструктуры, изменение водных объектов и т.д.

Для развития территории, обладающей определенной степенью инертности, важен момент времени. Если принять тот тезис, что территория является социо-эколого-экономической системой, то вопрос «времени» является решающим. Достаточно очевидно, что принимаемые сегодня экономические решения в столь взаимосвязанной системе имеют долгосрочные последствия, как с точки зрения воздействия на общество, т.е. социальной составляющей, так и с точки зрения воздействия на окружающую среду, т.е. экологическую составляющую. Причем решения принятые в расчете на немедленный экономический эффект без учета экологических и социальных аспектов, могут в дальнейшем оказаться менее выгодными, когда определенные затраты общество будет вынужденно нести в силу ухудшения окружающей среды или создания неблагоприятной социальной ситуации. В то же время решения в сфере охраны окружающей среды и природопользования сказываются в долгосрочной перспективе на состоянии общества, в том числе и на возможности обеспечения экономического благополучия.

В качестве главного виновника деградации окружающей среды часто называют экономику. При этом в центре внимания оказываются две проблемы: с одной стороны, возрастающее использование природных ресурсов, а с другой, загрязнение и ухудшающееся состояние окружающей среды. Рациональное природопользование и решение задач по охране окружающей среды предполагает поддержание баланса между промышленным или сельскохозяйственным производством, функционированием ЖКХ, транспорта и другими видами деятельности человека и биологической устойчивостью окружающей среды за счет расширения использования неисчерпаемых ресурсов, использования возобновимых ресурсов в режиме, позволяющем им восстанавливаться и по возможности сокращения использования невозобновимых ресурсов.

Традиционно существует «узкий» подход к потреблению природных ресурсов и охране окружающей среды, в рамках которого происходит своеобразное разделение экономики на «природные» отрасли, такие как добывающая промышленность, теплоэнергетика, химический комплекс и ряд других, т. е. непосредственно связанных с добычей, переработкой и использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, и все остальные отрасли и виды деятельности, непосредственно не влияющие на экологическое состояние территории. Современный более широкий подход к взаимоотношениям экологии и экономики основан на макроподходе к экономическим процессам [4, с.10].

В этом случае решение многих (если не всех) экологических проблем возможно только в рамках социо-эколого-экономической системы в целом. При этом подразумевается, что любая деятельность человека, так или иначе, отражается на состоянии окружающей среды, а, с точки зрения человека «экономического», природа выполняет три основные функции, остальные, так или иначе, сводятся к ним: а) обеспечение природными ресурсами - исчерпаемыми и неисчерпаемыми, возобновимыми и невозобновимыми, в т.ч. топливно-энергетическими, водными, земельными и т.д.; б) природа является «резервуаром» для отходов и загрязнений, поглощая, ассимилируя их; в) природа предоставляет ресурсы

и условия для рекреации, отдыха и восстановления, а также эстетического наслаждения, что является основой развития такой отрасли как туризм [4,с.17].

Экономические интересы аграрного и индустриального общества сосредоточены на первой функции природной среды, в первую очередь, обеспечения земельными ресурсами и полезными ископаемыми. Наличие таких ресурсов является важнейшим фактором размещения того или иного производства, а значит и развития территории. Однако становление постиндустриального и информационного общества, сопровождающееся усилением и усложнением экологических проблем как «наследства» индустриального развития, отличается пристальным вниманием ко второй и третьей функции природной среды. О чем свидетельствуют как возрастающее количество публикаций, имеющих отношение к природной среде и ее использованию, в «несвязанных» с экологией областях знаний, так и принимаемые экологические решения и документы, в том числе и мирового уровня. Самым ярким примером усиления значимости ассимиляционного потенциала природной среды для человека может служить знаменитый Киотский протокол, касающийся ограничения выбросов в атмосферу и борьбы с парниковым эффектом [5].

