Г.Л. Тульчинский
УДК 17; 378
Успех этики успеха
Аннотация. Университет воспроизводит профессиональную среду. Такое воспроизводство связано не только со знаниями и навыками (человеческим капиталом), но также и с социальным капиталом. Статья содержит различение видов (уровней) успеха и критериев успешности профессиональной деятельности. Такие критерии обусловлены этосами различных профессий.
Ключевые слова: личность, мотивация, университет, успех,
этос.
В свое время (1994-1995 г.), когда Центр (теперь Институт в ТюмГНГУ) прикладной этики выступил с доктриной этики успеха как фактора модернизации российского общества, я был очень обнадежен. Дело в том, что именно к тому времени у меня сложилась концепция видов успеха как определенных типов мотивации - в зависимости от уровня самоопределения личности. И когда я заговорил об этом на кафедре управления и экономики Института культуры, где тогда работал, её заведующий мне сказал, что «успех - не наша категория». Пришлось самостоятельно, в одиночку, заниматься дальнейшей разработкой; и модель доказала свою теоретическую и практическую применимость. А реакцию завкафедрой я долгое время объяснял особенностями постсоветского сознания, замешанного на традиционном апофатизме и эгалитаризме, - когда личностный успех трактуется или как индивидуализм, противопоставление коллективу, или отождествляется с радостью принадлежности общему успеху: страны, предприятия...
Поэтому, на волне серьезных трансформаций в социуме, внимание к этике успеха, нравственному оправданию достижи-тельной мотивации представлялось делом очень важным и перспективным. Несмотря на изрядный ее романтизм, даже апелляция к Идее Успеха как одному из вариантов Национальной идеи вызывала поддержку.
Трансформация нравственной культуры, действительно, состоялась. И впору говорить о ее результатах, а также факторах, определивших такие результаты. Так что приходится вновь удивляться интуиции НИИ прикладной этики - организаторов, инициировавших это обсуждение. Потому как «успех этики успеха» оказался решающим образом зависимым от ценностно-нормативной среды, задающей шкалы оценки того, что считать успехом.
Виды успеха и этосы успешности
В упомянутой модели [6] различалось 5 видов успеха.
Успех-признание. Этот вид успеха лежит в основании концепции достижительной мотивации (от У.Джеймса до Х. Хек-хаузена и Р.Бернса). Это очень важный вид успеха для молодых людей, начинающих профессионалов. Поэтому хорошие учитель, родитель, тренер, воспитатель, руководитель планируют, пусть небольшие, но успехи своих подопечных - для поддержания их заинтересованности и тонуса победительно-сти. Причем замечено, что чем более воспитанник, подопечный доверяет авторитетному руководителю, тем более стимулирующее воздействие на него оказывает не поощрение, а оценка его слабостей. Действительно, если они меня хвалят, значит я в их глазах достиг потолка. А если критикуют, то в их глазах моя планка выше, и стоит постараться выйти на новый уровень.
Успех-признание другими значимыми - не только признание, обеспечивающее известность и узнаваемость, а именно признание референтной для личности группой. Это могут быть родители, любимые учителя, значимые коллеги и т.п. Такая мотивация сужает и конкретизирует поле признания, но, одновременно, выражает и более глубокую социализацию личности.
Успех-преодоление - способность решать профессиональные, учебные, жизненные проблемы, отвечать на вызовы. Этот вид мотивации может порождать этакое профессиональное - даже жизненное - каскадерство, которое в некоторых видах деятельности может оказаться опасным для окружающих, а в некоторых (искусство, спорт, наука, бизнес) - чрезвы-
чайно конструктивным фактором поиска и реализации инноваций, творчества.
Успех-самосовершенствование - не просто перфекцио-низм, а стремление к мастерству, когда для личности оценки окружающих, и даже таких же мастеров, оттесняются на второй план по сравнению с его собственными представлениями о желаемом должном, уровне и качестве своей деятельности и ее результатах.
