Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асанова Н. А., Исачкова Л. Н., Хут С. Ю.

В настоящее время социально-экономическое развитие современного общества во многих аспектах определено уровнем внедрения цифровых технологий. Данный процесс в отечественной экономике проходит неравномерно как в регионах, так и в отраслях. Особо остро стоит вопрос о цифровизации экономики сельских территорий, поскольку условия их функционирования в настоящее время не соответствуют необходимым критерия по уровню благосостоянию, инфраструктуре и другим показателям. Переход к цифровому укладу сельских территорий обеспечит новый импульс для устойчивого их развития, где потребительская кооперация может выступать драйвером, поскольку именно эта институциональная структура в силу своих сущностных характеристик способна удовлетворять социально-экономические потребности сельского населения и рационально использовать имеющийся потенциал сельских территорий. Потребительская кооперация уже около 2-х столетий обеспечивает жизнедеятельность сельских жителей, но в настоящее время снизились преимущественно в конкурентной среде сельских территорий регионов. Цифровизация сельской экономики может послужить этапом возрождения многоотраслевой деятельности потребительских обществ. Изучая и исследуя деятельность организаций потребительской кооперации необходимо выделить те группы территорий, где потребительская кооперация совместно с государством сможет реализовать экономическое развитие и социальную миссию. В этой связи появится возможность посредством цифровых технологий провести переустройство всех ниш жизнедеятельности сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асанова Н. А., Исачкова Л. Н., Хут С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF CONSUMER PRODUCTS COOPERATION AS AN INNOVATIVE MODEL RURAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Currently, the socio-economic development of modern society in many aspects is determined by the level of introduction of digital technologies. This process in the domestic economy takes place unevenly both in the regions and in the industries. The issue of digitalization of the rural economy is particularly acute, since the conditions of their functioning currently do not meet the necessary criteria for the level of well-being, infrastructure and other indicators. The transition to the digital structure of rural territories will provide a new pulse for their sustainable development, where consumer cooperation can act as a driver, since it is this institutional structure, due to its essential characteristics, that is able to meet the socio-economic needs of the rural population and rationally use the existing potential of rural territories. Consumer cooperation has been providing the livelihoods of rural residents for about 2 centuries, but at present they have declined mainly in the competitive environment of rural territories of regions. The digitalization of the rural economy can serve as a stage for the revival of the diversified activity of consumer societies. Studying and researching the activities of consumer cooperation organizations, it is necessary to identify those groups of territories where consumer cooperation together with the state will be able to realize economic development and social mission. In this regard, it will be possible to reconstruct all the niches of the rural population's life through digital technologies.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

tional scientific conference of young scientists and university teachers / comp. Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasov. - Krasnodar: KubSAU. - 2020. - S. 56-61.

6. On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation: Feder. Law of the Russian Federation of July 24, 2007 No. 209-FZ.

7. Inyukin A.F. Features and prospects of small business organization based on franchising in Russia / A.F. Inyukin, T.E. Khorolskaya, B.M. Musaeva / Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. -No. 1 (42). - S. 169-173.

8. Normova T.A. Impact of COVID-19 on the Russian economy and measures to combat it / T.A. Normova, A.V. Starodubtseva, A.A. Nersesyan // Natural-humanitarian research, 2020. - № 30 (4). - S. 129-131.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-27-34

Н.А. Асанова - к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, natalia 9104 @yan dex. ru,

N.A. Asanova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Krasnodar Cooperative Institute (branch) Russian University of Cooperation;

Л.Н. Исачкова - профессор кафедры экономики и финансов, к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, ekif. kra@yan dex. ru,

L.N. Isachkova - Professor of the Department of Economics and Finance, Candidate of Economics, Krasnodar Cooperative Institute (branch) Russian University of Cooperation;

С.Ю. Хут - к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, [email protected],

S.Yu. Khut - Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Candidate of Economics, Krasnodar Cooperative Institute (branch) Russian University of Cooperation.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF CONSUMER PRODUCTS COOPERATION AS AN INNOVATIVE

MODEL RURAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Аннотация. В настоящее время социально-экономическое развитие современного общества во многих аспектах определено уровнем внедрения цифровых технологий. Данный процесс в отечественной экономике проходит неравномерно как в регионах, так и в отраслях. Особо остро стоит вопрос о цифровизации экономики сельских территорий, поскольку условия их функционирования в настоящее время не соответствуют необходимым критерия по уровню благосостоянию, инфраструктуре и другим показателям.

