КУЧЕРКОВА О.А. УСЛУГИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (УНИВЕРСАЛЬНЫХ) БИБЛИОТЕК СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАННЫХ ИМИ САЙТАХ
Автором впервые был проведен комплексный анализ сайтов государственных (универсальных) библиотек субъектов Российской Федерации, выявлен и проанализирован полный ассортимент услуг данных библиотек. После их сопоставления, была создана новая классификации услуг библиотек. При анализе сайтов автором сделана попытка унификации терминологии.
В основу классификации услуг было положено разделение всего ассортимента услуг по месту предоставления услуг на 3 группы: внестационарные, дистанционные, стационарные, каждая из которых делится, по предоставляемому пользователям объекту, на 5 групп: документные, справочные, услуги библиографического информирования, культурно-просветительские; также были выделены прочие - услуги, которые нельзя отнести к первым 4 группам, в них вошли, в основном, так называемые сервисные услуги.
Ключевые слова: ассортимент услуг, библиотечная услуга, классификация услуг, внестационарная услуга, дистанционная услуга, стационарная услуга.
Koucherkova О.А.
Services of the state (universal) libraries of subjects of the Russian Federation presented on the websites created by them
The author first had complex analysis of websites of public (Universal) libraries of subjects of the Russian Federation, identified and analyzed a full range of data services to libraries. The analysis of the range of services of public (Universal) libraries of subjects of the Russian Federation on their sites, comparing them, creating a new classification. When analyzing sites the author had to standardize terminology.
Classification of services was based on the separation of the whole range of services providing services to 3 groups: as out stationary, remote, stationary, each of which shares granted to users in 5 groups: document, reference, bibliographic services, information, cultural and educational; were also highlighted in other services that cannot be attributed to the first 4 groups, they entered mostly the so-called services.
Key words: range of services, library service, classification of services, outpatient service, remote service, inpatient service.
КУЧЕРКОВА О.А. УСЛУГИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (УНИВЕРСАЛЬНЫХ) БИБЛИОТЕК СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАННЫХ ИМИ САЙТАХ
К настоящему времени стало необходимым выявление полного ассортимента услуг библиотек Российской Федерации. Его создание и анализ сделает более полными знания о библиотечном обслуживании в Российской Федерации, а постоянный мониторинг изменений в этой сфере сделает эти знания более актуальными. Знание о полном спектре услуг, которые предоставляют все библиотеки в целом, может помочь сотрудникам библиотек Российской Федерации расширить ассортимент предлагаемых ими услуг.
Выявление услуг всех библиотек Российской Федерации - это глобальная работа. Поэтому автором было решено начать свое исследование с выявления ассортимента услуг государственных (универсальных) библиотек субъектов Российской Федерации, размещенных на созданных ими сайтах.
В Российской Федерации на данный момент существует 85 государственных (универсальных) библиотек субъектов Российской Федерации: 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), 5 автономных (4 автономных округа и 1 автономная область), 9 краевых, 46 областных, 22 республиканских.
В 2016 году автором был проведен мониторинг сайтов этих библиотек для выявления полного ассортимента библиотечных услуг, которые ими предоставляются, а в 2017 году данные из сайтов были актуализированы (спектр услуг расширился на 80 сайтах). Выявлено 349 услуг, предлагаемых пользователям библиотеками. При анализе сайтов автору пришлось унифицировать терминологию. На каждом сайте используются разные, созданные сотрудниками конкретной библиотеки, классификации,
по-своему формулируются названия услуг. Например: «услуга предоставления документов во временное пользование для работы в стенах библиотеки»:
в Краснодарской краевой универсальной научной
библиотеке им. А.С.Пушкина" формулируется: «предоставление во временное пользование документов из библиотечного фонда для работы в читальном зале»;
в Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова: «предоставление доступа к печатным и оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеке, в том числе к фонду редких книг».
Итогом исследования стал анализ ассортимента услуг, предоставляемых библиотеками, как в помещениях библиотек, так и на их сайтах.
В основу классификации услуг было положено разделение услуг по месту предоставления услуг на 3 группы: внестационарные (услуги предоставляемые за пределами территории библиотеки), дистанционные (услуги, которые можно получить с помощью технических устройств: онлайн, через сеть Интернет, а также мобильной и телефонной связи), стационарные (услуги предоставляемые на территории библиотеки). Каждая из этих 3 групп делится по предоставляемому пользователям объекту (т. е. результату услуги) на 5 подгрупп: документные (предоставление документов на любом носителе), справочные (все виды справок), услуги библиографического информирования (групповое и индивидуальное предоставление библиографической информации по запросу), культурно-просветительские (удовлетворение потребности пользователя в культурных контактах, а также получении новых знаний); также были выделены прочие - услуги, которые нельзя отнести к первым 4 группам, в них вошли, в основном, так называемые сервисные услуги. Эта классификация объединяет весь ассортимент услуг государственных (универсальных) библиотек субъектов Российской Федерации в четкую структуру, что дает возможность их сопоставления, сравнения и анализа.