Кроме того, при современном уровне нагрузки, быстрых изменений современного мира, к которым необходимо также быстро адаптироваться природа остается важнейшим инструментом борьбы человека со стрессом, переутомлением и другими нагрузками городской жизни. Создание и сохранение «зеленый островков» городской среды является не только важным элементом сохранения экологических составляющих, например, очищение воздуха или защиты от шума, но и может использоваться как инструмент профилактики стрессов и эмоционального напряжения жителей города.

Высокие темпы урбанизации, ускорение и усложнение городской жизни обуславливают возрастающие потребности в рекреации и усиливающуюся нагрузку на природную среду пригородных зон и приморских городов [6,с.105]. Параллельно с развитием крупных промышленных городов, яркой характеристикой которых является существенное ухудшение экологической обстановки, развиваются и города-курорты, важнейшая цель которых -обеспечение условий для отдыха и восстановления жителей промышленных территорий. Бурное развитие туризма, как постиндустриальной отрасли, и развитие территорий и городов-курортов опирается на использовании третьей функции природы из указанных выше (например, приморского расположения, благоприятных климатических условий, наличие минеральных и грязевых источников, своеобразия ландшафта и биологического разнообразия и т.д.) и служит подтверждением высокого спроса на экологически благоприятные и комфортные условия для отдыха и восстановления. Ведь значительная доля городского населения проживает в экологически неблагоприятных условиях. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики лидерами по выбросам загрязняющих веществ, отходящих от стационарного источника, в расчете на одного жителя являются крупные промышленные центры с населением от100 до 600 тысяч человек - Норильск, Череповец и другие (табл. 2.).

Перечень городов РФ с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2007 году насчитывал 38 единиц. В это число входят большинство городов с миллионным населением за исключением Новосибирска и Казани.

Соответственно проблема поиска баланса социально-экономического развития и улучшения состояния окружающей среды является насущной задачей городов России и требует использования макроподхода к территории как социо-эколого-экономической системе с равным вниманием ко всем важнейшим сферам городской жизни и функциям окружающей среды. Избежать ошибок при выборе того или иного варианта решения, связанного с развитием территории, достаточно сложно, особенно на местном уровне, учитывая тот

факт, что становление местного самоуправления в современной России, по сути, происходит в настоящее время. Пока еще не накоплен достаточный собственный опыт, а, как известно опыт других стран хоть и полезно и необходимо знать и изучать, однако его «слепое копирование» и не всегда возможно, и также не оберегает от промахов.

Таблица 2 - Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на одного жителя по городам Российской Федерации с численностью постоянного населения 100 и более тысяч человек (килограммов)

Города РФ Выбросы загрязняющих атмосферу веществ (килограммы) Население (тыс. человек)

2005 2006 2007

Норильск 9433,6 9489,6 9643,8 206,4

Череповец 1145,6 1150,1 1139,5 308,0

Междуреченск 1019,7 968,3 1075,5 103,5

Новотроицк 825,9 828,7 843,2 103,2

Орск 707,8 725 757,8 246,1

*Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru).

Таким образом, важно учесть, что принимаемые управленческие решения по развитию территории имеют комплексный и долгосрочный характер и последствия решений как местного, так и государственного уровня будут сказываться не только на поколениях, принимающих решения, но и на их потомках. В качестве одного из важнейших принципов устойчивого развития, находящего свое воплощение при принятии решений, в литературе называется принцип предосторожности. «Наше знание об окружающей среде неполно, мы не можем предвидеть все последствия наших действий. Суть принципа - в учете этого обстоятельства: принятие политических и экономических решений, их реализация не должны вести к необратимой деградации окружающей среды» [7, с.67].

Ключевую роль в концепции устойчивого развития играют поиски решения проблем учета долгосрочных экологических последствий принимаемых в настоящее время экономических решений, как в общемировом масштабе, так и на уровне отдельного города. Так, в «Повестки дня на XXI век» в качестве одной из программных областей устойчивого развития населенных пунктов выступает «совершенствование управления населенными пунктами», в том числе необходимо «разработать новаторские стратегии планирования городов, направленные на решение экологических и социальных вопросов», а также «институционализировать партнерский подход к устойчивому развитию городов на основе непрерывного диалога между участниками процесса развития городов (государственный сектор, частный сектор и общины)» [8].

