Свет
в «одном окне»
Улучшение бизнес-климата для малого и среднего бизнеса (МСБ) — один из приоритетов государственной политики. Как на практике осуществляется поддержка предпринимателей, рассказывает президент «ОПОРЫРОССИИ», вице-президент Сбербанка России Сергей Борисов.
Сергей БОРИСОВ,
президент «ОПОРЫ РОССИИ», вице-президент Сбербанка России
Антонина ВОРОНИНА
— Расскажите о проекте «Предпринимательский климат России «Индекс ОПОРЫ». Какова его цель?
— Это исследовательский проект, в рамках которого ежегодно проводится мониторинг условий для развития малого бизнеса в российских регионах. Исследование ведется с 2005 года. За все время существования проекта мы «пропустили» только 2009 год, но сделали это, что называется, по уважительной причине: это был разгар глобального финансового кризиса, и «ОПОРА России» по поручению правительства весь год проводила специальный мониторинг, выясняя, как кризис влияет на малые и средние предприятия России. Но затем общая экономическая ситуация стабилизировалась, и мы смогли вернуться к проекту, который уже стал визитной карточкой «ОПОРЫ».
Что собой представляет исследование? Например, в прошлом году мы опросили более 6 тыс. предпринимателей (преимущественно производственного сектора) в 40 регионах страны. В рамках исследования проводится оценка доступности финансовых ресурсов и их соответствия потребностям бизнеса, анализ инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, гарантийных фондов и т.д.), доступности недвижимости для малых предпринимателей, оценка текущей федеральной и региональной политики в сфере регулирования малых и средних предприятий и т.д.
Особо акцентирую внимание на рейтинге регионов (в 2011 году к ним прибавился рейтинг городов-миллионников). Для каждого субъекта Федерации составляется профиль региона с обобщающей информацией о состоянии малого бизнеса и уровня его поддержки.
Как правило, эти профили становятся предметом самого тщательного изучения со стороны региональных властей, которым нужна объективная информация о наличии «узких мест», влияющих на бизнес-климат. Для нас очень важно, что проект имеет практическую пользу, помогает решать конкретные предпринимательские проблемы.
Разумеется, результаты исследования представляют и на федеральном уровне. В июле прошлого года я рассказывал об итогах «Индекса» Владимиру Путину. В результате было проведено совещание, посвященное самой актуальной, по мнению опрошенных нами предпринимателей, теме — подготовке кадров.
Уже стартовал новый «Индекс-2012», и я очень надеюсь, что каждый последующий выпуск исследования будет давать нам чуть больше поводов для оптимизма, чем предыдущий.
— Как оценивается качество предпринимательской среды для малого бизнеса по итогам 2011 года, какова динамика по сравнению с 2009-2010 годами?
— Если сравнивать итоги последних наших исследований (2007-2008 и 2010-2011) по такому показателю, как препятствия для развития бизнеса, то можно сделать следующие выводы. Чаще всего предприниматели жалуются на «качество и доступность персонала» (первое место в списке проблем). При этом ситуация с 2008 года только ухудшилась. Если в 2008 году эту проблему отмечали 21% опрошенных предпринимателей, то в 2011-м — уже 43%. В 2011 году на второе место вышел «общий спад спроса в отрасли» (33%), который сдвинул на третье место «низкую доступность финансов». Именно эта проблема была в 2008 году на втором месте (15%).
«Несправедливая конкуренция» также остается в числе «лидеров» — 17% в 2011-м и 14% в 2008-м. Как видим, проблемы, которые были актуальны ранее, актуальны и сейчас. Полностью изменить ситуацию пока не удалось.
Из позитивных моментов хочется отметить снижение доли незаконных (коррупционных. — Ред.) выплат в выручке компаний: 2005 год — 8,5%, 2006-й — 9,6%, 2007-й — 6%, 2011-й — 5%. И хотя показатель остается достаточно высоким, тренд вырисовывается правильный. Еще одна положительная тенденция связана со снижением недовольства работой налоговых органов. Конечно, это связано с совершенствованием деятельности ФНС России, с высокой степенью заинтересованности руководства службы в повышении качества работы.
Стоит отметить, что в отличие от прошлого «Индекса ОПОРЫ» за 2007-2008 годы бизнес по результатам исследования за 2010-2011 годы более негативно стал оценивать «доступность новых энергетических мощностей». Если ранее негативные оценки преобладали у 27% компаний, то теперь доля таких предприятий увеличилась до 45%. Существующие «тарифы» ограничивают развитие МСБ. Такая ситуация характерна для большинства компаний (62%). При этом для 17% структур тарифы на электроэнергию являются очень серьезным барьером. Лишь треть компаний считает тарифы приемлемыми.
