Yu.M. ANTONYAN E.A. ANTONYAN
CONDITIONAL SENTENCE AND IT'S CRIMINOLOGICAL EFFECT
Ю. М. АНТОНЯН заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор;
Е.А. АНТОНЯН
кандидат юридических наук,
доцент
УСЛОВНОЕ ОСУЖДЕНИЕ И ЕГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
У словное осуждение принадлежит к числу «иных мер уголовно-правового характера», о которых упомянуто в ст. 2, 6 и 7 УК РФ. Его следует применять при небольшой степени общественной опасности как деяния, так и личности лица, его совершившего. Согласно ст. 73 УК РФ условное осуждение допустимо как за тяжкие, так и за особо тяжкие преступления.
Условное осуждение в соответствии со ст. 73 УК РФ применяется к осужденным к исправительным работам, ограничению по военной службе, ограничению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части и лишению свободы, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания назначенного наказания. При этом суд устанавливает испыта-тельный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. При назначении лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок устанавливается от шести месяцев до трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года - от шести месяцев до пяти лет.
Большие споры вызывает институт условного осуждения в уголовном праве. Так, нормы ст. 73-74 УК РФ детально регламентируют основания назначения условного осуждения и его отмены в случае совершения нового преступления, но они фактически не содержат никаких ограничений на назна-чение условного осуждения, в то время как
подобная необходимость объективно обусловлена сложившейся в стране криминогенной ситуацией, а положение ч. 2 ст. 73 УК РФ, рекомендующее суду при назначении условного осуждения учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность преступника, смягчающие и отягчающие обстоятельства, носит явно декларативный характер. Дело в том, что судья при вынесении приговора по конкретному уголовному делу не обязан учитывать названные рекомендации и может руководствоваться только собственным правосознанием. Именно поэтому у судов есть возможность назначить условное осуждение лицам, впервые совершившим преступление независимо от категории, а также лицам, ранее судимым. Отсутствие в уголовном законодательстве ограничений на применение условного осуждения способствует произвольному толкованию судами норм У головного кодекса РФ. Во многих случаях по этой причине опасные преступники получают возможность избежать справедливого наказания.
Необходимо определить круг лиц, которым условное осуждение назначено судом не может быть. Это лица, ранее судимые за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, пусть даже судимость с них снята или погашена. Это ранее судимые за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, за что они уже наказывались условно. Совершенно ясно, что если они вновь совершили преступление, то не могут оста-
□ □ □ □ □ ,□ и.пи □□□□□□□
ваться в условиях свободы и должны быть ее лишены.
По данным судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ, только в 2003 г. к условным мерам наказания осуждены 387,6 тыс. человек, или 50,1 % от общего числа осужденных. Наибольшую долю условно осужденных составляют лица, совершившие тяжкие преступления (примерно 25 %). Приведенные цифры не могут не вызывать тревоги. Они свидетельствуют о том, что такая практика является одной из причин высокого уровня преступности в России, в частности насильственной.
Полагаем, что по вопросам самого назначения условного осуждения необходимы разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, где были бы отражены приоритеты практики назначения условного осуждения. Это будет способствовать ограничению назначения в ряде случаев необоснованного условного осуждения. Не должны наказываться условно не только убийцы или насильники, но и виновные в тяжких и особо тяжких коррупционных и иных корыстных преступлениях, особенно из числа чиновников высшего ранга.
На 1 января 2007 г. на учете в 2453 уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ, численность инспекторов - 4730 чел.) состояло 572,1 тыс. осужденных, из них 70 % - к условным мерам наказания.
Сами по себе эти цифры ничего не говорят, но главная причина неэффективности всей системы надзора за условно осужденными состоит в том, что, во-первых, количество инспекторов недостаточно для надлежащего надзора, который обязательно должен сочетаться с воспитательной работой; во-вторых, инспекторы (большая часть из них -женщины) профессионально плохо подготовлены к этой работе, не владеют нужными методиками, их возможности оказания помощи ограничены.
Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по их месту жительства, а в отношении условно осужденных военнослужащих — командованием воинских частей. Вместе с тем на основании ч. 2 ст. 187 УИК РФ к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники и других служб органов внутренних дел и юстиции. У головно-исполнительные инспекции ведут персональный учет условно осуж-
денных, контролируют совместно с другими органами соблюдение ими общественного порядка и возложенных судом обязанностей, проводят беседы воспитательного характера, делают запросы на предприятия и учреждения, в правоохранительные органы для выяснения их поведения и отношения к труду.