И наконец, успех-призвание - когда личность саму себя рассматривает как средство, инструмент реализации некоей миссии, когда она делает что-то не потому, что это надо кому-то (включая ее саму), а потому, что не может не делать - в духе знаменитого лютеровского «На том стою и не могу иначе!».
Речь идет не только о видах, но и об уровнях успеха, связанных с нарастанием свободы и ответственности личности. От успеха-признания к призванию снижается зависимость личности от оценок окружающих, ориентации на эти оценки. И для руководителя важно знать - какой тип мотивации доминирует у данного человека. Если это начинающий молодой профессионал, то, как уже говорилось, нужно поддерживать его в мотива-ционном тонусе. Если «экстремал», то нашей задачей становится подкидывать ему задачки, чтобы он их решал. Если мастер или, тем более, призванный, то стоит подумать об общности интересов. Если она есть, то мы получим мощнейший фактор развития: такому человеку давать задания, контролировать их исполнение необходимости нет - он сам знает, как сделать хорошо или еще лучше. Но если общности интересов нет, то мы можем получить мощный очаг конфликтности и сопротивления.
Однако, как уже говорилось, развитие и конкретизация модели предполагают конкретизацию базы оценки успешности. Дело в том, что критерии такой оценки выражают особенности, специфику того социума, в котором осуществляется оценка. Например, успех первого уровня может быть связан с признанием, популярностью личности как исследователя или как удачливого игрока, любовника, крутого предпринимателя и т.п. Преодоление, самосовершенствование могут быть связаны со способностью затоптать, убрать конкурентов.
Дальнейшее прояснение и операционализация видов успеха могут быть связаны с концепцией этосов, предложенной в работах Л.Болтански и его коллег еще в 1980-х [1, 2]. Речь идет о концепции социальных миров («градов»), в которых вырабатываются специфические нормы, важные для социальной консолидации, а также представления об оценке достоинств (заслуг, уважения, признания, авторитетности). Авторы концепции выделяют: мир вдохновения (le monde de l'inspiration), патриархальный мир (le monde domestique), мир репутации (le monde de l'opinion), гражданский мир (le monde critique), рыночный мир (le monde marchand), научно-технический мир (le monde Industriel). Каждый такой мир (град) авторы связывают с параметрами соответствующего этоса: признания великим, высшим (etat de grand), высший общий принцип, великое (высшее), достоинство, испытания, падение и т.д. Например, высшим общим достижением для рыночного этоса являются конкурентоспособность, востребованность, прибыль; для мира вдохновения -оригинальность, необычность, страстность; а для патриархального мира - преданность, воспитанность. И авторы дают детальную конкретизацию, операционализируя все параметры успешности для каждого из этосов.
Эта систематизация уязвима для критики. Бросается в глаза, что религия и искусство оказались в одном кластере. Научный этос сведен к индустриальной прагматике, что связано либо с отождествлением рациональности и эффективности, либо также с признанием полной ориентации современной науки не столько на бескорыстные поиски истины, сколько на решение практических проблем производства, политики, управления. Но при этом улавливается главное - существенные отличия различных этосов со своими ценностно-нормативными установками, критериями оценки, признания успешности. Каждый из таких этосов связан со сформировавшимися в современной цивилизации кластерами деятельности, связанными с ними рынками труда.
Нельзя не отметить параллель между типами социальных миров (градов) Болтански - Тевено и типами власти, выделенными в свое время А.Кожевым, считавшим, что в истории политической философии четыре теории власти, связанные с опре-
деленными типами политического авторитета, которые он связал соответственно с образами Отца, Судьи, Вождя и Господина и в 1942 году предложил на этой основе, пожалуй, наиболее детальную систематизацию видов власти [3].