Данные по каждой библиотеке были обобщены. Выявлено 22 внестационарных, 81 дистанционная, 246 стационарных услуг.
Из 22 внестационарных услуг можно выделить: 5 документных, 3 библиографических справочных, 9 культурно-просветительских, 5 прочих. Наиболее популярными услугами, предлагаемыми на сайтах библиотек, из внестационарных являются: КИБО (Комплекс информационно-библиотечного обслуживания) - эта услуга предлагается на сайтах 17 библиотек; «надомный абонемент» (посещение сотрудником библиотеки пользователей «на дому»: прием заказов, передача ранее заказанных и сбор прочитанных документов) предоставляется в 15 библиотеках; «организация выставок вне библиотеки по заявке» тоже в 15 библиотеках. 9 внестационарных услуг предоставляются только в 1 из государственных (универсальных) библиотек субъектов Российской Федерации.
Из 81 дистанционной можно выделить: документных - 24, справочных - 15, библиографического информирования -3, культурно-просветительских - 25, прочих - 13. Самые наиболее предлагаемые на сайтах дистанционные услуги: «электронная доставка документов» указана на сайтах 65 библиотек; «виртуальная справочная служба (ВСС)» - предлагается на сайтах 59 библиотек; «предоставление доступов к удаленным информационным ресурсам и базам данных» эту услугу предлагают на сайтах 49 библиотек. Предоставляются только в одной из государственных (универсальных) библиотек субъектов Российской Федерации 23 услуги.
Стационарные услуги наиболее многочисленны - 70 % всех услуг. Из 246 стационарных услуг 16 документных, 13 справочных, 9 библиографического информирования, 72 культурно-просветительских и 131 прочая (сервисная). Из них наиболее популярны услуги: документные: «абонемент» (предлагается на 70 сайтах) и «предоставление доступов к информационным ресурсам и базам данных в помещении библиотеки» (предлагается на 54 сайтах); справочные: «справки: тематические, фактографические, уточняющие, адресные» (100 % библиотек) и «предоставление системы каталогов и других форм библиографического информирования о составе фондов и др. ресурсов библиотеки» (100 % библиотек); библиографического информирования: «групповое информационное обслуживание специалистов» (предлагается на 30 сайтах) и «индивидуальное информационное обслуживание» (предлагается на 30 сайтах); культурно-просветительские: «занятия по вопросам библиотечно-библиографической грамотности» (предлагается на 72 сайтах) и «выставки» (предлагается на 69
сайтах); прочие: «ксерокопирование документов» (предлагается на 73 сайтах) и «предоставление места, оборудованное персональным компьютером в т.ч. с доступом в Интернет» (предлагается на 70 сайтах). Уникальными являются 2 документных, 1 библиографических справочных, 17 культурно -просветительских и 54 прочих (сервисных) услуг, каждая из них предоставляется только в какой-либо одной из государственных (универсальных) библиотек субъектов Российской Федерации предоставляются.
По итогам мониторинга 2016-2017 гг. был составлен ассортимент услуг, предлагаемых на сайтах государственных (универсальных) библиотек субъектов Российской Федерации. Все услуги были разделены на 3 группы (по месту предоставления) и 5 подгрупп (по предлагаемому пользователю объекту). В ходе исследования было замечено, что на сайтах библиотек нет четкой классификации услуг. Ассортимент услуг конкретной библиотеки выявлялся по прейскурантам, спискам услуг, информации о структурных подразделениях. Каждый сайт библиотеки охватывает определенный аспект ее реальной деятельности в зависимости от субъективных целей библиотекарей.
Анализ сайтов библиотек показывает, что ассортимент услуг, предлагаемых на них разнообразен, обширен и максимально удовлетворяет большинство потребностей пользователей государственных (универсальных) библиотек субъектов Российской Федерации. Создание и анализ ассортимента услуг делает более полными знания о библиотечном обслуживании в Российской Федерации и улучшает качество научной и методической работы по этой теме.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Кучеркова Ольга Александровна - научный сотрудник ЦИПР ФГБУ «Российская государственная библиотека»
кцоЬсгко\а82 @т ail.ru