— Как вы оцениваете уровень законодательной поддержки МСБ?
— Это большой вопрос. Я, пожалуй, остановлюсь на ряде решений последних лет, принятых Правительством РФ и реализованных в виде федеральных законов и подзаконных актов.
В марте 2012 года по кредиту Сбербанка «Доверие» была увеличена сумма кредитных средств с 2 до 3 млн руб., в ближайшее время планируется либерализация условий для действующих заемщиков Сбербанка.
В части упрощения начала собственного дела можно пре жде всего отметить, что произошло существенное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности — с 87 до 49 (в соответствии с Федеральным законом №99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступившим в силу с 3 ноября 2011 года), была введена процедура уведомительного порядка начала деятельности (в соответствии с ФЗ №293 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившим в силу с 1 июля 2009 года).
Второе — это решения, касающиеся сокращения числа проверок, ограничения прав контролирующих органов (в соответствии с ФЗ №294): плановые проверки теперь проводятся раз в три года, а внеплановые — по согласованию с органами прокуратуры.
Третье — доступ к электрическим сетям. Большой победой для нас стало введение льгот (10.06.2008 РАО «ЕЭС» ввело новый тариф на подключение к электросетям для граждан и малого бизнеса) для подключения малым бизнесом электроэнергии до 15 кВт (550 руб.), а также введение рассрочки платежа до 100 кВт. Кроме того, при участии «ОПОРЫ» был разработан типовой договор технологического присоединения к электросетям и отменены штрафные санкции за недобор или перебор электроэнергии и др.
Четвертый момент касается введения механизма оценки регулирующего воздействия. Бизнес получил возможность эффективно влиять на принятие государством решений. Необходимо отметить и тот факт, что Минэкономразвития получило в 2011 году полномочия отменять «антипредпринимательские» нормативные акты.
Пятое, на чем хотелось бы акцентировать ваше внимание, касается доступа малого бизнеса к имуществу. Вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ (ФЗ №159 от 22.07.2008 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), исключающие необходимость уплаты НДС при выкупе арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества. Плюс — для МСБ предусмотрена возможность льготной аренды
Бизнес более негативно стал оценивать «доступность новых энергетических -мощностей».
государственного и муниципального имущества (скидка от рыночной стоимости составляет от 20 до 60%).
— Налоги — это по-прежнему барьер для развития предприятий?
— Тема налогов априори в России воспринимается болезненно. Бизнес не удовлетворен теми налогами, которые есть, но при этом все живут в такой реальности и воспринимают это как данность. В свое время серьезным толчком для развития МСБ стало введение специальных налоговых режимов. Малые компании вышли из тени: администрирование этих налогов несложное. Предприниматели получили преференции по уплате различных налогов,
что стимулировало регистрацию новых компании и выход в правовое поле действующих.
К сожалению, за последние годы был принят ряд решений, которые негативно сказались на развитии малого бизнеса. И здесь, конечно, речь о повышении ставок страховых взносов. Опрос на портале «ОПОРЫ» (более 750 пользователей) показал, какими последствиями это решение обернулось для бизнеса: 90% предпринимателей пошли на фактическое снижение заработной платы или отказ от запланированного повышения зарплаты сотрудников; 83% отказались от планов по расширению бизнеса, в частности, модернизации оборудования; 82% прибегли к использованию различных механизмов в целях уплаты сумм страховых взносов в меньшем размере (например, вернулась практика выплаты части заработной платы в конвертах и т.п.); 89% отметили сокращение реальной прибыли за последний год.
— Ощущается ли на практике (как результат многочисленных поправок в Налоговый кодекс) поддержка инновационных компаний с точки зрения налогообложения?
— Что касается инноваций, то, действительно, взятый государством курс на развитие инноваций вылился
Кредит «Доверие»
Кредит собственникам бизнеса, индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям на любые цели.
Сумма кредита — до 3 ООО ООО руб., ставка — от 19%, срок — до трех лет.
Кредит «Бизнес-Инвест»
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЕМЩИКАМ
Годовая выручка компании не превышает 400 млн руб. Срок ведения хозяйственной деятельности:
• не менее 3 месяцев — для торговли;
• не менее 6 месяцев — для остальных видов деятельности, кроме сезонных;
• не менее 12 месяцев — для сезонных видов деятельности.
