Научная статья на тему 'Установление ограничений прав на земельные участки как метод государственного обеспечения экологической безопасности населения'

Установление ограничений прав на земельные участки как метод государственного обеспечения экологической безопасности населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / РЕЖИМООБРАЗУЮЩИЙ ОБЪЕКТ / LAND RIGHTS LIMITATIONS / METHOD OF GOVERNANCE / ENSURING THE PUBLIC ENVIRONMENTAL SAFETY / ORDER-FORMING OBJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкасская Н. В.

Обоснована целесообразность выделения такого самостоятельного метода государственного управления, как «установление ограничений прав на земельные участки», применение которого будет направленно на обеспечение экологической безопасности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The land rights limitations as a state’s method of ensuring the public environmental safety

The expediency of distinguishing such a method of governance, as "the imposition of limitations on the land rights", the application of which will be aimed at ensuring the public environmental safety, is substantiated.

Текст научной работы на тему «Установление ограничений прав на земельные участки как метод государственного обеспечения экологической безопасности населения»

УДК 332.25:349.6:631.95

Н.В. ЧЕРКАССКАЯ, канд. юрид. наук, доцент, старший научный сотрудник E-mail: [email protected]

ГУ «Институт Экономических Исследований», г. Донецк, ДНР

УСТАНОВЛЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Обоснована целесообразность выделения такого самостоятельного метода государственного управления, как «установление ограничений прав на земельные участки», применение которого будет направленно на обеспечение экологической безопасности населения.

Ключевые слова: ограничение прав на земельные участки, метод государственного управления, обеспечение экологической безопасности населения, режи-мообразующий объект.

Cherkasskaya N.V. The land rights limitations as a state's method of ensuring the public environmental safety.

The expediency of distinguishing such a method of governance, as "the imposition of limitations on the land rights", the application of which will be aimed at ensuring the public environmental safety, is substantiated.

Keywords: land rights limitations, method of governance, ensuring the public environmental safety, order-forming object.

Современный научно-технический прогресс стимулировал быстрое развитие ряд секторов экономики: промышленности, энергетики, транспорта, связи, отдельных отраслей сельского хозяйства, а также разработку минерально-сырьевых

ресурсов. Указанные изменения способствовали строительству значительного количества объектов повышенной опасности и формированию вредных отходов производства для населения и окружающей природной среды с различной их степенью концентрации на территории государства.

В связи с чем государство вынуждено брать обязательство обеспечения экологической безопасности населения, гарантируя это Основным Законом. Так, ст. 42 Конституции Российской Федерации [1], ст. 46 Конституции Республики Беларусь [2], ст. 16, ст. 50 Конституции Украины [3] закрепляют право каждого на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба (вреда), причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (причиненного нарушением этого права).

Достижение обеспечения экологической безопасности населения государством осуществляется при использовании различных управленческих методов уполномоченными органами, например, такими как: контроль (наблюдение) за состоянием окружающей природной среды; мониторинг атмосферного воздуха, вод, использования земель; нормирова-

© Н.В. Черкасская, 2016

ние использования пестицидов и агрохи-микатов; определение специальных условий осуществления тех видов хозяйственной деятельности, которые негативно влияют на окружающую природную среду и др.

Поэтому изучение методов влияния государства с целью обеспечения экологической безопасности населения в юридической науке были предметом исследования широкого круга авторов, среди которых можно выделить: Н.В. Барба-шову [4], В.Д. Басая [5], Л.А. Бондаря [6], Р.Х. Гиззатуллина [7], В.А. Зуева [8], Н.Л. Ильину [9], В.М. Комарницкого [10], Л.П. Решетник [11], Т.А. Третьяка [12], В.И. Сиряк [13] и др. Однако такой метод как «установление ограничений прав на земельные участки» в рассматриваемом аспекте не был предметом отдельного изучения, что указывает на актуальность данного вопроса.

Целью статьи является обоснование выделения «установление ограничений прав на земельные участки» в самостоятельный метод государственного обеспечения экологической безопасности населения при использовании земельных ресурсов на основе анализа законодательства Украины как действующего на территории Донецкой Народной Республики.

