ЭКОНОМИКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Канд. экон. наук Д. В. Завьялов
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА1
В статье обосновывается необходимость использования кластерных структур для устойчивого развития малых и средних предприятий агропромышленного комплекса. На основе анализа имеющегося зарубежного опыта кластеризации экономики рассматриваются перспективы создания агропромышленных кластеров и их влияние на развитие экономики российских регионов.
Ключевые слова и словосочетания: агропромышленные кластеры, устойчивое развитие, малые и средние предприятия, предпринимательский климат.
Процессы реформирования экономики России за последние 20 лет в значительной степени изменили структуру отраслей агропромышленного комплекса (АПК), баланс экспортно-импортных операций и повлияли на качество производимой продукции в этой сфере. В настоящее время население страны обеспечивается продуктами отечественного производства примерно на 50-52%. Промышленные центры на 70-80% зависят от зарубежных поставок. На ввоз импортного продовольствия в России тратится около 22-26 млрд долларов2. Согласно данным Росстата, в товарной структуре импорта продовольственные товары и сельхозсырье из стран дальнего зарубежья за период с января по сентябрь 2012 г. составляли 12%, из стран СНГ - 11,2%, что на 2-3% ниже, чем за аналогичный период 2011 г., но по-прежнему остается значимой величиной в продовольственной программе страны. Вместе с тем собственное производство наращивается незначительными темпами, а экспорт продовольственных товаров и сельхозсырья в 2011 г. составлял лишь 2,3% экспорта России. Снизился показатель технической оснащенности предприятий сельскохозяйственной отрасли.
В перерабатывающей отрасли агропромышленного комплекса в настоящее время отмечаются низкий уровень использования мощностей предприятий, высокая степень износа основных фондов, низкий уровень государственной поддержки, инвестиций, медленные темпы реструктуризации предприятий. Низкий уровень доходов привел к оттоку профессиональных кадров в другие сферы деятельности, что сказалось на качестве продукции, ее ассортименте, потребительских характеристиках.
Очевидно, что для значительной части предприятий АПК назрела необходимость совершенствования структуры производства для увеличения прибыльности, снижения себестоимости производства продукции. Вопрос кооперации перерабатывающих предприятий с сельхозпроизводителями и торгов-
1 Статья подготовлена по результатам исследования, проведенного при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.B37.21.0023.
2 URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/flrade/
лей в настоящее время встает особенно остро, причем его решение способно повлиять не только на развитие предприятий АПК, но и на развитие всей отрасли и сельскохозяйственных регионов России.
Развитая национальная пищевая и перерабатывающая индустрия в состоянии сформировать гарантированный объем рынка сельхозпродукции и мобилизовать тем самым агропромышленный потенциал страны, стимулируя собственное производство в сельском хозяйстве и формируя эффективные цепочки создания ценности, включая производство сельхозпродукции, ее хранение, транспортировку до производства продовольственных товаров и отгрузку ее потребителям. Промышленные предприятия в большей степени владеют технологиями анализа рынков сбыта, способны оперативно реагировать на нужды потребителей, изменение спроса. В их распоряжении находятся инструменты ассортиментной и ценовой политики, что позволяет оказывать определенное воздействие на структуру сельскохозяйственного производства через договорные или иные отношения. При этом, имея репутацию более надежных заемщиков кредитных ресурсов на пополнение оборотных средств и реализацию долгосрочных проектов в агропромышленной сфере, именно предприятия перерабатывающей отрасли в состоянии стимулировать рост инвестиционной привлекательности всего АПК. Формирование экономического пространства для предприятий агропромышленного комплекса позволит восполнить утраченные профессиональные кадры, повлиять на социальную обстановку в сельскохозяйственных регионах, способствовать формированию научно-исследовательских разработок и в значительной степени воздействовать на процессы производства машин, оборудования и транспортных средств для АПК, производство удобрений и др.
