Научная статья на тему 'УСТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ КОДЕКСЕ ВЬЕТНАМА 2015'

УСТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ КОДЕКСЕ ВЬЕТНАМА 2015 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
специальные следственные действия / тайная видеозапись / тайный звонок / электронные данные / Уголовно-процессуальный кодекс 2015 года / доказательство / special investigative measures / secret video / secret call / electronic data / Criminal Procedure Code of 2015 / proof

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фам За Хюи

В Уголовно-процессуальном кодексе социалистической республики Вьетнам 2015 года (далее УПК СРВ 2015) были внесены новые поправки, которые касаются специальных следственных действий. УПК СРВ 2015 определяет виды мер, случаев применения, полномочий, процедур, сроков и других элементов, необходимых для процесса применения. Чтобы улучшить специальные следственные действия, необходимо иметь руководство и рассмотреть вопрос о внесении изменений в некоторые конкретные вопросы, связанные с этим положением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фам За Хюи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF SPECIFIC INVESTIGATIVE MEASURES IN THE CRIMINAL PROCEDURE CODE OF VIETNAM 2015

New modifications to the Criminal Procedure Code of 2015 (CPrC SRV 2015) were made, pertaining to special investigative measures. The CPrC SRV 2015 outlines the kinds of measures, application cases, powers, procedures, phrases, and other application-related components. To better special investigative measures, a guide is required, as well as consideration of altering some particular concerns relating to this Regulation.

Текст научной работы на тему «УСТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ КОДЕКСЕ ВЬЕТНАМА 2015»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30

УДК 343.1

Фам За Хюи

Волгоградская академия МВД Российской Федерации Факультет подготовки иностранных специалистов

Россия, Волгоград huyphamhhnbk@gmail .com Pham Gia Huy

Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of

Russia

Faculty of training foreign specialists Russia, Volgograd

УСТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ КОДЕКСЕ ВЬЕТНАМА 2015 Аннотация: в Уголовно-процессуальном кодексе социалистической республики Вьетнам 2015 года (далее - УПК СРВ 2015) были внесены новые поправки, которые касаются специальных следственных действий. УПК СРВ 2015 определяет виды мер, случаев применения, полномочий, процедур, сроков и других элементов, необходимых для процесса применения. Чтобы улучшить специальные следственные действия, необходимо иметь руководство и рассмотреть вопрос о внесении изменений в некоторые конкретные вопросы, связанные с этим положением.

Ключевые слова: специальные следственные действия, тайная видеозапись, тайный звонок, электронные данные, Уголовно-процессуальный кодекс 2015 года, доказательство.

THE IMPLEMENTATION OF SPECIFIC INVESTIGATIVE MEASURES IN THE CRIMINAL PROCEDURE CODE OF VIETNAM 2015

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30

Annotation: new modifications to the Criminal Procedure Code of 2015 (CPrC SRV 2015) were made, pertaining to special investigative measures. The CPrC SRV 2015 outlines the kinds of measures, application cases, powers, procedures, phrases, and other application-related components. To better special investigative measures, a guide is required, as well as consideration of altering some particular concerns relating to this Regulation.

Key words: special investigative measures, secret video, secret call, electronic data, Criminal Procedure Code of 2015, proof.

По сравнению с УПК СРВ 2003 [1] в УПК СРВ 2015 [2] внесено много новых изменений. В частности, Уголовно-процессуальный кодекс Вьетнама впервые включает в себя специальную систему процессуальных следственных мер. Фактически, полиция и армия продолжают проводить специальные расследования. Тем не менее, данные, полученные в результате этих действий, не могут использоваться в качестве доказательства.

Положения УПК СРВ 2015 г. о специальных мерах процессуального расследования легализовали процесс, в результате которого данные, полученные в результате этой деятельности, рассматривались в качестве доказательств. Необходимо провести полное институциональное исследование, чтобы определить причины легализации, а также конкретные правила, применяемые в каждом случае. Это позволит прояснить некоторые ограничения или проблемы в применении, чтобы улучшить рещение.

1. Основание для назначения специальных следственных действий в УПК СРВ 2015 г.