Переход к цифровому укладу сельских территорий обеспечит новый импульс для устойчивого их развития, где потребительская кооперация может выступать драйвером, поскольку именно эта институциональная структура в силу своих сущностных характеристик способна удовлетворять социально-экономические потребности сельского населения и рационально использовать имеющийся потенциал сельских территорий. Потребительская кооперация уже около 2-х столетий обеспечивает жизнедеятельность сельских жителей, но в настоящее время снизились преимущественно в конкурентной среде сельских территорий регионов. Цифровизация сельской экономики может послужить этапом возрождения многоотраслевой деятельности потребительских обществ. Изучая и исследуя деятельность организаций потребительской кооперации необходимо выделить те группы территорий, где потребительская кооперация совместно с государством сможет реализовать экономическое развитие и социальную миссию. В этой связи появится возможность посредством цифровых технологий провести переустройство всех ниш жизнедеятельности сельского населения.

Abstract. Currently, the socio-economic development of modern society in many aspects is determined by the level of introduction of digital technologies. This process in the domestic economy takes place unevenly both in the regions and in the industries. The issue of digitalization of the rural economy is particularly acute, since the conditions of their functioning currently do not meet the necessary criteria for the level of well-being, infrastructure and other indicators.

The transition to the digital structure of rural territories will provide a new pulse for their sustainable development, where consumer cooperation can act as a driver, since it is this institutional structure, due to its essential characteristics, that is able to meet the socio-economic needs of the rural population and rationally use the existing potential of rural territories. Consumer cooperation has been providing the livelihoods of rural residents for about 2 centuries, but at present they have declined mainly in the competitive environment of rural territories of regions. The digitalization of the rural economy can serve as a stage for the revival of the diversified activity of consumer societies. Studying and researching the activities of consumer cooperation organizations, it is necessary to identify those groups of territories where consumer cooperation together with the state will be able to realize economic development and social mission. In this regard, it will be possible to reconstruct all the niches of the rural population's life through digital technologies.

Ключевые слова: потребительская кооперация, сельские территории, цифровая экономика, дифференциация территории региона, цифровая трансформация процессов.

Keywords: consumer cooperation, rural territories, digital economy, differentiation of the region's territory, digital transformation of processes.

Потребительская кооперация представляет собой самобытную систему, имеющую около 200-летнюю историю, обеспечивающая жизнедеятельность сельских жителей товарами и услугами.

Потребительская кооперация функционирует и развивается в многоотраслевом спек-торе. Современная тенденция социально-экономического развития основано на цифровиза-ции различных этапов хозяйствования и организационно-правовых отношений.

Под цифровизацией сельской экономики в контексте данного исследования понимается система социально-экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологиях. По мнению ряда исследователей, именно цифровизация сельской экономики будет способствовать развитию транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры сельских территорий. В этой связи появится возможность посредством цифровых технологий провести переустройство всех ниш жизнедеятельности сельского населения.

Возрождение потребительской кооперации сопряжено с реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Цифровизация экономики организации потребительской кооперации трансформируется в комплексной системе функционирования всех субъектов сельских территорий. Потребительская кооперация является центром социальных направлений развития сельских территорий по улучшению условий жизни и благосостояния населения [1].

На основе мониторинга административного районирования Краснодарского края, проведены исследования развития деятельности организации потребительской кооперации при сопровождении и развитии государственных информационных систем в сельских районах.

Цифровизация социально-экономических процессов развития сельских территорий затрагивает трансформацию финансово-хозяйственной многоотраслевой деятельности организации потребительской кооперации в секторе сельских районов.

Развитие регионов включая сельские территории происходят крайне неравномерно и существует разрыв уровня жизни населения, доступа к услугам и информационным источникам в зависимости от внутренних и внешних факторов. Цифровизация экономики сельских территорий должна осуществляться комплексно и значимое место отводится организациям потребительской кооперации.

