УСТАНОВЛЕНИЕ ПОДЛИННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
© Финогенова Светлана Анатольевна
преподаватель кафедры культурологии, Саратовский государственный технический университет.
@ (845-2) 960-122, Н finogenov@list.ru
В статье рассматриваются способы подделки произведений живописи, методы установления подлинности картин. Показаны возможности исследования живописных полотен с использованием информационных технологий.
Ключевые слова: подделка, произведения искусства, живописи, информационные технологии.
В последнее время в искусстве наиболее актуальной является проблема установления подлинности предметов живописи и произведений декоративно-прикладного искусства. Обусловлено это, с одной стороны, постоянно увеличивающимся спросом на произведения изобразительного искусства, а с другой, - возросшим уровнем подделки соответствующих произведений и малой эффективностью методов и способов их выявления [1, с. 10].
Особенно широко фальсифицируются полотна художников. Фальсификаторы наносят не только огромный материальный ущерб государствам, собственникам картин, но и духовно обесценивают произведения великих мастеров живописи. Согласно оценке экспертов, ежегодно от 8 до 50% от общего объёма продаж произведений искусства в России занимают подделки, в денежном эквиваленте это составляет 200-700 млн дол. Наблюдающиеся тенденция увеличения количества фальсифицированных картин представляет угрозу экономической безопасности государств.
Под фальсификацией произведений искусства понимается изготовление поддельных предметов живописи и произведений
декоративно-прикладного искусства и их продажа с целью получения материальной выгоды.
В зависимости от квалификации фальсификатора, используемых им приёмов, технических средств, материалов в живописи существуют разные по сложности подделки - от простых (копирование) до суперподделок, установить подлинность которых даже специалистам достаточно сложно. Например, знаменитый фальсификатор Ханс ван Меегерен в течение нескольких лет подделывал картины Яна ванн дер Меера из Дельфта. Всего им было подделано более пяти картин, одна из них - «Христос в Эммаусе» - была признана экспертами вершиной творчества Вермеера Дельфтского [2, с. 241].
Лица, подделывающие картины, помимо их точного воспроизведения, применяют ряд приёмов маскировки, позволяющих скрыть подделку. При этом фальсификаторы могут использовать следующие способы подделки произведений живописи:
- повторное применение дерева, холста от старых картин, при этом с них либо удаляют красочный слой либо поверх наносят новый;
- приклеивание поддельной картины к старинному холсту;
- использование старых материалов, например дерева;
- искажение оригинала, как правило, посредством фрагментирования больших холстов, в результате чего получается несколько картин.
В последние годы фальсификаторы стали использовать для подделки полотен художников современную компьютерную технику. Произведение художника фотографируется, обрабатывается с использованием графических редакторов и печатается на холсте с помощью широкоформатных принтеров.
Преступный мир оперативно реагирует на спрос в мире искусства. Так, с появлением интереса к русской живописи, массовой подделки подверглись произведения русских живописцев XIX и XX в. Наиболее распространённым методом фальсификации в этой ситуации является способ перелицовки. Суть этого способа заключается в следующем:
- на одном из аукционов, например «Сот-бис» в Англии, покупается работа малоизвестного западного художника XIX в.;
- с полотна удаляется несвойственные русской живописи сюжеты;
- картина дорабатывается;
- подлинная подпись удаляется (закрашивается) и выполняется подпись известного русского художника, например А. К. Саврасова;
- как правило, приобретается заключение эксперта о подлинности картины;
- поддельная картина реализуется на аукционе.
Установить подделку, выполненную таким способом, достаточно сложно.
Для сокрытия поддельных картин фальсификаторы прибегают к различным приёмам маскировки. К таковым, например, относится использование поддельных рукописных записей и оттисков печатей галерей (частных коллекционеров и т. п.) на оборотной стороне холста, свидетельствующих о передаче картины на выставку, в салон или аукцион и нанесение подписей авторов картин. При этом подпись художника, выполнившего картину, закрашивается или удаляется, а на её месте выполняется подпись более знаменитого художника.
Ещё одним приёмом маскировки фальсифицированных картин, к которому достаточно часто прибегают преступники, является состари-вание полотен. Существует несколько способов состаривания, но наиболее распространёнными из них являются:
- механический, с использованием технических средств;
- нагревание;
- рисование.
Первый состоит в нанесении иглой (или иным способом) на лаковый слой искусственных мелких трещин (кракелюров).