Во-первых, необходимо признать специальные следственные действия в настоящем Уголовно-процессуальном кодексе (далее - УПК), чтобы конкретизировать требования Конституции 2013 года [3], согласно которой «Права человека и гражданские права могут быть только ограничены

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30

механизмами согласно нормам закона»; создать условия для оперативного сбора доказательств и выявления подозреваемых в уголовных преступлениях при расследовании сложных, организованных и особо тяжких дел Органами расследований; и во избежание путаницы не рекомендуется назначать как обычные разведывательные меры, так и специальные процессуальные следственные меры; создать правовую основу для реализации международных договоров, участником которых является Вьетнам, снять проблемы в текущей практике борьбы с преступностью и расширить источник ценных доказательств, непосредственно доказывающих преступления.

Кроме того, предполагается, что введение и осуществление специальных следственных действий повлияет на права человека, такие как право на тайну телеграмм и другие.

Однако эта мера не применяется к всем преступлениям, а только к некоторым особо тяжким преступлениям, таким как нарушения национальной безопасности, наркотики, коррупция, отмывание денег и т. д.[4, с. 32]

Это преступления, которые оказывают значительное влияние на общество. Следовательно, законодатель рассмотрел и принял решение, что эти меры должны быть введены в действие в отношении ценностей, которые требуют большей защиты, чем права человека, упомянутые ранее.

Во-вторых, расследование по действующему законодательству стало менее эффективным в настоящее время, особенно в отношении некоторых видов преступлений, таких как коррупция.

Хотя коррупция чрезвычайно распространена, очень мало ее было обнаружено и устранено, в частности, в отношении возвращения коррупционных активов. Одной из таких причин, вероятно, является отсутствие отдельных учреждений, предназначенных для выявления и сбора доказательств, которые могут указывать на коррупцию.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30

Таким образом, следует назначить эти особые следственные действия. Во многих случаях тайные записи, тайные телефонные звонки, тайные электронные данные и видеозаписи являются ценными источниками доказательств для доказательства прямых преступлений. В результате того, что эти меры в Законе не были ранее оговорены, было необходимо провести процедуру преобразования доказательств [5, а 18].

Трансформация, однако, часто невозможна, что приводит к отклонению весьма убедительного источника доказательств, даже заставляя преступника согласиться. По данным международного опыта, это чрезвычайно ценное источнико доказательств преступления.

Кроме того, Вьетнам является участником многих конвенций ООН, таких как Конвенция о борьбе с наркотиками, организованной преступностью и коррупцией.

Кроме того, Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции требует, чтобы каждая страна приняла необходимые и решительные меры. Конвенции ООН о противодействии коррупции подчеркивает важность борьбы с преступлениями, особенно с наркотиками, транснациональной организованной преступностью и коррупцией [6].

Согласно статистическим данным, поскольку нарушения становятся все более серьезными и тяжелыми, а также трюки и все более изощренные преступные деяния становятся все более распространенными, тенденция к глобальному применению этих мер увеличивается. Преступники в делах о коррупции часто являются людьми с должностями и полномочиями, поэтому они часто пытаются скрыть свои действия и вмешиваться в процесс обращения;

Согласно Конвенции ООН о противодействии коррупции и опыту многих стран-членов, специальные следственные действия включают: контроль за перевозкой (обычно применяется в делах о наркотиках и в трансграничных отношениях); электронное наблюдение и мониторинг (включая отслеживание

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30

телефонов, электронных почт и т. д.); разведывательная и «тайная» деятельность; проверка честности и неподкупности; мониторинг финансовых операций и другие меры.

Из-за недостаточной оценки эти меры очень хорошо собирают информацию и борются с коррупцией в некоторых странах.

Эти меры также помогают бороться с «ранними» коррупционными деяниями и помогают процессуальным органам получать информацию и проявлять инициативу в применении мер блокады, ареста и ареста, чтобы вернуть коррупционные активы (с 2013 по 2020 год отзыв рекомендаций по обращению с более чем 700 триллионами донгов, более 20 тысячами гектаров земли по делам о коррупции и т. д.), но восстановление коррупционных актив [7, а 11].

Вьетнамское законодательство имело ряд специализированных законов, которые позволяли применять эту меру к ряду преступлений, включая преступления, посягательства на национальную безопасность и преступления, связанные с наркотиками, до принятия УПК в 2015 году.

Однако специальные следственные действия, также известные как профессиональные меры, обычно упоминаются только в специальных законах (Закон о национальной безопасности, статья 24; Закон о профилактике и борьбе с наркоманией (статья 13).