Концепция устойчивого развития и кластерные структуры в АПК
Современные подходы к развитию предприятий, отраслей, регионов требуют не только учета экономических показателей хозяйствующих субъектов, но и оценки их влияния на экологию с целью снижения антропологической нагрузки на экосистемы и социальную среду. Для АПК важным с этой точки зрения оказывается экологический аспект, который учитывает воздействие как на экосистему в целом, так и на человека, являющегося неотъемлемой частью экосистемы. Стремление современного общества к потреблению экологически чистых продуктов выступает в некоторой степени защитным механизмом человека от негативного воздействия окружающей среды, степень которого возросла в погоне за экономическими достижениями.
Таким образом, разработка методологии формирования кластерных структур в агропромышленном комплексе с учетом концепции устойчивого развития чрезвычайно актуальна и требует решения комплекса задач, к числу которых следует отнести:
- обобщение теории и опыта формирования кластерных структур в АПК развитых стран;
- анализ влияния кластерных образований на экономику отраслей АПК и регионов;
- анализ влияния кластерных оборазований в АПК на социальную сферу, охватывающую вопросы занятости населения, благосостояния, здравоохранения, образования;
- выявление роли, степени влияния и последствий государственного регулирования процесса образования кластеров в АПК;
- разработку методологии формирования кластерных структур в АПК и формализацию принципов образования кластеров;
- разработку методики оценки устойчивого развития кластера и организаций, входящих в структуру кластерных образований.
Необходимость повышения конкурентоспособности в условиях высокой динамичности экономических процессов приводит к поиску новых методов и решений, направленных на реализацию концепции устойчивого развития. Оптимальная модель устойчивого развития предполагает сбалансированность этих показателей в экономическом, социальном и экологическом аспектах. Однако экономическая деятельность разрозненных предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) является затратной и требует существенных государственных дотаций. С этой точки зрения кластерный подход, обеспечивающий взаимосвязь различных производственных структур посредством формирования устойчивых вертикальных и горизонтальных связей, использование современных информационных технологий, инновационных подходов, потенциала и принципов частно-государственного партнерства, позволит российскому АПК повысить свою конкурентоспособность.
Различного рода объединения хозяйствующих субъектов - явление достаточно распространенное. Еще в начале XX в. выдающимся ученым советского периода Н. Н. Колосовским была разработана теория экономического районирования, а также принципы формирования региональных комплексов1.
Значительный опыт вертикальных и горизонтальных связей хозяйствующих субъектов накоплен транснациональными корпорациями (ТНК). При наличии сходных характеристик у ТНК и кластеров эти экономические образования имеют определенные различия. Одно из них - цель создания объединений. Если ТНК ориентированы на эффективное использование ресурсов регионов (природных и человеческих), то задача кластерных образований состоит в создании конкурентоспособной продукции. Отличительными признаками кластерных структур являются также степень концентрации, уровень неравномерности распределения хозяйствующих субъектов, ориентация на внешний межрегиональный и международный рынок, на производство инновационной продукции и развитие инновационных технологий. Кластерная концепция развития предпринимательства ориентирована на установление прочных взаимосвязей между предприятиями, входящими в кластер, инвестиционными, посредническими, научными, учебными, общественными организациями.
Развитые страны имеют значительный опыт в формировании межфирменного взаимодействия и сотрудничества. Одной из первых на этом пути была Дания, где в 1989-1990 гг. был разработан проект сетевого взаимодействия организаций. При этом агропромышленный комплекс страны по объемам производства превышает все остальные секторы экономики, а производство и
1 См.: Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. - М. : Мысль, 1969.
переработка молока играют в нем ключевую роль. Исследование вопросов кластеризации потребовало масштабных работ, в которых участвовали Министерство бизнеса и промышленности, Министерство исследований, Министерство образования, Министерство труда, Агентство развития торговли и промышленности, Министерство финансов, а также 40% всех фирм страны, которые обеспечивают 60% экспорта. В результате было выявлено 13 региональных и 16 национальных компетентных кластеров, группирующихся как на основе традиционных отраслей, так и вокруг новых технологий.