В объяснении традиционных типов власти такой типологии оказывается достаточно. Однако современное информационное общество выдвинуло еще один тип авторитета, основанный на паблицитном капитале (рыЬНеНу - известность и узнаваемость). Лица и группы, претендующие на власть в современном обществе, должны быть достаточно известными, легко распознаваемыми медийными персонажами. Недаром популярные артисты, спортсмены, шоумены в наши дни столь массово вышли на политическую арену. Более того, в информационном обществе - с его широкой доступностью к огромным массивам информации, интенсивностью коммуникации - традиционные типы авторитета испытывают серьезные репутационные риски, достаточно легко и быстро дискредитируются. В какой-то степени известность и узнаваемость были и остаются фактором, дополнительно подкрепляющим авторитет. Однако в современном информационном обществе этот вспомогательный фактор начинает теснить традиционные типы авторитета. И концепция Л.Болтански - Л.Тевено, вводящая отдельный социальный нормативный град репутации, роль этого фактора учитывает.
Таким образом, получается соответствие моделей А. Ко-жева и Л.Болтански - Л.Тевено: власть Отца связана с ценностно-нормативным комплексом Патриархального мира; власть Господина - с этосом иерархии силы (включая экономическое давление); власть Вождя опирается на мир Вдохновения и Репутации; власть Судьи - на этос Гражданского мира. Несомненно, такое сопоставление типов этосов и власти нуждается в большем уточнении и систематизации. Но уже из проведенного сопоставления очевидно, что современный социум представляет собой систему различных этосов со своими критериями оценки и ресурсами влияния, в том числе - на формирование власти. Тогда можно говорить о различных конфигурациях этических приоритетов в конкретном социуме - в зависимости от того, нормы каких этосов в нём доминируют.
Главное, на основе разработок А.Кожева, Л.Болтански, как представляется, вырисовывается подход, в котором позиционирование и реализация успешности возможны только на основе убедительной презентации различных представлений о справедливости (как минимум - основных пяти), критики, компромисса и баланса между ними. Успешность применительно к конкретному обществу предстает конкретной гармонизацией этих представлений - в зависимости от особенностей исторического развития и расстановки сил в данном социуме. И такой анализ будет плодотворен только применительно к конкретному социуму на конкретном этапе его развития.
К упомянутым этосам можно добавить еще криминальный этос, в котором свои специфические представления об успешности, критериях ее оценки. В этой связи можно поддержать идею авторов предложенного НИИ ПЭ на обсуждение проекта, что этика успеха призвана не только морально оправдывать мотивацию на успех, культивировать чувство гордости за достигнутое. Имеет смысл обсуждать и формулировать необходимые ограничения, даже запреты достижительной деятельности.
Успех и миссия университета
Итак, разным этосам, связанным с различными видами профессиональной деятельности, свойственны разные критерии успеха. И не все они воспроизводятся с помощью университета.
Недавно маркетинговое агентство Verve Search проанализировало список Foprbes, в котором представлены богатейшие люди планеты за последние 20 лет, на предмет уровня их образования. Оказалось, что четверть из них перед тем, как попасть в элиту успешных, не закончили университеты и колледжи. И это больше, чем тех, кто доучился до магистра. Правда, половина этих миллиардеров после достижения успеха все же доучились до уровня бакалавриата, 20% получили магистерскую степень, а 5% - докторскую. Но - после, а иногда - в знак признания заслуг [7]. Примеры: недоучки Б.Гейтс, М. Цукер-берг, бросивший Гарвард ради идеи Facebook, - далеко не исключения из правил. Дорогу к успешному бизнесу открывает не столько диплом, сколько способность к реализации открывше-
гося окна возможности, т.е. сочетание здравого смысла и удачи. Миллиардеры сплошь и рядом образованы хуже, чем управляющие их компаниями, чем менеджеры, экономисты, бухгалтеры, инженеры. И один из таких самородков, миллиардер, сооснователь PayPal Питер Тиль даже основал фонд, который помогает молодым людям грантами в $ 100 000 выйти из гонки за дипломом и просиживания времени в аудиториях и открыть свое новое дело. Как замечает один из таких грантопо-лучателей, Д.Стефенсон, покинувший колледж в 19 лет: «Есть некоторая ценность в университетском образовании. Оно учит следовать инструкциям, соблюдать дедлайны и работать в коллективе. Однако это не единственный способ научиться чему-то».
