Успешность учебной деятельности студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями
Т. В. Ледовская
В статье раскрываются понятия «индивидуально-типологические особенности», «успешность учебной деятельности». Представлены основные результаты исследования специфики психологической структуры учебной деятельности и академической успеваемости студентов вуза с индивидуально-типологическими особенностями.
Ключевые слова: индивидуальность, индивидуально-типологические особенности, психологическая структура учебной деятельности, успешность учебной деятельности.
Success of Educational Activity of Students with Individual-Typological Features
T. V. Ledovskaya
The article deals with explanation of the term "individual-typological features", success of educational activity, the basic components of the research of the psychological structure of educational activity and success of educational activity of students with individual-typological features.
Key words: individuality, individual-typological features, psychological structure of the educational activity, success of the educational activity.
Гуманизация образования, переход к личност-но-ориентированному и компетентностному подходу предполагает обучение в вузе с учетом всех особенностей индивидуальности студента, которые помогут составить схему деятельности и свойств эффективного и успешного студента, где будут учтены ключевые моменты, отражающие качество профессионала, выпускаемого вузом.
В научных исследованиях психологии высшей школы немало работ, направленных на изучение индивидуальных возрастных особенностей студенчества (Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриева, И. С. Кон, И. В Кузнецова, Н. В. Кузьмина,
B. Т. Лисовский, А. М. Митяева, Н. В. Нижего-родцева, Ю. П. Поваренков, И. М. Слободчиков,
C. Д. Смирнов и др.). Однако проблема, касающаяся проявления индивидуально-типологических особенностей в учебной деятельности студентов, разработана недостаточно; в частности, в литературе существуют противоречивые сведения о том, как вообще индивидуальные особенности связаны с успешностью учебной деятельности.
В связи с этим исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и успешности учебной деятельности студентов подразумевает решение следующих задач:
1. Анализ понятий «индивидуально-типологические особенности» и «успешность учебной деятельности».
2. Определение уровня сформированно-сти психологической структуры учебной деятельности и академической успеваемости студентов, обладающих разными индивидуально-типологическими особенностями.
з. Структурно-функциональный анализ
психологической структуры учебной деятельности студентов, обладающих разными индивидуально-типологическими особенностями.
Характеристика выборки: исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» в группах студентов первого курса. Общий объем выборки - 255 человек в возрасте от 16 до 23 лет: 218 девушек и 37 юношей.
Данные, полученные в результате теоретического и эмпирического исследования, позволяют сделать следующие выводы и обобщения:
1. Б. Г. Ананьев определял индивидуальность как «единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека и индивида» [2, с. 334]. При этом человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь всех трех структур. В своих работах он использует термин «индивидуально-типические особенности» и определяет их как «класс первичных свойств, образующихся из трех групп природных свойств (конституциональные, нейродинамические, билатеральные - особенности симметрии организма)» [2, с. 48].
Исходя из концепции Б. Г. Ананьева, в качестве конструктов, входящих в понятие «индивидуально-типологические особенности», мы включаем индивидные характеристики, так как они «являются первичными и существуют на всех уровнях индивидуальности» [1, с. 209]: психодинамические особенности (экстраверсия / ин-
Т. В. ЛедоваШъ
троверсия, эмоциональная устойчивость / эмоциональная неустойчивость) и функциональную асимметрию мозга.
Свойства индивидуальности имеют индивидуальную меру выраженности и могут быть определены количественно через показатели эффективности деятельности (производительность, качество, надежность) [7, с. 27]. С учетом специфики учебной деятельности в нашей работе используется только показатель качества (успешность учебной деятельности), выраженный результативно (академическая успеваемость) и структурно-организационно (уровень развития психологической структуры учебной деятельности).
2. Для оценки результативного качества учебной деятельности использовался показатель академической успеваемости (АУ) по профильным дисциплинам и успеваемость по непрофильным дисциплинам. АУ представлена в виде среднего значения отметок, полученных студентами в период промежуточных аттестаций и экзаменационной сессии. Общий показатель АУ студентов - средняя сумма оценок по профильным и непрофильным предметам.
В работе используется теоретическая модель -комплекс методических приемов и методов исследования психологической структуры учебной деятельности, разработанный и апробированный в рамках системогенетической концепции учебной деятельности студентов Н. В. Нижегородце-вой. Содержание (компонентный состав) психологической структуры учебной деятельности (ПСДу) определяется ее спецификой и содержанием образования на конкретном этапе обучения. Основу ПСДу составляет структура (система) учебно-важных качеств (УВК), обеспечивающих реализацию учебной деятельности [4].