Важным вопросом в обеспечении устойчивого развития городов является определение показателей такого развития. Городами европейских стран в конце XX века были разработаны самые различные индикаторы устойчивого развития, которые давали характеристику следующих аспектов жизнедеятельности города: общие индикаторы развития города (такие как численность населения города, площадь города, транспортные сети и т. д.); ин-

дикаторы городских потоков (характеристика потребления энергии, товаров, ввозимых и вывозимых из города, интенсивность водопотребления и т. д.); индикаторы качества городской среды (отходы, качество водной и воздушной сред и т. д.). В первое поколение общеевропейских показателей устойчивости, в составе 5 основных и 5 дополнительных показателей вошли следующие: удовлетворенность горожан жизнью в муниципалитете; вклад города в глобальное изменение климата; мобильность и перевозки пассажиров; наличие общественных зеленых зон и доступность услуг; качество городского воздуха. (группа основных индикаторов) и ) и транспортные перевозки детей в школу и из школы; местное управление, отвечающее принципам устойчивого развития, и местный бизнес; шумовое загрязнение; устойчивое землепользование; продукция, способствующая достижению устойчивого развития (дополнительные индикаторы) [9].

Пристальное внимание к проблемам сохранения природных ресурсов и защиты окружающей среды, как на мировом уровне, так и на уровне отдельных общин и городов сочетается с процессами значительного усиления роли местного сообщества в решении вопросов повышения качества жизни населения. Кроме того, система управления территориями разного таксономического ранга претерпевает значительные изменения - расширяется практика применения методов стратегического планирования, основанного на объединении интересов и усилий местных органов власти, бизнеса и общественности в целях долгосрочного развития территории. Растет роль общин или местного сообщества в принятии решений по развитию территории, ее благоустройству, социальному развитию, улучшению качества окружающей среды. В литературе указывается на возрастающее внимание к проблемам управления и регулирования социально-экономического развития в соответствии с принципами устойчивости и безопасности. «Успешное управление предполагает открытость, транспарентность и подотчетность институтов публичной сферы, вовлечение в обсуждение и принятие решений тех, на кого они распространяются» [7, с.74].

Как известно, именно экологическая сфера, наряду с социальной наиболее ярко демонстрируют, так называемые, «провалы рынка» и неэффективность государственного управления. Кроме того, и та, и другая сферы при игнорировании их интересов требуют в будущем значительных инвестиций для устранения негативных последствий. Ярким подтверждением данному тезису могут служить городские свалки. При относительной «дешевизне» сооружения таких свалок по сравнению с качественной переработкой ТБО, борьба с последствиями их образования оказывается весьма дорогим мероприятием для всего городского сообщества. Следовательно, необходимо использовать такие механизмы решения проблем охраны окружающей среды и природопользования, которые, с одной стороны, позволили бы избежать недостатков государственного управления и рыночных методов, а, с другой стороны, дали бы возможность проявиться наиболее ценным преимущества как государственного и муниципального управления, так и частного бизнеса. Таким механизмом может служить создание государственно-частных партнерств. Понятие и механизмы государственно-частных партнерства (ГЧП) достаточно давно используются городами мира для привлечения частных компаний с целью долговременного финансирования и управления общественной инфраструктурой, включая широкий круг объектов - транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, водоснабжение, благоустройство территории, переработка мусора и т. п. В самом общем смысле партнерство обозначает использование различных ресурсов частного сектора для удовлетворения общественных потребностей. При этом привлекаемые из частного сектора ресурсы могут быть как финансовыми, так и нематериальными, например, модели управления или компетенции и навыки менеджеров. Партнерство создается с целью извлечения обоюдной выгоды, как финансовой, так и нематериальной. Положительные результаты от создания ГЧП состоят в более рациональном исполь-

зовании бюджетных средств для решения общественно значимых задач и в получении прибыли от использования государственных активов и частного капитала. Причем разделение и прибыли, и нематериальных выгод происходит таким образом, чтобы оба партнера были заинтересованы в успешном осуществлении проекта.