Во втором случае готовая непересохшая поддельная картина помещается в печь, где, при создании определённых условий, поверхность покрывается мельчайшими трещинками - кракелюрами и делается тёмной.
В последнем варианте на поддельном полотне имитируются мелкие трещинки.
Существуют разные пути установления подлинности картин: криминалистический, атрибутивный, технологический, комплексный.
К криминалистическим способам относятся:
- исследования подписи автора картины;
- исследования отпечатков пальцев рук автора картины;
- исследования рукописных записей, подписей, оттисков печатей (штампов) на оборотной стороне картины.
Именно с использованием специальных криминалистических знаний из дактилоскопии криминалистами была установлена подлинность картины художника Ю. Павлова на которой был изображён А. С. Пушкин [3, с. 19].
Атрибуционный метод заключается в изучении деталей художественной формы для выяснения специфики индивидуальной манеры мастера.
Технологическое исследование осуществляется с помощью различных технических методов анализа: микроскопического, рентге-носпектрального, макрофотографии, а также в ультрафиолетовых и отражённых инфракрасных лучах и др.
При технологическом исследовании проводится анализ всех элементов картины: основы, грунта, красочного слоя и т. д. На основании полученных данных установлено, что в каждой эпохе художник использовал определённые грунтовки, краски, лаки, кисти. Данные методы показывают, что у каждого художника своя манера «письма», своя особенная техника, стиль.
При решении вопроса о подлинности произведений живописи целесообразно назначать комплексную технологическую и искусствоведческую экспертизу [4, с. 20]. При этом искусствоведческая экспертиза произведений живописи изучает стилистический анализ произведения, а технологическая - исследует живопись с помощью различных технических средств.
В настоящее время практически во все сферы жизни общества активно внедряются информационные технологии. Они характеризуются оперативностью, экономичностью, простотой процесса, не требуют длительного специального обучения персонала и не разрушают
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
исследуемые объекты. Всё это предопределяет возможность широкого использования цифровых технологий в практике установления подлинности художественных произведений.
На сегодняшний день разработан ряд компьютерных программ, которые позволяют узнавать «почерк» художника и таким образом отличать подлинники от подделок. Например, учёным из США после исследования более 100 работ Ван Гога удалось выделить ключевые элементы манеры письма великого живописца и создать программу по установлению подлинности его картин [5].
Большие возможности при исследовании произведений живописи представляет реализация традиционных методов распознавания фальсифицированных предметов живописи с помощью цифровых технологий. Такие методы успешно применяются в экспертной практике при установлении слабовидимых и закрашенных подписей, записей, оттисков печатей и штампов с помощью графического редактора Аdоbе Рhotoshор [6, с. 81-86; 7, с. 88-93] и могут быть успешно применены в данном случае практически без модификации.
Компьютерные технологии позволяют реализовывать ряд методов исследования и на совершенно ином подходе. Так, отсканировав объект с большим разрешением или отсняв с помощью цифровой камеры (например, «Эксперт»), микроскопа, можно не только установить, подвергалась ли картина реставрации, её дефекты, признаки искусственного состари-вания произведения, выполнена ли подпись одновременно с написанием картины или позже, но и сопоставлять отдельные участки объекта (объектов) на экране монитора компьютера.
Цифровая макрофотография увеличивает исследуемое изображение и позволяет выявить его особенности, которые невидимы невооруженным глазом или плохо различимы вследствие малой величины. Например, изучить направления движения и характерные черты красочного мазка художника.
Следующим направлением использования информационных технологий является создание автоматизированных баз данных. Необходимо отметить, что существующие в настоящие время каталоги поддельных произведений живописи не охватывают их полностью. Имеющаяся специальная литература и цифровые изображения живописных полотен на машинных носителях информации (CD и DVD) по подлинным живописным произведениям не систематизированы, и не раскрывают в полном объёме технологию живописи. Это приводит к дефициту информации, снижает эффективность проведения
исследований, усложняет процесс установления подлинности картин.
Выход из создавшегося положения мы видим в создании глобальной информационной базы данных (условно её можно назвать «Произведения живописи»), аккумулирующей в себе всю информацию о живописных произведениях разных эпох и стран. Формирование и эксплуатацию подобной информационной системы целесообразно возложить на международную организацию уголовной полиции. Это связано с тем, что ИНТЕРПОЛ имеет опыт создания и использования международных оперативных информационных систем. Например, ИНТЕРПОЛ располагает базой данных по украденным произведениям искусства из всех музеев и частных коллекций мира.