Таким образом, в УПК СРВ 2015 г. должны быть определены конкретные следственные мероприятия, чтобы гарантировать юридическую силу. Выполнение международных обязательств требует легализации специальной следственной меры, поскольку мы взяли на себя обязательство ее легализовать. Эти меры ограничивают права человека, особенно право на неприкосновенность частной жизни.

Тем не менее, учитывая конкретные условия нашей страны во всех ее аспектах, чтобы гарантировать соблюдение Конституции, выполнение

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30

Вьетнамом своих международных обязательств и устранение практических проблем, эти положения должны быть включены в Закон о судопроизводстве. Это связано с тем, что именно в Законе о судопроизводстве наилучшим образом прописываются процессуальные процессы, процедуры и меры, необходимые для выяснения истины дела и обеспечения.

2. Регламент УПК СРВ 2015 г. о специальных следственных действиях

- Специальные следственные действия

В соответствии со статьей 223 УПК СРВ 2015 г. , относящейся к специальным мерам процессуального расследования:

«Статья 223. Специальные методы расследования и производства

После предъявления обвинения уполномоченные процессуальные лица на стадии расследования имеет право применять специальные методы расследования и разбирательство:

1. Секретная запись звуковыми или звуковизуальными средствами;

2. Тайное прослушивание телефонных разговоров;

3. Секретный сбор электронных данных.»

Таким образом, существуют три специальные следственные действия: негласная видео- и аудиозапись, прослушивание негласных телефонных звонков и сбор негласных электронных данных.

Все эти действия проводятся тайно, чтобы сохранить конфиденциальность расследования и обеспечить объективность процесса сбора доказательств в отношении тяжелых преступлений с изощренными уловками.

Эти действия представляли собой технические разведывательные действия, которые ранее использовались в сферах общественной безопасности и военных.

Это связано с делом о профессиональной тайне, которое в настоящее время включено в Кодекс. Другими словами, информация, полученная от этих мер, становится доказательством без необходимости проходить процесс

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30

трансформации, который следственным органам требовался в прошлом, когда они хотели ее использовать.

Случаи, когда применяются специальные следственные действия «Статья 224. Обстоятельства применения специальных методов расследование и разбирательство

В таких случаях используются особые методы расследования обстоятельств: 1. Нарушение национальной безопасности, наркотические преступления, коррупция, терроризм, отмывание денег;

2. другие организованные преступления, которые относятся к особо тяжким преступлениям.»

Эти конкретные следственные меры практически затрагивают право на неприкосновенность частной жизни других лиц, поэтому их область применения должна быть ограничена, чтобы предотвратить неблагоприятные последствия.

Указанные следственные мероприятия могут применяться к следующим видам преступлений: посягательства на национальную безопасность (важнейший объект), наркопреступления, коррупция, терроризм, отмывание денег и иные организованные преступления особо тяжкого характера.

- Полномочия и порядок применения Специальных следственных действий

«Статья 225: Обязанности и полномочия принимать решения и использовать специальные методы расследования и производства

1. По своему усмотрению или по поручению руководителей областных народных прокуратур и военных прокуратур военной зоны руководители областных следственных органов и военных следственных органов или вышестоящего уровня решают применять специальные методы расследования и производства. Руководители областного следственного органа или местного органа военной разведки советуют рассмотреть и использовать эти методы в случае, если дело находится в районе расследования.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30

2. В постановлении о применении специальных методов расследования и производства должны быть указаны все необходимые сведения, указанные в части 2 статьи 132 настоящего Закона, включая субъектов, применяющих специальные методы расследования и производства, их наименования, продолжительность, место применения, органы, применяющие эти методы, и любые другие сведения, указанные в части 2 статьи 132 настоящего Закона.

3. До их применения руководитель соответствующей прокуратуры должен дать согласие на применение специальных методов расследования и производства. Руководитель следственного органа, принявший это решение, несет ответственность за строгий контроль за применением методов. Он должен незамедлительно потребовать от прокуратуры прекратить методы, которые считаются ненужными. Ответственность за применение специальных методов расследования и судопроизводства лежит на специальных подразделениях народной полиции и народной армии.

4. Руководители следственных органов, компетентных органов прокуратуры и специальных методов расследования и производства обязаны соблюдать конфиденциальность.»

Только руководители следственных органов областного или военного уровня могут решать о применении специальных процессуальных мер расследования, согласно статье УПК СРВ 2015 г.

Руководители районных и областных следственных органов не вправе принимать решения о подаче заявления. Вместо этого они могут делать предложения своим непосредственным начальникам.