Формированию кластерных структур в Германии способствует федеральная организация территорий, которая поддерживает кластерные структуры. В настоящее время в Германии работают семь кластеров высоких технологий, три из которых имеют мировое признание (Мюнхен, Гамбург, Дрезден). Большинство федеральных земель имеют автомобильные кластеры, количество которых увеличивается в восточной части Германии, что обусловлено более низкими издержками производства и наличием благоприятной инфраструктуры. Основная задача автомобильных кластеров состоит в налаживании эффективной коммуникации между участниками кластера, вузами, НИИ, органами власти, в представлении компаний на международной арене, а также в поддержке инновационной деятельности.
Кластерный подход к формированию структуры экономики в Финляндии применялся для разработки промышленной политики страны в 1991— 1993 гг. В 1995 г. был опубликован отчет по результатам масштабного исследования «Advantage Finland - The Future of Finish Industries»1. В рамках данного проекта Министерство торговли и промышленности подготовило директивы, на основании которых была разработана Национальная промышленная стратегия. Такой подход позволил осуществить переход от макроэкономического регулирования к промышленной и технологически конкурентной политике, основанной на развитии кластеров. В настоящее время лесной, информационный и телекоммуникационный кластеры играют ведущую роль в экономике Финляндии. Пищевой, строительный кластеры, а также кластер здравоохранения ориентированы на внутренний рынок и способствуют развитию социальной сферы страны, обеспечивая высокий уровень занятости населения.
Наиболее развитой сетью кластерных структур обладает Великобритания (таблица).
Количество кластеров в экономически развитых странах
Наименование страны Количество кластеров
США 380
Великобритания 168
Индия 106
Франция 96
Дания 34
Германия 32
Нидерланды 20
Финляндия 9
1 См.: Сутырин С. Ф., Филлипов П. Н. Кластеры конкурентоспособности Финляндии // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2004. - Сер. 5. - Вып. 1 (5).
Это объясняется таким важным шагом, предпринятым правительством Великобритании, как заказ на выявление и картографию всех региональных кластеров в стране1. Белая книга 2001 г. поощряла учреждение агентств по региональному развитию в качестве организаций, оказывающих поддержку развивающимся региональным кластерам. Следует отметить специфику распределения британских кластеров по регионам исходя из их специализации. Кластеры на юге Великобритании больше тяготеют к сфере услуг (программное обеспечение, деловые услуги и т. п.), тогда как на севере кластеры в основном развиваются на базе товарного производства. Лондон и юго-восток страны отличаются самыми высококонцентрированными и успешно развивающимися кластерами.
В США насчитывается около 380 кластеров. В отличие от европейских стран федеральное правительство США ограничивает свое влияние на экономическую политику регионов. На уровне региональных властей поддержкой развития занимаются институты сотрудничества (Institutions for Collaboration), состоящие из представителей местной администрации, университетов, промышленных групп и исследовательских организаций. Правительство штата ищет пути привлечения фирм вести свою деятельность на территории данного штата с целью получения дополнительных экономических преимуществ. Программы центрального правительства нацелены преимущественно либо на поддержку отдельных отраслей (электроники, Интернета), либо на поддержку отдельных университетов и исследовательских центров. Следует отметить, что в реализации кластерных структур значительную роль играют университеты США. Процедуры передачи технологий от университетов промышленному сектору четко прописаны в законодательстве США2.
В инновационных сферах деятельности наиболее ярким примером образования кластерных структур может служить Силиконовая долина в США. Сегодня активно предпринимаются попытки создания технопарков и инновационных кластеров, аналогичных Силиконовой долине, в основе которых лежит предположение, что обеспечение проектов притоком финансовых средств, землей, зданиями и инфраструктурой позволяет добиться рождения инноваций. Люди, которые стремились к чему-то новому, не боялись менять места работы, обмениваясь друг с другом информацией, и без опаски брали на себя дополнительные предпринимательские риски, создавали все новые и новые компании, стали основой успеха Силиконовой долины.
Сегодня основным правилом Силиконовой долины можно назвать разнообразие, причем не только с точки зрения диверсификации готовых продуктов, но и людей, приносящих свой вклад в деятельность региона. Регион производит компьютерные чипы, компьютерное оборудование, программные продукты, поисковые системы, социальные медиапродукты, экотехнологии. Одновременно с этим 52% основателей всех стартапов Силиконовой долины являются выходцами из других стран. Иммигранты из Индии, Тайваня, Рос-
1 См.: Пятинкин С. Ф., Быкова Т. П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. - Минск : Тесей, 2008.