Потребительская кооперация выполняет важнейшую функцию по развитию форм малого и среднего бизнеса в сельских районах. Учитывая сложившуюся в настоящее время ситуацию при разработке стратегии развития потребительской кооперации необходимо выде-

лить как приоритетный механизм взаимодействия организации с органами государственно-исполнительной власти, по реализации функций социально-экономической миссии на селе.

Рисунок 1 - Целевая направленность потребительской кооперации

Целевая направленность потребительской кооперации сельских территорий в условиях цифровизации экономики представлена возможностями многоотраслевой деятельности, организационно-правовой структуры, позволяющей в условиях глобализации обеспечивать диверсификацию и рациональное использование имеющегося потенциала.

Отсутствие экономических выгод от деятельности организации потребительской кооперации, требуется государственная поддержка, а в условиях цифровизации появляется возможность использования инновационных инструментов, стимулирующих развитие кооперативного предпринимательства в сельских районах [2].

Переход к цифровому укладу сельских территорий и как важного сектора организации потребительской кооперации, требуется дифференцированный подход к сельским территориям. Представлены исследования на рисунке 2 по типам муниципальных образований Краснодарского края. Проведены исследования на основе группировки муниципальных образований в зависимости от численности населения, инфраструктктуры и другим индикаторам, рисунок 2.

Изучено административное районирование Краснодарского края и выделены три группы муниципальных образований, имеющих природно-климатические, экономические и социально-культурные различия.

Рисунок 2 - Дифференциация административно-территориальных единиц по уровню развития информации и благосостояния населения Краснодарского края (составлено авторами)

Группировка территорий региона проводилась исходя из статистических данных за 2020 год, о наличии административно территориальных единиц, так в Краснодарском крае отмечено: 38 районов; 26 городов (из них 15 краевого и 11 районного подчинения); 12 внутригородских районов (округов) 4 округа, 8 районов; 12 посёлков городского типа (14 -с Дагомысом и Сириусом) - поселковых округов 3 поселковых округа наделены статусом городских; 399 сельских (станичных) административных округов (поселений) 377 сельских округов, 9 станичных округов, 13 сельских поселений; 1725 сельских населённых пунктов.

При дифференциации территорий региона для выявления благоприятной среды развития кооперативного предпринимательства критериями выступили: социально-экономическое развитие, наличие градосодержащих предприятий, безработица. Авторские исследования выделили три типа территории региона рисунок 3, что позволяет определить наиболее благоприятную зону, для развития деятельности организации потребительской кооперации в условиях цифровой экономики и поддержки со стороны государства при реализации социально-экономических программ развития сельских территорий [3].

По нашему мнению, важным сектором возрождения потребительской кооперации в цифровой трансформации, является сельские территории 3 типа. Следует отметить, что третий уровень сельских территорий характеризуется низким, что прослеживается на рисунке 3.

Основные мероприятия но развитию сельских территорий

-> -> -» Поддержка субъектов малого бизнеса и самозанятости, создание дополнительных рабочих мест и диверсификация в целом сельской

Повышение качества оказываемых социальных услуг и социальной инфраструктурной обеспеченностью сельского населения, в том числе 1Т-технологиями и цифровыми платформами

Развитие самоуправления, поддержка инициатив и повышение ресурсной обеспеченностью сельского населения

Поддержка и развитие потребительской кооперации в сельской местности, том числе на основе цифровых технологий

Рисунок 3 - Основные направления развития сельских территорий региона третьего типа (составлено авторами)

Считаем, что активное внедрение цифровизации в сельскую экономику будет новым импульсом для устойчивого развития сельских территорий, где потребительская кооперация может выступать связующим звеном (драйвером), что обусловлено ее конкурентными преимуществами (рисунок 4). К основным характеристикам конкурентным преимуществам потребительской кооперации, которые могут быть сформированы посредством цифровизации сельской экономики: это оптимизация процессов, поиск новых направлений повышения уровня и качества жизни населения, создание персонализированной и привлекательной инфраструктуры обслуживания в целом, ориентированной на взаимодействие производителя и потребителя.