Использование местными властями формы ГЧП может быть эффективным в том случае если проект не может быть реализован только за счет финансирования и профессиональной компетенции местных органов власти; если качество или уровень услуг будут выше с привлечением частного партнера; если привлечение частного партнера позволит сократить время реализации проекта; потребители предпочитают товары и услуги частного сектора и затраты могут быть покрыты через установление полной или частичной оплаты потребителем; существует возможность конкуренции между потенциальными частными партнерами; нет нормативных или законодательных запретов на привлечение частного партнера для обеспечения услуг или осуществления проекта в определенной сфере; результаты проекта легко измерить и оценить; проект позволяют активизировать инновационный процесс. Основной аргумент в поддержку создания партнерств состоит в том, что и местная власть, и частный сектор обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов.

Отечественные города в последние годы также используют в своей практике механизмы ГЧП, в том числе, в сферах связанных с экологической составляющей жизнедеятельности города. Например, с применением механизмов ГЧП в 2005 г. в Санкт-Петербурге были построены и введены в эксплуатацию Юго-Западные очистные сооружения, разрабатываются проекты ГЧП в сфере мусоропереработки [10, с.11].

Итак, концепция устойчивого развития, оставаясь актуальной парадигмой социо-эколого-экономического развития территории, дает ориентиры для эффективного поиска управленческих решений и моделей сбалансированного территориального развития с привлечением все заинтересованных сторон в долгосрочном развитии города и предполагает использование макроподхода к территории как социально-эколого-экономической системе с равным вниманием ко всем важнейшим сферам жизнедеятельности городского сообщества и функциям окружающей среды.

Литература

1. Проект «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации» //

информационный портал Министерства регионального развития РФ. 2009

(http://www.minregion.ru/WorkItems/ListDocs.aspx?PageID=430)

2. К 2030 году число горожан увеличится почти до пяти миллиардов // Служба новостей ООН. 2007 (http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=7809)

3. Рубцов В.А. Управление развитием территории на пути устойчивого развития / В.А.Рубцов, С.Р. Хуснутдинова // Вестник Казанского ГАУ. - 2009. - №5(11). - С.20-22.

4. Бобылев, С.Н. Экономика природопользования: Учебное пособие / С.Н.Бобылев, А.Ш. Ходжаев

- М.: ТЕИС, 1997. - 272 с.

5. Кокорин, А.О. Киотский протокол / А.О. Кокорин // Информационный портал Всемирного фонда дикой природы. 2006, (http://www.wwf.ru/climate/kyoto)

6. Битюкова, В.Р. Социально-экологические проблемы развития городов России / В.Р.Битюкова

- М.: Едиториал УРСС, 2004. - 448 с.

7. Концепция устойчивого развития в контексте глобализации: Мировая экономика и международные отношения - 2007.- №6. - с.66-79.

8. Повестка дня на XXI век // электронные материалы конференции ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро. 1992 (http://www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21)

9. Международные системы индикаторов устойчивого развития // информационный портал центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. 2005

(http://www.antropotok.archipelag.rU/prostr/pril-3.htm#_ftni)

10. Соколов, М.Ю. Стратегические инвестиционные проекты Санкт-Петербурга / М.Ю.Соколов // Стратегическое планирование в городах и регионах России: интегрируя мировой опыт инноваций: доклады участников VI Общероссийского форума лидеров стратегического планирования 18-19 октября 2007г. / под ред. Б.С.Жихаревича.- Санкт-Петербург, 2008. - С.152-154.

© С. Р. Хуснутдинова - канд. геол. наук, доц. каф. физической и экономической географии КГУ, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.