При назначении условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительные инспекции руководствуются требованиями ст. 33-38 УИК РФ.
При уклонении условно осужденного от контроля за его поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит мероприятия по установлению места его нахождения. Эти мероприятия включают в себя:
1) вынесение осужденному предупреждения в письменной форме о возможности отмены условного осуждения;
2) внесение в суд представления о возложении на условно осужденного дополнительных обязанностей (представление вносится органом, осуществляющим контроль, в случае нарушения условно осужденным предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ обязанностей являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию и отчитываться о своем поведении, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на лицо других обязанностей);
3) направление соответствующего представления о продлении испытательного срока либо об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда (направление такого представления возможно, согласно ч. 2 ст. 74 УК РФ, в случаях однократного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей или нарушения общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание; наряду с этим суд может продлить испытательный срок, но не более чем на один год);
4) направление в суд представления об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда (представление об отмене условного осуждения вносится уголовно-исполнительной инспекцией на основании ч. 3 и 4 ст. 74 УК РФ и ч. 4 ст. 190 УИК РФ в случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного сро-
Уголовно-исполнительное право
ка возложенных на него судом обязанностей либо если он скрывается от контроля, кроме того, представление об отмене условного осуждения может быть внесено в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой тяжести).
Если осужденный в течение испытательного срока совершит умышленное преступление средней тяжести, умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление, условное осуждение отменяется в обязательном порядке. В связи с обязательностью данного положения закон не требует в подобных случаях направления уголовно-исполнительной инспекцией представления в суд об отмене условного осуждения.
Однако в п. 5 Положения об уголовноисполнительных инспекциях подчеркнута необходимость взаимодействия последних не только с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организация -ми по месту работы осужденных, органами местного самоуправления, прокуратуры, общественными объединениями, но и с судами. В связи с этим представляется, что уголовно-исполнительная инспекция должна незамедлительно информировать суд обо всех ставших ей известными фактах совершения условно осужденным преступлений.
Отметим, что ст. 190 УИК РФ предусматривает право применения указанных мер только уголовно-исполнительными инспекциями. Это позволяет выявить законодательную неточность: 1) соответствующие представления могут вноситься также командованием воинских частей, осуществляющим контроль за поведением условно осужденных военнослужащих (например, об этом прямо говорится в Инструкции об организации контроля за поведением военнослужащих, условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе, утвержденной приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 1 февраля 1997 г. № 88);
2) названная статья УИК РФ не определяет понятия «злостное неисполнение условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей» (дело в том, что она имеет некоторые расхождения с ч. 3 ст. 74 УК РФ в части оснований отмены условного осуждения).
При этом скрывающимся от контроля в соответствии с ч. 6 ст. 190 УИК РФ при-
знается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.
Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу, а по его истечении контроль за поведением условно осужденного прекращается и он снимается с учета инспекции. Если осужденный уклоняется от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо нарушает общественный порядок, за что было наложено административное взыскание, уголовноисполнительная инспекция письменно предупреждает его о возможности отмены условного осуждения. При неисполнении условно осужденным требований, установленных ст. 188 УИК РФ, а также при иных обстоятельствах, свидетельствующих о целесообразности возложения на него других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции вносит в суд соответствующее представление. При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительная инспекция может направить в суд и представление о продлении испытательного срока, который может быть увеличен судом, но не более чем на один год.
Если же осужденный систематически или злостно не исполняет возложенные на него судом обязанности либо скрывается от контроля, начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда При этом систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом. Скрывшимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.
При совершении условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения в соответствии с ч. 4 ст. 74 УК РФ решает суд. В случае совершения осужденным умышленного преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого суд отменяет условное осуждение и наказание ему назначается по совокупности приговоров. По
□.□. □ □ □ □ .□ п.пи □□□□□□□_______________
нашему мнению, такое законодательное решение этой непростой проблемы необоснованно. Было бы гораздо правильнее, если бы совершение любого нового преступления влекло за собой отмену условного осуждения. К тому же закон не предусматривает ситуации, когда условно осужденный совершит два преступления небольшой тяжести или два неосторожных преступления.
Если до истечения испытательного срока условно осужденный докажет своим поведением, что он исправился, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции либо командования воинской части может отменить условное осуждение и снять судимость. Однако такое решение принимается по истечении не менее половины установленного испытательного срока.
То, что многие условно осужденные вновь совершают преступления (рецидив среди них в течение всего срока наказания и 3 лет после его исполнения не превышает 12 %), не свидетельствует о неэффективности условного института. Действительно, есть весьма многочисленная категория преступников, которые не нуждаются в изоляции от общества, но им нужны помощь и поддержка, повышенное внимание и воспитательное воздействие.