Рисунок 4 - Основные социально-экономические преимущества организаций потребительской кооперации (составлено авторами)

Цифровая трансформация сельской экономики должна проходит масштабно и планомерно с активным внедрением во все сферы жизнедеятельности сельского населения облачных технологий, единых информационных платформ и коммуникаций [4]. Считаем, что к основным направления цифровой трансформации потребительской кооперации в сельской местности следует отнести (рисунок 5):

- цифровизация образовательных и консультационных услуг;

- цифровизация торговой деятельности;

- цифровизация обслуживающих производств.

Образовательные организации потребительской кооперации предоставят возможности обучения работников потребительских обществ, сельских жителей навыкам работы с цифровой информацией, технологиями и приложениями. Например, формирование единого интернет-портала потребкооперации, содержащего информацию о спросе и возможностях сбыта сельскохозяйственной продукции мелкими товаропроизводителями, позволит с одной стороны увеличить доходы сельских жителей, а с другой - снизит стоимость продукции, так как отсутствует звено посредников [7].

Рисунок 5 - Основные направления цифровизации потребительской кооперации

(составлено авторами)

Следует отметить активную деятельность Российского университета кооперации по реализации образовательных программ в режимах офлайн и онлайн. Практико ориентированная образовательная деятельность университета направлена на подготовку квалифицированных специалистов для организации потребительской кооперации, включая особые требования цифровизации экономических процессов [5].

Торговля является основным видом деятельности организации потребительской кооперации. Цифровизация экономики сельских территорий затронет прежде всего торговую сферу. Учитывая информационно-коммуникационные программы необходимо прежде всего создания условий для формирования электронных платформ для оптовой и розничной торговле. Учитывая зарубежный и отечественный опыт интернет торговля позволяет не только удовлетворить потребности населения в разнообразных товарах, но и повысить доходность организаций потребительской кооперации, расширять ассортимент товаров в сфере определённого сектора экономики сельских территорий.

Комплексная цифровизация сельских территорий предусматривает повышение уровня инфраструктуры по доставке товаров, логистического сопровождение и обеспечение качество услуг.

Таким образом, широкомасщтабное развитие сотовой связи, интернета и активное внедрение цифровых технологий за счет формирования кооперационных связей между производителями и продавцами, цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности сельских жителей будет способствовать снижению издержек и упрощению цепочек продвижения продукции и услуг. В настоящее время потребительская кооперация может стать «локомотивом развития» цифровой трансформации сельской экономики, оказывающее мультипликативное стимулирующее воздействие на устойчивое развитие сельских территорий [6].

Для решения программ цифровизации экономики сельских территорий требуется решения множество задач. Организация потребительской кооперации обеспечивающее население товарами и предоставляющие услуги является драйвером в общей системе управления сельскими районами.

Комплексный подход в цифровизации сельских территорий позволит сформировать модель целесообразного координированного использования возможности и преимуществ организации потребительской кооперации. цифровизация затронет все виды деятельности организации потребительской кооперации в которой направлены на улучшение инфраструктуры логистических связей в экономике и социально-культурного уровня сельских жителей.

Источники:

1. Akhmetshin E.M., Romanov P.Y., Zakieva R.R., Zhminko A.E., Aleshko R.A., Makarov A.L. «Modern approaches to innovative project management in entrepreneurship education: a review of methods and applications in education», Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Т. 22. № 1. С. 355.

2. Васильева Н.К., Резниченко С.М., Сидорчукова Е.В., Агафонова Н.П. «Устойчивое развитие сельских территорий в контексте эффективности использования основного капитала», Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 358-365.

3. Ешугова Ф.Р. «Стратегическое направление обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе реализации государственной структурно-институциональной политики», Развитие экономики: проблемы, закономерности и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2019. С. 32-38.

4. Kobtseva O.N., Shichiyakh R.A., Sidorchukova E.V., Novoselova N.N., Novoselov S.N., Morkovkin D.E., «Organizational and economic features of import substitution formation and realization in the conditions of spatial restrictions». International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 23. С. 25-35.

5. Овчинникова Н.Г., Алиева Н.В., Асанова Н.А., «Формирование и развитие природно-территориальных комплексов в аграрном природопользовании», Научное обозрение. 2014. № 10-3. С. 736-738.

6. Овчаренко Н.А., Ткач А.В., Нечитайлов А.С. «Предпринимательство кооператоров на рынке дикоросов», Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 3. с. 62-65.