Университеты решают две задачи. Первая - человеческий капитал: определенные профессиональные знания и навыки, позволяющие решать некие конкретные задачи. Вторая - социальный капитал: войти в определенную профессиональную сеть («тусовку»), завязать определенные связи и контакты как внутри поколения, так и в сфере деятельности.
Показательно, что российская молодежь 1981-2000 годов рождения стремится к развитию карьеры гораздо в большей степени, чем сверстники из других стран. Возможности карьерного роста первостепенны при выборе работодателя для 91% молодых россиян. И это высший показатель в мире. По данным международного исследования The Nielsen Global Reputation Study [6], в других странах мира для молодежи важны комфортные условия труда (86% респондентов) и интересный, не однообразный характер работы (84%).
Не случайно среди выпускников российских университетов символами успеха, наиболее престижными местами трудоустройства являются: первое - компания McKinsey (там хотят работать 28,6% респондентов), второе - The Boston Consulting Group (18,9% респондентов), третье - популярная у молодежи интернет-компания Google (16,6%), четвертое - Bain & Company (10,7%), пятое - EY (10,4%)..., восьмое - девятое - «Газпром» - «Газпром нефть» (по 9,6%). Следует отметить, что многие выпускники-отличники стремятся устроиться в международные компании, рассчитывая продвинуться по службе и
уехать работать на Запад. Попав в McKinsey, они надеются из московского офиса перейти в офис компании в Нью-Йорке или в Лондоне [4].
В этом плане задача образования - воспроизводство и формирование элиты - не может сводиться только к освоению знаний, умений и навыков. Каждый университет, колледж, каждая школа с каждым выпуском отправляют в жизнь не индивидов, а некое сообщество, объединенное не только возрастом, знаниями, но и личностным опытом. И эта общность имеет долгую инерцию. К общности поколенческой добавляется общность вместе прожитых важнейших лет, когда формировалась призма, через которую будет восприниматься последующий жизненный опыт. Не случайно в бизнесе, политике, науке, в самом образовании такую роль играет общность одноклассников, одногруппников, принадлежности alma mater. Она закладывает основу доверия, общности интересов, столь важные в любом общем деле, способствует формированию и развитию социального капитала.
Ergo
Тема, поднятая четверть века назад НИИ ПЭ, своей актуальности не потеряла. Наоборот, она приобретает новую, более глубокую проблематизацию, связанную с операционализа-цией конкретных видов успешности и их критериев. Этос успешности оказывается зависимым и производным от конкретных профессиональных этосов. И, конечно же, университеты играют в формировании и воспроизводстве таких этосов существенную роль.
Однако сами университеты, в качестве образовательных и исследовательских центров, имеют свои критерии успешности, в связи с чем, как представляется, возникает вопрос о возможностях воспроизводства в академической среде не только соответствующих профессиональных этосов, но и критериев успешности. И это несколько иной разворот проблемы успешности самого университета и критериев такой успешности. Отрыв этих критериев от критериев успешности конкретной профессии чреват еще большей дистанцией между университетом и
рынком труда, что способно только усугубить ситуацию с современной российской высшей школой.
Можно предположить, что именно на этом развороте проблемы успешности возможна интеграция двух миссий университета: миссии-стратегии развития самого университета и миссии-кредо по наращиванию человеческого и социального капитала российского общества.
Список литературы
1. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. М.: НЛО, 2011.
2. Болтански Л., Тевено Л. Критика и обоснование справедливости. М.: НЛО, 2013.
3. Кожев А. Понятие власти. М.: Праксис, 2007.
4. Подцероб М. Где отсеивают отличников // Ведомости. № 4054 от 13.04.2016.С.20.
5. Романова С. Молодежные мерки для работодателей // Ведомости. № 4033 от 15.03.2016.
6. Тульчинский Г.Л. Успех: модусы бытия и свободы // Этика успеха. Вестник исследователей, консультантов, ЛПР / Под ред. В.И.Бакштановского. В.А.Чурилова. Тюмень-Москва: Центр прикладной этики, 1994. Вып.2. С.16-17.
7. Akhmed M. School of hard knocks no barrier for biilonaires // Financial Times . 03.04.2016.