В теории права обоснованно, что установление ограничений прав на земельные участки ведет к закреплению специального режима их использования, который характеризуется наличием повышенных требований к собственникам земли или землепользователям относительно пользования и (или) охраны земельного участка [14, с. 6]. При этом следует обратить внимание на один из признаков ограничений прав на земельные участки, который заключается в «исключительной целевой направленности их установления», а именно: в интересах общества и (или) государства с

целью защиты от негативных последствий или их предупреждения в случае антропогенного, технического, физического, химического или природного влияния на земельный участок и (или) жизнь и здоровье людей и животных, а также безопасности государства [14, с. 5].

В данном случае государство (в лице органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления) выступает субъектом принятия решений о закреплении специального режима использования земельных участков в результате установления ограничений прав на них, на что указывают ряд норм законодательства, в частности: ч. 1, 2, 4 ст. 111, ст. 114, ч. 3 ст. 115 и др. Земельного кодекса Украины (далее - ЗК Украины) [15].

Действуя в пределах установленной компетенции, органы государственной власти и местного самоуправления с целью обеспечения экологической безопасности имеют право устанавливать ограничения прав на земельные участки при выявлении такого фактического основания, как наличие (или предполагаемое размещение в будущем) режимообра-зующего объекта, вокруг (вдоль) которого должны устанавливаться зоны с особыми условиями использования. А именно в тех случаях, когда режимообразую-щие объекты являются источниками выделения вредных веществ, запахов, повышенного уровня шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений и пр.

К таким объектам следует отнести: а) вредные производства: атомные, горнодобывающие, металлургические, ура-нодобывающие и др. (ст. 45 Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности (далее - ЗУ) [16], ст. 1 ЗУ «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергетики» [17], ст. 1 ЗУ

«Об объектах повышенной безопасности» [18]) и др.); б) экологически небезопасные объекты, сооружения и установки: аэропорты, отдельные производственные объекты, линейные объекты и объекты транспортной и энергетической инфраструктуры, полигоны для бытовых отходов, кладбища и пр. (ч. 1 ст. 24 ЗУ «Об охране атмосферного воздуха» [19], ч. 6 ст. 11 ЗУ «О транспорте» [20], ст. 4548 ЗУ «Об автомобильных дорогах» [21], ч. 2 ст. 11 ЗУ «О трубопроводном транспорте» [22] ст. 6 ЗУ «О железнодорожном транспорте» [23] и др.).

Анализ действующего законодательства дает основание утверждать, что уполномоченные государством органы, реализуя государственную политику в сфере обеспечения экологической безопасности населения, в результате принятия решений об установлении ограничений прав на земельные участки могут достичь решения таких задач, как:

а) снижение (устранение) вредного воздействия при эксплуатации режимо-образующих объектов на окружающую природную среду, а также здоровье и жизнь населения (ст. 18 ЗУ «О правовом режиме территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы» [24], ст. 12 ЗУ «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» [25] и др.;

б) создание условий защиты окружающей природной среды (в том числе и безопасности населения) от негативного воздействия в случае возникновения аварийных ситуаций, катастроф техногенного или природного характера, а также иного негативного антропогенного воздействия на указанные объекты (ст. 54, 60, 63, 64, 76, 77, 114 ЗК Украины, ст. 3, 4 ЗУ «Об использовании земель обороны» [26], ст. 1, 2, 4, 5 ЗУ «О правовом режиме чрезвычайной ситуации» [27] и др.);

в) создание условий для повышенной ответственности собственников ре-

жимообразующих объектов и собственников земельных участков (или землепользователей), примыкающих к таким объектам, перед населением относительно защити их жизни и здоровья (ч. 3 ст. 84 ЗК Украины, ст. 11 ЗУ «О трубопроводном транспорте» и др.).

Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод следующего содержания «установление ограничений прав на земельные участки» может выступать самостоятельным методом государственного обеспечения экологической безопасности населения, имеющего как прямое (непосредственное властное), так и косвенное (опосредованное) воздействие на поведение субъектов, содержащего превентивный характер (в связи с установлением ограничений до начала эксплуатации режимообразующих объектов) с целью снижения рисков негативного воздействия на жизнь и здоровье населения и (или) окружающую природную среду.