2 См.: Лавров А. А. Опыт организации кластеров инновационного развития на примере США и особенности их сетевого взаимодействия // Вестник Томского государственного университета. -2010. - Сер. «Экономика». - № 10.
сии, многих других стран налаживают информационный и технологический обмен не только с коллегами в самом регионе, но и с компаниями и предпринимателями у себя на родине.
Не следует забывать и о такой важной составляющей успеха Силиконовой долины, как традиции предпринимательства. Именно наличия традиций предпринимательства, которые Силиконовая долина накапливала более 80 лет, не хватает многим современным кластерам. Люди, впервые попадающие в Силиконовую долину, удивляются, почему владельцы крупных и финансово успешных компаний, давно сколотивших миллиардные состояния, продолжают ходить на работу. Ответ прост: они все еще хотят быть составляющей тех инновационных процессов, которые происходят здесь каждый день. Они хотят быть вместе с теми, кто делает следующий шаг на пути новых разработок, открытий, предпринимательских начинаний. Старые поколения, населяющие Силиконовую долину, передают свой опыт, знания, финансы (в виде венчурных фондов) новым поколениям предпринимателей, которые делают еще только первые шаги в бизнесе.
Обучение молодежи основам предпринимательства хотя и не представляет собой обязательное условие создания технологических и инновационных прорывов, тем не менее поможет создать новое поколение предпринимателей для дальнейшего развития экономики страны. Необходимо обеспечить прямую связь между вузами и предпринимателями, поскольку только так можно сократить путь от научных исследований до коммерциализации идей.
Существенным является государственное финансовое поощрение научно-исследовательских центров и вузов, чьи разработки нашли успешное коммерческое применение: помогли создать новые продукты, технологии, компании, рабочие места. В оценку научно-исследовательской деятельности кроме принятых показателей (количество опубликованных работ, размер полученных грантов, участие в научных конференциях) должен войти показатель, характеризующий фактически полученный результат от внедрения исследований.
Преимущества кластерных структур и кластерная концепция предпринимательства отражены во многих документах и декларациях1. Несмотря на реальные негативные проявления кризиса в ряде стран ЕС, большинство государств демонстрируют реализацию консолидированного потенциала регионов за счет связей между корпоративными структурами, инвесторами, посредниками, научными организациями, образовательными структурами.
В АПК также имеется опыт создания и развития кластерных структур. Примерами могут служить винодельческий кластер в штате Калифорния в США, винно-коньячный кластер во Франции, молочный кластер в Дании, сы-родельческий кластер в Швейцарии, зерновые кластеры в Канаде и США, которые обеспечили значительное развитие соответствующих регионов и сформировали новый ресурс, обеспечивший повышение конкурентоспособности не только отрасли, но региона.
При оценке использования кластерных технологий в развитии АПК российских регионов (в силу их специфичности) должен быть обязательно при-
1 См.: Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования.
менен системный подход. Следует выявить возможность образования таких кластеров в процессе эволюционного развития предприятий малого и среднего бизнеса, когда необходимость объединения очевидна для самих предпринимателей и происходит снизу.
Процессы реструктуризации отрасли, к которым можно отнести кластеризацию, на основе решений государственных органов - это достаточно рискованный шаг, обязывающий региональные органы власти брать на себя определенную ответственность. Кластерный подход как любая другая методика может принести для региональных АПК существенные результаты, если он вписывается в более широкий контекст региональных стратегий развития экономики, содержит научное обоснование, основывается на разработанной и выверенной методике кластеризации.
В условиях России создание агропромышленных кластеров должно основываться на следующих принципах:
- создание условий для технического перевооружения отрасли и привлечение инвестиций на основе реально действующих коммерческих механизмов;
- активное применение инноваций (технологических и управленческих);
- создание благоприятного климата для ведения бизнеса в отраслях, входящих в агропромышленный комплекс;
- государственное стимулирование агропромышленных кластеров в соответствии со стратегическими программами развития регионов.