Кредит «Бизнес-Оборот»
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЕМЩИКАМ
Годовая выручка компании не превышает 400 млн руб. Срок ведения хозяйственной деятельности:
• не менее 3 месяцев — для торговли;
• не менее 6 месяцев — для остальных видов деятельности, кроме сезонных;
• не менее 12 месяцев — для сезонных видов деятельности.
1
Кредит «Бизнес-Авто»
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЕМЩИКАМ
Годовая выручка компании
не превышает 400 млн руб.
Срок ведения хозяйственной деятельности:
• не менее 6 месяцев — для всех видов деятельности, кроме сезонных;
• не менее 12 месяцев — для сезонных видов деятельности.
\
SHUTTERSTOCK/PHOTASSTOCK
в подготовку ряда законопроектов по созданию благоприятных условий для развития этой сферы. Таким компаниям предоставляют и пониженные ставки страховых взносов, и более простое администрирование. Вместе с тем пока сложно говорить об инновационном взрыве. Ведь инновации — это патент или изобретение, это готовое решение, которое востребовано рынком и необходимо ему. Поэтому мало что-то изобрести, необходимо это продать. И государство должно стимулировать спрос на инновации. Так, при госзаказе можно для российских товаров, которые не имеют аналогов в мире или наравне конкурируют с ведущими разработками, предусматривать определенные преференции. У нас огромный потенциал для развития инноваций, нам нужно грамотно его реализовать. Многие эксперты открыто говорят о колоссальной изношенности инфраструктурных объектов. Но если посмотреть на эту ситуацию не только как на беду, но и как на возможность, то станет понятно: вот он — рынок для инновационных решений! При этом нужно учитывать и мировые тенденции. Например, ужесточение стандартов и требований к продукции и работам. Все мы помним, как запрет полетов Ту-154 над Европой в 2007 году «спровоцировал» его модернизацию.
— Какие программы и проекты, проводимые государством для поддержки МСБ, вы могли бы выделить как наиболее эффективные, а какие из них являются формальными и не работают?
— Одна из наиболее важных и эффективных в настоящее время — программа финансовой поддержки субъектов МСБ, которую реализует Минэкономразвития РФ. Если говорить о конкретных результатах программы, то за счет средств, выделенных на поддержку МСБ в 2011 году, было создано 171 тыс. новых рабочих мест и сохранено около 447 тыс. рабочих мест.
Программа очень важна, поскольку стимулирует заниматься малым бизнесом региональные власти и муниципалитеты. Регионы ежегодно обновляют свои программы поддержки малого и среднего предпринимательства и закладывают средства на софинансирование этих мероприятий. Тот путь, который удалось пройти с 2005 года, когда программа только стартовала, очень показателен — поддержка МСБ в субъектах РФ стала для многих администраций по-настоящему важным элементом региональной политики.
— Одна из проблем МСБ — доступ к источникам финансирования. Каково состояние в этой сфере сегодня?
— Низкая доступность финансовых ресурсов — одна из ключевых проблем для российского МСБ. Причем чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Привлечение краткосрочного (до года) кредита сопряжено со значительными трудностями почти для трети компаний, еще для 14% компаний это практически невозможно. Кредит на срок от года до трех лет привлечь достаточно сложно, по мнению 30% респондентов, и практически невозможно — по оценке 17%. Что касается долгосрочных кредитов (на срок свыше трех лет), то тут негативных оценок еще больше: «достаточно сложно» — 27% и «практически невозможно» — 23%.
Такой инструмент, как венчурное финансирование, для многих предпринимателей — по-прежнему экзотика. Лишь 11% руководителей компаний полагают, что в их регионе реально привлечь деньги из венчурных фондов под рисковые бизнес-проекты. 42% опрошенных не смогли прокомментировать ситуацию, а оставшиеся 46% заявили, что получить венчурное финансирование довольно сложно или невозможно.
— Сбербанк уделяет повышенное внимание поддержке малого бизнеса и продолжает внедрять продукты для этого сегмента. Какие из них пользуются наибольшей популярностью у предпринимателей?
— Работа с малым бизнесом — это стратегический приоритет в деятельности Сбербанка России. Подтверждение тому — принятие в конце 2011 года Концепции развития малого и микробизнеса до 2014 года, установившей качественно новые, инновационные подходы к работе с субъектами малого предпринимательства. Сбербанк предоставляет кредитование, учитывающее специфику и потребности малых заемщиков, в том числе для начинающих предпринимателей, а также нефинансовую поддержку своих клиентов на всех этапах ведения ими хозяйственной деятельности.