Данное определение раскрывает основные признаки рассматриваемого метода государственного регулирования, которые могут быть отдельно изучены в дальнейшем научном исследовании.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ).

2. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-Х11 (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.) // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэспублт Беларусь. - 1994. - № 9. - Ст. 144; Газета «Звязда» от 27.11.1996 г. № 276.

3. Конститущя Укра!ни прийнята на п'ятш сесп Верховно! ради Укра!ни 1996 р. ^ змiнами, внесеними вiдповiдно до Закошв Укра!ни вiд 08.12.2004 р. №2222-1У, вiд 01.02.2011 р. №2952-У1, вщ 19.09.2013 р. № 586-VII, вщ 21.02.2014 р. № 742-VII) // Вщомост Верховно! Ради Укра!ни. - 1996. -№ 30. - Ст. 141; 2005. - № 2. - Ст. 44; 2011. - № 10. - Ст. 68; 2014. - № 11. -Ст. 142; 2014. - № 11. - Ст. 143.

4. Барбашова Н.В. Правове забезпе-чення еколопчно! безпеки в процес гос-подарсько! дiяльностi: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.06 «Земельне право; аграрне право; еколопчне право; природоресурс-не право» / Н.В. Барбашова; НАН Украши, 1н-т держави i права iм. В.М. Корецького. - К., 1999. - 18 с.

5. Басай В.Д. Вщшкодування шко-ди, заподiяноi екологiчними правопору-шеннями: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.06 «Земельне право; аграрне право; еколоп-чне право; природоресурсне право» / В.Д. Басай; Львiв. держ. ун-т iм. 1.Я. Франка. - Л., 1996. - 23 с.

6. Бондар Л.О. Правовi засади здш-снення екологiчно небезпечно! дiяльностi в Укра!ш: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.06 «Земельне право; аграрне право; екологь чне право; природоресурсне право» / Л.О. Бондар; Ки!в. нац. ун-т iм. Т. Шевченка. - К., 2002. - 20 с.

7. Гиззатуллин Р.Х. Экологическая функция государств: теория и практика реализации: автореф. дис. на соискание ученой степени док-ра юрид. наук.: спец. 12.00.06 «Земельное право; природоре-сурсное право; экологическое право; аграрное право» / Р.Х. Гиззатуллин; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Института государства и права Российской академии наук. - М., 2014. - 56 с.

8. Зуев В.А. Органiзацiйно-правовi аспекти природокористування та охоро-ни навколишнього природного середо-вища: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.06 «Земельне право; аграрне право; еколопчне право; природоресурсне право» / В.А. Зуев; Нац. юрид. акад. Укра!ни iм. Я. Мудрого. - Х., 2003. - 20 с.

9. 1ль!на Н.Л. Оргашзацшно-право-вi засади забезпечення еколопчно! безпеки у плануванш та забудовi мют Укра!ни: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.06 «Земельне право; аграрне право; еколопчне право; природоресурсне право» / Н.Л. 1ль!на; Ки!в. нац. ун-т iм. Т. Шевченка. - К., 2008. - 20 с.

10. Комарницький В.М. Правовий режим зон надзвичайних еколопчних си-туацш в Укра!ш: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.06 «Земельне право; аграрне право; еколопчне право; природоресурсне право» / В.М. Комарницький; НАН Укра!ни, 1н-т держ. i права iм. В.М. Корецького. -К., 2002. - 19 с.

11. Решетник Л.П. Вщшкодування шкоди, заподiяноi порушенням еколопчних прав громадян: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.06 «Земельне право; аграрне право; еколопчне право; природоресурсне право» / Л.П. Решетник; Нац. юрид. акад. Укра!ни iм. Я. Мудрого. - Х., 2005. - 20 с.

12. Третяк Т.О. Реалiзацiя права на еколопчну безпеку в Укра!ш: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.06 «Земельне право; аграрне право; еколопчне право; природоресурсне право» / Т.О. Третяк ; НАН Укра!ни, 1н-т держави i права iм. В.М. Корецького. - К., 2011. - 16 с.