В процессе исследования получены следующие результаты:
А. Статистическая значимость различий АУ в группах экстравертов и интровертов имеется в общем уровне успеваемости ^=2,540 при р<0,05), в успеваемости по профильным ^=2,081 при р<0,05) и непрофильным дисциплинам 0=2,647 при р<0,01).
В целом шкала «интроверсия-экстраверсия» имеет статистическую связь (р<0,01) с АУ по общей (г=-0,214), профильной (г=-0,178) и непрофильной успеваемости (г=-0,197). Так как значение г отрицательно, можно говорить о том, что уровень АУ ниже у тех студентов, показатели которых по шкале «экстраверсия» наибольшие. У группы студентов-интровертов имеется корреляция с АУ по общему (г=-0,315 при р<0,01) и непрофильному (г=-0,321 при р<0,01) показателям.
Отрицательный результат корреляции говорит о том, что ярко выраженные интроверты менее успешны, чем студенты с низкими и средними показателями по шкале интроверсии. В группе студентов-экстравертов связи индивидуально-типологических особенностей с АУ ни по одному показателю не обнаружилось.
При определении парциального вклада успеваемости профильных и непрофильных дисциплин в показатель общей успеваемости, оцениваемый с помощью корреляционного анализа г-Спирмена, было установлено следующее: у интровертов вклад успеваемости по дисциплинам профильного цикла больше (г=0,930 при р<0,001), чем по непрофильным дисциплинам (г=0,916 при р<0,001); у экстравертов был получен такой же результат - вклад успеваемости по дисциплинам профильного цикла больше (г=0,902 при р<0,001), чем по непрофильным дисциплинам (г=0,898 при р<0,001).
Б. Статистически значимые различия в уровне АУ по профильным, непрофильным дисциплинам и по общему показателю успеваемости эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых студентов не выявлены.
У эмоционально устойчивых студентов вклад успеваемости по дисциплинам профильного цикла меньше (г=0,872 при р<0,001), чем по дисциплинам непрофильным (г=0,878 при р<0,001); у эмоционально неустойчивых был получен противоположный результат - вклад успеваемости по дисциплинам профильного цикла больше (г=0,927 при р<0,001), чем по дисциплинам непрофильным (г=0,910 при р<0,001).
В. Определяя взаимосвязь успеваемости и ФАМ, мы получили следующие результаты: ни у одной группы студентов не имеется корреляции ФАМ с академической успеваемостью по интегральному, профильному и непрофильному показателям. У левополушарных студентов вклад успеваемости по дисциплинам профильного цикла больше (г=0,912 при р<0,001), чем по дисциплинам непрофильным (г=0,896 при р<0,001); у правополушарных был получен обратный результат - вклад успеваемости по дисциплинам непрофильного цикла больше (г=0,888 при р<0,001), чем по дисциплинам профильным (г=0,868 при р<0,001).
Г. Взаимосвязь уровня сформированности психологической структуры учебной деятельности, выраженная в индивидуальном индексе готовности к обучению в вузе (ИИГ), с академической успеваемостью на уровне значимости р<0,05 имеется у студентов-экстравертов
(г=0,165), эмоционально устойчивых (г=0,130) и левополушарных (г=0,160).
3. Структурно-функциональный анализ психологической структуры учебной деятельности студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями позволил сделать следующие выводы и обобщения:
А. ПСДу студентов-интровертов является несформированной, в отличие от ПСДу экстравертов. ПСДу интровертов не содержит УВК «обучаемость», хотя именно этот компонент в изучаемой группе наиболее развит, по сравнению
Б. ПСДу эмоционально устойчивых студентов не сформирована, в отличие от ПСДу эмоционально неустойчивых. ПСДу эмоционально устойчивых не содержит УВК «принятие задачи» и «обучаемость», хотя именно этот компонент в изучаемой группе наиболее развит, по сравнению с группой эмоционально неустойчивых. Значимые различия средних значений развития УВК в группах студентов обнаружились по следующим компонентам: «обучаемость» ^=1,767 при р<0,05), «мышление (гибкость)» ^=-1,899 при р<0,05), «эмпатия» ^=-2,691 при р<0,01), «ком-
Основные показатели ПС
В. ПСДу правополушарных и амбивалентов не сформированы; ПСДу левополушарных более развита и характеризуется полным набором компонентов с оптимальным количеством связей УВК. Структуры студентов разных доминирующих полушарий ФАМ имеют неодинаковый набор базовых (характеристики, вес которых значи-
с группой экстравертов. Обнаружено статистически значимое различие средних значений развития УВК в качестве «обучаемость» (=2,552 при р<0,05). Ведущие УВК (УВК, образующие сильные корреляционные связи с показателем академической успеваемости [4]) интровертов - «отношение к себе» и «мышление (гибкость)», экстравертов - «мышление логическое», «профессиональная направленность», «коммуникабельность». Основные показатели ПСДу экстравертов и интровертов представлены в таблице 1.