Однако решение о проведении специального процессуального расследования должно быть одобрено Председателем Прокуратуры на том же уровне, чтобы предотвратить произвольное применение и злоупотребление.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30

Руководитель следственного органа, выдавший постановление о применении этой меры, обязан тщательно изучить ее и, если сочтет это более нецелесообразным, незамедлительно потребовать от прокуратуры ее отмены.

Решения о применении специальных следственных действий должны содержать все необходимые сведения о подлежащих применению субъектах, наименование применяемых мер, срок, место применения, орган, осуществляющий специальные меры процессуального расследования, и содержание, указанное в настоящем Кодексе [8, с. 9].

- Срок применения Специальных следственных действий

В соответствии со ст. 226 УПК СРВ 2015 г.:

«Статья 226 Срок введения специальных методов исследований и производства

1. С согласия руководителя прокуратуры срок применения особого метода расследования и производства не может превышать двух месяцев. При сложных обстоятельствах срок может быть продлен, но он не может превышать срок расследования, установленный настоящим кодексом.

2. Не позднее 10 дней до истечения срока применения особых методов расследования и производства руководитель следственного органа обязан в письменной форме попросить руководителя прокуратуры рассмотреть и утвердить продление срока, если он считает это необходимым.»

Использование информации и документов, собранных специальными мерами процессуального расследования, осуществляется в соответствии с положениями статьи 227 УПК СРВ 2015 г. следующим образом:

«1. Только для предъявления обвинений, расследования, преследования и разрешения уголовных дел могут использоваться информация и документы, собранные с помощью специальных методов расследования и производства. Информация и документы, не имеющие отношения к делу, должны быть быстро уничтожены.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30

Такие данные, документы и доказательства не должны использоваться в иных целях.

2. Информация и документы, собранные с помощью специальных методов производства и расследования, могут быть использованы в качестве доказательств для расследования дела.

3. Результаты специальных методов расследования и производства должны быть сообщены следственными органами руководителю прокуратуры, утверждающему решение».

В результате доказательства, собранные в ходе специальных расследований, строго контролируются. Только во время судебного разбирательства можно использовать доказательства, связанные с делом.

Несвязанные доказательства будут уничтожены, чтобы избежать утечки или распространения информации во внешний мир, что может повлиять на жизнь подсудимого.

В прошлом специальные следственные действия использовались для сбора доказательств для обычного расследования, а не для разрешения дела. Поскольку собранные доказательства теперь легализованы, следственные органы могут использовать их полностью.

- Об отмене применения Специальных следственных действий

Согласно статье 228 УПК СРВ 2015 г. :

«Постановление о применении специальных методов расследования и производства, утвержденное руководителем прокуратуры, незамедлительно отменяется в следующих случаях:

1. по письменному запросу соответствующего следственного органа;

2. Нарушены специальные методы расследования и производства;

3. Отпадает необходимость в использовании специальных процедур расследования и судопроизводства.»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30

Председатель прокуратуры обязан отменить постановление о применении Специальных следственных действий в случае получения письменного обращения руководителя компетентного следственного органа или при наличии оснований полагать, что в ходе специального расследования было допущено нарушение или нет необходимости продолжать это расследование.

3. Возникают некоторые проблемы

Во-первых, подающий заявку орган должен учитывать две стороны, участвующие в регулировании и реализации этой меры: Несмотря на то, что регулирование улучшит способность и эффективность выявления и расследования преступлений, предотвращения и борьбы с коррупцией, важным вопросом является то, как избежать злоупотреблений и нарушения прав человека.

Требуются очень четкие инструкции о том, кто и в каких случаях и в каких контекстах их применять. Если они будут применяться бездумно, права человека на личную жизнь будут нарушены.

Поскольку закон короткий, агентство несет ответственность за немедленное предоставление конкретных инструкций в процессе его внедрения.

Суд должен рассмотреть вопрос о законности сбора доказательств по делу. Прокуратура также должна усилить контроль за их применением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее, ответственность остается первостепенной.

Конечно, не каждое предложение принимается, и ответственное лицо должно рассмотреть и решить этот вопрос. Следователи и прокуроры должны основываться на конкретных случаях, чтобы предложить применение этой меры.

Во-вторых, необходимо подумать о том, следует ли использовать тайных коллаборационистов и добавить еще два способа тайного наблюдения.