Формирование предпринимательского климата для развития кластерных структур АПК
Развитие малого и среднего предпринимательства и повышение его влияния на экономические процессы в России определяются условиями спроса на продукцию (услуги), спецификой отраслевой структуры и предпринимательским или бизнес-климатом в регионе. Предпринимательский климат в значительной степени отражает экономическую политику страны и регионов в отношении малого и среднего предпринимательства, что делает исследование этой проблемы чрезвычайно актуальным.
Очевидно, что для создания благоприятного предпринимательского климата, в том числе и в агропромышленной сфере, необходима комбинация многих факторов, таких как наличие в экономической деятельности культуры предпринимательства, развитый финансовый рынок, восприимчивые к инновациям потребители, компании-лидеры, своим примером демонстрирующие успехи предпринимательства, и др. Каждый из факторов по отдельности влияет на усиление предпринимательской активности, но не в состоянии поддерживать ее длительное время. Низкая эффективность большинства программ поддержки предпринимательства обусловлена отсутствием комплексного подхода к решению проблем предпринимательства, который смог бы придать развитию предпринимательства сильнейший импульс.
Исследования, направленные на изучение факторов, препятствующих развитию предпринимательства, проводятся практически во всех регионах и
на всех уровнях. Наиболее активно исследуются проблемы инновационного предпринимательства и производственного сектора экономики.
«Опора России» - общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства. В структуре индекса условий развития малого и среднего предпринимательства она учитывает такие слагаемые, как недвижимость и инфраструктура, людские ресурсы, финансовые ресурсы, административный климат и безопасность, система поставщиков.
Последние проведенные данной организацией исследования показали1, что большинство респондентов из числа руководителей производственного малого и среднего бизнеса в российских регионах (51% респондентов) видят серьезные проблемы в доступности земельных участков, также негативно оценивается доступность производственных помещений. Серьезным ограничением развития МСБ являются, по мнению 64% компаний из числа респондентов, высокие тарифы на энергию. К числу инфраструктурных проблем относится возможность подключения новых или дополнительных энергетических мощностей: количество компаний, испытывающих сложности в этом вопросе, в два раза превосходит количество тех, кому подключение энергетических мощностей дается достаточно легко. По-прежнему малый и средний бизнес испытывает проблемы в найме высококвалифицированных рабочих: для 37% респондентов эта проблема оказывается неразрешенной, а для еще 40% -вызывает значительные трудности.
Производственный сектор МСБ испытывает значительные трудности с финансированием. Это касается возможностей получения как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов. Получение кредитов сроком свыше 3 лет недоступно 17% респондентов, а для 27% - крайне затруднено. В регионах практически отсутствует венчурное финансирование бизнес-проектов, о возможности привлечения венчурного капитала заявило только 8% респондентов.
Уровень административных барьеров оценивают как высокий 24% опрошенных руководителей производственных предприятий МСБ, причем, по мнению участников опроса, бизнес чаще страдает от действий правоохранительных органов, чем криминальных структур. Уровень коррупции остается достаточно высоким, особенно в таких сферах, как доступ к госзаказу, муниципальному заказу, прохождение проверок, выделение земельных участков, подключение к инфраструктуре, получение господдержки.
Аналогичные выводы были получены в ходе научно-исследовательского проекта «Мониторинг динамики развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области», проведенного сотрудниками кафедры сравнительной экономики и предпринимательства РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Задача по развитию предпринимательства не может быть решена усилиями одного лишь правительства. Частный бизнес обладает достаточным потенциалом для того, чтобы развивать рыночные механизмы, направленные на получение прибыли. Именно поэтому на ранних стадиях создания программ по поддержке предпринимательства в экономике частный бизнес должен принимать активное участие, которое может начинаться с самых простых вещей:
1 См.: Предпринимательский климат в России: индекс Опоры-2012. - URL: http://opora.ru/ legal/analysis/research/
с разработки рекомендаций по снижению экономических и структурных барьеров, разработки проектов программ по поддержке предпринимательства и стимулированию предпринимательской активности. Кроме этого, частному сектору необходимо продемонстрировать, что активное участие правительства (в том числе финансовое) в развитии венчурных фондов, инновационных кластеров, инвестировании и т. п. не будет продолжаться вечно. Рано или поздно правительственное участие должно сохраниться на уровне законодательства, а не в виде доли в реальных компаниях, активах, имуществе.