13. Оряк В.1. Правове забезпечення еколопчно! безпеки на територiях, що зазнали радюактивного забруднення:

автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.06 «Земе-льне право; аграрне право; еколопчне право; природоресурсне право» / В.1. Оряк; Нац. аграр. ун-т. - К., 2008. -19 с.

14. Черкаська Н.В. Обмеження прав на земельш дшянки: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.06 «Земельне право; аграрне право; еколопчне право; природоресурсне право» / Н.В. Черкаська; Нац. юрид. акад. Укра!ни iм. Я. Мудрого. - Х., 2008. - 19 с.

15. Земельний кодекс Украши: Закон Украши вщ 20.12.2001 р. № 2905-Ш (в ред. вщ 02.06.2015 р.) // ВщомосЛ Верховно! Ради Украши. - 2002. -№ 3-4. - Ст. 27; 2015. - № 31. - Ст. 293.

16. Про використання ядерно! енер-ги та радiацiйну безпеку: Закон Украши вщ 8 лютого 1995 р. № 39/95-ВР (в ред. вщ 17.09.2013 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Украши. - 1995. - № 12. - Ст. 81; 2014. - № 20-21. - Ст. 732.

17. Про дозвшьну дiяльнiсть у сферi використання ядерно! енергп: Закон Укра!ни вщ 11 ачня 2000 р. № 1370-Х1У (в ред. вщ 16.10.2012 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. - 2000. - № 9. -Ст. 68; 2014. - № 2-3. - Ст. 41.

18. Про об'екти пщвищено! небез-пеки: Закон Укра!ни вщ 18 ачня 2001 р. № 2245-Ш (в ред. вiд 09.04.2014 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. -2001. - № 15. - Ст. 73; 2014. - № 23. -Ст. 873.

19. Про охорону атмосферного по-впря: Закон Укра!ни вщ 16 жовтня 1992 р. № 2707-Х11 (в ред. вщ 09.04.2014 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. - 1992. - № 50. - Ст. 678; 2014. - № 23. - Ст. 873.

20. Про транспорт: Закон Укра!ни вщ 10 листопада 1994 р. № 232/94-ВР (в ред. вщ 02.03.2015 р.) // Вщомосп

Верховно! Ради Укра!ни. - 1994. -№ 51. - Ст. 446; 2015. - № 23. - Ст. 158.

21. Про автомобшьш дороги: Закон Укра!ни вщ 8 вересня 2005 р. № 2862-1У (в ред. вщ 02.06.2015 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. 2005. - № 51. -Ст. 556; 2015. - № 30. - Ст. 287.

22. Про трубопровщний транспорт: Закон Укра!ни вщ 15 травня 1996 р. № 192/96-ВР (в ред. вщ 15.01.2015 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. -1996. - № 29. - Ст. 139; 2015. - № 14. -Ст. 96.

23. Про залiзничний транспорт: Закон Укра!ни вщ 4 липня 1996 р. № 273/96-ВР (в ред. вщ 02.03.2015 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. -1996. - № 40. - Ст. 183; 2015. - № 23. -Ст. 158.

24. Про правовий режим територп, що зазнала радюактивного забруднення внаслщок Чорнобильсько! катастрофи: Закон Укра!ни вщ 27 лютого 1991 р. № 791а-ХП (в ред. вщ 28.12.2014 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. -1991. - № 16. - Ст. 198; 2015. - № 6. -Ст. 40.

25. Про зону надзвичайно! екологь чно! ситуацп: Закон Укра!ни вщ 13 липня 2000 р. № 1908-Ш (в ред. вщ 09.02.2006 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. - 2000. - № 42. - Ст. 348; 2006. - № 22. - Ст. 199.

26. Про використання земель оборони: Закон Укра!ни вщ 27 листопада 2003 р. № 1345-ГУ (в ред. вщ 22.12.2011 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. - 2004. - № 14. - Ст. 209; 2012. - № 37. - Ст. 444.

27. Про правовий режим надзви-чайного стану: Закон Укра!ни вщ 16 березня 2000 р. № 1550-Ш (в ред. вщ 12.02.2015 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни. - 2000. - № 23. - Ст. 176; 2015. - № 16. - Ст. 110.

Статья поступила в редакцию 11.04.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.