7. Сидорчукова Е.В., Агафонова Н.П., Мальцева К.А. «Государственная поддержка сельских территорий в Краснодарском крае», Вестник Академии знаний. 2019. № 2 (31). С. 215-218. References:

1. Akhmetshin E.M., Romanov P.Y., Zakieva R.R., Zhminko A.E., Aleshko R.A., Makarov A.L. «Modern approaches to innovative project management in entrepreneurship education: a review of methods and applications in education», Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Т. 22. № 1. С. 355.

2. Vasilyeva N. K., Reznichenko S. M., Sidorchukova E. V., Agafonova N. P. "Sustainable development of rural territories in the context of the efficiency of the use of fixed capital", Economics and entrepreneurship. 2018. No. 5 (94). pp. 358-365.

3. Yeshugova F. R. "The strategic direction of ensuring high rates of sustainable economic growth of the region on the basis of the implementation of the state structural and institutional policy", Economic development: problems, patterns and prospects. Collection of articles of the International scientific and Practical Conference of teachers, postgraduates, undergraduates and students . 2019. pp. 32-38.

4. Kobtseva O.N., Shichiyakh R.A., Sidorchukova E.V., Novoselova N.N., Novoselov S.N., Morkovkin D.E., «Organizational and economic features of import substitution formation and realization in the conditions of spatial restrictions». International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 23. С. 25-35.

5. Ovchinnikova N. G., Alieva N. V., Asanova N. A., "Formation and development of natural-territorial complexes in agrarian nature management", Scientific Review. 2014. No. 10-3. pp. 736-738.

6. Ovcharenko N. A., Tkach A.V., Nechitailov A. S. "Entrepreneurship of cooperators in the wild plant market", Economics of agricultural and processing enterprises. 2019. No. 3. pp. 62-65.

7. Sidorchukova E. V., Agafonova N. P., Maltseva K. A. "State support of rural territories in the Krasnodar Territory", Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 2 (31). pp. 215-218.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-34-41

С.И. Берлин - д.э.н., профессор, директор Института экономики, управления и бизнеса, профессор кафедры экономической безопасности ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», председатель Общественного совета при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края;

S.I. Berlin - Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics, Management and Business, Professor of the Department of Economic Security of the Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kuban State Technological University", Deputy Director for Research, chairman of the Public Council under the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫМ И ТУРИСТСКИМ КОМПЛЕКСОМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ECONOMIC SECURITY MEASURES IMPLEMENTATION IN THE MANAGEMENT OF THE SANATORIUM AND TOURIST COMPLEX OF THE KRASNODAR TERRITORY IN THE CONDITIONS OF ENVIRONMENTAL TURBULENCE AND PANDEMIC IMPACT

Аннотация. На основе комплексного анализа состояния санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в условиях турбулентности внешней среды разработаны меры экономической безопасности региона. Особо отмечено влияние агрессивной маркетинговой политики зарубежных конкурентов на внутренний туризм в Российской Федерации. Предложен ряд практически реализуемых мер по интенсификации круглогодичного оборота внутрироссийского туризма и рекреации с приоритетом на Краснодарский край.

Abstract. Based on a comprehensive analysis of the state of the sanatorium-resort and tourist complex of the Krasnodar Territory in the conditions of turbulence of the external environment, measures of economic security of the region have been developed. The influence of the aggressive marketing policy of foreign competitors on domestic tourism in the Russian Federation is particularly noted. A number of practically feasible measures are proposed to intensify the year-round turnover of domestic tourism and recreation with priority to the Krasnodar Territory.

Ключевые слова: экономическая безопасность, меры по реализации, санаторно-курортный и туристский комплекс, турбулентность внешней среды, круглогодичность услуг, инвестиции, налоговые доходы бюджета региона.

Keywords: economic security, implementation measures, sanatorium-resort and tourist complex, turbulence of the external environment, year-round services, investments, tax revenues of the regional budget.

Согласно статистических показателей 2019 года, доля туризма в ВВП стран мира в среднем составила порядка 10 %, Китая - 15 % [1]. Россия по этому показателю отстает с большим отрывом - 3,5 %. При выходе на общемировые показатели в ВВП РФ дополнительно бы поступило порядка 4-6 трлн. рублей [2]. Это проблема государственной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.