Программы поддержки, развития и финансирования предпринимательства не должны быть направлены на то, чтобы охватить как можно более широкий круг предпринимателей. Хотя микрофинансирование является достаточно популярной и успешной идеей, имея ограниченные ресурсы, не стоит их размывать. Нужно, наоборот, сконцентрировать внимание на наиболее амбициозных, масштабных проектах, которые имеют больший потенциал для роста. Развитие кластерных структур в АПК - именно такой проект. Ошибочно полагать, что обильное вливание денежных, в особенности государственных, средств в начинающих предпринимателей гарантирует положительный результат. Наиболее эффективным может оказаться развитие уже сложившихся компаний, их объединение в кластерные структуры с целью повышения эффективности.
Изменение культуры мышления людей - одна из самых сложных задач, стоящих перед государством, желающим взрастить новое поколение предпринимателей-новаторов. Предпринимательский бум в России в 90-е гг. ХХ столетия привел к некоторому возрождению предпринимательства, и многие граждане стали мечтать о создании собственного дела. Однако уже к середине 2000-х гг. ситуация снова стала меняться. Риски частного предпринимательства, бюрократия, структурные и экономические барьеры сделали создание частного бизнеса менее привлекательным в сравнении с работой в государственных структурах или крупных компаниях. В связи с этим нужно проводить планомерное обучение и разъяснительную работу среди молодежи, школьников, студентов, людей без опыта работы обо всех плюсах и минусах частного предпринимательства. Люди должны понимать риски и степень ответственности, но также и осознавать, что неудачи не страшны, а потенциальная прибыль в случае успеха и возможности для самореализации несравнимо больше.
Для развития предпринимательства необходимо создавать грамотную законодательную базу и эффективно функционирующие органы государственного регулирования. Здесь роль государства является основополагающей. Создание предпринимательского климата - сложный и многогранный процесс, каждый элемент которого важен не только сам по себе, но и в совокупности с другими составляющими. К примеру, финансовая поддержка молодых компаний будет неэффективна без законодательной базы и развитой инфраструктуры.
Правительству стоит внимательнее присматриваться к уже существующим и развивающимся экономическим кластерам или предприятиям и предпринимательским инициативам, нежели создавать некий предпринимательский оазис с нуля, пытаясь направить технологии и бизнес в то русло, которое государству кажется перспективным, хотя может таковым и не быть.
Инновационные инструменты менеджмента
в развитии кластерных структур
малого и среднего предпринимательства АПК
Важным элементом в развитии цивилизованного предпринимательства является применение современных инструментов менеджмента к организации как новых предприятий, так и кластерных структур. Современные подходы к управлению бизнесом широко распространены в крупных компаниях, нацеленных на устойчивое развитие и решение амбициозных задач. Использование методов системного анализа и крупных научно-исследовательских проектов с вовлечением значимых государственных и научных структур, а также с масштабным привлечением представителей малого и среднего бизнеса позволило развитым странам не только сформировать кластерные структуры в стратегически важных областях экономики, но и обеспечить их высокую эффективность.
Компании малого и среднего бизнеса, особенно в России, пока не готовы к применению инструментов инновационного менеджмента. При реализации традиционного предпринимательства, к которому относятся большинство предприятий малого и среднего предпринимательства в АПК, это обусловлено нехваткой образования самих предпринимателей, отсутствием у них долгосрочных целей и, отчасти, бизнес-климатом, сложившимся в большинстве регионов страны.
При этом инновационные методы менеджмента в значительной степени повышают эффективность бизнеса, что обеспечивается за счет рационального подбора и эффективного использования материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов в их единстве и взаимосвязи, а также методов организации и управления на основе передовых научно-технических достижений с учетом конкретных условий и целей. Формирование кластерных структур также основывается на применении современных инструментов менеджмента.