муникабельность» (=-4,644 при р<0,001). Ведущие УВК эмоционально устойчивых студентов -«коммуникабельность», «мышление логическое», «произвольная регуляция деятельности», «потребность в достижении» и «отношение к себе»; эмоционально неустойчивых - «коммуникабельность», «профессиональная направленность» и «мышление логическое». Основные показатели ПСДу эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых студентов отображены в таблице 2.
Таблица 2
г эмоционально устойчивых
тельно превышает среднее значение в структуре [4]) и ведущих УВК. Ведущими УВК левополу-шарных является «профессиональная направленность», «отношение к себе», «мышление логическое». Правополушарные имеют ведущие УВК «профессиональная направленность», «произвольная регуляция деятельности», «мышление
Успешность учебной деятельности студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями
Таблица 1
Основные показатели ПСДу студентов-экстравертов и интровертов
№ Показатели ПСДу Экстраверты Интроверты
1 Количество компонентов структуры 14 13
2 Общее количество г связей компонентов структуры 46 36
3 Количество сильных г связей (р<0,01) 16 6
4 Средний вес компонента структуры (У ср.) 4,7 3,2
5 Показатель интегрированности структуры (ИКС) 66 41
6 Базовые УВК ВН; ПЛ; ВП; МГ; ОС ВН; ПД; ПЗ
7 Ведущие УВК К; МЛ; ПН ОС; МГ
Примечание. Здесь и далее: ПЛ - память логическая; ВН - вводные навыки; ВП - внимания производительность; МГ -мышление (гибкость); ОС - отношение к себе; ПД - потребность в достижении; ПЗ - принятие задачи; ПН - профессиональная направленность; ПРД - произвольная регуляция деятельности; Об - обучаемость; Эм - эмпатия; К - коммуникабельность; МЛ - мышление логическое; ПВ - память вербальная.
и эмоционально неустойчивых студентов
№ Показатели ПСДу Эмоционально-устойчивые Эмоционально-неустойчивые
1 Количество компонентов структуры 12 14
2 Общее количество г связей компонентов структуры 28 56
3 Количество сильных г связей (р<0,01) 4 22
4 Средний вес компонента структуры (Уср.) 2,7 5,7
5 Показатель интегрированности структуры (ИКС) 32 80
6 Базовые УВК ВН; ВП ВН; ОС; ПЛ; К
7 Ведущие УВК К; МЛ; ОС; ПД; ПРД К; МЛ; ПН
(гибкость)». У амбивалентов ведущими являются «коммуникабельность», «память логическая», «обучаемость». Значимые различия средних значений развития УВК в группах левополушарных студентов и амбивалентов не обнаружились; пра-вополушарные студенты и амбиваленты имеют значимые статистические различия по двум
компонентам: «память логическая» 0=-1,972 при р<0,05) и «обучаемость» ^=2,024 при р<0,05); у групп студентов право- и левополушарных имеются различия в значениях компонента «память логическая» ^=3,211 при р<0,01). Основные показатели ПСДу этих групп студентов отображены в таблице 3.
Таблица 3
Основные показатели ПСДу студентов
№ Показатели ПСДу Доминирующее полушарие ФАМ
Левое Правое Амбивалентное
1 Количество компонентов структуры 14 11 11
2 Общее количество г связей компонентов структуры 44 18 20
3 Количество сильных г связей 20 4 4
4 Средний вес компонента структуры 4,6 1,8 2
5 Показатель интегрированности структуры 65 20 22
6 Базовые УВК ВН; ПЛ; ПД ВН; ПЛ; МЛ ПВ; Об; МЛ; МГ
7 Ведущие УВК ПН; ОС; МЛ ПН; ПРД; МГ К; ПЛ; Об
Таким образом, полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей с успешностью учебной деятельности на начальном этапе обучения студентов вуза как со структурно-организационным, так и с результативным показателем успешности учебной деятельности. Результаты исследования будут полезны для выделения психологических типов студентов с целью индивидуализации и дифференциации высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного чело-векознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 1977. - 380 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л. , 1969. - 107 с.
3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2000. -368 с.
4. Нижегородцева, Н. В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст] : монография / Н. В. Нижегородцева. - Ярославль : Аверс Пресс, 2004. -338 с.
5. Нижегородцева, Н. В. Проблемы системогенеза учебной деятельности [Текст] : монография / Н. В. Нижегородцева, Е. В. Карпова, Н. П. Ансимова / под ред. члена-корреспондента РАО, д-ра психологических наук, профессора А. В. Карпова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 420 с.
6. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. , 1994. - 320 с.
7. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадри-ков. - М. : Логос, 2007. - 192 с.