Малый бизнес, в отраслевой структуре которого по-прежнему лидирует торговый сектор, в первую очередь заинтересован не в долгосрочном инвестиционном кредитовании, а в «коротких» оборотных кредитах и беззалоговом экспресс-кредитовании. Так, в настоящее время в продуктовой линейке Сбербанка высоко востребованы кредиты серии «экспресс», не требующие залога («Кредит «Доверие») или не предполагающие полного покрытия залогом суммы кредита («Бизнес-Оборот», «Бизнес-Инвест»), а также продукты под залог приобретаемого имущества («Бизнес-Авто»).
Активно развивая скоринговые технологии оценки заемщика («Кредитная фабрика»), например, мы выдаем один заем в минуту по беззалоговому продукту «Кредит «Доверие». Сбербанк России постоянно улучшает условия кредитования: например, в марте была увеличена сумма кредитных средств с 2 до 3 млн руб., а в ближайшее время планируется либерализация условий для действующих заемщиков Сбербанка. Отмечу, что технология «Кредитная фабрика», позволяющая выдавать кредит всего за три дня, тиражирована на всю территорию страны.
— Какие новые продукты для МСБ появятся в Сбербанке в ближайшее время? Расскажите о первых результатах внедрения кредита «Бизнес-Старт».
— Проект «Бизнес-Старт», в рамках которого Сбербанк предоставляет кредит, а также отработанную успешную технологию ведения бизнеса, обучает и оказывает необходимую поддержку, в пилотном режиме запущен в декабре прошлого года. Обратившись за кредитом «Бизнес-Старт», предприниматель выбирает готовое решение по брендо-вой и небрендовой франшизе. Он может открыть ресторан быстрого питания, магазин, салон красоты, детский клуб и пр. Выбор может быть сделан и в пользу мобильных платформ (например, магазин «Фрукты и овощи», мобильный пункт бытовых услуг «Дом быта», кафе «Блинная»), разработанных совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ».
К настоящему времени мы получили более 300 заявок на этот кредит. География пилотного проекта постоянно
расширяется: на начало года она включала 30 крупнейших городов России, сейчас их в два раза больше. В мае программа «Бизнес-Старт» также запущена в Москве, мы адаптировали условия нашего продукта для более высоких (в стоимостном отношении) требований рынка столицы. Усилия сосредоточены на том, чтобы с помощью Сбербанка максимально широкому кругу заинтересованных лиц стало бы просто открыть собственное дело (недавно снижен возраст заемщика с 25 до 20 лет; доля собственных средств предпринимателя в проекте уменьшена с 30 до 20%).
Еще один кредит — «Бизнес-Проект» (долгосрочное финансирование — до 10 лет) — предоставляется для
За счет средств, выделенных в 2011 году в рамках программы поддержки малого бизнеса МЭР, было создано 171 тыс. -новых рабочих мест.
расширения и модернизации действующего бизнеса заемщика, диверсификации бизнеса и открытия новых направлений.
Пилотный проект стартовал с февраля этого года. С осени и до конца года внедрение «Бизнес-Проекта» планируется во всей филиальной сети. В это же время по всей территории страны будет тиражирован и реализуемый пока в тестовом режиме «Бизнес-Овердрафт» (выдается при недостатке денежных средств на счете для осуществления расходных операций).
Будет расширяться и продуктовая линейка «Кредитной фабрики». В частности, с апреля этого года запущен пилотный целевой кредит «Экспресс-Авто» (на приобретение автотранспорта, который может быть использован как в бизнесе, так и оформлен на собственника для личного пользования).
— Расскажите о работе центров поддержки МСБ. В каких городах они уже существуют, где планируется их открытие?
— Центры развития бизнеса (ЦРБ) — это специализированные подразделения ОАО «Сбербанк России» качественно нового формата. В центрах предприниматели помимо финансовых услуг банка смогут получить дополнительные сервисы: здесь будут проводить семинары и конференции, развернутые консультации по банковскому обслуживанию, юридические и налоговые консультации, наши подопечные смогут воспользоваться программами государственной поддержки.
ЦРБ по сути станет «одним окном» — предприниматель сможет получить широкий спектр услуг для ведения бизнеса: от обучения первоначальным предпринимательским навыкам и регистрации бизнеса до повышения квалификации и финансирования новых проектов.
Сегодня работает 15 таких центров, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В 2012-2013 годах мы планируем открыть Центр развития бизнеса в каждом городе с численностью населения свыше 100 тыс. человек.