Международная информационная база данных должна представлять интегральный банк данных и включать в себя подсистемы:
- подлинных работ каждого художника, - в подсистеме подлинных картин должны содержаться цифровые изображения лицевой и оборотной сторон произведения художников, история картин, сведения об авторах;
- фальсифицированных произведений живописи, - в данной подсистеме сосредотачиваются цифровые изображения лицевой и оборотной стороны картины, информация о технике подделки, сведения об фальсификаторах;
- художественных картин, вызывающих сомнения в подлинности;
- информации о технике живописи каждого художника, а также используемых ими элементов картины (грунта, красочного слоя и др.).
Использование автоматизированного интегрального банка данных «Произведения живописи» позволит быстро получать систематизированную, полную информацию о каждом художнике, его произведениях, эпохах, художественных школах, а также достоверные сведения о поддельных картинах, их признаках, технике изготовления и фальсификаторах.
В заключение следует отметить, что совершенствование эффективности распознавания поддельных картин лежит в разумном сочетании современных информационных технологий и профессионализма субъектов исследования.
Библиографический список
1. Либман М. Я. Поддельные шедевры [Текст] / М. Я. Либман, Г. С. Островский. - М.: Советский художник, 1966. - 112 с.
2. Гренберг Ю. И. История технологии станковой живописи [Текст] - М.: Искусство, 2003. - 268 с. - ISBN 5-85200-315-8.
3. Кошкин Е. Нашли украденный подлинник. А может, копию [Текст] // Милиция. - 2000. - № 2. - ISSN 0869-558Х.
4. Ветров С. В. Методы криминалистических исследований по делам о фальсификации живописных произведений [Текст] // Вопросы уголовного процесса и криминалистики : сб. науч. тр. адъюнктов и соискателей. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. - 111 с.
5. Ваза с подсолнухами Ван Гога - подделка? [Электронный ресурс]. - URL: http://www. artconsultinq.ru (дата обращения: 07.11.2010).
6. Федорович В. ю. Выявление слабовидимых изображений оттисков печатей и штампов с помощью компьютерных технологий [Текст] / В. Ю. Федорович, П. А. Четвёркин // Судебная экспертиза. - 2007. - № 2. - ISSN 1813-4327.
7. Семёнов К. П. Аспекты применения цифровых технологий в экспертной деятельности [Текст] / К. П. Семёнов, А. Н. Нешко // Информационная безопасность регионов : науч.-практич. журнал. - 2010. - № 1 (6). - ISSN 1995-5731.
признаки поддельных изделий из автомобильного стекла
© Зайцев Владимир Викторович
кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры криминалистического обеспечения раскрытия преступлений, Саратовский юридический институт МВД России.
@ (845-2) 379-158, И zavladi@yandex.ru
Большое количество поддельных изделий из автомобильного стекла буквально наводнило автомобильный рынок. На их появление вынуждены реагировать и эксперты, проводящие исследование по заказу правоохранительных органов.
Настоящая статья посвящена анализу признаков, указывающих на то, что исследуемое изделие является поддельным.
Ключевые слова: экспертиза изделий из стекла, маркировка автомобильного стекла.
В настоящее время на экспертное исследование поступает всё большее количество изделий из стекла, являющихся не оригинальной продукцией известных предприятий, а подделками. Наиболее часто встречаются такие поддельные изделия автомобильного стекла, как фарные рассеиватели, подфарники, указатели поворота, ветровые и боковые стёкла автомобилей.
Сотрудниками МВД было проведено большое количество проверок торговых пунктов по реализации автомобильных стёкол, показавших, что три из пяти изделий (60% продающихся автостёкол), представленных на рынках и в магазинах, являются поддельными, а не оригинальными [1].
Все подобные изделия изготовлены не в заводских условиях, и, следовательно, не были проверены на соответствие требованиям ГОСТ. Вследствие этого они не отвечают эксплуатационным требованиям, наносят ощутимый ущерб правообладателям и представляют непосредственную опасность для потребителей. Так, поддельные фары вместо того, чтобы освещать дорогу, ослепляют водителей встречных машин, противотуманные фары не дают эффективного светового луча, а ветровые стёкла могут вносить искажения в наблюдаемую водителем обстановку и имеют меньшую механическую прочность и повышенную хрупкость, в случае столкновения автомобиля с препятствием могут нанести значительные увечья водителю и пассажирам.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731