К сожалению, стоит признать такие главные причины чрезмерного применения условного осуждения в России, как: невозможность назначения обязательных работ, ареста и ограничения свободы; коррупция в судебно-следственной системе, когда заведомо опасные преступники не лишаются свободы; укрепление «сословной» юстиции, при которой чиновники высшего ранга и лица элитного общества благодаря своему влиянию, связям и деньгам фактически могут избежать наказания.
Эффективность условного осуждения как вида уголовного наказания зависит от оказания помощи и поддержки условно осужденным, осуществления воспитательной работы прежде всего в рамках общения в форме бесед, которые составляют основную форму индивидуально-воспитательного предупреждения рецидива в условиях свободы. Оно наиболее эффективно воздействует, по выборочным данным, на осужденных в возрасте от 30 лет и старше. При этом необходимо максимально учитывать психологический тип личности воспитуемого, его жизненные установки и, конечно, социальные условия жизни.
Однако, как свидетельствует практика, при
условном осуждении профилактические беседы в большинстве случаев имеют слабое воспитательное воздействие по причинам, о которых говорилось выше: сотрудники инспекций редко встречаются с условно осужденными и плохо представляют себе методику проведения таких бесед. Более действенной мерой по профилактике рецидива оказывается продление испытательного срока, а отмена испытательного срока - это мера, исчерпывающая воспитательное воздействие на условно осужденных и означающая обращение к реальному исполнению наказания, назначенного условно.
К числу криминогенных факторов, влияющих на количество правонарушений при условном осуждении, можно отнести назначение судами испытательного срока лицам, ранее судимым, страдающим хроническим алкоголизмом и наркоманией, и лицам без определенного места жительства.
Не случайно постановка на учет начинается с профилактической беседы, в ходе которой устанавливается психологический контакт и проводится первичная социальнопсихологическая диагностика, изучение социально-демографических данных (пол, возраст, семейное положение, образование, социальное положение и т. д.). Именно от первой беседы может зависеть весь процесс исполнения наказания в отношении конкретного осужденного, состоящего на учете в УИИ. Возникает зависимость задач воспита-тельно-профилактической работы с этим осужденным от особенностей его личности. В отношении людей, обладающих установкой на совершение антиобщественных действий, стратегия профилактической деятельности может предусматривать формирование и обострение внутриличностного конфликта, побуждающего к переосмыслению образа жизни, переоценке ценностей и перспектив, психологическое стимулирование этой переоценки и оказание помощи в возникновении новых позитивных ценностно-смысловых образований в целях становления иной стратегии жизни и выбора правомерного поведения в различных сферах жизнедеятельности и социальных отношений.
В уголовном законодательстве большинства стран Западной Европы в качестве отсрочки тюремного заключения предусмотрена процедура, при которой суд устанавливает срок наказания в виде лишения свободы, но откладывает его исполнение на период Уголовно-исполнительное право 2007. № 1 *
пробации. Пробация понимается в двух значениях: во-первых, когда само вынесение приговора откладывается и, во-вторых, когда она выступает сопровождающим институтом при условном лишении свободы или отсрочке вынесенного приговора. Как правило, институт пробации во многих европейских пенитенциарных системах является основой всех альтернативных наказаний, он касается тех уголовных наказаний, которые предусматривают лишение свободы максимум до трех лет.
Для отечественной пенитенциарной системы весьма полезен зарубежный опыт, тем более что аналогом служб пробации вполне могли бы стать исправительные центры. При этом не следует слепо копировать зарубежный опыт, так как зарубежные и отечественная пенитенциарные системы имеют специфические особенности, вытекающие из условий исторического развития и, конечно, экономического положения в соответствующих странах.
Так, за последние 10 лет там, где институт пробации широко применяется, наметились негативные тенденции. Как выяснилось, они связаны с проблемами финансирования программ пробации, обусловленными увеличением числа осужденных, в отношении которых состоялись приказы о пробации, и, как следствие, уменьшением численности персонала служб пробации. Результатом этого явилось то, что лица, находившиеся на режиме пробации, могут пользоваться не-огра-ниченной свободой, и все их обязанности порой сводятся лишь к периодическим встречам с сотрудниками службы пробации.
Применение условного осуждения должно стать реальной альтернативой лишению свободы, но это возможно только при надлежащей организации самого процесса исполнения уголовного наказания в виде условного осуждения, а это полностью зависит от наличия финансовых ресурсов.
• •