Например, когда ребенок был похищен, мать приносила деньги на место встречи, чтобы отдать их похитителям, чтобы выкупить ребенка, а затем ей пришлось вести негласное наблюдение, чтобы найти доказательства.

вопросы российской юстиции

Затем бороться с преступными группами, которые отчаянно нуждаются в коллаборационистах внутри своих самих преступных групп. Уголовный кодекс способствует активному раскрытию и расследованию преступлений, освобождает правонарушителей от уголовной ответственности, кроме признаний и деклараций. Должны ли мы разрешить наблюдение и использование тайных коллаборационистов?

Власти действительно предпринимают эти действия. Автор считает, что эффективность и необходимость борьбы с особо тяжкими преступлениями диктуют изучение и внесение этих мер в УПК.

4. Заключение

Специальные следственные действия относительно новые, но они довольно понятны и конкретны.

Тем не менее, властям необходимо иметь более конкретные руководящие документы, а также дополнительные исследования для завершения этого регулирования, чтобы компетентные органы могли беспрепятственно проводить процедуры подачи заявок, чтобы гарантировать урегулирование дел с правильными людьми, правильными преступлениями и правильными законами, а также для обеспечения прав человека.

Список литературы:

1. Bo luat T6 tung hinh su nuoc Cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam, s6: 19/2003/QH11, ngay 26.11.2003/Уголовно-процессуальный кодекс Социалистической Республики Вьетнам №19/2003/QH11, 26 ноября 2003 года. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Trach-nhiem-hinh-su/Bo-luat-To-tung-Hinh-su-2003-19-2003-QH11-51701.aspx (Дата обращения: 28.03.2024)

2. Bo luat T6 tung hinh su nuoc Cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam, s6: 101/2015/QH13 ngay 27.11.2015 /Уголовно-процессуальный кодекс Социалистической Республики Вьетнам №101/2015/QH13 27 ноября 2015 г.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30

URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Trach-nhiem-hinh-su/Bo-luat-to-tung-hinh-su-2015-296884.aspx (Дата обращения: 28.03.2024)

3. Hiên phap nuac Công hoa xä hôi chû nghïa Viêt Nam, ngày 28.11. 2013 /Конституция Социалистической Республики Вьетнам 28 ноября 2013 года. https: //thuvienphapluat.vn/van-ban/Bo-may-hanh-chinh/Hien-phap-nam-2013-215627.aspx (Дата обращения: 28.03.2024)

4. Trinh Duy Thuyên, Pham Anh Thu, Âp dung bien phap dièu tra tô tung däc biet trong qua trinh giâi quyét vu an hinh su vè cac tôi pham tham nhüng, Tap chi Dân chû và Phap luât Sô 375, thang 2/2023, tr.32./ Чинь Дуй Туен, Фам Ань Тху, Применение специальных следственных и процессуальных мер в процессе разрешения уголовных дел о коррупционных преступлениях, Журнал «Демократия и право» № 375, февраль 2023 г., с.32.

5. Thanh Long, Cac bien phap dièu tra tô tung däc biet theo Bô luât Tô tung hinh su näm 2015, Tap chi Luât su Viet Nam, sô 10/2023, tr.18./ Тхань Лонг, Специальные следственные и процессуальные меры в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом 2015 года, Журнал «Юристы Вьетнама», № 10/2023, с.18.

6. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции, [электронный ресурс] URL: https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption. shtml (Дата обращения: 28.03.2024)

7. Pham Thanh Tù, Ché dinh cac bien phap dièu tra däc biet trong Bô Luât tô tung hinh su 2015: môt sô vân dè ly luân và thuc tien, Tap chi Công Thuong, Sô 23, thang 10 näm 2021, tr.11/ Фам Тхан Ту, Регулирование специальных следственных мероприятий в УПК 2015 года: некоторые теоретические и практические вопросы, Журнал «Промышленность и торговля», № 23, октябрь 2021 г., с.11

вопросы российской юстиции

8. Trän Ngoc Minh, Dang Manh Cuàng, Hoàn thien phap luât vê cac bien phap dièu tra theo quy dinh cùa Bô luât Tô tung hinh su nâm 2015, Tap chi Dân chû và Phap luât Ky 1 (Sô 396), thang 1/2024, tr.9./ Чан Нгок Минь, Данг Мань Куонг, Совершенствование закона о следственных мероприятиях в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса 2015 года, Журнал «Демократия и право», Том 1 (№ 396), январь 2024 г., с.9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.