Поскольку формирование нового кластера, если такое решение подтверждено исследованиями, является новой и в большинстве случаев уникальной задачей, то для ее решения целесообразно применение методов инжиниринга.
В настоящее время существует несколько подходов к инжинирингу. Функциональный подход реализуется в иерархической организационной структуре со слабыми горизонтальными связями. Его применение в данном случае ограничено только созданием новых предпринимательских структур в АПК.
Процессный подход в инжиниринге ориентирован на усиление горизонтальных связей, а образование определенных структурных элементов носит естественный характер. При процессном подходе выделяются основные и вспомогательные процессы, внешние и внутренние, вход и выход процесса, владельцы и участники бизнес-процесса, определяются затраты на его реализацию. Данный подход способствует развитию горизонтальных связей, поскольку выход каждого процесса - продукт, поставляемый другому процессу.
Последовательность действий при формировании кластерной структуры может быть представлена следующим образом:
1) определение целей, как финансовых, так и нефинансовых;
2) декомпозиция цели и формирование дерева целей;
3) выбор подхода к реализации инжиниринга;
4) определение элементов кластера и системы их взаимодействия;
5) определение зоны ответственности участников кластерных образований;
6) разработка системы мотивации участников кластера;
7) разработка системы мониторинга.
Такой алгоритм ориентирован на создание комплекса бизнес-моделей организации, составляющих основу управления и фундамент корпоративного знания (рисунок).
Модель взаимодействия с внешней средой
Рис. Комплекс моделей для решения задачи оптимизации бизнес-процессов
Создание комплекса моделей и входящей в него модели бизнес-процессов - кропотливая и достаточно продолжительная процедура. Попытка детализировать все до мельчайших подробностей при создании кластерной структуры может закончиться неудачей. Важно ориентироваться на цель, которая в данном случае представляет собой разработку системы структурированного бизнеса.
Таким образом, уровень развития методологий менеджмента и инструментов, обеспечивающих их поддержку, позволяет управлять бизнесом, оптимально соответствуя современным реалиям и тенденциям в экономике, а применение бизнес-инжиниринга в предпринимательстве позволяет не только
осуществить структуризацию идей, технологий, целей, задач, но и значительно способствовать эффективности кластерных структур.
В агропромышленном секторе экономики отчетливо сформировалась потребность в методологии устойчивого развития, призванной способствовать развитию малого и среднего предпринимательства. Учитывая связь социального, экономического и экологического аспектов устойчивого развития, следует признать, что определяющая роль здесь принадлежит экономической составляющей, выступающей в системе данной взаимосвязи доминантой. Социальная и экологическая сферы относятся к экзистенциальным общественным целям, неотделимым от человека.
Разработка методологии устойчивого и эффективного развития малого и среднего бизнеса в агропромышленной сфере подразумевает:
- повышение ее социально-экономической эффективности, основанной на активной социальной политике с четкими инновационными ориентирами, целями, задачами;
- создание эффективных институциональных условий, механизмов для обновления всего социального комплекса, технологий, знаний, используя налоговые, кредитные, инвестиционные инструменты;
- определение зон ответственности государства и бизнеса;
- создание механизмов усиления контроля за деятельностью социально-экономических субъектов.
Список литературы
1. Богданова О. В. Методические аспекты кластерообразования в аграрном секторе экономики региона // Экономические исследования. - 2011. -№ 5.
2. Бойцов А. С., Костяев А. И. К вопросу о теории кластеров и кластерном подходе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 10.
3. Завьялов Д. В. Теория и практика малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2012. - № 6 (204). - URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/22364/
4. Завьялов Д. В., Завьялова Н. Б. Инновационные высокотехнологичные кластеры в предпринимательстве // Российское предпринимательство. -2012. - № 10.
5. Кундиус В., Полтарыхин А. Модель пространственной организации регионального продуктового кластера // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2010. - № 6.
6. Лавров А. А. Опыт организации кластеров инновационного развития на примере США и особенности их сетевого взаимодействия // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - Сер. «Экономика». - № 10.
7. Новоченко Д. В., Малова Д. В. Устойчивое развитие региона // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2013. - № 4 (58).